Транслирование моего опыта работы в педагогических коллективах
На этой странице я помещаю материалы своих выступлений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Методический семинар
«Приобщение подрастающего поколения к миру экологии, через различные виды деятельности»
Подготовила: Воспитатель Хасаншина А.Н.
г,Нефтекамск, 2019г.
1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на своем методическом семинаре. Я, Хасаншина Алина Наильевна, мой стаж работы не большой, всего два года, но я уже имею первую квалификационную категорию.
Ход семинара
Сегодня у нас с вами методический семинар.
Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…
Вы наверное поняли, о чем мы будем говорить на нашем семинаре. Да, о природе, об экологии. Тема моего самообразования: «Экологическое воспитание детей в детском саду»
Итак, начинаем.
2 слайд Тема моего методического семинара «Приобщение подрастающего поколения к миру экологии, через различные виды деятельности».
3 слайд Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям педагогам.
Задачи:
1. Развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;
2.Формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;
3.Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов.
4 слайд Давайте, сформулируем актуальность нашей темы «экологическое воспитание дошкольников»:
В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, без заботы об охране природы просто невозможно.
5 слайд Президент РФ подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году».
Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.
С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
6 слайд Подготовительную работу я начала с изучения ФГОС, нормативно-правовых документов, методической литературы, проанализировала разделы по экологии в программах воспитания и обучения в детском саду: по программе «Юный эколог» автором которого является Николаева Светлана Николаевна
Выявила знания детей посредством наблюдений, бесед, тестов. Разработала перспективное планирование занятий, подготовила учебно - методические пособия к ним, дидактические игры, фонотеку, оборудовала центр природы, подобрала материал для работы с родителями.
7 слайд В нашем детском саду я начала работу по экологическому воспитанию дошкольников. Я провожу мастер-класс по изготовлению игр экологической направленности, участвую в акциях. В рамках акции «Кормушка» провела эко –викторину, участвовала акции сбора мукалатуры С целью обобщения опыта размещаю свои разработки на сайте работников образования, принимаю участие в городских методических объединениях педагогов дошкольного образования.
В моей группе созданы следующие центры
8 слайд Центр обучения, где дети рисуют, лепят, работают с дидактическими пособиями.
9 слайд Центр библиотеки - центр, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, журналы по экологии.
10 слайд Мини – лаборатория для развития у детей познавательного интереса и интереса к исследовательской деятельности.
11 слайд Мини-огород на окне позволяет детям реализовать свою познавательную активность. Так же у детей формируются умения анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы.
12 слайд Нельзя забывать о важности календаря природы. Повышается познавательный интерес у ребят если они будут разнообразными. Дети с удовольствием фиксируют свои наблюдения.
13 слайд Модель образовательной деятельности детей в ДОУ включает: совместную деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельную деятельность детей.
14 слайд Модель совместной деятельности - беседы, чтение детям художественной литературы, целевые прогулки в природе, наблюдения, игры, экологические досуги и праздники, опытно - экспериментальная, поисковая деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, художественно-продуктивная деятельность по экологической тематике, эко модель, работа с календарями природы, дневниками наблюдений, проекты.
15 слайд Основная деятельность детей – это игра. Исходя из моего опыта работы, я поняла, что дети лучше всего воспринимают экологию через дидактические игры. Конечно же можно купить готовые игры в магазине, но детям интереснее, когда игры сделаны своими руками. Поэтому я сделала несколько игр, в соотвествии возраста детей, не только по экологии, но и связала их с развитием мелкой моторики рук.
16 слайд Непосредственно образовательная деятельность должна быть целенаправленная, веселая, интенсивная. Современные технологии, помощь интернет-ресурсов и различные педагогические приёмы позволяют мне превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.
17 слайд В работе с детьми я использую игры:
- 1. Ролевые экологические игры (творческие игры). Сюжетно – ролевая игра
- 2. Имитационные экологические игры.
- 3. Соревновательные экологические игры.
- 4. Игры – путешествия.
- 5. Дидактические игры.
- 6. Игры с природным материалом.
- 7. Подвижные игры.
- 8 народные игры.
18 слайд В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома, это отличный способ закрепления тематической недели. Лэпбук очень удобно использовать в коллективной и индивидуальной образовательной деятельности а также в самостоятельной.
19 слайд Я являлась руководителем экологического кружка «В мире природы», разработала дополнительную программу по экологическому воспитанию. Организую выставку творческих работы своих воспитанников. Мы делали поделки из оригами. Ребята очень старательны.
20 слайд Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребенка с окружающим миром помогает метод проектов. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект - это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. Я разработала проекты: «Домашние животные», «Факты о воздухе» «Путешествие капельки».
В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями. Это метод, идущий от детских потребностей и интересов.
21 слайд Мини музей «Путешествие капельки» позволяет детям знакомиться со значением воды в нашей жизни. Для кого и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде.
22 слайд Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В подготовительной группе подготовила 2 проекта: «Воздух» и «Вода».
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
23 слайд Огромную роль в воспитании экологической культуры играет семья, родители (законные представители) ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Познавательную, ценностную, деятельную, нормативную информацию для родителей я знакомлю через модель экологического просвещения родителей.
Оформляю папки-передвижки: «Экологическая среда и здоровье ребёнка», Провела родительское собрания «Ребенок и природа». Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок, участию в конкурсах. Я всегда благодарю своих родителей и малышей, поощряя грамотами и подарками.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, я смогу воспитать экологически грамотного, культурного человека.
24 слайд В результате проделанной мною работы, есть положительные результаты, которые вы видите на экране
Формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.
Я уверена, в душе ребёнка обязательно сохранится желание делать добро для всего живого, и главное, он будет беречь природу, будет заботиться о себе и о других.
25 слайд Вывод:
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.
26 слайд Планы на будущее:
- Создать долгосрочный проект « Юные защитники природы»
Своё выступление, я хочу закончить красивыми словами
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
Вашему вниманию предлагаю небольшую часть дидактических игр для малышей по развитию экологического воспитания.
27 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 35 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Песочная терапия- как метод развития сенсорики и мелкой моторики рук у детей
младшего дошкольного возраста
Цель: Развитие воображения, тактильной чувствительности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Задачи: Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком; Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение); Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
Вашему вниманию я предлагаю тему «Песок как метод развития мелкой моторики». Я работаю в детском саду № 35 в младшей группе. Я подготовила эту тему, так как песок является большим помощником в нашей работе. Дети легко оставались в утренний отрезок времени, отвлекались. В младшей группе в детском саду необходимо обеспечить ребенку максимум активности, заинтересовать его деятельностью, которой он будет заниматься с интересом и удовольствием. Я решила применить в своей практике «волшебный песочек», играя с которым ребенок может позволить себе просто быть собой, быть творческим, фантазировать. «Волшебная песочница» оказалась эффективной формой работы в ДОУ.
Песок – новый и необычный экологический материал для творческих игр, учебного и познавательного процессов. Он развивает мелкую моторику, глазомер, чувственное восприятие и креативность, речь, а также прекрасно снимает стресс. Постройки, созданные ребенком на песке, являются отражением бессознательного. С их помощью он выводит наружу свои переживания. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Песок - это неисчерпаемый источник вдохновения.
Оценка эмоционального состояния ребенка. Песочная терапия помогает воспитателям выявить тревожность, агрессивность, страхи у детей. То, что ребенок не расскажет, можно увидеть по тому, что он будет рисовать песком на столе, как будет это делать и стирать картинку.
- Психологическая разгрузка и снятие агрессии. В ходе проведения песочной терапии можно бороться с проявлением агрессии, проводить коррекционную работу со страхами и отклонениями в поведении малыша. Здесь поможет выполнение ряда условий – приглушенный свет, спокойная музыка. Использование цветной подсветки либо разноцветных листов бумаги помогает в психологической коррекции, к примеру, зеленый – успокаивает, красный - растормаживает.
- Развитие коммуникативных навыков. Используя световой планшет или стол в работе с небольшой группой детей (2-4 человека), можно развивать у детей социальную активность, научить взаимодействовать и добиваться поставленной цели (общий рисунок) совместно.
- Стимулирование памяти и процессов мышления. Работая с песком, ребенок сравнивает реальный предмет и собственные представления о нем, а затем с помощью образного мышления переносит все это в рисунок.
- Развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук, которые сопровождают сенсорные ощущение, способствует активной работе обоих полушарий.
- Коррекционная работа для зрения. Песочная терапия показана детям с нарушениями зрения. Подсветка не раздражает глаза, но активирует работу зрительного анализатора. Смена цветных листов для подсветки растормаживает сетчатку и способствует повышению остроты зрения. Зеленый – успокаивает глаз, красный, оранжевый и желтый раздражают. Таким образом сменой цветов достигается результат.
- Укрепление мышц рук и разработка суставов. Благодаря монотонной работе с песком дети развивают пальцы и руки, активно стимулируется мелкая моторика, снимаются мышечные зажимы. Такую терапию особенно рекомендуют детям с нарушением работы опорно-двигательного аппарата.
Я заметила, что детям нравятся игры с песком: Они сначала создают, потом разрушают постройки- для дошкольников это удивительная игра. А как известно, для дошкольников игра- один из важнейших факторов в развитии способностей основное средство познания окружающего мира. Именно поэтому мы активно используем игры в песочнице как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, развитие речи, психологического здоровья.
Предлагаю картотеку игр с песком
-Игра «Нарисуй картинку»;
-Игра «Найди игрушку»;
-Игра «Ищем сюрприз»;
-Игра «Угадай на ощупь»;
-Игра «Спрячь сам»;
-Ига «Отпечатай ладошки»;
«Найди игрушку»
Цель: развитие мелкой моторики, ловкости пальцев, стремления доводить начатое до конца. Оборудование: кинетический песок, формочки, кубики. Ход: в песке спрятаны несколько маленьких предметов (игрушки из киндера, детальки конструктора, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы), предложите детям найти их. Задача может быть разной: найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.
«Спрячь сам»
Цель: развитие мелкой моторики, речи. Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки. Ход: заранее спрячьте в песочнице различные игрушки. Скажите ребенку, что злой волшебник наслал заклинание на жителей песочной страны. Чтобы освободить жителей от чар, нужно найти их в песке. Можно попросить ребенка произносить название каждой найденной игрушки.
Песок является таким материалом в который можно играть не только в группе, но и на улице. Он укрепляет мышцы рук, разрабатывает суставы, что благотворно влияет на здоровье детей.
Литература:
Т.А. Андреенко Использование кинетического песка в работе с дошкольниками- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г-128с.
Т.М. Грабенко Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. -СПб.:Речь, 2010.
Г.Н. Эль Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия.- СПб.: Речь, 2010.