Транслирование моего опыта работы в педагогических коллективах

Хасаншина Алина Наильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

«Использование народного фольклора при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

                                                                  Воспитатель: Хасаншина А.Н.

 

     Использование народного фольклора при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

   Актуальность проблемы обусловлена тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является первым важнейшим услем становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития.
    Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Развитие происходит при активной деятельности самого малыша. Наблюдая за маленьким человеком можно увидеть в игре предметную деятельность.

Ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослому. В ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение, любовь взрослого у ребёнка очень рано возникает потребность общения с ним. Отсюда следует, что любая совместная деятельность с детьми должна быть эмоционально украшенной, увлекательной, развивающей. Таким образом возникла потребность работать в этом направлении.

Проблема: Низкий уровень освоения детьми культур-

но гигиенических навыков.

    Цель: развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством  народного фольклора.

Задачи:

- проанализировать программно-методические, материально-технические условия в группе;

- обобщить собственный педагогический опыт по данной теме;

- разработать перспективный план по использованию фольклора в режимных моментах.

     Проблема: Низкий уровень освоения детьми культур-

но гигиенических навыков.

       В своей работе я использую самые разнообразные методы:
1. Словесный. Это живое общение с детьми.
   Беседа – помочь понять содержание главного, на что должен обратить внимание ребенок.
2. Игровой. Один из способов сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для самого малыша. В игре ребенок познает мир, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, готовиться взрослеть и общаться с людьми.
Игровой метод тесно связан со словесным - это хорошо прослеживается в потешках.
3. Наглядный. Наглядный метод – это наблюдения, рассматривание картин, показ.
Внимание ребенка вызывается привлекательными предметами.
4. Основная форма обучения детей – это совместная деятельность, где определяется цель обучающего и воспитательного воздействия.

           Также я руководствуюсь следующими принципами :    

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – это принцип, где ребенок сам воспроизводит действия: «Оденем куклу после сна»,«Накормим куклу обедом».
2. Принцип индивидуального подхода –заключается в том, чтобы наладить доверительные отношения с малышом, проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку.
3. Принцип наглядности – он занимает одно из ведущих мест, где знания ребенка формируются в результате восприятия. Показ – это основа принципа. Например: посмотрите дети «Катя умывалась – на полу нет ни одной капельки воды».
4. Систематичности и последовательности – это режимные моменты, которые всегда проходят в определенное время и занимают свою нишу в режиме дня.
5. Принцип доступности –осуществляется через игрушки и игровое пространство, а также общение с ребенком через потешки.
          Моя задача – дать сюжет для игры в доступной форме. Обращая внимание ребенка на разные предметы, помочь ему научиться брать их в руки, рассматривать, открывать и закрывать; одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи - этим способствую развитию крупной моторики.                                                                          
    Для сотрудничества использую не только игрушки и предметы, но и игры, потешки , что способствует постепенному формированию навыков и привычек.
Например, очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боялись воды, но умываться в начале года не умели: подставят руки под струю и держат.
           Подготовку к умыванию я провожу так: дети закатывали рукава, как я показывала. Я объясняла, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».Рассматривали вместе с детьми алгоритм умывания, который затем поместили над умывальниками .
Я объясняла и показывала детям, что сначала надо намочить руки, а затем намыливать их мылом и смывать водой. Напоминала, умывая лицо, голову следует наклонять над умывальником, чтобы не облить рубашку или платье. Иногда использовала игрушки,Поросенка. Дети с удовольствием смотрели, как она умывается. Я приговаривала: «
Поросенок чисто умывается, сухо вытирается».
Малыши слушают простые стишки, их ритмичное плавное звучание, учатся выполнять не сложные движения и радуются общению со мной. Потребность малыша не возникает автоматически, а появляется желание и потребность в соучастии взрослого, в партнере по игре, нужно уделять ребенку, как можно больше внимания; обращаться к нему по имени, смотреть в глаза и улыбаться.
   

          Играя с малышом, незаметно для него прививаются навыки самообслуживания. Дети же лучше запоминают, воспринимают в игре.
Во время проведения режимных моментов, соблюдается принцип постепенности. Где закрепляется формирование новых умений к культурно-гигиеническим навыкам и совершенствование самостоятельных действий ребенка.
          Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, придумывая игровые приемы.
Все игровые приемы направлены на формирование навыка. «
Сейчас наш персонаж Поросенок проверит, как мы умеем мыть руки»; «Мишутка пришел посмотреть, у всех ли детей есть носовой платок».
Через игры – занятия я стараюсь раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, что дает возможность закрепить их к  выполнению в повседневной жизни.  

        В игры – занятия я включаю разнообразные игрушки, предметы (расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, фотографии,). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализатора ребенка.
       Дети после умывания подходили кшкафчикам с полотенцами, брали по одному и вытирали каждый пальчик и лицо.
На занятиях обыграли потешку: «
Водичка, водичка, умой мое личико…» Обучая детей умыванию, играла с ними в сюжетно-ролевые игры «Катя умывается» «Купание куклы» «Кто умеет чисто мыться». Наблюдая за играми детей, можно было видеть, как они учили кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.                   Воспитывая у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививая культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания,была сшита специальная яркая расчёсница с кармашками для каждого ребёнка, куда были вложены индивидуальные расчёски.
Учим детей причесываться перед зеркалом. Хвалим их: «
Посмотрите, какая Даша красивая! Она после сна умылась и причесалась».
«
А кто у нас хороший, А кто у нас пригожий…»

           Как известно, многие дети не очень любят одеваться. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным и развеселить ребенка, мы играем в игру «Веселое одевание». В первые дни, когда выводила детей на прогулку показывала им в какой последовательности надо было одеваться. Учила детей брать из шкафа только те вещи, которые необходимы.

           Собираясь с детьми на прогулку, проговариваем короткие стишки, потешки.  

 

«Купим дочке валенки,                                                                                                                                                                                                       Наденем на ноженьки,                                                                                                                                 Пустим по дороженьке.                                                                                                                 Будет доченька ходить,                                                                                                                       Новы валенки носить».

      Для активизации пространственной ориентации и закрепления понятий  лево, право.

«Вот они сапожки,
Этот с левой ножки,
     
Одеваем варежки со стихотворением:

 Маша варежку надела,                                                                                                                     - Ой куда я пальчик дела?                                                                                                           Нету пальчика… пропал                                                                                                                           В свой домишко не попал,                                                                                                        Маша варежку сняла                                                                                                                        - «Поглядите-ка! Нашла!»

       При возвращении с прогулки дети подходили к своему шкафчику и старались раздеваться самостоятельно.

              Для того чтобы превратить уход за ребенком в интересное занятие, русский народ придумал множество различных песенок, присказок, поговорок и потешек, которыми сопровождается кормление, купание, укладывание ребенка спать, одевание и т.д. Эти ласковые песенки помогают мне в работе .
             При обучении предмет действия, стараюсь показать каждому малышу, например как следует держать ложку (
указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим), дети тут же упражняются в правильном действии логикой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в соображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.

             Освоили и культуру поведения за столом.                                                        Держать ложку учились очень долго, (большая часть группы держали либо в кулаке, либо в левой руке).
Кушали не все аккуратно, многие дети выходили из-за стола, не закончив даже 1 блюда. Но ближе к середине года научились усидчивости, слушая каждый раз потешку для еды:

- Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку,

Съешь за бабу,

Съешь за деда,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста.


                После еды учились пользоваться салфеткой и уже к середине учебного года многие овладели такими навыками, вставая из-за стола говорят «спасибо».

                Использование малых форм фольклора, при работе с детьми делает её эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.

               В начале учебного года был разработан перспективный план, согласно которому реализовывалась  работа по решению целей и задач  созданных мною проектов.

          Практика работы с детьми говорит о том, что воспитание культурно-гигиенических навыков, следует начинать с первого дня пребывания детей в детском саду.
          В начале учебного года, была проведена диагностика детей,                          по результатам которой была определена проблема – несформированность культурно-гигиенических навыков, при показателе                         100% «ниже среднего» уровня.  Дети не последовательны и не самостоятельны в действиях, многие не умеют, есть самостоятельно жидкую пищу.

Списочный состав группы вначале года был 12 детей.

            Для решения данной проблемы был внедрен проект «Все котятки мыли лапки», по окончании которого была проведена итоговая (в середине учебного года) диагностика.

             Результаты диагностики показали:                                                                                     2 человека имеют «высокий уровень»,                                                                                                  7 человек- «средний уровень»,                                                                                                                  3 человека- уровень «ниже среднего».                      

            Те дети, которые постоянно посещали детский сад, получили навыки самообслуживания, а часто болеющие дети не усвоили эти навыки. На мой взгляд, этим детям дома не давали возможности выполнять действия самостоятельно. С этими детьми постоянно проводится индивидуально работа.

     В ходе моей деятельности, я пришла к выводу, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться  эффективнее, если:

- Учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего возраста;

- использовать игровые виды деятельности и художественное слово( фольклор).

     Тема опыта актуальна для детей младшего дошкольного возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

     Я, думаю, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора, которую я проводила в своей группе, дала много хорошего.

Во - первых, формируя культурно-гигиенических навыки, решала познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

Во - вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре  русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.

В - третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.

В - четвертых, потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми.

Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе. Тема мне очень близка и интересна, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить.

         

Библиографический список:

  1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.
  2. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 2007 г.
  3.  В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. « - Москва - 1988 г.
  4.  Д. С. Виноградов «Русский детский фольклор» - Иркутск - 1930
  5. Григорьева Г.Г. «Кроха»  
  6. В.В. Гербова,  А.И.Максаков «Занятие по развитию речи в младшей группе детского сада».
  7. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992г.
  8. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки»  «Д\В» – 1984 № 6
  9. Журнал «Дошкольное воспитание» .№2.№2: .№29-1991 г; .№24¬1991 r.;.№2 12-1998 r;.№2 10,12-1990 г.
  10. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и  занятия с детьми раннего возраста».
  11. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми»  «Д\В» – 1984 № 4
  12. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста» , «Д\В» – 1987 № 11
  13. Л. Павлова «Фольклор для маленьких»  «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
  14. Е.И. Радина «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».    
  15. Составители: Т. И. Бахметьева, Г. п. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г.
  16.  Составитель М. Ю. Новицкая «Детская народная поэзия» Москва «АРТИ» 1999 г.
  17.  Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
  18.  Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки». 1978 г
  19. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
  20. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели ... » Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г.
  21. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной, М. «Просвещение» 1974г.

                                                             

                                                           ПЛАН РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дидактические задачи

Дидактические игры и дидактические упражнения, режимные моменты

Учить пить из чашки

Д/у «Попьем водичку из чашки»

Учить держать ложку, набирать пищу, доносить до рта, есть аккуратно

Обучение навыкам во время кормления

Учить правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания

Использовать потешки «Чисто умываемся», «Водичка». В течение дня упражнять в правильных действиях во время умывания

Учить проситься на горшок

Индивидуальная работа с каждым ребенком

Учить держать ложку самостоятельно

Д\и «Накормим куклу»

Учить есть самостоятельно полужидкую и жидкую кашу

Кормление в режимных моментах

Учить самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем

Д\у «Водичка, водичка»

Учить самостоятельно, аккуратно есть любую пищу с хлебом

Кормление в течение дня в режимных моментах. Д\у «Дети обедают»

Учить самостоятельно снимать шапку, обувь

Во время раздевания после прогулки Д\и «Научим Катю раздеваться»

Учить частично одеваться (натягивать колготки, надевать туфельки и другую одежду)

Во время сбора на прогулку Д\и «На прогулку»

Учить знать место игрушек, одежды и других вещей

В течение дня, в режимных моментах, во время раздевания перед сном.

Д\и «Найди свое место». «Куда что положить»




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 городского округа город Нефтекамск                                  Республики Башкортостан

Методический семинар

«Приобщение подрастающего поколения к миру экологии, через различные виды деятельности»

Подготовила: Воспитатель Хасаншина А.Н.

г,Нефтекамск, 2019г.

1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на своем методическом семинаре. Я, Хасаншина Алина Наильевна, мой стаж работы не большой, всего два года, но я уже имею первую квалификационную категорию.

Ход семинара

Сегодня у нас с вами  методический семинар.

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Вы наверное поняли, о чем мы будем говорить  на нашем семинаре. Да, о природе, об экологии.   Тема моего самообразования: «Экологическое воспитание детей в детском саду»

          Итак, начинаем.

2 слайд Тема моего методического семинара «Приобщение  подрастающего поколения к миру экологии, через различные виды деятельности».

3 слайд Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям педагогам. 

Задачи: 

1. Развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;

2.Формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;

3.Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить  профессиональное мастерство педагогов.

4 слайд Давайте, сформулируем актуальность нашей темы «экологическое воспитание дошкольников»:

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, без заботы об охране природы просто невозможно.

5 слайд Президент РФ подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году».

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

 С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

  6 слайд  Подготовительную работу я начала с изучения ФГОС, нормативно-правовых документов, методической литературы, проанализировала разделы по экологии в программах воспитания и обучения в детском саду:  по программе «Юный эколог» автором которого является Николаева Светлана Николаевна

Выявила знания детей посредством наблюдений, бесед, тестов. Разработала перспективное планирование занятий, подготовила учебно - методические пособия к ним, дидактические игры, фонотеку, оборудовала центр природы, подобрала материал для работы с родителями.

  7 слайд В нашем детском саду я начала  работу по экологическому воспитанию дошкольников. Я  провожу мастер-класс по изготовлению игр экологической направленности, участвую в акциях. В рамках акции «Кормушка» провела эко –викторину, участвовала акции сбора мукалатуры  С целью обобщения опыта размещаю свои разработки на сайте работников образования, принимаю участие в городских методических объединениях педагогов дошкольного образования.

В моей группе созданы следующие центры

8 слайд Центр обучения, где дети рисуют, лепят, работают с дидактическими пособиями.

9 слайд Центр библиотеки - центр, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, журналы по экологии.

10 слайд Мини – лаборатория для развития у детей познавательного интереса и интереса к исследовательской деятельности.

11 слайд Мини-огород на окне позволяет детям реализовать свою познавательную активность. Так же у детей формируются умения анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы.

12 слайд Нельзя забывать о важности календаря природы. Повышается познавательный интерес у ребят если они будут разнообразными. Дети с удовольствием фиксируют свои наблюдения.

13 слайд Модель образовательной деятельности детей в ДОУ включает: совместную деятельность воспитателя и ребенка, самостоятельную деятельность детей.

14 слайд Модель совместной деятельности - беседы, чтение детям художественной литературы, целевые прогулки в природе, наблюдения, игры, экологические досуги и праздники, опытно - экспериментальная, поисковая деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, художественно-продуктивная деятельность по экологической тематике, эко модель, работа с календарями природы, дневниками наблюдений, проекты.

15 слайд Основная деятельность детей – это игра.  Исходя из моего опыта работы, я поняла, что дети лучше всего воспринимают экологию через дидактические игры.  Конечно же можно купить готовые игры в магазине, но детям интереснее, когда игры сделаны своими руками.  Поэтому я сделала несколько игр, в соотвествии возраста детей, не только по экологии, но и связала их с развитием мелкой моторики рук.

 16 слайд Непосредственно образовательная деятельность должна быть целенаправленная, веселая, интенсивная. Современные технологии, помощь интернет-ресурсов и различные педагогические приёмы позволяют мне превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.

17  слайд В работе с детьми я использую игры:

  • 1. Ролевые экологические игры (творческие игры). Сюжетно – ролевая игра
  • 2. Имитационные экологические игры.
  • 3. Соревновательные экологические игры.
  • 4. Игры – путешествия.
  • 5. Дидактические игры.
  • 6. Игры с природным материалом.
  • 7. Подвижные игры.
  • 8  народные игры.

18 слайд В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома, это отличный способ закрепления тематической недели. Лэпбук очень удобно использовать в коллективной и индивидуальной образовательной деятельности а также в самостоятельной.

19 слайд Я являлась  руководителем экологического кружка «В мире природы», разработала дополнительную программу по экологическому воспитанию. Организую выставку творческих работы своих воспитанников. Мы делали  поделки из оригами. Ребята очень старательны.

20 слайд Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребенка с окружающим миром помогает метод проектов. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Проект - это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. Я разработала проекты:  «Домашние животные», «Факты о воздухе» «Путешествие капельки».

В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями. Это метод, идущий от детских потребностей и интересов.

21 слайд Мини музей «Путешествие капельки» позволяет детям знакомиться со значением воды в нашей жизни. Для кого и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде.

22 слайд Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В подготовительной группе подготовила 2 проекта: «Воздух» и «Вода».

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

23 слайд Огромную роль в воспитании экологической культуры играет семья, родители (законные представители) ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Познавательную, ценностную, деятельную, нормативную информацию для родителей я знакомлю через модель экологического просвещения родителей.

Оформляю папки-передвижки: «Экологическая среда и здоровье ребёнка», Провела родительское собрания «Ребенок и природа». Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок, участию в конкурсах. Я всегда благодарю своих родителей и малышей, поощряя грамотами и подарками.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, я смогу воспитать экологически грамотного, культурного человека.

24 слайд В результате проделанной мною работы, есть положительные результаты, которые вы видите на экране

Формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.

Я уверена, в душе ребёнка обязательно сохранится желание делать добро для всего живого, и главное, он будет беречь природу, будет заботиться о себе и о других.

25 слайд Вывод:

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.

26 слайд Планы на будущее:

  1. Создать долгосрочный проект  « Юные защитники природы»

Своё выступление, я хочу закончить красивыми словами

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.

Вашему вниманию предлагаю небольшую часть дидактических игр для малышей по развитию экологического воспитания.

27 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 35 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

 Песочная терапия- как метод развития сенсорики и мелкой моторики рук у детей

 младшего дошкольного возраста

Цель: Развитие воображения, тактильной чувствительности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Задачи:                             Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком;                 Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);                                             Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;

Вашему вниманию я предлагаю тему «Песок как метод развития мелкой моторики». Я работаю в детском саду № 35 в младшей группе. Я подготовила эту тему, так как песок является большим помощником в нашей работе. Дети легко оставались в утренний отрезок времени, отвлекались. В младшей группе в детском саду необходимо обеспечить ребенку максимум активности, заинтересовать его деятельностью, которой он будет заниматься с интересом и удовольствием. Я решила применить в своей практике «волшебный песочек», играя с которым ребенок может позволить себе просто быть собой, быть творческим, фантазировать. «Волшебная песочница» оказалась эффективной формой работы в ДОУ.

 Песок – новый и необычный экологический материал для творческих игр, учебного и познавательного процессов. Он развивает мелкую моторику, глазомер, чувственное восприятие и креативность, речь, а также прекрасно снимает стресс. Постройки, созданные ребенком на песке, являются отражением бессознательного. С их помощью он выводит наружу свои переживания. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.  Песок - это неисчерпаемый источник вдохновения.

Оценка эмоционального состояния ребенка. Песочная терапия помогает воспитателям выявить тревожность, агрессивность, страхи у детей. То, что ребенок не расскажет, можно увидеть по тому, что он будет рисовать песком на столе, как будет это делать и стирать картинку.

Психологическая разгрузка и снятие агрессии. В ходе проведения песочной терапии можно бороться с проявлением агрессии, проводить коррекционную работу со страхами и отклонениями в поведении малыша. Здесь поможет выполнение ряда условий – приглушенный свет, спокойная музыка. Использование цветной подсветки либо разноцветных листов бумаги помогает в психологической коррекции, к примеру, зеленый – успокаивает, красный - растормаживает.

Развитие коммуникативных навыков. Используя световой планшет или стол в работе с небольшой группой детей (2-4 человека), можно развивать у детей социальную активность, научить взаимодействовать и добиваться поставленной цели (общий рисунок) совместно.

Стимулирование памяти и процессов мышления. Работая с песком, ребенок сравнивает реальный предмет и собственные представления о нем, а затем с помощью образного мышления переносит все это в рисунок.

Развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук, которые сопровождают сенсорные ощущение, способствует активной работе обоих полушарий.

Коррекционная работа для зрения. Песочная терапия показана детям с нарушениями зрения. Подсветка не раздражает глаза, но активирует работу зрительного анализатора. Смена цветных листов для подсветки растормаживает сетчатку и способствует повышению остроты зрения. Зеленый – успокаивает глаз, красный, оранжевый и желтый раздражают. Таким образом сменой цветов достигается результат.

- Укрепление мышц рук и разработка суставов. Благодаря монотонной работе с песком дети развивают пальцы и руки, активно стимулируется мелкая моторика, снимаются мышечные зажимы. Такую терапию особенно рекомендуют детям с нарушением работы опорно-двигательного аппарата.

 Я заметила, что детям нравятся игры с песком: Они сначала создают, потом разрушают постройки- для дошкольников это удивительная игра. А как известно, для дошкольников игра- один из важнейших факторов  в развитии способностей основное средство познания окружающего мира. Именно поэтому мы активно используем игры в песочнице как один из методов, формирующих  всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие,  развитие творческих способностей, мышления, развитие речи, психологического здоровья.

Предлагаю картотеку игр с  песком

-Игра «Нарисуй картинку»;

-Игра «Найди игрушку»;

-Игра «Ищем сюрприз»;

-Игра «Угадай на ощупь»;

-Игра «Спрячь сам»;

-Ига «Отпечатай ладошки»;

«Найди игрушку»

Цель: развитие мелкой моторики, ловкости пальцев, стремления доводить начатое до конца. Оборудование: кинетический песок, формочки, кубики. Ход: в песке спрятаны несколько маленьких предметов (игрушки из киндера, детальки конструктора, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы), предложите детям найти их. Задача может быть разной: найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.

«Спрячь сам»

Цель: развитие мелкой моторики, речи. Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки. Ход: заранее спрячьте в песочнице различные игрушки. Скажите ребенку, что злой волшебник наслал заклинание на жителей песочной страны. Чтобы освободить жителей от чар, нужно найти их в песке. Можно попросить ребенка произносить название каждой найденной игрушки.

Песок является таким материалом в который можно играть не только в группе, но и на улице. Он укрепляет мышцы рук, разрабатывает суставы, что благотворно влияет на здоровье детей.

 

Литература:

Т.А. Андреенко Использование кинетического песка в работе с дошкольниками- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г-128с.

Т.М. Грабенко Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. -СПб.:Речь, 2010.

Г.Н. Эль Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия.- СПб.: Речь, 2010.