Ребятам!


Предварительный просмотр:

Полезные ссылки для детей.

  1. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
  2. Загадки и кроссворды для детей. http://suhin.narod.ru/zag1.htm
  3. Детский сказочный журнал «Почитай-ка» http://www.cofe.ru/read-ka
  4. Детский портал «Солнышко». http://www.solnyshko.ee
  5. Детская страничка «Кирилла и Мефодия» http://vkids.km.ru/
  6. Электронная энциклопедия «Мир вокруг нас» http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
  7. Детская библиотека http://www.kinder.ru/
  8. Детские песни http://www.kidmusic.ru/
  9. Всероссийские конкурсы, викторины и олимпиады www.farosta.ru/main
  10. Детство. Сайт для детей, пап и мам. http://detstvo.ru/
  11.  «Хочу все знать» - сайт для любознательных. http://www.deti2004.narod.ru/
  12. Детская энциклопедия http://potomy.ru/


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 2 класс

1. Поставь ударения над словами.

Арбуз, гусеница, ремень, портфель, шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла.

2. Запиши по 3слова, где:

  • букв больше, чем звуков;
  • звуков больше, чем букв.

3. Соедини половинки слов так, чтобы получилось ровно 8 слов.

http://festival.1september.ru/articles/531511/img6.GIF

4. Подбери противоположные по смыслу слова.

  1. День.
  2. Враг.
  3. Хвалить.
  4. Тепло.
  5. Смелый.

5. Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.

  • вода, водитель, наводнение;
  • рисунок, рисовый, зарисовка;
  • гусь, гусеница, гусыня.

6. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.

7. Какое слово здесь зашифровано:

25623614?

Шифр: 1-т, 2-д, 3-ц, 4-ь, 5-в, 6-а.

8. Какое из данных слов является родственным слову НОС?

  • носильщик;
  • поднос;
  • переносица;
  • подношение;
  • занос.

9. Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.

“Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка”.

Желаю удачи!

Олимпиада по русскому языку 2класс (на параллель)

1. Запиши слова в алфавитном порядке, поставь ударение.

Ворота, повторим, оттепель, алфавит, документ, гусеница, заморозки.

2. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

Семь, поздно, яма, сеешь, поют.

3. Подбери к данным словам, слова близкие по значению.

  1. Учитель-____________________.
  2. Ученик-_____________________.
  3. Машина-____________________.

4. Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.

  1. Желток, железо, желтый;
  2. Берег, огород, обед, играем;
  3. Я, лыжи, мы, он;
  4. Часовщик, часть, час.

5. Посмотрите внимательно на следующие слова. Попытайтесь к каждому из них прибавить по одной букве слева так. Чтобы получилось новое слово:

http://festival.1september.ru/articles/531511/img7.GIF

6. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

  • водит;
  • пашешь;
  • верит;
  • велит;
  • смех.

7. Поменяйте местами буквы в словах так, чтобы получились названия животных.

Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос.

8.Заполните квадрат так. Чтобы получились слова.

Р

Ы

 

 

 

Р

Ы

 

 

 

Р

Ы

 

 

 

Р

Ы

 

 

 

Ш

К

 

 

 

Ш

К

 

 

 

Ш

К

 

 

 

Ш

К

 

 

 

9. Вместо точек, запиши названия животных, подходящих по смыслу.

  1. Голоден, как………………….
  2. Изворотлив, как…………………
  3. Упрям, как……………………
  4. Болтлив, как……………………….
  5. Надут, как…………………………
  6. Труслив, как…………………

Желаю удачи!

_____________________________________________________________________------

Олимпиада по русскому языку для 2 класса Данный материал содержит задания по русскому языку для проведения (подготовки) олимпиады среди обучающихся 2-х классов. 1. Поставь ударение. Статуя, километр, щавель, столяр, доска, арбуз. 2. В каких словах число букв и звуков совпадает? Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа. 3. Какие безударные гласные пропущены? На п..лянке л..сной З..мляника под с..сной. Накл..няйся, не л..нись, З..мляничкой уг..стись. 4. Какие парные согласные пропущены? Бабу..ка теплые варе..ки вяжет. Бабу..ка вечером ска..ку расскажет. О ры..ке золотой и о домике с трубой. О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке. 5. Найди правильно вариант записи слова. Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна. 6. Какое из данных слов проверочное. Тяжелый, тяжело, потяжелеть, тяжеловесный, тяжесть, тяжеленный. 7. Где приставка, а где предлог? (Вы) шел козленок (на) луг (по) гулять. (По) травке зеленой решил (по) скакать. 8. Какие слова следует писать с большой буквы? (м)арина огурцы (м)ариновала, (м)ила (м)алину перебирала, (м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу, (М)арине и (м)иле (м)алина (м)ила. 9. Как будет во множественном числе? Стул – Чудо – Человек – Ухо – Ребенок – 10. В выделенных словах указать части речи. Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС. 11. Сколько в словах слогов? Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои. Ответы: 1. Ста´туя, киломе´тр, щаве´ль, столя´р, доска´, арбу´з. 2. Июнь, подъезд. 3. На пОлянке, лЕсной, зЕмляника, сОсной, наклОняйся, не лЕнись, зЕмляничкой, угОстись. 4. БабуШка, вареЖки, скаЗку, о рыБке, клуБке, пироЖке. 5. Антенна. 6. Тяжесть. 7. Вышел, на луг, погулять, по травке, поскакать. 8. Марина, мариновала, Мила, малину, малина, манила, Марину, Милу, Марине, Миле, малина, мила. 9. Стулья, чудеса, люди, уши, дети. 10. Овес рос – глагол, утренних рос – имя существительное. 11. Ягоды — 3, читаю — 3, осень — 2, дождь — 1, трамвай — 2, герои — 3.



Предварительный просмотр:

Фамилия __________________ Имя ____________Класс_________

ОЛИМПИАДА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА


1. Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней. (1 балл)
_____________________________________________________________ 

2. Найди общее начало для всех слов. Допиши эти слова. (2 балла)
___ход    ___ловник    ___дкова
___вар    ___дарок    

3. Какие гласные обозначают два звука? Обведи. (1 балл)
        а    я    у    ю    ы

4.Восстанови пословицы. (2  балла)
        
_________ человека кормит, а _____________ –  портит.


5. Закончите фразы. (2 балла)
Хитрый как  ______________________.         Трусливый как __________________.
Колючий как  _____________________.        Упрямый  _______________________.


6. Подбери слова с противоположным значением.  (1,5 балла)
Мягкий - _____________, высоко  - ___________________, широкая -____________.

7. К словам в левом столбике подберите близкие по значению из правого, соедини их стрелочками. (1,5 балла)    
                                алфавит                    аккуратный
                                огонь                        алый
                                чистый                     скакать
                                прыгать                    азбука
                               бросать                     пламя
                                красный                   кидать
 
8. Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего. (2 балла)


                                              М__ __
                                              М__ __ __
                                              М__ __ __ __
                                              М __ __ __ __ __ 



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада  по математике для 3 класса.

1. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?

                                                                                                           

2. В городе в полдень стоит солнечная погода. Можно ли надеяться, что через 36 часов в городе будет светить солнышко, если пасмурной погоды в ближайшие три дня не ожидается?

______________________________________________________________                      

3.  Рома спросил у мамы, сколько ей лет? Мама ответила: "Если бы число моих лет увеличить на 15, а полученную сумму уменьшить вдвое, то мне бы было 25 лет. Сколько лет маме?                                        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?          

5. Периметр квадрата равен 8  сантиметрам. Из трёх таких квадратов сложили прямоугольник. Чему равен периметр полученного  прямоугольника?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                  

6. Не меняя порядка чисел, поставь знаки  + или  - так , чтобы получилось  5, 41, 54,  168.                              

1   2   3   4   5  =  5        1   2   3   4   5  =  54

1   2   3   4   5  =  41         1   2   3   4   5   =  168

7. Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря  40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя?    

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

8. Реши задачу:

Три сестры нашли 47 грибов. Когда одна сестра отдала подруге 6 маслят, другая

2 подберёзовика, третья – 3 белых гриба, то у каждой из них осталось равное количество грибов. Сколько грибов нашла каждая сестра?

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

9. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, что две из них были четырёхугольной формы, а две – треугольной.                                                                                          

Ответ: 

10 . Найди закономерность и вставь пропущенные числа вместо звездочек.                                      

1) 3,  6, * , 12,  15

2) 3,  6,  12, *,  48

         3) 3,  6,  9, 15, 24, *    

       

                                                                                                                                                           

Ответы к олимпиаде по математике

3 класс (32 балла)

1. На правом берегу. 1 балл

2. 102 года 1 балл

3. Нет, т. к. будет ночь 2 балла

4. Маме 35 лет 3 балла

5. В 11 раз 3 балла

6. 16 см 4 балла

7.   1+2+3+4-5=5

      12+34-5=41

      12-3+45=54

      123+45=168   4 балла

8. Валя тяжелее 4 балла

9. Решение:

1) 6+2+3 =11 (гр.) – отдали сёстры подруге.

2) 47-11=36 (гр.) – осталось у трёх сестёр

3) 36:3=12 (гр.) – осталось у каждой сестры

4) 12+6=18 (гр.) – было у первой сестры

5) 12+2=14 (гр.) – было у второй сестры

6) 12+3=15 (гр.) – было у третьей сестры

Ответ: 18 грибов; 14 грибов, 15 грибов

Количество баллов – 5, в случае, если верно записано решение и даны подробные пояснения.

3 балла – записано решение полностью без пояснений

1 балл – записан только ответ.

10. 2 балла                   

11. 9, 24, 39. 3 балла



Предварительный просмотр:

Ф.И._____________________________________ класс __________________

1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:

       Малыш, пальцы, подъезд, лужицы, таблица, оркестр.

2. Найди и подчеркни существительные мужского рода:

       Кофе, мороженое,  повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.

3. Замени выражение одним глаголом:

  • Клевать носом- _______________
  • Зарубить на носу - ____________
  • Чесать языком -_______________
  • Дать стрекача - _______________
  • Ломать голову - ______________

4.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи :

        Ножницы, клещи, полевой, молоток

        Говорить, вещать, молчать, рассказчик

        Мать, тетрадь, бежать, кровать

        Зелёный, багровый, краска, золотой

5. Подбери синонимы к словам:

  • Работа -__________________________
  • Дремучий (лес) - __________________
  • Печаль - _________________________
  • Кричать___________________________

6. Поставь ударение в словах:

           Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, красивее.

7. Вставь нужную букву (З или С) в начале слова.

 

           …дание, …жать, …давать, …делать, …десь, …гиб, …дешний, …бить, …говориться, …беречь.

8.  Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова:

Прим..рять друзей    ____________  

          зал..зать раны   _________________

Зап..вать в хоре         ____________    

 ув..дает трава    _________________

10. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:

И вскользь мне бросила змея:

« У каждого судьба своя!»

Но я то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

__________________________________________________

11.    Вставить в тексте пропущенные буквы:

      В  су….оту   наш  класс  х..дил  в  похо…  .  Ст..яла   ч..десная   п...года.  Ярко  св…тило   со…це.   Тихо  наб…гал   лё…кий   ветерок.

      Впереди  овра…  .  Там трудный спуск.  Группа  ребят  пошла  в  обхо…  .  Все встретились  на  опушке леса.

      Ни…кие  тучи  закрыли  небо.  Пол…тели   первые   сн..жинки.  Но  вот   хлоп..ями  пошел   сне..  .  Быстро  заметало  доро…ки    и   тр…пинки.  Мы   посп…шили   д..мой.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 4 класс

1. Объясни лексическое значение слов.

Туш -

Тушь -

2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Вкусный – вкусовой

Дельный – деловой

3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.

Коля написал предложение красиво как курица лапой.

От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.

 

4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть

5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.

Слепой музыкант подошел к роялю.

Слепой осторожно переходил дорогу.

6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса –

ИСТ-.

Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.

7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

8. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,

9. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш…

Дормый делаж…

Бурявый папалош…

Вылюный вагач…

Мяувыая дуч…

Желомная беч…

10. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Заварить кашу-

Жить душа в душу-

На ночь глядя-

Повесить нос-

Водой не разольешь -

11. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное? Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные, Кислые прохожие,
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.

12. Разбери по составу выделенные слова.

Мяч попал в окно и стекло треснуло.

От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.

13. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

14.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Неведа – невежда.

15. Разбери по составу слова.

Метро, вынуть, окружность, листочки.

16. Поставь ударение:

Дремота, балую, договор, положил, статуя, средства, тефтели, досуха, нефтепровод.

17. Определи, какие звуки являются общими в каждой паре слов:

а) детский, цирк
б) мягкий, храм
в) конечно, ложки
г) газель, вокзал

18. Определи части речи в предложении:

Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.

19. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов? Приведи примеры.

20. Как понимаешь выражения?

а) собачья жизнь
б) собака на сене
в) вот где собака зарыта
г) собаку съел
д) жить как кошка с собакой

21. Подбери имена прилагательные – определения к словам:

Тюль, рояль, фамилия, фасоль, кенгуру, мозоль, прорубь, дитя.

22. Разбей слова на группы:

Замок, теремок, листок, приток, венок, клинок, песок, намок.

Объясни, по какому признаку ты сгруппировал слова.

23. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:

Седой, бархатный, прямой, глубокий.

24. В каких словах количество звуков и букв совпадает?

Классный, поздний, пьём, зреют, объём, подъезд, боюсь, сольёшь, соединить, бреешь.

25. Найди «четвёртое лишнее». Объясни, почему.

а) белка, булка, пенка, шапка
б) сломать, сделать, сдуть, смотреть

26. Вы знаете лишь две последние буквы слова: -ло. Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово и обоснуйте свой ответ.

27. Какие слова записаны в фонетической транскрипции?

[сй’эст]
[л’эс’т’]
[сп’ишы]

28. Мы предлагаем тебе познакомиться с работой одного ученика, которому было дано задание: «Осуществи проверку орфограмм слабых позиций в разных частях слова».

Он выполнил его так:

уч . ник – (учитель) - учиник

в магазин . – (в пути) – в магазини

сад . вод – (садовник) – садовод

дожд . вой – (дожди) – дождивой

. бломать – (облако) – обломать »

а) определи, какие ошибки имеются в работе ученика;
б) сформулируй, что должен знать и уметь ученик, чтобы впредь не допускать таких ошибок.

29. Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами).

Обманывать –
Обидеться –
Доверчиво слушать –
Усиленно думать над трудным вопросом –

30. В каждой группе слов найди «лишнее». Объясни, почему.

а) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка;
б) четырехугольник, четыре, четверка, четверть;
в) тюль, бюллетень, рояль, гроздь;
г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать.

31. Перед тобой предложение:

Пролетали мимо города, села и хутора.

Один четвероклассник сказал, что предложение может иметь 2 смысла. Так ли это? Обоснуй свой ответ. 

32. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение:

по шоссе - …., об Отчизне - … .

33. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

34. Распределите слова на две группы:

вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

36. Образуйте от слова семь однокоренных слов.

        свет



Предварительный просмотр:

Школьная  олимпиада по  русскому языку  

____________________________________________________________

1.Даны слова: жир, цирк, щипчики, починки, починка, дрожит. В каких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове сыр?

                                                                                                                   ( 1б)

2.Прочитай слоги. Расставь данные слоги по клеткам квадрата так, чтобы по вертикальным и горизонтальным рядам можно было прочесть по три одинаковых слова.

Слоги: бо, ги, ка, ка, ло, ло, то, то, ри.    

   

                                                                                          (2б)

3.Выпиши группы родственных слов, выдели корень.

Бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок, побасенки, басовый.

                                                                                                                 (3б)

4. От прилагательного синий образуй  три существительных и два глагола.

                                                                                        (4б)

5.Когда так говорят: горят щеки, горит обувь? Объясни. Что еще может гореть? Запиши и объясни.

                                                                                        (4б)

6. Узнай пословицы- перевёртыши  и запиши их.

  1. Осень век объедает.
  2. Уши храбрятся – ноги лентяйничают.
  3. Множество против одного, один против многих.
  4. Борщ сметаной поправишь.
  5. Безделью часы - слезам год.

                                                                                 (5б)

7.Что в этом тексте не так? Исправь его и запиши правильно.

        В старой деревне  жили  старые  старики. Один из них сконструировал конструкцию самолета, а другой  из стариков вырезал  деревянные ложки из деревяшек. И не было в той деревне ленивых лентяев. Вся деревня была дружная. Вокруг деревни росли липы, которые пахли запахом меда.

                                                                                   (6 б)

 Олимпиада по русскому языку

_________________________________________________________

КЛЮЧИ

1.1.Даны слова: жир, цирк, щипчики, починки, починка, дрожит. В каких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове сыр?

Ответ: жир, цирк, дрожит.                          

                                                        (1 балл — за три слова, 0,33 за каждое слово)

2.Прочитай слоги. Расставь данные слоги по клеткам квадрата так, чтобы по вертиканым и горизонтальным рядам можно было прочесть по три одинаковых слова.

Слоги: бо, ги, ка, ка, ло, ло, то, то, ри .

бо

ло

то

ло

ги

ка

то

ка

ри

                                                          (2 балла-за три слова, 0,66 — за одно слово)

3.Выпиши группы родственных слов, выдели корень.

Бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок, побасенки, басовый.

Ответ: Бас, басить,басовитый, басок, басовый -(корень — бас-).

             Басня, басенный, баснословный, побасенки -( корень — басн-).

                                                                        (3 балла

4.От прилагательного синий образуй  три существительных и два глагола.

Ответ: синь, просинь, синева, синяк, синька -существительные.

            Синеет, посинеть- глаголы.      

                                             (4 балла -за 5 слов, по 0,8 -за каждое слово)

5.Когда так говорят: горят щеки, горит обувь? Объясни. Что еще может гореть? Запиши и объясни.

Ответ: Горят щеки — румянец; горит обувь-быстро снашивается, горит заря — закат или восход солнца.

                                              (4 балла-за все слова, по 1 баллу за объяснение, 1 балл за придуманное словосочетание)

  1. Узнай пословицы- перевёртыши  и запиши их.

Ответ:

1. Осень век объедает. - Весна год кормит. 

2.Уши храбрятся – ноги лентяйничают.  - Глаза боятся -  руки делают.

3. Множество против одного, один против многих.  - Один за всех, все за одного.

4. Борщ сметаной поправишь. - Кашу маслом не испортишь.

5. Безделью часы - слезам год.- Делу время — потехе час.

(5 баллов-за каждую пословицу -  по 1 баллу)

7.Что в этом тексте не так? Исправь его и запиши правильно.

       

                ОТВЕТ:

               В старой деревне  жили  только  старики. Один из них            сконструировал  самолет, а другой   вырезал ложки из деревяшек. И не было в той деревне  лентяев. Вс е в деревне были дружными. Вокруг деревни росли липы, пахнущие медом.

(6 баллов-за каждую ошибку -  по 1 баллу)



Предварительный просмотр:

Олимпиада по окружающему миру

для обучающихся 4-х классов

  1. Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:

а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется - _____

__________________________________________________________________________

б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды –это ____________; используется - ________________________________________________

__________________________________________________________________________

в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется - _________

__________________________________________________________________________

г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________

  1. Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.

а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________hello_html_m689f4151.gifhello_html_249a21f5.gifhello_html_177dbc80.gif

б) лист дерева _______________________ синица _______________________hello_html_5e65a47c.gifhello_html_7683e3b8.gifhello_html_m44c4cc3f.gif

в) травинка мышка _____________________ ___________________________hello_html_177dbc80.gifhello_html_7683e3b8.gifhello_html_m8de550a.gif

  1. Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:

Заповедник – это _________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:

а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________

б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________

в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________

г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________

  1. Отгадай лекарственные растения:

а) Ты растение не тронь –

Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________

б) Тонкий стебель у дорожки

На конце его серёжки;

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________

в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________

г) Стоят кругом сестрички:

Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________

  1. Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?

с3ж _________________

лас  _________________

_____________________hello_html_m28fe86b.gif

hello_html_f0c5616.gif

___________________

__________________________________________________________________________

  1. Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
  1. Если ветер подует с севера – похолодает.
  2. Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.
  3. Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
  4. Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.

  1. Узнай животное по описанию:

а) Эта птица размером со скворцаОперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________

б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушкамигрызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________

  1. Вычеркни лишнее название в каждой строчке:

а) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж;

б) лист, почва, стебель, плод, корень;

в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;

г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка;

д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;

е) Венера, Марс, Луна, Земля;

ж) Россия, Франция, Кемерово, Китай.

  1. Определи признаки живого организма:

а) движется, питается, размножается, растёт, дышит;

б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;

в) размножается, дышит, растёт, питается, летает;

г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается.

  1. Частью какого океана является Балтийское море?

а) Тихого; б) Северного Ледовитого;

в) Атлантического; г) Индийского.

  1. Смена дня и ночи происходит из-за того, что:

а) Солнце вращается вокруг Земли;

б) Земля вращается вокруг Солнца;

в) Земля вращается вокруг своей оси;

г) ось вращения Земли немного наклонена.

  1. Какая часть света состоит из двух материков?

а) Америка; б) Евразия; в) Африка; г) Антарктида.

  1. У каких растений никогда не бывает плодов?

а) у берёзы; б) у осины;

в) у дуба; г) у папоротника.

  1. Какое животное является млекопитающим?

а) крокодил; б) ящерица;

в) бегемот; г) черепаха.

  1. В развитии какого представителя животного мира нет стадии куколки?

а) майского жука; б) пчелы;

в) комнатной мухи; г) кузнечика.

  1. Какой камень после обработки называют бриллиантом?

а) рубин; б) алмаз;

в) гранат; г) изумруд.

  1. Определи животное по описанию. Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает, как свинья.

а) бизон; б) як;

в) лось; г) ишак.

Ты справился с работой. Молодец!








Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:

Задание 1.

Ответ:

1) Уголь (топливо).

2) Гранит (строительство).

3) Нефть (топливо).

4) Мел (строительство).

За верно указанное полезное ископаемое - 1 балл

За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.

Задание 2.

За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.

Задание 3.

Ответ:

Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.

За верно записанное определение – 3 балла.

Задание 4.

За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.

Задание 5.

Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.

За каждое верно записанное слово – 1 балл.

Задание 6:

Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.

«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).

За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.

За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.

Задание 7.

Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.

За верный ответ – 3 балла.

Задание 8:

Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.

За каждое верно указанное название животного – 2 балла.

Задание 9:

а) ёж б) почва в) курятник г) снегирь д)полиэтилен е) Луна ж) Кемерово

Задание 10:

б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;

Задание 11:

в) Атлантического;

Задание 12:

в) Земля вращается вокруг своей оси;

Задание 13:

а) Америка;

Задание 14:

г) у папоротника.

Задание 15:

в) бегемот;

Задание 16:

г) кузнечика.

Задание 17:

б) алмаз;

Задание 18:

б) як.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания. Часть 1

Задача № 1
В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы?

Задача № 2
Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?

Задача № 3
Начертить прямоугольник, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см.

Задача № 4
Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?

Задача № 5
Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами четвёртого разряда, чем число, выраженное четырьмя единицами первого разряда?

Задача № 6
Хоккейная команда провела три матча, забив в ворота противника всего 3 шайбы и пропустив 1 шайбу. Один из матчей она выиграла, другой свела вничью, а третий проиграла. С каким счётом закончился каждый матч?

Задача № 7
Сумма двух чисел 715. Одно число заканчивается нулём. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найди эти числа.

Задача № 8
Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они забегают на 15 мин?

Задача № 9
Напиши самое большое шестизначное число, все цифры которого различны.

Задача № 10
Расставь скобки так, чтобы равенство было верным: 15 - 35 + 5 : 4 = 5

Задача № 11

В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?

Задача № 12
Площадь прямоугольника 91 кв. см. Длина одной из его сторон 13 см. Чему равна сумма всех сторон прямоугольника?

Задача № 13
Если Андреев даст Петрову 300 рублей, то денег у них станет поровну. На сколько у Андреева денег больше, чем у Петрова?

Задача № 14
Расставь в свободных клетках числа 2, 3, 4, 5, 6, 8 так, чтобы произведение чисел в каждом столбике и в каждой строке было равно 120.  20 1 15

Задача № 15
Во дворе ходят курочки и козочки, у всех вместе 44 ноги и 14 голов. Сколько курочек и козочек ходят во дворе?

Задача № 16
Москва основана в 1147 году. Сколько лет исполнилось Москве в 2009 году?

Задача № 17
Соня доходит от дома до школы за 12 минут, а её брат Алёша добегает до школы и обратно без остановки за 8 минут. Во сколько раз скорость Алёши больше, чем скорость Сони?

Задача № 18
Запиши число 111 четырьмя двойками.

Задача № 19
Поезд отправляется в 20-00. Лена хотела быть на вокзале за полчаса до отправления поезда. В какое время ей надо выйти из дома, если она идёт до трамвая 20 минут, едет на трамвае 15 минут и 5 минут идёт от трамвая до вокзала?

Задача № 20
12.Пассажир на такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковых автомобиля. Сколько всего машин ехали в село?


Ответы к задачам олимпиады: часть 1

Ответ к задаче 1:     1) 240-125=115 девочек из Москвы и Орла
2) 115-53=62 девочек из Москвы
3) 65+62=127 детей из Москвы

Ответ к задаче 2:     50 х 9=450 (м)

Ответ к задаче 3:     стороны прямоугольника 12 см и 1 см

Ответ к задаче 4:     в 4 раза.

Ответ к задаче 5:     4000:4= 1000(раз)

Ответ к задаче 6:     Пропущенная шайба была в проигранном матче.
Этот матч закончился со счётом 0:1. Других пропущенных шайб не было.
Значит, ничейный матч закончился со счётом 0:0 Выигранный матч закончился со счётом 3:0.

Ответ к задаче 7:     650+65=715

Ответ к задаче 8:     1 час 50 мин+25 мин= 2 часа15 мин
2 часа 15 мин+15 мин=2 часа 30мин

Ответ к задаче 9:     987654

Ответ к задаче 10:     15-(35+5):4=5

Ответ к задаче 11:     6х7=42

Ответ к задаче 12:     40 см

Ответ к задаче 13:     на 600 рублей

Ответ к задаче 15:     8 козочек и 6 курочек

Ответ к задаче 16:     862

Ответ к задаче 17:     в 3 раза

Ответ к задаче 18:     222:2=111

Ответ к задаче 19:     18 ч 50мин

Ответ к задаче 20:     1 машина-такси

Олимпиадные задания по математике. 4 класс. Часть 2

Задача № 1

Догадайся, какая цифра должна стоять на месте А? 
9А : 1А=А 

Задача № 2
С помощью четырёх цифр 5 составь выражение, значение которого равно 12. 

Задача № 3
Вычисли.         (1.584.162 : 527 + 1.120.977 : 429 ) * 307 =

Задача № 4
Аня и Таня весят вместе 40 кг. Таня и Маня весят 50кг. Маня и Ваня весят 90 кг. Ваня и Даня весят 100 кг. Даня и Аня – 60 кг. Сколько весит Аня? 

Задача № 5
Из посёлка выехал велосипедист со скоростью 8 км/ ч. Когда он проехал 16 км, из этого же посёлка в противоположном направлении вышел пешеход. Через 5 часов после выезда велосипедиста расстояние между ними стало 55 км. Чему равна скорость пешехода? ( реши по действиям с пояснением или вопросами) 

Задача № 6
Кролик даёт в год 400 г пуха. Для его содержания нужна клетка длиной 75 см и шириной 60 см. Какую площадь нужно отвести под клетки для кроликов, с которых за год получают 24 кг пуха? 

Задача № 7
Угадай, какие цифры обозначены буквами : 
АБВГ 
+ АБВГ 
В ГДАГ

Задача № 8
У Васи по математике вдвое больше пятёрок, чем четвёрок. Сколько у него четвёрок и пятёрок, если всего их 9?

Задача № 9
Восстановите скобки и знаки действий:         1 2 3 4 =1

Задача № 10
На участке дороги длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними были расстояния в 9 метров. Сколько деревьев должны посадить школьники?

Задача № 11
Машина проехала от одного населённого пункта до другого столько километров, сколько минут она ехала. Какова скорость этой машины в час?

Задача № 12
У Андрея и Бори вместе 11 орехов, у Андрея и Вовы- 12 орехов, у Бори и Вовы- 13 орехов. Сколько всего орехов у Андрея, Бори, Вовы вместе?

Задача № 13
В зале стоит несколько скамеек. Если на каждую скамейку сядут 2 ученика, то 7 учеников останутся без места. Если же на каждую скамейку сядут 3 ученика, то 5 скамеек останутся свободными. Узнай число учеников и количество скамеек в зале .

Задача № 14
Четыре последовательных целых числа дают в произведении 1680. Какие это могут быть числа?

Задача № 15
У Милы вчетверо больше кукол, чем у Лены, а у Лены на 12 кукол меньше, чем у Милы. Сколько кукол у Милы?

Задача № 16
Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой?

Задача № 17
Расшифруйте ребус ** + *** = **** , если известно, что оба слагаемых и сумма не изменяется, если прочитать их справа налево.

Задача № 18
Кузнец подковывает одно копыто за 5 минут. Сколько времени потребуется 8 кузнецам, чтобы подковать 10 лошадей, если на двух ногах лошадь стоять не может?

Задача № 19
Пять рыбаков съели пять судаков за 5 дней. За сколько дней десять рыбаков съедят десять судаков?

Задача № 20
Сколько различных результатов можно получить, складывая по два различных числа из набора 1, 2 , 3 , 4 , и 5?

Задача № 21
Лиза выбрала двузначное число, не делящееся на 10. Поменяла его цифры местами и вычислила разность полученных чисел. Какое самое большее число она могла получить?

Задача № 22
Коля поймал за 5 дней 512 мух. Каждый день он отлавливал столько мух, сколько во все предыдущие дни вместе. Сколько мух поймал он в каждый из этих дней?

Задача № 23
Найди значение выражения.        16728 : 204 * ( 328 – 4267 : 17 ) : 11 – 419 =

Задача № 24
Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем два гуся, в третьем ряду три гуся и т. д. 
Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?

Задача № 25
Шестизначное число начинается цифрой 5. Если переставить эту цифру на последнее место шестизначного числа, то получится число, в 4 раза меньшее первоначального. Найди это число.

Задача № 26
Собака увидела зайца на расстоянии 1 км и бросилась за ним. Скорость зайца 30 км/ч, скорость собаки 36 км/ч. Через какое время собака догонит зайца?

Задача № 27
Используя каждую цифру 0 , 4, 2 , 7. 9, 1 только один раз, запишите наибольшее шестизначное число и наименьшее шестизначное число.

Задача № 28
Длина и ширина одного листа кровельной стали вместе составляют 2130 мм. Какова длина и ширина листа, если длина в 2 раза больше ширины?

Задача № 29
Найдите значение выражений.       

450 : ( 30 * 3 ) * 60 – 94 *3 + 68 : ( 51 : 3)= 

820 – ( 57 : 19 + 77 ) *6 : 10 – 56 + 34*8 = 



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 4 класс.

Фамилия, имя ________________________________________________

Задания.

  1. Прочитай слова и запиши их:

     [ ИСПРАФ']                 [ПАТСКАСКА]                    [С'ЭДОЙ]             [ЙУПКА]

     __________                ______________              _____________          ______________

  1. Подбери фразеологические толкования (сочетания) к следующим высказываниям и соедините их линиями:

ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ, УСПОКОИТЬСЯ                                                     ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ  

ОЧЕНЬ ТЕСНО                                                                                             ЛОМАТЬ ГОЛОВУ

ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ                                                                             ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ

УСИЛЕННО ДУМАТЬ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ                      ЗАРУБИТЬ НА НОСУ

  1. Сколько твердых и сколько мягких согласных звуков обозначены буквой Л в стихотворении:

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

  1. Употреби числительные «два» и «двое» с существительными :

подруга, министр, петух, курица, сани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.

Две подруги, __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Допиши слова.

Черн  ____  тушь,  укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь,  блестящ _____ пианино,  больн _____ мозоль, спел ____ яблоко,  высок _____ тополь,              накрахмален ______ скатерть, заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель.

  1. Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу:

Япония – японец, Франция - _________________________, Россия - _______________,

Украина - ________________________,   Узбекистан - ___________________________,

Чехия - __________________________, Дания - ________________________________.

  1. Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу:

2 (друг) – два друга, второй друг

3 (люди) - _________________________________________________________________

5 (метла) - ________________________________________________________________

7 (носок) - _________________________________________________________________

10 (килограмм) - ____________________________________________________________

6 (кочерга) - _______________________________________________________________

11 ( помидор) - _____________________________________________________________

  1. Запиши верную последовательность букв для образования текста из предложений:

А. По его улицам быстро мчатся поезда.

Б. В Москве под землей есть целый город.

В. Все восхищаются красотой подземных дворцов.

Г.Среди них много иностранных туристов.

Д.Они перевозят миллионы пассажиров.

_______________________________________________________________________

  1. Прочитай текст .

Мои знакомые за обедом ставят на стол деревянное блюдо с хлебом.

Блюдо старое – ему целый век. По краю блюдо печатными буквами вырезано: « Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Надпись как крохотная история. История о том, что сначала люди пекли ржаной хлеб, а уже намного позднее начали выпекать пшеничные калачи.

Отметь, в чем заключается главная мысль текста:

  1. В том, что у знакомых автора есть необыкновенное блюдо.
  2. В том, что через пословицу люди передают другим добрые, мудрые мысли.
  3. В объяснении значения надписи на старом блюде.

  1.  В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?

(А) сказала волшебнику, что она медведь;

(Б) спрятала хвост;

(В) сказала волшебнику, что она не хищник;

(Г) сказала волшебнику, что она лисица;

(Д) покрасила шерсть в серый цвет.

  1.  К  каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.:

                                  Хвост                                                                 Нервы

________                                                    __________        

                                   Холод                                                                 Трубы

                                  Перстень                                                           жизнь

_________                                              ____________

                                 Характер                                                          конфета.

 

                               

Ответы:

  1. ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – по 2 балла за слово
  2. Взять себя в руки – овладеть собой, успокоиться.

 Очень тесно –яблоку негде упасть.

Хорошо запомнить – зарубить на носу.

Усиленно думать…. – ломать голову.

По 2 балла.

  1. Твердых согласных [Л]- 7, [Л'] – 6. По 3 балла( мак. 6).
  2.  два министра, два петуха, две курицы, двое саней, двое щипцов, два огурца, двое суток, две утки, двое брюк, две руки. – 2 балла -10 слов верно, 1 балл- 7-9 слов верно, 0 б. – др.вар.
  3. ая тушь, ий шампунь, ая мышь, ее пианино, ая мозоль, ое яблоко, ий тополь, ая скатерть, ая бандероль, ый штемпель. 2 балла -все верно, 1 балл- 7-9 слов верно, 0 б. – др.вар.
  4. ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК,  ЧЕХ, ДАТЧАНИН- по1 баллу.
  5. три человека, третий человек,

Пять метел, пятая метла,

Семь носков, седьмой носок,

Десять килограммов, десятый килограмм

            Шесть кочерег, шестая кочерга,

Одиннадцать помидоров, одиннадцатый помидор.

По 1 баллу за каждое словосочетание ( макс. 12). За каждую орфогр. Ошибку минус 1 балл.

  1. Б,А,Д,Г,В – 2 балла
  2. 3 вариант, 2 балла
  3. Г – 5 баллов
  4. Собачий, стальные ( железный), золотой, сладкая.  По 1 баллу.



Предварительный просмотр:

Ф.И._____________________________________ класс __________________

1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:

       Малыш, пальцы, подъезд, лужицы, таблица, оркестр.

2. Найди и подчеркни существительные мужского рода:

       Кофе, мороженое,  повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.

3. Замени выражение одним глаголом:

  • Клевать носом- _______________
  • Зарубить на носу - ____________
  • Чесать языком -_______________
  • Дать стрекача - _______________
  • Ломать голову - ______________

4.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи :

        Ножницы, клещи, полевой, молоток

        Говорить, вещать, молчать, рассказчик

        Мать, тетрадь, бежать, кровать

        Зелёный, багровый, краска, золотой

5. Подбери синонимы к словам:

  • Работа -__________________________
  • Дремучий (лес) - __________________
  • Печаль - _________________________
  • Кричать___________________________

6. Поставь ударение в словах:

           Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, красивее.

7. Вставь нужную букву (З или С) в начале слова.

 

           …дание, …жать, …давать, …делать, …десь, …гиб, …дешний, …бить, …говориться, …беречь.

8.  Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова:

Прим..рять друзей    ____________  

          зал..зать раны   _________________

Зап..вать в хоре         ____________    

 ув..дает трава    _________________

10. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:

И вскользь мне бросила змея:

« У каждого судьба своя!»

Но я то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

__________________________________________________

11.    Вставить в тексте пропущенные буквы:

      В  су….оту   наш  класс  х..дил  в  похо…  .  Ст..яла   ч..десная   п...года.  Ярко  св…тило   со…це.   Тихо  наб…гал   лё…кий   ветерок.

      Впереди  овра…  .  Там трудный спуск.  Группа  ребят  пошла  в  обхо…  .  Все встретились  на  опушке леса.

      Ни…кие  тучи  закрыли  небо.  Пол…тели   первые   сн..жинки.  Но  вот   хлоп..ями  пошел   сне..  .  Быстро  заметало  доро…ки    и   тр…пинки.  Мы   посп…шили   д..мой.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 3 класс

Фамилия, имя ________________________________________________

Задания.

  1. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:

         Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать,  ирис.

  1. Образуй и запиши слова ,добавляя к слову звуки, характеристики которых приведены. Запиши ответы.
  1. РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый согласный + безударный гласный = _____________________________________________
  2. РА + парный глухой твердый согласный = ______________________________

  1. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
  1. Обсуждать надо часто – решать однажды.

______________________________________________________________________________

  1. Кто слишком спешит – позже справляется с делом.

        _________________________________________________________________________________

  1. Трудно схватить двух угрей двумя руками.

        _________________________________________________________________________________

  1. Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные ответы.

  Розы, нога, маки, яма.            Дуб, сон, мел, мель.

А. Слова разделены по количеству букв.

Б.Слова разделены по количеству звуков.

В. Слова разделены по количеству слогов.

Г. Слова распределены по родам.

   5.  Ваня и Зина играли в  «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился:

автобус суббота атом моток — ... — колос соль.

Какое слово стояло на месте многоточия?

(А) кошелёк; (Б) колобок; (В) котелок; (Г) котёнок;

(Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.

    6.    Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1.        Охра + под =

2.        Кит + рана =

3.        Ров + поза =

  7.  В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.

Синий, голубенький, синева, синенький

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Прочитай басню Л.Н. Толстого  «Муравей и голубка».

         Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

  Потом охотник расставил сеть на голубку и  хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Подчеркни высказывание, которое отражает главную мысль текста.

  1. Охотник расставил сеть на голубку.
  2. Если ты помогаешь другим,  то и тебя выручат в трудную минуту.
  3. Волна захлестнула муравья.
  4. Голубка вспорхнула и улетела.

   9. Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания. Запиши загадку и отгадку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   10. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

Держать ухо востро.

Работать не покладая рук.

Сидеть сложа руки.

Воды в рот набрать.

Лясы точить.

Душа в душу.

Как кошка с собакой.

Ворон считать.

 

11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена            « Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст.

А. Она тоже была вырезана из картона.

Б. Должно быть, она была танцовщицей.

В.  На его пороге стояла хозяйка.

Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.

Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.

а) Б ,А,  Д, Г, В.                                                  в) Г, В, А, Д, Б.

б) Д, Б, А, В, Г.                                                   г) Д, А, Г, Б, В.

   

Ответы:

1.атлас, трусить, ирис- 3 балла, если нет ошибок; минус 1 балл за каждую ошибку.

2. Работа, рак – по 1 баллу за верный ответ.

3. Семь раз отмерь- один отрежь.

   Поспешишь, людей насмешишь.

   За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За каждое правильное предложение 1 балл.

4.Слова разделены по количеству звуков, слова разделены по количеству  слогов. По одному баллу за каждый вариант. За каждый неверный признак минус 1 балл ( 0-1-2 балла).

5. котелок – 4 балла

6. За каждое слово 5 баллов   Всего  15 баллов

Ответ: пароход, картина, паровоз.

7. За найденное слово 1 балл, за объяснение 1 балл     Всего   4 балла

Ответ: голубенький лишнее,  потому что не однокоренное,  

            Синева лишнее, потому что это имя существительное.

8. 2 вариант – 2 балла только за верный выбор ( 0 или 2 балла)

9. Описаны все заданные признаки ( внешний вид, повадки, место обитания) и соответствуют загаданной  птице. Форма изложения соответствует загадке ( связная речь, предмет не назван).- 0 или 5 баллов.

10. Держать ухо востро – ворон считать

    Сидеть сложа руки  - Не покладая рук.

    Лясы точить   - Воды в рот набрать

   Как кошка с собакой   - Душа в душу.

По одному баллу.

11. Г, В, А, Д, Б. (в)  - 2 балла или 0 баллов –др. варианты.