«Программа мероприятий по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе » «На пути в школу»

Потанина Татьяна Сергеевна

Новизна Программы заключается в комплексном подходе в подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе. Будущие первоклассники имеют возможность познакомиться с будущими учителями, освоить технику чтения и приобрести математические знания и умения, познакомиться со школой, организацией школьных уроков, познакомиться с будущими одноклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_v_shkolu.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИАРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

 «Архангельский областной институт открытого образования»

Кафедра педагогики и психологии

Программа «Школа образовательной инноватики»

Выпускная аттестационная работа

«Программа  мероприятий по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе »

«На пути в школу»

Автор: Потанина Татьяна Сергеевна,

воспитатель структурного подразделения

"Детский сад д. Рикасиха" муниципального бюджетного образовательного учреждения «Приморская средняя общеобразовательная школа

                                                                       подпись___________________

                                                               

                                                             консультант

                                                                Груздова Елена Валентиновна ,

                                                                      Кандидат педагогических наук

кафедры педагогики и

                                                       психологии АО

                                                                        подпись      

Архангельск

2015

Содержание

  1. Теоретический аспект
  2. Описание программы мероприятий по подготовке 6-7 лет к обучению в школе
  3. Список литературы

      Приложение  1  Программа  «Школа будущего первоклассника»

      Приложении 2   Памятка для родителей,  будущих первоклашек

      Приложение 3 Конспект экскурсии  по школе (альбом рисунков «Мои впечатления о школе»)

      Приложение  4Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе»

      Приложение 5 Конспект  физкультурного  праздника.

      Приложение 6 Праздничное мероприятие  «Наши мамы и папы школьники»

      Приложение 7 Понятия

Программа мероприятий по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.

Девиз «На пути в школу»

Изучением проблемы формирования готовности к школе занимались и занимаются такие учёные, как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев и д.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация, и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

 Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.

Образовательные программы, реализуемые в ДОУ, направлены, в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяют формированию «внутренней позиции школьника», хотя высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадают с готовностью ребенка к школе. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Таким образом, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

 Новизна Программы заключается в комплексном подходе в подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе. Будущие первоклассники имеют возможность познакомиться с будущими учителями, освоить технику чтения и приобрести математические знания и умения, познакомиться со школой, организацией школьных уроков, познакомиться с будущими одноклассниками. На занятиях у детей формируются основные компоненты готовности к обучению в школе, развить коммуникативные умения и познавательные способности.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

В предлагаемой программе я сделала попытку объединить несколько задач по подготовке детей к школе.
Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.

        Цель: Разработать и апробировать программу мероприятий по подготовке  детей 6-7 лет к обучению в школе

        Задачи:

  1. Изучить и проанализировать  литературу по проблеме формирования готовности к школе.
  2. Отбор содержания по данной теме.
  3. Разработать программу мероприятий по подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.
  4. Апробировать программу мероприятий по  подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.

        Участники проекта: дети подготовительной к школе группы-22 человека, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы МБОУ «Приморская СОШ») - 20 человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.

Этапы развития проекта:

1 этап проекта – создание развивающей среды

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Длительность: 4 мес.

Формы осуществления преемственности: ( действия)

• экскурсии в школу;

• посещение школьной библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых   программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и доу;

• встречи с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы) .

1 этап проекта – создание развивающей среды

В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание:  в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.

В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.  

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБОУ «Приморская СОШ» структурное подразделение д/с д.Рикасиха и МБОУ «Приморская СОШ»на 2015 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Категория участников

Сроки выполне-ния

Итоговый

документ

 1

Оформить уголки для игр в школу в группах

Дети МБДОУ(подготовительная группа),воспитатель подгот.гр

Февраль

Атрибуты

 для игр

2

Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами»

дети, родители воспитанников, воспитатель подгот.гр

3

Школа будущего первоклассника

Учителя начальных классов, дети подготовительной группы

родители воспитанников

Февраль

Программа

4

Выступление первоклассников перед дошкольниками

Дети детского сада, первоклассники

Март

Фоторепор-таж о выступле-нии

5

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Возрастные особенности детей, подготовка их к школе»

Учитель начальной школы

родители воспитанников, дети подгот.гр, воспитатель подг.гр.

Март

Памятка для родителей

6

Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»)

Дети подготовительной  группы, воспитатель, ученики 5 кл.,учитель нач.классов.

Март

Конспект экскурсии  по школе.

Альбом детских рисунков(результат)

7

Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе»

Воспитатели, ст.воспитатель.

Апрель

Материалы консультации

8

Совместный физкультурный праздник

Дети подготовительной группы и первоклассники, учитель физкультуры, воспитатель.

Апрель

Конспект физкультурного мероприятия,

фоторепортаж

9

Экскурсия в школьную библиотеку

Дети подготовительной группы, воспитатель подг.гр ,библиотекарь.

Апрель

фоторепортаж

10

Праздничное мероприятие  «Наши мамы и папы – школьники»

Дети, родители, педагоги детского сада, учитель начальных классов, воспитатель подг.гр.

Май

Конспект игрового мероприятия

11

Выпускной бал

Дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы)

Май

фоторепортаж

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды мероприятий :

Программа  «Школа будущего первоклассника»  

Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Основные задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

   Сроки проведения: февраль – апрель (по субботам)

Ответственные: родители и учителя начальных классов

Выступление первоклассников перед дошкольниками (сценка о школьной жизни)

Цель: познакомить дошколят  с жизнью и правилами поведения в школе.

Родительское  собрание  (присутствие детей) «Возрастные особенности детей, подготовка их к школе»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Экскурсия детей подготовительной группы в школу

"Моя школа"

Цель: оптимизация процесса адаптации детей к школе, к новой социальной ситуации.

Задачи:

  • снижение уровня адаптационного стресса, профилактика школьной тревожности;
  • социализация детей путем знакомства с новыми школьными правилами и требованиями;
  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие рефлексии и самоанализа, умения осознавать свои эмоции.

Совместный физкультурный праздник

Цель: Стимулировать стремление детей к активной физической деятельности и возможности пробовать свои силы в новых движениях.

Экскурсия в школьную библиотеку

Цель: Познакомить с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним углублять интерес к школе.

Праздничное мероприятие

«Наши мамы и папы школьники»

Цель: создать условия для знакомства учащихся со школьной жизнью своих родителей; заинтересовать учащихся процессом дальнейшего овладения знаниями в школе; развивать коммуникативные особенности детей, воспитывать уважительное отношение к взрослым.

Предварительная подготовка:

  • проведение родительского собрания с целью информирования родителей о предстоящем мероприятии.
  • подготовка учеников 1 кл. (4 чел-ка) к участию в мероприятии (разучивание стихотворений о школе, обсуждение условий проведения).
  • обсуждение организации экскурсии с администрацией, учителями музыки, физической культуры, информатики и с работниками столовой и библиотеки.

В результате обучения по программе у детей должны сформироваться следующие компоненты:

  • Мотивационный компонент:

сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;

сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;

появление учебно-познавательного мотива

  • Личностно-волевой компонент:

Устойчивая  самооценка, повышение уверенности в себе.

  • Коммуникативный и социальный компоненты:

развитие коммуникативных способностей;

рост социальной успешности детей

Риски проекта : недостаточная активность родителей, психологической неготовности к открытому общению.

Перспективы развития проекта:

- Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога

Результат

По итогам проекта, педагогом-психологом была проведена диагностика, двух первых классов, 1А и 1Б. Большинство детей ,учавствующих в проекте учатся в 1Б классе. 

Психологическая диагностика адаптации учащихся 1-х классов к началу школьного обучения

В исследовании принимали участие:

•        ученики 1А класса (17 человек), классный руководитель – Маркова Галина Викторовна

•        ученики 1Б класса (17 человек), классный руководитель – Суханова Юлия Анатольевна

Дата проведения диагностики – октябрь 2015

Цель: Определение успешности прохождения адаптации к школе каждым учеником, успешности прохождения адаптации к школе в среднем по классу. Рассмотрение уровня сформированности учебной мотивации, занимаемой школьником позиции в группе, актуального психоэмоционального состояния и уровня самооценки учащихся. Выявление детей группы риска и снижение уровня дезадаптации учащихся.

Оборудование:

  • бейджики с именами (у детей) и с именами-отчествами (у работников школы);
  • разрезанные карточки с ситуациями в школе;
  • портфели
  • школьные принадлежности.

Список литературы

1.Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.

2.  Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.

3. Должикова, Р.А, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

Приложение № 7

Понятия

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Внутренняя позиция школьника -  отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.

Преемственность -   непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. (Советский философский словарь).

Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. («Большой толковый словарь современного русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, Альта-Принт, 2007).

 

Приложение №2

Памятка для родителей будущих первоклашек.

1. Занимайтесь с ребенком систематически

(2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

2. Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

3. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

4. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

5. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

6. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

7. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

 

Консультация                                                                             Приложение №4

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию или лицей очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические знания – являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться.

      Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • Положительных представлений о школе;
  • Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
  • Сформированной позиции школьника.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям подготовительных групп необходимо проводить специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.

  • Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  • Очень важно прививать ребенку веру в свои силы,  не допускать формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка на занятиях, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
  • Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.
  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.
  • Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не забывайте: развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
  • Будьте терпеливы,  не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  • Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Обсудите с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

В своей работе педагогам следует включать в целостный педагогический процесс не только разнообразные формы и методы работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней, но и создавать предметно – развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

А самое главное, не запугивайте ребенка школой! Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!". Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Приложение№5

Совместный физкультурный праздник

Цель: Стимулировать стремление детей к активной физической деятельности и возможности пробовать свои силы в новых движениях.

Оборудование: гимнастические скамейки, мячи ( диаметр 20-25см.), 2 обруча, мешки.

Музыкальный ряд: веселая музыка для эстафет. Ход занятия.

Инструктор и воспитатель делит детей (первоклассники и дети подготовительной группы) на две команды с помощью фигурок. Раздает нарезанные картинки и каждая команда собирает свою –эта картинка подскажет детям название их команды.

Воспитатель : «Вот ребята вам картинки, собирайте их скорей  и узнаете зверей. (Дети собирают картинки : тигры и лисята ).

Ребята одевают спорт. форму( на футболках эмблемы ) и идут в спортивный зал.

Инструктор: Все зверюшки любят бегать, прыгать, лазать и скакать, одолейте все преграду, чтобы сильными и ловкими стать.

 Дети идут по камушкам, подлезают под дугу и занимают свои места. Каждая команда находит свой дом ( выстраиваются около указателей на которых нарисован  тигр или лиса).

Воспитатель помогает ребятам занять свои места.

Инструктор: «Он круглый , он гладкий, Очень ловко скачет ,кто же это (мячик).

Дети: мяч.

Воспитатель каждой команде дает по мячу.

Инструктор: Ну а теперь начнем наши соревнования и первое задание покажет кто самый быстрый.

1- е задание «Положи и возьми». ( Мяч в руках у первого участника команды. Он должен добежать до обруча, положить мяч в обруч и вернуться обратно. Затем бежит второй участник и забирает мяч. Возвращается и передает третьему участнику и т.д.).

Воспитатель объявляет результат.

Инструктор: Молодцы ребята, очень быстро бегаете, а теперь мы проверим какие вы ловкие.

2 -е задание  «Передай мяч над головой». (Мяч передается над головой, последний участник получив мяч бежит и становится первым, тогда команда считается победившей. Мяч передавать из рук в руки , бросать нельзя).

Воспитатель смотрит за правильным выполнением движения .

Подводится итог этого этапа.

Инструктор: А теперь проверим вашу силу.

3-е задание « Подтянись на скамье с помощью рук лежа на животе».( Ребенок ложится на скамейку спиной вверх и с помощью рук  подтягиваясь , продвигается вперед). Затем « пройдя» всю скамейку возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику.

Воспитатель подводит итог, какая команда справилась первой.

Инструктор: «И так следующее задание. Мы посмотрим кто лучше умеет скакать на двух ногах ,тигры или лисы».

4-е задание «Прыжки». ( Ребята прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед до обруча, обратно возвращаются бегом и передают эстафету другому участнику).

Воспитатель объявляет результат.

Инструктор: «Последнее задание на ловкость».

5-е задание « Передай мяч между ног». ( Передавать мяч между ног в руки не бросая его. Последний участник берет мяч, бежит и становится первым и заново передает мяч.  И так все участники.

Воспитатель подводит общий итог соревнований. Называет победителя. Каждой команде  вручается грамота и детям по большой конфете.

Инструктор: «Наши соревнования подошли к концу.  Сегодня все ребята справились с заданиями, все проявили себя и показали какие вы ловкие, быстрые, сильные и дружные. А давайте все дружно подуем на мяч и попробуем сдвинуть его с места. Вдохнули по глубже и выдохнули (4-5раз). Вам пора, до свиданья.  

Приложение  №3

Экскурсия детей подготовительной группы в школу

Цель: оптимизация процесса адаптации детей к школе, к новой социальной ситуации.

Задачи:

  • снижение уровня адаптационного стресса, профилактика школьной тревожности;
  • социализация детей путем знакомства с новыми школьными правилами и требованиями;
  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие рефлексии и самоанализа, умения осознавать свои эмоции.

Познакомить с помещением школы: коридор, раздевалки, классы (здесь стоят парты для учеников, стол для учителя, классная доска), библиотека, спортивный зал; воспитывать интерес к предстоящему учению в школе, уважение к труду учителя. Закрепить навыки культурного поведения на улице, в школе.

Подготовка воспитателя:

Подготовить программный материал в соответствии со знаниями детей. Расписать маршрут пути от детского сада до школы. Составить план по школе (рассказ, вопросы к детям, учителям).  Рассказать детям о школе

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Встреча детей

Детей встречает завуч и  ученики 5-ого класса у школьного порога.

– Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в нашу школу! Мы  очень радаы приветствовать Вас! Итак, вы скоро станете  школьниками! Быть школьником – очень интересно, увлекательно, почетно, но вместе с тем и очень ответственно, ведь в школе вам предстоит многому научиться. Наше знакомство с удивительным миром школы мы начнем с экскурсии.

Ученик 5-го кл. читает стихотворение.

Удивительный мир, мир волшебных открытий,
Полный верных друзей, удивительных книг,
Полный солнечных дней, интересных событий,
Мир, где гордо зовусь я теперь – «УЧЕНИК».

2. Экскурсия по школе

– Итак, вперед в удивительный школьный мир!

Далее учащиеся вместе с завучем и с помощниками (учениками 5 кл.) проходят по школе, останавливаясь в определенных местах.

Раздевалка

Утром, когда ребята приходят в школу, куда они идут первым делом? (В раздевалку). Там можно снять верхнюю одежду и переодеть обувь.

Ученик 5 кл. читает стихотворение.

Школьником быть – это значит быть вежливым,
Примером быть всегда и во всем:
На урок мы приходим в нарядной одежде 
И сменную обувь из дома несем.

Первоклассники раздеваются, ученики 5-го класса помогают им.

– В школе много кабинетов, где учатся ребята разного возраста, но кроме учебных классов, есть еще разные важные помещения .

 Библиотека

– Сейчас мы стоим возле одного очень важного кабинета, здесь хранится то, без чего невозможно учиться в школе. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку.

Ученик 5 кл. читает загадку.

Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно. 
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней (Книга)

– А кто знает, как называется место, где храниться много книг? Конечно, это библиотека. Давайте зайдем и посмотрим, как много книг читают наши школьники.

Представляем библиотекаря. Краткий рассказ о правилах пользования библиотекой.

Музыкальный класс.

– Ну-ка, кто отгадает, куда мы пришли на этот раз? Перед дверью в какой кабинет мы стоим?

Ученик 5 кл. читает загадку.

Кто дверь откроет, тот попадет
В мир волшебный звуков и нот,
Здесь марши, танцы и песни живут 
И вдохновенье находится тут.

– Правильно, это кабинет музыки. Вы тоже будете приходить сюда, чтобы больше узнать об этом чудесном мире звуков и нот. Давайте зайдем и познакомимся с его хозяйкой.

– А куда мы направимся дальше? Где нужно выполнять вот такие правила?

Ученик 5 кл. читает стихотворение.

Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай, 
Его повсюду не бросай,
Поел – и убери, друг мой, 
Свою посуду за собой.

– Правильно, мы идем в столовую.

 Столовая.

Представляем основных работников столовой.

– Наши повара готовят нам вкусные и полезные блюда, чтобы вы были здоровыми и никогда не болели. А кто знает, что еще надо делать, чтобы быть здоровым и крепким? Правильно, заниматься спортом. А где в школе занимаются спортом? Идем в физкультурный зал.

 Физкультурный зал

Ученик 5 кл. читает стихотворение

Нам смелым, и сильным, и ловким
Со спортом всегда по пути
Ребят не страшат тренировки –
В учебе и спорте всегда впереди.
Характер и тело свое закалять,
Больших добиваться высот,
Отвагу и волю в себе воспитать –
Поможет нам спорт.

– Кто из вас любит спорт? Каким видом спорта вы занимаетесь? А у нас в школе вы сможете заниматься футболом, разными видами борьбы, танцами. Ну и конечно, вас ждут уроки физкультуры, веселые соревнования. Давайте познакомимся с хозяйкой физкультурного зала.

Представляем учителя физической культуры.

– У нас остался еще один новый кабинет. Чтобы узнать, куда мы пойдем, слушайте последнее стихотворение.

Ученик 3 кл. читает стихотворение.

За окнами, братцы, не каменный век
Компьютер придумал давно человек.
Он нужен нам, чтобы не потеряться
В море нахлынувшей информации
Но техники сложной бояться не стоит:
Любой на отлично компьютер освоит

Школьный портфель

– Без чего невозможно представить себе школьника? Правильно, каждому школьнику нужен портфель. Но еще важно уметь этот портфель быстро и правильно собрать. Для этого договариваемся, что каждый ряд это команда.

От каждой команды выходят по 1 человеку. По сигналу учителя они собирают портфели. Важно положить в него только то, что нужно школьнику. Учитывается скорость и правильность выполнения задания.

Поведение итогов

– Ну что ж, как не жаль расставаться, но наша экскурсия подошла к концу. Давайте вспомним, что нового узнали вы сегодня? Что понравилось? Какие правила школьной жизни вы запомнили? 
Понравилось ли у нас в школе? Кому захотелось прийти к нам учиться?

Ответы детей.

   Приложение № 6

Праздничное мероприятие  «Наши мамы и папы школьники»

Цель: создать условия для знакомства учащихся со школьной жизнью своих родителей; заинтересовать учащихся процессом дальнейшего овладения знаниями в школе; развивать коммуникативные особенности детей, воспитывать уважительное отношение к взрослым.

Ход:

Ведущий.

Указ!

Сразу после лета,

Мальчишкам и девицам –

Всем пора учиться.

Прогоните скуку прочь,

Спрячьте под подушки,

И держите круглый год

Ушки на макушке!

Коль указ прочитан здесь,

И народ собрался весь,

Пора праздник начинать,

И загадки отгадать.

Наши сказочные друзья прислали вам, ребята, телеграммы. А от кого они, я думаю, вы догадаетесь.

  1. Вам здоровья, малыши!

Чтоб прививок не боялись,

Ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит!

Добрый доктор…(Айболит.)

2.Я хочу вам пожелать

Лишь пятёрки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить!

От лица Пьеро, Мальвины,

Ваш дружище…(Буратино.)

И последняя телеграмма. Странная она какая-то, недобрая. Ну-ка, ребята, определите, кто её отправил, она не подписана.

Пусть вам учебный год

Только гадости несёт!

Получайте только двойки,

Очень редко можно тройки,

Бейте окна и витрины,

Не ходите в магазины,

Проводите больше драк!

Привет, старуха…(Шапокляк.)

Звучит песня старухи Шапокляк.

Шапокляк. Здорово, ребята-клопята!

Меня узнали вы никак –

Весёлую старушку

По кличке Шапокляк!

        В честь сегодняшнего праздника я решила стать самой доброй бабушкой во всём мире и делать сегодня только гадости… Ой, подарки! (Пауза.) Кто хочет сто рублей? Идите сюда! Только три человека!

Шапокляк проводит игру «Кошелёк на верёвочке». Она вызывает из зала трёх человек, которые встают полукругом. На полу в центре круга лежит большой кошелёк, к нему привязана леска. Шапокляк даёт команду «Гоп». Кто быстрее схватит кошелёк, тот и возьмёт себе сто рублей. Сначала Шапокляк даёт ложные команды: «Го…луби прилетели», «Го…сти приехали». 2-3 раза кошелёк «убегает» от участников.  На четвёртый раз она даёт возможность участникам схватить кошелёк, а в нём не сто рублей, а шоколадка. Дети получают сладкие призы.

Ведущий. Спасибо, дорогая Шапокляк. Оставайся у нас на празднике!

Звучит песенка Буратино. Входит Буратино.

Буратино. Здравствуйте, ребята! Что же вы такими слабыми голосами здороваетесь, наверное, утром мало съели манной каши? А сказать громко своё имя вы сможете? Я скажу: «Один, два, три…», а вы сразу крикнете, как вас зовут.

        А теперь я посмотрю, как вы знаете буквы. Я буду показывать вам буквы, а вы, у кого в имени есть такая буква, поднимайте руки. (Среди букв ь, ъ, й. )Если кто ошибётся, Буратино даёт наказание: прокукарекать.

Буратино. Я сразу понял, ребята вы отличные, сообразительные, нескучные. А теперь посмотрим, как быстро работают ваши «Родные» языки. Кто желает посоревноваться со мной? (Выходит ребёнок.) Я произнесу скороговорку, а ты попробуй её повторить. «На дворе трава, на траве дрова». «Не спилил бы лип Филипп, летом липы зацвели б».

Шапокляк. Что-то мы засиделись. Ведь сейчас самое время переменки! Пора отдохнуть, поразмяться!

Буратино. А я знаю игру «Запретное движение».

Дети и родители  становятся полукругом. Звучит ритмичная музыка. Буратино объясняет правила игры. Он показывает несколько движений, одно из которых, например, приседание, - запретное. Дети повторяют движения ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибается, выбывает из игры, оставшиеся дольше всех – победители.

Ведущий. А теперь урок математики. Посмотрим, умеете ли вы решать задачи?

 «На четырёх берёзах четыре дупла, на каждом дупле по 4 ветки. На каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?» (На берёзе яблоки не растут).

        Молодцы, ребята, я думаю, вы будете учиться в школе на одни пятёрки.

Ребята у меня есть еще одно задание. «Фотографии родителей в школьном возрасте»

У меня фотографии оказались в портфеле, только я не знаю,  что за школьники на них изображены.

Может вы, поможете? Дети находят (узнают) фотографии, на которых запечатлены счастливые школьные годы их родителей. Дети по очереди рассказывают о мамах и папах , изображённых на фотографиях.

Вот молодцы, все узнали своих родителей в школьные годы, они тоже были учениками.

Вот и закончился наш Праздник знаний! Прозвенел первый звонок:

Ах, как звенит во всех концах Земли!

Пускай скорее спящий просыпается!

Ты думаешь, что гости к нам пришли?

А вот и нет – уроки начинаются!

        Буратино. Бери портфель и весело шагай!

Одни лентяи долго просыпаются.

Ты думаешь, во всю звенит трамвай?

А вот и нет – уроки начинаются!

Ведущий, Буратино, Шапокляк. «До свидания! Успехов вам и удач в учёбе!

Звучит песня о школе.

Приложение 8

Диагностика

 Уровни мотивации учения в классе

Уровни мотивации        Количество учеников

Очень высокий I        2 (~12%)

Высокий II        4 (~24%)

Нормальный III        7 (~41%)

Сниженный IV        3 (~18%)

Низкий V        1 (~6%)

Полученные данные можно также представить в виде диаграммы.

 

Рисунок 6. Уровни мотивации учения в целом по классу

Как видно из таблицы 7 и рисунка 6, у большинства учеников класса уровень мотивации соответствует нормальному. Сниженный и низкий уровни мотивации выявлены у 24% учеников (Швецова Людмила, Ивко Виктория, Синятинский Михаил, Дзогий Владислав), сниженная мотивация к учению может препятствовать нормальному течению процесса адаптации и привести к последующим проблемам с учебой.

Таблица 8. Количество выборов каждого мотива в среднем по классу

Мотив        Кол-во выборов ученика        Кол-во выборов мотива из общего кол-ва выборов

        Выбор 1 (основной)        Выбор 2        Выбор 3        

Внешний мотив        2        0        0        2 (~4%)

Игровой мотив        0        8        2        10 (~20%)

Мотив получения отметки        5        3        7        15 (~29%)

Позиционный мотив        0        1        0        1 (~2%)

Социальный мотив        5        3        1        9 (~18%)

Учебный мотив        5        2        7        14 (~27%)