Творческое объединение "Трудовое воспитание детей в природе"

Потанина Татьяна Сергеевна

На этой странице вы можете познакомиться с кружковой работой в творческом объединении "Трудовое воспитание детей в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_trudovaya_deyatelnost_2-aya_ml.gr_.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Трудовое воспитание детей в природе» 2-ая Младшая группа

Цель: Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия, воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Актуальность выбранной темы

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда… » На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделяется большое внимание:

- считается важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Умственному и трудовому воспитанию детей младшего возраста в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и формирование наблюдательности.

Дети 3-4 лет часто хотят проявить самостоятельность. Чтобы развить в них это стремление, можно заняться трудовым воспитанием детей. В этом возрасте малыши очень наблюдательны, поэтому обучение трудовым навыкам может произойти только при наглядно-действенном способе обучения. Например, задавая ребенку вопрос о том, какой стебель у растения, какой формы лист, попросить потрогать его, понюхать, воспитатель непринужденно помогает понять индивидуальные признаки растения.

Дети могут помогать воспитателю, как в группе, в живом уголке, так и на участке, ухаживая за растениями. Задача воспитателя поочередно, каждого ребенка заинтересовать и привлечь к небольшой работе. Показывая навыки труда младшей группе, при обучении нужно объяснить каждый этап трудовой операции, подробно, сочетая показ с объяснением. Дети учатся под наблюдением педагога, обязательно оценивается их труд только положительно, для стимуляции последующих действий.

Чтобы ребенку детям было более понятно, с какой целью они трудятся – воспитатель должен рассказать о последствиях труда: «птица будет нам петь весной, если мы ее покормим»; «Цветочек зацветет и будет вкусно пахнуть… ». Детям младшего возраста огромную радость доставляет помогать взрослым, быть полезными. Это нужно использовать, чтоб труд стал в радость.

Обучение уходу за комнатными цветами начинаем с полива, с правильного держания леечки. Воспитатель учит, как отличить влажную почву от сухой. Важно отметить, что без полива у цветка листья поникшие.

Когда на улице еще не сезон для посадки растений можно в группе вырастить семена овса. Детей очень радует появление маленьких ростков. Видя результаты своего труда, дети понимают конечную цель и желание сделать что-нибудь еще.

Зимой детям нужно отметить, что птицы, оставшиеся на зиму, ждут поддержки в качестве семян, хлеба. Дети могут в определенное время пополнять кормушку. Также дети любят помогать воспитателю в расчистке дорожек от снега, а в теплое время суток подметать от листьев. Своим одобрением воспитатель стимулирует дальнейшие трудовые действия детей.

У детей младшего возраста воспитывается устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, ответственное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Ухаживая за растениями, наблюдая за их ростом, дети привыкают ответственно относиться к порученному делу.

Ожидаемые результаты:

Формы обучения- Групповая. Индивидуальная.

Формы работы- Создание коллекций. Трудовые поручения.

Методы работы: Наблюдения. Беседы. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры. Экскурсии.

Необходимое оборудование: Наличие программы. Тематический план.

Наглядный материал (иллюстрации, картинки, фото, диафильмы).

Оборудование и инструменты для осуществления трудовых действий.

Блок 1. ТРУД В ПРИРОДЕ

Опытно-экпериментальная работа в уголке природы

НОД «Огород Буратино»

НОД «Фея цветов в гостях у ребят»

НОД «Посадка лука»

Образовательная ситуация «Уход за обитателями живого уголка»

НОД Как трудятся животные

№ п/п

Наименование темы

Дата проведения

Программное содержание

1

Сбор семян цветов на участке детского сада.

 3.09

Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян. Учить различать семена различных цветковых растений. Воспитание желания работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда.

 

Конспект НОД «Вода нужна всем».

 9.09

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.

 

 2

В. В. Бианки для детей – «Лесные домишки»

 17.09

 чтение книгио природе поможет воспитать у дошкольника чувство бережного отношения к природе в целом, сформировать потребность заботиться об экологической чистоте. Правильное экологическое воспитание может предотвратить многие экологические проблемы человечества.

 

« Аквариум»

23.09

Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники.

 3

« Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый»)».

 

1.10

 Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями в экологической комнате.

 

« Жизнь лесных зверей зимой».

 

7.10

 Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

1

Экспериментальная   деятельность    «Разноцветные шарики»                                                    

15.10

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

 2

«Дерево »

       

21.10

Расширять представления детей о растениях. Дать представления о свойствах дерева. Развивать зрительное   восприятие, внимание и наблюдательность

 3

«Комнатные растения»

 

29.10

 Расширять представления детей о растениях. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Развивать зрительное  и слуховое восприятие, внимание и наблюдательность.  Воспитывать любовь к растениям и желание проявлять о них заботу.  

 4

«Пророщенные семена »

05.11

 Формировать представления о растительном мире, вызывать интерес к исследовательской деятельности

 1

«Семечко»

 11.11

Расширять представления детей о растениях. Дать представления о том, что в плодах есть семена из которых прорастает будущее растение. Развивать зрительное   восприятие, внимание и наблюдательность.  Воспитывать любовь к растениям и желание проявлять о них заботу.

 2

Экспериментальная деятельность  

«Может ли менять форму   камни и глина»

 19.11

Выявить свойства глины  (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

 

3

«Песочная страна»

25.11

  Выделить  свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со  способом изготовления рисунка из песка.

«Каждому камешку свой домик»

 03.12

  Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

1

Экспериментальная деятельность  

«Вода/Лед/Снег

 

09.12

 Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

 3

«Срезанные веточки»

 

23.12

 Задачи: Расширять представления детей о растениях. Дать представления о том, что  на веточках сначала набухают почки, а затем распускаются листочки., если веточки стоят долго к них появляются корешки. Развивать зрительное   восприятие, внимание и наблюдательность.  Воспитывать любовь к растениям и желание проявлять о них заботу.  

« Рост и развитие растений. Посадка лука».

30.12

 Цель – познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, чем лук полезен (много витаминов).

1

 Дид/игра  Кто, где живет? Что где растет?

 13.01

Играть можно один на один с ребенком или с группой детей. Взрослый называет любого зверя, птицу, рыбу, насекомое. Ребенок как можно быстрее называет место обитания этого существа. Принимаются ответы как общие: лес, луг, озеро, море, река или норка, дупло, улей, так и более конкретные: в лесу в дупле на дереве и так далее.Так же можно играть и загадывая растения, хотя это может оказаться сложнее для детей. В этом случае попробуйте совместить обе игры в одну, то есть загадывайте по очереди то животное, то растение.

 

Коллективная работа.

 « Ёжики»

21.01

Цели: Познакомить детей с ёжиком, дать элементарное представление о нём; Вызвать у детей интерес к изготовлению поделки; Развивать у детей чувство коллективизма, наблюдательность, а также мелкую моторику рук.

 2

« Лото»

 26.01

 Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

Игровые правила. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи – на карте, где нарисован огород, фрукты – где нарисован сад, цветы – на цветнике и клумбе.

 

«Лакомство для животных»

03.02

Цель: дать детям знания о питании животных

Педагог встает с одной стороны комнаты или площадки. Ребенок или дети – с другой стороны. Взрослый говорит: «Сейчас я буду кормить животных. Сначала ко мне будут прыгать зайчики!»Дети, изображая зайчиков, прыгают ко взрослому. Детям двух-трех лет ведущий говорит: «Зайчиков я буду кормить морковкой!» Дети изображают, что берут из рук взрослого еду, а потом бегут обратно. Затем ведущий объявляет следующих животных, которых он собирается кормить.

Дети четырех-пяти лет, подходя ко взрослому, сами называют ту еду, которую нужно дать изображаемому животному.

В процессе игры можно спрашивать у детей, как говорит то или иное животное. А дети, приближаясь ко взрослому, будут изображать нужные звуки.

1

Угадай, кто это?

 09.02

Взрослый называет характерную особенность какого-либо животного, а ребенок пытается угадать, кто это. Если загадка не разгадана, взрослый называет еще одну особенность (до пяти подсказок). Если ребенок угадал с первого раза, получает пять жетонов, со второго – четыре и так далее.

 

« Попугай»

17.02

Цель – познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела.

 2

Эксперимент - проращивание фасоли

 25.02

 Цель: вырастить свое собственное растение и понаблюдать за всеми стадиями его роста. Для этого понадобится: стеклянная баночка, салфетка и фасоль. Поместить в банку салфетку, а между банкой и салфеткой фасоль. Следить за тем, чтобы салфетка всегда была влажной!
Результат не заставит ждать, уже через пару дней мы увидим пробивающийся росток и чудо новой жизни. А еще через несколько дней первые листки и корешок.

 

« Рост и развитие растений. Посадка лука».

02.03

Цель – познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, чем лук полезен (много витаминов).

«Бабочка»

 10.03

Цель: формирование у детей умений и навыков создания поделок из различных видов  природного материала, развитие их творческих способностей , фантазии, воображения.

Материал:Листья клена среднего размера (3 штуки)Косточка сливы или вишни (1штука)Семечки арбуза ПластилинЦветной картон для фона

«Мы в лес идем (перелетные птицы)»

16.03

Цель – дать понятие «перелетные» (почему некоторых птиц так называют?), познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания кукушки и ласточки, рассказать, как они приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к меняющимся условиям неживой природы, составить модель «Птицы».

« Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной».

 24.03

Цель – уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

« Зоопарк (экологическая игра)».

30.03

Цель – продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

« Домашние животные (кошка, собака)».

07.04

Цель – познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

«Когда это бывает?»

 13.04

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает её тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока её не отгадают.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, может быть изображен пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры.

Эта самая сложная игра из предложенных детям, т.к. знания у детей о характерных признаках времён года, о труде и забавах детей малы. Дети не сразу «входят» в игру. Дети часто путают времена года. Затрудняются с рассказом о картинке. При выполнении игрового задания дети редко доходят до поставленной цели.

« Экскурсия по участку детского сада»

21.04

Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с деревьями ; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух.

« К деревьям в гости»

 27.04

Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь); дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки.

Найди дерево по описанию

04.05

Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.
Игровое действие Угадывание растений по описанию. Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и береза).
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

Тема: « Здравствуйте, травушка и золотой одуванчик».

 12.05

 Цель – уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

« Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)».

18.05

Цель – познакомить детей с первыми весенними садовыми цветами (тюльпан, нарцисс), с особенностями их внешнего вида и строения.

26.05

Экскурсия по экологической тропе.

Цель – прощание с весной, знакомство с летом.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Дети могут:

- осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за растениями, на участке в соответствии с сезоном и погодными условиями;

- организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- овладение детьми трудовыми навыками и умениями;

- расширение представлений детей о труде взрослых;

- развитие творчества и инициативы при выполнении различных видов труда.