Учитель года- 2018

Умаров Николай Кайроллаевич

Учитель года- 2018

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы                                         Умаров Н.К.                                           МБОУ «Красовская СШ»

Описание опыта работы

учителя МБОУ «Красовской СШ»

Умарова Николая Кайроллаевича

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключается в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемыми посредством взаимодействия тех и других. В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание.

Направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя из нее, определяются частные задачи и цели обучения и развития, а также его содержание. Цели и содержание – важнейшие компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являются планируемым результатом педагогической деятельности. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты учебно-воспитательного процесса тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании представлений, опирающихся на определенные знания.

Я считаю, что моя профессия – одна из самых интересных и сложных. И вместе с тем она нужная и благородная. За последнее десятилетие неуклонно снижается уровень физического развития детей. Учителю физкультуры противостоят такие условия, как: плохая экологическая обстановка, хронические отклонения в состоянии здоровья детей с раннего возраста и всеобщая компьютеризация. Современные дети играм на свежем воздухе предпочитают домашний уют наедине с компьютером.

Успех обучения, воспитания и развития школьника во многом зависит от того, насколько учитель смог заинтересовать ребенка, увлечь идеалом физического совершенства, как построит систему работы, какие средства и методы будут использованы при этом. У учителя физкультуры в этом смысле особая роль. Для большинства детей я являюсь единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им всегда быть в хорошей физической форме.

Урок физической культуры является основной формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки физкультуры проводятся по твердому расписанию в определенные дни и часы. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и составляет основу для разностороннего физического воспитания учащихся (подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка).

На уроках дети знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физкультуры очень много таких, которые имеют жизненно важное  значение и применяются в повседневной жизни, в быту (ходьба, бег, различные прыжки, переноска различных предметов).

Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, а это создает особые условия для организации детей и проведения занятия. Дети на уроках занимаются в специальной форме. Во время урока им неоднократно приходится менять места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Уроки физкультуры отмечаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение урока физкультуры в условиях современных требований в образовании. Исходя из опыта работы остановлюсь на следующих:

  1. Каждый урок физкультуры должен иметь определенные образовательные задачи (хочется остановиться на том, что у нас нет «темы урока» в том смысле, какой вкладывается в других предметах, а есть задачи: общие, выполнение которых обеспечивается в процессе всех уроков или серии уроков (например, развитие выносливости); и частные (например, изучение техники отталкивания при прыжках в длину с места)
  2. Оздоровительные задачи, как и воспитательные, решаются на каждом уроке.
  3. Одним из наиболее важных вопросов является вопрос о методически правильно построенном уроке в зависимости от поставленных задач. Большое место на уроках физкультуры занимает методика развития физических качеств, улучшение телосложения. Особое внимание уделяю совершенствованию правильной осанки, укреплению свода стопы, корригирующим упражнениям, упражнениям на координацию и ориентировку в пространстве.

Свои уроки я строю с учетом особенностей наших ребят, нагрузку на уроке стараюсь дать оптимальную в соответствии с возрастными, физиологическими и медицинскими показателями. Ориентируюсь в основном по внешним признакам и самочувствию ребят, которые знают, что если  устали, то можно перестать выполнять упражнение и отдохнуть. Это такие ученики, как Белоцерковец Дарья, Решетникова Настя.

Одним из требований к современному уроку является то, что он не должен проводиться по одному сценарию, этим приходится пренебречь. Для того, чтобы урок прошел в соответствии с методическими требованиями, необходимо соблюдать постоянные формы проведения урока и менять их не чаще, чем раз в четверть, иначе ученики  не могут быстро сориентироваться в пространстве.

А вот изменение формы занятий по видам как раз становиться оптимальным. Так в 1 четверти  строю урок по одной форме. Во 2 четверти занятия  строятся по форме спортивных игр. В 3 четверти предпочтение -  гимнастике и лыжам, а в 4 четверти - повторение пройденного в 1 четверти. Стараюсь проводить свои уроки так, чтобы ученикам было интересно, и мне это удается. Дети, в большинстве, любят физкультуру и на уроках работают с удовольствием.

На занятиях по баскетболу я использую метод целостного обучения. Расчлененное обучение применяется при освоении сложных технико-тактических действий. Важный этап - разучивание приемов в условиях, близких к игровым. Упражнения в баскетболе доступны большей части учащихся. Они равномерно развивают основные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела, происходит увеличение длины костей, а отсюда и рост учащихся.

Информационно - коммуникативные технологии занимают особое положение в современном мире. Я стараюсь идти в ногу со временем, и применяю их в своей педагогической деятельности на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях. При выполнении упражнений, как в разминке, так и в основной части урока, использую специально подобранную музыку. Главное, что музыкальное сопровождение очень нравится учащимся, а значит, я добиваюсь желаемого результата: у детей повышается мотивация к выполнению упражнения.

Библиотека учителя физической культуры, включает в себя различные пособия по технике безопасности на уроках физической культуры, интерактивные тесты, тесты для подготовки к экзаменам и олимпиадам, презентации по различным видам спорта, методические разработки уроков, диагностические материалы.

Я успешно использую разработки мастер-классов ведущих учителей. Вместе с ребятами анализируем элементы техники и тактики баскетбола. Детям нравится данный метод, и они с удовольствие разбирают сложные комбинации. Учащиеся следят за новинками в Интернете, подбирают новые интересные упражнения, комбинации, над которыми мы потом вместе работаем на уроках.

Учитывая увлечение подростков компьютерными технологиями, задаю небольшие домашние задания, связанные с поиском спортивных новостей, с подготовкой реферативных заданий по теории физкультуры и спорта, здоровому образу жизни.

Большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям, которые помогают ребенку сохранить его здоровье, его психическое состояние.

Одним из главных принципов современного урока физической культуры, я считаю, это индивидуальный  и дифференцированный подходы. Пристальное внимание к работе каждого ученика является для меня постоянным и обязательным, поэтому для каждого подбираю упражнения и дозирую нагрузку с учетом состояния здоровья, типа телосложения, развития двигательных качеств школьника. Например,  при выполнении штрафного броска для менее подготовленных детей расстояние до кольца делаю меньше. Упражнение в подтягивании на перекладине для хорошо подготовленных учащихся выполняется в положении «хват сверху», а для ослабленных – «хват снизу». Отжимание подготовленные дети выполняют от пола, а ослабленные от гимнастической скамейки.

Наверное, в каждой школе есть трудные ученики, которым ни математика, ни физика, ни литература не интересны. Где такой ученик может проявить себя? В чем? Этих ребят я приглашаю принять участие во внеклассных мероприятиях, работаю с ними индивидуально, пытаюсь понять внутренний мир подростка, скорректировать его поведение, помочь ему выстроить отношения с ровесниками и учителями, дать ему возможность проявить себя с хорошей стороны на уроках физической культуры и на спортивной площадке. Среди моих чемпионов есть и трудные подростки (Волущенко Егор, Петлеван Дарья).

На своих уроках я стараюсь уделить каждому ребенку должное внимание, показать его лучшие стороны, похвалить за усилия, которые он использует в изучении данного элемента. Также указываю на ошибки и исправляю их, вместе с детьми переживаю за неудачи, которые происходят при изучении новых элементов.

Детей, освобожденных от занятий физической культурой после болезни, я привлекаю в качестве своих помощников. Нельзя дать ученику почувствовать себя на уроке лишним – это развивает чувство неполноценности и отчужденности от коллектива. Школьникам, у которых имеются какие-то отклонения в состоянии здоровья, я стараюсь дать  щадящую нагрузку, чтобы она пошла на пользу ребенку, а не усугубила его состояние здоровья.

К организации и проведению соревнований привлекаю  старшеклассников. Они с удовольствием выступают в роли организаторов, судей, наставников, капитанов, являются хорошими помощниками при проведении внеклассных мероприятий.

Для успешной работы педагог должен и сам учиться всю жизнь. Я стараюсь регулярно ездить на курсы повышения квалификации учителей, беру лучшее у своих коллег-педагогов, посещаю открытые уроки, семинары, «Мастер-классы». Я участвую в различных спортивных спартакиадах и соревнованиях разных уровней: от школьных до региональных. Мой главный принцип – быть здоровым и научить этому других.

На мой взгляд, каждый ребенок должен чувствовать, что урок интересен и полезен для него. На начальном этапе стараюсь дать представление о каждом упражнении. Для этого использую метод показа, рассказа, наглядные пособия, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение), дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения. Использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например, прыжок в длину с разбега. В какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться? Разбираем упражнение по элементам: разбег, толчок, полет, и приземление. У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее и лучше решают поставленную задачу.

В нашей школе проводится много внутришкольных мероприятий и соревнований: день бегуна; первые ласточки; неделя баскетбола, волейбола; «Веселые старты»; семейные старты - «Мама, папа, я спортивная семья», день здоровья, «Зов джунглей», большая спортивная эстафета, зимние забавы; экологические эстафеты. Также ведется большая спортивная работа в  лагере дневного пребывания, где устраиваются спортивные праздники и соревнования.

Ученики школы принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по физической культуре. В 2016-2017 учебном году на муниципальном этапе призером стала Феоктистова Ангелина, учащаяся 8 класса, в 2017-2018 учебном  году - участвовал  ученик 11 класса Волущенко Егор, призер школьного этапа.

Веду работу с родителями, которых убеждаю в необходимости занятий физкультурой, и они с радостью откликаются на мои просьбы.

Знаю, как непросто бывает соединить на уроке задачи обучения и воспитания учащихся. Программа по физической культуре нацеливает в основном на то, чтобы ученик приобрел определенные навыки и умения, показал определенный результат.

Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, стараюсь одновременно формировать мир представлений школьника, воспитывать его ум и волю, целеустремленность, прививать ему нравственные и эстетические качества, и этому способствуют подвижные игры, эстафеты, «Веселые старты», народные игры, традиционные спортивные: баскетбол, волейбол, футбол.  

Наиболее удачным считаю свой опыт в развитии баскетбола, так как элементы этой игры включают огромное разнообразие упражнений, доступных большинству учащихся (бег, прыжки, бросок на точность). Кроме того, баскетбол – коллективная игра, требующая слаженности, взаимопонимания, взаимовыручки, быстроты реакции, выносливости, ловкости, смекалки, взаимоуважения участников игры.

Для оценки уровня физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяются тесты и нормативы, обозначенные в программе по физической культуре в школе для определения координации или ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и так далее. Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста. Для определения уровня физической подготовленности школьников я использовал следующие тесты:

- бег 30 метров  (быстрота),

- челночный бег 3*10 метров (ловкость),

- подтягивание на перекладине у мальчиков и поднимание туловища из виса у девочек (сила),

- 1000 метров (выносливость),

- наклон вперед из положения сидя на полу (гибкость).

В качестве примера можно привести данные 5 класса. Данный класс по своему социальному составу один из самых благоприятных.

    критерий

 

фамилия,

имя

Бег 30 м

Челночный бег  3*10 м

Подтягивание на перекладине

и поднимание туловища

Бег 1000 м

Наклон вперед из положения сидя на полу

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Антонова Татьяна

5.4

4

8.2

5

5

3

4.20.13

4

5

3

Гольденберг Галина

6.0

4

8.5

5

12

4

5.43.23

4

7

3

Давыдов Кирилл

5.5

4

7.9

4

8

4

4.15.45

5

6

3

Идрисов Никита

6.0

4

8.6

5

11

4

6.11.43

3

4

3

Кравец Карина

5.8

4

8.4

5

19

5

4.44.54

5

5

3

Петлеван Никита

5.8

3

8.5

4

4

3

5.52.54

4

8

4

Сотникова Дарья

5.4

4

7.9

5

5

3

4.17.12

5

7

4

Федоров Егор

6.1

3

8.3

5

17

5

5.35.34

4

11

4

Шиховцов Вадим

5.7

4

7.9

5

20

5

4.14.56

5

8

3

Много внимания уделяю на развитие практических навыков учащихся. Качество знаний детей проводится в форме тестовых заданий, деловой игры. Результат качества знаний, умений учащихся 100%. В результате моей работы в школе достигнуты значительные успехи по укреплению здоровья и физическому развитию детей.

За 6 лет своей педагогической деятельности я пришел к выводу, что физическое воспитание и спорт являются видом общественной деятельности, осуществляемой в условиях постоянного взаимодействия с партнерами и соперниками, поэтому нельзя не учитывать социально-психологические закономерностей при формировании личности ребенка.

 За счет следующих приемов и методов создаю здоровую психологическую атмосферу как на уроках, так и во внеурочной деятельности:

1. проявление внимания к одаренным детям;

2. формирование положительных черт личности, включая лидерство;

3. устранение панического страха при выполнении упражнений у детей, слабо развитых физически;

4. обращение к детям по имени;

5. сообщение о хороших результатах ученика;

6. изучение личности ребенка через беседы и встречи с родителями;

7. создание вокруг ученика доброжелательного к нему отношения.

Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Поэтому занятия спортивных секций тоже стали непременными мероприятиями жизни школы. Внеклассной работой стараюсь охватить максимальное число учащихся. Во внеклассной работе задачей является формирование у детей целостного представления о физической культуре как элементе общей культуры человека. Важной задачей физического воспитания является усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Внеклассную работу использую как средство формирование личности, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях.

В школе отработана структура детского самоуправления: во главе президент, выбранный на альтернативной основе, имеются советники президента, в том числе и по спорту. В каждом классе выбирается физорг класса, с которыми ежемесячно встречаемся, обсуждаем проблемы, подводим итоги за прошедший месяц, на линейках доводим информацию о предстоящих соревнованиях, ставим конкретные задачи и цели, сообщаем о результатах соревнований.

С удовольствием применяю в работе программу автора: Ляха В.И. Я поставил перед собой задачу: сделать так, чтобы в спортивном зале ученикам было удобно и уютно заниматься физкультурой и спортом, и спортивный зал укомплектован спортивным инвентарем, систематизирован размещенным по своим местам. На уроках используются технические средства: музыкальный центр. Такая организация труда позволяет мне быстро и четко ориентироваться в подготовке и проведении урока.

Награда за все это – веселые улыбки и искренняя благодарность моих ребят, потому что в нашем деле нет равнодушия, пустоты, а хороших задумок много. Надо любить детей и свое дело, хранить верность принципиальной педагогической позиции и никогда не отступать перед трудностями.

Стараюсь в своей работе создавать определенную преемственность. Часть выпускников и после окончания школы не расстаются со спортом, приобщают своих детей к физкультуре и спорту. Педагог должен быть пропагандистом и носителем здорового образа жизни. Основателю современного олимпийского движения Пьеру Кубертену принадлежит мудрая мысль, выраженная в кратком афоризме: «Чтобы десять человек занимались физкультурой, один должен заниматься спортом». Именно поэтому огромна роль учителя физической культуры в школе, который может показать, что доступно многим, доступно большинству, своим показом и примером ведя школьников иногда - к высоким спортивным достижениям, всегда - к здоровой, а значит, полноценной жизни. Боюсь, что прозвучит нескромно, но лично сам я сохраняю хорошую физическую активность. Личный опыт подсказывает мне, что эта работа эффективна и приносит результат, только она требует полной отдачи от учителя, настоящего подвижничества. Я горжусь тем, что мой ученик Умаров Жанат  также как и я станет учителем физической культуры. Здоровым, крепким людям живется легче и счастливее. Для того, чтобы воспитывать таких людей, мы и работаем, и живем.