Игры

Панкова Татьяна Витальевна

Предварительный просмотр:

  1. Игра «Хлопушки»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

  1. Игра «Сидит Яша»

Образуется круг - хоровод. Внутри хоровода стоит мальчик «Яша» и девочка «Маша». Держась за руки и, двигаясь по кругу, дети в хороводе поют:

Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом.

Грызет, грызет Яша орешки каленые, милому дареные!

Хоровод останавливается и продолжается диалог с Яшей:

- На чём стоишь? – На мосту.

- Что пьешь? – Квас.

- Лови Машу, а не нас!

После этих слов. Яша ловит Машу.

Правила игры. Маша убегает от Яши, хлопая в ладоши. Яша ловит Машу завязанными глазами. За круг – хоровод убегать нельзя. Когда Яша поймает Машу, выбираются другие игроки.

  1. Хороводная игра «Капустка»

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:

Вейся, повейся, капустка моя,

Вейся, повейся, белая моя.

Как мне, капустке, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.

  1. Игра Заря-заряница

Играющие встают вокруг карусели, взявшись за ленту. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга, навстречу хороводу, вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые -

Ленты расписные!

Карусель останавливается.  Водящий и стоящий напротив него ребенок под слова: Раз, два, три не воронь, а беги как огонь! разбегаются в разные стороны.

Правила игры: Побеждает тот, кто быстрее оббежит вокруг карусели и вернется на место. Опоздавший становится «заряницей».

  1. Игра «Дударь»

Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, дударь, что болит?
– Голова.
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, дударь, что болит?
– Ножки болят.
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, дударь, что болит?
– Здоров!

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором, спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?». «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши и т. д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «дударя» поётся 2–3 раза, и когда в очередной раз у «дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из круга на своё место другого, и игра продолжается.

6.Игра «Пчёлки и ласточка»

Играющие – пчёлы – летают по поляне и напевают:
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Пчёлам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

7.Игра «Совушка»

Выбирается водящий – совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 м – это гнездо совушки. В круге стоит совушка, принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:
 Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днём ты спишь.

Подаётся команда:
День наступает,
Всё оживает!

Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит:
Ночь наступает,
Всё засыпает!

Мышки замирают на месте, держа правильную осанку. Позы заранее оговорены. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3–6 сек. даётся команда «День!» – и игра продолжается. 

Как только совушка поймает трёх мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а бывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались совушке, а также совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.

Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:

«Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.

«Пистолет»: полуприсед на правой ноге, левую вперёд, руки на пояс, локти назад.

«Флюгер»: полуприсед, руки в стороны ладонями вперёд, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.

«Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх, ладонями наружу.

8. Игра «Пирог»

Дети делятся на две группы и становятся друг против друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Сразу после слов: «Режь да ешь!» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой группы. Кто первый его коснётся, тот уводит в свою группу, а второй остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Дети поют:
Да экий он высокинький,
Эх, да экий он широкинький,
Эх, да экий он мякишненький,
На столе пирог сладёшенький.
Режь да ешь! 
(Говорком.)

9. Игра «Колпачок»

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!

На слова: «Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь» дети хлопают в ладоши. После этого водящий говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алёну больше всех!» Выбранная девочка садится в центре, исполняет роль колпачка, а все дети обращаются к ней с тем же запевом.

Игра повторяется несколько раз, меняется тональность (по полутонам вверх, а потом вниз).

10.Игра «Цепи кованые»

Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15–20 м. Одна шеренга детей кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает: «Димой». Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

11.Игра «Иван»

Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего:

Иван с косой, не ходи босой,
А обутый ходи, себе лапти сплети.
Если будешь ты обут – волки, лисы не найдут,
Не найдёт тебя медведь, выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями: кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. Иван-косарь берёт в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и совершает движения, как при косьбе. Звери переговариваются с ним:
– Иван-косарь, что ты делаешь?
– Траву кошу.
– А зачем косишь?
– Коров кормить.
– А зачем коровы?
– Молочко давать.
– А зачем молочко?
– Сырцы делать.
– А зачем сырцы?
– Охотников кормить.
– А зачем охотников кормить?
– В лесу зверей ловить!

Звери быстро разбегаются кто куда, а Иван-косарь бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь, он должен отгадать, какой это зверь. Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а Иван-косарь ищет остальных спрятавшихся зверей.

12.Игра «Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой стороне живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят из дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
– Гуси-гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Гуси-лебеди! Домой!
– Серый волк под горой!
– Что он там делает?
– Рябчиков щиплет.
– Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может их ловить только после слов: «Ну, бегите же домой!» 

13.Игра «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии 2 шагов стоит водящий – «горелка». Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы на погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле, едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
– Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги как огонь.

После заключительных слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Игра повторяется. Если «горелке» удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, «горит». «Горелка» не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него. 

14.Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «заря» – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарёй». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. 

15.Игра «Коршун»

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:
Вокруг коршуна хожу,
По три денежки ношу,
По копеечке,
По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встаёт, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
– Коршун, коршун, что ты делаешь?
– Ямку рою.
– На что тебе ямка?
– Копеечку ищу.
– На что тебе копеечка?
– Иголочку куплю.
– Зачем тебе иголочка?
– Мешочек сшить.
– Зачем тебе мешочек?
– Камешки класть.
– Зачем тебе камешки?
– В твоих деток кидать.
– За что?
– Ко мне в огород лазят!
– Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!». Пойманный цыплёнок выходит из игры, а коршун ловит следующего. Игра заканчивается, когда поймано несколько цыплят. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на своё место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками. 

16.Игра «Ходит Ваня»

Все встают в круг, выбранный мальчик или девочка идёт по кругу в противоположную сторону. Ведущий выбирает себе «дружочка». Ведущий должен подойти, красиво поклониться, взять за руку того, кого выбрал. Он проводит его по кругу, показывая всем, а потом встаёт с ним в центре. В песне имя ведущего может меняться (Ваня, Аня, Лена, Вася и т. д.).

Дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка, посреди кружочка.
Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.
Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.

17.Игра «Дедушка Трифон»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и поют:
У дедушки Трифона
Было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они пили, они ели,
Друг на друга все глядели,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Разом делали вот так! 
(Говорком.)

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

18. Игра «Ну-ка, зайка, выходи»

В ходе считалки выбираются Заяц и Лиса. Дети окружают Зайку, а Лиса притаилась за кругом. Сюжет игры раскрывается в песне.
Ну-ка, зайка, выходи, ну-ка, серый, выходи.
Зайка, зайка, попляши, зайка серый, попляши.
Руками похлопай, ножками потопай
И немножко повернись, всем ребятам поклонись.
Зайка, зайка, берегись, за кусточком хитрый лис,
Хочет зайку он схватить, хочет зайку изловить.
Зайка, ушки навостри и в избушку побеги,
Спрячься дома у себя, не догонит лис тебя!

На третьем куплете дети берутся за руки, а хитрая лиса прорывается в круг, пытаясь схватить зайца. 

19. Игра «Курки-курченяточки»

Дети ходят по кругу. Изображая курочек, поют песню.

Водящий петушок ходит в центре круга, размахивая руками, высоко поднимая ноги. На словах «и все делают вот так» петушок замирает в какой-нибудь позе. Все остальные дети повторяют это движение.
Курки-курченяточки, хвостики, лопаточки,
Жито жнут и гребут, петухам не дают.
Петухи не едят, все на курочек глядят.
И все делают вот так! 
(Говорком.)

20. Игра «Кот и мыши»

Ребята, изображающие мышей, становятся в ряд, а выбранный по считалке «кот» – напротив. Мыши скачут и поют:

Три-та-та, три-та-та, не боимся мы кота.
Мы кота-воркота завернём за ворота! 

Кот, увидев, что мыши разошлись, делает прыжок. Мыши замирают на месте. Те мыши, до которых кот, не сходя с места, дотронется руками, выбывают из игры.

21. Игра «Дрёма»

Все игроки становятся в круг, в середине которого сидит или стоит «Дрёма». Находящиеся в кругу ходят и поют: «Сиди, Дрёма, сиди, Дрёма, выбирай, Дрёма, выбирай, Дрёма, бери, Дрёма, бери, Дрёма!» После этого Дрёма встает и выбирает кого-нибудь. Тот, кого выбрали, становится Дрёмой.

22. Игра «Вербочка»

Играющие встают в круг, взявшись за руки, двигаются вправо и влево, поют. На слове «гоп» – приседают или подпрыгивают.

 Вербочка, вербочка, кудрявая веточка. 
Ой, ли, лё-ли, гоп!

23. Игра «У медведя»

Ребята ходят по комнате, делая вид, что собирают ягоды, поют песню.

Ведущий, медведь, притаился, сидит в стороне, глаза у него завязаны. Как только песня заканчивается, он ловит кого-то из поющих. Все замирают. «Медведь» должен на ощупь угадать пойманного. Если не угадал, ему опять завязывают глаза и игра повторяется сначала. Если угадал, медведем становится пойманный.
У медведя во бору грибы-ягоды беру.
Медведь рычит, на детей глядит. 

24. Игра «Пчёлы»

Дети по считалке делятся на две группы. Одна группа – пчёлы, другая – цветы. Сначала пчёлы ловят цветы. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри», и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчёлы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается.

Играющие поют:
Пчёлки, пчёлки! Жальца-иголки,
Серые, малые, крылышки алые.
Поверху летают, к цветам припадают,
Медок собирают, в колоду таскают.
Ж-ж-ж!

25. Игра «Дед Сысой»

Выходит мальчик, встаёт лицом ко всем детям и обращается к ним со словами:

Дед СысойЗдравствуйте, детки-малолетки!

Дети: Здравствуй, дед Сысой!

Дед Сысой: А где вы были намедни?

Дети: Во сыром борочке.

Дед Сысой: А что вы там делали?

Дети: Постояли на кочке, посидели на пенёчке!

Во время диалога дети стоят толпой, под песню они расходятся в полукруг. Водящий идёт мимо детей, изображая старенького, хромого деда. 

После слов «Мы тебе покажем!» дед Сысой отворачивается от детей и считает до трёх: «Раз, два, три!» Дети договариваются и все вместе делают какое-то движение (крутят швейную машинку, чистят бананы, пишут ручкой и т. д). Дед должен посмотреть и угадать иллюстрируемое движение.

26. Игра «Яблонька»

С помощью считалки дети выбирают ведущего, «яблоньку», которая встаёт в центре круга. Во время пения дети идут по кругу и делают то, о чем говорится в песне.

Мы посадим яблоньку на горе, на горе.
Наша яблонька расцветет по весне, по весне.
Вырастай, яблонька, вот такой вышины,
Распускайся, яблонька, вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька, в добрый час.
Потанцуй, Машенька, поскачи для нас.
Ой, как наша яблонька распустилась,
Ой, как наша яблонька закружилась.
А мы нашу яблоньку все трясти будем,
А мы сладки яблочки собирать будем.
А мы нашу яблоньку все пощиплем,
Да от нашей Машеньки убежим вихрем.

В конце песни все дети разбегаются, а девочка-ведущая ловит кого-нибудь. Пойманный встаёт на место в центре круга, и игра-песня начинается с начала. 

27. Игра «В Деда»

Все дети выстраиваются в круг. Выбранный мальчик, изображающий деда, ходит за кругом. Остановившись, он топает ногой, как будто стучится в дверь. Дети спрашивают:
– Кто там?
– Я, дед. Несу с орехами мешок. Пустите меня во двор!
– А для чего орешки?
– Мне для потешки.
– А для чего у тебя клюка?
– Бить детей по бокам!
– Не пустим тебя во двор.

Ребята идут по кругу и поют песню, держа друг друга крепко за руки. Дед прорывается с разбега с силой в круг, пытаясь разъединить сцепленные руки.



Предварительный просмотр:

Русские народные игры для старшего дошкольного возраста.

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  1. Игра «Хлопушки»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

  1. Игра «Сидит Яша»

Образуется круг - хоровод. Внутри хоровода стоит мальчик «Яша» и девочка «Маша». Держась за руки и, двигаясь по кругу, дети в хороводе поют:

Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом.

Грызет, грызет Яша орешки каленые, милому дареные!

Хоровод останавливается и продолжается диалог с Яшей:

- На чём стоишь? – На мосту.

- Что пьешь? – Квас.

- Лови Машу, а не нас!

После этих слов. Яша ловит Машу.

Правила игры. Маша убегает от Яши, хлопая в ладоши. Яша ловит Машу завязанными глазами. За круг – хоровод убегать нельзя. Когда Яша поймает Машу, выбираются другие игроки.

  1. Хороводная игра «Капустка»

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:

- Вейся, повейся, капустка моя,

Вейся, повейся, белая моя.

Как мне, капустке, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.

  1. Игра Заря-заряница

Играющие встают вокруг карусели, взявшись за ленту. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга, навстречу хороводу, вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые -

Ленты расписные!

Карусель останавливается.  Водящий и стоящий напротив него ребенок под слова: Раз, два, три не воронь, а беги как огонь! разбегаются в разные стороны.

Правила игры: Побеждает тот, кто быстрее оббежит вокруг карусели и вернется на место. Опоздавший становится «заряницей».

  1. Игра Плетень

До разучивания игры необходимо объяснить детям значение слова «плетень»; научить строить плетень (без музыки), повторив задание несколько раз. Предложить послушать музыку, отмечая каждую музыкальную фразу  (её окончание) хлопком. В процессе разучивания игры надо распределить детей на две или четыре равные подгруппы и предложить запомнить товарищей своей группы. Кроме того, надо подсказать, что приглашают друг друга шеренги, стоящие напротив.

Правила игры: Играющие стоят шеренгами у двух (или четырех)  стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Под русскую народную музыку «Во саду ли, в огороде» идет сначала первая шеренга 7 шагов, на 8 кланяются детям напротив, и отходят спиной назад на своё место. Затем движения повторяют дети второй шеренги. То же самое проделывают дети третей и четвёртой шеренги (если детей много).

Затем звучит весёлая русская народная плясовая. Дети разбегаются по всему залу,  пляшут, используя знакомые плясовые движения и согласовывая свои движения с действиями товарищей. С окончанием музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами. Выигрывает та шеренга, которая построилась первой. Игра повторяется.



Предварительный просмотр:

Хакасские народные игры на музыкальном занятии

Хазых ойын

  Хазых ойын – старинная традиционная игра хакасов. Она является неотъемлемой частью культуры хакасского народа. Для детей старшего дошкольного возраста  эта игра полезна тем, что она делает кисти рук и пальцы гибче, что очень важно для развития техники письма.  Хазых ойын – увлекательная, эмоциональная игра, она заставляет ребенка быть внимательным, быстро ориентироваться в игровой ситуации, находить нужное решение, развивает глазомер.

   Хазых ойын имеет много вариантов. Игровым инвентарем для игры служат специально обработанные овечьи астрагалы. Перед началом игры дети должны внимательно посмотреть на игральные кости, потрогать их и запомнить названия четырех сторон кости. Предлагаем терминологию, принятую у тувинцев. Они четырем сторонам кости дали такие названия: выпуклой стороне – «баран», обратной, с ямочкой, стороне – «коза», стоящей на боку верхней ровной стороне – «лошадь» и обратной, менее ровной, стороне – «корова».

  Количество игроков строго не определяется. В игре могут участвовать двое, шесть и более человек. В начале игры дети должны установить очередность, кому бросать кости первым, т. е. провести своеобразную жеребьевку. Все дети, принимающие участие в игре, садятся в круг. Каждый из них поочередно должен бросить вверх по одному разу. Если кости упадут и примут положение «баран», то игрок, бросивший удачно кости, начинает игру. Если бросок был неудачным и кости приняли разное положение, то жеребьевка продолжается, и кость бросает следующий игрок по очереди.

  Наконец очередность установлена, и удачливый игрок начинает игру. Все садятся в круг на коврик, оставляя поле для игры. Количество костей строго не устанавливается. Их может быть от 15 до 30. Игрок, получивший право на начало игры, собирает кости в обе руки и рассыпает их на столе. При этом кости принимают разное положение. По правилам этой игры разрешается бить только те кости, которые заняли одинаковое положение. Например, кость «баран» бьет «барана» и т. д. Игрок щелкает указательным пальцем  кость так, чтобы она ударилась о другую, находящуюся в аналогичном положении. Если игрок удачно подбросил кость, то она считается выигранной и забирается игроком.

  Когда все кости взяты, то победителем считается игрок, набравший  большее количество костей. Неудачливые игроки наказываются. Формы наказания заранее обговариваются между детьми. Проигравшие должны, например, рассказать стихотворение, спеть песню и т. д.

     ПРАВИЛА.

1. В игре может быть такая ситуация. Например, игроку нужно бить в кость «коза», которая лежит за «бараном» и «лошадью». Тогда игрок кладет на эти кости левую  руку ладонью вниз, а на ее тыльную сторону кладет кость-биток и щелчком бьет в «козу».

2. В ходе этой игры может случиться и так, когда ударяемая кость от удара битка переворачивается и принимает другое положение, например, «корова» стала «козой». Такая кость не забирается игроком, а продолжает оставаться на столе, но уже в другом качестве, т. е. «козой».

3. Игрок теряет право бить следующие кости в том случае, если его биток задел третью кость или при ударе костей одна из них остается на другой.

4. Если в конце игры осталось всего две косточки, то их подбрасывают до тех пор, пока они не окажутся в одинаковом положении, а затем игрок одну кость бьет в другую и забирает их себе.

УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Перед началом игры можно провести небольшое соревнование. Дети садятся в круг. Воспитатель бросает в центр круга кость, называет кого-нибудь из ребят, чтобы тот быстро определил: на какую сторону упала кость. Таким образом,  дети быстро усвоят названия сторон кости.

 

«Дети, давайте познакомимся!»

Меня зовут «Хоор-хоор», или «Сорока-белобока». На самом деле если слова «Хоор-хоор» перевести с хакасского языка на русский, то получится «поджаривай-поджаривай», а вовсе не «Сорока-белобока». Почему так, все хакасские дети, наверное,  знают. С кем в раннем детстве не играли в эту смешливую, щекотливую игру взрослые! Взяв в свои руки милую детскую ручонку, кому только «Хоор-хоор» не делали! Давайте вспомним, какие    слова при этом приговаривали:

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твое запястье!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твой локоток!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели, мели, мельница, талкан, –

А вот и твоя подмышка!

Поджаривай, поджаривай ячменное зерно,

Мели,  мели, мельница, талкан, –

А теперь можно и пощекотать тебя!..

А все русские дети наверняка сразу же вспомнят очень похожую игру в «Сороку-белобоку».

Хоор-хоор

Берут левую ладошку младенца и перечисляют названия пальцев, начиная с большого: «Иргек  салаа, устыг салаа, ортын салаа, толамыр, сымалчых». Затем так же по очереди загибают пальчики, говоря: «Пас маймах, падан чурек, ортын  оол, оран чибек, кичиг пёбийек».

 Перечислив и  согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: «Пас маймах -  чылгы хадар парир, падан чюрек – хой  хадар парир, ортын  оол – пызо хадар парир, оран чибек – атха парир, кичиг пёбийек – час пала полтыр, хазан хагын хыр парир» (Большой палец – табун будет пасти, крепкое сердце (указательный) – овец будет пасти, средний сын – телят будет пасти, «крученая шелковая нить» пойдет за конем, а маленькая колыбель – оказался младенцем, будет чистить казан).

 Затем правым указательным пальцем крутим по открытой ладошке ребенка, говоря: «Арбачах хоор-хоор, чарбачах хоор-хоор, талганах хоор-хоор»  (Ячмень  жарь-жарь, крупу жарь-жарь, талкан жарь-жарь).  Дальше этим же пальцем стучат по ладошке малыша со словами: «Кёче нас-нас, теербен тарт-тарт, талган ит-ит, абыртха сал-сал!» (Ячмень  руши-руши; мельница, мели-мели; талкан делай-делай,  в квас клади-клади).

 Затем берут за запястье, говоря: «Пип-пилегес», после этого за локоток – «Сып-сыганах», затем за подмышку – «Хырна холтыгас» и со словами «Хылчых-хылчых» (т. е. «щекотка-щекотка») щекотали малыша, вызывая у него смех.

Бутанаев В. Я., Верник А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан, 1995.

Сохыр пырлас ойын

(игра в пеструю юлу)

 Сохыр пырлас – пестрая юла, вырезанная из дерева и имеющая восемь граней. На каждой грани вырезаны числовые обозначения: I; II; III; IV; /; /I. Этим числовым обозначениям соответствуют цифры: 1; 2; 3; 4; 5; 6. Из восьми числовых обозначений есть еще два знака «О» и «#». Знак «О» показывает пусто. Знак «#» показывает, что игрок должен быть оштрафован. Игрок должен уметь с небольшой высоты пустить юлу и получить очко.

ПРАВИЛА

1. Количество очков устанавливается произвольное: до шести и более.

2. Количество игроков произвольное. Дети считаются, и игрок, получивший  право на начало игры, запускает пырлас.

3. Показателем количества очков является верхняя часть  юлы.

4. Виды наказания заранее обговариваются детьми до начала игры, например, спеть песню, рассказать стихотворение, или игрок теряет все набранные очки. Наказание игрок получает в том случае, если юла упала и показала знак «/».

УКАЗАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ. Дети перед началом игры должны потренироваться в запуске юлы.

Козлята и волк

  Для игры выбирают козу, козла и волка, остальные дети – козлята. На участке земли чертят две линии на расстоянии 10-15 метров одна от другой. Место между ними – открытая «поляна», а места с двух сторон – «леса», в одном из них находятся козлята, а коза и козел охраняют их, чтобы они не выбегали на  «поляну». «Поляна» - место волка.

  Игра  начинается. Все занимают свои места. Коза и козел обходят козлят, загоняют их в лес, слегка подталкивая рогами (головами). Но козлята не слушают родителей и выбегают на поляну порезвиться. На поляне их караулит волк. Спасаются лишь те козлята, кто сумел добежать до соседнего леса. Пойманные волком козлята  выходят из игры, и волк уводит их в свое логово.

ПРАВИЛА

1. Волк должен ловить козлят только на поляне.

2. Коза и козел на поляну не заходят.

3. Пойманным считается козленок, если волк его запятнал,  т. е. дотронулся до него рукой.

Пробег мимо обаа

Перед началом игры нужно выбрать обаа, т. е. того, кто будет водить.

  Все участники игры встают парами друг за другом, водящий становится впереди на расстоянии двух шагов от играющих. По сигналу руководителя пара, стоящая в хвосте колонны, разделяется и бежит вдоль колонны по обеим сторонам. Обаа старается поймать кого-либо из двух игроков, не давая им взяться за руки. Тот из них, кого обаа запятнает, становится в колонну в паре с ней, а другой на ее место. Если водящий не сумел поймать игроков, то игра продолжается в прежнем порядке. В этом случае играющие могут спеть песенки-дразнилки для обаа. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

ПРАВИЛА

1. Водящий не должен поворачиваться назад.

2. Если водящий ловит одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а обаа становится тот, кто остался без пары.

Сохыр агас ойын

(игра в пеструю палочку)

Сохыр агас – это палочка, имеющая 12-гранную форму, и на каждой плоскости отмечено  «ямками» количество очков от 1 до 12. В эту игру может играть до 12 человек.  Очередность играющих определяется считалкой, жеребьевкой по уговору и т. д. Игрок, получивший право на начало игры, называет любое число, например «шесть», и старается так бросить сохыр, чтобы она показала нужное количество очков. Если первому игроку не повезло, то очередь переходит к следующему игроку, который называет свое произвольное число очков  и бросает палочку. Так, по очереди, бросают палочку все игроки. Победителем считается тот, кто первым получит названное им очко. Показателем количества очков является верхняя часть палочки.

                                       ВАРИАНТ  ИГРЫ  СОХЫР АГАС ОЙЫН

Игроки могут соревноваться на получение наибольшего количества очков. Предельный набор очков может устанавливаться от 12 до 48. Например, игроки договариваются и устанавливают предельный набор очков. Затем по очереди бросают сохыр агас. Каждый игрок должен запомнить полученные очки. Победителем считается тот, кто первым набрал необходимое количество очков.

Сохыр сеок ойын

(игра в пеструю косточку)

Сохыр сеок (пестрая косточка) – это овечий астрагал, которому придают шестигранную форму. На всех гранях выстреливают глазки (харах) от одного до шести. Причем глазки располагаются так, что на широких плоскостях кости оказывается наименьшее количество глазков.  Наиболее удобным количеством игроков считается шесть человек.  Игроки устанавливают предельный набор очков – от 6 до 18. Право на начало игры может определяться считалкой или жеребьевкой.

  Дети садятся в круг, и игрок, получивший право начинать игру, бросает сохыр сеок и получает очко.  Затем очередь переходит к следующему игроку по кругу. Бросать пеструю косточку можно только по одному разу.

ПРАВИЛА

     1.Очки в этой игре набираются только по показанию верхней плоскости упавшей кости.

2. Победителем считается  игрок, первым набравший необходимое количество очков.

ИГРА  С  ПЛАТКОМ

   Из числа играющих  выбирается водящий, остальные дети садятся в круг близко друг к другу. Водящий, скрутив платок в жгут, обходит сзади сидящих, выбирая выгодный момент, чтобы к кому-нибудь незаметно подбросить платок. Подбросив платок, водящий продолжает обходить круг, и если тот, кому положили платок, не заметил этого, водящий сам поднимает платок и начинает  догонять прозевавшего, который, убегая от водящего, бежит вокруг круга, стараясь избежать удара и сесть снова на свое место. Если игроку это удается, то водящий остается прежний и игра начинается снова. Если же водящему удалось осалить, то он занимает место прозевавшего, который становится ведущим.

  Если платок обнаружен, сидящий игрок быстро поднимает его и старается догнать и осалить водящего, который бежит вокруг сидящих, стараясь занять освободившееся место преследователя. В случае осалки водящий начинает игру сначала, а в противном случае его заменяет неудачливый преследователь.

ПРАВИЛА

1. Ноги сидящих находятся в произвольном положении, руки – впереди, но разрешается изредка ощупывать землю за спиной. Поворачивать голову ни назад, ни по сторонам не разрешается. Нарушивший эти правила наказывается  (девятью ударами платком).

2. Игра требует, чтобы никто не подсказывал и не предупреждал того, кому подброшен платок. Подсказчик наказывается и становится ведущим.

3. В некоторых случаях нарушителя правил игры вместо наказания заставляют спеть, сплясать и т. д.

Перетягивание каната

Число участников в каждой команде должно быть одинаковым. Цель игры – перетянуть команду соперников за линию. Для проведения игры берется канат. Концы завязывают в узел. Проводятся две линии, примерно в двух метрах одна от другой. Посередине их еще одна линия – стартовая, на нее кладется середина каната.

 По сигналу судьи команды поднимают канат, взявшись за него поудобнее двумя руками. Середина веревки в руках у судьи. По готовности команд  судья убирает руки и командует: «Начинай!» – и начинается перетягивание. Проигрывает та команда, первый головной участник которой перейдет за стартовую линию.

ПРАВИЛА

1. Начинать перетягивание каната только по сигналу судьи.

2. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Игра вокруг веревки

 Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине круга стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук  одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку.  Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

ПРАВИЛА

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Ээн ойын

 В эту игру играют парами. Дети по желанию образуют пары. Количество пар может быть две или три. Право на начало игры устанавливается жеребьевкой. Все дети садятся в круг и по очереди бросают шесть астрагалов до тех пор, пока все кости не примут одинаковое положение, иногда очередность играющих определяется и более простым способом: по считалке, по уговору и т. д.

  Итак, игрок, который удачно бросил кости, начинает игру. Количество астрагалов произвольное (от 15 до 30). Правила игры такие, как  в хазых ойын. Но отличие этого варианта в том, что здесь, во-первых, дети играют парами, во-вторых,  в ходе игры игроки стараются рассмешить ведущего разными поговорками, пословицами, частушками и т. д.

ПРАВИЛА

1.Если играющий улыбнется или заговорит, то он теряет право играть дальше и очередь переходит другому игроку.

2. Играющие в парах дети  сидят не рядом друг с другом, а через одного или двух человек.

3. В конце игры побеждает  пара, выигравшая наибольшее количество астрагалов.

4. В эту игру можно играть и каждому за себя, если число игроков нечетное.

                                         ВАРИАНТ  ИГРЫ   ЭЭН ОЙЫН

Есть и другой, более сложный, вариант игры ээн ойын, когда все игроки играют молча. Наиболее удобным количеством игроков в этой игре считается четыре, т. е. две пары. Порядок игры такой же, как в предыдущей игре ээн ойын. Разница лишь в том, что игрок должен бить по костям правой рукой, а брать их только левой. Если игрок нарушил правила игры (взял кости правой рукой или заговорил), то он отдает все игральные кости игроку из другой пары. Побеждает пара, набравшая наибольшее количество  костей.

Игра в перебежку через дорогу

На участке земли чертят две линии на расстоянии 5–6 метров одна от другой. Дети делятся на две команды, которые выбирают себе капитана, и бросают жребий, кому начинать игру. Команда, которой выпадает право начинать игру, собирается в тесный круг и решает, кого из противоположной команды будут они ловить. И подойдя в полном составе к краю дороги, т. е. к черте, сообщают имя игрока из противоположной команды, кого они будут ловить. Другая команда уже стоит у обочины дороги в полном составе.

  Водящая команда отходит на середину дороги, и все становятся вдоль дороги цепочкой, на определенном расстоянии друг от друга. Эта дорога, которую можно перебежать. Команда, которая должна перебежать эту дорогу, расставляет своих игроков заново. По команде руководителя они устремляются к дороге и перебегают ее, в том числе бежит и тот игрок, который был намечен к поимке. Если команде и названному игроку удается перебежать дорогу, то игра продолжается. Если намеченный к поимке игрок не сумел перебежать дорогу и оказался пойманным ловящей командой, то команды меняются местами.

ПРАВИЛА

1. Ловить только игрока, намеченного к поимке, не трогая и пропуская остальных игроков.

2. Перебегать дорогу надо развернуто, иными словами, по всей длине цепи и, как уже было сказано, одновременно.

3. Каждый раз к поимке надо выбирать нового игрока.

4.Намеченному к поимке, но успевшему перебежать дорогу присваивается звание «матыр», что значит ловкий, быстрый.

5. Побеждает команда, у которой оказывается большее число матыров.

Медведь и пень

Перед началом игры дети выбирают водящего – медведя, остальные играющие  – пни. На земле очерчивается круг диаметром  3–4 метра. Все занимают свои места. Пни садятся лицом к центру круга беспорядочно, оставляя проходы между собой. Водящий и медведь стоят в проходах недалеко  друг от друга. По сигналу руководителя первым действует водящий. Он движется между пнями, слегка задевая их макушки (верхние части голов), одновременно с этим напевая песенку: «Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень! Чабы-чабы, медведь и пень! Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень!» Следом за водящим крадется медведь, чтобы поймать (запятнать) его. Если поймает, оба они сделаются пнями и сядут, а вместо них выберут других детей.

ПРАВИЛА

1.Водящий остерегается медведя, чтобы тот не запятнал его.

2.Водящий и медведь стараются бегать  так, чтобы не задеть пней, т. е. играющих, которые сидят на корточках в кругу.

                                                  Спрячь рукавицу

Из числа участников игры выбирается водящий. Остальные дети садятся на полу в круг, согнув  колени, поставив ноги на ступни. По сигналу руководителя сидящие в кругу дети начинают незаметно передавать друг другу рукавицу. Водящий с  мягким ремнем, расположившись сзади сидящих, ждет сигнала. По сигналу «Найти!» он должен ремнем осалить того, у кого под коленями в руках спрятана рукавица.

ПРАВИЛА

1.Если водящий угадает, у кого спрятана рукавица, то передает ремень осаленному и меняется с ним ролями.

2. Если водящий осалит невиновного, то игра продолжается в том же порядке. Иногда неудачливый  водящий предварительно выполняет фант (поет, рассказывает и т. д.).

3. Водящий, не угадавший 2–3 раза, может быть наказан: выведен из игры на неопределенное время.

                                                  Шелковый пояс

Количество игроков произвольно, выбирается водящий, остальные дети садятся на пол в круг тесным рядом, подогнув под себя ноги, и быстро передают за спиной шелковый пояс (элемент хакасской мужской одежды – шелковый пояс, ремень). Водящий сидит в центре круга и ищет ремень. По сигналу руководителя он должен угадать, у кого из сидящих в это время находится ремень. Тот, кто допустил медлительность в передаче ремня и был застигнут, становится водящим.

Игра в кольца

Все игроки становятся в круг и держат ленту (предварительно ленту сшивают, надев на неё 2–3 кольца), 2–3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3–4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать, у кого кольцо, если угадал, меняются местами.

Спрячь кость

(Хазых сугыбыс)

 Игроки, кроме водящего с хуром, становятся в круг и прячут руки за спиной. В кулаке у одного из них хазых хамчы – водящий должен запятнать игрока с зазывом, который может убегать.

Правила игры:

  1. Осаленный игрок становится хамчы, его преследователь становится в круг.
  2. Стоящим игрокам запрещается задерживать бегающих руками или подножками.

Убегающий может передать хазых другому игроку, сам встать в круг.

«Пала туузах»

Обычно играют мальчики. На ровной площадке выкапывают в ряд через 10-15 см лунки с глубиной в полмячика. Каждая лунка имеет своего хозяина. Выбирают водящего с помощью считалки. Водящий бьют мячик битой (мирке) так, чтобы он катился по лункам. Если мячик не попал ни в одну из них, то катит следующий. Кому в лунку зайдет мячик, тот должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. В кого попадет мяч, тому в лунку клали камушек со словами «пала туупчазың» (ты ребенка рожаешь). Игрок, в кого попали мячом, оправлялся вместо водящего скатывать мяч. Если игрок с мячом промахнется, то он в наказание должен был везти на спине водящего 3 раза вокруг лунок. Ему тоже в лунку клали камушек. Игра продолжалась до 5 штрафных камушков. У кого набиралось 5 камушков, тому завязывали глаза. Затем в одну из лунок зарывали мяч. И он должен был его найти.

«Перескочки»

В эту игру любят играть девочки. Дети делились на 2 команды. При игре одна команда усаживалась на землю шеренгой и вытягивала ноги. Игроки другой команды по очереди перепрыгивали через ноги сидящих в области стоп. После того, как все попрыгали, сидящая команда ставила ступню одной ноги на ступню друго      й. Затем к ногам добавлялась рука, потом вторая рука. Если хоть один игрок задевал стопы или кисти сидящего, то вся команда прыгающего игрока считалась проигравшей, и команды менялись местами.

«Чуурана» (Чазынчах)

Эта игра представляет хакасский вариант игры в прятки, распространённой среди ребят всего мира.

Дети сначала выбирают водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой (чибирек) и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.

Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места (меет) голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских (чур меня), кыргызов (жууран) и других народов.

«Хозан орых»

Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат.

Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (д – 10 м) или квадрат, который в центре пресекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (кадрата) нав перекрестии внутренних линий находится нора волка.

Дети сначала выбирают волка. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится волком.

Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий – волк произносит: 1,2,3! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующую нору зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет право его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а проигравший становится волком.



Предварительный просмотр:

Хороводные игры

Каравай

Как на Машины именины 
Испекли мы каравай: 
Вот такой вышины!
(дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины!
(дети сходятся к центру)
Каравай, каравай, 
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех, 
А Машу больше всех.

Заинька

Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.

Движения по  тексту

Грушка

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

«Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины.

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины.

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!»

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а груша ловит детей.

Арина

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:

«Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!»

Арина ходит, напевая:

«Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!»

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Ходит Ваня

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ходит Ваня, ходит Ваня.

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня.

Для себя дружочка.

Дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: «Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка». Стоя в круге они танцуют, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Зайка

Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты совсем сидишь больной.

Встань, попрыгай, попляши,

Твои ножки хороши.

Движения: дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

Мы матрешки

Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Ход игры. Дети становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают:

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, а у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

Заинька

Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким 
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочити,
Некуда серому выпрыгнути. 
Заинька, поскачешь — 
Выскочешь,
Серенький, попляшешь — 
Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.

Мы по лесу идем

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».

Зайка шел

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Где был, Иванушка?

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по сеничкам (дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Ослика.

Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)

Травушку жует,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Тетеру (выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод).

Ходим, ходим хороводом

Включите музыку и поводите с детьми хоровод:

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели (присаживаемся),

Встали (встаем),

Себя показали.

Попрыгали (прыгаем),

Потопали (топаем),

В ладошки мы похлопали (хлопаем).

На реке камыши

Возьмитесь за руки и идите по кругу:

На реке – камыши.

Расплескались там ерши.

Круг – постарше (остановитесь и повернитесь лицом в центр круга)

Круг – помладше (сделайте шаг к центру).

Круг – совсем Малыши! (сомкните круг)

Мы на луг ходили

Дети водят хоровод, внутри круга сидит «зайчик».

Мы на луг ходили,

Хоровод водили

Вот так на лугу, хоровод водили.

идут по кругу

Задремал на кочке зайка в холодочке.

Вот так задремал, зайка в холодочке.

присаживаются и показывают,  как дремлет  зайка

Разбудить хотели, в дудки загудели.

Ту-ту, ру-ту-ту - в дудки дудели.

имитируют игру на дудке

Зайку мы будили, в барабаны били:

Бум-бум, тра-та-та - в барабаны били.

имитируют игру на барабане

Зайка, просыпайся, ну-ка поднимайся.

Вот так, не ленись. ну-ка поднимайся.

делают зарядку

Мы с тобой попляшем, в хороводе нашем.

Вот так, мы с тобой весело попляшем

пляшут

Как на нашем на лугу

Как на нашем на лугу

Пляшет Олечка в кругу,

А мы песенку поем

 и в ладоши громко бьем.

Оля, Оля веселей!

Своих ножек не жалей.

Поклониться не забудь,

Выбирай кого-нибудь.

Как на нашем на лугу

Заплясали все в кругу.

Мы все пляшем и поем

и в ладоши громко бьем.

Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключение поется 2 куплет. Пляшут все дети.

Горошина

Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками

Он горошину нашел,

Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки

Ох, ох, ох, ох!

Где - то вырастет горох?

все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла

        

Ворон

Дети стоят по кругу, «ворон» - в центре.

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоят гора.

дети дробным шагом идут к центру

А на той горе – дубок,

так же отходят назад

А на дубе воронок.

ворон кружится, разведя руки в стороны

Ворон в красных  сапогах

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу.

все танцуют, выставляя ногу на пятку

Он играет во трубу.

имитируют игру на дудке

Труба точенная,

Позолоченная,

Труба ладная

Песня складная.

хлопают в ладоши, пляшут

С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми, он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется.

Огородный хоровод

Во саду ли, в огороде

Весело гуляли,

Во саду ли, в огороде

Грядки мы вскопали.

В грядку семена сажали,

В ямку опускали,

а потом водою теплой

Грядку поливали

Ты расти скорей, морковка.

Грядку мы прополем.

Будет литься летной дождик

На тебя, на поле.

Вот и осень наступила,

Урожай снимаем

Радостно и весело

Пляску затеваем.

На мелодию песни «Во саду ли, в огороде».

Ну-ка, зайка, попляши!

Ну-ка, зайка, попляши.

Ну-ка, серый, попляши.

Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.

Хорошенько попляши! (дети с песней идут по кругу, в центре ребенок-зайчик пляшет, используя знакомые плясовые движения)

Ну-ка, зайка, покружись.

Ну-ка, серый, покружись.

Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.

Ну-ка, серый, покружись. (дети хлопают в ладоши, зайка кружится)

Мишка

Мишка по лесу идет

И корзиночки несет (дети идут вперевалочку по кругу)

Ходит мишка по тропинке

ищет ягодку малинку. (смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам)

Любит мишка сладко есть (гладят ладошкой живот)

Ой, как много ягод здесь

Ну-ка, ягодка-малинка (манят рукой)

Полезай скорей в корзинку. (собирают ягоды)

Мишка ягоды собрал (показывают руки и покачиваются вправо-влево)

И от счастья зарычал

Р-р-р! Да-да-да! (рычат и кивают головой)

Очень ягодка вкусна (кружатся и кланяются на последние слова)

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Дети становятся в круг. Один ребенок — ведущий. У него «вьюнок». Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнем слове кланяется тому, перед кем останавливается.

Со вьюном я хожу,

С зеленым я хожу

Я не знаю, куда

Вьюн  положить.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо

с началом 2-го куплета за ведущим идет  тот ребенок,  кому поклонился ведущий

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

На третий куплет движения те же

К концу песни со «вьюном» ходят четверо, тем «вьюн» кладут в центр круга. Под весел плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки де стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Хоровод-игра «Плясовая»

На зеленом лугу

Пляшет Оленька (Машенька,  Ванечка)

А мы песенку поем

дети с песней идут по кругу, водящий противоходом движется внутри его

И в ладоши громко бьем

Оля, веселей!

Своих ножек не жалей

Поклониться не забудь,

Выбирай кого-нибудь.

дети хлопают в ладоши,  

водящий произвольно пляшет, за тем с поклоном приглашает любого ребенка и кружится с ним

Заря-заряница

Выбираются двое водящих. И водящие и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три — не воронь

А беги, как огонь!

На последние слова водящего стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся себе следующего напарника.

Как под наши ворота

Как под наши ворота

Подливается вода.

дети идут по кругу, держась за руки

Ой, калина моя.

Ой, малина моя.

Идут к центру круга и отходят назад

Подливалася вода,

Растилалася трава.

кружатся на шаге парами, взявшись за руки

Ой, калина моя!

Ой, малина моя!

идут к центру круга и отходят назад

Растилалася трава,

Трава шелковая.

идут по кругу

Ой, малина моя,

Ой, калина моя!

движения те же

Лягушка

5—6 человек выбираются «лягушками». Они входят внутрь круга, который образуют остальные дети. Круг детей водит хоровод вправо и поет

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Лягушки подпрыгивают в такт музыке

Ква, ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки.

Идут влево, поют

Вот из лужицы на кочку,

Да за мушкою вприскочку.

Лягушки подпрыгивают в такт музыке

Ква, ква, ква-ква-ква!

Да за мушкою вприскочку.

По окончании пения дети, составляющие круг, разбегаются в разные стороны. Теперь они «мушки». «Лягушки» ловят «мушек» и отводят их в сторону. Затем пойманные дети встают в середину круга. Теперь «лягушками» будут они.

Остальные ребята вновь встают в круг и, двигаясь в правую сторону, поют

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в свое болото.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Прыг опять в свое болото.

Затем хоровод водят в левую сторону.

В поле мушек то и знает,

Язычком своим хватает.

Дети разбегаются, а «лягушки» их ловят.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Язычком своим хватает.

Вейся, капустка

Вейся, вейся, капустка моя,

Вейся, вейся, белая моя.

Как мне, капустке, не виться,

Белою вилою не навиться?

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Ведущий проводит всех через «ворота» (поднятые руки), образованные последней парой. Когда все пройдут, стоящий сзади поворачивается и начинает «завивать капусту», перебрасывает руку через левое плечо, продолжая держаться за руку идущего сзади. Таким образом, хоровод движется, пока не пройдут все играющие. Затем летний останавливается, а хоровод «завивается улиткой», пока не получится «кочан». Потом движения повторяются в обратном порядке («развивается»).

Ходит Ваня

Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:

Ходит Ваня,  ходит Ваня

Посреди кружочка, посреди кружочка.

«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка

По окончании песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется

Мы на луг ходили

Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)

Остановившись, дети указывают на «зайчика». Положив руки под щеки показывают, как он спит:

Задремал на кочке зайчик в холодочке.

Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)

Дети имитируют игру на дудочках. «Зайчик» спит.

Разбудить хотели в дудочки дудели:

Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)

Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане:

Зайку мы будили, в барабаны били:

Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)

Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает:

Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –

Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)

По окончании игры, выбирается новый «зайка». Игру можно проводить не более 2-3х раз

Веселая девочка Алена

Дети стоят в кругу, в середину круга девочка, она слегка поворачивается вправо и влево, дети поют:

Ой, какое платье у Алены,

Да с какой каемкою зеленой!

Припев: Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

В припев, все дети топают правой, затем левой ногой и поворачиваются вокруг себя, движения повторяются 2 раза. В круг вбегает другая девочка и, поворачиваясь вправо и влево, показывает воображаемые ленты в косичках, дети поют:

Принесла Ганнусеньке сестричка

Синих лент атласных для косичек

Припев:

В круг вбегает мальчик. Он танцует, выставляя поочередно, то правую, то левую ногу. Дети поют:

Посмотрите Мишеньке на ножки,

Хороши ли красные сапожки?

Припев:

Дети идут в середину круга и обратно, поют:

Ой, и мы, ребята, спляшем с вами,

Тоже можем топать каблуками!

Кто у нас хороший?

Дети стоят в кругу, поют и хлопают в ладоши. «Ванечка» выходит на середину круга:

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Ванечка хороший, Ванечка пригожий.

«Ванечка» едет на лошади, машет плеточкой.

На коня садится, конь завеселится

Плеточкой помашет – конь за ним запляшет.

«Ванечка» ходит за детьми, стоящими в кругу, поднимая ноги (как бы «едет» на коне шагом).

Мимо сада едет, садик зеленеет

Цветы расцветают, птички распевают

«Ванечка» возвращается в круг, подходит к «Олечке». По окончании песни они танцуют вдвоем под хлопки детей.

К дому подъезжает, со коня слезает

Со коня слезает, Олечка встречает.

Огородная хороводная

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу. Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх. Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай увози наш урожай.

Выходи, подружка

Дети бегут по кругу, держась за руки. «Солист» - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают – «солист» пляшет. Когда песня заканчивается, выбирается другой «солист»:            Стань-ка на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

Нас в кружок приглашай

И меня выбирай!

Солнышко, ярче грей!

      Дети стоят в кругу, держась за руки.

Скворушка, скворушка,

Прилетай!

Зимушку холодную
Прогоняй!                          
2раза

В кругу летает скворушка, размахивает крыльями – прогоняет Зимушку

Скворушка, скворушка,

Песню спой

Играет на свистульке

И Весне-красавице

Дверь открой.

Приподнимают ручки, скворушка заводит солнышко в круг

Солнышко, солнышко.

Ярче грей!
Нас лучами тёплыми
Обогрей!

Солнышко идёт по кругу, размахивает руками – обогревает деток.

В сыром бору тропина

В сыром бору тропина - 2 раза
Тропина, тропина, тропина, тропина

Поднимают руки вверх, показывают, как качаются деревья.

По той тропке Галка шла -2раза
Галка, шла, Галка шла,

Галка шла, Галка шла.

Девочка идёт внутри хоровода с платочком в руке.

А за нею Соколок - 2 раза
Соколик, соколок, соколик, соколок.

Мальчик догоняет девочку и держится за её платок.

Постой галка не скачи - 2 раза
не скачи, не скачи, не скачи, не скачи.

Поёт только мальчик-сокол, стоит и обращается к девочке.

А ты, Сокол, не держи – 2 раза
Не держи, не держи, не держи, не держи

Поёт девочка и помахивает платочком.

В сыром бору тропина - 2 раза
Тропина, тропина, тропина, тропина.

Дети стоят в хороводе, девочка идёт по кругу за ней мальчик, держась за платок.

По малину

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.

Взявшись за руки, идут по кругу.

Припев:    Солнышко на дворе,

Поднимают руки вверх «фонарики»

                  А в саду тропинка

Опускают руки и мягко водят кистями вправо-влево.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!

Хлопают в ладоши.

Ты малинка, не в роток,

Не в роток, не в роток, -

Насыпайся в кузовок,

В кузовок, в кузовок!

«Собирают ягоды»

Грозят указательным пальцем

Припев:      тот же

Как малины наберем,

«Собирают ягоды»

Наберем, наберем,

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем.

Припев:      тот же

«Пекут пирожки»

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем,

«Пекут пирожки»

Всех соседей позовем,

Позовем, позовем.

Манят руками, как бы подзывая к себе