Моя проектная деятельность

Панкова Татьяна Витальевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск детский сад №16 «Дюймовочка»

Образовательный проект «Моя малая Родина»

для детей 6-7 лет

на 2016-2017 учебный год

Автор-составитель:

Панкова Татьяна Витальевна, музыкальный руководитель

Саяногорск 2016 г.

Актуальность проекта

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Мы живем в национальной республике, и каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения.

На основе изученной проблемы был создан проект «Хакасия – моя малая Родина»

Целевая группа проекта: дети подготовительной группы «Ромашки» (28 человек)

Сроки реализации проекта: ноябрь 2016 – май 2017

Цель проекта: воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты через ознакомление детей с культурой родного края.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создать условия для осознания детьми принадлежности к своему народу;

- обогатить игровой опыт детей средствами национальных подвижных игр;

- создать условия для накопления положительных впечатлений о хакасской национальной культуре;

- создать условия для ознакомления детей с искусством и традициями хакасского народа;

- формировать нравственные качества (честность, справедливость, дружбу) через использование национального фольклора;

- создать условия для воспитания толерантности, уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Ожидаемый результат

1. Сформированы нравственно-патриотические качества личности ребенка.

2. Сформирован интерес к искусству хакасского народа, дети проявляют уважение к национальной культуре и традициям.

3. Дети умеют различать на слух национальные мелодии, узнают хакасскую и русскую музыку.

4. Воспитанники умеют правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

5. Дети умеют взаимодействовать друг с другом, эмоционально отзывчивы, доброжелательны, выполняют нормы поведения, принятые в обществе.

Содержание проекта

1 этап (вводный), ноябрь

Информационно-аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.

2 этап (основной)

Основной этап представляет собой еженедельную совместную деятельность, которая включает в себя различные формы деятельности: беседы, просмотр мультфильмов, разучивание игр (хакасских и русских народных), слушание музыки, просмотр фильмов о Хакасии, знакомство со сказками, сотрудничество с народным ансамблем «Забава ЦДТ»,  и т.д.

3 этап (заключительный), май

Итоговая диагностика развития детей

Систематизация и оформление накопленного материала.

Оформление выставки рисунков «Хакасия – Родина моя».

Реализация проекта осуществляется в виде совместной деятельности педагога с детьми по 30 минут 1 раз в неделю.

Календарно-тематический план

Сроки

Тема

Содержание деятельности

1 неделя декабря

Хакасия – земля, где я живу.

Кто я?

Беседа о национальностях, живущих в Хакасии, моя национальность (кто я)? Мультимедиа. Стихотворение о Хакасии. Подвижная игра.

2 неделя декабря

Символика (Герб, гимн, флаг)

Мультимедиа. Слушание гимна Хакасии. Знакомство детей с гербом и флагом. Закрепление гимна России, герба и флага. Беседа о характере гимна, что общего и в чем отличие.

3 неделя декабря

Хакасская сказка Абакай-Пахта

Чтение хакасской народной сказки. Беседа. Хакасская игра.

2 неделя января

Русские и хакасские народные игры

«Плетень» р.н.игра; «Рукавичка» х.н.игра. Разучивание.

3 неделя января

Пришла коляда - отворяй ворота!

Колядки. Встреча с Ансамблем народной песни и музыки «Забава» (ЦДТ). Проведение игр, забав, гаданий шуточных. Знакомство с народными традициями.

4 неделя января

Хакасская музыка. «Айланыс» Музыкальные инструменты.

Знакомство с ансамблем «Айланыс» слушание музыки. Знакомство с музыкальными инструментами. Мультимедиа.

1 неделя февраля

Горловое пение.

Мультимедиа. Особенности горлового пеня. Хакасские игры под музыку.

2 неделя февраля

Хоровод круглый год (знакомство с элементами хакасских и русских танцев)

Танец «Рукавички», «Жаворонки», «Во поле береза стояла» знакомство с элементами танцевальных движений.

3неделя февраля

Масленица.

Совместное проведение праздника с группой «Васильки» Народные традиции.

4 неделя февраля

Хакасские игры и забавы.

Проведение совместного праздника с ансамблем народной песни и музыки «Забава» ЦДТ (руководитель Королева О.Е.)

1 неделя марта

Хакасский оркестр народных инструментов.

Мультимедиа (слушаем и смотрим)

Пробуем самостоятельно извлекать звуки (играем)

2 неделя марта

Сказка Егорий храбрый

Просмотр мультфильма русской народной сказки «Егорий храбрый» Беседа о качествах характера.

3 неделя марта

В гостях у русской и хакасской песни (тахпах)

Слушание песен, подпевание. Мультимедиа.

4 неделя марта

Викторина

Угадай мелодию.

1 неделя апреля

Природа Хакасии

Мультимедиа. Беседа о заповедниках. Национальные народные игры (по желанию детей).

2 неделя апреля

Цветы Хакассии

Мультимедиа (музыкальное сопровождение под музыку хакасских композиторов). Беседа. Цветы Хакасии, занесенные в красную книгу.

3 неделя апреля

Моя Родина.

Рисование рисунков под музыку (подготовка к Всероссийскому конкурсу «Моя Родина – 2017»)

4 неделя апреля

Выставка рисунков.

Просмотр и обсуждение рисунков, отбор рисунков для участия во Всероссийском конкурсе (детское голосование)

1 неделя мая

Музыкальные инструменты хакасов. Легенда о чатхане.

Слушание инструментов. (Угадай по слуху на чем играю). Слушание легенды о музыкальном инструменте чатхане.

2 неделя мая

Природа родного края

Исполнение песни о Родине композитора Струве. Слушание патриотических песен о Родине.

3 неделя мая

Обобщающее занятие.

Создание альбома о памятных событиях проекта, его просмотр. Рефлексия.

Оценка развития детей (педагогическая диагностика) будет организована два раза в год (декабрь, май) руководителем проекта с использованием метода аутентичной оценки, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Ф.И.

ребенка

Показатели развития

Итого

Выполняет нормы поведения, проявляет толерантность людям разной национальности.

Гордится своей Родиной

Проявляет интерес к культуре и традициям

Испытывает удовлетворение при прослуши-вании музыки. Различает на слух мелодии.

Осознает при-надлежность к определенному народу. «Я русский живу в Хакасии»

Критерии оценки:

– 0 баллов - показатель, не проявляется;

- 1 балл – показатель проявляется эпизодически, недостаточно развит;

- 2 балла – показатель развит достаточно, активно проявляется в поведении.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад комбинированного вида № 16 «Дюймовочка»

ПРОЕКТ

«Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий»

Автор:

Панкова Татьяна Витальевна

Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории.

Саяногорск, 2013 г.

  1. Обоснование проекта

 Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

  1. Проблемным полем остаётся:
  • отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
  • стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми.

Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные педагоги недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов у педагогов достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ДОО одаренные дети, родители, педагоги.

В связи с этим возникла необходимость создания проекта,  способствующего максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности.

По мнению А. И. Савенкова, одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Практика работы детского сада показывает, что именно предпосылки к достижению высоких результатов в различных видах деятельности имеют многие дети. Чаще всего педагоги таких детей называют способными. Опираясь на труды С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, в которых классифицированы понятия «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, реализуя принцип гуманизма, заключающийся в уважении к уникальности каждой личности, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (общих или специальных) значительно отличается от среднего. При правильно созданных условиях, грамотном педагогическом руководстве такие воспитанники обязательно добиваются высоких результатов в той или иной деятельности.

  1. Целевая группа

Воспитанники группы «Ромашки»

  1. Цель проекта

 Создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию в образовательный процесс группы «Ромашки».

5. Задачи проекта· 

- Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

- Проведение мониторинга детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

- Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса.

-  Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.

6. Целевая группа

Дети дошкольного возраста

7. Сроки реализации проекта

Сентябрь 2013г. по май 2016 г.

Этапы реализации Проекта

Организационный этап (2013 – 20014 гг.):  разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, разработка и проведение вводной диагностики, разработка системы использования современных технологий.

 

Этап реализации(2014-2016 гг.):  непосредственная работа с одаренными воспитанниками. На этом этапе планируется организация и внедрение новых технологий. Сделать подборку методических пособий, подборку дидактических игр для развития детской одаренности. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2016г. Май-сентябрь): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

 В 2013-2014г. С сентября по декабрь: разработать критерии оценивания музыкальных способностей детей.

Календарный план

Современные технологии и использываемые авторские методики. Периоды реализации.

 Современные технологии и авторские методики

Сроки реализации

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Методика  Карла Орфа

Игровая технология О.В. Карцера

Методика Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»

Технология моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская)

Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми; 
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, конференций, создание сборника лучших работ учащихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;

Оценка результатов. 

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с  реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Для определения результативности и эффективности реализации проекта, используется мониторинг, который проводится в начале и в конце каждого учебного года.

0 баллов        

  • Побуждений не проявляет
  • Знания/представления не оформлены
  • Умения/навыки не сформированы

1 балл                Большинство компонентов недостаточно развиты

  • Побуждения ситуативные
  • Знания/представления отрывочные, фрагментарные
  • Умения/навыки: выполняет в общей со взрослым деятельности

2 балла        Отдельные компоненты не развиты

  • Побуждения неустойчивые
  • Знания/представления чёткие, краткие
  • Умения/навыки: выполняет с помощью взрослого

3 балла        Развитие соответствует возрасту

  • Побуждения устойчивые
  • Знания/представления чёткие, содержательные, системные
  • Умения/навыки: выполняет самостоятельно

4 балла        Выше возрастных требований (развитие с опережением)

Оценка уровня развития:

Низкий уровень        (большинство компонентов недостаточно развиты) – от 0 до 14 баллов

Средний уровень(отдельные компоненты не развиты) –  от 15до 28 баллов

Соответствующий уровень        (соответствует возрасту) – от 29 до 42 баллов

Высокий уровень (развитие с опережением) – от 43 до 56 баллов


Фамилия Имя ребенка

Восприятие музыки

Музыкально-ритмические способности

Песенное творчество

Креативность мышления

Итого

Проявляет интерес к музыке, желание ее слушать

Умеет чувствовать характер музыки, узнает знакомые произведения

Высказывает свои впечатления о прослушанном  музыкальном произведении

Ритмично двигается в соответствии с характером музыки

Может повторить ритмический рисунок , сочинить свой ритм на д.м.и.

Умеет играть в оркестре свой ритм

Поет  мелодию интонационно  чисто

Поет передавая характер песни

Умеет петь протяжно, согласованно

Индивидуальность, самовыражение

Самостоятельность, инициативность

Фантазия

Начало года

Конец года


Динамика развития музыкальных способностей на 2013-2014 учебный год:

Уровень

Количество детей

%

высокий

1

5%

средний

10

50%

низкий

9

45%

Высокий уровень 1 ребенок

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Данный проект может быть использован не только в дальнейшей практике нашего детского сада, но и другими дошкольными детскими учреждениями.

 

Анкета для родителей и воспитателей

«Можно ли назвать Вашего ребенка одаренным?» Авторы: Ф.Татл, Л.Бекер

Предлагается ответить «да» или «нет».

1. Любит задавать и решать трудные вопросы.

2. Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.

3. Начатое дело доводит до конца.

4. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

5. Настойчив в достижении поставленной цели.

6. Задаёт много вопросов по интересующим его предметам и темам.

7. Интересы достаточно стабильны.

8. Любознательность достаточно устойчива.

9. Имеет много друзей среди своих сверстников.

10. Часто не соглашается с мнением взрослых.

11. Часто бывает эгоистичен.

Оценка результатов:

Если на все вопросы дан ответ «да», то ответ ребенка можно считать возможно одаренным.

 Если вы хотите оценить одаренность ребенка реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:

1.  Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний: искусстве, музыке, литературном творчестве.

2. Имеет много - двух друзей старшего возраста.

3. Речь хорошо развита: большой запас и понимание нюансов языка.

4. Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.

5. В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепринятых утверждений.

6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7. Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».

8. Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сказать.

Оценка результатов: 

Если на все возможные утверждения дан ответ «да», то у

ребенка действительно ярко и рано проявляется одаренность.