Финансовая грамотность в начальной школе

Пешехонова  Людмила  Борисовна

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

Тема: «Чудесное место для жизни» 1 -2 класс Цель: дать представление учащимся понятия «семья», как члены семьи живут и работают вместе. Задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами ведения домашнего хозяйства 2. Р азвивать целостность взглядов на семью 3. В оспитывать организованность, бережливость, чувство взаимопонимания, взаимоуважения в семье.

Слайд 3

Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов ОТГАДАЙ СКАЗКУ

Слайд 4

ТЕРЕМОК

Слайд 5

Кто еще пришел в теремок?

Слайд 6

ВСПОМНИ ЖИЛЬЦОВ ТЕРЕМКА

Слайд 7

Только работая вместе мы сможем сделать наш ТЕРЕМОК- чудесным местом для жизни

Слайд 8

Готовить еду Заниматься сельским хозяйством Заниматься уборкой по дому Заниматься торговлей Охранять жилище Заниматься строительством Распредели обязанности среди зверей Ходить в магазин Следить за порядком

Слайд 9

ВЫВОД Благополучие семьи зависит от всех его членов, которые живут и работают вместе.

Слайд 10

Тема: «Планирование и бюджет» 2 -3 класс Цель: создать условия для выявления детьми способов экономии денег Задачи: 1.Учить определять пути лишних расходов 2. Формировать осознанное отношение к ценности вещей 3. Выявлять способы разумной траты денег

Слайд 12

Постановка проблемы: «Как разумно потратить деньги?» экономить тратить

Слайд 13

Помогите Мухе Цокотухе сделать покупки для чаепития с учетом экономии денежных средств

Слайд 14

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ Название товара и его стоимость Название товара и его стоимость САМОВАР- 3 руб. САХАРНЫЙ ПЕСОК- 1руб БАНАНЫ- 1 руб. САХАР КУСКОВОЙ- 2 руб. ПРЯНИКИ- 1 руб. ПИРОЖНЫЕ- 2 руб. ТОРТ- 3 руб. СКАТЕРТЬ- 2 руб. КОНФЕТЫ- 1 руб. ЧАЙ- 1 руб. БАРАНКИ- 1 руб. САЛФЕТКИ- 1 руб. МОРОЖЕНОЕ- 2 руб. ПЕЧЕНЬЕ ОВСЯНОЕ- 2 руб. СУХОФРУКТЫ- 1 руб. ЧИПСЫ- 1 руб. СОК- 1 руб. ПЕЧЕНЬЕ МИНДАЛЬНОЕ-3 руб.

Слайд 15

ВЫВОД Тратьте деньги с умом! Помни! Копейка рубль бережёт!

Слайд 16

Тема: «Семейный бюджет» Ролевая игра 4 -5 класс Цель: познакомить со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной части бюджета Задачи: 1. Формирование умений рассчитывать баланс семейного бюджета 2. Формирование умения коллективно обсуждать рациональность затрат и принимать разумное решение 3. Воспитание экономности, бережливости, предприимчивости, ответственности к рациональному использованию доходов семьи

Слайд 17

Семейный бюджет это доходы и расходы семьи на определённый промежуток времени Доходы Расходы СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ Денежные поступления семьи Затраты денежных средств в семье

Слайд 18

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОД РАСХОД

Слайд 19

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОД РАСХОД

Слайд 20

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОД РАСХОД

Слайд 21

ЭТАПЫ ИГРЫ Введение в игру. Деление детей на группы. Распределение ролей в группах. 2. Планирование доходов . 3. Планирование расходов 4. Презентация бюджета 5. Подведение итогов

Слайд 22

БЮДЖЕТ ДОХОД РАСХОД СОСТАВЬТЕ КЛАСТЕР, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ВЫЯВИТЬ ИСТОЧНИКИ ДОХОДА И РАСХОДА СЕМЬИ

Слайд 23

БЮДЖЕТ ДОХОД РАСХОД ЗАРПЛАТА МАМЫ/ПАПЫ ПЕНСИЯ БАБУШКИ/ДЕДУШКИ ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ СТИПЕНДИЯ СЫНА/ДОЧЕРИ ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПРОМТОВАРЫ ТРАНСПОРТ НАЛОГИ ПИТАНИЕ БЫТОВЫЕ УСЛУГИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Слайд 24

ВЫВОД: Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Только разумный подход к формированию потребностей позволит отказаться от покупки той или иной не столь необходимой в данный момент вещи. Если все члены семьи будут применять способы экономии семейного бюджета, то за год расходы можно сократить на несколько тысяч рублей.



Предварительный просмотр:

Открытый урок к конкурсу «Учитель года»

по окружающему миру в 3 а классе Основной школы г. Лысково

Пешехоновой Л.Б.

УМК Школа  России

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся  элементарных  экономических  представленитй  о   бюджете семьи.

Задачи:
1) Ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами  ведения домашнего хозяйства, с  семейным бюджетом.

2) Формировать представления о структуре семейного бюджета и повторить изученные  экономические  понятия.

3) Развивать познавательные способности  у обучающихся, устную речь, умение делать оптимальный выбор.

4) Формировать   целостность  взглядов  на  семью,  её  роль в обществе,  социальные устои,  традиции.

5) Форимировать  умения   работать в группах и  в коллективе.

6) Развивать познавательный  интерес учащихся, мотивацию к учению.

7) Воспитывать организованность, бережливость,  взаимоуважение, уважение к старшим и товарищам,  умение выслушивать мнение одноклассников.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова и Рабочая тетрадь к учебнику.

Используемая методическая литература:  Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска,  карточки .

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

План урока:

I. Орг. Момент.  Мотивация   к учебной деятельности.  СЛАЙД  1

                    Прозвенел звонок веселый,

                    Мы начать урок готовы.

                    Будем слушать, рассуждать

                    И друг другу помогать.

 Друг другу улыбнитесь

  И тихонечко садитесь!

- На нашем уроке сегодня  мы найдем ответ на очень важный для всех вопрос, а о чём  пойдёт речь, попробуйте  догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда  Авербаха.

 Эпиграф урока   Слайд2

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».                         

Именно  о  мудрости  и  искусстве  траты  мы  будем говорить сегодня на нашем уроке.

        

I.  Актуализация    знаний.  

  1. - Сегодня мы  будем  работать в группах. И давайте повторим   правила  такой   работы.

Слайд  3

1. Работаем дружно.

2. Уважаем друг друга.

3. Слушаем внимательно и не перебиваем товарищей.

4. Говорим коротко и понятно.

5. Работаем на общий результат.

  1. - Проведем блиц – опрос. У вас на  столах лежат карточки со словами, а с обратной стороны этих слов есть буквы. Я буду задавать вопросы, а любой член группы, который знает ответ, поднимает руку,  называет слово и выходит к доске, крепит карточку  с буквой на доску.

Блиц – опрос

  1.  - Как   называется   вещь для хранения и  ношения денег ?

Ученики. Кошелёк. 

      2)  - Купля- продажа – это обмен, в котором  участвуют…?  

Ученики.  Деньги

      3)  - Деньги,  поступающие в казну государства – это…?  

Ученики. -  доходы.

      4) – Как  называются платежи, установленные законом  для граждан  и организаций?

Ученики - налоги. 

      5) – Деньги , которые тратятся  из казны государства,  называются…?

Ученики.   расходы

       6) -  Один  из важных  государственных  расходов участниками которого мы являемся?

Ученики-      образование

Учитель: Посмотрите на доску, какое слово можно сложить из этих букв (БЮДЖЕТ – один из учеников выкладывает слово на доске)

- Что такое бюджет?  (Бюджет это план доходов и расходов) Слайд 4

В переводе с французского – это  денежный кошелёк..

С   каким  бюджетом  вы уже знакомы?

 (с государственным    бюджетом)

А что такое государственный  бюджет?

(Это план расходов и доходов государства)

Учитель:  Зачем государству  нужен государственный бюджет?

(Чтобы  правильно и  экономично вести хозяйство государства)

 

II. Изучение нового материала

  1. ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ  УРОКА.

А как вы думаете,  может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников:    бюджет завода, фирмы, есть бюджет  района, бюджет семьи…. )

    -Давайте, подумаем, что такое семейный  бюджет? (деньги семьи, бюджет семьи…)

-А почему у каждой семьи должен быть семейный бюджет? (чтобы  правильно  вести хозяйство)

- Из чего состоит  семейный бюджет?(из денег…) И сегодня мы в этом  разберёмся.

2. ПОСТАНОВКА  ТЕМЫ  И ЦЕЛИ  УРОКА.

- Cформулируйте  тему нашего сегодняшнего урока (Семейный бюджет)  слайд 5

Учитель: Какую цель  вы  себе поставите на уроке?  

(узнаем, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи,  научимся распределять семейный бюджет).

 

Учитель. Сейчас мы с вами встретимся с нашими любимыми героями м/ф «Зима в Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:  Почему Матроскин поссорился с Шариком? (Видеофрагмент.) слайд 6

 - Итак, почему  Матроскин  поссорился с Шариком?

                                       (израсходовал деньги на не нужный товар)

- А как вы думаете, почему он это сделал?

( Он не знал как распределить правильно бюджет, как правильно потратить деньги.)

- Так вот сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, и  эти знания   и  умения   пригодятся вам в жизни?

3. "Открытие" новых  знаний. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.

    – Итак, Семейный бюджет  как и государственный состоит из…

(доходов  и расходов)

Учитель: Когда мы кладем деньги в семейный денежный кошелек – это значит что?  (Доход)  слайд 7

А когда тратим, т.е. вынимаем из семейного денежного кошелька? Это … (расход)  слайд 8

    -И чтобы разобраться в этих понятиях, мы сегодня с вами  приглашены  в гости, а к  кому мы отправимся в  гости  вы скажите, обратив  внимание на следующий слайд. слайд 9

-Правильно – это семья Мухи- Цокотухи.

Семья Мухи Цокотухи просит у нас помощи, они просят нас помочь им распределить их семейный бюджет.

Итак, жила –была Муха – Цокотуха, папа, и их сыновья: студент Жужик и дошкольник  Вжик.,  а ещё  бабушка  и  дедушка.

Однажды вечером  вся семья  собралась  дома  за чашечкой  чая.  Вжик  очень громко    рассказывал   о том, что  его друга   уже  собрали  в школу: купили  ему  новый портфель,  форму ,  много  разных  школьных  принадлежностей.  И Вжику  тоже  всё это очень  захотелось,   на  что папа ответил: « Тихо, сейчас разберёмся… Я приношу   домой   и отдаю  маме деньги,  которые  платят мне  на  работе….

-  Как   называется  доход,  который приносит  папа? (заработная  плата)

- А что это такое?     (Заработная плата – это деньги, которые платят за выполненную работу).

Заработная плата  папы составила 300 шустриков слайд 10 – 3 клик

Шустрики , ребята – это  сказочная  денежная  единица,  с которой  мы  сегодня  будем  работать.

… Бабушка  с дедушкой тоже в  стороне  не  остались. Они  сказали, и  мы приносим   в семейный бюджет по 50  шустриков.  А раз  нас  двое , значит Это сколько  шустриков  (100 )

- А как  называются  деньги, которые приносят дедушки  и бабушки  в  семейный  бюджет? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым людям за отработанный  стаж).

Пенсия  бабушки  и  дедушки  составила 100 шустриков слайд 10 – 4 клик

- Студент  Жужик тоже не  остался  в  стороне. Он сказал: « И я семье  помогаю, я приношу в семью 40 шустриков.

-Как вы думаете, как называются  деньги, которые выплачивают студентам?

 (Cmunендия —деньги, которые институт  или другие  учебные  заведения платит за хорошую учёбу  и  поведение   студентам,  пока они учатся и  не начнут работать).        

Стипендия Жужика составила 40 шустриков слайд 10 –5 клик

- И мама тоже  не осталась в стороне, она сказала:» я с нашей малышкой  тоже приношу  доход  в  семью , хоть  я и   остаюсь дома…»

- Кто  знает, как  называется  такой  доход?

(Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком, то она будет получать пособие деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Итак, пособие  на ребёнка составило 60  шустриков. слайд 10 – 6 клик

- Так  вот ,  ребята, эти доходы  называются   запланированные, т.к. государство выплачивает  их семье  регулярно ,  каждый месяц.

Но кроме запланированных доходов могут быть ещё и незапланированные доходы, т.е такие, которые приносят доход семье не  каждый  месяц. Об этом  мы прочитаем в учебнике   на стр.70 учебника  со с слов… В разных  семьях…

Прочитайте самостоятельно статью и подготовьте ответ на вопрос о каких доходах вы узнали?

-Если папа  писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар

-Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты

Незапланированные  доходы  - это гонорар,  проценты,  прибыль слайд 10 – 7 клик

-А сейчас я предлагаю вам рассчитать доход семьи Мухи- Цокотухи

Он составил 500 шустриков. слайд 10 – 8 клик

- Вжик воскликнул: «Ого, сколько много, целых 500  шустриков,   можно купить на них   большое количество портфелей и других вещей…»  На что мама ответила: «Нет, сынок,  подожди…» Она взяла 2 листок и написала  слово   «Расходы»: слайд 10 – 9 клик

- мама сказала: « Каждый месяц я трачу около 200 шустриков  на питание

- на питание – 200 шустриков слайд 10 – 10 клик

- Бабушка и дедушка  сказали, что 80 шустриков в месяц уходит на оплату коммунальных   платежей.

- Что это такое? (Это оплата  за жильё, газ, свет, воду)

- оплата  за жильё – 80 шустриков слайд 10 – 11 клик

- А  папе и студенту Жужику каждый  день тоже нужно добираться до  работы и учёбы , поэтому расходы на транспорт у них составляют ежемесячно 50  шустриков.

- расходы на транспорт  50  шустриков слайд 10 – 12 клик

- Вжик подумал и воскликнул: « А как же, значит я в лыжную секцию ходит не буду???»

На что мама ответила: «Конечно же будешь сынок и дописала на листочке ещё 20 шустриков на оплату секции для Вжика

- оплата кружков и секций  для детей  – 20 шустриков слайд 10 –13 клик

 Подведём   итог: питание, оплата жилья, расходы  на транспорт, оплата за кружки  и секции – всё это запланированные расходы.

А как вы думаете  у семьи   могут быть  незапланированные   расходы? слайд 10 – 14 клик

 Например какие? (дети приводят примеры) Совершенно  верно.

Давайте   посчитаем  теперь  запланированные  расходы этой  семьи:

Они составили:  350  шустриков слайд 10 – 15 клик

И тут папа сказал: « Ну что ж, посчитаем баланс …»

- Что такое баланс не знал даже студент  Жужик. А вы знаете? (Это то что остаётся после расходов) А как его найти? (Баланс =Д-Р)

- Давайте обратимся к карточкам - словарикам и проверим своё предположение, Найдите на них  слово баланс и прочитайте, что оно обозначает. (Баланс – это рассчёт – сопоставление расходов с полученными доходами)

- Посчитаем Баланс семьи Мухи- Цокотухи, он составил 150  шустриков.

4. ФИзминутка (Я  буду  называть  словосочетания  или  слова, а вы если слово обозначает ДОРОГО поднимаете высоко руки вверх, а если ДЁШЕВО присядаете

- За бесценок,

- не подступиться,

- по божеской цене,

- цена кусается

-  за огромные деньги

- за копейки

-не по карману…)

5. Проект «Собери Вжика в школу»

Сейчас  мы должны собрать  нашего Вжика в школу на оставшиеся 150 шустриков и выполнить проект «Собираюсь в школу» слайд11

(детям раздаются плакаты Вжика и карточки, на которых нарисованы предеметы для школы и их цена, нужна выбрать только необходимые и подсчитать сумму расхода, написать  её у верхнем углу плаката)

Далее плакаты вывешиваются на доску, сравниваются и  анализируются  результаты, делаются выводы.

-  Итак, когда доход равен расходу , говорят что это сбалансированный бюджет, одинаковый ровный баланс, сколько заработал, столько и потратил. Обозначается он вот такой формулой Д=Р слайд 12

Когда расход  больше  дохода, тогда говорят, что расходы превышают доходы и в бюджете   возникает  Дефицит. слайд 13

Найдите  в словарике это слово и прочитайте его значение.

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

-Что нужно делать, если расходы   превышают доходы? (Экономить)

Ребята мы с вами сегодня смотрели отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» А как вы думаете жадный был Матроскин или экономный? (прочти в карточке  словарике объяснения слов «жадный», и «экономный».

А как он  сам говорит Печкину, слайд 14 

Семейный бюджет похож на качели слайд 15 …т.к он может быть сбалансированным Д=Р или  Д >Р, а может  и образоваться дефицит (Р >Д),поэтому  чтобы расходы  не  превышали доходы, необходимо просчитывать семейный бюджет. слайд  16

- Что такое экономия – прочитайте в карточке - словарике (экономия – бережливое ведение хозяйства)

-На чём можно экономить? (ответы  детей) слайд 17,18,19

                               III.  Контроль знаний. Обратная связь

1.Подведение итогов.

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить  самостоятельную работу в виде теста. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

Слово

Проверяем, что у вас получилось. слайд 20

Подведём    итоги: слайд 21-24

Какую цель вы ставили на урок, достигли ли мы этой цели? (ответы  детей)

Обобщение. Семейный бюджет складывается из доходов и расходов. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши  родители  рассчитали, какие суммы, куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

В качестве домашнего задания предлагаю вам посмотреть мультфильм Советы тетушки Совы «Азбука денег» 3 серия . По желанию можете попробовать составить семейный бюджет своей  семьи.

IV. Рефлексия

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

Я очень рада, что вам понравился урок и вы открыли для себя крупицу нового знания.

             И в заключении хочу напомнить, что  скоро  мы с вами будем отмечать замечательный    светлый праздник Пасхи. В этот праздник хочется сделать подарки  и  сувениры  всем близким людям.  На это тоже  потребуется   потратить не мало денег. Поэтому  предлагаю прямо сейчас съэкономить семейный бюджет и сделать прекрасные подарки к празднику своими руками   из  заготовок, которые мы с вами делали на уроке технологии.

          Мы  уже посчитали, что подобная открытка в магазине стоит не менее 50 рублей, а наши шейкеры по себестоимости оказались  практически  в 2 раза дешевле и вместо 1 открытки на ту же сумму у нас получилось  в 2 раза больше сувениров.

         Шейкеры  мы  сделали на уроке  технологии, а сейчас  нам осталось собрать  топперы, которые лежат у вас на столах в файликах

(Ученики выполняют  творческую работу: шейкеры  и  топперы  из фоамирана)

     

- Спасибо вам за урок. Молодцы. Подарите шейкеры  и  топперы  нашим гостям.  И  пусть  у всех будет  хорошее настроение от полученных сегодня знаний.

Тараданова Дарья 

 

Что может быть семьи дороже?  

Теплом встречает отчий дом,  

Здесь ждут тебя всегда с любовью,  И провожают в путь с добром!  

 

Отец и мать, и дети дружно  

Сидят за праздничным столом,  И вместе им совсем не скучно,  А интересно впятером.  

 

Малыш для старших как любимец,  

Родители – во всем мудрей,  

Любимый папа – друг, кормилец,  А мама ближе всех, родней.  

 

Любите! И цените счастье!  Оно рождается в семье,  

Что может быть ее дороже.  На этой сказочной земле!  

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока   окружающего мира

Тема: « Семейный бюджет»

Дата проведения: 22 апреля 2020года

Провела:  учитель первой категории Основной школы г. Лысково Пешехонова Людмила  Борисовна.

УМК «Школа России»

Класс: 3 «А»

Тип урока: урок  получения  новых знаний.

Данный урок является девятым в разделе «Чему учит экономика». На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Чему учит экономика», «Природные богатства и труд людей - основа экономики», «Полезные ископаемые», «Растениеводство», «Животноводство», «Какая бывает промышленность», «Что такое деньги», «Государственный бюджет».

Уровень подготовки класса - средний.

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Цель данного урока соответствует стандартным требованиям программы и связана с предыдущими учебными занятиями.

Задачи урока:

-предметные:

1. Формировать понятие «семейный бюджет»

2.Формировать представление о структуре семейного бюджета

3. В процессе практической работы формировать знания о планировании семейного бюджета.

4. Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.

-метапредметные:

1.Создавать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы.

-личностные:

1. Создать условия для воспитания уважения к труду, бережного отношения к окружающему миру, заботы о близких людях, взаимопомощи.

2. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.

Методы обучения:

По виду источника информации:

-словесные (объяснение, беседа)

-наглядные (демонстрация презентации).

-практические (работа в группе, работа с учебником, выполнение проектов)

По виду учебной деятельности:

Проблемно- поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Использовался метод системно- деятельностного подхода, где ученик активный участник учебного процесса.

Использование ИКТ активизировало мыслительную деятельность учащихся, повышало интерес к учебному предмету.

Дети ощущали «лёгкость» при изучении новой темы, узнавали новое, преодолевали трудности, но не замечали их благодаря активной работе в группе, взаимопомощи, наглядности.

Ожидаемые планируемые результаты:

1.Личностные.

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса, формирование навыка работы в группе.

2.Метопредметные.

Умение извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение; анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений.

3. Предметные.

Контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Формировать первоначальное представление о семейном бюджете и его составляющих частях, содействовать развитию внимания, мышления. Познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет условной семьи, соотносить доходы с расходами, работать с учебником.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При подготовке у уроку старалась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно- ориентированный подход.

Свой урок строила на принципах сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновать свою точку зрения, т.е. использовала принцип обоснованного ответа.

На уроке внедрялись здоровьесберегающие технологии: дети активны, т.к. работа в группе предполагает общение, выполнение совместных действий, а это никак не соотносится со статичным сидением за партой. Так же была проведена физкультминутка.

Этап усвоения новых знаний происходил на уровне применения уже имеющихся знаний в новой ситуации.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 3 класса. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен.

Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в группах, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Показали хороший уровень применения новых терминов, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания о бюджете.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке благоприятной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным.

По моему мнению, урок прошёл успешно, реализовались цель и задачи урока. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения и совместной работы. Оценки за урок получили самые активные ученики.



Предварительный просмотр:

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/56/03/extreme-sports-roller-skates-vector-545603.jpg                                 https://razdeti.ru/images/photos/ae196a7aa3d84ff79ea56c1ca54f0332.jpghttps://s1.slide-share.ru/s_slide/d96ff9dbf3422119101a6c11e5007246/2a108fcb-f442-4d17-bcce-dc009d323c2a.jpeg

           25 ш                                            10 ш

https://main-cdn.goods.ru/big2/hlr-system/1545493710/600000282727b2.jpeg                       https://www.nils.ru/79227-large_default/tufli.jpg

         15 ш                                                          20 ш

https://s1.slide-share.ru/s_slide/d96ff9dbf3422119101a6c11e5007246/2a108fcb-f442-4d17-bcce-dc009d323c2a.jpeg

https://rbsmi.ru/upload/iblock/ddf/ddf954780f8062166f84b314f1c62d74.png           https://w7.pngwing.com/pngs/819/956/png-transparent-backpack-bag-school-campsite-backpack-campsite-electric-blue.png

            45 ш                                                  55 ш

           http://ae01.alicdn.com/kf/H53a3986446c04b168cfa626b092239bcZ/Boys-Suits-Blazers-Clothes-Suits-For-Wedding-Formal-Party-White-Baby-Shirt-Pants-Kids-Boy-Outerwear.jpg                   https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1pAqLc.WF3KVjSZPhq6xclXXaI/5pcs-set-Boys-Blazer-Suits-set-suit-pant-vest-shirt-tie-Kid-Boy-Wedding-Party-Suits.jpg

          65 ш                                                          75 ш


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь!

Слайд 2

«Нажить много денег – храбрость ; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах

Слайд 3

1. Работаем дружно . 2. Уважаем друг друга. 3. Слушаем внимательно и не перебиваем товарищей. 4. Говорим коротко и понятно. 5. Работаем на общий ре зульт ат .

Слайд 4

БЮДЖЕТ ПЕРЕВОДИТСЯ С ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ДЕНЕЖНЫЙ КОШЕЛЁК

Слайд 7

Д О Х Ó Д

Слайд 8

Р А С Х Ó Д

Слайд 10

Заработная плата папы - 300 шустриков на питание – 200 шустриков Пенсия бабушки и дедушки – 100 шустриков оплата за жильё – 80 шустриков Стипендия Жужика - 40 шустриков на транспорт - 50 шустриков оплата кружков и секций для детей – 20 шустриков Пособие на ребёнка – 60 шустриков Незапланированные расходы Итого: 350 шустриков Итого: 500 шустриков

Слайд 12

Сбалансированный бюджет

Слайд 13

Дефицит

Слайд 14

Что надо предпринять, чтобы отложить сбережения ?

Слайд 16

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТА ЗАПОМНИ! ОБЩИЙ ДОХОД СЕМЬИ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШЕ ЛИБО РАВЕН СУММЕ ВСЕХ РАС ХОДО В ДОХОД Ы ≥ РАС ХОД Ы

Слайд 20

Тест «Семейный бюджет» 1. Из чего 4. Лучшим считается бюджет, в котором:  V доходы больше расходов; складывается бюджет:  V из заработной платы, пенсии и стипендии;  из доходов и расходов;  из денег. 2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:  расходы;  доходы равны расходам;  доходы меньше расходов. 5. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды: V  доходов;  расходов;  Гонорара.  проценты;  V доходы. 3. Деньги, которые тратятся из бюджета это:  доходы;  V расходы;  прибыль. Оцените себя! 5 - без ошибок; 4 – одна ошибка; 3 – две ошибки.

Слайд 21

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Слайд 22

А ЧТО СКАЖЕТ ТЁТУШКА СОВА?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Участники : 1-2 классы Цель :Объяснить детям принципы оптовой и розничной торговли Задачи:- формирование у детей понятий «опт» и «розница»; - закрепление навыков счета, сравнения чисел, составление числа из меньших чисел; развитие коммуникативных навыков учащихся в области финансовой грамотности. Форма занятия : игровая Время занятия: 45 мину

Слайд 2

Ход занятия: - Ребята, сегодня нас ждет интересное занятие. Мы будем работать вместе с учениками из другого класса .Поприветствуйте друг друга! В центр выходят скоморохи и зазывают на ярмарку. 1-й: Все! Все! Все! Все на праздник! Ярмарку начинаем – гостей приглашаем! 2-й: Спешите скорей, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей! Гостей давно мы ждем-поджидаем, Ярмарку без вас не начинаем. 3-й: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Пусть проходит праздник пышно.

Слайд 3

Сценка. Действующие лица: Заяц, Медведь, Ежик, человек. Заяц: - Подходи, покупай, морковка большая и маленькая, вкусная да сладенькая. Медведь: - А вот кому меду? Пчелка летала, мед собирала… В одной маленькой ложке очень большая польза! Ежик: - А вот рыжики в лукошке! Подходи, купи немножко! Грибы царские: на засолку, на жаренку , и сварить и засушить! Человек: - Что почем продаем? Заяц: - Морковка! Рубль – штучка, три рубля – кучка. Еж: - Лукошко – десяточка, а если по одному грибку - то по рублю за гриб. Медведь: - Горшочек – 20 рублей, а если хочешь одну ложку съесть, то давай рубль! Человек (ходит, задумавшись): - Так-так-так, 1 морковка – рубль, значит, пять морковок – 5 рублей. А в кучке выйдет всего 3 рубля! Так, так… Мед… горшочек – 20 рублей, одна ложка – рубль. А сколько ложек меда в горшочке? Так-так…И лукошко… Выходит, если брать помалу – заплачу дороже. А если возьму много – заплачу дешевле. Это мне выгоднее! А давайте-ка мне и лукошко грибочков, и горшочек меда, и всю морковку!

Слайд 4

Учитель показывает надписи на доске «ОПТ», «РОЗНИЦА»: -Ребята, эта сценка разъясняет вам эти понятия: если человек покупает или продает товары в больших количествах, то это оптовая торговля. А если он приобретает или продает вещи в единичных экземплярах, то это розничная торговля. А сейчас вы поработаете в группах. Вас ждут интересные задания. Вы сможете показать свои знания, умения, сообразительность. Команды, представьтесь! (Команды выполняют задания, после каждого конкурса учителя проверяют правильность выполнения в группах и отмечают количество баллов).

Слайд 5

Игра «Парные картинки». В ходе выполнения задания детям раскрывается практическое значение понятий «опт» и «розница». На столах детей лежит 16 картинок, изображающих продукты питания в разных количествах. (картинки на слайдах)

Слайд 6

- Ребята, представьте себя хозяином ресторана, который пришел на ярмарку. Разложите, пожалуйста, картинки с продуктами в две кучки: какие вы купите для своего ресторана, и какие вы возьмете себе домой. (В результате у детей в одной кучке будут продукты в малом количестве, а в другой – те же продукты в большом количестве). - Скажите, ребята, все, что вы взяли для дома, это оптовая покупка или розничная? (розничная) - А все, что купил хозяин для своего ресторана? (оптовая)

Слайд 7

Миниатюры (небольшие сценки, в которых содержится задание. Ответы команды пишут в бланках). Покупатель: Сколько стоит кучка из трех морковок? Продавец: Три рубля. Покупатель: Дайте три кучки. Сколько я должен? 2) Покупатель: Продайте мне альбом за 3 рубля, карандаш за 2 рубля и пенал за 8 рублей. Продавец: Сейчас посчитаю… 3)Покупатель: Продай-ка мне, торговец, 15 банок меда, 20 банок икры и 40 банок ананасов. Продавец: Хорошо. Что же это? Опт или розница? - А теперь выполним тестовые задания. Найдите правильный вариант ответа на каждый вопрос (письменно).

Слайд 8

тест Розница – это 1) □ товар, продаваемый поштучно 2) □ товар, продаваемый большими партиями 3) □ товар, продаваемый по разной цене Опт – это 1) □ продажа товаров в небольших количествах 2) □ товар, продаваемый по высокой цене 3) □ продажа товаров большими партиями Сделка – это 1) □ товар, сделанный на фабрике 2) □ договор двух сторон о продаже 3) □ деньги, полученные при покупке

Слайд 9

Подведение итогов. - Ребята, вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового? Где вам это может пригодиться? А теперь посмотрим, кто у нас победил.(Награждение победителей и участников дипломами).



Предварительный просмотр:

Финансовая  грамотность на уроке математики во 2 классе

(Обратите внимание! В заданиях изменены действительные цены некоторых продуктов, в соответствии с программой 2 класса на данный момент)

Предмет: Математикаimage0.jpg

Тема: «Решение текстовых задач»

Класс: 2 кл.

Однажды Хрюша и Степашка были приглашены организаторами праздничного стола  на День рождения в сказочную страну. Они дружно взялись за подготовку предложенного им мероприятия, составили список, что им нужно подготовить:

- продукты

- посуду

- украшение стола

I. Для угощения

Для угощения Степашка составил меню:

1) Салат

2) Пирожные

3) Напиток

В библиотеке знаменитого повара он нашел интересную статью

Салат «Оливье»

Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж" на Трубной площади. В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт  салата таков: 2 рябчика, телячий язык,  полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.. Исходные компоненты салата «Оливье»:  мясо дичи, картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек, яйца, соль, перец, майонез. Для салата «Оливье» очень важны пропорции.

На 6 порций нужно взять

Продукты

Количество

Картофель

6 штук

Морковь

2 штуки

Лук репчатый

2 штуки

Маринованные огурцы

1-2 штуки

Яблоки

1 штука

Яйца

4 штуки

Зелёный горошек

1 стакан

Отварная курица

200 граммов

Майонез

1 банка

Задание 1. Хрюша отправился в магазин за продуктами, ему нужно было посчитать какую сумму денег взять с собой.

1.1 Подскажите какой информации не хватает Хрюше в таблице выше, чтобы посчитать деньги?

А) Сколько денег у него имеется?

Б) Цены продуктов.

В) Какая сумка нужна для каждого продукта?

Г) В какой магазин он должен идти?

1.2 В первоначальном рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов?

А) Орфографическим словарем

Б) Толковым словарем

В) Словарём синонимов

Г) Словарём антонимов

Д) Этимологическим

1.3  Какую незнакомую вам величину содержит  старинный рецепт, напишите._____________

1.4

В каком разделе справочника «Старинные меры» вы будете искать значение найденной вами величины?

А) Меры длины

Б) Меры массы

В) Меры объема

Г) Меры массы

Д) Меры площади

Задание 2. Степашка узнал, что на День рождения приглашено 18 гостей. Во сколько раз больше Хрюша должен купить продуктов на салат?

Задание 3. Тут же Степашка взялся исправлять таблицу для Хрюши. Помогите ему, заполните третий стобец таблицы

.

Продукты

Количество

Новое количество - ?

Картофель

6 штук

Морковь

2 штуки

Лук репчатый

2 штуки

Маринованные огурцы

1-2 штуки

Яблоки

1 штука

Яйца

4 штуки

Зелёный горошек

1 стакан

Отварная курица

200 граммов

Майонез

1 банка

Задание 4. Сколько килограммов картофеля нужно купить Хрюше, если в одном килограмме содержится 6 штук ?

Задание 5. Используя иллюстрацию с ценами  сосчитайте, сколько денег потратит Хрюша на овощи для салата?

cena.jpg

Задание 6. Посчитайте какую сумму денег потратит Хрюша на все продукты для салата.

Задание 7*. Хрюша зашел в кондитерскую за пирожными. Там он ознакомился с прейскурантом.

77 копия.jpg

Ознакомившись с ценами Хрюше надо было выбрать, какая покупка будет дешевле: 16 пирожных или 2 торта. Помогите ему сделать это.

Задание 8*. Степашка отправился в магазин ИКЕА, чтобы купить предметы сервировки стола. Он выбрал чайный набор (блюдце и чашка) за 10 руб. У Степашки в кошельке были монеты:

Монеты

Количество

Монеты

Количество

rub.jpg

20 шт.

rub5.jpg

12 шт.

rub2.jpg

10 шт.

rub10.jpg

11 шт.

Сосчитайте, сколько денег останется у Степашки после покупки.

Дополнительные задания*

1. Составьте задачу о покупке, используя текст о старинном салате «Оливье», недостающие данные подберите самостоятельно.

2. В ИКЕА Степашке на глаза попался плакат

сканирование0001

На оставшиеся у него деньги он решил помочь детям России. Какую игрушку он сможет купить?

Критерии оценивания

№ задания

Количество баллов

Комментарии

1.1

1 балл

Верный ответ – 1 балл

Ответ выбран неверный – 0 баллов

1.2

1 балл

1.3

1 балл

1.4

1 балл

2

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

3

9 баллов

Каждая заполненная верно строка оценивается в 1 балл

4

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

5

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении или в выборе продуктов (овощи) – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

6

2 балла

Задача решена верно – 2 балла

Допущена ошибка в вычислении – 1 балл

Задача не решена – 0 балл

7

4 балла

Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла

За каждое неверное вычисление – минус 1 балл

Задача решена неверно – 0 баллов

8

4 балла

Сделаны все вычисления правильно и дан правильный ответ – 4 балла

За каждое неверное вычисление – минус 1 балл

Задача решена неверно – 0 баллов

ИТОГО

29 баллов

Дополнительные задания

1

3 балла

Составлена верно задача и дано верное решение – 3 балла

Допущена ошибка в решении – 2 балла

Имеются недостающие данные в задаче – 1 балл

Задание выполнено неверно – 0 баллов

2

1 балла

Верный ответ – 1 балл

Ответ выбран неверный – 0 баллов

Итого

4 балла

ИТОГ

Основное + Дополнительное задания

33 балла