Классические упражнения практической жизни по методу М. Монтессори для развития мелкой моторики рук.

Кузнецова Ирина Валериевна

Методика Марии Монтессори  — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей. Эта тема на сегодняшний день является одной из актуальных.

Целью метода является самостоятельность, развитие чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx293.87 КБ

Предварительный просмотр:

Классические упражнения практической жизни

по методу М. Монтессори

для развития мелкой моторики рук.

Методика Марии Монтессори  — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей. Эта тема на сегодняшний день является одной из актуальных.

Целью метода является самостоятельность, развитие чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и мелкой моторики.

Упражнения практической жизни

  • Развивают сенсорный опыт.
  • Совершенствуют крупную и мелкую моторику.
  • Дают детям чёткую, реалистичную и достижимую цель.
  • Помогают установить внутренний порядок, благодаря освоению порядка внешнего.
  • Благодаря чёткой последовательности действий, которые нужно запомнить и воспроизвести, развивают память, математическое и логическое мышление.
  • Благодаря активному интересу самих детей к занятиям, подталкивают их на повторение, которое ведёт к концентрации.
  • Помогают научиться делать выбор и дают знания, благодаря чему формируется воля.

Концентрация и повторение укрепляют нейронные связи в головном мозге, что ведёт к усовершенствованию действий. Совершенствование навыков, в свою очередь, ведёт к личностному росту: уверенности в себе – «могу показать то, что сделал», и самоуважению – «могу делать и делаю хорошо».

Осознание ребёнком того, что он может совершенствовать среду по свой воле, даёт ему чувство безопасности, которое стимулирует работу неокортекса – отдела мозга, отвечающего за интеллект. Обретая знания, опыт и уверенность в собственных силах, ребёнок обретает независимость, а сотрудничество с взрослыми и другими детьми даёт языковой опыт, пополняет словарный запас, стимулирует речь и помогает в социализации.

Варианты презентаций упражнений по практической жизни.

ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ БУС ПИНЦЕТОМ

 

C:\Users\1\Desktop\IMG_0144.JPG

Возраст: 2- 5 лет

Цель упражнения: развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Координация. Подготовка руки к письму.

Материал

На маленьком подносе лежат платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусинами. Бусин в ней ровно столько, сколько ячеек в платформе. Можно воспользоваться косметическим пинцетом, а под платформу использовать резиновую мыльницу. Все предметы материала должны соответствовать друг другу по цвету.

Описание работы

Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он берет правой рукой (или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в луночки платформы. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.

Комментарий

Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребенок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и содержит в себе внутренний контроль. Если ребенок неловко работал пинцетом, и бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

ПРИЩЕПКИ В КОРЗИНКЕ

C:\Users\1\Desktop\IMG_0197.JPG

Возраст: 2-5 лет

Цель упражнения: развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Подготовка руки к письму.

Материал

Корзинка с деревянными бельевыми прищепками. Края корзинки не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменил, плоской фигурой из толстого картона.

Описание работы

Ребенок ставит на свое рабочее место корзинку с прищепками. Учитель предлагает ему, вынимая прищепки одну за другой и взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки. Ребенок работает самостоятельно.

Комментарий

Прежде чем ребенок начинает писать пером, его мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы его пальцы легко и твердо удерживали орудие письма - карандаш или ручку. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием бельевой прищепки даст отличную тренировку кончикам пальцев правой или левой руки. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить, левша он или правша. Исправлять эту склонность не следует. Однако можно лишь приветствовать работу ребенка обеими руками.

Перекладывание разноцветных бусин.

C:\Users\1\Documents\монтессори\IMG_0311.JPG

Материал.

На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 разноцветные бусины. Маленькая губка.

Работа с материалом.

Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и бусинами стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие бусины в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что бусины тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губкой. Осуществляется самоконтроль над ошибками.