Мастер-классы для педагогов

Колесова Алла Анатольевна

Обогащение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Нетрадиционные техники рисования

 в младшем дошкольном возрасте» 

Колесова А.А.

воспитатель МБДОУ10

Цель мастер-класса: обогащение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  •  расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса.
  • повысить уровень мастерства педагогов.

По окончании МК слушатели узнают:

участники расширят представление о нетрадиционных техниках рисования.

Участники мастер-класса: педагоги.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса –  «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте» Цели и задачи вы можете увидеть на слайде.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. 
Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:

  • Обогащается эмоциональная сфера ребенка: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
  • Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
  • На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
  • Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность.

 Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Для работы в нетрадиционных техниках, необходимо:  

  • Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, вата и ватные палочки, сухоцветы, шишки, трубочки, свеча, мыльные пузыри и многое другое.
  • В уголке для рисования должны быть папки с  предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам.
  • Папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования:

  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Позволяет детям работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Конечно же  много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста   я использую следующие виды нетрадиционных техник рисования:

 

«Пальчики-палитра» – рисование пальчиком

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра! Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень нравится детям. Они рисуют с большим удовольствием.
            Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем деревья, бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

 Рисование ладошкой.

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в осенние дерево, различных зверей и пингвинов.

Рисование картофелем/яблоко привлекает детей своей необычностью.

Ребенок прижимает печатку к тарелочке с краской и наносит на бумагу. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.

Отпечатки листьев

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 

Во время рисования дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Рисование по трафарету

Трехлетние дети еще не могут нарисовать красивые линии и фигуры, а занятия творчеством должны приносить положительные эмоции. При помощи трафаретов малыши могут создать красивый рисунок, интересный образ или даже сюжет, что способствует повышению интереса к рисованию, развитию художественно-творческих способностей, воображения, произвольности, мелкой моторики рук. Развитию всех перечисленных качеств, при рисовании по трафарету способствует применение разнообразных изобразительных материалов (гуашь, карандаши, восковые мелки) и средств (кисть, губка, комочки бумаги).

        Рисование свечой

Нетрадиционная техника рисования, полюбившееся мои деткам – это рисование свечой. Малыши любят рисовать на «волшебных» листах.

Показываю им «волшебные» листы (где заранее мною нарисованы забавные изображения) и даю ребятам «волшебные» кисти или обычные губки пусть они закрасят весь фон и порадуются «волшебным» картинкам, которые появятся на листе. Произойдет удивительный фокус, изображение, сделанное свечей, проявится, как в сказке, прямо на глазах. Таким методом мы рисовали волшебных лягушек и осенние листья.

Уважаемые коллеги, просмотрев буклеты, вы заметили, что там есть qr-коды. Отсканировав их вы можете познакомиться ближе с техниками рисования на наших занятиях, просмотрев фрагмент работы над рисунком. А сейчас мы с вами посмотрим небольшой мастер класс на экране в технике рисования свечой с использованием кисти и губки.

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать.

А теперь проведем небольшую рефлексию. На экране вы видите qr-код с помощью него вы перейдете на страницу с мастер классом. Если вам он понравился, поставьте видео лайк. Если у вас есть вопросы или предложения вы можете оставить свой комментарий под роликом. Памятку как пользоваться qr-кодом вы видите на экране.

Так же вы можете с помощью этих кодов перейти на наши социальные сети и следить за новостями нашего детского сада.

На этом все, до новых встреч!

Делая вывод из вышесказанного, можно отметь, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. 
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.