Доклад на конференции учителей-физиков

Гранова Татьяна Александровна

Доклад  на тему "НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 14.24 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Гранова Татьяна Александровна

МОУ «ОСОШ» г. Стрежевого

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных; формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности; развитие познавательного интереса учащихся; реализацию принципа связи обучения с жизнью. Современные требования к преподаванию физики изменяют принципиальный подход к деятельности педагога и содержанию предмета. Для меня это заключается, во-первых, в изменение деятельности учителя и учащихся на уроке и вне его (предоставление большей свободы действий, воображение, представление в уме, рассуждения, проверка своих догадок на практике, доказательства и вновь опровержение своих умозаключений), во-вторых, в изменении содержания предмета (показ способов введения новых понятий в науке; построение физических моделей, их проверка с использованием современных средств; компьютеризацию).

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе. Важно научить учащихся: ставить цель; составлять план исследований; подбирать необходимые приборы и материалы; собирать необходимые установки; проводить исследования и формулировать выводы. А также познакомить учащихся с логикой научных исследований, которую можно представить в виде следующей цепочки: теоретическое предвидение - разработка рабочей гипотезы - наблюдения - эксперимент - анализ экспериментальных фактов и выводы из них - проверка выводов.

В окружающей жизни много вопросов, которые могут стать основой исследования учащихся при изучении физики. Например: какой пуховик приобрести на халофайбере или натуральном пуху? какие линзы предпочесть? и др. Нередко необходимо оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику.

Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике: при изучении физической теории; при решении задач; при проведении демонстрационного эксперимента; при выполнении лабораторных работ. Я также выделяю следующие виды исследований: в рассказах; практических вопросов; с помощью самодельных приборов; дома и на улице; проектную исследовательскую деятельность учащихся.

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Работа над проектом направлена на:

Решение конкретной проблемы;

Планирование действий по решению проблемы (проектирование);

Поиск информации;

Результат (продукт);

Представление готового результата (продукта), т.е. презентация продукта и защита самого проекта.

К сожалению, нам не удалось добиться, чтобы все ученики овладевали навыками исследовательской деятельности в полном объеме. Даже часть работ, ежегодно представляемых на городскую конференцию «Физика вокруг нас», являются реферативными, не все обучающиеся могут правильно оформить результаты своей работы. Поэтому задача совершенствования методики формирования навыков проектно-исследовательской деятельности остается актуальной.