Инновационная деятельность

Гранова Татьяна Александровна

Материалы по инновационой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


4.1. Деятельность, направленная на повышение качества образования:

Современное общество все более приобретает черты информационного, поэтому появляются новые требования, как к человеку, так и к его образованию, в широком смысле слова: к его личностным и профессиональным качествам, творческим возможностям, его знаниям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, расширять и производить новые. Остался в прошлом лозунг «Образование на всю жизнь», девиз сегодняшнего дня – «Образование в течении жизни».

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

В современном образовании и в частности предмета физики объем информации, который нужно довести ученикам  увеличивается от года к году. А особенности предмета таковы, что практически каждый урок несет в себе новую  информацию. Возникает проблема адаптации. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им  информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету, а это значит, что он не реализует свой творческий потенциал в полной мере. Эти проблемы можно решить, используя деятельностный  подход.C:\Users\ДНС\Desktop\2011-03-18_ris.1.jpg

 В соответствии  с требованиями Стандарта к результатам образования и в рамках реализации Программы развития  школы цель моей профессиональной деятельности состоит в следующем: формирование основных предметных и ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.  Данная цель предусматривает следующие задачи:

  • Предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного уровня (государственного стандарта), с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья.
  • Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся; навыков проектной и исследовательской деятельности.
  • Формировать умения самостоятельно приобретать, обрабатывать и  применять полученные знания на практике и нести за них ответственность.
  • Формировать понимание о тесной взаимосвязи отраслей современной науки и целостности научной картины мира
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности посредством использования новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;

Выполнение поставленных задач вижу в следующих результатах:

  • Повышение общей и качественной успеваемости
  • Увеличение числа учащихся, желающих участвовать в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах, написании проектов.
  • Результативность при участии в олимпиадах
  • Умение учащихся самостоятельно приобретать дополнительные знания
  • Успешное продолжение образования выпускников

Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. 9 классы обучаются по авторской программе Н.С.Пурышева. Учебники доработаны в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для основной школы, включают весь необходимый теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательных учреждениях. При доработке в учебники добавлен обобщающий материал «Итоги главы», включающий краткое теоретическое повествование «Самое главное» и тестовые задания на знание теоретического материала «Проверь себя».

Методический аппарат дополнен заданиями разных типов, способствующими формированию метапредметных умений: на формирование определений и понятий, сравнение и классификацию, на умение давать собственные оценки и работать с различной информацией, включая электронные ресурсы и Интернет, а также расчетные, графические и экспериментальные задачи. Материал для дополнительного чтения перенесен по месту изучения темы в рубрику «Это любопытно».

 Достоинством этого УМК являются ясность, краткость и доступность изложения, подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи. Все главы учебника содержат богатый иллюстрированный материал.

В 10 – 12классах работаю по линии учебно-методического комплекса по физике (базовый уровень) Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н. Завершённая предметная линия учебников по физике для старшей школы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего образования.

Учебники физики Г. Я. Мякишева и др. для средней школы на протяжении многих лет остаются одними из самых популярных. Их высокий уровень соответствует богатому отечественному и мировому опыту создания школьных учебников по физике, новым требованиям, отвечающим потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества. Это наглядно отражено в научном содержании, методическом аппарате и самой модели учебников. Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.

Рабочие учебные программы составлены  в соответствии с государственным стандартом общего образования по УМК авторов  Пурышева Н.С. и Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. , Сотского Н.Н,и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья занимаются по адаптированным  рабочим программам.

В самом начале изучения курс физики учащимся рассказываю о системе оценивания, о видах оценок, какие можно исправлять, а какие нельзя; об  уровнях, в которых  четко определен минимум, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. При проверке знаний учащихся и выяснении степени усвоения использую  три или четыре уровня сложности:

  • первый уровень можно предложить учащимся, у которых пропущено много уроков, есть определенные проблемы при изучении физики и детей с ОВЗ
  • второй предназначен для средне - успевающих учащихся.
  • третий для хорошо успевающих учащихся, умеющих применять свои знания в стандартных ситуациях

четвертый уровень требует от учащихся более глубоких знаний, умения проявлять творческие способности.

 

Учащийся сам решает, какой уровень он будет выполнять. Такая система оценивания исключает конфликтные ситуации, каждый ученик знает какую оценку он получит и какие требования ему предъявляют. Оценки за физические диктанты, самостоятельные, тесты, домашние и контрольные работы относятся к текущим базовым оценкам. Но есть и текущие повышенные добровольные, которые выставляются за участие в олимпиадах, конкурсах, за выполнение творческих, экспериментальных, проектных и исследовательских работ, рефератов.

 При такой системе оценивания  оцениваются не только знания и умения, но и способность их применять и использовать; не только оценивать исключительно результат обучения, но и рассматривать процесс обучения. Система оценивания была создана и реализована ранее.

 В своей педагогической деятельности в течении нескольких лет я использую современные педагогические технологии. В целях осуществления обучения детей с разным уровнем знаний, обеспечения свободного выбора уровня сложности разноуровневых, экспериментальных и творческих заданий применяю следующие технологии; проблемно-диалогическое обучение, информационно-коммуникативные технологии, интерактивные технологии, исследовательские и проектные методы обучения, здоровьесберегающие технологии.

Применение вышеупомянутых технологий обеспечивает:

  • Создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха
  • Выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
  • Развитие речи и логического мышления
  • Высокое качество организации образовательного процесса
  • Формирование устойчивой мотивации к получению новых знаний
  • Наличие исследовательского интереса, способность планировать свою деятельность
  • Активная позиция учащихся
  • Сотрудничество ученика и учителя

Огромную роль при обучении физики играет наглядность, опора на конкретный образ. Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Эксперимент может стать источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации. Это случается, когда данные полученные опытным путем, вступают в противоречие с закономерностями. Поэтому изучение физики может быть полноценным только при систематическом и хорошо продуманном использовании учебного физического эксперимента, т.е. когда наблюдения и опыты станут в число ведущих методов обучения. Особенно это важно при переходе на профильное обучение. К сожалению, не на всех уроках физики можно полноценно использовать эксперимент, поэтому те явления, которые нельзя наблюдать непосредственно, можно показать  с помощью компьютерных моделей. В своей работе использую интерактивные модели и презентации ЦОР, а так же делаю презентации, используя конструктор уроков «Сфера».

При проблемном обучении познавательную деятельность я стараюсь организовывать так, чтобы она проходила все этапы творческого познавательного процесса: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка. При выполнении лабораторных работ, прежде чем приступить к эксперименту, мы с ребятами высказываем гипотезы, предполагаем, что получится, какой результат, и только потом проводим эксперимент, которым проверяем правильность наших рассуждений.

Многие исследования, которые невозможно провести на уроке, учащиеся выполняют дома. Например: вырастить кристалл поваренной соли, купороса, пронаблюдать испарение одинакового количества жидкости в блюдце и стакане. Отчет о проведенном опыте оформляют в виде схем, рисунков, таблиц и описывают проведение опыта по плану. Я заметила, что домашние экспериментальные задачи очень нравятся детям, особенно конструкторского характера: изготовить модель молекулы любого вещества, действующую модель фонтана, изготовить коллекцию различных видов гальванических  элементов. Работая над творческими заданиями, учащиеся могут посещать индивидуальные консультации.

Домашние опыты и наблюдения дают возможность расширять области связи теории с практикой, развивать интерес к физике и технике, приучают к самостоятельной  и исследовательской работе, вырабатывают наблюдательность, развивают внимание, настойчивость и аккуратность, умение планировать свою деятельность. Такой вид деятельности учащихся является одним из инструментов в формировании УУД.

Большое внимание на уроках уделяю самостоятельной работе учащихся с учебной, справочной, энциклопедической литературой и ресурсами Интернета. Используя дополнительную литературу, учащиеся составляют опорные конспекты, таблицы, планы, схемы, составляют вопросы, кроссворды и интеллект-карты.  Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать на разных типах и формах урока: C:\Users\123\Desktop\Скриншот 04-04-2017 004955.png

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

 В результате  - учащиеся учатся формулировать четко свои мысли, использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, выделять следствия, находить причины. (метапредметные результаты)

Современные педагогические технологии  и разнообразные методы обучения позволяют конструировать сотрудничество учащихся на занятиях. Это работа в малых группах, парах, фронтальная работа. Работа в малых группах позволяет учить школьников общаться друг с другом, вести совместный поиск решений, предложенной задачи, представлять полученные результаты. У ребят формируется стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности. Организуя групповую, деятельность решаю сразу несколько задач: контроль знаний, повторение и закрепление изученного материала, выявление пробелов в знаниях и оказание помощи, формирование умения и желания общаться.

Групповую форму работы использую при исследовательской и проектной деятельности. Исследовательские и проектные методы использую как на уроках, так и в внеурочной работе.  На уроках эти методы, на мой взгляд, лучше всего использовать в конце изучения темы или раздела. В начале изучения материала сообщаются темы. Учащиеся сами разбиваются по группам и начинают готовить свои исследовательские работы. Результаты, которые они получили представляют на уроках конференциях или слетах специалистов. Работы ребят оцениваются остальными участниками конференции по предоставленным критериям, обсуждаются положительные и отрицательные стороны выступлений и выставляется оценка. В конце конференции каждый из участников при выходе из класса сдавал небольшую «статью», в которой описывал происходящее и высказывал свое мнение. Проектная и исследовательская деятельность чаще всего имеет межпредметный характер, поэтому, работая над проектами и исследованиями, мы стали объединятся с другими предметниками, используя ресурсы не только кабинета физики, но и других . Такая работа дала хорошие результаты: проектные и исследовательские работы стали победителями и призерами научно-технических выставках, конференциях и фестивалях различного уровня: муниципального, регионального и всероссийского. Объединившись с преподавателем английского языка мы получили возможность выполнять гумунитарно-технические проекты и получать в виде продукта действующие модели, установки и проводить с ними уроки.

В декабре 2016 года принята Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Реализация стратегии невозможна без высококвалифицированных научных и инженерно - технических кадров, в подготовке которых основополагающая роль отводится изучению предметов естественного цикла. Введение новых государственных стандартов образования, ставит вопрос о приобщении учеников к научной деятельности. Вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность – насущная потребность времени.

Для реализации данной задачи необходимо скоординировать действия всех участников образовательного процесса. Обеспечить эти условия, призвана специальная структура – школьное научное общество учащихся (НОУ КВАНТ), которое предоставит возможность перехода к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским работам, сформировать навыки работы с современным лабораторным оборудованием и ИКТ.

Создание научного общества учащихся, это новая форма организации работы с одаренными детьми, которая позволит дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Уроки в игровой форме очень нравятся учащимся. В старших классах с учетом их возраста я использую ролевые игры, они позволяют приблизить к реальной жизненной ситуации. В  9-10 классах провожу уроки соревнования, КВН (чаще всего  на уроках повторения). Игровые технологии занимают важное место в учебном воспитательном процессе. Правильно организованная игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, развивает внимание и познавательный интерес, позволяет преодолевать пассивность учеников. В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате, каждый стремиться помочь товарищу по команде.

В классах, которых я преподаю, всегда использую дифференцированный подход. Уровневая дифференциация позволяет обеспечить обучение каждого учащегося на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития). Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Зная и учитывая различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересах. Каждому дается шанс исправить и переписать работы, сделанные по их мнению неудачно, кроме фиксированных точек. Организую консультации, помогаю учащимся организовывать самостоятельную и образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для подготовки.

Работая с учащимися с ОВЗ, учитываю психофизические особенности и индивидуальные  возможности  обучающихся, рекомендации  психологов  школы. Система работы с детьми с ОВЗ направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности посредством коррекционных приемов и методов обучения. При работе придерживаюсь следующих принципов: 

  • Индивидуальный подход к каждому ученику. 
  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
  •  Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
  •   Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  •   использование опорных конспектов;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности

С целью формирования рефлексивных умений школьников, применяю самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценки проявляют самокритичность. Самоконтроль учебной деятельности учащихся требует знания цели и планов этой деятельности, критериев по которым можно судить о достижении ими цели. На, целевых уроках знакомлю учащихся с планом изучения темы, с целями ради которых она изучается, с тем что должен знать и уметь ученик в результате ее изучения, а также с четкими критериями оценки достигнутых результатов.

Преподавание физики, в силу самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ. При изучении нового материала использую мультимедийные презентации. В  классах использую презентацию в течение 15 минут. Они носят иллюстрированный характер, с небольшим числом слайдов. В 9 классах электронные презентации уже занимают 15-25 минут, содержат не только иллюстрированный материал, но и являются основой для размещения, логических выводов, постановки проблемы. В старших классах презентацию я использую в течении даже  всего урока, но не более 20 минут подряд. Чередую просмотр презентации и работу над ее содержанием, с беседой, работой с учебником, демонстрацией  опытов, записями на доске. Использую и виртуальные лабораторные, демонстрирую на экране эксперименты, которые невозможно поставить, в реальной жизни по тем или иным причинам.

Ребята и сами создают презентации при подготовке сообщений, при отчете о творческих заданиях, защите исследовательских работ и проектов. Учимся создавать презентацию, соблюдая правила разработки презентаций. В результате был создан банк презентаций по разным темам. В своей работе использую СД диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий, тренажеры по решению задач.

Успешность работы учителя и получение высоких результатов невозможно без правильно оборудованного кабинета физики. Кабинет физики оснащен необходимыми приборами и лабораторными работами, моделями, печатными таблицами, схемами. Оснащен кабинет и техническими средствами обучения. Все учебное оборудование систематизировано и размещено в шкафах по разделам физики. Материалы для индивидуальной работы, для контрольных работ, тестовые задания также распределены по классам и темам. Кабинет оснащен таблицами и плакатами, методической и справочной литературой, необходимой для уроков физики.

Анализируя свой опыт работы, я убедилась, в  эффективности и в выполнении  поставленных мною задачах. Контроль качества образования и общей успеваемости позволяет сделать вывод, что проделанная работа приводит к повышению уровня общей и качественной успеваемости  

Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность повлияло на желание у учащихся принимать участие в олимпиадах и занимать призовые места.

Участие в олимпиадах было успешными, учащиеся занимали 1,2,3 места в первом этапе Всероссийской олимпиады школьников на школьном уровне.

Все больше ребят принимают участие в выполнении творческих заданий и хотят участвовать в исследовательской деятельности. При выборе между обычным заданием и творческим, 60 % учащихся, отдают предпочтение последним.

   

 Не способность учащихся видеть единую картину мира, для них все предметы остаются не связанными между собой. Выход из этой ситуации я вижу в создании межпредметных модулей и разработке и проведении интегрированных уроках.

 Задания на уроках я стараюсь подбирать так, чтобы они были связаны с другими предметами, например: если в теле человека 5литров крови, то сколько содержится  красных кровяных шариков. Решая эту задачу учащиеся, должны вспомнить знания, полученные в биологии, что такое кровяные шарики и их размеры. В 9 классе даю сообщения по темам «Как животные приспособились к жизни на глубине», «Выталкивающая сила в морях и океанах». Использую в своей работе интегрированные домашние задания.

  • Совершенствование работы с детьми  ОВЗ

 

  • Самая  актуальная для любого учителя проблема – это сохранение положительной динамики качественной и общей успеваемости. Для положительного результата учитель должен постоянно самосовершенствоваться, изучать и использовать на уроках новые технологии.

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области современного образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы, участие в работе творческих групп,  участие в конкурсах регионального и муниципального уровней и семинарах. В дальнейшем для себя планирую продолжать освоение перспективных технологий, тех которые сочетают в себе разнообразие вариативных подходов и творческой деятельности учащихся, с целью эффективного преподавания физики, с учетом изменений происходящих в обществе.