Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Педагог становится более компетентным в своей профессиональной деятельности, а значит, изменяются и способы организации взаимодействия педагога с ребенком и его семьей. Включение ИКТ в образовательный процесс позволяет детям выйти за круг предметов и явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и продемонстрировать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо.
Новые требования к дошкольному воспитанию вносят свои коррективы и заставляют нас, педагогов, идти в ногу со временем, развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Педагоги нашего детского сада теперь не только активные пользователи современных технологий, но и научились создавать собственные образовательные ресурсы. У нас появилась возможность выйти на новый уровень общения с родителями, что очень актуально в наши дни, так как не у всех родителей есть время для получения информации в группе. А заходя вечером вместе с ребенком на сайт детского сада, взрослые становятся активными участниками образовательного процесса, всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, стали отличными помощниками в развитии детей.
В настоящее время есть несколько направлений развития использования интерактивных технологий:
• с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и сохранения информации – это компьютерные игры. Педагоги в своей деятельности чаще всего используют игры, направленные на развитие математических представлений, фонематического слуха
• интерактивное обучение, позволяющее стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Это игры, созданные самими педагогами, соответствующие ФГОС ДО и предназначенные для использования на занятиях
• базирующие на комплексных занятиях. Технология разрабатывается по определенной образовательной области. Занятия включают в себя продуктивную деятельность детей на основе ФГОС ДО.
Для развития устойчивого познавательного интереса к учению, перед каждым педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и замечательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес к учебному процессу и способность созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию мыслительных процессов. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Поэтому в своей практике мы используем мультимедийные презентации, построенные с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов. Педагоги отмечают, что использование компьютерной среды в детском саду — фактор психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
• развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность к обучению (мелкая моторика, оптикопространственная ориентация)
• расширять кругозор
• формировать учебную мотивацию
• развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность)
• формировать соответсттвующие возрасту интеллектуальные умения (классификацию)
• организовывать благоприятную для развития предметную и социальную среду.
На самом же деле использование ИКТ – один из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагоги нашего детского сада не только пользуются современным мультимедийным оборудованием, но и создают свои образовательные ресурсы, широко используют их в педагогической деятельности. Такая наглядность дала возможность объяснять детям материал логично и научно. При подаче нового материала изображение выводится на экран при помощи мультимедийного проектора. Также предлагаем ребенку совершить действие с предметом и выводим подобную картинку на экран. Встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, дети выстраивают логическую цепочку, развивают асоциальную память. Также на экран выводится слайд с загадкой и стихотворением, что позволяет ребенку «увидеть» их, прочитать, а отгадав загадку, они могут проверить себя.
Одно из важных направлений в деятельности детского сада – работа с родителями, важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий. В детском саду создан свой официальный сайт, что дает возможность родителям оперативного получения информации о жизни детского сада. Также педагоги создали свои сайты, личные странички, где делятся информацией о своей профессиональной деятельности, мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, группы, получать информацию в форме объявлений. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают ознакомиться с информацией, размещенной в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.
Использование ИКТ требует длительной подготовки, но в конечном итоге потраченное время и усилия приведут к желаемому результату. Игровые приемы и четкие инструкции позволяют сделать образовательную деятельность увлекательной, достаточно сложной и интересной, из – за чего поддерживается интерес детей на протяжении всего занятия. Смена деятельности не позволяет детям отвлекаться, и они не устают.
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе неоспоримы и подтверждаются нашим практическим опытом:
• предъявление информации на экране компьютера или проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес
• несет в себе образный тип информации, понятной дошкольникам
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка
• стимулирует познавательную активность детей
• предоставляет возможность индивидуального обучения
• в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе
• ИКТ позволяют моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Можно сделать вывод, что при реализации воспитательно – образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня просто необходимо внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс. Использование интерактивных технологий способствуют качественным изменением в работе педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и при взаимодействии детского сада и семьи.
«Использование ИКТ технологии в художественно-эстетическом развитии.»
Научно – техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Актуальность: В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Задача ДОУ: повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Цель: повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно - коммуникационных технологий. Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в нашем детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов. Компьютер используем при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и наработками других педагогов, проведении ООД, совместных родительскиих – детских праздников с применением мультимедийных презентаций. Я использую в своей практике мультимедийные презентации созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media), в различных образовательных областях: «Познание», ««Социально-коммуникативном», Художественно- эстетическом», «Речевом», «Физической культуре». В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Артикулякционная гимнастика», «Какая бывает погода», «Правила дорожного движения», «Учимся читать», «Дикие животные», «Детям о воде» ИКТ игры «Маленькие знатоки нашей страны», «Составь натюрморт», «Найди лишнее жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)» . Все использованные мною компьютерные программы и игры, соответствуют психолого-педагогическим и санитарно - гигиеническим требованиям. Данные разработки позволяют увеличить восприятие наглядной информации за счет увеличения объема иллюстративного материала, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог. Использование мультимедийных презентаций обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация, с помощью которой можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков животных, природы, работу транспорта и т. д.).
Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению их познавательной мотивации. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Литература: 1.Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002. 2.Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001. 3.Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., 4.Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., 5.Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994. 6.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008