Родителям

Латыпова Гульчачак Рифатовна

Уважаемые родители, здесь для вас представлены  материалы   и рекомендации, которые помогут в воспитании  детей.      

Рекомендации

Научите детей моргать за компьютером и делать лёгкую гимнастику для глаз

   Работа за компьютером сама по себе не ухудшает зрение — ни взрослым, ни детям. Что действительно имеет значение, — это количество времени, которое дети проводят на улице (чем больше — тем ниже вероятность развития близорукости). 

     Тем не менее, нужно напоминать детям, чтобы они чаще моргали, когда смотрят мультики или делают домашнее задание онлайн. А в Санитарных правилах и нормах (СанПиН) до или после работы на компьютере или планшете детям рекомендуется делать простую гимнастику для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и медленно посчитать до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, досчитать до 3. Открыть их и посмотреть вдаль, досчитать до 5. Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за указательным пальцем вытянутой руки— медленно двигая им влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, досчитать до 4, потом посмотреть вдаль и досчитать до 6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая от одного до шести. Повторить 1-2 раза.

Ещё в СанПиН указано, что детям в начальной школе не рекомендуется сидеть перед экраном более 15 минут подряд. После этого надо сделать перерыв на другой вид деятельности.

 

 

Полезные ссылки для родителей

"Развитие речи" - сайт посвящен занятиям с детьми от рождения до 10 лет. 

"Твой ребенок" - это сайт с раскрасками, презентациями для детей, форум для родителей.

"Солнышко"- ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.

"Деточка" - на этом сайте вы найдете статьи и публикации по темам: семья, беременность и роды, первый год, здоровье ребенка, питание, познаем мир.

 

Анкета для родителей "Мой ребенок и компьютер"

 Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании. Ваши ответы на вопросы анкеты помогут выстроить дальнейшую работу по обеспечению информационной безопасности дошкольников. Подчеркните один из предложенных вариантов ответа или запишите свой вариант.

1.Умеет ли ваш ребенок пользоваться компьютером?

Варианты ответов: да, нет.

2.Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?

Запишите ответ:__________________________________________________________.

3.Как ваш ребенок проводит время за компьютером?

Варианты ответов: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы, другое (запишите, что именно) __________________________________________________________.

4.Вы довольны, что ваш ребенок так увлечен компьютером?

Варианты ответов: да, нет.

5.У вас есть беспокойство по поводу пользования ребенком компьютера?

Варианты ответов: да, нет.

Поясните свой ответ:_____________________________________________________.

6.Что такое информационная безопасность ребенка, по вашему мнению?

Запишите ответ:__________________________________________________________.

7.Какие меры по информационной безопасности вашего ребенка вы предпринимаете?

Запишите ответ:___________________________________________________________.

8.Какие черты характера появились у ребенка после начала использования компьютера?

Запишите ответ:___________________________________________________________.

9.Сколько времени вы сами проводите за компьютером?

Запишите ответ:___________________________________________________________.

Благодарим за участие в анкетировании!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад»

с. Нижнеяркеево муниципального района

Илишевский район Республики Башкортостан

Программа

дополнительного образования

«Компьютер для дошкольников»

Возраст детей 5 – 7  лет.

                                                              Составила:

                                                              воспитатель с правом обучения

                                                              компьютерной грамоте

                                                              Латыпова Гульчачак Рифатовна

с. Нижнеяркеево

Содержание

  1. Введение
  2. Программа обучения детей в компьютерном кабинете ДОУ
  3. Организация учебного и игрового процесса
  4. Литература

Введение

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивается на человека настолько велик, что людям волей не волей  приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, холодильником и электрическим чайником, печатной машинкой и компьютером.

Мы живём в век информации, когда происходит компьютерная революция, и являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, проникают в школы, дома и детские сады.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов деятельности ребёнка. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Занятие детей на компьютере имеет большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Учёные отмечают, чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше польза нашему мозгу.

Работа на компьютере вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Компьютер также помогает развивать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, воспитывает волевые качества и приобщает ребёнка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста и учебной направленности.

Психологи отмечают: чем раньше ребёнок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, т.к. у ребёнка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому,  что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка.

     

Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ

Цель: развитие способностей детей дошкольного возраста с        использованием современных информационных технологий.

  Задачи: 1. Ознакомительно – адаптационного цикла.

  • Познакомить детей с компьютером
  • Познакомить с историей ЭВМ

                 * Познакомить с правилами поведения и правилами безопасности

                     работы на компьютере.        

                  * Сформировать начальные навыки работы за компьютером.

                  * Познакомить с клавиатурой, монитором, «Мышкой».

                 2. Образовательно – воспитательного цикла.

                  - Формировать навыки учебной деятельности

                  * Учить осознавать цель

                  * Выбирать системы действий для достижения цели

                  * Учить оценивать результаты деятельности

                  - Формировать элементарные математические представления

                  * Совершенствовать навыки счёта

                  * Изучать и закреплять цифры

                  * Проводить работу с геометрическими фигурами

                  * Решать простейшие арифметические задачи

                  * Развивать умение ориентироваться на плоскости

                  * Закреплять представления о величине предметов

                   - Развитие речи

                  * Расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире

                  * Формировать звуковую культуру речи

                  * Формировать грамматический строй речи

                  - Развивать сенсорные возможности ребёнка

                  * Формировать эстетический вкус

                  - Развивать знаковую функцию сознания

                  - Развивать эмоционально – волевую сферу ребёнка

                 * Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность

                    усидчивость

* Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству

3. Задачи творческого цикла.

* Развивать конструктивные способности

* Тренировать память, внимание

* Развивать воображение

4. Развивать творческое, логическое, абстрактное мышление.

* использовать элементы эвритического мышления

                  *  Развивать потребность к познанию.

Основные принципы построения программы.

Программа построена на следующих основных принципах:

 

  1. Принцип развивающего обучения.

* Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребёнка.

*  Определять зону ближайшего развития

* Использовать вариативность компьютерных программ.

2. Принцип воспитывающего обучения.

* Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только дают знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества.

* Формируют нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

* устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными связями

* переходить от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному

* возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

* содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовленности, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

* на каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребёнку как к личности

* каждое занятие должно строиться в зависимости от психологического, интеллектуального уровня развития ребёнка

* должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребёнка

* должен учитываться  уровень сложности и определяться строго для каждого ребёнка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

* ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия

* в роли советчика, сотоварища дошкольника может выступать компьютер.

7. Принцип связей в жизни.

* педагог и ребёнок должны уметь, устанавливать взаимосвязи процессов,

Находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, существующих отношениях вещей и материи.

Структура занятий.

Каждое занятие комплексное оно включает в себя 3 этапа.

1 этап - подготовительный.

     Идёт погружение ребёнка в сюжет занятия. Период подготовки к компьютерной игре идёт через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справится с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

2 этап – основной.

    Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребёнка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребёнка в компьютерную программу:

  • последовательное объяснение ребёнку значения каждой клавиши
  • ребёнку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления клавиатурой и программой
  • ребёнку предлагается карточка – схема, где задаётся алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

3 этап – заключительный.

       На этом этапе необходимо:

  • провести релаксацию зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз)
  • мышечного и нервного напряжений (физминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений).

 Занятия проводятся по подгруппам 10 человек, 1 раз в неделю в первой половине дня.

  Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап: 10 – 15 мин.

2 этап: 10 – 15 мин.

3 этап: 5 мин.

  Помещение проветривается после каждого занятия.

  Занятия построены на игровых методах и приёмах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. Для более эффективного прочного овладения знаниями программа строится на основе постоянного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровых занятий.

 

Организация учебного и игрового процесса

Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Компьютерный кабинет
  1. Компьютеры.
  2. Принтер.
  3. Телевизор.

Компьютерный кабинет оформляется:

  • Имеется вентилятор;
  • Мебель в зале модифицируется в зависимости от  роста ребенка.

  1. Зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной релаксации.
  1. Раздаточный материал для каждого ребенка.
  2. Дидактические игры.
  3. Разнообразные игрушки.
  4. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.
  1. Техническое помещение.

Формы контроля

        Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы «Практического применения компьютера в детском саду» проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий. Подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности занятий, опираясь на зону ближайшего развития. Диагностика проводится три раза в год.

        В начале года (сентябрь) определяется общий уровень развития ребенка:

  1. Изучение личности:
  • Изучения умения сохранять цель в случае затруднения успеха;
  • Изучение самоконтроля.
  1. Изучение познавательной сферы:
  • Оценка общего психического развития;
  • Изучение объема произвольного внимания;
  • Изучение устойчивости и распределения внимания;
  • Изучение зрительной и слуховой памяти;
  • Изучение оригинальности воображения;
  • Изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;
  • Изучение умственной работоспособности.
  1. Изучение физического развития:
  • Изучение скорости движения и уровня развития координации кисти;
  • Изучение координации движения, взаимодействие руки и глаза.

В середине года (декабре, январе) проводится диагностика развития речи:

  • Изучение грамотного строя речи;
  • Изучение звуковой стороны речи;
  • Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

  1. Изучение личности:
  • Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу;
  • Слушать и точно выполнять указания взрослого;
  • Изучение целенаправленности деятельности;
  1. Изучение познавательной сферы:
  • Оценка уровня общего психического развития (сравнить с результатом первой диагностики);
  • Изучение общей способности к обучению;
  • Изучение устойчивости внимания;
  • Определение объема памяти;
  • Диагностика уровня сформированности наглядно-схематического мышления;
  • Изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.
  1. Диагностика физического развития:
  • Определение скорости движения и уровня развития координации кисти руки.

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется большое внимание робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций родителям. Даются дополнительные задания на дом, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь.  Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля, за усвоением знаний проводятся контрольные занятия: игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники, так и без неё):

  1. Реши кроссворд «Компьютерный мир»;
  2. Математический КВН;
  3. Развлечение «Звуковая дорожка»;
  4. Страна «Воображалия»;
  5. Путешествие с Вини-пухом (выбор самых внимательных детей и их награждение памятными эмблемами);
  6. Итоговое развлечение «Какими были, какими стали» (повторение любимых физминуток, игр). Награждение памятными подарками, сладкими призами.

Литература:

  1. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
  2. Ерофеева Т.И., Павлова Л,Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1990.
  3. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1992.
  5. Никитин Б.П. Развивающие игры. 5-е изд. доп. М., Знание, 1994.
  6. Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. Челябинск, Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

игр по дороге в детский сад

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например: «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

 «Живое предложение».

Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку «прочитать» его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

«Кто или что может это делать?» 

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

 «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Что для чего» 

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

«Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие», «сладкие» слова.

«Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

«Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

«Цепочка слов» 

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

 «Придумай слово»

 Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.


«Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

«Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

«Ты идешь, и я иду» 

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

«Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

«Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

«Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т.д.

«Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме: «Ребёнок и компьютер».

Уважаемые родители! Сегодня мы обсудим тему «Ребенок и компьютер».

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. В современном образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных технологий. В детском саду в образовательном процессе все чаще и чаще применяют традиционные и инновационные информационные технологии, предполагающие не только использование компьютера для освещения какой-либо информации, но и обучение детей с дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотности. Таким образом происходит приобщение современного поколения к информационной культуре, без которой невозможно обойтись в наше время.

Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению (С.В. Гурьев).

Вместе с тем, в настоящее время существует множество мнений по поводу включения компьютера в жизнь ребенка. Многие родители, стремящиеся сохранить зрение ребенка-дошкольника, встают на позицию исключающую возможность использования компьютера в домашних условиях. Другие родители, наоборот, стараются образовывать, приобщать своего малыша с раннего возраста к современному миру посредством компьютерных развивающих игр. На чьей же стороне правда? Попытаюсь ответить на данный вопрос.



Предварительный просмотр:

ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ ДОМА. (от 2 до 5 лет)



1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей. 

2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д. 

3. Лужок с цветами. Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец - своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков. 

4. Железная дорога. Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить» в каждый вагон какое-нибудь животное - в один, например, слона, в другой утку и т.п. Родители и ребенок рисуют поочередно или вместе. 

5. Поиск. Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями. 

6. Выдумывать истории. История, которая рассказывается в книжке с картинками, изменяется: к картинкам сообща придумываются новые события.

7. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик. 

8. Узор-сюрприз. Из большого куска бумаги вырезать квадрат. Сложить треугольником. Теперь на сгибе вырезать узоры: клинья и дужки. Бумага складывается снова и снова, каждый раз добавляются новые узоры. Под конец развернуть бумажный лист. 

9. Сортировать карты. Колоду игральных карт разложить по мастям или достоинству. 

10. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями. 

Малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних делах. Это, конечно, замедляет работу, зато ребенок при деле. 

Загружаем стиральную машину. Пусть малыш подает маме приготовленное для стирки белье или даже сам загрузит его в машину - с этим справится даже полуторогодовалый кроха. 
Наводим чистоту. Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные двери, дверцы шкафов или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных машинок, кукольных домиков, корабликов. Дети помладше могут смахивать пыль мягкой щеточкой. 
Печем пироги. Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку. Детские пирожки выпечем отдельно на маленьком противне. 

11. Ролевые игры. Обычно деки сами становятся инициаторами игр в ролях. Они могут играть со своими куклами, зайками и мишками и поить их чаем, укладывать спать, делать им прически и рассказывать сказки. Маленькие выдумщики сами могут нафантазировать необычное представление, для просмотра которого зрители не нужны. Но все зависит от настроения малыша. Такая игра будет долгой только в том случае, если ребенок сам захочет в нее играть.

12.  Пазлы. Для детей от 3 лет крупные и красочные, в них совсем немного элементов. Покажите пару раз своему ребенку, как правильно складывать картинку, а дальше он сам будет собирать и разбирать детальки.

13. Интересные сюрпризы. Имейте в запасе “волшебный мешок”. В этот мешок сложите коробочки, баночки с крышечками, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, веревочки, бусы из пуговиц, природные материалы. В общем, все, что взрослые считают мусором, а дети — самыми дорогими сокровищами (отбирая предметы, не забудьте о безопасности!). Ребенок, получивший такой мешок, надолго (точнее на 15-20 минут) оставит вас в покое. Не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто. Кроме того, у вас в квартире наверняка найдутся уже такие “мешки” – чемодан со старой одеждой, шкатулка с заколками для волос, коробочка для рукоделия (после изъятия опасных предметов).

14. Если ничего нет под рукой, а вы заняты, например, приготовлением пищи, и не знаете, чем занять гиперактивного ребенка, то можно попросить ребенка «помочь». Попросите принести его лук, вон из той коробки, или картофель из корзины. А теперь пусть найдет в игрушках и принесет мишку, которого мы посадим пить с нами чай. Таких заданий можно придумать множество исходя из ситуации.  

15. Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки.

Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

16. Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки

Тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Из полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

17. Крупы, соль

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.