Педагогическая копилка

Кройтер Альфия Гизулаевна

Уважаемые коллеги!

Здесь Вы можете познакомиться с теоертическими основами использования технологии активных методов обучения, найдете конспекты занятий и интересный материал к различным урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арефьева И.Л., Лазарев Т.В.

«Международный Институт Развития «ЭкоПро», г.Петрозаводск

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru 

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru 

1. Введение

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках и как огорчала необходимость читать серые  скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь  мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Елена Семенова, г.Хабаровск, студентка 4 курса Хабаровского Педагогического Университета, преподаватель кафедры иностранных языков

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Будучи студенткой на данный момент и изнемогая на скучных лекциях и бессмысленных семинарах (!!!), я считаю, что в нашем педагогическом (!) институте подобные курсу «Эффективные педагогические технологии» курсы должны стать обязательными для преподавателей.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Валерия Ведерникова, г.Пермь, Пермская общественная благотворительная организация «Хоспис»

С самого начала обучение эффективным педагогическим технологиям показалось мне интересным и необычным. Я сделала новые открытия в себе и о себе. Знания уже применяю на практике. Провела благодаря этому обучению такой игровой 6-часовой семинар, что участники "пищали" от восторга и я вместе с ними, т.к. получила огромное удовольствие от творчества. Поняла, что технология проведения очень важна - это придаёт устойчивость.

И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

В этом электронном курсе мы расскажем Вам об активных методах обучения (АМО) и технологии модерации, позволяющей эффективно управлять педагогическим процессом, использующим АМО. И начнем этот рассказ прямо со следующей части.

Приятного и полезного чтения!

До встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударный гласный в корне слова. Интерактивное пособие для учащихся начальных классов. Земзюлина Лариса Владимировна Учитель начальных классов Песчанской СОШ № 2

Слайд 2

Всем известно- не секрет, что гласный звук без ударенья всегда всё ставит под сомненье: приходится нам всем гадать какую букву там писать, где безударный звук стоит. А чтобы долго не гадать, не злиться, не сердиться – нужно с правилом простым навечно подружиться: Чтобы не было сомненья, Ставим звук под ударенье. Г о ра- г о ры, д е ла- д е ло, А теперь пишите смело!

Слайд 3

Вот ты и подготовился к ответственному заданию. Тебе предстоит помочь принцессам попасть вовремя на бал. Если ты правильно вставишь безударный гласный – принцесса попадает на корабль, а если ошибешься- появится отрицательный смайлик . И тебе нужно будет вновь искать правильный ответ. Удачи тебе!

Слайд 4

е б рега и я а о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 5

о м ряк и я а е Вставь безударный гласный в слово

Слайд 6

е цв тной и я а о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 7

о в лна и я а е Вставь безударный гласный в слово

Слайд 8

я м сной е и а о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 9

и л сточек е я а о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 10

е д ревья и я а о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 11

о к вёр и я а е Вставь безударный гласный в слово

Слайд 12

и кр чит е я а о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 13

а ч совой е я и о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 14

а кр савица е я и о Вставь безударный гласный в слово

Слайд 15

глаз гл за глазеть глазной Найди проверочное слово к слову

Слайд 16

тропы тр пинка тропиночка тропой Найди проверочное слово к слову

Слайд 17

род р дной родня родимый Найди проверочное слово к слову

Слайд 18

гриб гр бок грибник грибной Найди проверочное слово к слову

Слайд 19

поле п ля полевой полоть Найди проверочное слово к слову

Слайд 20

письма п сьмо писали письменный Найди проверочное слово к слову

Слайд 21

Если у тебя во время игры не появилось ни одного отрицательного смайлика – ты молодец! А это значит, что все принцессы прибыли на бал вовремя. И благодарят тебя!

Слайд 22

Использованные интернет ресурсы: http://www.nivagold.ru/raznoe/rasnoe.html (картинки) http://tarodux.narod.ru/index.html (картинки) http://lidia.rusedu.net/category/2339/6504 (фоны) До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОК - ШОУ «Мир вокруг нас»

Слайд 2

Всемирный фонд дикой природы (WWF) констатирует: 3 вида животных исчезают с лица Земли каждый час

Слайд 3

70 видов флоры и фауны планеты исчезают ежедневно

Слайд 4

1/4 всех видов флоры и фауны планеты перестанут существовать в ближайшее время

Слайд 5

Мы используем 70% мирового запаса рыбы, что превышает возможности его естественного восстановления

Слайд 6

35% всех видов морских животных бесследно исчезли с лица Земли

Слайд 7

Каждую секунду на Земле исчезают более 1,5 гектаров девственных лесов, а всего истреблено более 65% девственных лесов, являющихся местообитанием многих видов флоры и фауны

Слайд 8

На планете ежегодно исчезают около 17 млн. гектаров леса

Слайд 9

34 тысячи видов растений и животных внесены в список CITES

Слайд 10

Ежегодно в мире уничтожается 36 тысяч видов диких растений

Слайд 11

За последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на 1/3

Слайд 14

ТОК - ШОУ «Мир вокруг нас»

Слайд 15

Спасем бездомных животных!!!

Слайд 42

Если не мы, то КТО?!

Слайд 43

Откажитесь. Сократите. Используйте повторно. Утилизируйте. Откажитесь от того, что Вам не нужно. Попробовав раз, Вы будете удивлены, без каких вещей Вы, оказывается, можете спокойно жить! Сократите количество вещей, которые Вы выбрасываете. Приобретайте предметы, которые будут служить Вам долго. Используйте продукты в наименее токсичной по составу упаковке. Старайтесь повторно использовать пластиковые пакеты для покупок. А еще лучше, используйте тканевые сумки! Старайтесь чинить предметы, не заменяя их новыми. Отдавайте ненужные Вам вещи в качестве пожертвования или же сдавайте их в комиссионные магазины. Утилизируйте бутылки, бумагу, предметы из пластика и консервные банки таким образом, чтобы их можно было переработать и снова превратить в нужные и полезные предметы

Слайд 44

Экономьте электроэнергию Дома, на работе или учебе не забывайте выключать свет, телевизор, компьютер и прочие электроприборы, когда в их работе нет необходимости. Используйте энергосберегающие лампочки и приборы - это к тому же еще и значительно дешевле! Не растрачивайте попусту горячую воду. Экономьте воду, когда моетесь. Стирайте белье в теплой или холодной воде, а не в горячей. Убедитесь, что в Вашем доме хорошая изоляция и электричество используется разумно. Обогревайте и проветривайте лишь те комнаты, в которых живете.

Слайд 45

Сократите пользование экологически «грязными» видами транспорта Ходите пешком и, по возможности, ездите на велосипеде - это куда более соответствует здоровому образу жизни. Меньше летайте самолетом. Пользуйтесь общественным транспортом, одной машиной на несколько пассажиров и выбирайте для себя транспортные средства со сниженным потреблением топлива.

Слайд 46

Убедите других изменить свои привычки Узнайте больше о проблеме изменения климата на земле и расскажите своим родным и друзьям о необходимости противостоять климатическим изменениям. Убедите своих соучеников или коллег по работе принять меры по сбережению энергии. Поставьте политических деятелей в известность о том, что Вам необходимы конкретные действия по предотвращению климатических изменений. Напишите им письма или сообщения по электронной почте. Голосуйте за политиков, которые небезразличны к природе и окружающей среде.

Слайд 54

Ципляева Е.А МОУ ДОД "ЦДТ"



Предварительный просмотр:

Классный час на 1 сентября 2013 г.

«Здоровые дети в здоровой семье»

День пришёл. Звонки звените!

Начинайся год учебный,

Год мечтаний и открытий,

Грустный год и год волшебный.

Как сияет класс знакомый!

Вроде всё привычно, просто,

Только каждый месяц школьный

Ставит множество вопросов.

Пожелаем выйти с честью

Из нелёгких испытаний,

Много радостных известий,

Пусть удача будет с вами!

Исполнения желаний

И друзей хороших много,

И в огромном море знаний

Отыскать свою дорогу!

Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года! После летних каникул вы повзрослели, поумнели, похорошели. Школьная форма всем очень идёт! Наш кабинет тоже стал уютнее, спасибо за это скажем вашим заботливым родителям! Теперь главная ваша работа - хорошо, прилежно учиться, участвовать в различных конкурсах, раскрывать свои таланты. Желаю вам также спортивных побед, хороших результатов на различных соревнованиях.

А теперь ответьте на такой вопрос: Что не купишь ни за какие деньги? Что для человека дороже всего? Если его потеряешь, то вернуть его очень сложно, а часто даже невозможно.    Правильно, здоровье!

Тема нашего сегодняшнего классного часа « Здоровые дети в здоровой семье». Наверное, в каждой семье есть свои секреты сохранения здоровья, свои традиции здорового образа жизни, поделитесь, пожалуйста. Может быть, кто-то всей семьёй совершает  велопрогулки или зимой прогулки на лыжах?

Сегодня мы с вами отправимся на поиски клада, необходимого для нашего здоровья. А что мы будем искать? Это слово придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество, содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям.

А подскажет нам, с чего начать, наверное, вот этот конверт (он лежит на столе у учителя или его неожиданно заносят в начале классного часа)

1 конверт: Клад найти не так легко. Чтобы узнать, где он, разгадай кроссворд, найди ключевое слово. Количество букв в ключевом слове определяет учащегося класса, имеющего соответствующий порядковый номер в классном журнале, который получает право вскрыть конверт и огласить место нахождения клада. Удачи!

Кроссворд заранее готовится на доске. Задания кроссворда в папке «Здоровье».

Внутри 1 конверта: Молодцы. Действительно, ключевое слово – здоровье. Ищите то, что вам нужно на оборотной стороне классной доски. Ученик отдает конверт учителю. Учитель зачитывает следующее задание.

2 конверт: Вы на верном пути. Знаете ли вы, что нужно для здоровья? Вам будут задавать вопросы, а вы дружно отвечайте «да» или « нет».

Что нужно для здоровья?

Может, молоко коровье?

Лет в 12 сигарета?

А с друзьями эстафета?

Тренажёр и тренировка?

Свёкла, помидор, морковка?

Пыль и грязь у нас в квартире?

Штанга или просто гири?

Солнце, воздух и вода?

Очень жирная еда?

Страх, уныние, тоска?

Скейтборд - классная доска?

Спорт, зарядка, упражнения?

А компьютерные бдения?

Бег по парку по утрам?

Музыкальный тарарам?

Сон глубокий до обеда?

Полуночная беседа?

Если строг у нас режим –

Мы к здоровью прибежим!

Право открыть конверт получает учащийся, сидящий в 1 ряду (рядом с окном) за 1 партой справа для учителя. Это записано прямо на конверте с заданием.

Внутри 2 конверта: Ура! Вы справились! То, что вам нужно находится под стулом за последней партой.

3 конверт: Вы близки к своей цели. Давайте вспомним известные выражения, пословицы, поговорки о здоровье. Соберите предложения из отдельных слов и попробуйте объяснить их смысл. Каждый ряд получит по 2 пословицы. Работайте дружно!

В здоровом теле здоровый дух.

Любящий чистоту – будет здоровым.

К слабому и болезнь пристает.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Землю сушит зной, человека болезни.

Заболел живот – держи закрытым рот.

Право открыть конверт получает учащийся, ставший отличником в предыдущем учебном году.

Внутри 3 конверта: Было трудно, но дружба вам помогла! Дальнейшие указания под цветочным горшком.

4 конверт: Соберитесь с силами, осталось совсем немного. Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. Есть даже золотые правила питания:

- Не переедайте. Сократ говорил «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

- Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

А теперь подумайте вместе с участниками своей команды «Какие продукты укрепляют наше здоровье, а какие разрушают его?». Распределите картинки на 2 группы.

Рыба, кефир, чипсы, геркулес, фанта, морковь, пепси, лук, жвачка, капуста, конфеты, яблоки, яйцо, кириешки.

Право открыть конверт получают учащиеся – мальчик с наименьшим количеством букв в своей фамилии и девочка с наибольшим количеством букв в своей фамилии.

Внутри 4 конверта: Правильно говорят «Сладостей тысяча, а здоровье одно». Употребляйте в пищу только полезные продукты. Клад поможет отыскать ящик с плакатами.

5 конверт: Устали? Может клад вам не нужен? Ну тогда вперед! Какое здоровье без движения, зарядки, спорта. 1 ряд – пусть вспомнит летние виды спорта, 3 ряд – зимние виды спорта. А 2 ряд – получит пока секретное задание на листочке.

Для 2 ряда секретное задание: Проведите для своих одноклассников физминутку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Право открыть конверт получает учащийся, сидящий в 3 ряду от окна, за 2 партой справа для учителя.

Внутри 5 конверта:

В осенний этот первый день,

Примите поздравления,

Оставьте лету свою лень-

И в школу за учения!

В её стенах желаю вам

Учиться с вдохновением

И чтобы вам, ученикам,

Давались все решения!

А сохранить и укрепить ваше здоровье поможет то, что мы сегодня искали. Вернемся к началу урока – к открытию Казимира Франка. Вещество, содержащееся в оболочке рисового зерна называется «амин». Соединив латинское слово Vita, что означает «жизнь», со словом «амин», получается слово…. ВИТАМИН. Клад ждет вас в шкафу на верхней полке. Поздравляю!

Учащимся раздают витаминки-аскорбинки.

Загадки для кроссворда.

1.Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным,

   Заправляю сам кроватку, быстро делаю  …зарядку

2. Вот какой забавный случай: поселилась в ванной туча,

    Дождик льётся с потолка мне на спину и бока!

   До чего ж приятно это-дождик тёплый, подогретый,

  На полу не видно луж, все ребята любят …душ

3. Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет …спорт

4. Он с тобою и со мною шёл степными стёжками,

    Друг походный за спиною на ремнях с застёжками…рюкзак

5. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито,

    На ночь вставлено…прорубь

6. Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.

    По дороге едут ноги и бегут два колеса.

   У загадки есть ответ: Это мой …велосипед

7. Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.

    А несут меня не кони, а блестящие …коньки

8. Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать,

    Вам поможет здесь сноровка, и, конечно, …тренировка



Предварительный просмотр:

Этапы урока, используемые активные методы обучения

Ход урока

Описание действий участников образовательного процесса

  1. Инициация (начало урока).

АМО «Ладошки теплоты»

- Добрый день, ребята! Как известно, успех любого дела зависит от положительного настроя и уверенности в себе. Давайте улыбнемся друг другу, протянем свои ладошки вперед и подарим немного тепла и уверенности своим одноклассникам. Молодцы!

Учащиеся располагаются группами за столами. Каждый протягивает ладошку в центр стола и дарит улыбку всем остальным участникам.

  1. Вхождение или погружение в тему.

АМО «Отгадай загадку»

- Я рада снова видеть вас в школьной лаборатории чудес и открытий в качестве юных исследователей. Мы продолжаем с вами знакомиться с организмом человека. А сейчас предлагаю найти отгадку для такой загадки:

Тело сверху покрываю,

Защищаю и дышу,

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу.

(кожа)

- Верно. Попробуйте сформулировать тему нашей работы в лаборатории, исходя из этой отгадки.

(«Кожа человека»)

- А какова цель наших исследований в соответствии с данной темой? Для чего мы сегодня здесь собрались?

(узнать особенности кожи, её строение, как ухаживать и заботиться о коже)

Учитель ведет диалог с учащимися.

  1. Формирование ожиданий учеников.

АМО «Лицензия на приобретение новых знаний»

- Прежде чем приступить к работе, как и любой организации, нам нужна лицензия (разрешение) на приобретение знаний. А чтобы её получить, вам, ребята, нужно выразить свои ожидания и опасения от предстоящей работы.

- Свои ожидания мы обозначим на свитке будущей лицензии. И если они оправдаются, то наши исследования можно считать законными, лицензированными. А опасения обозначим на изображении молнии: хорошо, если в течение урока мы избавимся от своих опасений.

Опасения

Ожидания

- В нашей лаборатории сегодня будут работать эксперты. Они должны отслеживать работу лаборатории, знакомиться с результатами и предупреждать ошибки. Первое, что им необходимо сделать: это проанализировать ваши ожидания и опасения. Итак, эксперты могут начинать свою работу.

Учащиеся на стикерах фиолетового цвета записывают несколькими словами свои ожидания от урока, а на стикерах оранжевого цвета – опасения. Затем каждая группа поочередно прикрепляет свои стикеры на изображение свитка и молнии.

В качестве экспертов заранее определяются два учащихся, находящихся за отдельным столом. Пока класс работает дальше,  они просматривают стикеры и делают вывод на листочках: чего больше всего ожидают ребята от урока и чего опасаются. Вывод об этом они озвучат в конце урока.

  1. Интерактивная лекция

АМО «Видеоряд о коже человека»

- А что же такое кожа? Давайте познакомимся с исследованиями ученых.

«Кожа – это прочная эластичная оболочка, надежно защищающая организм человека от негативных внешних воздействий. Это самый большой орган нашего тела: её площадь у взрослого человека составляет до 2 квадратных метров, а масса до 4 килограмм.  Цвет кожи определяет пигмент меланин. В зависимости от его концентрации она бывает и бледно-розовой, и темно-коричневой. Кожа состоит из трех слоев: наружный – эпидермис, средний – дерма, внутренний – подкожная жировая клетчатка. Кожа выполняет несколько функций:

1. защитная (покрывает все наше тело)

2. теплообменная (интересно, что разные участки кожи имеют разную температуру: во рту – 37 градусов, а на коже пальцев ног и рук она колеблется между 26 и 32 градусами).

3. выделительная (кожа вырабатывает  при солнечном облучении витамин Д, участвует в дыхании,  поставляя в кровь до 1% кислорода).

4. орган осязания (при этом наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони, средняя линия спины)».

Учитель коротко с помощью презентации сообщает самые важные сведения о коже.

  1. Проработка содержания темы

АМО «Мини-лаборатории умников и умниц»

- Часть сведений о коже мы узнали из работы ученых, а дополнительные знания вы будете добывать самостоятельно. Сегодня в нашей лаборатории действуют четыре мини-лаборатории. Каждая будет заниматься своим исследованием, а результатами затем поделиться со всеми. Эксперты  проанализируют достоверность проведения ваших исследований.

- Итак, у каждой лаборатории есть задание в конверте, необходимый инструментарий для работы и свиток для записи результатов исследования. Приступаем.

Опыт в лаборатории №1

Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже? Какая она?

Рассуждайте все вместе, а один из вас запишет все  ответы в специальный бланк.

(кожа мягкая, теплая, тонкая, гладкая, шершавая)

Опыт в лаборатории №2

Для чего нужны складки на коже? Чтобы ответить на этот вопрос, захвати рукой складки на пальце. А теперь попытайся согнуть палец…

Каждый из вас проделал этот опыт, а теперь кто-то один запишет вывод в специальный бланк.

(складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела)

Опыт в лаборатории №3

Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу.

Что осталось на стекле? Как ты это можешь объяснить?

Рассуждайте все вместе, а один из вас запишет все  ответы в специальный бланк.

(на стекле осталось пятно, так как кожа выделяет пот и жир)

Опыт в лаборатории №4

Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь?

Свой ответ запишите в специальный бланк.

( с помощью лупы мы увидели на коже волоски и углубления – поры)

Участники каждой группы знакомятся со своим заданием, обсуждают ход и варианты  его выполнения, общие выводы записывают на специальном бланке. После завершения работы всех групп каждая мини-лаборатория знакомит всех со своими исследованиями. Эксперты анализируют результаты и делают выводы об их достоверности.

  1. Двигательная физминутка

«Поделись улыбкою своей»

- Благодаря дружной работе лабораторий нам удалось получить новые знания о коже человека. А теперь отдохнем, подвигаемся под известную песенку о дружбе и посмотрим, кто еще умеет дружить в этом мире.

Учащиеся встают и выполняют  под музыку движения, которые показывает учитель.

  1. Проработка содержания темы

(продолжение).

АМО «Лаборатория дактилоскописта»

АМО «Температура в классе»

- Ребята, наверняка, очень много фильмов вы смотрели. Скажите, пожалуйста, почему, когда случилось какое-то преступление, полиция на месте происшествия ищет отпечатки пальцев?

(для того чтобы найти преступников)

- А как отпечатки помогут в поиске преступников?

(отпечатки пальцев у всех людей отличаются)

- Верно, линии, образующие рисунок на пальце человека, индивидуальны. Это своеобразный «паспорт» человека. Наука, занимающаяся изучением отпечатков пальцев, называется дактилоскопия. Сегодня у нас тоже работает лаборатория дактилоскописта. Как вы думаете, для чего?

(предположения детей)

- Верно. Давайте попробуем проверить, действительно ли отпечатки пальцев у людей отличаются. В роли дактилоскописта выступит один из экспертов, а в качестве рабочего материала для исследования используем отпечатки одного представителя из каждой мини-лаборатории. В своей работе дактилоскопист будет пользоваться серьезным оборудованием – цифровым микроскопом, который увеличивает изображение в несколько десятков раз. По окончании своей работы он поделиться с нами результатами.

- А пока они работают, мы с вами вернемся в свои мини-лаборатории. Известно, что кожа богата нервными окончаниями, а значит, способна чувствовать прикосновение и боль, тепло и холод. Интересно, а кто-нибудь из вас знает, какая температура воздуха является комфортной для человека: когда ему ни жарко, ни холодно?

(предположения детей)

- Единого ответа мы не нашли. Хорошо, скажите, вам сейчас комфортно: ни жарко, ни холодно? Тогда можно сказать, что температура воздуха в этом классе  является комфортной для человека? (Да)

- Осталось определить эту температуру. И в этом нам поможет модульная система экспериментов PROLog, которая есть в каждой лаборатории. Итак, приступаем к работе:

1. Загружаем программу PROLog с помощью ярлыка на рабочем столе.

2. Нажмем на кнопку «Поиск модулей».

3. Далее «Эксперимент при подключенных модулях».

4. Далее «Запуск эксперимента».

5. Начинается измерение температуры, мы видим, на экране строится график.

6. Находим в верхнем левом углу экрана максимальное значение температуры в этом классе.

- Итак, какая температура получилась в каждой лаборатории?

(ответы детей)

- Эксперты, подведите итог, какова средняя температура в нашем классе?

- А теперь сделайте вывод, какая же температура является комфортной для человека?

Один из учащихся класса должен быть заранее знаком с ходом работы, проводимой при помощи цифрового микроскопа. С помощью него он получает изображение, дает ему имя, распечатывает на отдельном листе. Затем сравнивает полученные фотографии  и делает вывод об  отличии отпечатков пальцев .

В каждой лаборатории находится детский нетбук с подключенным модулем «Температура» (система экспериментов PROLog). Учащиеся под руководством учителя определяют среднюю температуру в классе и делают вывод о комфортной для человека температуре.

  1. Подведение итогов

АМО «Слово экспертов»

- Итак, школьная лаборатория чудес и открытий сегодня снова пополнила свой чемоданчик знаний. Какие же открытия вы сделали для себя, юные исследователи?

(узнали об особенностях кожи, её строении и функциях, почему остаются отпечатки и что они разные у каждого человека, определили комфортную для человека температуру воздуха)

- Своей цели мы достигли. Возвращаясь к началу урока, интересно, получим мы лицензию на пользование этими новыми знаниями? Эксперты помогут определить, сбылись ли ваши ожидания и развеялись ли опасения?

(слово экспертам)

-Поздравляю вас, юные исследователи, мы не только получили знания, но и теперь можем активно пользоваться ими в обычной жизни! До новых встреч в школьной лаборатории чудес и открытий!

Эксперты озвучивают, каковы были ожидания и опасения от урока. Все вместе анализируем, сбылись ли эти ожидания и развеялись ли опасения.

  1. Домашнее задание

- А дома совместно с родителями попробуйте создать буклет-памятку «Правила ухода за кожей».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Матери в 4 классе

  Цель:

  1. Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине.
  2. Развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора.
  3. Воспитание внимательности, заботливости, уважительного отношения к матери;
  4. Воспитание чувства прекрасного.

Ход мероприятия

  1. Просмотр видеоролика «Разговор ребенка с Богом»
  2. Исполнение песни «Мама-первое слово…»

Дети стоят полукругом, солисты выходят по одному в центр с игрушкой в руках

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный друг -
Будет с вами рядом всегда.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Мама землю и солнце,
Жизнь подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе

  1. Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие мамы. Среди множества праздников и будней, есть особенный день, когда казалось бы ему благоволит сама природа: ласково светит солнышко, излучая свой свет и тепло. Этот день посвящен самому дорогому человеку – маме. Нам трудно себя представить малышами, когда мама бережно берет нас на руки, поет нам колыбельную песенку. Не помним мы, конечно, и всех потешок и присказок, игр: “Ладушки-ладушки”, “Идет коза рогатая”. Зато как ясно врезались в память эти замечательные народные присказки и сказки, мамины прибаутки, ее приговорки и шутки. Мы становились взрослее, старше, мудрее становились наши мамы.

Вот она с нами пошла в первый класс и старательно, кропотливо выводит буквы и цифры. Радуется получить первую “пятерку” и огорчается за “двойку”.

Ребята, давайте вспомним о некоторых ярких моментах из вашей жизни, связанных с первыми открытиями, непосредственно мамой.

  1. Воспоминания детей (под медленную трогательную музыку)

Дети выходят по одному и, вспоминая, говорят:

Немцев Никита:

“Помнишь, мама, однажды, поздней осенью, утром ты позвала меня к окну и сказала: “Сынок, проснись, выпал первый снег”. Потом я выбежал на улицу и долго-долго смотрел на него, как зачарованный. Так ты меня учила радоваться первому снегу.”

Миронова Кристина:

“А я помню, мама, как ты мне показала в лесу первый весенний цветок – подснежник”.

Балясников Данила:

“Знаешь, мам, я не люблю утром рано вставать. Но ты мне говоришь: “Сынок, просыпайся, утро, пора в школу” И я встаю под нежное мурлыканье твоего голоса.

Андриянов Костя:

“А я люблю сидеть у мамы на коленях. Она такая теплая, ласковая, и мне ничего не страшно. Я все преодолею и смогу”

Яшуткина Полина:

“Однажды мы попали с мамой под дождь. Сверкала молния, гремел гром. Страшно. Помнишь, мам, как ты меня схватила на руки и побежала. А я прижался к твоему плечу, и мне ничего не было страшно. Спасибо тебе, мама. Ты самая, лучшая мама в мире. Я с тобой ничего не боюсь”.

Грачева Анна:

“А помнишь, мам, однажды я сильно болела, ты была на работе, и мне

стало грустно, я плакала. Ты пришла, но я все плакала. Тогда ты мне стала петь бабушкину любимую песню “Пошел козел в огород”. Ты пела и играла со мной. И я забыла обиду, мне стало хорошо и весело”.

Тимофеева Света:

"Вечером я часто сижу у окна и жду тебя, мам, с работы. Я понимаю, что надо ходить взрослым на работу, но ты приходи скорее, так грустно без тебя."

Усов Данила:

“А помнишь, мам, как мы с тобой учились писать “восьмерку”? Ты учила меня снизу начинать писать, а я тебя учил сверху”.

 Дерябин Матвей:

“А я помню, как мама учила меня грибы собирать. Помнишь, мам, ты взяла палку и стала разгребать траву на бугорках. Это было настоящее открытие, что в траве грибы прячутся.”

Учитель:

Ваши мамы – это ваши первые учителя, надежные товарищи. Потому что счастье матери – это ваши успехи и радости, новые открытия и победы. Потому что материнство – это великая миссия женщины.

  1. Поэтическая тетрадь

Ведущий 1 

На белом свете есть слова,

которые мы называем святыми.

 И одно из таких святых, теплых

ласковых слов — это слово «МАМА».

Ведущий 2 

Слово, которое ребенок говорит чаще

всего — слово «МАМА». Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется, это тоже слово «МАМА».

Ученик     Антонова Яна

 Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
В щечку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая -
Моя мамочка родная!

  1. Сценка по стихотворению Агнии Барто  «Разлука»

Четыре мальчика читают стихотворение, три человека играют роли мамы, папы и мальчика. Действующие лица сидят за столом, производя те действия, которые описываются в стихотворении.

Всё я делаю для мамы,

Для неё играю гаммы,

Для неё хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку  лезли,

Я один сидел на пляже,

Для неё после болезни,

Не купался в речке даже.

Для неё я мою руки,

Ем какие-то морковки…

Только мы теперь в разлуке

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Ну, сначала я без мамы,

Отложил в сторонку гаммы

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски!

Там у них одна артистка

Ходит в маминой причёске.

И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем.

У отца в руках газета,

Только он летает где-то,

Говорит: Потерпим малость,

Десять дней ещё осталось…!

И, наверно, по привычке

Или, может быть, со скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы.

В нашей комнате, без мамы.

  1. Поэтическая тетрадь

Ведущий 1 

Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же — любовью, вниманием, заботой.

Ведущий 2

С уважением и признательностью мы относимся к тем людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость

Ученик  Краснов Дима

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя всё время,

Мамочка, люблю!

Вот и зорька светит.

Вот уже рассвет.

Никого на свете

Лучше мамы нет!

  1. Из истории праздника (презентация)

Учитель: День матери отмечается во многих странах, правда, в разное время. В этот день чествуются только матери, а не все представительницы слабого пола.

По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берёт своё начало ещё в Древнем Риме, когда почиталась Великая Матерь – богиня, матерь всех богов.

В Австралии и Америке День матери празднуют во второе воскресенье мая. Взрослые дарят своим матерям серьёзные подарки, а малыши – цветы и открытки. Как и в США, в Австралии прижилась традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Цветная гвоздика означает, что мать человека жива – здорова, белые цветы прикалывают к одежде в память об умерших матерях.

В Англии материнский день – третье воскресенье марта. В это день нельзя работать, нужно обязательно посетить родителей.

В Бразилии распространены большие семьи, с тремя – четырьмя детьми, поэтому не трудно представить, каким сердечным и важным стал такой день для бразильцев.

Жители Эстонии в День матери украшают дома флагами, а в Финляндии поднимается государственный флаг. Этот день там – официальный выходной.

В России День матери отмечается в четвёртое воскресенье ноября с 1998 г на основании Указа Президента РФ Б. Н. Ельцина. В это день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и мам – одиночек.

  1. Поэтическая тетрадь

Ведущий 1 

Повторяя движения губ матери, мы произносим свое первое в жизни слово: мама. Пройдет 10 лет, 12, 50... Забудутся в нашей памяти многие события, люди и встречи. Но, что бы ни пережили мы, воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить.

Ученик  Родионова Юлия

Знаешь, мама, день обычный

Без тебя нам не прожить!

Слово мама так привычно

С первых дней нам говорить!

Стоит только приглядеться,

-Целый мир согрет вокруг

Теплотою маминого сердца,

Нежных, добрых рук...

Наши беды и невзгоды

Отступают пред тобой,

Всё ясней нам с каждым годом,

Как за нас ведешь ты бой!

Мама, - друга нет дороже

- Веришь ты в наш каждый взлет!

Кто еще, как ты, поможет?!

Кто еще, как ты, поймет?! 

  1.  Частушки о маме (исполняют все девочки)

Мы весёлые ребята,
Мы танцуем и поем,
А сейчас мы вам расскажем,
Как мы с мамами живем.

Галя вымыла полы,
Катя помогала.
Только жалко мама снова
Всё перемывала.

Папа мне решил задачу, 
В математике помог,
Мы потом решили с мамой,
То, что он решил не смог.

Закопчённую кастрюлю
Лена чистила песком,
Два часа в корыте Лену
Мыла мамочка потом.

Маме утром наша Мила
Две конфеты подарила,
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.

Пусть звенят повсюду песни
Про любимых мам.
Мы за всё, за всё, родные,
Говорим: “Спасибо вам!”

Мы вам спели, как сумели,
Мы ведь только дети.
Только знаем наши мамы
Лучшие на свете!

У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал
Прямо скажем - молодец.

  1. Поэтическая тетрадь

Ведущий 2

 В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него все, оно становится равнозначным слову «жизнь». Человек зовет мать и верит, что, где бы она ни была, она слышит его, сострадает, спешит на помощь.

Ученик  Маркелова Ирина

Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете МАМА.

Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя?

Это МАМОЧКА моя.

 Книжки вечером читает

И всегда всё понимает,

Даже если я упряма,

Знаю, любит меня МАМА.

Никогда не унывает,

Что мне надо, точно знает.

Если, вдруг, случится драма,

Кто поддержит? Моя МАМА.

Я шагаю по дорожке,

Но устали мои ножки.

Перепрыгнуть через яму

Кто поможет? Знаю - МАМА. 

  1. Конкурс «Мамины руки»

Несколько учащихся (мальчики) с завязанными глазами пытаются найти по рукам свою маму.

  1. Конкурс «Дочкина коса»

Несколько мам с завязанными глазами пытаются найти свою дочку по волосам.

  1. Обещания

Учитель читает стихотворение Р.Гамзатова «Берегите матерей».

Как ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней,

Берегите мать от злого слова,

Знайте – дети ранят всех больней!

Мать уйдёт, в душе оставив рану,

Мать уйдёт – и боли не унять…

Заклинаю: берегите маму!

Дети Мира, берегите Мать!


Учитель: Нужно не только в один день, день праздника, поздравлять наших мам, а постоянно помнить и заботиться, оберегать их от горя и беды. Ребята решили дать обещания своим матерям:

1-й ученик:

Обещаем, обещаем:
Перво-наперво пятёрки
На уроках получать.

2-й ученик:

Аккуратно ездить с горки,
Брюки новые не рвать.

3-й ученик:

И не драться, не ругаться.

Стёкла шайбами не бить.

4-й ученик:

Вы уж, мамы, нас поймите.
Вы уж, мамы, нас простите.
Мы такой народ – ребята,
Трудно перестроиться.
Но не надо так о нас
Сильно беспокоиться!

5-й ученик:

Мы вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем.
Мы вас очень, очень любим.
Будем добрыми расти.
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести.

6-й ученик:

Как найти слова достойные,
Как сказать без лишних фраз,
Что мы очень благодарны,
Что мы очень любим вас!

Учитель: Дети приготовили для вас небольшие сувениры с поздравлениями. Примите их, пожалуйста.

Дети вручают сувениры своим мамам.

Учитель: Примите от нас ещё один музыкальный подарок. «Песня мамонтенка»

Учитель: Вот и закончен наш праздник, мне хочется пожелать нашим гостям здоровья, удачи, любви, чтобы каждый день ваши лица светились улыбками.



Предварительный просмотр:

Тема: Веселый урок о здоровье.

Цель: Рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека,  формировать знания об укреплении здоровья, доступные гигиенические навыки. Показать важность, необходимость соблюдения правил личной гигиены. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

Ход мероприятия.

Учитель:

Приветствуем всех, кто время нашел

И в школу на день здоровья пришел!

Пусть зимнее солнце нам светит в окно,

Но в классе у нас уютно и светло!

Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь

И набираем, естественно, вес!

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой

Как воздух нужны.

А с ними порядок, уют, чистота,

Эстетика. В общем, сама красота!

Здоровье свое бережем с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

       - Сегодня мы поговорим о том, почему нужно быть здоровым, почему нужно соблюдать правила ухода за своим телом, что такое вредные и опасные привычки.

        Вы помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик»? В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова, как тотчас же любое желание исполнялось. Когда у Жени остался последний лепесток, она увидела грустного мальчика Витю, у которого болела нога, и который поэтому не мог бегать и играть с другими детьми. Жене стало его жалко, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается.

Давайте и мы представим, что Волшебница и нам подарила цветок, но не простой, а волшебный цветок здоровья. Как бы он выглядел? (На доске открывается цветок, дети по очереди отрывают лепестки, переворачивают и читают то, что написано на обратной стороне лепестков)

- Здоровье – это красота.

- Здоровье – это сила и ум.

- Здоровье – это самое большое богатство.

- Здоровье – это то, что нужно беречь.

- Здоровье  нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.

- Здоровье – это долгая счастливая жизнь.

Здоровье – это когда ты весел и у тебя все получается.

    - Всем известна пословица: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял- все потерял». Почему так говорят? Нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться, радоваться жизни. Ему мешают боль, болезнь» и т.д.

   Сегодня мы ознакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоровыми людьми. Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым человеком?  (Ответы: «соблюдать режим дня, заниматься спортом, правильно питаться и т.д.»)

     Итак, назовем первую необходимую предпосылку здоровья.

I. Рациональное питание.

         (На доске лист с рисунком и надписью: «Любой жует,

          да не любой живет».)

               На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное, т.е. разумное питание. Мы то, что едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. А что мы едим? (ребята перечисляют продукты питания)

1.Игра «Полезные и вредные продукты» На столе  продукты питания: творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и .т.д.

Задание. Разделите продукты питания: в одну сторону – безусловно вредные, а в другую – нужные и полезные для организма.

       2.Игра «Витамины». Ребята вынимают из коробки рисунки продуктов питания и рассказывают,  чем полезен данный продукт  и какие в нем витамины.

        3.Как мы лечимся.

        - Как мы лечимся? Какие лекарства вы знаете?  А какие природные лекарства знаете?

Сообщение «Удивительная травка»

       Эта травка растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Называют ее по-разному: птичий горец, гусятник, трава-мурава, птичья гречишка, а по-научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш – это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и  ангине – сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кислоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе.

Итак. Рациональное питание – это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарствами и обязательное соблюдение режима питания.

II.Активная деятельность.

(На доске надпись «Жизнь – это движение».)

1. Утренняя зарядка.

- Все мы знаем, что нужно делать зарядку. А кто из вас по утрам делает зарядку? А как правильно ее делать?

Чтение стихотворения:

Хорошо проснуться сразу

И, стряхнув остатки сна,

Затянуться до отказа

Свежим ветром у окна.

И, согласно распорядку,

Окунуться с головой!

«Шагом марш!» -

И в разных видах

Левой!

Правой!

Вдох и выдох!

Раз – присели!

Два – привстали!

Чтоб задержки никакой!

Три – согнулись и достали

До носа – одной рукой!

Эй! Не спи!

Давай-ка вместе

На длину упругих рук

Встанем тут

И… бег на месте!

Выше голову, мой друг!

Руки, словно два крыла,

Шагом марш

Вокруг стола!

Прямо к водной процедуре,

А потом и за дела.

2. О закаливании.

- Итак, мы делаем зарядку. А где ее лучше делать? ( на свежем воздухе).Это уже закаливание. Чем оно полезно?  Как правильно закаливаться?(Сообщение о закаливании).

3. Об умении правильно распределять время.

Проблема часто не в том, что не хочется делать зарядку, а в том, что очень не хочется вставать рано.

А вспомни свой короткий день!

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера –

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень –

И длиннее станет день!

(Исполнение песни «Про лень»).

Про лень.

  1. Если лень к тебе привяжется случайно,

Прогони ее подальше в тот же час.

Потому что стыдно и печально,

Если лодыри растут у нас.

Припев:

Гони ее, гони ее, пожалуйста,

В окошко или в дверь!

Гони ее, гони ее без жалости

И хитростям не верь!

     2   Если долго ты в постели провалялся,

          Если выучить уроки не успел,

          Если маме помогать ты отказался –

          Значит, ленью ты серьезно заболел.

      3.Ленью можно друг от друга заразиться,

          Лень прилипчива, как лень или смола,

         И  одно лекарство только есть – трудиться,

         Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

5. Соблюдение личной гигиены.

- Важно ли соблюдение правил личной гигиены?

(Сценка из «Федорино горе»)

Грязнулькин:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать,

И вприпрыжку под кровать.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Что такое?

Что случилось?

Отчего же

Все кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами, кочерга за кушаком –

Все вертится,

И кружится,

И несется кувырком.

Умывальник:

Ах ты, гадкий,

Ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата, и котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Выходят санитары . (читают правила личной гигиены).

  1. Приучайте себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как лечь спать или покушать.
  2. Когда моешь руки, потри кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из под ногтей.
  3.  Ноги мой каждый день перед сном.
  4. Чисти зубы утром и на ночь.
  5. Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, через которые кожа наша дышит.
  6. Вернувшись с улицы или после игры с животными, обязательно мой руки.
  7. Научись сам следить за ногтями и стричь их своевременно.

Загадки от Мойдодыра.

  1. В кране нам журчит водица:

«Мойте чаще ваши … (лица)

  1. Чтобы выглядеть моложе,

Уход хороший нужен … (коже)

  1. Даже взрослому уж сыну

Трет мочалкой мама … (спину)

  1. В бане целый час потела –

Легким, чистым стало … (тело)

  1. Чтобы долго быть зубастым,

Чистить зубы надо … (пастой)

  1.  А у пасты есть подружка.

Чистит зубы, старается.

Скажи, как называется?  (щетка)

Итог. Соблюдение личной гигиены, закаливание, зарядка – все это составляющие активной деятельности.

III. Положительные эмоции.

 (На доске надпись « Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Н.Толстой).

1. О положительных эмоциях.

- Как нужно вести себя с окружающими?

 - Как относиться к своим товарищам?

 - Что зависит от самого человека?

 - Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье?

2. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

По кругу ребята кидают друг другу мяч, делая комплименты. Кто не находит нужных слов – выбывает из игры.

3.Разыгрывание ситуаций.

На доске высказывание Д.С.Лихачева «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами».

 - Разыгрывание ситуаций, анализ. (См. приложение).

Ситуация1. Вы пришли с улицы на три часа позже, чем обещали; вас встречает рассерженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).

Ситуация2. Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадет. Что вы скажете родителям? А как бы вы поступили на месте родителей?

4.Исполнение песни.

Звучат слова из песни «На прививку». Дети в ужасе шарахаются ,разбегаются в разные стороны, но затем подходят на шуточный укол и исполняют песню  «Песня доктора Пипеткина». 

Песня доктора Пипеткина

Музыка Е.Птичкина, слова М.Пляцковского

 1. Лечу я ребятишек, когда они больны,

Горчичники и капли совсем мне не нужны.

Мой метод не известен ни одному врачу,

Скажу вам по секрету: Я танцами лечу!

2. Милый танец летка-енка

Аппетит улучшит вмиг,

Если спляшешь хорошенько,

То обедать будешь сразу за двоих!

3. Если кто-то задавался,

Обходя всех стороной,

Пропишу два тура  вальса –

И  поправится больной!

 4. А задорной польки звуки

Плаксу вмиг развеселят –

И не станет сразу скуки

У скучающих ребят!

 5. Таблетки не излечат от лени и тоски,

Бессильны в этом деле пилюли, порошки.

Но там, где не помогут микстура и укол,

Лекарство выручает, что сам я изобрел.

Итог. Вывод напрашивается сам: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л.Н.Толстой).

      Дошло до нас и мудрое наставление древнего китайского философа Конфуция: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Положительные эмоции – это третье слагаемое здоровья.

   IV.Подведение итогов мероприятия.



Предварительный просмотр:

Как жить, соблюдая права каждого?

Оборудование: сундучок, маленький глобус, карта России, фотография Суходольской школы, шарфик для глаз, карточки с ситуациями, 12 частей изображения нашей планеты.

1. Введение в тему

- Тема нашего классного часа определена. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (предположения детей)

- Верно ли вы рассуждаете, нам поможет определить волшебный ларец.  Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

- А что является моделью планеты Земля? (глобус)

- Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств, разные люди живут там. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

- Как называют людей, живущих в нашей стране? (россияне)

- Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины (Москва). Какую огромную территорию занимает наше государство. А богаты мы, прежде всего, своими людьми. Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно особые правила.

- А здесь фотография … вашей школы. Как вы думаете, почему фотография оказалась рядом с глобусом и картой? (потому что и в нашей школе все мы разные)

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. А что, вы мне сами скажите после того, как мы поиграем в игру «Жмурки».

- Кто самый смелый в вашем классе? Я тебе сейчас закрою глаза повязкой и подведу к одному из твоих одноклассников. Твоя задача, дотрагиваясь до волос, лица, одежды, попробовать отгадать, кто перед тобой находится (играем 3 раза)

 - Скажите, пожалуйста, те, кто был с повязкой, как вам удалось узнать, кто перед вами? (у всех разная одежда, длина волос, особенности лица)

- А что было бы, если у всех были одинаковые волосы, лицо, одежда? Вы смогли бы с закрытыми глазами, узнать кто это? (нет)

- Отличия между нами необходимы, но при этом есть то, что является одинаковым для нас, то, перед чем мы все равны. Это наши права и обязанности.

2. Отработка темы

- Ребята, а вы знаете, какие у вас есть права? (право на имя, на семью, на образование, на медицинское обслуживание, на отдых, на свободу выражения мысли, на защиту от жестокого обращения)

- Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек? (обида, растерянность, возмущение)

- Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей. Например, берем без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права. Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались? Попробуйте разобрать ситуации.

Работа в группах:

1 ситуация:

Как вы поступите в такой ситуации.  Ты не согласен с кем-нибудь…

  • Ты все-таки слушаешь его…
  • Ты не даешь ему говорить…
  • Ваш вариант ответа

2 ситуация:

На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...

  • Ты пытаешься разнять и примирить их.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
  • Ваш вариант ответа

3 ситуация:

Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…

  • Для меня это не важно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.
  • Ваш вариант ответа.

3.Заключение

- Какой вывод можно сделать: как жить, соблюдая права каждого? Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

- Все мы разные, но мы вместе и будем жить на одной планете. У вас на столах лежат кусочки нашей планеты. Для того чтобы всю планету соединить каждому из вас надо оставить на ней частичку себя: напишите своё имя и пожелание своим друзьям.

Далее дети соединяют кусочки планеты  на доске.



Предварительный просмотр:

Олимпийские игры – гарантия мира. Так ли это?

Оборудование: изображение олимпийских колец, изображение факела, карточки «Дружба», «Совершенство», «Уважение», листы бумаги на группу, разрезанные пословицы, магниты

  1. Введение в тему

- Тема нашего классного часа представлена на слайде. Скажите, пожалуйста, что вы ожидаете от нашей работы, о чем пойдет речь сегодня? Что значит – гарантия мира?

- Так, к примеру, является ли 5, полученная сегодня по математике, гарантией того, что и в четверти у тебя будет 5 по этому предмету?

- Мы сегодня с вами рассмотрим разные стороны олимпийских игр, а в конце сделаем вывод: являются ли они гарантией мира. В течение урока мы будем складывать медальки как символ победы в олимпийских играх на чаши весов: является ли тот ли иной символ, событие, которое мы рассмотрим, гарантией мира или нет.

2.Отработка темы

1 этап «Из истории»

- 7 февраля состоялось  открытие 22 зимних олимпийских игр, которые на этот раз проводятся на территории нашей страны в городе Сочи. А когда-то…

В старину, в античном мире,
Двадцать шесть веков назад,
 Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и силен;
Для сражений мирных будет
Полем боя – стадион!

- Местом проведения олимпийских игр в древности был город Олимпия. Игры проводились каждые четыре  года в честь бога Зевса. Празднества продолжались пять дней. Греки состязались в беге, прыжках, борьбе, метании копья. В качестве награды победитель получал венок из  оливковых ветвей и пальмовую ветвь.

- Можно ли сказать, что уже тогда в древности олимпийские игры были залогом мира? (кладу первую медальку на чашу весов)

2 этап «Символы Олимпиады»

Работа в командах:

  1. «Олимпийские кольца»: читают информацию, рассказывают, что они означают, демонстрируют их расположение на доске из заготовок. Делают вывод: способствует ли этот символ сохранению мира (медальку помещают на соответствующую чашу)

Пять переплетённых колец различных цветов – символов пяти частей света, которые приобщились к олимпийскому движению. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия. (гарантия мира между континентами)

  1. «Олимпийский огонь»: аналогично.

Олимпийский огонь зажигается на территории Греции в Олимпии.  Олимпийский факел несет в себе дух надежды, единства и мира и олицетворяет принципы Олимпийских игр. Путешествовал по всей нашей стране и 25 декабря был в Самаре. (гарантия мира между областями, городами)

           3 этап «Ценности олимпийского движения»

- А еще существуют ценности олимпийского движения. А какие вы мне расскажите сами после нескольких игр.

Игра «Я+Ты=Мы» (выполняют в командах). 

Далее ведущий предлагает на скорость решить такие командные задачи:

- построиться по росту;

- построиться по цвету глаз от самых темных до самых светлых;

- построиться по первой букве имени в алфавитном порядке.

Ребята, что помогло вам быстро и верно справиться с заданием? (сотрудничество, дружба, понимание)

- Дружба – это первая олимпийская ценность: поиск взаимопонимания между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия и разногласия.

- Победившая команда определяет, куда поместить медальку: может ли дружба способствовать сохранению мира.

Игра «Мы – лучшие» (выполняют в командах)

Мы много общаемся друг с другом, но очень часто не замечаем в некоторых своих одноклассниках тех замечательных вещей, которые видны другим. Не замечаем их таланты, не замечаем их достоинства, считаем их недостойными нашей дружбы. Задача команд — найти как можно больше талантов, сильных сторон и замечательных способностей в каждом своем участнике и представить их как плюсы команды, продемонстрировать и рассказать, как можно эти сильные стороны использовать.

               Вы отметили лучшие стороны своих одноклассников, но со временем они могут достичь  более  высоких результатов, если будут совершенствовать свои умения.

             - А совершенство – это вторая олимпийская ценность. Каждый результат спортсмена достигнут на пределе человеческих возможностей, но со временем находятся люди, которые могут поставить новый мировой рекорд.

- Можем ли мы стремление к самосовершенствованию отнести к какой-либо чаше весов?

          Игра «Собери пословицу» (выполняют в командах)

Уважение трудно заработать, но легко потерять.

Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.

             - В спорте есть такой термин как ФэйрПлей (FairPlay). Кто знает, как это переводится? Это означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без подножек и без допинга (запрещенных лекарств).Олимпизм предполагает соблюдение признанных правил, правил честной игры. И эта ценность зовется уважение.

- Будет ли уважение гарантией мира?

- Итак, мы с Вами сформулировали три ценности олимпийского движения.
Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "
Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!"

3. Заключение

- Посмотрите внимательно на чаши весов. Сделайте вывод, могут ли олимпийские игры быть гарантией мира?

- Но я верну вас к началу урока, к моему примеру с 5 по математике. В четверти может быть 5, если ученик приложит к этому усилия. И в нашем случае олимпийские игры будут гарантией мира, если каждый человек на планете примет в этом участие, ведь не зря столько символов и ценностей сопровождает это событие.



Предварительный просмотр:

Свободное время – как провести его с пользой.

Оборудование: сундук, крупные камни, мелкие камни, песок, изображение дерева, стикеры в виде листьев, стикеры в виде яблок, фото для игры «Угадай-ка», магниты, моя коллекция открыток.

  1. Введение в тему

- Ребята, наш классный час звучит так «Свободное время – как провести его с пользой», и я хотела бы его начать с древней восточной притчи (учитель демонстрирует все, что происходит в притче)

Однажды мудрец гулял по берегу моря со своими учениками. И вдруг волна выбросила к их ногам старинный сундук. Ученики ликовали. Сундук был тяжелым, и им  так хотелось поскорее посмотреть, что же внутри его. Открыли ученики сундук, а там пусто.

- Ничего нет, - расстроились они.

- Это хорошо, что сундук пуст, - ответил мудрец. – Пришло время поговорить с вами о том, как сделать пустое полным. Посмотрите вокруг. Как и чем вы бы наполнили этот сундук?

- Я бы наполнил сундук большими камнями, - сказал один.

- А я мелкими камешками, их уместится много, но при этом я сберегу силы, - предложил другой.

Третий считал, что в сундук надо насыпать песка, тогда все пространство без остатка будет заполнено.

 - Да, - улыбнулся мудрец.- Я видел много разных людей, и каждый из них по-своему наполнял свой сундук, и каждый был уверен, что его сундук полон.

-  Я хочу показать вам, ребята, как это сделал мудрец. Мудрец взял сундук и наполнил его большими камнями.

- Сундук полон? – спросил он учеников (дети говорят – полон)

Затем мудрец насыпал в сундук мелких камней.

- Сундук полон? – спросил он учеников (дети говорят – полон)

А потом все оставшееся пространство мудрец засыпал песком.

И вновь на вопрос мудреца «Сундук полон?» ученики отвечали «Полон».

- Я благодарен своему учителю, который показал мне этот способ – сказал мудрец. Ведь сундук так похож на отпущенное нам время.

- Как вы думаете , почему мудрец сравнил сундук со временем?

- Как и сундук, время ограничено, и мы заполняем его по-разному. И не всегда у нас есть возможность заполнить его тем, чем мы желаем. Но важно помнить, что крупные камни – это наши большие дела, которые все вокруг видят. Небольшие камни – это время, которое мы посвящаем нашему отдыху, игре, развлечениям. А песок – это мелкие каждодневные дела.

- Мы увидели, что даже свободное время ограничено, а значит надо учиться проводить его с пользой.

  1. Отработка темы

- Я бы хотела у вас уточнить,  а что бы вы хотели получить для себя от нашего классного часа?

- Вспомните, как говорил мудрец. Много разных людей он увидел, и каждый из них по-своему наполнял свой сундук. Значит, от самого человека зависит то, как он организует свое время.

Создание собственной корзинки увлечений:

  1. В технике «Оригами» под руководством учителя ученики складывают корзинку из бумаги.
  2. Далее по кругу каждый озвучивает, как он проводит свое свободное время и вкладывает при этом в корзинку камешек. При этом говорят и о пользе данного занятия.
  3. Учитель знакомит с некоторыми забытыми и современными увлечениями:

- Мой папа увлекался коллекционированием монет (нумизматика) – демонстрирую коллекцию.

- Когда я была маленькой, собирала открытки. Такие люди называются филокартисты – демонстрирую коллекцию.

- Игра «Угадай-ка». Существует много других увлечений на земле. Возможно, кто-то из вас заинтересуется ими (фото или картинки):

  1. Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. (Хоккей)
  2. Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. (Туризм)
  3. Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьём или фотоаппаратом. (Охота)
  4. Рыбная ловля. (Рыбалка)

На фотографиях приклеены стикеры с названием этих увлечений. Если кто-то заинтересовался этим увлечением, то стикер помещает в свою корзинку увлечений.  В конце по кругу ребята высказываются, чем они обогатили свою корзинку и почему.

 

  1. Заключение

- На этом наш классный час подошёл к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром. Как вы считаете, как найти своё увлечение, если его ещё нет?

- Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.

Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.

Я надеюсь, что ваши увлечения в свободное время помогут вам развить себя и пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам стать великими и знаменитыми людьми! Спасибо за работу!

-И напоследок, я бы хотела вернуться к притче. Мудрец наполнил сундук камнями. Прошло время. И он вместе с учениками вновь открыл свой сундук, и их взору предстали настоящие драгоценные камни. А значит тот, кто правильно организует свое время, добивается всех целей, которые перед собой ставит. И я дарю каждому из вас в вашу корзинку по одному такому красивому камню. Пусть ваше увлечение приносит вам только пользу!



Предварительный просмотр:

Уроки жизни: чему бы жизнь нас не учила…

Оборудование: яблоко, зубочистки, круг желтого цвета – солнце, карточки-лучики с антонимами, мультфильм «Просто так», отпечатки ножек, магниты.

1.Введение в тему

- Ребята, наш классный час звучит так «Уроки жизни: чему бы жизнь нас не учила…», и я хотела бы начать его с древней притчи (в качестве наглядности можно втыкать в яблоко зубочистки)

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, забить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать себя, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

(Учитель демонстрирует, как много дырок осталось в яблоке)

2. Отработка темы

- Ребята, чему учит эта притча?

- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (Ответы детей) 
- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)
- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
- А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.) 
 - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?  Помните, к людям нужно относиться так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

- Что согревает нас на земле? Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше на земле. Так давайте зажжем вместе «Солнце доброты». Мои слова  заменить словами противоположными по значению (антонимами):

Злость – доброта  (первое вместе с детьми)

Ненависть - любовь
Жадность - щедрость 
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность 

Карточки прикрепляем как лучики к изображению солнца.

- Доброта-это волшебное лекарство, которое вылечит от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Мультипликационный фильм «Просто так». 

- Как вы думаете, почему мультфильм называется «Просто так»? Как менялось настроение героев мультфильма? Как вы думаете, почему это произошло?

Вывод:  Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

3.Заключение

- В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Значит, не только слова, но и дела должны быть добрыми.

- Сейчас на отпечатках ножек  вы напишите добрые дела, которые сделали кому-то. А из них создадим тропу доброты

(отпечатки ножек прокладываем в виде тропы к солнцу)

- Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, детки, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь.