"Учитель года - 2018". Конкурсное задание "Учебное занятие"

Голубева Светлана Николаевна

Конкурсное задание "Учебное занятие" (видеозапись урока)

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: "Обобщение и систематизация сведений по теме "Деепричастие"

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему: "Обобщение и систематизация сведений по теме "Деепричастие"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Обобщение и систематизация сведений по теме « Деепричастие »

Слайд 2

Целеполагание Знать Уметь 1. Определение деепричастия 2. Правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте. 3. Правописание не с глагольными формами . 1. Ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. 2. Объяснять не с глагольными формами. 3. Отличать причастный и деепричастный обороты. 4. Использовать в речи деепричастие. 5. Исправлять грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота.

Слайд 3

Игра «Согласен – не согласен» 1. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая признак по действию. 2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия. 3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего. 4.Деепричастие отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? 5.В предложении деепричастие является обстоятельством? 6.Деепричастие образуется от наречий. 7.Суффиксы деепричастий: - ущ - (- ющ -), - ащ - (- ящ -), - вш -, - нн -, -ем-. 8.Деепричастия не изменяются. 9.Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, лицо, число. 10.Деепричастие может иметь полную и краткую форму. 11.У деепричастий нет зависимых слов. 12.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми.

Слайд 4

«Найди пару»

Слайд 5

Конструирование предложений. Мальчик и девочка весело смеются и катятся на санках с горы . Девочка поднимается в гору и тянет за собой санки

Слайд 6

Выписать из текста предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами Засыпав тропы и тропинки, Стирая свежие следы, На землю тихие снежинки Ложатся блестками слюды.

Слайд 8

Проверьте работу друг у друга и оцените. Оценка “5”- 0- 1 ошибка “4”- 2–4 ошибки “3”- 5– 7 ошибок “2” - более 7 ошибок

Слайд 9

Я мечтательно см о трела куд а-т о вверх. На витой золотой нитке , качнувшись от лё г кого ветерка , в и села маленькая танцовщица в пышной юбочк е . В догоравш е м костре праз д ничной ночи бл е стела искра малинового шара , отражая огонь последней свечи. Засыпая , мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В е ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами , обходить её всю , пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр е чала нас , залитая золотыми солнечными лучами . (По А. Цветаевой)

Слайд 10

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему «Зима пришла в моё село». Постарайтесь в сочинении использовать предложения с деепричастными оборотами Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Форма урока: урок-практикум.

Методы и приёмы: групповая работа, индивидуальная работа.

Модель обучения: базовая (7 класс – 5 часов в неделю)

УМК: Русский язык 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н. М. Шанский . М.: Просвещение, 2014.

Цели урока:

Образовательные:

-обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;

-совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

-отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.

Воспитательные:

-воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах и группе;

-воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе;

- создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии.

Развивающие:

-развивать у учащихся познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;

-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать; 

Задачи урока:

1.обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»;

   2.формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;

   3.закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания;

   4.развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;

   5.развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

   6.развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков.

Планируемые результаты на уроке:

Предметные:

- знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «НЕ с деепричастиями», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;

- уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;

Метапредметные:

- уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД)

- уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД)

- уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)

Межпредметные связи: Русский язык и литература.

Ресурсы:

Основные - Учебник: Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2010.

  1. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется ему. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний. Отгадайте загадку.

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Зима. Пусть еще не так много снега, и тепло не по-зимнему, но все-таки зима вступила в свои права. А это значит, нас ждут зимние забавы, встреча Нового года и, конечно, каникулы. Но сейчас пока продолжается учебная четверть, а значит, нам еще многое предстоит узнать и повторить изученное.

- Ребята, какой большой раздел мы с вами изучали на предыдущих уроках?

- Да, правильно. Деепричастие. Какова же тема нашего сегодня урока?

- Совершенно верно. Тема урока: ««Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

.

- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Слайд 2.

II. Целеполагание.

- Ребята, а как вы думаете, что мы должны сегодня повторить по этой теме?

Знать

Уметь

1. Определение деепричастия

2. Правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

3. Правописание не с глагольными формами.

1. Ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.

2. Объяснять не с глагольными формами.

3. Отличать причастный и деепричастный обороты.

4. Использовать в речи деепричастие.

5. Исправлять грамматические ошибки

при употреблении деепричастного оборота.

- Мы сегодня вспомним все орфограммы, с которыми связана часть речи – «Деепричастие».

Слайд 3

III.  Работа по теме урока

1.Фронтальный опрос.

Игра «Согласен – не согласен» (если не согласны – показывают красный кружок, если  согласны – зеленый)

1. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначающая признак по действию.

2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия.

3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего.

4.Деепричастие отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

5.В предложении деепричастие является обстоятельством?

6.Деепричастие образуется от наречий.

7.Суффиксы деепричастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-, -ем-.

8.Деепричастия не изменяются.

9.Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, лицо, число.

10.Деепричастие может иметь полную и краткую форму.

11.У деепричастий нет зависимых слов.

12.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми.

- За ответ снежинка.

2.  Повторение правил по теме «Деепричастие»

На интерактивной доске дети заполняют схему, проговаривая изученные правила об образовании деепричастий совершенного вида и несовершенного вида. (Переход по гиперссылке)

Деепричастие.

3. “Найди пару”

- Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы и поговорки», ваша задача собрать их . Работаем в парах, помогаем друг другу.

…, по волосам не плачут

Снявши голову, …

…, не умоешься

Не замочив рук, …

Что имеем, не храним, …

…, потерявши, плачем.

…, не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,…

…, не суйся в воду

Не зная броду, …

Пирога ждать,…

…, не евши, спать

- Проверьте, правильно ли вы справились с задачей? Проверка на интерактивной доске (соединить стрелочками).

- Запишите понравившуюся пословицу, выделите деепричастие, укажите его вид.

4. Конструирование предложений.

- Перестройте предложение так, чтобы в нем получился  деепричастный оборот. (Задание выполняется у доски.)

Мальчики и девочки весело  смеются и катятся на санках с горы.

Девочка поднимается в гору и тянет за собой санки

5.  Синтаксический разбор предложения. Один на интерактивной доске, остальные слушают, оценивают.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

(А.С.Пушкин)

8. Работа с текстом. Выборочное письмо

(выписать из текста предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами) (текст на интерактивной доске)

Засыпав тропы и тропинки,

Стирая свежие следы,

На землю тихие снежинки

Ложатся блестками слюды.

9. Самостоятельная работа    с последующей взаимопроверкой по ключу.

Спишите. Вставив пропущенные буквы и пунктуационные знаки.

Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На витой золотой нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк .. . В догоравш..м костре праз..ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последней свечи. Засыпая мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В..ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас залитая золотыми солнечными лучами. (По А. Цветаевой)

Проверьте работу друг у друга и оцените.

Оценка

“5”-  0- 1 Ошибка

“4”- 2–4 Ошибки

“3”- 5– 7 Ошибок

“2”        - более 7 Ошибок

IV Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.

- Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.

-Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

-Какие из тем вы бы хотели еще повторить?

- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).

- Посчитайте, сколько снежинок вы заработали на уроке?

-Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

V.  Итоговая рефлексия.

- Ребята, проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы получили удовлетворение от результативности урока.

Выставление оценок.

VI.  Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему «Зима пришла в моё село». Постарайтесь в сочинении использовать предложения с деепричастными оборотами.

Отметьте слитные написания

1.(не)продумав,

2.(не)чувствуя, 

3. (не)доумевая,

4.(не)навидя , 

5.(не)зная ,

6.(не)пропуская,

7.(не)взлюбив,

8.(не)услышав,

9.(не)пропуская

10. (не)взирая

(Ключ: 3,4,7,10)

…, по волосам не плачут

Снявши голову, …

…, не умоешься

Не замочив рук, …

Что имеем, не храним, …

…, потерявши, плачем.

…, не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,…

…, не суйся в воду

Не зная броду, …

Пирога ждать,…

…, не евши, спать

…, по волосам не плачут

Снявши голову, …

…, не умоешься

Не замочив рук, …

Что имеем, не храним, …

…, потерявши, плачем.

…, не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,…

…, не суйся в воду

Не зная броду, …

Пирога ждать,…

…, не евши, спать

…, по волосам не плачут

Снявши голову, …

…, не умоешься

Не замочив рук, …

Что имеем, не храним, …

…, потерявши, плачем.

…, не всегда брани дорогу

Спотыкаясь,…

…, не суйся в воду

Не зная броду, …

Пирога ждать,…

…, не евши, спать

Спишите. Вставив пропущенные буквы и пунктуационные знаки.

Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На витой золотой нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк .. . В догоравш..м костре праз..ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последней свечи. Засыпая мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В..ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас залитая золотыми солнечными лучами.
(По А. Цветаевой)

Спишите. Вставив пропущенные буквы и пунктуационные знаки.

Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На витой золотой нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк .. . В догоравш..м костре праз..ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последней свечи. Засыпая мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В..ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас залитая золотыми солнечными лучами.
(По А. Цветаевой)

Спишите. Вставив пропущенные буквы и пунктуационные знаки.

Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На витой золотой нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк .. . В догоравш..м костре праз..ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последней свечи. Засыпая мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В..ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас залитая золотыми солнечными лучами.
(По А. Цветаевой)

Спишите. Вставив пропущенные буквы и пунктуационные знаки.

Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На витой золотой нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк .. . В догоравш..м костре праз..ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последней свечи. Засыпая мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В..ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас залитая золотыми солнечными лучами.
(По А. Цветаевой)

Спишите. Вставив пропущенные буквы и пунктуационные знаки.

Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На витой золотой нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк .. . В догоравш..м костре праз..ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последней свечи. Засыпая мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В..ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас залитая золотыми солнечными лучами. (По А. Цветаевой)

Спишите. Вставив пропущенные буквы и пунктуационные знаки.

Я мечтательно см..трела куда(то) вверх. На витой золотой нитке качнувшись от лё..кого ветерка в..села маленькая танцовщица в пышной юбочк .. . В догоравш..м костре праз..ничной ночи бл..стела искра малинового шара отражая огонь последней свечи. Засыпая мы с Марусей предвкушали блаженство проснуться в первый день Рождества. В..ликой радостью было смотреть на ёлку утренними глазами обходить её всю пролезая сзади и нюхая её ветки. Она встр..чала нас залитая золотыми солнечными лучами. (По А. Цветаевой)



Предварительный просмотр:

ДЕЕПРИЧАСТИЕ



Предварительный просмотр:

Снявши голову, …

Не замочив рук, …

Что имеем, не храним, …

Спотыкаясь,…

Пирога ждать,…

Не зная броду, …

… не умоешься

… не всегда брани дорогу

… не евши, спать

…  не суйся в воду

…  по волосам не плачут

…  потерявши, плачем.

http://www.u-znayka.narod.ru/znayka-znayka.png



Предварительный просмотр:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

(А.С.Пушкин)

http://banana.by/uploads/posts/2010-02/1266840005_14_winter_pack_13.jpg