ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА ДОНА-2019"

Бочкарева Елена Сергеевна

Областной конкурс "Учитель года Дона - 2019"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида

второй категории №8 « МАЛЫШ»

Конкурсное задание заочного этапа

Областного конкурса «Учитель года Дона – 2019»

в номинации «Воспитатель года»

Педагогическая находка

Подготовила: музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Бочкарева Елена Сергеевна

2019

Технологическая карта образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста по художественно – эстетическому развитию на тему «Кухонный оркестр» в рамках раздела «Игра на детских музыкальных инструментах» с использованием технологии «Музыкальный сундучок».

Возраст детей – подготовительная группа

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игры на детских музыкальных инструментах по теме «Кухонный оркестр».

Задачи:

Обучающие – Показать возможность использования различных предметов в качестве музыкальных инструментов для создания оркестра в процессе экспериментирования с предметами кухни; закреплять знания детей о музыкальных инструментах, о принадлежности их к отдельным группам.

Развивающие – Совершенствовать умения игры на ДМИ, согласно характеру музыке и по видео партитуре, развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, чувства ритма.

Воспитательные – воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к исполнительской культуре детей; создавать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей, чувства радости и удовлетворения от игры на инструментах и в процессе выполнения музыкально-ритмический движений.

Методы:

Наглядные -  демонстрация видеозаписи, картинки через интернет; метод демонстрации – показ способа действий; ИКТ.

Словесные – беседа, загадки.

Практические -  игра на муз. Инструментах, на кухонных предметах

Игровые -  выполнение игровых действий.

Театрализация - образ Бабы-Яги

Формы: подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.

Материал и оборудование:

Видеозапись оркестра

Мультимедийный слайд с картинками муз. инструментов

бубны – 2 шт.

погремушки- 2 шт.

ложки – 2 пары,

колокольчик – 2 маленьких и 1 большой

ксилофон – 1шт.

маракасы – 2 пары

треугольник – 2 шт.

бубенцы – 2 пары

палочка дирижера

кухонные принадлежности (бокал хрустальный, чашки и ложечки, железные ложки, пакеты, терка, крышки от кастрюль, бутылочки с крупой)

Предварительная работа: Классификация муз. инструментов по группам, приемы игры на инструментах.

Методические рекомендации

Задачи и способы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть (7-8 минут)

Положительный настрой на работу.

Задача:

Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу знакомства

Введение в ситуацию.

Задача: выяснить уровень знаний детей, включить познавательную активность используя видео - картинки и загадку

Мотивация

Задача:

мотивировать детей на игровую деятельность, содействовать развитию самостоятельности в выборе инструмента

Создание проблемной ситуации

Задача: Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы не можем играть, нам не на чем). 

Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Елена Сергеевна. Друзья, я рада видеть вас! У меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу поделиться с вами. Приготовьте свои ладошки (подносит ладони ко рту, дует в сторону детей). Мне хочется надеяться, что теперь у вас у всех чудесное настроение.

Отгадайте, пожалуйста, мою загадку. 

Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.

(Оркестр)

 Молодцы. А на чем играют в оркестре? Правильно.

На музыкальных инструментах.

Давайте вспомним какие вы знаете инструменты.

Игра «Найди лишнее». 

Посмотрите, пожалуйста, на экран. ….Найдите лишний МИ, Почему он лишний? Какие еще вы знаете духовые, струнные и ударные инструменты?

Меня попросили помочь в организации концерта. Вы хотели бы выступить? Сможем ли мы с помощью музыкальных инструментов подготовиться к выступлению на празднике? А давайте мы сейчас и потренируемся. Возьмите пожалуйста муз. инструмент, который вам больше всего захочется. Игра «Дирижер и оркестр». Озвучиваются правила и действия дирижера.

                                                                                                                         

Муз. рук: Положите пожалуйста инструменты на стол.

По окончании игры под  музыку «Баба Яга» П.Чайковского в зале появляется Баба Яга.)  

Бабка Ежка: Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?

                         Я - бабулечка лесная, ух, какая заводная!

                         Что, на занятие собрались? Причесались, заплелись?

                         Ножками затопали, ручками захлопали.

                         Расшумелись, раззвенелись,

                         Расплясались и распелись.

         (Грозно) Занятие проводить не дам!

                         Я музыку не выношу! Колокольчик и все ваши инструменты отниму!

     (Забирает колокольчик, инструменты со стола в платке и убегает)

Муз.рук. Что же нам делать? Баба Яга унесла наши инструменты.

Дети слушают, складывают ладошки.

Дети отгадывают загадку, используя классификацию МИ находят лишний инструмент и объясняют по каким свойствам он лишний.

Дети высказывают желание выступать, оценивают свои возможности и самостоятельно выбирают инструмент. Играют на инструментах, согласно правилам игры.

Дети убирают инструменты на стол и прислушиваются к музыке, эмоционально-откликаются на появление героя.

Дети высказывают свои предположения (не менее 3 вариантов)

ПОСТАНОВКА детской цели

Как же мы теперь будем выступать? Что концерт будем отменять?

Предлагают свои варианты, пробуют играть на теле (хлопки, шлепки, топот), придумывают еще способы игры на материалах (находящихся вокруг), на которых можно сыграть в оркестре. Цель – найти такие предметы, на которых можно сыграть и выступить на концерте.

Основная часть (18 минут)

Фиксация затруднений детей.

Задача: осуществить поиск детьми выхода из проблемной ситуации путем экспериментирования, используя предметы из «музыкального сундучка»

Сказка «Чей голос лучше». Показываю детям «музыкальный сундучок». Говорю, что он волшебный. Создаю таинственную ситуацию голосом. Рассказывают сказку и достаю по одному кухонному предмету из сундучка и выкладываю на стол.

 В конце сказки говорится о том, что из них получился самый настоящий оркестр. Не верите, ребята? Хотите послушать? А давайте мы попробуем сыграть на этих интересных инструментах. Посмотрим, что получится.

Кухонный оркестр (В исполнении детей)  

Дети слушают сказку и, выбрав себе предмет кухонный, извлекают из него звуки, ориентируясь на музыкальное сопровождение. Совместное музицирование детей

Включение нового знания в систему знаний

Задачи:

- Закрепить представление о тембре музыкальных инструментов.

-  Сравнить звуки инструментов и некоторых кухонных предметов, установить похожесть.

- Закрепить умения играть на муз. инструментах под различный темп музыки

- подвести детей к осознанию того, что звуки кухонных приборов могут быть похожи на звуки муз. инструментов..

Опять внезапно появляется Баба- Яга.

Бабка Ежка: Что слышу я?  Опять играют!

                         И снова музыка звучит…

                         Ну, что ж, ваша взяла – видать, плохи мои дела.

                         Колокольчиком владей скорей…

(Отдает колокольчик музыкальному руководителю)

                                Пусть музыка придет скорей!       (Звенит колокольчик)

Муз. рук. Давай лучше баба ягу мы научим тебя играть на этих музыкальных инструментах.

Баба Яга:  – Хорошо, отдам, только те, которые угадаете на слух))))

Игра «Угадай инструмент» (ширма от кукольного театра) Б.Я предлагает угадать МИ, а я спрашиваю, какой кухонный предмет похож по звучанию.

.

Баба Яга:  – Ух какие молодцы, что и играть на них научите меня?

Муз. рук: Научим ребята? Давайте покажем как держать эти инструменты и как на них играть. Выберите себе любой, и возьмите его правильно

(дети выбирают себе инструмент, который они захотят)

По каждому инструменту как держать – как играть.

Проводится малоподвижная игра «Оркестр» под музыку Картушиной. Игра проводится три раза. Дети встают в круг, перед ними лежат музыкальные инструменты, они идут по кругу и поют.

Слушают звучание музыкального инструмента, отгадывают его и находят похожий по звучанию кухонный предмет

Выбирают самостоятельно понравившийся инструмент и с его помощью передают характер музыки.

Освоение детьми новых знаний в деятельности по заявленной технологии

Задача:

-закрепить новый материал, что что звуки кухонных приборов могут быть похожи на звуки муз. инструментов.

- Закрепить умение играть по видеопартитуре.

Муз. рук.  Какие вы молодцы. В конце занятия мы с бабой ягой исполним замечательный оркестр. Но инструменты нам понадобятся не все. Кто ответ знает, руку поднимает. (колокольчик, треугольник, ложки, бубен)

Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон»

( Колокольчик)

 А теперь посмотрим в сундучок. Маша, посмотри , есть ли там этот инструмент? Значит мы правильно отгадали загадку. Молодцы. Так угадывают еще 4 муз. инструмента. Посмотрите, а почему же в сундочке остались вот эти инструменты (Стакан с ложкой, ложки столовые, баночки с крупой).

Исполнение праздничного оркестра по видео партитуре

Отгадывают загадки,  высказывают предположения,  почему именно эти предметы остались в сундучке, определяют схожесть звучания на слух

Извлечение звуков из муз инструментов и кухонных приборов по видео партитуре оркестра

Итоговая часть

Подведение итогов детской деятельности

Беседа с детьми:

-На чем же можно еще играть, кроме музыкальных инструментов?

- Почему вам это удалось?

 - Что-то для вас было трудным?

Баба-Яга благодарит.

Общая положительная оценка деятельности детей.

Награждение

Прощание в форме стиха

Дети отвечают на вопросы.

Слушают благодарность Бабы Яги к детям.

Получают медали за исполнение оркестра.

D:\Другие папки\учитель года\ОБЛАСТЬ\IMG-20181212-WA0012.jpg

D:\Другие папки\учитель года\ОБЛАСТЬ\IMG-20181212-WA0014.jpg

D:\Другие папки\учитель года\ОБЛАСТЬ\IMG-20181212-WA0018.jpg

D:\Другие папки\учитель года\ОБЛАСТЬ\IMG-20181212-WA0023.jpg

D:\Другие папки\учитель года\ОБЛАСТЬ\IMG-20181212-WA0021.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида

второй категории №8 « МАЛЫШ»

Конкурсное задание заочного этапа

Областного конкурса «Учитель года Дона – 2019»

в номинации «Воспитатель года»

Эссе: «Я – педагог!»

Подготовила: музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Бочкарева Елена Сергеевна

2019

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного

Платон

Эти слова были произнесены много веков назад древнегреческим философом Платоном. Почему же сегодня мы слышим их, понимаем, откликаемся на них не только разумом, но и, прежде всего, сердцем. Потому что музыка, на мой взгляд, самый абстрактный и, в то же время, самый личностный вид искусства. Одна и та же мелодия совершенно по-разному воспринимается разными людьми. Музыка- это тропинка к сердцу человека, и взрослого, и маленького.

Я педагог. А это значит, что я имею удивительную, уникальную, неповторимую возможность говорить с маленькими людьми языком музыки. Я имею возможность каждый день видеть, как музыка наполняет детские души, как загораются детские глаза, когда они слышат понравившуюся мелодию, как старательно они поют, вкладывают всю душу в слова. Я музыкальный педагог. И, наверное, это счастье вдвойне. 

Моя собственная жизнь с детства связана с музыкой: музыкальная школа, Владимирский Педагогический колледж, Университет…И, хотя путь к профессии был не простым и достаточно долгим, я пришла к тому, что составляет сейчас основу, фундамент моей профессиональной деятельности. Тогда, почти 3 года назад, возвращаясь к самой себе, я понимала, что главное достижение для музыкального руководителя помочь детей эмоционально откликаться на музыку, заинтересовать и привить любовь к ней, научить испытывать радость и удовольствие при общении с музыкой. Как же это приятно и радостно, когда ты можешь наблюдать, что ребенок открывается и становится маленьким «артистом», когда он с радостью бежит в музыкальный зал и хочет показать, как у него получается играть на музыкальных инструментах, спеть его любимую песню или станцевать. И пусть они не вырастут великими танцорами и певцами, но мне приятно думать, что я вношу в их жизнь прекрасное, живое и эмоциональное. Я понимаю, что недостаточно лишь любить детей и свою профессию. Главное быть примером для детей, самой принимать активное участие в праздниках, концертах, различных профессиональных конкурсах.

Одним из важных направлений в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является организация игры на детских музыкальных инструментах. Цель этого направления -  обогащение музыкальными впечатлениями, стимулирование развития музыкально-сенсорных способностей, развитие ладового чувства и чувства ритма. С большим удовольствием дети берут в руки настоящие музыкальные инструменты, учатся извлекать из них звуки, пробуют играть вместе в оркестре. 

Кроме этого очень важно, чтобы игра на музыкальных инструментах входила и в самостоятельную деятельность дошкольников, появлялось желание творчески самовыражаться. Для этого я постоянно развиваюсь, взращиваю в себе качества, которые помогают находить интересные подходы к поиску новых методов и приемов, применяю уже имеющийся музыкально-педагогического опыт. Включаю в свою педагогическую практику такие инновационные методы и технологии, как: разработки Т. Т. Тютюнниковой -  элементарное музицирование; здоровье сберегающие технологии, пальчиковые игры, подвижные музыкальные игры, динамические паузы, дыхательные гимнастики, логоритмику. 

Но, проработав первый год, я поняла, что неустанное и ежедневное образование, обобщение чужого опыта, должно быть основой формирования собственного педагогического почерка. Для себя такой основой я выбрала игру на детских музыкальных инструментах. 
Я снова возвращаюсь к мысли о том, что встреча и общение с настоящей музыкой это всегда праздник. А детские впечатления самые сильные. Если детская душа откликнется на ту, или иную мелодию, если маленький человек почувствует ее красоту, то в будущем он всегда будет искать в музыке прелесть, гармонию и утешение. Музыка, на мой взгляд, дает человеку возможность противопоставить себя, свой внутренний мир жизненным невзгодам, несчастьям, катастрофам. 


В ней что- то чудотворное горит, 
И на газах ее края гранятся. 
Она одна со мною говорит, 
Когда другие подойти боятся. 
Когда последний друг отвел глаза, 
Она была со мной в моей могиле 
И пела словно первая гроза 
Иль будто все цветы заговорили.

Так писала, наверное, самая трагичная поэтесса 20 века Анна Андреевна Ахматова. Эти стихи, обращенные Д.Д. Шостаковичу, помогли мне понять, осознать, усвоить как велика сила музыки, и как важно дать человеку возможность почувствовать это. Но это, так сказать, философская основа, а каждый день приходится делать самые прозаические вещи: составлять сценарии, работать с маленькими актерами, шить костюмы, готовить декорации. И вот здесь оказывается, что музыка помогает сплотить, объединить людей разных возрастов, разного образовательного уровня, разных личностных наклонностей. Родители никогда не отказывают мне в помощи. Я думаю это происходит потому, что музыка универсальное средство межличностного общения.

Мне очень хочется создать для детей ощущение праздника, эмоционального раскрепощения и доверия. Жизнь в детском саду яркая, богатая впечатлениями, как самая любимая книга, лучшими страницами которой являются праздничные дни! Хочется, чтобы каждый день от встречи со мной дети ожидали захватывающих приключений в мир музыки. Ведь именно музыкальный руководитель может привести детей в сказочный мир, завораживая их воображение новыми ослепительными красками! И очень важно, что именно в дошкольном возрасте у человека в руках оказывается ключик от волшебной дверцы в мир красоты, несущей душе светлое, доброе, благородное. И, по моему мнению, миссия музыкального руководителя именно в этом и заключается -  подарить ребёнку этот «волшебный ключик». 

Когда-то, в ранней юности, как и все девчонки, я мечтала выступать на сцене. И сегодня я понимаю, что это можно делать в разной форме. Моя работа с детьми приносит мне радость и удовлетворение именно потому, что я имею возможность вести моих маленьких воспитанников в прекрасный мир, где звуки, мысли и чувства сливаются воедино и возвышают человеческую душу. 
Я знаю, что впереди меня ждет ещё много интересных открытий, ведь профессия музыкального руководителя — это бесконечное путешествие в два прекрасных мира Мир музыки и Мир ребёнка, и очень хочется это чудесное путешествие продолжать!

Мое  творческое портфолио вы можете посмотреть по ссылке - https://nsportal.ru/user/978257/video