Мои публикации

Багапова Айсылу Ряшитовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Модель формирования экологической культуры школьников в условиях устойчивого развития общества

The model of formation of ecological culture of schoolchildren  in conditions of sustainable development of society.

Айсылу Ряшитовна Багапова

Ирина Викторовна Абдрашитова

Алена Борисовна Абдрашитова

Aisylu Rashitovna Bagapova

Irina Viktorovna Abdrashitova

Alena Borisovna Abdrashitova

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

Российская Федерация, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18

HPE “Kazan (Volga Region) Federal University”,

Russian Federation, 420008, Kazan,The Kremlin, 18

Abstract:

В данной статье рассматриваются проблемы формирования экологической культуры школьников, способных прогнозировать результаты своего воздействия на природные объекты, обладающих нравственной ответственностью за собственную стратегию поведения. В современных условиях устойчивого развития общества  необходимо включение нравственных, ценностных установок в сферу школьного экологического образования. Природоохранные образовательные проекты модернизации должны обеспечить осуществление подходов к формированию такого уровня экологической культуры, который будет способствовать достижению равновесного состояния во взаимодействии «человек - природа».

Ключевые слова: экологическая культура, эколого - образовательный проект, устойчивое развитие, педагогический эксперимент, модель.

1.Введение

 История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. В настоящее время назрела необходимость усиления практической направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к мероприятиям по сохранению родной природы. Собственный труд по охране природы повышает действенность экологического воспитания детей, способствует усилению базовых экологических знаний,  определяет экологической мировоззрение, развивает потребности в экологической деятельности по освоению природы и использованию природных ресурсов. Экологическая составляющая содержания воспитательного процесса способствует становлению новых отношений в системе «человек-природа» [1]. 

Концепция устойчивого развития (УР) – одна из наиболее современных, распространенных и поддерживаемых в мире  концепций взаимодействия системы «человек - природа». Академик Н.Н. Моисеев считал, что термин «устойчивое развитие» следует интерпретировать как стратегию переходного периода к такому состоянию природы и человека, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция» или «эпоха ноосферы». «Самое главное, должна быть изменена шкала ценностей – переход от общества потребления к «обществу творчества», к «экологическому социализму» [5].

УР - это новый путь развития, пересмотра взаимоотношений природы и человека. УР предполагает гармонизацию отношений «человек-природа» в согласии с законами природы, что станет возможным при условии осознанных ограничений на потребление ресурсов исходя из возможностей биосферы.  

Становление экологической культуры, в условиях УР, направлено, на формирование способностей школьников прогнозировать результаты воздействия на природный мир; нести ответственность за свое поведение.    

Экологическая культура Забелиным понимается, как особая культура, присущая «экологическому сообществу» [2].         Douglas рассматривает экологическую культуру, как тип культурной рефлексии, возникающей в эпоху модернизации и роста населения планеты [8]; Partridge  трактует экологическую культуру, как специфический вид этики, моральный императив или систему заповедей [11]. В этой связи, предлагаем свое определение экологической культуры личности - это уровень  развития общей культуры, характеризуемый осознанием самоценности природного мира и человека как части природы, развитой потребностью ответственной, предвиденной, целесообразной деятельности, основанной на нравственно-эстетическом и ценностном восприятии природной среды, ведущей к гуманному установлению соответствия и гармонии между экологическими потребностями нравственно и эстетически образованной личностью с возможностями природного мира, ведущими к сближению природы и культуры, т.е.  эконоосфере» [1].

Таким образом, одним из вариантов восстановления природного баланса является развитие экологической культуры и повышение ее уровня, восстановление законов морали и нравственности, культуры предков, формированием, которого необходимо заниматься со школьной скамьи.

Экологическое образование - одно из направлений реализации программы ФГОС, которая предполагает интеграцию различных форм деятельности. Реализация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения должна способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся. Овладев личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями, школьники получат основу для успешного решения различных жизненных задач, смогут ориентироваться в возрастающем потоке информации [7]. 

Проблемой современного экологического образования является низкий уровень сформированности экологической культуры  школьников на фоне недостаточной реализаций эколого - образовательных проектов в школах.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт, П. Агесс, В Джиакомини, П.Кууси, Г.Хефлинг ) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности личности, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. Следовательно, приобретает актуальность поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей.  

В представленной  работе «Свет жизни», Маурой О'Коннор из США,   раскрывается технология непрерывного образования в области окружающей среды, предназначенная для учителей и школьников от 6 до 18 лет. Комплекс занятий носит межпредметный характер. Занятия вовлекают детей в изучение разнообразных явлений природы и взаимодействия человека с ней, особенно в условиях городской среды [4].

Howson J. критикует постановку современного экологического обучения, указывая,  что учителя недостаточно подготовлены к преподаванию экологических аспектов и не имеют времени на образование в рамках насыщенной школьной программы обучения. Автор считает, что у многих учителей существует отсталый взгляд на экологическое образование как на соединение частей многих областей знаний. Howson J. считает, что экологическое образование должно быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей [9].

В Великобритании, исследователи данной проблемы обсуждают в работах Ch. Maresа постановку воспитания экологической ответственности. Оно должно пронизывать всю учебную программу и основываться на принципе долгосрочности, межпредметных связях, практической деятельности, использовании окружающей среды в качестве средства обучения и на вовлечении семьи и общины в учебный процесс [12]. 

Ученый   Coventry University College Nnaemeka Madumere в своей статье говорит о необходимости обеспечить эффективную информированность общественности и  ее привлечение к действиям по сохранению природы [10].

Отечественные ученые, изучающие данную проблему, экологическое поведение, воспитание, роль экологических движений, рассматривают с позиций различных видов экологического сознания. Обеспечить экологически устойчивое развитие и улучшить искусственную среду возможно в экологически культурном обществе, становление которого исключительно важно, так как именно в ноосферном обществе определяются новые пути взаимодействия человека с природой. Ю.П. Ожегов и Е.В. Никонорова, В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов, Н.В. Соловьева  и др. провели социологический анализ становления экологической культуры молодежи и обнаружили низкий уровень экологической информированности и образованности молодежи [1].

В связи с этим, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования школьников. Но при этом  существует противоречие, заключающееся в недостаточном обеспечении методических  пособий экологического содержания для осуществления эколого-образовательной программы.

Таким образом, учитель, участвующий в проведении эколого-образовательной программы должен быть высоквалифицированным  (компетентным) специалистом и уметь подготовить авторский проект по формированию экологической культуры школьников в образовательном пространстве учебного учреждения.

Целью исследования является создание условий в образовательной среде для формирования экологической культуры при активизации и совершенствовании деятельности практической экологической направленности на уроках и во внеурочной деятельности и разработки модели становления экологической культуры личности.

Школьнику необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей природной среды.  Д. С. Лихачев  утверждал, что «экология — проблема нравственная», так как и отношение к природе, и к культуре требует общих правил нравственности, осознания человеком себя как неотъемлемой части природы и части культуры [3].

В наши дни необходимо говорить о формировании экологической культуры школьников, как социально необходимого нравственного качества личности. В связи с данной проблемой возникла необходимость разработать и практически реализовать эколого-образовательную программу, способствующую развитию нравственных качеств личности. Компонентами нравственных качеств определены долг, совесть, моральный выбор, ответственность, опыт поведения  – эти образования основываются на чувствах добра и справедливости [6] и служат для самоконтроля личности, умения оценивать себя и способности формулировать для себя моральные предписания.

2. Методы

Формирование нравственных качеств личности школьника – основная цель педагогического эксперимента, которая подчиняет себе функции и действия всех компонентов, разрабатываемой программы, по формированию экологической культуры личности. Содержание эколого-образовательной программы  интегрирует знания, получаемые школьниками при изучении естественных дисциплин и общекультурных предметов, существенно углубляет и дополняет представления школьников об экологической культуре  личности, обогащает  знания новым понятием, представляющим развитие мира в сторону совершенства знаний и гармонии во взаимоотношениях человека и природы.

Существует большое количество методов педагогического исследования, одним из которых  является моделирование. Уже на протяжении десятилетий моделирование является одним из самых актуальных методов научного исследования, широко применяется в педагогических изысканиях. Метод моделирования даёт возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.

Обратимся к терминологии: модель – это: 1)образец нового изделия, образцовый экземпляр чего-либо; 2) уменьшенное или в натуральную величину воспроизведение какого-либо  предмета; 3) то, что служит образцом для изображения, воспроизведения;  4) схема какого-либо явления или физического объекта[14].

Назовем  основные причины выбора данного метода:

1) сложность реальных объектов, в следствии чего  упрощаются ситуации с помощью моделей.

2) необходимость проведения экспериментов.

3) необходимость прогнозирования. Важное достоинство моделей состоит в том, что они позволяют «заглянуть в будущее», дать прогноз развития ситуации и определить возможные последствия принимаемых решений.

Работа над моделью является научно-исследовательской деятельностью; основными компонентами любой деятельности представлены потребности и мотивы, цели и действия, средства и операции. Эти компоненты могут превращаться друг в друга, В этих превращениях и заключается её динамика.

3. Результаты

Для формирования экологической культуры школьников  была разработана «Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества».

Базой для реализации «модели» явилась МАОУ «Гимназия №139» г. Казани Республики Татарстан.

«Модель становления экологической культуры личности в условиях УР общества»

Модель состоит из 4 модулей:

1) Когнитивно – мотивационный.

2) Культурно – познавательный

3)Творческо-деятельностный

4) Контрольно – оценочный

Модель реализовалась  в 3 этапа:  констатирующий, формирующий, диагностирующий. В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента было проведено анкетирование. Анкетирование как метод позволяет получить достоверную информацию об уровне экологической культуры. Вопросы анкетирования позволяют раскрыть, как строит данная личность свои взаимоотношения с природой [1], и определяют уровень их экологической культуры. В ходе анкетирования на констатирующем этапе выявлен недостаточно высокий уровень экологической культуры школьников.


Fig.1 Indicator of the level of ecological upbringing of the students of the experimental and control groups at the ascertaining stage of the pedagogical experiment,%

 Формирующая часть модели реализовывалась за счет   когнитивно-мотивационного модуля, который включает в себя 2 блока,  позволяющий формировать  мировоззренческие основы экологической культуры. Данный модуль включает следующие экологические мероприятия:

- лекция: «Актуальные проблемы экологии»;

- просмотры экологических фильмов «Век глупцов», Home»;

- круглый стол « Экологические проблемы планетарного масштаба»;

- фотоконкурс «ЭКОФОТО»

Результатом работы на данном уровне является освоение компонентов учебной деятельности - знания, умения, навыки, формирующие мировоззренческое пространство, убеждения,  взгляды и создание целостного образа природного мира, раскрывающий понятие «человек - природа».  

Культурно - познавательный модуль   формирует нравственное сознание, позволяет учащимся получать и фиксировать идейно – чувственное знание об окружающей действительности через изучение истоков культурологии, социокультурных аспектов: сказок, мифов и легенд; усвоение нравственных, ценностных восприятий природного мира, указанных в первом и втором блоках и  отраженных в   мероприятиях:

- дебаты об особенностях культуры в природных мифах, сказках, легендах (олицетворение, обожение природных объектов);

- театрализованное представление «Мифы и легенды природы»;

- круглый стол «Пойми язык живой природы»;

- конференция  «Мы в природе: вчера, сегодня, завтра» - изучение культурных пластов отношений человека и природы;

- школьная конференция «Тропинками родного края».

Реализация этого модуля формирует у школьников экологическое мировоззрение, освоение содержания нравственных ценностей и качеств (моральный выбор, долг, совесть); обосновывает  трансформацию древних знаний в виде пластов культуры.

Третий модуль - творческо – деятельностный – объединяет в себе блоки, раскрывающие научное познание (знания, умения, навыки, опыт исследовательской работы в урочное и внеурочное время) благодаря, освоению которых, школьник оказывается в состоянии выполнять экологическую работу, понимать, оценивать, планировать и реализовывать свою деятельность в природном мире.  Приобретение этих компонентов учебной деятельности возможно в результате участия в мероприятиях:

- экологический брейн-ринг «Юные экологи»;

- конкурс рисунков «Город будущего»;

- экологический паспорт микрорайона школы;

- квест «Думай по - зеленому»;

- лабораторная работа «Принцип золотого сечения».

Потенциал данного блока позволяет формировать  экологический вектор научного познания школьников; способность прогнозировать результаты воздействия на природные объекты, нравственную ответственность за собственную  стратегию поведения, умение  действовать в природной среде и передавать природоохранительный опыт окружающим [1].

 Четвертый – контрольно – оценочный  модуль  дает возможность осуществить контроль сформированности экологической культуры школьников, удостовериться в эффективности выбранной методики и выделенных педагогических условий. По завершению формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование школьников с целью выявления динамики сформированности экологической культуры личности.  

Анализ результатов позволяет констатировать об изменении уровня сформированности экологической культуры школьников. Отмечены изменения, происшедшие в структуре экологической культуры  личности. Расширилось представление об экологическом мировоззрении и переосмысление собственного положения  в обществе. Усвоена роль мифов, сказок в первобытной культуре – это обоснование моральных норм и правил, в том числе правил поведения в природе. Возросла гражданская активность  отражения нравственного отношения  в системе «человек - природа».

У участников педагогического эксперимента высокий уровень экологической культуры повысился на  19%  и составил 32%.

Достаточный уровень понизился и составил 62% за счет осознания участниками низкого уровня ценности экологических представлений в условиях устойчивого развития общества.  На элементарном уровне осталось всего 4%  участников.

  Fig.2. Dynamics of the level of upbringing of school children s ecological culture

Показатели контрольной группы школьников изменились не значительно.

4. Обсуждение

Полученные результаты указывают на положительную динамику формирования экологической культуры школьников. Следовательно, «Модель становления экологической культуры личности в условиях УР общества» обладает достаточным потенциалом формирования экологической культуры личности.

Полученные знания в процессе проведения экологических мероприятий значительно расширяют понятия истории экологических отношений человека и природы, развивают интерес школьников к данной проблеме, формируют умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания.  Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном пространстве школы способствует формированию экологической культуры школьников.

5. Итоговый отчет

В современном мире экологическая культура рассматривается как необходимый компонент всеобщей культуры. В связи с этим особый интерес к проблеме  вызвал  потребность изучить истоки становления культуры человека, взаимодействие человека и природы на разных уровнях развития и построить теоретическую основу экологического мировоззрения современных школьников.

В данной статье раскрыты значения экологической  культуры школьников, обоснованы педагогические условия, представлена «Модель становления экологической культуры личности в условиях УР общества», потенциал которой способен формировать экологическое мировоззрение,  нравственное, ценностное восприятие природного мира, экологические знания, умения, навыки, опыт.

Эти компоненты учебной деятельности в условиях устойчивого развития  общества позволяют освоить нормы поведения в природе и проявляются в своевременном предупреждении напряженных экологических ситуаций.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы подтверждают, что представленные данные не содержат конфликта интересов.

БЛАГОДАРНОСТИ

This work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.

ССЫЛКИ

  1. Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза / Автореф. канд. пед. наук. - Казань, 2004- 22с
  2. Забелин C.И. Время искать, и время терять / Социально-экологический союз.1998.- С.34.
  3. Лихачев Д. С. Экология культуры. Прошлое - будущему. М.: Наука, 1985
  4. Маура  О` Коннор. Свет жизни: Руководство к учебному курсу по экологии школьников и студентов  / Пер. и адаптация курсов Ассоциации Образовательный Потенциал Провинции. - Пущино, 1993.
  5. Моисеев Н.Н, Фролов И. Т. Высокое соприкосновение: общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехники. Вопросы философии. 1984. № 9. 351с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах. Т.2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 672c.
  7. Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. - № 3. 
  8. Douglas, M. Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. London: Routledge. 1992. – C.49.
  9. Ecological modernization around the world: perspective sand critical debates / A.P.J. Mol, D.A. Sonnenfeld (eds.). - L.: Frank Cass Publishers, 2015.
  10. International Journal of Sustainable Built Environment  Volume 6, Issue 1, June 2017, Pages 9 –15.
  11. Partridge E (ed). Responsibilities to Future Generations. Environmental Ethics. Buffalo: Prometheus Books. 1981- C.22.

Интернет – источники:

  1. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00212835_0.html 
  2. https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12735 
  3. http://slovorus.ru/index.php?ID=40823&a=&pg=74&s=%CC&w=%CC%CE%C4%C5%CB%DC