ПРОЕКТ: «Купюрный туризм: достопримечательности из бумажника»

Панова Ольга Викторовна

Актуальность проекта: актуальность выбора темы заключается в том, что люди часто обращаются к денежным знакам, но не всегда заостряют внимание на том, что изображено на купюрах, а ведь банкноты России носят познавательный характер. Особый интерес представляет логика выбора городов для изображения на денежных знаках разных достоинств и представленные на них объекты архитектуры и истории. Естественно, что процесс выбора города и его архитектуры является весьма дискуссионным. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, ведут сложную, долгую и кропотливую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ярославская область

Рыбинский муниципальный округ

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный комплекс имени Г.А. Троицкого»

Центр развития ребёнка – детский сад п. Тихменево

«Купюрный туризм: достопримечательности из бумажника»

 

Авторы:
Панова Ольга Викторовна, воспитатель;
Цветкова Ольга Владимировна, воспитатель;

Гавриленкова Светлана Александровна, учитель-логопед;

Вагу Карина Игоревна, воспитатель;

Вязниковцева Галина Владимировна, воспитатель

ссылка на страницу проекта на сайте организации:

Отчет системы Антиплагиат: уникальность –  72%        

                                                     заимствование –  28%


Актуальность проекта: актуальность выбора темы заключается в том, что люди часто обращаются к денежным знакам, но не всегда заостряют внимание на том, что изображено на купюрах, а ведь банкноты России носят познавательный характер. Особый интерес представляет логика выбора городов для изображения на денежных знаках разных достоинств и представленные на них объекты архитектуры и истории. Естественно, что процесс выбора города и его архитектуры является весьма дискуссионным. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, ведут сложную, долгую и кропотливую работу. 

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Современная педагогика рассматривает патриотизм и как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам. 

Тип проекта: Информационно-познавательный

Вид проекта: групповой

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Срок реализации проекта: 5 месяцев (январь – май 2025 г.)

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

  1. Информационно-аналитический (подготовительный).

В старшем дошкольном возрасте уже возможно знакомить детей с финансовой грамотностью, как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. Экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Изучая историю, культуру городов родной страны, ребенок учится любить окружающий мир, ценить поступки и достижения людей, уважать и гордиться землёй, на которой он живет. Кроме того, именно акцент на знании истории народа, его культуры, истории городов России поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.

Денежные купюры в Центре финансовой грамотности привлекли внимание воспитанников. Видя заинтересованность детей, было решено совместить три проблемы: становление патриотических ценностей через знакомство с историей российских городов; ознакомление с купюрами Российской Федерации и, поскольку на тысячной  купюре изображен наш областной город Ярославль – вызвать у детей интерес и желание узнать новое о своем крае.

Недаром широкое распространение получило мнение о том, что денежные знаки являются визитной карточкой государства. Поэтому практически все страны стремятся отразить на своих банкнотах и монетах предметы национальной гордости, познакомить со своей историей, культурными традициями, достижениями в области науки и техники.

И на сегодняшний день денежные знаки – это не только средство платежей, но и высокохудожественные произведения.

Чёткость и красота изображения на деньгах вызывают естественный интерес. И государство понимает, что деньги являются средством агитации, прославления и торжественной прокламации события, личности или государственной атрибутики. А в настоящее время деньги являются ещё и источником географических знаний.

Каждая страна, в том числе и Россия, гордясь своими национальными шедеврами искусства и архитектуры, природными памятниками, чеканит и печатает их как изображения на деньгах. Переходя из рук в руки, из страны в страну, зафиксированные в многочисленных каталогах, деньги мира дают прекрасный спектр географических сведений, являясь неисчерпаемым источником познания многообразия мира.

 Поэтому считаем тему нравственно-патриотического воспитания особенно актуальной и необходимой.

     

Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что материал можно использовать во многих направлениях. Интерес вызывают изображения на денежных знаках: памятники архитектуры различных городов и их символичность. Они, в свою очередь, побуждают изучить и сам город, т.к. являются их своеобразной «визитной карточкой».

  1. Содержательно-практический

Цель: становление патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с городами Российской Федерации, изображенными на денежных купюрах.

Задачи:

  1. Познакомить детей с современными денежными знаками РФ разного номинала.
  2. Создать условия для ознакомления детей с историей городов, изображенных на денежных купюрах, их символикой, достопримечательностями.
  3. Обеспечить знакомство детей с символами государства и городов РФ (герб, флаг, гимн).
  4. Способствовать развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  5. Воспитывать уважение к труду человека, бережное отношение к деньгам.
  6. Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам России, их традициям и культуре.

Методы и формы работы: методы: словесные, наглядные, практические. Формы: беседы, показ иллюстраций, презентаций, прослушивание аудиозаписей (гимн РФ, патриотические песни о Родине), чтение художественной литературы, создание проблемно-игровых ситуаций, ситуации общения, оформление центра финансовой грамотности, копилка с денежными купюрами, рассматривание альбомов с городами и их достопримечательностями, изображенными на денежных купюрах.

  1. Заключительный.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети получат элементарные знания о городах, изображенных на современных купюрах.
  2. Дети станут бережно относиться к природе и результатам деятельности взрослых, которые создают комфортные условия проживания в родном городе.
  3. У детей будут сформированы представления о денежных купюрах разного номинала, используемых в нашей стране;
  4. Родители воспитанников будут более активно взаимодействовать с ДОО.

Инновационная направленность проекта состоит в том, что, представленный проект может послужить методическим пособием по интеграции нравственно-патриотического и экономического воспитания детей дошкольного возраста.

 

План-график мероприятий:

1. Подготовительный:

Определение цели и задач проекта;

Изучение познавательной, художественной и методической литературы, статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», Интернет-ресурсов;

Составление перспективного плана мероприятий с детьми;

Разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме;

Подбор художественной и познавательной литературы для детей.

2. Основной этап

 С 20.01 – 31.01. 2025 г.

- Ознакомление с купюрой номиналом 5 рублей с изображением города       Великий Новгород.

- Нахождение положения города на карте РФ.

- Беседа «История основания Великого Новгорода» с рассматриванием символики города.

- Беседа о соборе Святой Софии.

- Рассматривание иллюстраций стен и башни Новгородского Кремля.

- Аппликация: «Башня Новгородского Кремля».

с 03.02. – 14.02. 2025 г.

Ознакомление с купюрой номиналом 10 рублей с изображением города  - Красноярск.

- Нахождение положения города на карте РФ.

- Чтение и обсуждение легенды о Енисее.

- История основания Красноярска, символика города (рассматривание флага и герба Красноярска).

- Конструирование из цветных счетных палочек Кюизенера: «Строим мост через реку».

- Рисунок по легенде о принце Енисея.

С 17.02 – 28.02.2025 г.

Ознакомление с купюрой номиналом 50 рублей

- Знакомство с купюрой 50 рублей, с изображением города Санкт- Петербурга.

        - Занятие по познавательному развитию «Колыбель истории» (Знакомство с символикой города, его историей).

- Поделка из пластилина «Путешествие на корабле».

- Презентация:  «Петропавловская крепость».

С 03.03 – 17.03. 2025 г.

Ознакомление с купюрой номиналом 100 рублей.

Ознакомление с новой купюрой номиналом 100 рублей 2022 года.

- Знакомство с историей купюры, с историей основания города Москва

     -  ОД по рисованию: «Спасская башня».

- Большой театр – одна из достопримечательностей Москвы. Показ детям изображения театра, квадриги Аполлона, проведение беседы об архитектуре здания.

- Беседа о Куликовской битве 1380 года

 - Рассматривание иллюстраций музея-заповедника «Куликово поле».

С 18.03. – 28.03.2025 г.

Ознакомление с купюрой 200 рублей.

- Рассматривание купюры с изображением Севастополя, рассказ о городе, главных достопримечательностях.

- Презентация: «Крым. Город Севастополь».

- Аппликация: «Флаг Крыма».

С 02.04. – 11.04.2025г.

Ознакомление с купюрой номиналом 500 рублей

- Знакомство детей с купюрой в 500 рублей с изображением Архангельска и Соловецкого монастыря.

- Рассматривание купюры, знакомство с историей купюры, города, символикой.

- На купюре изображен памятник Петру Первому.  Беседа о том, кто такой царь, о Петре Первом, времени его правления.

-  Презентация: «Путешествие в прошлое города Архангельска». 

-  Рисование: «Флаг города Архангельска».

С 14.04. -25.04.2025 г.

Ознакомление с купюрой номиналом 1000 рублей

- Знакомство с историей купюры, с историческим прошлым города, символикой города Ярославля.

- На оборотной стороне купюры изображен Храм Иоанна Крестителя (Церковь Иоанна Предтечи). Проведение познавательной беседы об Иоанне Креститель.

- Просмотр с детьми видео: «Ярославль с высоты птичьего полета».

- Знакомство с памятником Ярославу Мудрому на Богоявленской площади в центре Ярославля.

С 28.04. – 05.05.2025 г.

Ознакомление с купюрой номиналом 2000 рублей

- Знакомство с историей города Владивосток.

- Рассматривание иллюстрации космодрома «Восточный».

-  Просмотр презентации «Космодром «Восточный» в Амурской области».

- Рассматривание купюры 2000 рублей с изображением моста на о. Русский в г. Владивостоке.

- Посредством презентации познакомить детей с городом Владивосток, рассказать об истории города, его символах.

- Посмотреть видео «Владивосток»

- Познакомить детей с достижением российского народа последних лет, а именно, со строительством и запуском космодрома «Восточный», рассказать, где он находится и о его важности для нашей страны.

     - Плоскостное конструирование вантового моста на о. Русский с использованием   бытового материала.

 

С 12.05. – 23.05.2025 г.

Ознакомление с купюрой номиналом 5000 рублей

- Знакомство с купюрой номиналом 5000 рублей, с изображением Хабаровска, с ее историей и историей города.

- На оборотной стороне денежной купюры изображен мост через реку Амур.

- Конструирование:  «Мост через реку Амур из деталей конструктора и другого строительного материала».

- Для закрепления знаний о символике города: рисование «Флаг города Владивосток».

Взаимодействие с родителями

Оформление выставки на тему «Города России на современных денежных купюрах» (работы детей и родителей);

Разработка купюры с изображением  своего поселка Тихменево (рисование).

Викторина: «Денежные купюры и города, изображенные на них». 

  1. Заключительный

На заключительном этапе проекта мы обсудили с воспитанниками, какие города России и  памятные места мы узнали при реализации проекта.   Вспомнили достопримечательности своего областного города Ярославль. Предложили родителям совместно с детьми разработать проект купюры с изображением главных символов нашего поселка. Таким образом, деньги «говорят», они «рассказывают» — и делают это с помощью выразительного языка символов и образов. Безусловно, в такой большой стране, как Россия, каждый город достоин того, чтобы его запечатлели на денежных знаках страны. 

Результат работы

Итоговый продукт:

- Выставка детского творчества «Города России и их достопримечательности»

- карта путешествий по городам России

- дидактические игры: пазлы «Денежные купюры России», домино «Города России на денежных купюрах»

 - совместная работа с родителями «Денежная купюра своего поселка»

 - альбом денежных купюр и города, изображенные на них

 - альбом «Виртуальное путешествие по городам России и знакомство с их достопримечательностями»

Данный проект может быть реализован в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городах России и знаменитых достопримечательностях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Список используемых источников:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/Е.А. Воронова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 282 с. – (Сердце отдаю детям).
  3. Книжка – раскраска «Как сорока карту потеряла». – Москва: 2019г.
  4. Мельникова А. С., Уздеников В. В., Шиканова И. С. Деньги России: 1000 лет [Текст] / А. С. Мельникова, В. В. Уздеников, И. С. Шиканова. – М.: Родина-Фодио, 2000. – 232 с.
  5. Сборник занимательных задач и ребусов для детей дошкольного возраста «Путешествие в мир финансов». – Москва: 2019г.
  6. Сборник методических материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». – Москва: Министерство просвещения РФ. 2019г.
  7. Детская энциклопедия «Чудеса света: Россия» [Текст] / М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.

  1. https://experience.tripster.ru/articles/gde-uvidet-obekty-s-rublyovyh-kupyur/

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сто_рублей

  1. https://www.monetnik.ru/obuchenie/bonistika/goroda-na-banknotah-rossii/?ysclid=mhrnr6b24695316075


Предварительный просмотр: