Главные вкладки
ПРОЕКТ: «Купюрный туризм: достопримечательности из бумажника»
Актуальность проекта: актуальность выбора темы заключается в том, что люди часто обращаются к денежным знакам, но не всегда заостряют внимание на том, что изображено на купюрах, а ведь банкноты России носят познавательный характер. Особый интерес представляет логика выбора городов для изображения на денежных знаках разных достоинств и представленные на них объекты архитектуры и истории. Естественно, что процесс выбора города и его архитектуры является весьма дискуссионным. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, ведут сложную, долгую и кропотливую работу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.84 КБ | |
| 700.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ярославская область
Рыбинский муниципальный округ
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный комплекс имени Г.А. Троицкого»
Центр развития ребёнка – детский сад п. Тихменево
«Купюрный туризм: достопримечательности из бумажника»
Авторы:
Панова Ольга Викторовна, воспитатель;
Цветкова Ольга Владимировна, воспитатель;
Гавриленкова Светлана Александровна, учитель-логопед;
Вагу Карина Игоревна, воспитатель;
Вязниковцева Галина Владимировна, воспитатель
ссылка на страницу проекта на сайте организации:
Отчет системы Антиплагиат: уникальность – 72%
заимствование – 28%
Актуальность проекта: актуальность выбора темы заключается в том, что люди часто обращаются к денежным знакам, но не всегда заостряют внимание на том, что изображено на купюрах, а ведь банкноты России носят познавательный характер. Особый интерес представляет логика выбора городов для изображения на денежных знаках разных достоинств и представленные на них объекты архитектуры и истории. Естественно, что процесс выбора города и его архитектуры является весьма дискуссионным. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, ведут сложную, долгую и кропотливую работу.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Современная педагогика рассматривает патриотизм и как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам.
Тип проекта: Информационно-познавательный
Вид проекта: групповой
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации проекта: 5 месяцев (январь – май 2025 г.)
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
- Информационно-аналитический (подготовительный).
В старшем дошкольном возрасте уже возможно знакомить детей с финансовой грамотностью, как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. Экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Изучая историю, культуру городов родной страны, ребенок учится любить окружающий мир, ценить поступки и достижения людей, уважать и гордиться землёй, на которой он живет. Кроме того, именно акцент на знании истории народа, его культуры, истории городов России поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.
Денежные купюры в Центре финансовой грамотности привлекли внимание воспитанников. Видя заинтересованность детей, было решено совместить три проблемы: становление патриотических ценностей через знакомство с историей российских городов; ознакомление с купюрами Российской Федерации и, поскольку на тысячной купюре изображен наш областной город Ярославль – вызвать у детей интерес и желание узнать новое о своем крае.
Недаром широкое распространение получило мнение о том, что денежные знаки являются визитной карточкой государства. Поэтому практически все страны стремятся отразить на своих банкнотах и монетах предметы национальной гордости, познакомить со своей историей, культурными традициями, достижениями в области науки и техники.
И на сегодняшний день денежные знаки – это не только средство платежей, но и высокохудожественные произведения.
Чёткость и красота изображения на деньгах вызывают естественный интерес. И государство понимает, что деньги являются средством агитации, прославления и торжественной прокламации события, личности или государственной атрибутики. А в настоящее время деньги являются ещё и источником географических знаний.
Каждая страна, в том числе и Россия, гордясь своими национальными шедеврами искусства и архитектуры, природными памятниками, чеканит и печатает их как изображения на деньгах. Переходя из рук в руки, из страны в страну, зафиксированные в многочисленных каталогах, деньги мира дают прекрасный спектр географических сведений, являясь неисчерпаемым источником познания многообразия мира.
Поэтому считаем тему нравственно-патриотического воспитания особенно актуальной и необходимой.
Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что материал можно использовать во многих направлениях. Интерес вызывают изображения на денежных знаках: памятники архитектуры различных городов и их символичность. Они, в свою очередь, побуждают изучить и сам город, т.к. являются их своеобразной «визитной карточкой».
- Содержательно-практический
Цель: становление патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с городами Российской Федерации, изображенными на денежных купюрах.
Задачи:
- Познакомить детей с современными денежными знаками РФ разного номинала.
- Создать условия для ознакомления детей с историей городов, изображенных на денежных купюрах, их символикой, достопримечательностями.
- Обеспечить знакомство детей с символами государства и городов РФ (герб, флаг, гимн).
- Способствовать развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Воспитывать уважение к труду человека, бережное отношение к деньгам.
- Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам России, их традициям и культуре.
Методы и формы работы: методы: словесные, наглядные, практические. Формы: беседы, показ иллюстраций, презентаций, прослушивание аудиозаписей (гимн РФ, патриотические песни о Родине), чтение художественной литературы, создание проблемно-игровых ситуаций, ситуации общения, оформление центра финансовой грамотности, копилка с денежными купюрами, рассматривание альбомов с городами и их достопримечательностями, изображенными на денежных купюрах.
- Заключительный.
Ожидаемые результаты:
- Дети получат элементарные знания о городах, изображенных на современных купюрах.
- Дети станут бережно относиться к природе и результатам деятельности взрослых, которые создают комфортные условия проживания в родном городе.
- У детей будут сформированы представления о денежных купюрах разного номинала, используемых в нашей стране;
- Родители воспитанников будут более активно взаимодействовать с ДОО.
Инновационная направленность проекта состоит в том, что, представленный проект может послужить методическим пособием по интеграции нравственно-патриотического и экономического воспитания детей дошкольного возраста.
План-график мероприятий:
1. Подготовительный:
Определение цели и задач проекта;
Изучение познавательной, художественной и методической литературы, статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», Интернет-ресурсов;
Составление перспективного плана мероприятий с детьми;
Разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме;
Подбор художественной и познавательной литературы для детей.
2. Основной этап
С 20.01 – 31.01. 2025 г.
- Ознакомление с купюрой номиналом 5 рублей с изображением города Великий Новгород.
- Нахождение положения города на карте РФ.
- Беседа «История основания Великого Новгорода» с рассматриванием символики города.
- Беседа о соборе Святой Софии.
- Рассматривание иллюстраций стен и башни Новгородского Кремля.
- Аппликация: «Башня Новгородского Кремля».
с 03.02. – 14.02. 2025 г.
Ознакомление с купюрой номиналом 10 рублей с изображением города - Красноярск.
- Нахождение положения города на карте РФ.
- Чтение и обсуждение легенды о Енисее.
- История основания Красноярска, символика города (рассматривание флага и герба Красноярска).
- Конструирование из цветных счетных палочек Кюизенера: «Строим мост через реку».
- Рисунок по легенде о принце Енисея.
С 17.02 – 28.02.2025 г.
Ознакомление с купюрой номиналом 50 рублей
- Знакомство с купюрой 50 рублей, с изображением города Санкт- Петербурга.
- Занятие по познавательному развитию «Колыбель истории» (Знакомство с символикой города, его историей).
- Поделка из пластилина «Путешествие на корабле».
- Презентация: «Петропавловская крепость».
С 03.03 – 17.03. 2025 г.
Ознакомление с купюрой номиналом 100 рублей.
Ознакомление с новой купюрой номиналом 100 рублей 2022 года.
- Знакомство с историей купюры, с историей основания города Москва
- ОД по рисованию: «Спасская башня».
- Большой театр – одна из достопримечательностей Москвы. Показ детям изображения театра, квадриги Аполлона, проведение беседы об архитектуре здания.
- Беседа о Куликовской битве 1380 года
- Рассматривание иллюстраций музея-заповедника «Куликово поле».
С 18.03. – 28.03.2025 г.
Ознакомление с купюрой 200 рублей.
- Рассматривание купюры с изображением Севастополя, рассказ о городе, главных достопримечательностях.
- Презентация: «Крым. Город Севастополь».
- Аппликация: «Флаг Крыма».
С 02.04. – 11.04.2025г.
Ознакомление с купюрой номиналом 500 рублей
- Знакомство детей с купюрой в 500 рублей с изображением Архангельска и Соловецкого монастыря.
- Рассматривание купюры, знакомство с историей купюры, города, символикой.
- На купюре изображен памятник Петру Первому. Беседа о том, кто такой царь, о Петре Первом, времени его правления.
- Презентация: «Путешествие в прошлое города Архангельска».
- Рисование: «Флаг города Архангельска».
С 14.04. -25.04.2025 г.
Ознакомление с купюрой номиналом 1000 рублей
- Знакомство с историей купюры, с историческим прошлым города, символикой города Ярославля.
- На оборотной стороне купюры изображен Храм Иоанна Крестителя (Церковь Иоанна Предтечи). Проведение познавательной беседы об Иоанне Креститель.
- Просмотр с детьми видео: «Ярославль с высоты птичьего полета».
- Знакомство с памятником Ярославу Мудрому на Богоявленской площади в центре Ярославля.
С 28.04. – 05.05.2025 г.
Ознакомление с купюрой номиналом 2000 рублей
- Знакомство с историей города Владивосток.
- Рассматривание иллюстрации космодрома «Восточный».
- Просмотр презентации «Космодром «Восточный» в Амурской области».
- Рассматривание купюры 2000 рублей с изображением моста на о. Русский в г. Владивостоке.
- Посредством презентации познакомить детей с городом Владивосток, рассказать об истории города, его символах.
- Посмотреть видео «Владивосток»
- Познакомить детей с достижением российского народа последних лет, а именно, со строительством и запуском космодрома «Восточный», рассказать, где он находится и о его важности для нашей страны.
- Плоскостное конструирование вантового моста на о. Русский с использованием бытового материала.
С 12.05. – 23.05.2025 г.
Ознакомление с купюрой номиналом 5000 рублей
- Знакомство с купюрой номиналом 5000 рублей, с изображением Хабаровска, с ее историей и историей города.
- На оборотной стороне денежной купюры изображен мост через реку Амур.
- Конструирование: «Мост через реку Амур из деталей конструктора и другого строительного материала».
- Для закрепления знаний о символике города: рисование «Флаг города Владивосток».
Взаимодействие с родителями
Оформление выставки на тему «Города России на современных денежных купюрах» (работы детей и родителей);
Разработка купюры с изображением своего поселка Тихменево (рисование).
Викторина: «Денежные купюры и города, изображенные на них».
- Заключительный
На заключительном этапе проекта мы обсудили с воспитанниками, какие города России и памятные места мы узнали при реализации проекта. Вспомнили достопримечательности своего областного города Ярославль. Предложили родителям совместно с детьми разработать проект купюры с изображением главных символов нашего поселка. Таким образом, деньги «говорят», они «рассказывают» — и делают это с помощью выразительного языка символов и образов. Безусловно, в такой большой стране, как Россия, каждый город достоин того, чтобы его запечатлели на денежных знаках страны.
Результат работы
Итоговый продукт:
- Выставка детского творчества «Города России и их достопримечательности»
- карта путешествий по городам России
- дидактические игры: пазлы «Денежные купюры России», домино «Города России на денежных купюрах»
- совместная работа с родителями «Денежная купюра своего поселка»
- альбом денежных купюр и города, изображенные на них
- альбом «Виртуальное путешествие по городам России и знакомство с их достопримечательностями»
Данный проект может быть реализован в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городах России и знаменитых достопримечательностях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Список используемых источников:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/Е.А. Воронова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 282 с. – (Сердце отдаю детям).
- Книжка – раскраска «Как сорока карту потеряла». – Москва: 2019г.
- Мельникова А. С., Уздеников В. В., Шиканова И. С. Деньги России: 1000 лет [Текст] / А. С. Мельникова, В. В. Уздеников, И. С. Шиканова. – М.: Родина-Фодио, 2000. – 232 с.
- Сборник занимательных задач и ребусов для детей дошкольного возраста «Путешествие в мир финансов». – Москва: 2019г.
- Сборник методических материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». – Москва: Министерство просвещения РФ. 2019г.
- Детская энциклопедия «Чудеса света: Россия» [Текст] / М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.
