4. Учебно-исследовательская деятельность

1.Курсовая работа

2.Афтореферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_sentyabreva.docx117.05 КБ
Microsoft Office document icon avtoreferat.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Специальные упражнения с использованием резиновых фитболов как средства профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

Сентябрёва Екатерина Сергеевна

Студент(ка) 3 курса

Специальность:

44.02.01«Дошкольное образование»

Научный руководитель:

Никольская Наталья Владимировна

2017

                                                                                                                             2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА1 Теоретические основы проблемы профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием резиновых фитболов

1.1.  Анатомо-физиологические и возрастные особенности детей

5 – 6  лет………………………………………………………………………….5

1.2. Осанка. Причины нарушений, профилактика нарушений.  Характеристика видов нарушений осанки………………………………..7

1.3Упражнения с использованием больших гимнастических мячей(резиновых фитболов)с целью профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….17

Выводы…………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………..21

                     

                                                                                                                       

                                                                                                                    3

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, любое нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. (С.Н. Попова, 2005).

По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанки у 35-65% у детей дошкольного возраста.

Несмотря на меры, которые пытаются предпринимать воспитатели и работники физической культуры, количество детей с нарушением осанки продолжает расти.

Одним из эффективных методов коррекции этих нарушений является фитбол-аэробика и фитбол-гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.

При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово - и лимфообращение в области позвоночника.

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы.

Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в         обычных условиях навыка правильной осанки.

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых. С другой стороны, закономерность появления направления фитбол-гимнастики обусловлено еще и «пробелом»,

существующим в наиболее массовой сегодня оздоровительной технологии, где большинство упражнений задействованных мышцы спины, относятся к категории травмоопасных, а, следовательно, «запрещенных».

Новый вид корригирующей гимнастики (фитбол-гимнастика) широко распространенный за рубежом, сейчас используется в лечебной практике и в России. Чаще всего группы для дошкольников с нарушением осанки встречаются в фитнесс-клубах, куда не каждый родитель может отправить своего ребенка. К сожалению, в России очень мало дошкольных учреждений оснащенных фитболами, но с каждым годом их количество увеличивается на 10-15%. Этой проблемой занимались такие ученые, как Попова С. Н., Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В., они доказывали, что используя резиновые фитболы, можно предупредить различные нарушения осанки. Воспитатели ДОУ, зная данную проблему редко используют фитболы для профилактики нарушений осанки. Таким образом сложилось противоречие между разработанной системой использования резиновых фитболов с целью профилактики нарушений осанки и недостаточным использованием данного вида деятельности в практики работы ДОУ. Отсюда можно сформулировать цель нашего исследования: каковы специальные упражнения с использованием резиновых фитболов как средства профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.

          Объект исследования: Процесс профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования:  Серия  специальных упражнений с использованием резиновых фитболов.

Задачи  исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать комплексы упражнений фитбол-гимнастики с учетом возрастных особенностей.

3. Выявить эффективность воздействия комплексов фитбол-гимнастики на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.

        Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

                                                                                                                       

5

ГЛАВА1 Теоретические основы проблемы профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием резиновых фитболов        

1.1.  Анатомо-физиологические и возрастные особенности детей

5 – 6  лет

Ребенок 6 лет - это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией детей руководителю физического воспитания и воспитателю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

При проведении физкультурных занятий необходимо учитывать особенности состояния функций опорно-двигательного аппарата. У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а длинна ног – более чем в 3 раза.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

В детском возрасте ЦНС обладает высокой пластичностью, что способствует легкому усвоению новых форм движений. У дошкольников несовершенна координация движений, в процессе двигательной активности легко развивается утомление.

В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации позы детей и использования физических нагрузок.

Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они гораздо менее возбудимы, чем у взрослых. С интенсивным ростом мышечных волокон происходит относительное уменьшение ядерной массы на единицу площади скелетных мышц – по сравнению с новорожденными их масса снижается к возрасту 6 лет в 4-5 раз.

Мышечная масса детей невелика. Она составляет к 7-8 лет - 27%.

                                                                                                                 Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кости) относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыжи при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.

Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4-5 лет, относительная сила почти не изменяется, так как растет и вес тела ребенка. Лишь с возраста 5 - 6  лет прирост силы оказывает больше прироста массы тела, и начинает нарастать относительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей.

Выраженное в этом возрастном периоде преобладание симпатических влияний на сердце обуславливает высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физических и умственных нагрузках и пр). Величина ЧСС у дошкольников – порядка 100 уд./мин.

По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание. Дыхательный объем дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но еще заметно отстает от взрослого уровня. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузкам, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания.

Таким образом, старший дошкольный возраст – это период овладения «азбукой движений», период общеобразовательной подготовки в таких естественных видах действий, как ходьба и бег, прыжки, лазание и многие другие. Впоследствии из них выкристаллизовываются более узкие, но самые рациональные формы движений, которыми овладевают дети школьного возраста.

                                                                                                                     7                                                    

1.2.Осанка. Характеристика видов нарушений осанки 

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функции всех органов и систем организма как единого целого.

Осанка человека зависит от ряда анатомических, физиологических и социальных факторов.

К анатомическим факторам, определяющим осанку ребенка относятся форма позвоночника, его расположение относительно передней срединной оси тела, выраженность физиологических изгибов, мышечные деформации. Как функция позвоночника и его строение, так и его осанка зависят от расположения в пространстве таза, от угла наклона. При увеличении угла наклона таза, усиливается поясничный лордоз. Живот выпячивается вперед. К важным анатомическим факторам относятся связи позвоночника, пояса верхних конечностей и тазового. Ведущим фактором, определяющим осанку, является развитие мускулатуры.

К физиологическим факторам, влияющим на осанку человека и обуславливающий ее формирование, относятся темпы и характер индивидуального развития двигательных навыков и статистических реакций, применяемые в качестве тренирующего воздействия специальных физических упражнений для осанки и систематичность их использования, а также уравновешенность основных нервных процессов возбуждения и торможения. С точки зрения физиологических закономерностей, осанка ребенка является динамическим стереотипом, т.е. комплекс выработанных и взаимодействующих условных рефлексов в определенной внешней среде. Поэтому осанка ребенка может меняться, несмотря на относительную стабильность анатомических факторов.

В дошкольном возрасте большое значение приобретает выработка правильной осанки в положениях стоя и сидя. Начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций.

Отклонения от нормальной осанки возникают при наличии заболеваний позвоночника и других органов опорно-двигательного аппарата. В этих случаях патология осанки является симптомом основного ортопедического заболевания. В большинстве случаев дефекты осанки встречаются у детей в связи с нарушением условий ее формирования как анатомических, так и физиологических факторов. В этом случае дефекты осанки могут рассматриваться как заболевания, однако, влияя на организм

растущего ребенка, дефектная осанка создает условия для проявления других патологических факторов. Дефекты осанки необходимо устранять в связи с неблагоприятными условиями функционирования внутренних органов у ребенка с нарушениями осанки. Поэтому дефекты осанки столь часто встречаются у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями,

8

болезнями мочевыводящей системы, а также при других заболеваниях внутренних органов.

Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки:

Ι. Дефекты осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:

1. Круглая спина.

При осмотре сбоку бросается в глаза дугообразный увеличенный грудной кифоз, равномерно усиленный на всем протяжении грудного отдела позвоночника. Поясничный лордоз при этом может быть несколько сглажен. Плечи опущены, приведены, лопатки не прилегают к спине. Голова наклонена вперед. При тотальном кифозе ребенок сохраняет устойчивое положение тела при согнутых в коленях ногах. Для круглой спины в меньшей мере для сутуловатости, характерны западание грудной клетки и утолщение ягодиц. Мышцы туловища ослаблены, поэтому принятие правильной осанки возможно лишь на короткое время.

2. Кругло вогнутая спина.

Все изгибы позвоночника у детей с таким дефектом осанки увеличены, угол наклона таза выше физиологической нормы. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может наблюдаться рекурвация (избыточное разгибание) коленных суставов. Мышцы задней поверхности бедер, прикрепляющиеся к седалищному бугру, ягодичные мышцы растянуты и истончены. Из-за дряблости и функциональной несостоятельности брюшного пресса могут наблюдаться изменения взаиморасположения органов брюшной полости.

ΙΙ. Дефекты осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:

  1. Плоская спина.

Все изгибы сглажены, поясничный лордоз едва намечен, причем смещенный к верху, угол наклона таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Живот в нижней части выдается вперед. При плоской спине скелетная мускулатура плохо развита, мышцы туловища и спины истончены.

Большинство исследователей считают, что плоская спина – вариант функциональной неполноценности мускулатуры. Недостаточная мышечная тяга не обеспечивает увеличение наклона таза и формирование физиологических изгибов позвоночника. При плоской спине чаще, чем при других аномалиях осанки, развивается сколиоз.

  1. Плосковогнутая спина.

При данном дефекте уменьшается грудной кифоз при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены. Угол наклона таза увеличен – он как бы несколько опрокинут вперед и сдвинут сзади, поэтому при осмотре такого ребенка сбоку

                                                                                                                                   

бросаются в глаза подчеркнутый лордоз, отстоящий сзади ягодицы и выступающий, отвисающий книзу живот.

Дефекты во фронтальной плоскости.

Они не подразделяются на отдельные виды. Если вовремя не использовать корригирующие упражнения при нарушении осанки, то это может привести к Ι, а в дальнейшем и ко ΙΙ,ΙΙΙ и ΙV стадиям сколиотической болезни (сколиозу). Под сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризуется его боковым искривлением. По мере его прогрессирования и увеличения степени деформации позвоночника во фронтальной плоскости, происходит искривление и в сагиттальной плоскости, а также скручивание вокруг вертикальной оси.

Таким образом, сколиотическая болезнь – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы организма человека. Для них характерны нарушения срединного расположения линий остистых отростков позвоночника и смещение ее в вертикальном положении ребенка вправо или влево. Боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки не стойкое, оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры. При дефекте осанки в боковом направлении нарушается симметричное расположение тела и конечности относительно позвоночного столба: голова наклонена вправо или влево, плечи на разной высоте. Пояс верхних конечностей весь расположен ассиметрично – лопатки на разных уровнях, асимметричны и треугольники талии. При функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости имеется асимметрия мышечного тонуса на правой и левой половинах туловища, а также снижение общей и силовой выносливости мышц.

                                                                                                             

                                                                                                                     10                                            

С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата ребенка, психики и степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительных образований суставов позвоночника, таза и нижних конечностей. В различные возрастные периоды жизни ребенка осанка имеет свои особенности.

Бытовыми причинами деформации опорно-двигательного аппарата являются:

  • отсутствие навыков правильного стояния (равномерного распределения тяжести тела на обе ноги);
  • неумение сохранить правильную позу во время сидения за столом или партой (сильный наклон плеч вперед);
  • длительная опора на левый или правый локоть;
  • большой угол наклона спины при далеко отодвинутом стуле.

Все это является результатом недостаточного внимания взрослых к формированию общей культуры поведения ребенка, включающей владение правильными позами, умение равномерно распределять вес своего тела, сохранять вертикальное положение.

Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо неоднократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже могут сами характеризовать правильную осанку.

Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, музыкальных занятиях и т. д. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители. В старших возрастных периодах родители осуществляют контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха. Детям необходимо как минимум:

1. обеспечить условия для формирования правильной осанки – прежде всего перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие.

2. знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь.

3. сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику. Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений. Их в арсенале лечебной физической культуры очень много.

Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статических позах), так и лечебный (физическая культура и лечебная гимнастика).

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит и во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение тела, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Так же значительную роль в образовании нарушений осанки играет внешняя среда. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на формирование неправильной осанки велико. К таким факторам относятся:

- удержание родителями ребенка за одну руку на прогулке, что способствует формированию поясничного сколиоза;

- привычка спать на одном боку;

- мягкая постель, высокая подушка служат моментом для бокового искривления позвоночника;

- неправильная осанка в детском саду и дома, а также длительное сидение неблагоприятно влияет на ребенка, т.к. ослабляет связочно-мышечный аппарат и понижает его сопротивляемость к различным статическим отягощениям.

Утомляясь, ребенок теряет способность поддерживать необходимое для прямого положения тела сокращение разгибателей спины. Возникает условный рефлекс, сопровождающийся принятием неправильной позы.

Осанка не бывает врожденной – она формируется в течение всего дошкольного детства и закрепляется в школьном возрасте.

                                                                                                                                Нормальная осанка встречается довольно редко. У большинства современных людей из-за особенностей ритма жизни наблюдается то

или иное нарушение осанки. Многие отклонения от нормы не связаны с риском осложнений и даже не проявляются клинически.

Выраженные нарушения осанки способны привести к тяжелым нарушениям в работе внутренних органов и изменить качество жизни человека в худшую сторону.

Все нарушения осанки у детей и взрослых возникают под действием определенных факторов риска. Искривление является мультифакторной патологией и может проявиться только при одновременном или последовательном воздействии на позвоночник неблагоприятных факторов.

Невозможно разобраться в способах лечения и профилактики нарушений осанки у человека, если не узнать о причинах их возникно.Главной причиной нарушения осанки является врожденная или приобретенная мышечная слабость. Именно тонус и сила мышц в большей степени определяют правильность осанки у взрослых и детей. Мышцы позвоночника человека удерживают позвонки и остальные структуры в правильном анатомическом соотношении. Зная это, можно влиять на нарушения осанки с помощью средств лечебной физкультуры.

Каковы же другие факторы возникновения искривлений? Считается, что нарушение осанки может быть связано со следующими причинами:

  • Врожденные аномалии развития позвоночника – в этом случае искривления наблюдаются у детей, но переходят и во взрослый период.
  • Слабость мышц спины при врожденных дефектах мышечной ткани или её воспалительных заболеваниях.
  • Недостаток витаминов, белков, микроэлементов в организме приводит к развитию дегенеративных процессов.
  • Травмы спины, переломы позвонков.
  • Остеопороз – снижение минеральной плотности костной ткани позвонков способствует повреждению позвонков.
  • Недостаточная физическая активность, неправильная поза у детей, неправильно сформированный двигательный стереотип.
  • Искривление спины бывает вызвано коллагенозами и системными заболеваниями соединительной ткани.
  • Остеохондроз также приводит к появлению неправильной осанки.

Нарушения осанки человека могут возникать под воздействием одной или нескольких перечисленных причин. Вид повреждающего воздействия, особенность анатомии человека и ряд других факторов определяют, какой именно тип искривления возникнет у конкретного пациента.

Виды нарушения осанки довольно разнообразны, однако для простоты все искривления медики делят по превалирующему изменению физиологических изгибов. Выделяют такие виды нарушения осанки человека:

  1. Сколиоз – искривление спины в боковой плоскости. Всегда является патологическим.
  2. Патологический кифоз – отклонение одного из участков спины выпуклостью назад свыше нормального значения.
  3. Патологический лордоз – избыточное отклонение участка позвоночника вперед.

Любое нарушение осанки требует своевременного и полного лечения, однако чтобы назначить правильный комплекс реабилитации, требуется узнать тип патологического процесса.

Выделяют такие степени сколиоза у детей и взрослых:

  • 1 степень – искривление минимальное и клинически не выраженное. Симптомов нет, а угол искривления по результатам рентгенографии позвоночника не превышает 10 градусов. Может самостоятельно компенсироваться, требует профилактики, но не усиленных мер лечения.

                                                                                                                     14

  • 2 степень искривления обозначает отклонение вправо или влево от 10 до 25 градусов. В этой стадии болезни нередко возникают характерные визуальные изменения. Однако осложнения для нее не характерны, а все отклонения обратимы.
  • 3 степень искривления – угол достигает 50 градусов. Сколиоз определяется визуально и нередко вызывает тяжелые симптомы. Могут вовлекаться внутренние органы. Консервативное лечение затруднено.
  • 4 степень – отклонение оси позвоночника вбок более, чем на 50 градусов. Необратимые изменения. Требуется хирургическая коррекция осанки.

При искривлении позвоночного столба возможно выполнение первичной, вторичной и третичной профилактики. Каждый из методов применяется в следующих случаях:

  • Первичная профилактика – направлена на предотвращение возникновения заболевания. Рекомендуется всем без исключения людям, поскольку искривление спины может возникать в любом возрасте.
  • Вторичная профилактика – выполняется среди тех, у кого возникли первые проявления болезни. Позволяет избавиться от большинства симптомов и остановить прогрессирование.
  • Третичная профилактика – предотвращение осложнений искривления. Применяется на 3 и 4 степени болезни, включает наиболее активные и интенсивные меры воздействия.

Профилактические мероприятия в привычном понимании применяются до того, как болезнь дала о себе знать. Однако основные методы профилактического воздействия рекомендуются даже при наличии симптомов заболевания.

Безусловно, любой тип искривления позвоночника связан с особенностями образа жизни пациента. Осанка – индивидуальная характеристика каждого человека, на которую влияют пищевое, двигательное, профессиональное и бытовое поведение.

Чтобы патологический процесс в позвоночнике не прогрессировал и даже не развивался, рекомендуется делать следующее:

  1. Обратите внимание на характер труда, держите спину прямо при выполнении любой повседневной активности.
  2. При первых симптомах заболевания исключаются чрезмерные физические нагрузки на спину.

15

  1. Поддерживайте мышцы спины в тонусе за счет регулярной зарядки, прогулок на свежем воздухе, профилактического массажа.
  2. Избавьтесь от лишнего веса, создающего дополнительную нагрузку на позвоночник.
  3. Исключите из диеты консерванты, канцерогены и жирную пищу. Употребляйте больше молочных продуктов и свежих овощей.
  4. Проверьте наличие остеопороза и остеомаляции с помощью денситометрии и восполните недостаток витамина D и кальция в организме.

                                                                                                                             

Применяйте поливитаминные комплексы для восполнения дефицита важных метаболитов.

  1. Достаточно времени проводите на свежем воздухе, под воздействием солнечных лучей.
  2. В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий). Если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.
  3. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.
  4. Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдая за детьми, необходимо постоянно напоминать им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому не теряя терпения и необходимо методично добиваться того, чтобы ребенок в конце концов привык держать спину прямо.Очень полезно

16

проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.

                                                                                                                                 

                                                                                                                       17

1.3Упражнения с использованием больших гимнастических мячей (резиновых фитболов)

Фитбол - это большой гимнастический мяч, предназначенный для занятия физическими упражнениями, своеобразный, но достаточно эффективный тренажер для коррекции разнообразных проблемных зон, а также для укрепления большого количества групп мышц.

Занятия с применением фитбола становятся более интересными и разнообразными. Он вызывает восторг как у детей, так и у взрослых! Гимнастикой на больших мячах могут заниматься и те, и другие. Ребенок порой даже не понимает, что за непосредственной игрой с этим удивительным мячом он одновременно выполняет массу полезных упражнений. Родители должны помнить об этом и стараться предлагать своему малышу попробовать выполнить самые необычные упражнения. Основное назначение фитбола: в комплексе с физическими упражнениями укрепить мышцы, разгрузить суставы, развить гибкость. Наиболее удобными считаются мячи размером около 75 см в диаметре, которыми могут пользоваться все члены семьи. На таком мяче можно не бояться и просто посидеть, и попрыгать, при этом использование  фитбола уменьшает нагрузку на позвоночник, оказывает расслабляющее действие на мышцы спины. Мячи данного диаметра могут использоваться родителями для занятий физическими упражнениями со своим ребенком, начиная с его рождения до достижения им 4-5 летнего возраста, а далее применяться в игровой деятельности.

Фитболы отличаются друг от друга по цвету, диаметру, массе, а также наличию или отсутствию специальных «рожек» и «пупырышек».Какой бы вы не сделали выбор, главное, чтобы мяч был достаточно устойчив и эластичен. Родители должны находиться в полной уверенности  в безопасности занятий при использовании таких мячей. Как правило, фитболы изготавливаются из специальной резины, качество которой определяет устойчивость мяча, т.е. возможность выдерживать определенный вес. Мяч считается устойчивым, если он способен удерживать вес в 200-300 кг.

Перед началом занятий необходимо надуть мяч. Не переусердствуйсе!  Фитбол должен сохранять свою эластичность, мягкость и устойчивость, не вызывая дискомфорта во время его использования.

Занятия с применением  фитбола можно начинать с 2-недельного возраста вашего малыша. Упражнения необходимо проводить по истечении 40-60мин после приема пищи. Родители должны все время следить за ребенком, ни на

18

минуту не отлучаться от него! Желательно присутствие 2 взрослых, 1 из которых должен выполнять упражнения с малышом, а другой - страховать его.

Упражнение «Покачивания 1»

Цели и задачи: укрепление мышц спины и живота; стимулирование работы органов пищеварительной системы.

Исходное положение: ребенок находится  лежа на фитболе на животе.

Выполнение: ребенок располагается на мяче согласно исходному положению. Свою правую руку взрослый кладет на спинку малыша, прижимая его к мячу, левой рукой он придерживает левую ногу ребенка в области коленного сустава. Необходимо выполнять аккуратные покачивания  малыша в разных направлениях. Можно одновременно с покачиваниями производить слабую вибрацию фитбола. То же самое проделать с ребенком, лежащим на мяче на спине.

Примечание: перед занятием можно сделать легкий массаж. Во время упражнений желательно раздеть ребенка.

Упражнение «Поднимание и опускание ног»

Цели и задачи: укрепление мышц спины, живота и ног; развитие вестибулярного аппарата; стимулирование работы органов пищеварительной системы.

Исходное положение: Ребенок находится лежа на спине.

Выполнение: малыш располагается на мяче согласно исходному положению. Взрослый обоими руками удерживает ноги ребенка за голени . Необходимо выполнять одновременное  поднимание и опускание обеих ног.

Упражнение «Крепкие ручки»

Цели и задачи: укрепление мышц спины, грудной клетки, рук и мышц плечевого пояса, развитие вестибулярного аппарата, улучшение подвижности суставов.

Исходное положение: ребенок находится на мяче лежа на спине.

Выполнение: малыш располагается на мяче согласно исходному положению. Взрослый удерживает руки ребенка в области запястий. На «раз» поднять обе

19

руки вверх; на «два» - опустить вниз; на «три»- развести в стороны; на «четыре»- соединить перед грудью.

Упражнение «Рыбка»

Цели и задачи: укрепление мышц спины, живота, грудной клетки, рук и плечевого пояса; развитие вестибулярного аппарата.

Исходное положение:  ребенок находится на мяче лежа на животе.

Выполнение: малыш располагается на мяче согласно исходному положению. Взрослый обеими руками  удерживает руки ребенка за запястья. Необходимо поднимать верхнюю часть туловища малыша, аккуратно поднимая его вверх за руки.

20

Выводы

Изучив и проанализировав методическую и педагогическую литературу по данной проблеме мы пришли к выводу, что применяя специальные упражнения с использованием резиновых фитболов можно предупредить нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста.  Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Одним из эффективных методов коррекции этих нарушений является фитбол-аэробика и фитбол-гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых.

                                                                                                                         

21

Список литературы

1.Балмашев В. С. Коррекция в силовой подготовке дошкольников: учеб. пособие / В. С. Балмашев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 70 с.

2.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

3.Гриненко, М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. -М.: Физкультура и спорт, 2005. – 73 с.

4.Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. — М.: Физкультура и спорт, 2006. – 69 с.

5.Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.

6.Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

7.Короткова Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 100 с.

8. Курысь В. Н. Основы подготовки: учеб. пособие / В. Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2004. – 264 с.

9.Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.: Физкультура и спорт, 2003. — 146 с.

10. Кунер, К. Аэробика для хорошего самочувствия./ К. Кунер. — М.: Физкультура и спорт, 2013. – 235 с.

13.Левит К., Захсе Й., Янда Е. Мануальная медицина: Пер. с нем. / К. Левит, Й. Захсе, Е. Янда. – М.: Медицина. – 2015. – 345 с.

14. Осанка, её нарушение, причины и профилактика-http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00110202_0.html



Предварительный просмотр:

                                     Специальные упражнения с использованием резиновых фитболов как средства профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста                                                                                        2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА1 Теоретические основы проблемы профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием резиновых фитболов

1.1.  Анатомо-физиологические и возрастные особенности детей

5 – 6  лет………………………………………………………………………….5

1.2. Осанка. Причины нарушений, профилактика нарушений.  Характеристика видов нарушений осанки………………………………..7

1.3Упражнения с использованием больших гимнастических мячей(резиновых фитболов)……………………………………………….17

Выводы…………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, любое нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка. (С.Н. Попова, 2005).

По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанки у 35-65% у детей дошкольного возраста.

Несмотря на меры, которые пытаются предпринимать воспитатели и работники физической культуры, количество детей с нарушением осанки продолжает расти.

Одним из эффективных методов коррекции этих нарушений является фитбол-аэробика и фитбол-гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации (Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина 2011).

При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово - и лимфообращение в области позвоночника.

Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы.

Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в         обычных условиях навыка правильной осанки.

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых. С другой стороны, закономерность появления направления фитбол-гимнастики обусловлено еще и «пробелом»,

4

существующим в наиболее массовой сегодня оздоровительной технологии, где большинство упражнений задействованных мышцы спины, относятся к категории травмоопасных, а, следовательно, «запрещенных».

Новый вид корригирующей гимнастики (фитбол-гимнастика) широко распространенный за рубежом, сейчас используется в лечебной практике и в России. Чаще всего группы для дошкольников с нарушением осанки встречаются в фитнесс-клубах, куда не каждый родитель может отправить своего ребенка. К сожалению, в России очень мало дошкольных учреждений оснащенных фитболами, но с каждым годом их количество увеличивается на 10-15%. Этой проблемой занимались такие ученые, как Попова С. Н., Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В., они доказывали, что используя резиновые фитболы, можно предупредить различные нарушения осанки. Воспитатели ДОУ, зная данную проблему редко используют фитболы для профилактики нарушений осанки. Таким образом сложилось противоречие между разработанной системой использования резиновых фитболов с целью профилактики нарушений осанки и недостаточным использованием данного вида деятельности в практики работы ДОУ. Отсюда можно сформулировать цель нашего исследования: каковы специальные упражнения с использованием резиновых фитболов как средства профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.

          Объект исследования: Процесс профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования:  Серия  специальных упражнений с использованием резиновых фитболов.

Задачи  исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать комплексы упражнений фитбол-гимнастики с учетом возрастных особенностей.

3. Выявить эффективность воздействия комплексов фитбол-гимнастики на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.

        Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

Выводы

Изучив и проанализировав методическую и педагогическую литературу по данной проблеме мы пришли к выводу, что применяя специальные упражнения с использованием резиновых фитболов можно предупредить нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста.  Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Одним из эффективных методов коррекции этих нарушений является фитбол-аэробика и фитбол-гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным и для детей и для взрослых.