Коллегам

Титова Татьяна Витальевнпа

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема августовского заседания городского методического объединения учителей музыки 2012 год.

Педагогические условия развития эстетической и культурологической компетентности учащихся в образовательной области «Искусство».

        Темы выступлений учителей:

  1. Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год (Титова Т.В. сш №17)
  • Основные направления деятельности методической работы на 2012-2013 учебный год;
  1. Ключевые и предметные компетенции как важный фактор в становлении эстетического вкуса обучающихся (доклад Ламерт Е.Е. шк-гимназия №5)
  2. Основная инновационно-технологическая составляющая учебной и внеурочной деятельности учителя музыки по обеспечению условий развития предметных компетенций обучающихся(доклад Горбатова О.М. шк №4)
  3. Развитие сетевого сообщества казахстанских педагогов - требование времени (Титова Т.В. сш №17).


Предварительный просмотр:

Аттестационные тесты для методистов по дополнительному образованию детей

Педагогика и психология

1. Образование - это

1.        Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

2.        Результат процессов социализации и адаптации.

3.        Целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества

4.        Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.

2. Педагогическая деятельность – это

  1. Деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.
  2. Средство овладения миром взрослых
  3. Процесс активного изменения предметов природы,
  4. Взаимодействие на основе взаимного психического отражения.

3. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

1.        Стратегия

2.        Подход

3.        Технология

4.        Методика.

4. Принципы обучения впервые сформулировал

1.        Песталоцци И.Г.

2.        Коменский Я.А.

3.        Монтень М.

4.        Ушинский К.Д.

5. К природосообразным педагогическим технологиям, опирающимся на естественные процессы развития ребенка,  относится:

1. Технология М.Монтессори

2. Проблемное обучение

3. Укрупнение дидактических единиц

4. Технология вероятностного образования.

6. Особый тип обучения, определяемый способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся, рассматривался в трудах:

  1. М.И. Махмутова
  2. К.Д.Ушинского
  3. П.Я.Гальперина
  4. Эрика Эриксона.

7. Высший уровень проблемного обучения характеризуется…

1.Умением решать сложные задачи

2.Самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения

3.Возникновением познавательной потребности

4.Быстрым темпом усвоения учебного материала.

8. Педагогический эксперимент (М.Н. Скаткин) - это:

 1. Восприятие и регистрация поведения объекта

 2. Метод, с помощью которого объектам приписываются определенные значения

 3. Метод проверки гипотез

 4. Метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт.

9. Методы обучения - это

  1. Способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения задач обучения
  2. Монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального опыта
  3. Средство самообучения и взаимообучения
  4. Пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.

10. Ключевые компетенции  относятся:

  1. К определенному кругу учебных предметов и образовательных областей
  2. К общему (метапредметному) содержанию образования
  3. К типу взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися
  4. К сопровождению учащихся в процессе создания ими конкретного продукта.

11. Обучение,  по мнению известного психолога  С.Л. Выготского, является:

  1. Процессом формирования убеждений и ценностей, принятых в обществе
  2. Движущей  силой  психического развития
  3. Специфической  ступенью развития индивида
  4. Формой психического отражения.

12. Систему принципов развивающего обучения впервые в России предложил:

  1. Выготский Л.С.
  2. Иванов И.П.
  3. Якиманская И.С.
  4. Занков Л.В.

13. В качестве условий развития психики выдающийся советский психолог  Л. С. Выготский рассматривал:

  1. Среду
  2. Морфологические особенности мозга и общение
  3. Обучение
  4. Задатки.

14. Основоположник развивающего обучения Л.С.Выготский  предложил данные критерии для периодизации детства…

1.Новообразования, ведущий  тип деятельности

2. Новообразования, динамика перехода от одного периода к другому

3.Динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития

4.Новообразования, социальная ситуация развития.

15. Среди перечисленных дидактических принципов к системе развивающего обучения Л.В. Занкова относится:

1.        Связь обучения с жизнью

2.        Природосообразность обучения

3.        Осознание школьниками процесса учения

4.        Связь теории с практикой.

16. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются

  1. Зоной актуального развития
  2. Зоной ближайшего развития
  3. Зоной перспективного развития
  4. Зоной  опережающего развития.

17. Выберите и вставьте правильный ответ:

Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

1.Учебные действия

2.Моделирование

3.Действия осознанности

4.Общение.

18. В основе деятельностного подхода лежит:

  1. Эпигенетическая концепция
  2. Культурно-историческая концепция
  3. Теория отношений
  4. Принцип единства сознания и деятельности.

19. Какой  методологический принцип психологии   предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений:

  1. Принцип единства
  2. Принцип детерминизма
  3. Принцип единства психики (сознания) и деятельности
  4. Принцип системности.

20. Теоретические  основы классно-урочной формы обучения разработал

  1. Ж.-Ж.Руссо
  2. Ян Амос Коменский
  3. В.А.Сухомлинский
  4. К.Д.Ушинский.

21. В основе метода проектов лежит:

  1. Взаимодействие учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя
  2. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
  3. Упорядоченная деятельность учителя по реализации цели обучения
  4. Сохранение и развитие индивидуальности ребенка.

22. Метод исследования – это…

1.Способ познания предмета

2.Сборник узаконенных правил

3.Конкретная методика

4.Набор тестов.

23. Для авторитарного   стиля педагогического взаимодействия  характерно:

 1.Превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения

2.Предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению. Контакт реализуется посредством убеждения, внушения, аргументации

3.Стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, практически полная безучастность к результатам деятельности

4. Иметь развитую способность к критике и рефлексии.

24. Семинар как форма обучения взрослых - это

  1. Короткий учебный курс, посвященный определенной теме или проблеме, предполагающий активность, личную заинтересованность слушателей и внесение ими личного вклада в образовательный результат
  2. Интерактивная форма методической работы, целью которой является передача методистом - мастером опыта решения педагогических проблем педагогам путем прямого и комментированного показа приемов работы
  3. Публичное обсуждение или освещение каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди и/или в порядке, определяемом организатором на основе содержательного плана
  4. Вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.

25. Какая область психологической науки  разрабатывает  методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности:

  1. Теоретическая психология
  2. Психодиагностика
  3. Когнитивная психология
  4. Социальная психология.

26. Как называется состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и  обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников:

  1. Комфорт
  2. Психологическая безопасность
  3. Психологический климат
  4. Сотрудничество.

27. Основным признаком педагогической компетентности является

1.Готовность и способность к решению разных типов педагогических задач

2.Эрудиция и осведомленность в области педагогики

3.Самостоятельность и ответственность в педагогическом труде

4.Умение соответствовать требованиям профессионального педагогического сообщества.

28. Педагогическая импровизация – это

1.Сопереживание другим участникам педагогического процесса

2.Чувство разумной меры при соотнесении педагогических задач, условий и особенностей учащихся

3.Нахождение неожиданного педагогического решения и его сиюминутное воплощение

4.Способность к анализу внешне скрытых свойств педагогической ситуации.

29. Андрагогика  - это

  1. Отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания
  2. Отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни
  3. Отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения  и воспитания ребенка
  4. Отрасль педагогики, исследующая исторические этапы развития педагогических идей и взглядов.

30. Акмеология – это

  1. раздел психологии развития,  исследующий психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение.
  2. раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени индивидуального развития
  3. раздел психологии развития,  изучающий закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно
  4. раздел психологии развития, исследующий  такие образования как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д.

Нормативно-правовой блок

31. Какой орган Российской Федерации является представительным

и законодательным?

1.  Совет Федерации        

2.  Федеральное Собрание

3.  Государственная Дума

4.  Правительство Российской Федерации.

32. Какой орган Российской Федерации является исполнительным?

1.  Совет Федерации

2.  Федеральное Собрание

3.  Государственная Дума

4.  Правительство Российской Федерации.

33. Государственную власть в Республике Татарстан осуществляют:

1. Президент Республики Татарстан

2. Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан

3. Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан

4. Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, суды Республики Татарстан.

34. Какой орган Республики Татарстан является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти:

1. Государственный Совет Республики Татарстан

2. Кабинет Министров Республики Татарстан

3. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан

4. Президент Республики Татарстан.

 35. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, – это:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Закон Республики Татарстан «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4. Декларация прав человека.

36. Имеет ли Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990, преимущественное право по отношению к нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Татарстан об образовании?

1.  Да

2.  Нет

3.  В отдельных юридических случаях

4.  Все ответы верны.

37. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, "государства-участники признают право ребенка на образование, с этой целью они, в частности:

1.  Предлагают бесплатное и обязательное начальное образование

2.  Предлагают бесплатное среднее образование (общее и профессиональное.  и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования

 3.  Предлагают обязательное начальное образование, с предоставлением в случае необходимости финансовой помощи

4.  Предлагают бесплатное основное общее образование и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования.

38. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

1.  с 14 лет

2.  с 16 лет

3.  с 18 лет

4.  с 25 лет.

39. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей?

1. Да

2. Нет

3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций

4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

40. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

  1. Да
  2. Нет
  3. В особых случаях, при наличии уважительных причин
  1. Да, по согласованию с администрацией учреждения.

41. С какого возраста детей начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования?

1. С достижения детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет

2. С достижения детьми возраста семи лет

3. С достижения ими возраста шести лет пяти месяцев, но не позже достижения ими возраста семи лет

4. С любого возраста детей по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.

42. За кем, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», закреплена ответственность за качество образования выпускников?

1. Учитель

2. Руководитель учреждения

3. Учредитель

4. Образовательное учреждение.

 43. Вправе ли образовательное учреждение, имеющее лицензию, но не имеющее государственную аккредитацию на образовательные программы, выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или квалификации)?

1. Да

2. Нет

3. Да, с разрешения органов управления образованием;

4. Нет, если истек срок лицензии образовательного учреждения.

44. В какие сроки лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно государственную (итоговую)  аттестацию?

1. Через 6 месяцев

2. Через 2 месяца

3. Не ранее, чем через год

4. Не ранее, чем через два года.

 45. Основополагающий законодательный документ, определяющий сферу компетенции и ответственности образовательного учреждения, это -

1. Трудовой кодекс Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Гражданский кодекс Российской Федерации

4. Все ответы верны

46. В каком документе в обязательном порядке определяется компетенция учредителя образовательного учреждения?

1. В уставе образовательного учреждения

2. В типовом положении об образовательном учреждении

3  В законодательстве  и не требует дополнительного регулирования

4. В приказе, изданном по этому поводу собственником или органом, уполномоченным им.

47. Установление структуры управления деятельности образовательного учреждения, штатного расписания относится к компетенции и ответственности:

1. Учредителя

2.Органов управления образованием

3.Уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования

4. Образовательного учреждения.

48. В соответствии со статьей 53 Закона Российской Федерации «Об образовании», порядок комплектования работников образовательных учреждений регулируется:

1. Нормативными актами органов управления образованием

2. Трудовым кодексом Российской Федерации

3. Уставом образовательного учреждения

4. Договором.

49. Полномочия, отнесенные сугубо к компетенции и ответственности образовательного учреждения-

1. Создание, реорганизация и ликвидация муниципального образовательного учреждения

2. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам

4. Подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации.

50. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется:

1. Учредителем (учредителями образовательного учреждения и (или)  уставом образовательного учреждения

2. Собранием коллектива образовательного учреждения

3. Государством

4. Органами управления образованием.

51. Следует ли ознакомить ученика и (или) его родителей с уставом образовательного учреждения?

1. Это определяет администрация школы

2. В обязательном порядке

3. Только по просьбе ученика и (или) его родителей

4. В зависимости от порядка, установленного уставом.

52. Можно ли без разрешения учредителя внести в устав положения, разработанные и принятые образовательным учреждением?

1. Да, любые положения

2. Да, кроме положений регулирующих отношения с учредителем

3. Закон допускает это в части устава, неурегулированной законом

4. Нет, так как это противоречит законодательству.

53. Включено ли в квалификационную характеристику руководителя образовательного учреждения, согласно Единому квалификационному справочнику, обязательное требование информационной компетентности?

1. Нет

2. Да

3. Да, в рекомендательном порядке

4. Да, в зависимости от типа образовательного учреждения

54. Какой максимальный испытательный срок при приеме на работу предусмотрен законодательством для работников?

1. Не более 3 месяцев для всех категорий;

2. Не более 6 месяцев для всех категорий;

3. Для  рядовых работников – не более 3 месяцев, для руководителей и их заместителей, главных бухгалтеров – не более 6 месяцев

4. Продолжительность испытаний законодательством не регламентируется

55. Устанавливается ли испытание при приеме на работу для лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения?

  1. Да
  2. Нет

3. Да, если работник не направлен в данное образовательное учреждение решением соответствующей комиссии

4. Да, если работник не имеет профессионального образования, соответствующего профилю образовательной деятельности в учреждении.

56. Предоставлено ли право педагогическим работникам самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания?

1. Да

2. Нет

3. Да, но по согласованию с вышестоящей организацией

4. В особых случаях

 

57. Если учителю при приеме на работу дали ознакомиться с тремя образовательными программами по предмету различного уровня утверждения, какую из них он должен считать обязательной?

1. Программу, утвержденную государственным органом управления образованием

 2. Инновационную программу, опубликованную в печати

3. Программу, утвержденную образовательным учреждением

4. Любую из перечисленных программ, по своему выбору.

58. В какой срок работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам, узнав о нарушении своих прав?

1. В течение недели

2. В течение одного календарного месяца со дня нарушения прав

3. В трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права

4. В течение шести месяцев.

59. Проводится ли дисциплинарное расследование в случае поступления устной жалобы на нарушение педагогическим работником норм профессионального поведения и (или  устава образовательного учреждения?

 1. Да;

 2. Нет

 3. В особых случаях

 4. Да, по согласованию с первичной профсоюзной организацией учреждения.

60. Имеет ли право педагогический работник получить от комиссии, имеющей полномочия на проведение дисциплинарного расследования, копию поступившей на него жалобы?

1. Да

2. Нет

3. В порядке исключения

4. Да, по согласованию с заявителем.

Блок по вопросам дополнительного образования.

61. Содержание деятельности объединений Учреждения дополнительного образования детей (УДОД) определяется:

  1. Директором учреждения
  2. Методическим советом учреждения
  3. Педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования
  4. Министерством образования.

62. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются:

  1. Типовыми положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей
  2. Уставом учреждения
  3. Приказом директора учреждения
  4. Приказом управления образования.

63. Могут ли участвовать в работе объединений совместно с детьми их родители (законные представители)?

  1. Да, могут
  2. Нет, не могут
  3. Могут, без включения в основной состав, если объединение не платное, и при наличии условий и согласия руководителя объединения
  4. Могут, с разрешения выше стоящих органов управления образования.

64. Документ, формирующий содержание образования определенного уровня и целевой направленности называется:

  1. Учебным планом
  2. Расписанием
  3. Образовательной программой
  4. Учебно-методическим планом.

65. Нормативно-правовой документ, который в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях педагога,  – это:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка
  2. Устав учреждения дополнительного образования детей
  3. Типовое положение об УДОД
  4. Приказ директора УДОД о приеме педагога на работу.

66.   Какой  из принципов не характеризует УДОД:

  1. Добровольность
  2. Ориентация на интересы детей
  3. Элитарность
  4. Общедоступность.

67.  Имеет ли право представитель Министерства образования, присутствующий на занятии, делать замечания педагогу?

  1. Имеет, по формам организации деятельности детей
  2. Нет, не имеет
  3. Имеет, по технологии, используемой педагогом на занятии
  4. Имеет, по результатам занятия.

68.   Центр детского творчества – это учреждение:

  1. Профилированное
  2. Специализированное
  3. Многопрофильное
  4. Монопрофильное.

69.   Музыкальная школа – это учреждение:

  1. Профилированное
  2. Специализированное
  3. Многопрофильное
  4. Монопрофильное.

70. Какие формы организации учебно-воспитательной работы с учащимися в УДОД являются основными?

  1. Контрольное мероприятие
  2. Групповые и индивидуальные занятия
  3. Внеурочные мероприятия по профилю объединения
  4. Массовые мероприятия.

71. Каким, как правило, должен быть предельный возраст обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей?

  1. 16 лет
  2. 17 лет
  3. 19 лет
  4. 18 лет.

72.  Какова продолжительность занятий в объединениях по интересам, укомплектованных детьми в возрасте 5-6 лет?

  1. 45 мин;
  2. 30 мин;
  3. 35 мин;
  4. 25 мин.

73.  В  каком году  Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон «О дополнительном образовании»?

  1. В 2000 г.
  2. В 2001 г.
  3. В 2002 г.
  4. В 2003 г.

74. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей составляет:

  1. 16 часов
  2. 18 часов
  3. 20 часов
  4. 24 часа.

75.  Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для преподавателей 1-2 классов школ общего  музыкального, художественного, хореографического образования с 5- летним сроком обучения, 1- 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7- летним сроком обучения составляет:

1. 16 часов;

2. 18 часов;

3. 20 часов;

4. 24 часа.

76.  Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях. В соответствии с требованиями СанПиН,  рекомендуемое посещение ребенком занятий в учреждении дополнительного образования детей, составляет:

  1. Не более чем в 1 объединении
  2. Не более чем в 2 объединениях
  3. Не более чем в 3 объединениях
  4. По усмотрению родителей.

77.  За кем закреплена ответственность за реализацию образовательных программ УДОД?

  1. Руководителем объединения
  2. Руководителем образовательного учреждения
  3. Образовательным учреждением
  4. Учредителем

78.   Образовательные программы УДОД должны обеспечивать (исключите неверный ответ):

  1. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка и ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры
  2. Целостность процесса психологического и физического здоровья детей
  3. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей
  4. Непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих высшее образование.

79.  Какую из приведенных задач нельзя рассматривать как задачу дополнительного образования детей?

  1. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды
  2. Компенсация, отсутствующих в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности
  3. Непрерывное повышение квалификации специалистов УДОД
  4. Содействие учащемуся в выборе индивидуального образовательного маршрута и определением темпа его освоения

80.  Какую из приведенных форм нельзя рассматривать как активную форму обучения в УДО детей:

  1. Игра
  2. Дискуссия
  3. Просмотр видеозаписи
  4. Экскурсия.

81. Организация процесса обучения, учитывающая индивидуальные различия учащихся, называется:

  1. Индивидуализацией обучения
  2. Индивидуальным подходом в обучении
  3. Дифференциацией обучения
  4. Дифференцированным подходом в обучении.

82.  Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь,  – это:

1. Закон об образовании РФ

2. Закон о молодежи РТ

3. Конвенция о правах ребенка

4. Декларация прав человека.

83. С 1 сентября 2011 года начали действовать новые СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно предъявляемым требованиям, температура воздуха  в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять:

  1. 20-24°С
  2. 15-20°С
  3. 20-30°С
  4. 18 - 24 °С.

84.  Прием обучающихся в объединения УДОД осуществляется на основе:

  1. Направления классного руководителя
  2. Решения администрации образовательного учреждения
  3. Свободного выбора детей и их родителей или законных представителей
  4. Рекомендаций медицинских работников.

85.  Рекомендуемая численность объединений дополнительного  образования  на первом году обучения составляет:

  1. От 10 до 20 человек
  2. От 8 до 15 человек
  3. От 15 до 20 человек
  4. Не имеет ограничений.

86.  Рекомендуемая численность объединений дополнительного  образования  на третьем и последующих годах обучения составляет:

  1. От 3 до 10 человек
  2. От 8 до 15 человек
  3. От 15 до 20 человек
  4. Не имеет ограничений

87.  Учебный год в УДОД начинается:

  1. 01 сентября и заканчивается 25 мая текущего года
  2. 15 сентября и заканчивается 31 мая текущего года
  3. 15 сентября и заканчивается 25 мая текущего года
  4. 01 октября и заканчивается 31 мая текущего года.

88.  Основными направлениями деятельности педагога дополнительного образования  являются:

  1. Выявление и развитие творческих способностей обучающихся
  2. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся
  3. Формирование нравственной и духовной культуры обучающихся
  4. Все ответы верны.

89.  Зачисление обучающихся в УДОД осуществляется на срок:

  1. Предусмотренный для освоения программы
  2. Не имеющий ограничения
  3. Один год
  4. Три года.

90.  Поставьте слова: «запоминание», «систематика»,  «восприятие», «осмысление», «обобщение», «применение» в той последовательности, которая соответствует уровню усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся

  1. Систематика,  запоминание, восприятие, осмысление, обобщение, применение
  2. Осмысление, обобщение, применение, запоминание, систематика,  восприятие
  3. Восприятие, запоминание, систематика,  осмысление, обобщение, применение
  4. Восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематика.  

91. Возрастной состав объединения определяется, исходя из:

  1. Образовательно-воспитательных задач
  2. Психолого-педагогической целесообразности
  3. Санитарно-гигиенических норм и материально-технических условий
  4. Все ответы верны.

Блок по аттестационным процедурам

92. Справка о тестировании и рецензия на методические материалы прилагаются к аттестационным документам педагогических работников при аттестации:

1. На соответствие занимаемой должности

2. На первую квалификационную категорию

3. На высшую квалификационную категорию

4 Для всех категорий

93. Зачетный минимум по итогам тестирования на первую квалификационную категорию составляет:

1. 60 баллов (+ 2 апелляционных балла)

2. 70 баллов (+ 2 апелляционных балла)

3.  80 баллов (+ 2 апелляционных балла)

4.  90 баллов (+ 2 апелляционных балла)

94. Зачетный минимум по итогам тестирования на высшую квалификационную категорию составляет:

1. 60 баллов (+ 2 апелляционных балла)

2. 70 баллов (+ 2 апелляционных балла)

3. 80 баллов (+ 2 апелляционных балла)

4. 90 баллов (+ 2 апелляционных балла)

95. По «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников» за №03-339 от 29.10.11. квалификация определяется из совокупности 6 компетентностей для выявления соответствия:

1. Занимаемой должности

2. Первой квалификационной категории

3. Первой и высшей квалификационных категорий

4. Для всех

96. Процедура аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности осуществляется на основании:

1. Представления работодателя

2. Заявки работодателя

3. Представления и заявки работодателя

4. Заявления педагога

97. Документы на обязательную аттестацию педагогических работников (на соответствия занимаемой должности) принимаются:

1. В муниципальном образовательном учреждении

2. В муниципальном отделе образовании

3. В Министерстве образования и науки РТ

4. В Министерстве образования и науки РФ

98. Процедура аттестации педагогических работников для установления уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой и высшей) осуществляется на основании:

1. Представления работодателя

2. Заявки работодателя

3. Представления и заявки работодателя

4. Заявления педагога

99. Документы на заявительную аттестацию для установления уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой и высшей) педагогических работников принимаются:

1. В муниципальном образовательном учреждении

2. В муниципальном отделе образовании

3. В Министерстве образования и науки РТ

4. В Министерстве образования и науки РФ

100. Эксперт сдает в аттестационную комиссию материалы экспертизы на основе единых показателей по «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников» под ред. В.Д. Шадрикова:

1. Экспертный лист и лист самооценки

2. Экспертный лист, итоговую таблицу результатов

3. Экспертный лист, итоговую таблицу результатов, заключение экспертизы

4. Итоговую таблицу результатов, заключение экспертизы

Список рекомендуемой литературы

  1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А.    Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 17-19.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
  3.   Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2007. - 160 с.
  4.   Верба И. А. Внешкольная работа / И. А. Верба // Дополнительное образование. - 2005. – № 7. - С. 8 -10.
  5.    Герасимова Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Герасимова Людмила Акремовна. – Оренбург: ООИПКРО, 2003. – 155 с.
  6.    Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2006. - № 2. – С. 6 – 11.
  7.    Дополнительное образование В 2 ч. Ч. 1. сборник нормативных документов (2001-2006) / В. А. Березина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 106 с.
  8.   Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
  9. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.
  10. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для вузов / Е. Б. Евладова. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 352 с.
  11. Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. - СПб, 1998.
  12. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи // Внешкольник, 2000. - №3.
  13. Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе // Внешкольник, 1999 - №3.
  14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.
  15. Кождаспирова Г. М. Педагогический словарь: для вузов / Г. М. Кождаспирова, А. Ю. Кождаспиров. - М.: изд. центр «Академия», 2008. - 176 с.
  16. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие / Ю.Д. Лебедев. 3 – е изд., испр. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.
  17. Логинова Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей: учеб. пособие /Л. Г. Логинова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 240 с.
  18. Малыхина Л. Б. Концепция развития дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - № 11. – С. 7 – 15.
  19. Одаренные дети. Концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования / сост. В. А. Горский. - М.: АСТ, 2008. - 60 с.
  20. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. – 2 – е изд., доп. и перераб. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 328 с.
  21. Педагогический энциклопедический словарь / авт. – сост. В. В. Гордиев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – 528 с.
  22. Попцов С. Б. Продуктивное обучение подростков в учреждении дополнительного образования: учеб. пособие / С. Б. Попцов. – Оренбург: изд-во ООИПКРО, 2008. - 60 с.
  23. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. /А.П. Ситник – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
  24. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  25. Софронова Н. В. Организация научно-методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / Н. В. Софронова, Н. В. Бакшаева. – Чебоксары: «Клио», 2008. - 228 с.
  26. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
    образования детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.97 N 212)
  27. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65.
  28. Ходунова Л. Н. Совершенствование управления процессом дополнительного образования: методические рекомендации / Л. Н. Ходунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 52 с.
  29. Эхов С. Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение / С. Ф. Эхов // Методист. - 2008. – № 4. - С. 7 - 9.
  30. www.uroki.net/docdir.htm Для директора школы и завуча по учебной работе
  31. http://www.ubo.ru/normative/1/ Федеральный закон о дополнительном образовании
  32.  www.base.garant.ru/12183577/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  33.  www. base.garant.ru/183100/ Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями и дополнениями)
  34.  www.base.garant.ru/10164235/  Закон "Об образовании"

Литература к нормативно-правовому блоку и к блоку педагогика и психология.

Нормативные документы

Закон РФ «Об образовании» с учетом с изм., внесенных Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П,

Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 31 ФЗ) . – Режим доступа:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 – Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. – Режим доступа: Сайт ФГОС www.standart.edu.ru

Книги, учебные пособия

Андреев В.И. Педагогика: Учебн. курс для творческого саморазвития.-Казань: Центр инновц. технологий, 2000.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика М., 2007.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Части I, II, III: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004 (2005, 2006).

Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. М, 2006.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Части 4,5: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Педагогическое проектирование. Уч. пос. / под ред. Колесниковой И.А. - М.,2005.

 Полонский В.П. Словарь по образованию и педагогике. М.,- 2004.

Поташник М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополненное и переработанное / М.М. Поташник, М.В. Левит. – М. : Педагогическое общество России, 2007.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебн. для вузов.- СПб: Питер, 2001

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии - М.: Педагогическое общество России, 2001.

Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие / Под ред. Н.В.Немовой. – М.: АПКиПРО, 2004.- 116 с.

 Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной сис-темы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: Методическое пособие / Под ред. Н.В.Немовой. – М.: АПКиПРО, 2004.- 104 с.

Беляева, В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации. М.:АРКТИ, 2005.-160 с.

Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников : науч.-метод. журн. - М., 2004. – N 2. - C. 6-18 ; № 3. – С. 5-15.

 Слободчиков, В.И. Инновационное образование / В.И. Слободчиков // Школьные технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2005. – N 2. - C. 4-11.

Айсмонтас А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М: Владос-Пресс. 2002.

Зимняя  И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2003.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочество: Учеб. для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2004 – 456 с.

Педагогическая психология: Учеб. для студентов высш. учебн. заведений./ Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.

Батаршев А.В. Психология личности и общения.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.-248с.-(Психология для всех).

Электронные ресурсы:

Педагогический журнал «Учитель»

 http : // w ww.ychitel.com /

Педагогика

http://psylist.net/pedagogika/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru/window Педагогическая библиотека

http://www.pedlib.ru

Психологический навигатор - психологический портал

http://www.psynavigator.ru  

сервер, посвященный Выготскому http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm;

Журнал "Вопросы психологии"

http://www.voppsy.ru;

Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html ;

Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html;

Лаборатория профессионального развития личности ПИ РАО http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html;

Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ http://elite.far.ru .

Детская психология - интернет-портал:

http://www.childpsy.ru

Литература к блоку по аттестационным процедурам.

Приказ Минобрнауки России от24.03.10. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников»

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г.  № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»

Приказ  Министерства здравоохранения и социального развития    РФ

от 26 августа 2010 г.  №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих»

Письмо Департамента общего образования МО и Н РФ  Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2011 г.№ 10832 «Дополнения к разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников  государственных и муниципальных образовательных учреждений»

Приказ МО и Н РТ №3395/11 от 27 июня 2011 г. «Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников»

Приказ  Министерства образования и науки Республики Татарстан от 8 июля 2011 г. № 3715/11  «Об итогах аттестации работников образования РТ в 2010/2011 учебном году и задачах по аттестации на 20112012 учебный год»

Приказ МО и Н  РТ № 586/11 от 1.03.2011 г.   «Об утверждении Регламента проведения квалификационных испытаний  в письменной форме»

Приказ МО и Н РТ № 3395/11 от 27 июня 2011 г. «Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников РТ»

Приказ МО и Н РТ№ 104/12 от 12.01.2012 г. «Об утверждении Регламента по проведению аттестации педагогических  работников  Республики Татарстан»

        Приказ МО и Н РТ№ 105/12 от 12.01.2012 г. «Об утверждении Положения  об экспертной комиссии по муниципальному образованию Республики Татарстан»

Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12 января  2012 г. № 106/12  «О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан  в 2012 г.»

 Сайт  Министерства образования и науки Республики Татарстан www. mon.tatar.ru Раздел «Педагогическая аттестация»



Предварительный просмотр:

Таюпова Элеонора Камильевна

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Проблема развития системы дополнительного образования детей в Казахстане

Демократизация и гуманизация системы образования в Казахстане позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Оно потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей и реализации интересов детей.

Исследованиям в области дополнительного образования посвящены диссертационные работы таких российских ученых как В.А.Березиной [1], А.В.Скачкова [2], А.И.Щетинской [3] и др. Проблемам становления и развития дополнительного образования детей в Республике Казахстан посвящены работы таких ученых как Л.А.Дорожкина [4], Н.Д.Жамадилов [5], В.И.Загайнова [6] и др.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен. Однако его практическое использование и законодательное оформление отличаются исключительной дивергентностью. Отсутствие четкости и нормативной корректности исходных понятий, несомненно, создает сегодня основное проблемное поле системного становления этого типа образовани. Можно сказать, что дополнительное образование детей - реально действующая подсистема образования, для которой не закончился процесс ее теоретического осмысления, социально - культурного самоопределения и нормативно - правового утверждения.

Следует отметить, что в первоначальной редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 7 июня 1999 года № 389 - I) [7] был обозначен один вид системы дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых, то вносило много сложностей и неразбериху в понимание данного вида образования. В новой редакции вышеуказанного Закона (от 27 июня 2007 года № 222 - III) было уточнено что, (Гл. 4, ст. 23): «…образовательные учебные программы дополнительного образования в зависимости от содержания и направленности подразделяются на учебные программы: дополнительного образования обучающихся и воспитанников; переподготовки и повышения квалификации специалистов» [8,с.10].

Директор Республиканского учебно-методического центра Н.Д.Жамадилов, в своей работе указывает на то, что в 90-х годах произошло превращение внешкольных организаций в организации дополнительного образования детей и юношества, а само дополнительное образование в наше время стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования [5, с.26].

Дополнительное образование как понятие появилось с выходом Закона Республики Казахстан «Об образовании» 7 июня 1999 года [7] и продолжает свое эволюционное развитие.

Вслед за этим, 22 июня 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждается «Положение о деятельности внешкольных организаций» [9], регулирующее все вопросы, связанные с внешкольными учреждениями, перед которыми, согласно Положению, ставятся следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей; организация содержательного досуга; формирование гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни подрастающего поколения; адаптация детей к жизни в обществе [11].

Дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал: выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения через решение проблемы занятости детей.

Литература:

1            1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. … канд. пед. наук. - Москва, 1998. – 147 с.

2            Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1996. – 24 с.

3            Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 1999. – 34 с.

4            Дорожкина Л.А. Сущность внешкольного воспитания // Менеджмент в образовании. – 2003. - № 4. - С. 18-30.

5            Жамадилов Н.Д. Позаботимся о нашей опоре и надежде. – А.: Современное столичное образование. – 2004. - №3. – С.25-29.

В соответствии с государственными документами РК в области образования (Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года [3]; Государственная программа «Образование» [4]; Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 г. [5]; Положение о деятельности внешкольных организаций, от 22.06.2001 года  [6] и др.) одной из важнейших задач развития личности ребенка является обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе создания программ нового поколения, ориентированного на развитие способностей ребенка, психолого-педагогической поддержки одаренных детей.

Для нашей Республики Казахстан в сфере дополнительного образования наиболее актуальным сегодня является вопрос касающийся программно-методического обеспечения образовательного процесса дополнительного образования детей, который представляет собой проблемное направление в работе педагогов. Лишь не многие  педагоги дополнительного образования имеют сегодня свои авторские образовательные программы, некоторые работают по типовым программам, некоторые вообще не имеют программ, а имеют только планы работы кружков. К сожалению, эта работа осложняется рядом обстоятельств:

-не разработана нормативно-правовая база программирования дополнительного образования детей;

-отсутствуют единые требования к программам;

-не сформирован понятийный аппарат;

-продолжается дискуссия по вопросу классификации построения программ и др.

Название раздела

Типичные ошибки

Пояснительная записка

- отсутствует краткая характеристика предмета;                                                          - не раскрывается актуальность, новизна программы

Цели и задачи

- не всегда различаются понятия «цель» и «задача»;                                         - отмечается несоответствие задач поставленным целям;                                                    - несоответствие поставленных целей срокам реализации программы;                                                                                             - отсутствие разделения задач на «образовательные», «развивающие», «воспитательные»

Условия реализации программы

- отсутствие временных границ прохождения программы;                                   - отсутствие условий набора;                                                                                        - отсутствие режима занятий.

Описание форм и методов проведения занятий

- непонимание различия понятий «форма» и «метод» обучения

Учебно-тематический план

- встречается поурочное планирование вместо разделов программы;                                                                                                    - не указывается итоговое количество часов на год, не всегда итоговое количество часов соответствует нормативам;                                                          - учебно-тематический план составлен не на весь период обучения. (Например, программа рассчитана на 5 лет обучения, а учебно-тематический план прописан только на 1-2 года);                               учебно-тематический план и содержание программы проектируются без учета возраста. (Например, «программа рассчитана на детей от 8 до 16 лет».   В программе, рассчитанной на детей младшего школьного возраста, планируются темы, требующие базовых знаний учащихся старших классов

Содержание

- неумение  «телеграфным» стилем перечислить содержание раскрываемых тем (теория и практика)

Ожидаемые результаты

- отсутствие конкретных знаний, умений и навыков по каждому году обучения;                                                                                                                      - конкретные знания, умения, навыки по содержанию не отличаются от содержания программы;                                                                                                       - называются знания, умения, навыки, которые невозможно оценить

Материально-методическое обеспечение

- отсутствие описания оборудования, материалов, необходимых для реализации программы

Литература

- отсутствие или неправильное оформление списков литературы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках музыки 

Двадцать первый век-это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое количество информационных технологий применяется в дополнительном образовании . Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении занятия ., делает занятие  более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. На уроке музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности  , способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.

Самый доступный способ применения информационных технологий – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при занятий. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах , зрительное восприятие  материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Во многих школах занятия  проводятся в  актовом зале, где нет должных условий для проведения мероприятий, в таком случае очень выручает использование компьютерных технологий, а особенно мультимедиа проектора. Можно применять мультимедиа в различных видах  деятельности, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете.

Я в своей практике часто даю ученикам задания найти определенный материал в интернете, сейчас есть множество сайтов, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыки различных стилей, и направлений, а также тексты, история создания, и аудиозаписи различных песен.

Например, если ученикам понравилась та или иная песня, то я даю им задание зайти на определенный сайт, где они могут послушать несколько вариантов исполнения этой песни, скачать ее текст, и даю задание дома сравнить несколько вариантов исполнения этой песни. Подобное задание даю и по прослушиванию классической музыки. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства.

Подобные задания я считаю важными потому что, поток информации, исходящий сейчас из всех средств массовой информации, среди которых и Интернет, неограничен. И я считаю важным, что задача учителя – направить этот поток в нужное русло, обратить внимание учащихся на полезных сайтах, научить правильно добывать и обрабатывать информацию.

Одним из видов домашнего задания является подготовка сообщений по определенным темам, иногда прошу подкрепить свое сообщение презентацией, за сообщение с использованием презентации я ставлю две отметки. Такой вид заданий очень полезен, потому что, для подготовки презентации ученик должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, ученик проявляет свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в средней общеобразовательной школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:

– прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность) ;
– вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен)
– изучение истории и теории музыкального материала,

– получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет.

Применение информационных технологий  способствует:

– личностному развитию учащихся;
– повышению интереса школьников к урокам музыки;
– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
– воспитанию активности и самостоятельности;
– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;
– Формированию у школьников основ теоретического мышления.



Предварительный просмотр:

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.

Д.Д.Шостакович.

… музыка- источник радости мудрых людей, она способна вызывать и в народе хорошие мысли…

Сюнь- цзы.

Программа:

9.45-10.00- встреча гостей. Малофеев А.И. выставка Шипилов В.Н.

10.00-10.15- представление школы, учителей музыки (каб.103) заместитель директора по ВР Карпенкова О.Н.

10.15-10.45 презентация учебно-методического комплекса по предмету «Музыка и пение» Карпенкова О.Н.

10.45 -11.15- «Инновационный подход к конструированию уроков музыки»+ Защита проекта «Актуальность казахских народных музыкальных инструментов в наши дни» Учащиеся 4 класса Титова Т.В

11.15-11.45- Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой(комплекс)Горбатова О.М., сш № 4

11.45-12.15-кофе- брейк

12.15-14.00 .-«Формы и методы составления заданий текущего и  рубежного контроля» Титова Т.В. Компетентностно-ориентированные задания (составление)-работа в группах.

14.00-14.30- Использование нетрадиционных форм работы на  уроках музыки, как средства творческого развития учащихся. Кульченко Е.М.

Музыка- единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ.

Стендаль.

«Инновационные формы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках музыки»

Средняя школа № 17.