Самопознание

Титова Татьяна Витальевнпа

Предварительный просмотр:

План урока «Самопознание»

Школа № 17 Дата 05.04.2014 №_        Тема: Раскрой мне природа свои объятья

Ценность - ненасилие            

Качества: ответственность, милосердие, оптимизм, миролюбие

Педагог: Титова Т. В. Класс: 9А Кол-во уч-ся 17

Цель: Показать значимость общечеловеческой ценности ненасилие, как основного принципа взаимодействия человека и природы

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся об особенностях единства всего сущего.
  2. Развивать навыки не только не причинять вред всему сущему, но и совершать действия к облегчению страданий всему нуждающемуся.
  3. Воспитывать в себе ненасилие, как основу, содержавшую все добродетели.

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. На свет.
  2. Проверка домашнего задания.

Просмотр видеороликов:

  1. Грин пис против бурения глубоководных скважин в арктике
  2. Грин пис обвиняют в пиратстве.

Вопросы:

  1. Почему произошел подобный конфликт?
  2. Зачем люди делают то, что заведомо обречено на провал?

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует».
Иоганн Гёте

Вопросы:

  1. Как вы понимаете это высказывание?
  2. В чем таинство появление человека?
  3. В чем предназначение человека?
  4. Почему человек совершает насилие? (недостаток любви, насилие как реакция на изменения, насилие – как желание переделать мир под свое представление о мире).

  1. Рассказывание истории (беседа).

О Махатме Ганди (просмотр видеоролика)

Вопросы:

  1. К чему призывал Махатма?
  2. Что предстояло пережить людям, которые пойдут за ним?
  3. Почему он считал, что ненасилие – оружие сильных?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Думай о хорошем

Смотри на хорошее

Слушай хорошее

Говори хорошее

Делай хорошее – вот путь к счастью

Претворить это выражение в кластере – рисунке

  1. Групповое пение.(песня звучит в видеоклипе с кораоке текстом, переведенном на русский язык)

Текст песни Майкл Джексон - Песня Земли

What about sunrise
What about rain
What about all the things
That you said we were to gain...
What about killing fields
Is there a time
What about all the things
That you said was yours and mine...
Did you ever stop to notice
All the blood we've shed before
Did you ever stop to notice
The crying Earth the weeping shores?

  1. Домашнее задание.

Проект – мое поколение за красивую и чистую планету.

  1. Заключительная минута тишины.



Предварительный просмотр:

План урока «Самопознание»

Школа №17 Дата : 17.04.2014 № 28 Тема Нескудеющая сила мудрости

Ценность: общечеловеческие ценности  

Качества: самоанализ, поиск истины в самих себе, бескорыстное служение людям, позитивное мышление, сохранение памяти культурного наследия.

Педагог: Титова Т.В. Класс 9А Кол-во уч-ся 17

Цель: Углубление представлений учащихся об общечеловеческих ценностях как основы мудрости.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «мудрость» как высшее проявление истины.
  2. Развивать стремление бескорыстного служения людям и позитивного мышления
  3. Воспитывать бережное отношение к памяти культурного наследия.

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. На свет.
  2. Проверка домашнего задания.

Стихотворение Кадыра Мырзалиева «Не говорила бабушка моя»

Вопросы:

  1. О чем предостерегает бабушка?
  2. Почему автор поставил в ряд слова «стара, мудра, добра»? Какая между ними связь?
  3. Не говорила бабушка моя… закончите фразу.
  4. О каких общечеловеческих ценностях говорим?
  5. Можно ли сказать, что мудрость и есть проявление общечеловеческих ценностей? Поясните свой ответ.

Примечания

Любовь, ненасилие, истина, внутренний покой, праведное поведение

  1. Позитивное высказывание (цитата).

 «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняем ум мудростью»

Иммануил Кант (1724-1804)

Вопросы:

  1. Как вы понимаете это высказывание?
  2. Что олицетворяет собой звездное небо над головой?

  1. Что Кант подразумевает под «моральным законом»?  
  2. Кто основал этот закон внутри нас?

(Составьте список из предложенных качеств в два столбика: «врожденные качества» и «приобретенные»).

  1. Что их объединяет?
  2. Как общечеловеческие ценности проявляется в человеке?

Свобода, позитивное мышление, небо как мудрость вселенной, наблюдающей за нами

Общечеловеческие ценности

Через Мудрость

Притча о сыне мудреца

  1. Рассказывание истории (беседа).

 Просмотр видеоролика из фильма «Мирный воин»

Вопросы:

  1. Как Сократ заставил Дена заинтересоваться походом на гору?
  2. Что ожидал там увидеть Ден? Почему разозлился?
  3. Какие качества приблизили Дена к осознанию мудрости?
  4. Какое главное правило мудрости?

  1. Творческая деятельность, групповая работа. Ведущий. Прошу каждого из вас вспомнить свою жизнь, прошедшую до нынешнего момента.
    Невидимый волшебный фонарь, горящий в центре нашего круга, освещает твою память, помогая выявить самые важные события. Конечно же, вспомнить абсолютно все невозможно. Это и не нужно. Вот луч волшебного фонаря освещает один из самых дальних уголков твоей памяти. Вернись к тому моменту в своей биографии, который можно считать первым воспоминанием... Сколько тебе было в тот день — три года? Может быть, чуть больше? А может, меньше?.. Что тогда произошло с тобой такое, что помнится до сих пор?.. Как оценить то событие — было ли оно твоим успехом или неудачей?.. Не всякое событие можно однозначно отнести к успеху или неудаче. Но со
    бытие было, оно врезалось в память, а значит, оно каким-то образом повлияло на твою жизнь. В результате этого события ты изменился, для тебя оно имело значение...
    Волшебный фонарь может осветить и другие события. Давай пойдем дальше по маршруту твоей жизни, останавливаясь в те моменты, которые по тем или иным причинам оказались для тебя значимыми... Сейчас они всплывут в твоей памяти. Ты сам вправе выбирать, стоит ли напрягаться, воссоздавая подробности, или, не задерживаясь, идти дальше. Вспоминай те дни, часы, минуты, которые были для тебя очень удачными. Те мгновения, которые ты проживал как триумфатор, въезжающий в город на белом коне...
    Однако постарайся не бежать от воспоминаний и о тех событиях, которые можно рассматривать как моменты неудачи. Может быть, и о них стоит все-таки вспомнить? Они произошли. Они остались в памяти. Они повлияли на тебя. Они изменили тебя. Значит, они нужны тебе...

    Свет волшебного фонаря, горящего в центре нашего круга, становится все менее ярким, поскольку его перебивает свет сегодняшнего дня, свет настоящего..

 

  1. Групповое пение.

Угасает в руке свеча

Только в сердце живет ЛЮБОВЬ

Для нее ты живешь сейчас

Возрождаясь из пепла вновь

Научись смотреть вдаль

Подними глаза ввысь

Ты поймешь, ВНУТРИ ЕСТЬ РАЙ

Осознаешь свою жизнь

Научись смотреть вдаль

Подниму глаза ввысь

Я пойму ВНУТРИ ЕСТЬ РАЙ

Осознаю свою жизнь

2. В полуночной мгле луна

Звезды шепчут об одном

Что взойдет и моя звезда

И осветит весь мир ДОБРОМ

Будешь ВЕРИТЬ в себя всегда

Станешь радовать всех вокруг

В ТВОЕМ СЕРДЦЕ ЖИВЕТ БОГ

И весь мир для тебя друг

Буду верить в себя всегда

Стану радовать всех вокруг

В МОЕМ СЕРДЦЕ ЖИВЕТ БОГ

И весь мир для меня друг

Расстаются когда ложь

Засыпают когда тьма

Если в сердце живет ЛЮБОВЬ

Значит, боль навсегда ушла

Просто ты ПОВЕРЬ В СЕБЯ

Просто СЕРДЦЕ СВОЕ ОТКРОЙ

Подними глаза в небеса

Ощути МИР И ПОКОЙ

  1. Домашнее задание.

«Две сохи», «Сокровище», «Язык и зубы»

Сочинить историю, в основу которой легла мудрость: «нужно думать над каждым словом, которое собираешься произнести», «нужно наслаждаться каждым мгновением жизни», «труд украшает того, кто трудится»

  1. Заключительная минута тишины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

План урока «Самопознание»

Школа___________________Дата__________№_____Тема__________________________

Ценность____________________              Качества_______________________________

Педагог_____________________________________Класс_______Кол-во уч-ся_______

Цель:

Задачи:

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.
  2. Проверка домашнего задания.

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

  1. Рассказывание истории (беседа).

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

  1. Групповое пение.

  1. Домашнее задание.

  1. Заключительная минута тишины.



Предварительный просмотр:

План урока «Самопознание»

Школа___________________Дата__________№_____Тема__________________________

Ценность____________________              Качества_______________________________

Педагог_____________________________________Класс_______Кол-во уч-ся_______

Цель: Расширить представление об общечеловеческой ценности «внутренний покой» как основе миропонимания важности  времени.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «в ногу со временем» через понимание важности каждого момента жизни.
  2. Развивать стремление жить «здесь и сейчас».
  3. Воспитывать потребность жить по системе «мысли, слова и дела»

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой (на свет)
  2. Проверка домашнего задания (пословицы и поговорки соотнесенные с общечеловеческими ценностями)

Примечания

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Счастье - это ПУТЬ, а не пункт назначения.

Нет другого времени для того чтобы быть счастливым кроме… СЕЙЧАС!»

Вопросы:

  1. Как вы понимаете это высказывание?
  2. Счастье – это мечта, почему же в этой цитате счастье – это путь?
  3. Что сопровождает вас по пути к счастью?
  4. Что поможет человеку быть счастливым в разных моментах жизни? (быть полезным, служение людям)

  1. Рассказывание истории (беседа).

Даже тысяча лет бесполезна

      Царь Яяти умирал. Ему было уже сто лет. Пришла Смерть, и Яяти сказал: «Может быть, ты заберёшь одного из моих сыновей? Я ещё не пожил по-настоящему, я был занят делами царства и забыл, что должен буду покинуть это тело. Будь сострадательной!» Смерть сказала: «Ладно, спроси своих детей».

У Яяти была сотня детей. Он спросил, но старшие уже стали хитроумными. Они выслушали его, но не сдвинулись с места. Самый молодой — он был очень юн, ему исполнилось всего шестнадцать лет — подошёл и сказал: «Я согласен». Даже Смерть почувствовала к нему жалость: если столетний старик ещё не пожил, то что же говорить о шестнадцатилетнем мальчике?

Смерть сказала: «Ты ничего не знаешь, ты — невинный мальчик. С другой стороны, твои девяносто девять братьев молчат. Некоторым из них по семьдесят — семьдесят пять лет. Они стары, их смерть скоро придёт, это вопрос нескольких лет. Почему ты?»

Юноша ответил: «Если мой отец не насладился жизнью за сто лет, как я могу надеяться на это? Всё это бесполезно! Для меня достаточно понимать, что если мой отец не смог нажиться на свете за сто лет, то и я не наживусь, даже если проживу сто лет. Должен быть какой-то иной способ жить. С помощью жизни, похоже, нельзя нажиться, так что я попробую достигнуть этого с помощью смерти. Позволь мне, не твори препятствий».

Смерть забрала сына, и отец жил ещё сто лет. Затем Смерть пришла вновь. Отец был удивлён: «Так быстро? Я думал, что сто лет — это так долго, нет нужды волноваться. Я ещё не пожил; я пытался, я планировал, теперь всё готово, и я начал жить, а ты пришла снова!»

Так происходило десять раз: каждый раз один из сыновей жертвовал своей жизнью, и отец жил.

Когда ему исполнилась тысяча лет, Смерть снова пришла и спросила Яяти: «Ну, что ты думаешь теперь? Я снова должна забрать одного сына?»

Яяти сказал: «Нет, теперь я знаю, что даже тысяча лет бесполезна. Всё дело в моём разуме, и это не вопрос времени. Я снова и снова включаюсь в одну и ту же суету, я стал привязанным к пустой трате бытия и сущности. Так что это теперь не помогает».

Вопросы:

  1. Почему отец не захотел отдаться в руки смерти?
  2. Каким образом он измерял свой жизненный путь? (столетиями, а не поступками)
  3. Этот человек стал счастливым, проживя столько лет? Поясните свой ответ.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

В течении 5 минут нарисовать картину, которая поможет всем людям ценить время и наслаждаться каждым моментом жизни.

  1. Групповое пение.

Пpизpaчно все в этом миpе бушующем
Есть только миг, зa него и деpжись
Есть только миг между пpошлым и будущим
Именно он нaзывaется "жизнь"

Вечный покой сеpдце вpяд ли обpaдует
Вечный покой для седых пиpaмид
А для звезды, что соpвaлaсь и пaдaет
Есть только миг, ослепительный миг.

Пусть этот миг вдaль летит сквозь столетия
Hо не всегдa по доpоге мне с ним
Чем доpожу, чем pискую нa свете я
Мигом одним, только мигом одним.

Счaстье дaно повстpечaть иль беду еще
Есть только миг, зa него и деpжись
Есть только миг между пpошлым и будущим
Именно он нaзывaется "жизнь".

  1. Домашнее задание.

Описать историю жизни человека, который по вашему мнению живет в ногу со временем.

  1. Заключительная минута тишины.