7.Педагогические разработки

Наумова Татьяна Николаевна

7.Педагогические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

по дисциплине: Психология

Тема:  «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

,

студентка группы 3Д 52 В

2015 - 2016 учебный год

План

Введение                                                                                                                      3

1. Понятие о внимании                                                                                               4

2. Особенности внимания у детей дошкольного возраста                                      7  

3. Пути и способы поддержания устойчивого внимания у детей дошкольного возраста                                                                                                                      10  

Заключение                                                                                                                13                                                                            

Список литературы                                                                                                   14

Приложение

Введение

        Внимание - это сложное многоуровневое явление, порождающее множество споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.

        Внимание классифицируется по объекту (чувственное и интеллектуальное), по заинтересованности (непосредственное, опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).

        От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.

        Внимание - важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. 
        Цель домашней контрольной работы - изучить способы развития внимания у детей дошкольного возраста.

        В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:

-раскрыть понятие о внимании;

- дать характеристику видов и свойств внимания детей дошкольного возраста;

- описать особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста;

- выделить  пути и способы развития устойчивого внимания у детей дошкольного возраста;

- составить рекомендации для воспитателей детского сада по развитию и поддержанию устойчивого внимания у детей дошкольного возраста.

1. Понятие о внимании

        Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.

        Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами, к ним относят: сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, объем и распределение внимания.         Объем – количество информации, способной удержаться в сознании. Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте. Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность. Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.        Распределение  рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.        Нарушение любого из этих свойств приводит к аномалиям в развитии внимания у детей.

        Таким образом, под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте.

        В психологии описан ряд разновидностей внимания. Нередко выделяют внешнее, обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли и переживания.

        В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) внимание.

        Непроизвольноевнимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения. Временной диапазон непроизвольного внимания достаточно широк. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Вместе с тем какое-то поразившее  событие может приковать внимание на долгий срок. Это особенно характерно для детей.

        Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность) и субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему.

        Произвольное внимание вызывается сознательно. Это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание определенного уровня которого связано с волевыми усилиями. Его функционирование обусловлено задачей, стоящей перед человеком. Произвольное внимание наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности.

        Роль внимания заключается в обеспечении психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и успешной работы сознания. Оно пропускает через себя все, что входит в душу человека из внешнего мира, поскольку является формой организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности ее на объектах, имеющих для нее определенное значение.

        Внимание детей дошкольного возраста имеет следующие особенности:

        1) непродолжительная сосредоточенность, склонность к значительным колебаниям. В течение короткого времени дети неоднократно переходят от одного вида деятельности к другому, по несколько раз меняют свой замысел;

        2) податливость внешним воздействиям. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает внимание ребенка от деятельности;

        3) в зависимости от вида занятий. 4-летние дети способны 20 и более минут внимательно слушать интересную сказку или смотреть мультфильмы. Однако они будут отвлекаться от неинтересных занятий через 5 мин. после их начала;

        4) несостоятельность переключение по своему усмотрению с одного объекта на другой при отсутствии произвольной психической регуляции;

        5) зависимость от возраста детей. Чем младше дети, тем меньше они могут сосредоточиться на словах взрослого, поскольку их внимание больше привлекают яркие, привлекательные предметы (слова только сопровождают их). В среднем и старшем дошкольном возрасте слова взрослого приобретают значительно более важное значение для ребенка, она уже само-инициативно направляет на них свое внимание;

6) слабый распределение внимания (невозможность одновременно выполнять два или более видов деятельности), небольшой объем (несостоятельность содержать много объектов за короткий промежуток времени).

        В жизни и деятельности ребенка внимание выполняет разнообразные функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в определенный момент психические и физиологические процессы; способствует отбору информации в соответствии с потребностями ребенка; обеспечивает выборочную, кратковременную или длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. С ней связаны направленность и избирательность познавательных процессов, точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

        Если дети сосредотачивают свое внимание не на том, что объясняет им воспитатель, а на том, что происходит за окном, на мечтах об игре, они ничего не воспримут и не поймут из того, что им рассказывает педагог. Однако рассуждения, советы, оценки воспитателя им особенно нужны, ведь без них их деятельность не будет нужной правильности, целесообразности, надлежащей организованности. Слово воспитателя является указателем в меняющейся деятельности дошкольников, побуждает их к внимательности.

        В дошкольном возрасте все виды и свойства внимания претерпевают существенные изменения, основными из которых являются: расширение объема; повышение устойчивости; развитие способности к переключению и распределению; формирование произвольного внимания. Эти изменения разнообразят внутреннюю жизнь ребенка, способствуют расширению его мировоззрения.

        

2. Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста.

        Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

        Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально,  он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период - младший школьный возраст.

        Внимание ребенка младшего дошкольного возраста характеризуется рядом специфических особенностей.

        1. Ребенок младшего дошкольного возраста способен сосредоточиться на очень короткое время. Внимание его подвержено значительным колебаниям.
        2. Внимание ребенка  легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает внимание ребенка от деятельности.

        3. Внимание привлекается ярким, сильным, неожиданным раздражителем. Ребенок младшего дошкольного возраста не в состоянии правильно управлять своим вниманием.

        4. Не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состоянии переключать его по своему усмотрению с одного объекта на другой, т. е. переключение развито слабо.
        5. Чем младше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, с которыми к ним обращается взрослый. Слова взрослого не привлекают их внимания или привлекают частично. Внимание детей легче сосредоточивается на ярких, привлекательных предметах. Слова же взрослого лишь сопровождают наглядно воспринимаемые ребенком предметы. Только к среднему и старшему детскому возрасту слова взрослого приобретают настолько сильное значение, что сами по себе могут привлечь внимание ребенка.

        6. Распределение внимания у детей дошкольного возраста развито еще слабо. Ребенок практически не в состоянии выполнять два или более видов деятельности одновременно.

        7. Внимание детей младшего дошкольного возраста характеризуется небольшим объемом .

        8. Правильно выбранные формы и методы работы позволяют воспитателю активно влиять на развитие внимания детей.

        Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

        На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

        Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

        

3. Пути и способы поддержания устойчивого внимания у детей дошкольного возраста

        Развитие внимания дошкольников зависит от характера общения взрослых с ними, от того, как организована их деятельность Способствует этому режим дня, который дисциплинирует жизнедеятельность детей, облегчает перекключения, распределение, концентрацию их внимания Для развития внимания могут быть использованы различные игры, в которых дети играют роли взрослых, героев любимых сказок, рассказов.

        Внимание детей в процессе занятий обеспечивает их интеллектуальная активность, поэтому занятия должно быть организовано на научной основе, учитывать требования педагогики, психологии, гигиены и т.п. Поскольку у детей дошкольного возраста лучше развита непроизвольное внимание, воспитатель должен прежде опираться на нее, при этом предлагая задачи, которые активизируют произвольного внимания.

        Для развития внимания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с успехом могут быть использованы различные игры.
        Играя, ребенок живет, действует так, как действуют взрослые, как действуют герои его любимых сказок, рассказов и т. д. «Программа воспитания и обучения в детском саду» кроме игр и занятий с детьми раннего возраста предусматривает чтение им небольших сказок, потешек, прибауток, колыбельных песенок. Все это не только способствует развитию речи, умению слушать, но и стимулирует развитие внимания. Так, например, с детьми от 1 года до 1 года 3 месяцев можно использовать чтение потешки «Сорока, сорока». Занятие проводится с небольшим количеством детей. Воспитательница легко водит своим пальцем по ладони ребенка и ритмично, нараспев читает: «Сорока, сорока, где была?» — «Далёко. Кашку варила, деток кормила...». Далее воспитательница берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...» Таким образом она проигрывает потешку с каждым ребенком, который участвует в занятии. Другие дети в это время слушают и следят за действиями воспитательницы.         Это занятие позволяет выработать у ребенка способность не только сосредоточиваться на короткое время, когда воспитательница читает текст потешки непосредственно ему, но и на более длительное время, когда потешка читается другим. Развитию переключения внимания, а также объема внимания способствуют игры типа «Маленькие и большие ножки», «Заинька, выходи».

        Весьма продуктивным для развития внимания является наблюдение детей за птичкой в клетке, за цыплятами, за автомобилем и другими объектами. Это же можно сказать и об играх и занятиях с предметами (нанизывание колец на стержень, построение башенки из кубиков, собирание, складывание матрешки и т.д.).
        Игры на классификацию типа «Что нужно?» также способствуют развитию внимания. К этому типу можно отнести игры «Накроем стол для гостей» (называется посуда), «Посадим сад» (называются фруктовые деревья), «Мебель», «Одежда» и т. д.

        Произвольное внимание развивают игры, в которых дети описывают предмет, не глядя на него, находят в нем существенные признаки, узнают предмет по описанию. Описание предмета, не глядя на него, требует высокоорганизованного внимания, хорошо развитых его свойств. К числу таких дидактических игр можно отнести: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио» и др.
        Содержание и характер деятельности, которую организовывает воспитатель детского учреждения, определяют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которым он работает. При организации своей работы должен опираться на следующие положения. Чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей группе длительность занятий составляет 10-15 мин, в средней 20-25 мин, в старшей 25- 30 мин.

        Интеллектуальная активность детей в процессе занятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, психологии и гигиены. Поскольку у детей детского возраста сильнее развито непроизвольное внимание, воспитатель должен опираться на него в своей работе. Причем в процессе работы он должен давать такие задания, которые требуют от детей и произвольного внимания.

        Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение дня. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые притупляют интерес детей к работе, снижают их внимание. Рациональное чередование видов деятельности способствует поддержанию устойчивого внимания. Так, например, после занятий физкультурой, когда дети очень возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности.

        Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре), поскольку на последующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. А это, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности. Нельзя на одном занятии вводить сразу 3-5 новых компонентов.

 Таким образом, результативность развития свойств внимания обеспечивают правильно построенный воспитательный процесс, различные формы, методы, приемы работы с дитьми, знания воспитателем детской психологии и особенностей детей в дошкольной группе, уважение и доверие к их личности.

Заключение.

        В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника.

        Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

        Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.

        Результативность развития свойств внимания обеспечивают правильно построенный воспитательный процесс, различные формы, методы, приемы работы с детьми, знания воспитателем детской психологии и особенностей детей в дошкольной группе, уважение и доверие к их личности. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию – М., 1976.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов – Спб: Питер, 2007.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: в 3 кн. - 4 изд. – М.ВЛАДОС, 2003 – кн.2: Психология образования.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Составители А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская/ Спб: Изд. «Питер» - 2000.

5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского/ Учебное пособие – М. «Академия» - 2003.

Приложение

Рекомендации

 для воспитателей ДОУ

по поддержанию устойчивого внимания детей

        Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

        Приемы привлечения и удержания внимания детей.

1. "Голосовая и эмоциональная модуляция" Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.

2. "Изменение темпа речи" Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.

3. "Прерывание речи, использование антиципации" (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.

4.«Провалы памяти» «Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.

5. "Жестикуляция" Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

6. "Риторические вопросы" Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.

7. "Контрольные вопросы" Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.

8. "Активное ассистирование" Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.

9. "Экстрараздражители" Как бы случайно, но главное -внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.

10. «Ошибка воспитателя» Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» Презентацию подготовила СтуденткаЗД-52В Муромского педагогического колледжа : Наумова Татьяна Николаевна

Слайд 2

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» Януш Корчак

Слайд 3

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Слайд 4

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 5

Задачи здоровьесбережения сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Слайд 6

Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии.

Слайд 7

Технологии сохранения и стимулирования Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз Гимнастика дыхательная Динамическая гимнастика

Слайд 8

Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия Точечный массаж Занятия в бассейне Проблемно – игровые и коммуникативные игры

Слайд 9

Коррекционные технологии Сказкотерапия Песочная терапия Арт –терапия Су-Джок терапия Музыкртерапия

Слайд 10

Гимнастика пальчиковая Способствует овладению навыкам мелкой моторики Помогает развивать речь Повышает работоспособность коры головного мозга Развивает психические способности: мышление, память, воображение Снимает тревожность

Слайд 11

Дыхательная гимнастика Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения Повышает общую сопротивляемость организма

Слайд 12

Су-Джок терапия Воздействует на биологически активные точки организма Стимулирует речевые зоны коры головного мозга Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом Развивает мелкую моторику рук Развивает память, внимание, связную речь

Слайд 13

Точечный массаж и самомассаж Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье Является профилактикой простудных заболеваний Повышает жизненный тонуса у детей Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Слайд 14

Гимнастика для глаз Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз Укрепляет мышцы глаз Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Слайд 15

Релаксация Учит детей расслабляться Способствует концентрации внимания Помогает снять напряжение Снимает возбуждение

Слайд 16

Музыкотерапия Повышает иммунитет детей Снимает напряжение и раздражительность Снимает головную боль Восстанавливает спокойное дыхание

Слайд 17

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Слайд 18

Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ» Подготовила: Студентка ЗД-52В Муромского педагогического колледжа Наумова Татьяна Николаевна 2017г.

Слайд 2

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальная ОД, а так же НОД по развитию физических качеств. Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми . При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.

Слайд 3

Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для развития движений ребенка

Слайд 4

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, из чего следует, что недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей

Слайд 5

Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные возможности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Двигательная активность - необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия!

Слайд 6

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Слайд 7

Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции: Оздоровительные : охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности. Развивающие : развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки. Образовательные : обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения. Воспитательные : воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

Слайд 8

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность. Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч активных перемещений в пространстве в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Слайд 9

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый малыш имел возможность двигаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. «…Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни».

Слайд 10

Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность, даёт ребенку возможность общения со сверстниками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения. Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.

Слайд 11

На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку. Воспитатель сам определяет время , содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

Слайд 12

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим удовлетворению потребности в движениях.

Слайд 13

Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Слайд 14

Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия , основанные на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

Слайд 15

Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей

Слайд 16

Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Третий год жизни - подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т.д. Четвертый год жизни - двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также велосипеды и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. Для 5—6-летних детей широко используют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Дети самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за этими играми и корректирует их ход.

Слайд 17

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

Слайд 18

Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

Слайд 19

На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольников. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания.

Слайд 20

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных — на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье , метание, бег со скакалкой и т. д.).

Слайд 21

Детям в зале или на улице должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Воспитателям необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться: поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность всегда отводится время. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются. Полезно из отдельных разрозненных физкультурных пособий выстраивать комплексы, различные «полосы препятствий», например в группе натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, перепрыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том, как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выполнять хорошо знакомые ему движения в новых условиях. Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников. Общение детей в двигательной деятельности быстрее, естественнее и проще приводит от деятельности рядом к деятельности вместе. Здесь очень редки ссоры и всегда много эмоций.

Слайд 22

Рекомендации: 1.Предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода использовать в работе с учетом интересов ребенка к играм и разным видам деятельности. 2.Воспитателям учитывать при организации самостоятельной двигательной активности детей предшествующую и последующую деятельность детей. 3. Контролировать и направлять деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью.

Слайд 23

Используемая литература Бальсевич В.К . Физическая культура для всех и для каждого -М.:Физкультура и спорт, 1988.-207с. Игровые занятия в группах здоровья /Сост. Э.К.Ахмеров. – М.: 1991. Казин Э.М. и др. Основы индивидуального здоровья человека: учеб. пос., М., 2000. – 192 с. Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. – М.: 1979 . Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание. – М.:Медицина, 1984 Орешкин Ю.А . К здоровью через физкультуру. – М., 1990 http://detsad-journal.narod.ru Сборник статей "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по трудовому воспитанию для детей средней группы.

Тема: «Испечем печенье»

Главная задача этого занятия -научить детей замешивать тесто из определенных продуктов и взвешивать их разными способами: (весы, мерный стакан, делить масло по полам). А так же развитие фантазии при работе с тестом.

Цель: познакомить детей со способом приготовления печенья

Задачи:

Учить замешивать тесто из определенных продуктов и взвешивать их разными способами: (весы, мерный стакан, делить продукт по полам)
Развитие фантазии при работе с тестом

http://kladraz.ru/upload/blogs/5001_651cc9730ababd21d657491489638d80.jpg

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я хочу вас угостить печеньем. А вы знаете, кто его делает?

Дети: Да, кондитеры

Воспитатель: А вы знаете как его делают

Дети отвечают из своего опыта

Воспитатель: А я сегодня хочу вас научить делать печенье и побывать в роли кондитера. Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: тогда давайте вымоем руки, оденем фартуки и приступим к работе

Дети одевают фартуки, моют руки

Воспитатель: На порцию печенья нужно 200 гр. муки,200 мл молака, 50 гр. сахара, 1 ч. л. корицы и 100 гр. масла. А как нам их отмерить?

Дети: с помощью весов

Воспитатель: На столе у вас есть столовая, чайная ложки, мерный стакан, весы и таблица мер разных продуктов. Сколько нам надо для печенья муки?

Дети: 200 грамм

Воспитатель: Как мы можем ее измерить?

Дети: с помощью весов

Измерили и положили в тазик для теста

Воспитатель: А как нам можно измерить молоко?

Дети: Мерным стаканчиком

Воспитатель: сколько нам для печенья нужно корицы?

Дети: 1 чайная ложка

Воспитатель: Берем чайную ложку и засыпаем к муке

Дети выполняют задание

Воспитатель: Сколько нам необходимо сахара и масла?

Дети: 50 гр. сахара.

Воспитатель: А как нам эти продукты измерить?

Дети: С помощью весов

Воспитатель показывает, как с помощью весов можно измерить сахар.

Воспитатель: А вы знаете, что на упаковке тоже обычно пишут вес продукта?

Дети: Да

Воспитатель: Попробуйте найти его на этой пачке масла

Дети ищут цифры

Воспитатель: Кто знает эти цифры? Прекрасно, здесь 200 грамм. А как бы нам взять 100 грамм?

Дети: разделить пополам

Воспитатель: Правильно, надо разделить пополам

Воспитатель вместе с детьми отрезает необходимое колличество продуктов, и замешивают тесто. Тесто на время надо убрать в холодильник

Дети в это время упражняются во взвешивании продуктов

Воспитатель: сколько муки в этом пакете? Кто хочет взвесить?

Взвешивают

Воспитатель: А теперь попробуем отмерить мерным стаканчиком

Отмеряют

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше тесто охладилось. Теперь его надо раскатать, не забудьте посыпать стол мукой, чтобы тесто не прилипло.

Раскатали

Воспитатель: А теперь возьмите формочки. Маша, Паша, Катя - какой формы у тебя формочка?

Воспитатель: Теперь устроим соревнования, кто сможет вырезать из одного куска теста больше печенья, оставив как можно меньше отходов.

Дети вырезают печенье.

Воспитатель: Сколько у тебя Вася, Жанна, Костя получилось печенья?

Дети: 2, 3, 2

Воспитатель: Ну вот и все, наше печенье готово, правда, ребята? И его можно есть и употреблять в пищу

Дети: Нет

Воспитатель: А почему?

Дети: Его еще надо испечь

Воспитатель: А в чем можно испечь печенье?

Дети: В духовке

Воспитатель: А ребенок сам может поджечь духовку и приготовить печенье дома?

Дети: Нет

Воспитатель: А почему?

Дети: Опасно

Воспитатель: правильно, вот мы с вами сейчас положим наше печенье на противень, смазанный маслом, чтобы печенье не прилипло. Отнесем его нашим поварам и они нам его испекут. А каким станет печенье после того, как его испекут?

Дети: румяным, красивым

Воспитатель и дети идут на кухню и относят печенье

Воспитатель: а пока наше печенье готовится, вспомним все этапы работы и изобразим символами

1. Обсудим рецепт печенья

2. Отобрали нужные продукты

3. Отмерили их нужное количество

4. Перемешали продукты

5. Замесили тесто

6. Охлодили

7. Посыпали стол мукой

8. Расскатали тесто

9. Формочками вырезали печенье

10. Обмазали противень маслом

11. Выложили печенье на противень

12. Обмазали яйцом

13. Поставили выпекать духовку

14. Вынули готовое печенье

15. Попробовали

Пока составляем этапы приготовления печенья, повар принесла его и поставила на стол.

Воспитатель: А теперь ребята, я вас приглашаю попить чай с нашим печеньем

Конспект НОД по продуктивной деятельности (аппликации) в средней группе

Тема: "Подарок для мамы»

Образовательные области: художественное творчество, социализация, коммуникация, труд, музыка

Вид: формирование целостной картины мира, развитие продуктивной деятельности.

Тип: Интегрированное

Цели:

Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий.

Упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Закреплять приёмы вырезывания стебелька, цветочного горшка и листьев из бумаги.

Самостоятельно подбирать цветовую гамму, развивать художественный вкус.

Расширять и закреплять знания о цветах. Воспитывать желание выполнять работу аккуратно, доводить начатое до конца.

Развивать любознательность, общую и мелкую моторику.

Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам.

 Оборудование: картон цветной равный по размеру ½ альбомного листа; бумажные салфетки; цветная бумага, ножницы; клей ПВА, поднос, розетка с влажной губкой, розетка под клей, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Ребята, скоро мы будем отмечать праздник. Кто знает-какой?

(ответы детей)

-Правильно, праздник наших мам.

-А что обычно дарят мамам в этот день?

(ответы детей: цветы, шоколад, подарки)

-Правильно.

2. Актуализация знаний.

- Где мы покупаем подарки? (в магазине)

-Кто продает нам подарки? (продавец)

-Кто привозит подарки в магазин? (шофер)

-Молодцы!

3. Затруднение в игровой ситуации.

Ребята, мне сегодня сообщили, что машина с цветами в Надым не успевает приехать к празднику из-за погодных условий и нам с вами нужно что-то срочно придумать.

-Хотите? (да)

-Сможите? (да)

Я знаю, что у нас в саду работает женщина, которая может нам помочь. Она выращиваетцветы и ухаживает за ними. А знаете ли вы какая у неё профессия? – нет.

-А хотите узнать?- Да.

-А как узнать?

-Спросить у того, кто знает.

- Спросите.

Подходят ко взрослым и выясняют, что это цветовод.

- Молодцы! (показать картинку изображение цветовода)

- А как мы сообщим цветоводу нашу просьбу?

-Позвоним.
-Но я не знаю ее номер.

-Сходим.
- Её сейчас нет на работе.

-Напишем письмо.

- Мы не умеем писать.

4. Открытие нового знания.

- Как мы сможем это сделать?

(воспитатель рассказывает, что можно писать письмо без использования букв)

-Отправим послание с нашим пожеланием.

- Хорошо, садимся за столы.

5. Включение новых знаний в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям взять в правую руку ножницы, а в левую квадрат и срезать два нижних угла. Получится трапеция (ваза). Вазу и стебель (зеленую полоску бумаги) нужно расположить в центре. Затем скатать маленькие шарики из цветных салфеток. Выложить всю композицию целиком посередине листа.

Физминутка:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - рукой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

-Садимся на места. А теперь приклеиваем все детали по очереди, соблюдая правила. Детали кладем на клееночку, промазываем по краю. Кисточку держим за край юбочки. Намазав клей, размещаем деталь посередине и промакиваем салфеткой.

6. Итог занятия.

-Чем мы сегодня занимались? (писали письмо садовнику)

-Для чего мы его делали? (чтобы он помог нам подготовить подарки для мам)

Конспект интегрированного занятия по рисованию

в средней группе

«Домик для лисички»

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных и треугольных частей; самостоятельно выбирать цвет для окраски стен и крыши.

2. Продолжать развивать желание помочь животным.

3. Продолжать воспитывать эстетические чувства по восприятию цвета.

Задачи:

Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

Закрепить технические навыки;

Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества;

Цель:

Закреплять умение создавать прекрасное своими руками, фантазировать в процессе рисования. Закрепить знания детей геометрических фигур

Продолжать учить рисовать гуашью, смешивать краски, воспитывать аккуратность.

Методические приёмы

1. Художественное слово.

2. Музыкальное сопровождение

3. Объяснение воспитателя.

4. Наблюдение за работой детей.

5. Анализ работ воспитателем и детьми.

Материал и оборудование:

Белая бумага формат А4 для каждого ребёнка, кисти, краски, салфетки, баночки для воды, образец домика( 1шт, во время работы детей используем музыку"Звуки природы"

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».Рассматривание книг, иллюстраций.

Ход занятия.

Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем.

-Ребята, давайте с вами вспомним сказку" Лиса и заяц".

-У лисы избушка растаяла и она прогнала зайца, а потом зайцу хотели помочь и волк, и медведь, только петуху удалось прогнать лису. И стали петух и заяц жить вместе.

-Сегодня к нам пришло письмо. Отгадайте от кого?

-Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собою унесла. (ответы детей) (Лиса)

-Так вот, лиса прислала нам письмо, сейчас я вам его прочитаю:

-Дорогие ребята, у меня растаяла избушка, и теперь я осталась без дома. Прошу, помогите мне пожалуйста, нарисуйте мне новую избушку. Только, чтобы она была красивая и теплая. Большое спасибо вам!

-Ну, что, ребята, поможем лисе в её беде (ответы детей)

-Давайте пройдём на свои места и начнём работу. (дети садятся за столы)

-А как вы думаете, какой мы нарисуем избушку для лисы (ответы детей)

-Правильно, чтобы избушка не растаяла, чтоб лисе было в нёй тепло. А чтобы избушка понравилась лисе, мы её нарисуем разноцветной.

- А теперь, давайте приготовим ваши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальцы встали в ряд

(Показываем ладони пальчиками вверх)

Десять крепеньких ребят.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Эти два – всему указки

Все покажут без подсказки.

(Показываем указательные пальчики)

Эти – два середнячка

Два здоровых бодрячка.

(Показываем средние пальчики)

Ну, а эти безымянны

Молчуны, всегда упрямы.

(Показываем безымянные пальчики)

Два мизинца-коротышки

Непоседы и плутишки.

(Показываем мизинчики)

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых

(Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки)

-Давайте подумаем с чего мы начнём рисовать избушку (ответы детей)

-Правильно, сначала нарисуем фундамент-это та часть, на чём стоит корпус дома. А какую геометрическую фигуру вам напоминает фундамент (прямоугольник)

-Правильно, потом нарисуем корпус, т. е дом без крыши, а корпус дома на какую геометрическую фигуру похож (Квадрат)

-А затем рисуем крышу. Крыша будет какой формы (Треугольной)

-Потом крыльцо и окно.

-А сейчас вспомним как держим кисть?

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большой и средний. придерживая сверху указательным, сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

После того, как дети нарисовали дом, приглашаю детей отдохнуть

Физ минутка.

Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки ходьба на месте.

Стали весело кружиться

Стали звери веселить. кружатся.

Раз – прыжок, два – прыжок

Отдыхай и ты, дружок. прыгают.

По ходу занятия напоминаю, что дом дети рисуют для лисы, а раскрасить могут любым цветом, какой им понравится.

В процессе рисования уточняю, если нужно, способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приёмы закрашивания красками.

- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда- обратно, как карандашом)

-Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

-Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

Во время самостоятельной деятельности подсказываю, помогаю. Напоминаю, что окно следует рисовать только после того, как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме) .

В заключение надо отметить разную окраску, форму домов и окон, похвалить тех, кто внёс интересные дополнения в рисунок. Например:«Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево) .А здесь сделали забор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т. п. Эти особенности замечает лиса при выборе домика, в котором она хотела бы жить. Теперь у лисы есть свой красивый дом. Спасибо дети!

По окончанию работы дети проходят с рисунками на ковёр, встают полукругом, рассматривают свои рисунки, провожу анализ.

-Ребята, вы постарались, придумали замечательные домики. Молодцы.

-А лиса вам, в свою очередь, приготовила небольшие сюрпризы (достаю из конверта)

-А чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей) .

- На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Бабочки-подружки»

Цель:

• Познакомить детей с новой техникой рисования –монотипия (рисование по сырому)

Задачи:

• Способствовать развитию у детей воображения, фантазии и творчества

• Развивать у детей интерес к совместной деятельности, объединяя индивидуальные работы в общий сюжет

• Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек

• Знакомить детей с приемами релаксации

• Закрепить знания детей о процессе развития бабочки

Активизация словаря (личинка. кокон, чешуйки, пыльца, усики, хоботок)

Материал: ватман, цветная бумага, клей, кисть для клея и краски, тряпочки, клеенки, краски, бумажные силуэты бабочек, стаканы-непроливайки, влажные салфетки, фотографии различных видов бабочек, аудиозаписи: звуки лета, ветер, зонтик.

Ход занятия:

Ребята, какое время года у нас сейчас (ответы детей)

А вы бы хотели сейчас очутиться на зеленой лужайке (ответы детей)

Я предлагаю вам туда отправиться! А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие (ответы детей)

У меня есть ковер-самолет! Полетим на нем! Садитесь поскорей! А теперь закройте глазки

Раз, два, три-лети! (аудиозапись звуки ветра)

Чувствуете, как дует ветерок, он становится все теплее и теплее…

А теперь открывайте глазки. Посмотрите, какая чудесная цветочная полянка перед нами, какие на ней красивые цветы! Понюхайте носиками, чувствуете как пахнет свежей травкой, а как весело журчит ручеек и поют птицы (звуки лета)

Ой! Ребята, мне кажется, что под зонтиком кто-то есть! Я загадаю вам сейчас загадку и вы, если правильно отгадаете, узнаете кто же там!

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.

Правильно, молодцы! Это конечно же бабочка!

Какая она красивая! Посмотрите, у нее есть крылышки, туловище, голова, усики, глазки, лапки.

Какие у нее крылышки? А что у нее на крылышках есть (узоры, чешуйки, цветная пыльца)

Ребята! Бабочка принесла с собой конвертик, в нем какая-то карточка с вопросами, нам которые нам нужно ответить

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Молодцы! Бабочка очень рада, что вы знаете, как она появляется. Потому что мы недавно читали очень интересную сказку и знаем какое чудо произошло с гусеницей. А теперь давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(покружиться)

Ребята, мне кажется нашей бабочке очень скучно одной, давайте ей поможем и сделаем для нее подружек, бабочек-красавиц.

Практическая часть:

Образец выполнения бабочки

Ребята, мы сегодня с вами будем раскрашивать наших бабочек очень интересным способом. Мы будем рисовать «по–сырому» и эта техника рисования называется монотипия. Очень красивое название, правда?

Сначала нам надо будет намочить чистой водой одну сторону крыльев и пока вода не высохла, нанесем рисунок красками. Потом приложим другую сторону крыльев и с помощью волшебного заклинания:

Крибли-крабли-бумс! раскрываем крылышки. Посмотрите, как красиво получилось! Прежде, чем вы приступите к работе, мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков:

Пальчиковая гимнастика

Утром бабочка проснулась (тянемся вверх)

Потянулась, улыбнулась.

Раз - водой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

А теперь ребята приступаем к работе. (воспитатель обращает внимание детей на то, что крыло надо хорошо намочить)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя детям.

Анализ детских работ

Молодцы! Очень хорошо у всех получилось! Замечательные бабочки! А чтобы бабочки могли лететь, им надо подсушить крылышки на солнце.

А для этого таких красивых бабочек отпустим на цветочную полянку! Пусть они порхают с цветка на цветок! (Дети сажают бабочек на полянку)

Заключительная часть

Ребята! Посмотрите, какая чудесная летняя полянка у нас получилась!

Бабочек у нас много, но среди них нет ни одной одинаковой! У всех бабочек есть названия, давайте и вы своим бабочкам придумайте…

Игровая деятельность

Путешествие детей на ковре – самолёте.

НОД по образовательной области «Музыка»

 средняя группа

«Музыкальный домик»

Цель: Создать праздничную и игровую атмосферу.

Задача: Закрепить понятия высокий - низкий звук, различать динамику тихо - громко, различать интонацию голоса ласково - сердито; различать 2-х и 3-х частную форму, изменять движение со сменой характера музыки; развивать координацию и чувство ритма, различать звучание, закрепить название, музыкальных инструментов; формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах.

Ход занятия:

В музыкальном зале возле центральной стены стоит деревянный домик со ставенками. Звучит музыка, дети заходят в зал с воспитателем и садятся на стульчики. Раздается голос Петрушки из домика.

Петрушка: (муз. руководитель) Здравствуйте ребята!

Дети: отвечают.

Петрушка: Ребята, меня заколдовала страшная колдунья, и я стал невидимкой, вы меня расколдуете?

Дети: отвечают.

Петрушка: Меня смогут расколдовать только те дети, которые любят музыку. Вы любите петь играть и танцевать?

Дети: отвечают.

Петрушка:  Тогда сначала нужно громко похлопать в ладоши, затем громко потопать ножками, сильно подуть, помахать ручками.

Дети выполняют действия

Петрушка:  Ну что получилось? Вы меня видите?

Дети: отвечают.

Петрушка:  Тогда вам нужно отгадать еще и загадку:

Он с бубенчиком в руке

В сине - красном колпаке

Он веселая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

Звучит шуточная мелодия, выбегает Петрушка из домика. 

Петрушка:  Я Петрушка, Петрушка, Петрушка

Я веселый нарядный смешной

Никакая на свете игрушка,

Ни за что не сравнится со мной.

Спасибо вам большое ребята, что помогли мне. Вы знаете, там, в волшебном королевстве остались мои друзья, спасите их тоже. Поможете?

Дети: отвечают.

Петрушка:  Тили бом, тили - бом!

                       Пригласить хочу вас в дом

                       Дом большой такой чудесный

                       Кто живет в нем? Интересно?

Дети: отвечают.

Петрушка:  Тили -  бом, тили - бом!

                       Позвонить хочу я в дом

                       Позвоню, а вы смекайте,

                       И загадку отгадайте

                       Кто в домике живет?

                       Кто же в гости к вам придет?

Петрушка звонит в колокольчик, затем прячется в домик  и загадывает первую загадку.

Петрушка:  Спозаранку я встаю

Звонким голосом пою

Травку разгребаю

Зерна собираю

У меня есть гребешок

Кто я дети?.... Петушок.

Из домика слышится «Ку-ка-ре-ку!»

Петрушка достает из домика игрушечного петушка и показывает детям.

Ребята, петушок просит вас прокукарекать громким, затем тихим голосом. А еще, он хочет вам загадать загадку. На каком музыкальном инструменте любит играть петушок?

Петрушка вместе с петушком прячутся в домик и играют на маракасе. Дети отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит. Петушок предлагает ребятам сделать самим маленькие маракасы. (В яйца от киндер-сюрпризов насыпается любая крупа, получаются маленькие шумелки-маракасы).

Петрушка:  Петя, Петя-петушок

                      Петя красный гребешок

                      Очень звонко он поет

                      Всех ребят плясать зовет.

Исполняется танец с маракасами. Любая 3х-частная музыка по выбору музыкального руководителя. На 1ч. музыки – дети бегут на носочках по кругу, на 2ч. музыки – дети опускают на корточки и  ритмично стучать сильную долю маракасами об пол, 3ч. музыки – кружатся вокруг себя, выполняя движение «фонарики» с маракасами. Садятся на стульчики.

     

Петрушка:  Тили -  бом, тили - бом!

                       Позвонить еще раз  в дом

                       Позвоню, а вы смекайте,

                       И загадку отгадайте

                       Кто в домике живет?

                       Кто же в гости к вам придет?

Петрушка звонит в колокольчик и загадывает вторую загадку.

Петрушка:  Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молочко из миски пьет

Ну конечно это …. Кот

Из домика слышится «Мяу-мяу!»

Петрушка достает из домика игрушечного котенка и показывает детям.

Ребята, котенок просит вас промяукать высоким голосом, как маленькие котятки, затем низким голосом, как мама кошка. А еще, он хочет вам загадать загадку. На каком музыкальном инструменте любит играть котенок?

Петрушка вместе с котенком прячутся в домик и играют на деревянных ложках. Дети отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит.

Петрушка:  Наш котенок мурка

Беленькая шкурка

Очень любит гулять

И гусей гонять.

Ребята давайте для котенка споем и поиграем на музыкальных инструментах.

Песня «Жили у бабуси, два веселых гуся» р.н.п.

Дети делятся на две партии, одна играет куплет на ложках, другая припев на маракасах.

Петрушка:  Тили -  бом, тили - бом!

                       Позвонить еще раз  в дом

                       Позвоню, а вы смекайте,

                       И загадку отгадайте

                       Кто в домике живет?

                       Кто же в гости к вам придет?

Петрушка звонит в колокольчик и загадывает третью загадку.

Петрушка:  Не боится он лозинки

Ест хозяйские ботинки

Лает громко, как звонок-

Это маленький …. Щенок

Из домика слышится «Гав-гав!»

Петрушка достает из домика игрушечного щенка и показывает детям.

Ребята, щенок просит вас полаять добрым голосом, затем злым голосом. А еще, он хочет вам загадать загадку. На каком музыкальном инструменте любит играть щенок?

Петрушка вместе с щенком прячутся в домик и играют на дудочке. Дети отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит.

Петрушка:  Наш щеночек Жучка

Хвостик закорючка

Зубы острые

Шерстка пестрая

Любит бегать и играть

Любит очень он летать.

Физ.минутка:

Вот мотор включился     круговые движение руками перед собой

Пропеллер закрутился    заводят мотор

К облакам поднялись      расправить руки в стороны

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж              изображают гул самолета

И шасси убрались           попеременно поднимать и опускать ноги

Вот лес, мы тут                руки в стороны, повороты туловища вправо, влево

Приготовим парашют  

Толчок, прыжок              прыжки на двух ногах на месте

И летим дружок

Парашюты все раскрылись  приседания

Дети мягко приземлились.

Щенок так любит летать, что хочет научить вас делать настоящие бумажные самолетики.

Конструирование: «Самолет»

Перед каждым ребенком лежит лист белой бумаги размер А-4. По показу и с помощью воспитателя и Петрушки дети складывают самолет.

А теперь давайте споем песенку про самолет и полетаем с нашей бумажной эскадрильей.

Песня «Самолет» сл. А. Барто , муз. Л. Банниковой.

1-я ч. музыки – дети стоят на песни и поют, 2- я ч. музыки  - запускают самолетики или летают с самолетиками в руках.

Сюрпризный момент.

Петрушка:  Ребята, спасибо вам огромное, что вы спасли нас от злой колдуньи. Мы хотим вас поблагодарить и вручить вам сладкие подарки.

Петрушка достает из домика волшебный мешок, оказывается он совсем пустой. Выясняется, что все призы скушали друзья-животные. Петрушка предлагает ребятам поколдовать. Кладет в мешочек колокольчик и снова прячет его в домик. Просит ребят постучать по очереди в волшебный бубен и громко всем  крикнуть волшебные слова «Гро-мо-бум» 3 раза. Достает из домика второй такой же волшебный мешочек с угощеньями. Раздача подарков.

 

Литература:

  1. Терехова Т.А.«Кто в домике живет?» справочник музыкального руководителя  №3  сентябрь 2012 .
  2. Стихи и загадки для малышей. Ростов –на  -Дону, 2008.-144с.

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: «Секреты воды» (для средней группы)

Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность с элементами экспериментирования.

Цель: развитие познавательной и исследовательской активности.

Образовательные области: Познавательно развитие, социализация, коммуникация.

Задачи:

  • познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе
  • развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы, продолжать развивать наблюдательность, внимание
  • воспитывать любовь к природе.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой и молоком, комочки снега, термос с горячей водой, стекло, прозрачный сосуд, тарелочка, духи, различные по форме сосуды, слайды:

  1. Ручей
  2. Река
  3. Водопад
  4. Море
  5. Океан
  6. Облака
  7. Ледники
  8. Грунтовые воды
  9. Росток
  10. Тропический лес
  11. Альбатрос
  12. Лебеди
  13. Дельфины
  14. Медведь
  15. Люди

Ход занятия.

В.: Доброе утро я вам говорю! Доброе утро, я вас всех люблю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного, слушать внимательно, ума набираться! Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь!

Д.: Доброе утро!

В.: А вот и ещё одни гость! Только он почему то плачет. (На полу в группе спит замерший медвежонок. Медвежонок просыпается и плачет.)

В.: Медвежонок, что ты плачешь?

М.: Я бежал из леса к вам в детский сад, все вокруг белое и холодное. Я очень замерз. Хотел попить из ручейка, а она стала твердая и скользкая.

В.: Не плачь медвежонок, мы тебе поможем, отогреем и расскажем, что же это такое все «белое и холодное».

В.: Наш медвежонок рано проснулся, а он ведь никогда не видел снег. Давайте расскажем ему. Что такое снег?

Д.: Снег – это замёрзшая вода.

В.: Правильно, ребята, это капельки воды, которые упали из тучки, но замёрзли, пока летели до земли. Мы ведь с вами знаем, что в тучках живет вода. А где ещё можно встретить воду?

Д.: В реке, в море, в озере.

В.: Правильно, это реки, озёра, моря и океаны (слайды с изображением рек, озёр, океанов, морей).

М.: Ой, какое красивое море! Как всё выпью!

В.: Ребята, мишка сможет попить морской воды?

Д.: Нет, морская вода солёная! А пить можно только пресную воду.

М.: Кому нужно так много воды? Рыбкам только что-ли?

В.: Ребята, действительно, кому же нужна вода?

Д.: Человеку, животным, птицам, растениям.

В.: Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животными, и птицам, и человеку (воспитатель демонстрирует соответствующие слайды). Как говорится в народной поговорке, покуда есть вода – всё не беда.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром в чайнике шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В.: Ребята, вы знаете, что вода имеет волшебные свойства – с ней можно играть и проводить разные опыты. Хотите попасть в лабораторию по проведению опытов? Давайте наденем фартучки, как настоящие учёные в лабораториях, и пройдём к нашим столам.

В.: Я предлагаю вам посмотреть в эти мисочки. Что это, узнаёте?

Д.: Это снег!

В.: Медвежонок, как ты думаешь, что со снегом случится, если он немного полежит в группе?

М.: Не знаю!

Д.: Он растает!

В.: Положим в тарелку, в конце занятия посмотрим, что произойдет. А сейчас мы проведем несколько опытов, как настоящие ученые и определим, каким свойствами обладает вода. Я приготовила для вас стаканчики с водой.

Опыты с водой.

В.: Перед вами стоит 2 стаканчика. Что это?

Д.: В одном стакане вода, а в другом молоко.

В.: Верно! Какого цвета молоко?

Д.: Белого!

В.: А вода?

Д.: Бесцветная.

В.: Молодцы! Вода бесцветная. Давайте в эти оба стаканчика положим ложечки. В каком стаканчике видно ложечку?

Д.: в 1 стаканчике, где вода, ложку видно, а 2-ом, где молоко не видно.

В.: Почему?

Д.: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.

В.: Молодцы! Вы сделали правильный вывод.

В.: А сейчас попробуйте воду на вкус. Какая она?

Д.: Без вкуса.

В.: Правильно, ребята, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свои чувства, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. А вот морская вода на вкус соленая. ЕЕ человек пить не может.

В.: Ребята, понюхайте воду. Есть ли запах у воды?

Д.: Вода не имеет запаха.

В.: А теперь возьмите ложечку соли и положите в стакан с водой. Что произойдёт если помешать?

Д.: Соль исчезла!

В.: Какой мы сделаем вывод?

Д.: Вода растворила соль.

В.: Именно это свойство мы с вами используем, когда пьём чай с сахаром.

В.: Попробуйте перелить воду из одного стакана в другой. Что делает вода?

Д.: Льётся, она жидкая.

В.: Правильно.

В.: А сейчас перерыв. Мы с вами немного поиграем.

Физминутка «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идёт трезвон:

«Кап-кап-кап, дон-дон-дон!».

В.: Ребята, а что такое сосульки? Какие они?

Д.: Твёрдые, холодные. Это замёрзшая вода.

В.: Верно. Лёд – это та же вода, просто в твёрдом состоянии.

В.: Помните, мы оставили с вами снег в тарелочке? Посмотрите на тарелочки. Что с ним случилось?

Д.: Снег растаял!

В.: Правильно, под действием тепла снег превратились в воду, а на холоде вода снова превратится в снег и лед.

В.: Сейчас мы с вами возьмем термос с горячей водой, откроем его и приставим к горлышку термоса, стекло. Мы увидим, как стекло начинает запотевать. Что это?

Д.: Капельки.

В.: Правильно, мы увидим капельки. Это пар, ребята. Как вы думаете, откуда взялись капельки? Запоминайте: если сильный-сильный жар, из водички будет пар! Если пар вдруг охладиться, превратится пар в водицу!

Физкультминутка «Маленькие человечки».

В.: Мы с вами немножко отдохнем. Превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно- они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу, станем плотными кусочками льда.

- А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за руки и могут двигаться и менять положение.

- Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются.

И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки.

В.: Вот сколько всего интересного мы сегодня узнали о воде и показали нашему мишке. Мишка, теперь ты знаешь, что такое вода, какими свойствами она обладает, и в каком состоянии бывает?

М.: Да, теперь то я всё понял! Побегу в лес, расскажу маме!

В.: Всего доброго, Мишка! Вот тебе тёплый шарф, чтобы ты не замёрз!

М.: Большое спасибо! А вам я хочу предложить родниковой воды. Пейте и будьте здоровы!

Д.: До свидания, спасибо!

В.: Ребята, вам понравилось быть учеными – исследователя?»

Д.: Да!

В.: Нам пора прощаться. О том, что вы сегодня узнали интересного, не забудьте рассказать родителям по возвращению домой.