Педагогические технологии
Здоровье - это все, но все без здоровья - ничто.
Сократ
1.Физкультминутки на уроках.
2.Здоровье. Эмоциональны настрой .
3. ИКТ технологии.
4. Технология проблемного обучения.
5. Технология уровневой дифференциации.
6. Групповая технология.
7.Игровая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki_na_urokakh.docx | 40.66 КБ |
zdorove._emotsionalnyy_nastroy.docx | 24.16 КБ |
ikt_tehnologii.docx | 25.61 КБ |
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 39.71 КБ |
tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii_na_osnove_obyazatelnyh_rezultatov_firsov.docx | 29.82 КБ |
gruppovye_tehnologii.docx | 30.57 КБ |
igrovye_tehnologii.docx | 568.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультминутки, применяемые на уроках.
Физкультминутка №1
Для снятия утомления с туловища.
Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Стойка ноги врозь. Наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка №2
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний
Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.
Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний
Физкультминутка №3
Поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно повторить, например, признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д.
- Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146…
Физкультминутка №4
Гимнастика для глаз
1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).
3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).
4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.
7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
8. Упражнения делаются стоя. Взглянуть на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно.
9. Стоя водите глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево, не двигая головой или телом.
10. Стоя взглянуть в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый 10-12 раз. Затем 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты.
Физкультминутка №5
Упражнение по профилактике нарушения зрения.
1)вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) по периметру класса расположены плакаты с начерченными произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Предварительный просмотр:
Эмоциональный настрой на урок математики
- Как живете? (дети отвечают жестами и движениями)
- Как идёте?
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как даёте?
- Как берёте?
- Как шалите?
- Как грозите?
- Как сидите?
- А математику как знаете?
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
- Эмоциональная разрядка:
- Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
- Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
- Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
- Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин
Предварительный просмотр:
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Использование ИКТ в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может: компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, способствует развитию самостоятельности.
Применение ИКТ на уроках вызывает большой интерес у учащихся. Какая сложная и скучная не была бы тема урока, ее дети все равно слушают, т.к. все сделано красочно и красиво. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, все мы от этого только выиграем.
Использование ИКТ позволяет добиться следующих целей:
представить на уроках математики максимальную наглядность;
повысить мотивацию обучения;
использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
использование тестовых программ с моментальной проверкой.
Наиболее эффективно использование компьютера при:
- мотивации введение понятия;
- обучении (подачи материала);
- демонстрации;
- отработки определенных навыком и умений; Контроль знаний;
- организации исследовательской деятельности учащихся;
- интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Перспективы:
- вовлечение учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций);
- использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office (тесты в Excel, Power Point));
- использование интернет ресурсов не только педагогом, но и учащимися.
ИКТ - реальность современного урока. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков.
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Цель: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.
Как же создавать проблемные ситуации?
1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример №1. 7 класс Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
(3х + 7) · 2 – 3 = 17
6х + 14 – 3 = 17
6х = 17 – 14 – 3
6х = 0
х = 0
Естественно при проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
Пример №2. Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”.
Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. Проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица – они решили.
Вот такие примеры активизируют деятельность учащихся.
2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.
Пример №1. 7 класс Тема: «Линейная функция»
Обычная форма задания:
функция задана формулой у = х + 5
найдите значение функции при х = 0, 7, -5, 1.
Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой
написано у = х + 5. На доске заготовлена таблица:
Х | ||||||||
У |
Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.
Пример №2.7 класс Тема: «Формулы сокращённого умножения»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и её показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показатель степени является корнем уравнения
( 2y +1)·2 – 4·y·2 =9
y = 2
5972 = (600 – 3)2 =6002 -2 х 600 х 3 + 32 = 360000 – 3600 + 9 =356409
Пример №3. 9 класс Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”
Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?
Решение проблемы (1 + 100) · 50 = 5050
Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Пример №1. 5 класс Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей ?
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Пример №2. 5 класс. Тема: «Площадь прямоугольника»
На прошлом уроке ребята мы измеряли длину и ширину нашего класса и по формуле, нашли его периметр. Р=( а + b)·2=(6+5)·2=22м. Помните!
Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно покрасить пол. Давайте с вами посчитаем, сколько денег нужно будет собрать с каждого родителя на покраску пола в классе, если 1 банка краски стоит 120 рублей и её хватает, чтобы покрасить 35 м2.
Проблемная ситуация. Для решения этой задачи нам нужно найти площадь пола (площадь прямоугольника).
Дорешав задачу до конца, получаем, что с каждого родителя придётся собрать по 40 рублей. А если в классе ещё что- то потребуется подкрасить, да ещё на ремонт школы?! Представляете, какие это деньги и как нам нужно беречь пол в классе и в школе.
Пример №3. 5 класс Тема «Проценты»
Вы знаете, что в этом году я награждена премией президента за высокие результаты в обучении. Конечно же, в этом и ваша заслуга. Спасибо. Размер премии 100 тыс. руб. Но я получу не все деньги. Вычитают подоходный налог 13%. Я хочу, чтобы вы помогли сосчитать, какую сумму я получу.
Вопрос: «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?»
Проблемная ситуация создана. Ребята с удовольствием работают в течении всего урока. В конце урока дорешивают задачу до конца. Я вижу радостные лица ребят. Они справились с проблемой!
4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.
Пример №1.5 класс Тема «Площадь прямоугольника».
На уроке технологии Серёжа выпиливал лобзиком и получил различные остатки фанеры. В каком из остатков выбрасывается фанеры больше?
Проблемная ситуация. Нужно найти площадь данной фигуры.
Вывод: разбить фигуру на прямоугольники, найти площадь каждой части и сложить (один из вариантов).
Пример.№2. 5 класс. Тема «Площадь квадрата»
К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2. Вы сделали это? Молодцы. Давайте
посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км., поместить всё население мира ?( 6,5 млрд.)
Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)
Пример №3. 6 класс Тема «Координатная плоскость»
На этапе активного и осознанного усвоения нового материала, а также на этапе закрепления применяю практические работы «Животные на плоскости», «Астрономия и координатная плоскость». Ребята строят точки по координатам и рисуют животных и созвездия, затем рассказывают про них. Также выполняют творческие работы, сами предлагают свои рисунки и по ним составляют задания.
5. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Пример№1 Третьекласснице Даше учительница дала задание сосчитать, сколько треугольников изображено на рисунке. Она нашла 5 треугольников. Подошла Лена и нашла 7 треугольников. Кто из них прав? Попробуем посчитать вместе.
Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1 и квадратов на рис.2а, б?
2. Что общего в данных фигурах, а в чём различие?
6.Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.
Пример№1. 7 класс. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Вычисляем (2 · 5)²= 2² ·5² = 100
(3 · 4)²= 3² · 4² = 9 · 16 = 144
(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36
(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25 Попробуйте сосчитать по-другому.
( 3 + 4)² =7² = 49
Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?
( 3 +4)² ≠ 3² + 4²
7. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.
Пример. 7 класс Тема «Решение задач»
На заправке села Всесвятское две цистерны. В начале посевной обе цистерны заполнены. В 1 было 59 т бензина, а во 2 - 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из 1 цистерны ежедневно расходуется 5т, а из 2 - 2 т.?
Решают с помощью уравнения (алгебраический способ)
59 – 5х = 44 – 2х
А вот вчера четвероклассник Стас, который не умеет решать такие уравнения, тоже смог её решить.
Проблемная ситуация: какой способ он предложил (арифметический)
8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.
Пример .5 класс. Тема «Длина окружности»
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=·D D − это диаметр окружности. Вопрос: а что же такое?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.
С1 | С2 | С3 | Ссреднее | D | |
2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3.Найдите значение , как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором.
4.Каждой паре занести вычисленное значение в таблицу на доске.
Полученные значения числа
1 пара | 2 пара | 3 пара |
среднее арифметическое =( 1 пара +2 пара +3 пара):3 Значение от 3,1 до 3,2 |
− это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.
=3,1415926…
Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно»
В дальнейшей работе мы будем использовать значение =3,14
Исследование проведено. На уроке кроме исследовательской работы удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь дали желаемый результат. Проблема решена.
Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, требующие много времени. Это уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Исследования помогают расширить кругозор ученика, повысить самооценку, самоутвердиться, формировать исследовательскую компетентность.
Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке.
1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.
2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.
4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
5. Предлагать практические исследовательские задания.
6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.
9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (В.В.ФИРСОВ)
Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности, характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.
Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально - типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.
Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.
Уровневая дифференциация. Это дифференциация, при которой ученик получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала (но не ниже минимального). Уровни усвоения предъявляются ученикам в форме перечня знаний, умений и навыков, которые они должны приобрести, образцов задач, которые должны научиться решать. Но и при этой форме дифференциации объяснения для всех учеников даются опять же на одном, чаще среднем или повышенном уровне. Для совершенствования данной формы дифференцированного обучения предлагалось повторять объяснение нового материала три раза (сначала на уровне минимальных требований, затем — обогатив материал, и, наконец, на уровне его углублённого изучения). Заметим, что уровневая дифференциация применима только в старших классах, в которых ученики сознательно подходят к выбору уровня усвоения.
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).
В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый) Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной "лестницей" деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
- Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству учеников.
- При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований).
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:
-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;
-базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Особенности методики
- блочная подача материала;
- работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.
Оценивание знаний
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений учеников. Альтернативой традиционному способу оценки "вычитанием" является "оценка методом сложения", в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося
Предусматривается: тематический контроль;
полнота проверки обязательного уровня подготовки;
открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);
двоичность в системе обязательного уровня (зачет-незачет);
повышенные оценки за достижение сверх базового уровня;
"закрытие" пробелов (досдача, а не пересдача);
возможность "дробных" зачетов;
кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
К новым перспективным формам обучения можно отнести групповую форму деятельности учеников. Групповая форма работы учеников рассматривается в работах А.В.Петровского, В.К.Дьяченко, И.В.Первина.
Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке в парах:
Статистические пары | Динамические пары | Вариационные пары |
Когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за одной партой. | Когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. | В группе из 4 человек каждый работает с разными партнерами, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. |
При повторении изученного материала, такая форма работы позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку. |
Групповая технология является наиболее приемлемой среди всех технологий.
Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Групповая форма обучения решает три основные задачи.
Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
При работе над темой, мною решаются следующие задачи:
• Развитие познавательной активности учащихся на уроке.
• Включение каждого ученика в учебную работу.
• Развитие математической речи.
• Привитие интереса к предмету.
• Создание психологического комфорта на уроке.
При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.
Фамилия имя учащегося: | ||
Класс: | ||
«Блиц – опрос» | ||
Изучение нового материала | ||
Закрепление изученного материала | ||
Самостоятельная работа | ||
Итоговая оценка | ||
Рефлексия |
Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Однако процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы.
Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.
Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Пример 1. Математика, 6-й класс.
Тема: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями».
1 этап. Активизация опорных знаний « Брей – ринг» учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа.
2 этап. Изучение нового материала по группам с использованием опорного конспекта. Каждая группа получает разные задания. После завершения работы, каждой группе предлагается защитить свое задание у доски. Решить с объяснением два примера.
3 этап. Защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на вопросы по правилам, которые не изучали.
4 этап. Самостоятельная работа. Каждая группа получает одинаковые карточки, которые содержат задания на все три правила, т.е на сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Проходит взаимопроверка, и учащиеся работают с оценочными листами.
После каждого этапа урока учащиеся работают с оценочными листами
Пример 2. Алгебра и начала анализа, 10 класс
Тема :«Вычисление производной» Урок – практикум
1 этап. Активизация опорных знаний
Задание группам установить соответствие между функциями и производными
2 этап. Задания группам: используя таблицу производных и правила дифференцирования вывести формулу для указанной функции и показать ее применение. Группы получают разные задания, после выполнения каждая группа защищает свою работу у доски (объясняют вывод и показывают применение на примерах)
3 этап. Самостоятельная работа (группы получают одинаковые задания на карточках), после выполнения проходит взаимопроверка.
После каждого этапа учащиеся работаю с оценочными листами.
Пример 3. Алгебра и начала анализа, 11 класс Тема: «Решение показательных уравнений»
Организация проверки домашнего задания. Класс разделен на 3 группы, каждая группа выполняла индивидуальное задание. На уроке представители каждой группы с помощью презентации домашнего задания показывают теоретические и практические знания решения простейших показательных уравнений.
Задание 1 группы:
Определение показательного уравнения. Основные методы решения показательных уравнений. Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей, т.е. преобразование данного уравнения к виду af(x)=ag(x) , затем к виду f(x)=g(x).
Задание 2 группы: Решение показательных уравнений методом вынесения общего множителя за скобки.
Задание 3 группы. Решение показательных уравнений способом подстановки. С помощью удачной замены переменных некоторые показательные уравнения удается свести к алгебраическому виду, чаще всего к квадратному уравнению.
Вывод
Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. Практика показывает, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5 – 7 минут, в средних 10 – 15 минут, в старших 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.
С другой стороны - групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.
Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело, построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.
Игровые технологии можно применять на различных типах, а также на разных этапах урока.
Рассмотрим применение игровых технологий на уроках математики.
Математические ребусы | Можно использовать в начале урока для сообщения темы урока. Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений. Условие математического ребуса содержит либо целиком зашифрованную запись, либо только часть записи. |
Решение кроссвордов на математическую тематику | Можно использовать в начале урока для сообщения темы урока. Тематические кроссворды полезно использовать на обобщающих и заключительных уроках, когда необходимо вспомнить основные математические понятия и определения. |
«Лови гол» («математический хоккей») | При организации устного счета. Каждый участник, приняв эстафету, должен оценить правильность ответа ученика, передавшего ему эстафету, и только тогда получает право дать ответ на следующий вопрос. Допущенная ошибка – пропущенный гол. Победителем оказывается тот, который пропустил меньше всего голов. Выбор ученика: кому отправить шайбу – дело самого ученика. |
«Следопыт» | Здесь можно использовать разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создавая в классе благоприятный психологический климат. Записывается задание на следе, ответ на другом следе, с обратной стороны которого дается другое задание. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верного решения. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный толчок повышения познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах, они не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это создает положительную мотивацию к учению. |
«Магические» квадраты» | Числа и выражения, записываемые учителем в клетках «магического» квадрата, зависят от изучаемого материала. «Магическим» квадратом обычно называют квадратную таблицу, построенную из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей равны одному и тому же числу (выражению). Составление «магических» квадратов имеет четко выраженный игровой характер и вызывает большой интерес у учащихся. |
Лабиринт сомножителей | Например, тема: «Делимость натуральных чисел». В воротах лабиринта стоят делители числа 432. Поочередно каждому члену команды надо войти в лабиринт и дойти до центра, получив в произведении число 432. Движение можно выбирать и в обратном направлении. Побеждает та команда, у которой будет наибольшее число правильных ответов. |
«Прочти фразу» | Используется при закреплении материала. На доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Учащиеся выполняют задание, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании выполнения задания появляется фраза. |
«Математические карты» | В ходе игры контролируются теоретические знания учащихся, Организуется постоянное повторение, тематический учет знаний. На игру следует отводить не более 5 минут. Снабдить каждого игрока карточками с заданиями теоретического характера. Например, сформулировать какое-то правило или дать какое-то определение. Карта считается битой, если на вопрос, стоящий в ней, дан правильный ответ. Битая карта откладывается в сторону. Если ответ неверный, то карта остается в колоде у игрока, который дал неверный ответ. В результате проигрывает тот, у кого в конце игры на руках остались карты. |
Индивидуальное лото | В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7 – 8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляет какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. |
Сочинения по математическим темам. | Для воспитания самоконтроля в процессе игры. |
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что:
- учатся;
- познают;
- запоминают новое;
- ориентируются в необычных ситуациях;
- пополняют запас представлений понятий;
- развивают фантазию.
В творческих заданиях учащиеся – это творцы.
Кроме вышеперечисленных игр, в моей педагогической копилке разработаны такие
коллективные игры, как “Брей-ринг”, « Счастливый случай», «Звездное путешествие по стране «Математика» и др.
ИГРОВЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ 10 КЛАССА
КОНКУРС «ВСПОМНИ»
Допишите тригонометрические тождества.
КОНКУРС «Т»
Заполните пропуски.
- Если точка М числовой окружности соответствует числу t, то абсциссу точки М называют ____________________ и обозначают _______, а ординату точки М называют ___________________ и обозначают ________.
2. Отношение синуса числа t к косинусу того же числа называют ______________________ и обозначают __________(*). Отношение косинуса числа t к синусу того же числа называют _______________________ и обозначают ____________ (**).
3. Выражение (*) определено при всех t, кроме _______________.
4. Выражение (**) определено при всех t, кроме________________.
КОНКУРС «SOS»
Вычислите и зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам.
Sin 210˚; Tg 300˚; Cos 225˚; Sin 120˚; Cos 315˚; Tg 135˚.
КОНКУРС «!»
1. Найдите значение выражения.
2. Используя найденные ответы, заполните пропуски в тексте. Слова пишите в нужных падежах.
КОНКУРС «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Выберите буквы, соответствующие тригонометрическому выражению с указанным свойством.
КОНКУРС «ПОГОДА В ДОМЕ»
Закрасьте желтым цветом те клетки, где значение тригонометрического выражения равно числу, записанному на «портике дома».
КОНКУРС «ТЕСТ-ПРОГНОЗ»
1. Упростите выражения.
2. Используя найденные ответы, впишите в ячейки буквы, а в оставшиеся ячейки – букву М.
КОНКУРС «ПИСЬМО ИЗ ПРОШЛОГО»
Упростите выражения. Впишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
КОНКУРС «ЭРУДИТ»
Среди выражений, записанных в таблице, найдите и вычеркните те, которые не имеют смысла. Для остальных выражений найдите равные по значению числа, записанные на рисунках, и впишите в кружки соответствующие буквы.