Моя экологическая страничка

Павлова Эльвира Альбертовна

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу для детей старшего дошкольного возраста

Значение экскурсий

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения, Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под ОТКРЫТЫМ небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе,

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей, Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т, д.),

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

- навыков наблюдения и наблюдательности как таковой

- сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки

объектов: цвет и его опенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)

- мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)

- воображения и творческих способностей.        

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера,

Виды экскурсий

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования    
  •  между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты,

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств, Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий,

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней,

Сельскохозяйственная экскурсия

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т, д, Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача -- вызвать интерес к предстоящим наблюдениям, В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.

При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Содержание экскурсии. Структура.

Структура экскурсии:

- вводная беседа


- коллективное наблюдение

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

- сбор материала

- игры детей с собранным материалом

- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

Подготовка воспитателя.

Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной ЦеЛИ, При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 МИН, При этом следует учитывать особенности дороги, состояние ПОГОДЫ,

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его, Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей.

Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированными и внимательными. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей, Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

Оборудование для сбора растений:

Лопатки или совочки для выкапывания растений - 3.

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника - 1.

Папки для растений - 2.

Корзиночки для шишек, листьев - 2.

Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов - 2.

Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений – 2-3.

Оборудование для сбора животных:

Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе - 1-2.

Сачки водяные для вылавливания животных из водоема - 1-2.

Коробки с отверстиями для переноски животных - 4-5.

Посуда для переноски водных животных - 2-3.

Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Методика организации и проведения экскурсий

Природоведческая экскурсия.

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы,

Основная часть экскурсии -- коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросамзаданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы,

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том,

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки, Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала, Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе,

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей, Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» «Раз, два, три -- к ясеню (липе) беги!» и др.

Работа после экскурсии.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2--3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа,

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.



Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУМЕРАНГ

 Все наши поступки по отношению к окружающей среде, как бумеранг, со временем «возвращается» к нам, отражаясь на нашем здоровье.

Сегодня уже всем известно, что наше самочувствие во многом зависит от состояния окружающей среды. Можем ли мы уберечься от влияния загрязненного воздуха, воды, почвы?         Всегда ли задумываемся о существовании вокруг нас источников экологической опасности? К сожалению, многие люди не только не обращают на них внимания, но подчас и сами создают ситуации, опасные для собственного здоровья и здоровья своих детей. А ведь наша задача - научить детей предвидеть последствия своих поступков по отношению к окружающей среде, воспитать их экологически грамотными людьми. Важно не просто рассказывать им о необходимости соблюдения правил экологической безопасности, но и собственным примером поведения убеждать в этом. Какие же ошибки совершаем мы, взрослые, и как уберечь от них наших детей?

ДЕТИ И АВТОМОБИЛИ

Вот площадка для отдыха жителей близлежаших домов: качели, песочница, лавочка. Здесь гуляют мамы с маленькими детьми, качаются на качелях дети постарше , подолгу сидят бабушки на скамейке. Все они убеждены, что проводят время с пользой для здоровья- дышат свежим воздухом, а не сидят в душной квартире. Но площадка эта находится буквально в 5 метрах от Оживленной автомагистрали! Между ней и дорогой нет ни одного деревца ! Какой уж тут свежий воздух — сплошные выхлопные газы. Здесь и угарный газ, и соединения серы, азота, тяжелых металлов, канцерогенное ( то есть способное вызвать раковые заболевания) вещество бензопирен и многие другие. Любая автомагистраль, особенно оживленная, угроза для нашего здоровья.

Особенно опасно находиться у таких дорог в безветренную погоду, Когда выхлопные газы скапливаются вблизи проезжей части. И если в это время Ребенок играет на площадке, то возникает реальная опасность для его здоровья: Ведь вредные вещества загрязняют не только воздух, но и почву, а значит, наверняка попадут они и в песочницу. А о каких оздоровительных прогулках можно Говорить если даже беседа бабушек плохо слышна из- за шума проезжающих Машин! Так что выводы о возможных последствиях прогулок с детьми вблизи Автодорог можете сделать сами.

Детские сады, школы,        расположенные внутри кварталов крупных городов  часто соседствуют с гаражами или стоянками автомобилей, то и просто заставлены по периметру машинами.        Автомобили приезжают и уезжают, а взрослые с детьми проводят оздоровительные прогулки,         дышат «свежим» воздухом! Вы скажете: а что делать, если во многих местах практически не найти участков, безопасных для прогулок с детьми ? Попытайтесь отыскать если не сквер, то хотя бы небольшую территорию во дворе, отгороженную деревьями и кустарниками , которые в значительной мере снижают шум и поглощают опасные вещества выхлопных газов. Например, хорошо всем известная желтая акация (карагана) накапливает соединения свинца.        Таким же свойством обладает и одуванчик, который считается ненужным сорняком.        Если нет возможности бороться со стоянками машин вокруг детского сада, то хотя бы посадите вдоль забора ряд (а лучше - несколько рядов) растений, которые уменьшают загрязнение воздуха.

Старайтесь не только сами избегать участков с интенсивным движением транспорта, но и научите детей не играть рядом с дорогой, гаражами, стоянками машин. Это опасно не только потому , что может произойти несчастный случай. Воздух возле автомагистралей и гаражей вреден для здоровья!

ДЕТИ И ЯДОХИМИКАТЫ

Лето, в разгаре дачный сезон. В выходные дни тысячи людей торопятся на свои огороды, чтобы защитить урожай картофеля и других овощей от колорадских жуков и прочих насекомых. Едут за город целыми семьями, чтобы испытать очередное новое средство, которое, по слухам, полностью уничтожает столь ненавистных жуков и гусениц. Начинается обработка огорода:         раствор ядовитого вещества летит во все стороны. Рядом с родителями стоит ребенок, но мама настолько увлечена борьбой с колорадскими жуками , что не замечает , как часть раствора оседает на одежде малыша. К тому же ветер иногда дует прямо в лицо. Ребенок вдыхает капельки ядохимикатов, да еще и ковыряется в только что обработанной почве. Результат- плачевный : у сына и дочки появляются признаки аллергии, которая потом может перейти в хроническую форму. Мои знакомые уже несколько лет борются с бронхиальной астмой у ребенка, который получил , гуляя на дачном участке. Соседка обрабатывала огород хлорофосом, а ветер дул в сторону мальчика. В результате ребенка увезли в больницу, и вылечить        его от аллергии на химические вещества оказалось очень сложно. Лечащий врач отметила, что за последние годы подобные случаи стали частыми.

Видели ли вы когда-нибудь, чтобы при обработке огорода его хозяева предпринимали меры предосторожности? Надевали, например, специальную одежду или хотя бы перчатки, закрывали нос и рот марлевой повязкой? Я лично вижу людей, не пользующихся спецодеждой и всегда удивляюсь им и предостерегаю : ведь не зря один из корней слова «ядохимикат» - яд ! Практически не существует средств защиты растений, безопасных для нашего здоровья.

Помните, что присутствие Детей на огороде при обработке растений и некоторое время спустя совершенно не-До-пус-ти-мо !

Ребенок не должен иметь никаких контактов с этими веществами. С Детства он Должен понимать, что ядохимикаты опасны не только для человека, но и для окружающей среды.

ДЕТИ И МОЮЩИЕ СРЕДСТВА

Знойный летний день. Большинство отдыхающих спасается от жары в реке. Многие из них — дети.         Вблизи берега женщина прямо в воде стирает белье. Поверхность воды вокруг неё постепенно покрывается пеной от стирального порошка. Рядом плавает ребенок лет 5 (далеко от себя мама не разрешает) В результате мальчишка резвится практически в растворе стирального порошка. Причем часть его попадает мальчику в рот. А ведь стиральные порошки, которые в последнее время стали довольно        частым загрязнителем наших водоемов , содержат далеко не безобидные для здоровья вещества !        Думаю, дома эта женщина никогда бы не разрешила ребенку купаться в ванной с водой, оставшейся после стирки. Мысль об этом показалась бы ей дикой. Но на реке она делает почти то же самое и считает , что ее сын укрепляет здоровье.

ДЕТИ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ СТОКИ

Другая картинка на реке. В воду попали промышленные стоки. Это место трудно не заметить: вода здесь мутная, со скользкими комочками неизвестного происхождения. На берегу, в метрах 20 от трубы, сидят рыбаки: отец и сын. Через какое- то время мальчик раздевается, папа его не останавливает, и вот уже ребенок плавает в неприятно пахнущей грязной воде. Насколько полезным окажется такой заплыв для здоровья сына и какую по вкусу и химическому составу рыбу поймают на ужин эти рыбаки?

ДЕТИ И БЫТОВОЙ МУСОР

        Еще одна зарисовка с натуры. Довольно крутой, обваливающийся берег реки усыпан крупным строительным и мелким бытовым мусором. Предполагается, что он будет задерживать разрушение берега. На самом деле все эти отходы постепенно попадают в реку с дождевыми и талыми водами. Земля все также покрывается промоинами, а сами дачники купаются в загрязненной воде. В то же время есть более простой, эффективный и безопасный для реки способ укрепления склона: посадка их растениями. Но в том — то и дело, что при постройке домов дачники уничтожили растительный покров на берегах и теперь вынуждены бороться с процессом , который сами же вызвали.

Нередко можно увидеть взрослых и детей, купающихся вблизи животноводческих комплексов и летних лагерей скота, возле дачных туалетов, стоящих чуть ли не в самом русле реки, и во многих других местах , где купание вовсе небезопасно для нашего здоровья !

Необходимо научить детей вести себя экологически грамотно во время отдыха на реке.

• Выбирать безопасные участки для купания и рыбной ловли.

 Чтобы они предвидели и последствия своих поступков по отношению к реке: загрязняя её , мы не только нарушаем равновесие в природе, но и создаем угрозу своему здоровью.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ НА ДАЧНОМ УЧАСТКЕ

Нам часто кажется, что решение экологических проблем от нас не зависит. На самом же деле любой человек оказывает воздействие на среду своего обитания и многие её проблемы связаны с его неграмотным поведением.

Сегодня многие городские жители имеют дачные участки. Большинство их владельцев нарушают законы природы не специально, а по незнанию. А ведь дачных участков, огородов в стране становится всё больше и больше, они сменяют леса и луга. Их влияние на окружающую среду растёт. К тому же незнание экологических законов не освобождает нас от ответственности за состояние природы!

Наш дачный участок расположен недалеко от города. Это стандартные четыре сотки, окруженные со всех сторон такими же клочками земли. Куда ни глянь — везде виднеются крыши домов и сады. Одним словом, вместо дикой природы — один цветущий сад (особенно весной ). Напротив цепь заводов : кирпичный завод, завод медицинского стекла, завод автобетоновозов. Проходит автомобильная дорога к поселку Чулпан. При сильном ветре чувствуется запах химических веществ, приносимых ветром от заводов. Вряд ли это полезно для здоровья , но большинство владельцев дач уже привыкли и не обращают на запахи никакого внимания. На участке есть затененные и освещенные места, отличаются они и по степени увлажнения. В течение ряда лет мы вносили органические удобрения, т.к. земля здесь не очень плодородна.

Мы пытаемся обратить себе на пользу наши отходы, внося их в качестве удобрений, компостируя. Отмершие части растений (ботву, листья и др.) мы тоже отправляем на компостную кучу. Ну а взамен — получаем урожай. В природе отмирающие части растений возвращаются в почву и «кормят» её, обогащают питательными веществами. Если мы будем полностью изымать выращенный урожай, а растительные остатки сжигать или удалять с участка, почвы быстро обеднеют, и придется вносить больше удобрений. Многие дачники совершают ошибку, когда осенью жгут остатки листьев, веток, корней, окутывая едким и небезопасным для здоровья дымом костров огромные территории.

ЧТО РАСТЕТ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ

Конечно, каждый владелец земельного участка мечтает посадить как можно больше культурных растений и вырастить хороший урожай. Состав однолетних и многолетних культурных травянистых растений, плодово-ягодных деревьев и кустарников остается относительно постоянным, хотя мы и стараемся менять время от времени места их произрастания.

Любой владелец дачи знает, как трудно бороться с сорняками,        они выносливы , быстро захватывают новые участки , у них много семян. Для нас — они враги. Однако в природе нет ненужных видов - каждый из них играет свою роль. Конечно, мы вынуждены защищать свой урожай от этих захватчиков: ведь они отбирают воду и питательные вещества у культурных растений.

В каждой экосистеме есть организмы- разрушители, которые превращаются органические отходы в перегной. При химической обработке они тоже погибают. Отсутствие дождевых червей в земле - плохой признак. А ведь они не только «производят»почву, но и рыхлят её, улучшают структуру, что очень важно для получения хорошего урожая.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МУСОРОМ ?

Как и у всех дачников,        у нас накапливаются различные отходы, и возникает вопрос: что с ними делать? Какой-то мусор мы сжигаем, остатки пищи, яичная скорлупа, гниющие плоды ,ботва растений идут в компостную кучу.  Мусор можно утилизировать, а часть даже использовать с пользой для себя и при этом не загрязняя среду и собрать хороший урожай.

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: ВЛАДЕЛЬЦАМ ДАЧНЫХ УЧАСТКОВ ВЫГОДНО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И НЕВЫГОДНО ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ!

Но мы не рекомендуем применять гербициды  (химические средства борьбы с сорняками). Лучше всего удалять их вручную, хотя это и непросто. Некоторые специалисты считают, что небольшое количество сорняков даже полезно, т.к. увеличивает видовое разнообразие, а значит, и устойчивость сообщества дачного участка.

На нашем участке мы отвели место и для охраняемых. Лекарственных видов. На участке много цветущих растений , они привлекают насекомых опылителей, особенно пчел, что полезно для всего сада. Таким образом, дача не только предоставляет нам возможность запастись на зиму овощами и фруктами, но и обеспечивает прекрасным местом для отдыха, где можно любоватьсяразнообразием природы.

КТО ЖУВЕТ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ

Можете ли ответить на вопрос: сколько видов животных обитает на территории вашей дачи? Мы можем, хотя приблизительно. Ведь невозможно учесть огромное количество насекомых, да и многих других животных сложно определить. Но всё же мы выяснили, что рядом с нами обитают пауки, насекомоядные и растительноядные птицы, черви, слизни, земноводные (лягушки, жабы). Иногда над участком пролетает хищная птица- ястреб, а днем видели на яблоне спящую сову.

Важную роль в поддержании природного равновесия играют птицы. Но птицам тоже мешает шум, обработка растений растворами.        Чем большепернатых, поедающих насекомых, тем меньше времени, сил и денег нам приходится тратить на борьбу с «врагами» урожая. Особенно много гусениц, жуков уничтожают птицы, выводящие потомство. Так что, если у вас есть возможность создайте условия для их гнездования. Ну и конечно, привлекайте синиц и других птиц лакомствами на кормушке.

Мы уже говорили, что остатки растений нужно возвращать в почву. но кто превращает сухие листья, старые коряги в плодородную землю ? Задумайтесь!        Таким нужным, но невидимым нашему глазу делом занимаются организмы- разрушители. Это и грибы, и улитки, и бактерии, и дождевые черви. Всегда ли мы бережно к ним относимся?

ВСЕ СВЯЗАНЯ ДРУГ С ДРУГОМ

Нам кажется, что на своем дачном участке мы — хозяева, полностью подчиняющие себе природу. Но это не так. Мы выращиваем растения: часть органического вещества используем в пищу, другую - поедают насекомые и прочие организмы, часть ежегодно отмирает и перегнивает в компостных кучах. А все другие организмы, которые тоже питаются растениями (насекомые, грызуны), становятся нашими конкурентами Именно их мы считаем вредителями и упорно пытаемся изгнать из своих владений. Именно количество этих вредителей человек способен регулировать.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«В гостях у альпийской горки»

Цель. Расширять и обобщать знания о природе как о целостной системе, о растениях (цветах), дать представление о культурных растениях, об особом отношении к ним человека; развивать познавательные способности (умение наблюдать, описывать, находить и выстраивать причинно-следственные связи), мышление и связную речь. Формировать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильно вести себя в природной среде (основы экологической культуры).

Материал. Картинки с изображением культурных растений.

Словарная работа. Альпийская горка, благоухать, культурные растения , дикорастущие растения, альпинарий.

Ход занятия.

Воспитатель (показывая телеграмму):

Телеграмма! Телеграмма!

Я пришла к вам с почты прямо.

У телеграммы срочной адрес очень точный: Детский сад № 24 «Дельфин».

Хотите узнать, что в этой телеграмме? (читает)

Собирайся, детвора! Жду вас с раннего утра.

Загадку отгадаете и меня узнаете:

«Что за чудная гора! Всем-всем нравится она пестрыми цветами, голыми камнями».

Дети.        Альпийская горка.

Воспитатель. Быстро собираемся и в путь отправляемся! ( Подойдя к альпийской горке, обращает внимание детей на ее красоту, многообразие цветов). Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). Сейчас мы с вами подойдем к . . .   Верно, это альпийская горка — наша малая Земля. Почему горка называется альпийской? Что еще можно увидеть на альпийской горке? Для чего делают альпийскую горку? Что нужно для того, чтобы альпийская горка радовала нас красотой цветов, благоухающим ароматом весь теплый период года (ответы).

Мы потрудимся немножко: удалим сорняк, польем цветы. Горка скажет нам тихонько: «Вы, ребята, молодцы !»

Посмотрите вокруг и скажите: что и кто живет на нашей планете? (ответы). На каких два вида можно разделить всё, что вы назвали? (на живую и неживую природу). Что относится к живой природе?

Воспитатель. Давайте поговорим о растениях. Человек, где бы он ни жил, окружен растениями. А что было бы, если бы они вдруг исчезли? Верно, серой и безрадостной стала бы наша жизнь, особенно, если бы не было цветов. Сейчас, когда мы стоим вокруг этой удивительной горки, о чем вы думаете? Да, растения — это целое царство - государство. Растения делятся на два вида: дикорастущие и культурные. Как вы думаете, почему растения дикорастущие? (ответы). Молодцы! Если растения растут на лугу, в поле или в лесу и человек не принимает участия в их жизни - это растения дикорастущие.

А что означает словосочетание «культурные растения» ? (ответы). Эти растения могут жить только при участии человека. Он покупает семена, выращивает рассаду, ухаживает за ней , поливает и подкармливает. Культурные цветы называются еще декоративными.

Первые сведения о декоративных цветах относятся к очень далекому прошлому. Представьте: в гробнице фараона Тутанхамона (показывает иллюстрацию) археологи обнаружили венок из роз, маков и ландышей.

Жителями альпийских горок являются тюльпаны, нарциссы и гиацинты, примулы, маргаритки, крокусы, цикламен, молодило, очиток и т.д. Альпийская горка способна украсить любое место. Её можно создать практически на любом участке, даже на песчаном карьере. Почему? Большинство подходящих для альпинария растений относятся к стойким растениям. «Гиацинт» с греческого языка переводится как «цветок дождей». Когда-то его специально выращивали для турецких султанов (показывает растение). А в Европу он попал так. Один из купеческих кораблей, державших курс в Турцию, потерпел крушение у берегов Голландии. В ящиках, которое море выбросило на берег, были луковицы с гиацинтами. Они укоренились на голландской земле и расцвели. Красивые цветы обнаружили дети, принесли их домой. Взрослым эти необычные цветы так понравились, что они начали выращивать их и продавать садоводам разных стран,

Воспитатель. Подходи-ка, детвора, нам играть уже пора! Игра «Узнай и покажи»: детям раздают картинки с  изображением цветов. Дети узнают, называют и показывают  их на альпийской горке.

Воспитатель. А это тюльпаны. Они разные и по цвету, и по форме. Долгое время считалось, что их родина - Греция. Однако не так давно упоминание о них было найдено в старинных книгах Персии. Там этот цветок называли «тюрба» ( «чалма»). Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане.

«Легенда о тюльпане».

Вырос на лугу желтый тюльпан. В золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. Все мечтали  добраться до него, но никто не мог этого сделать. Не было такой силы, которая могла бы открыть бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со смехом подбежал к цветку... И— о чудо ! — бутон раскрылся ... Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла  сделать сама природа.

Воспитатель. А это нарцисс. «Жил когда- то прекрасный юноша Нарцисс. Он был сыном речного бога. Его любила не менее прекрасная девушка. Но Нарцисс любил только себя и не замечал никого вокруг. Целыми днями он любовался своим отражением. Так он и умер. И на том месте , куда склонилась голова юноши, вырос белый душистый цветок- нарцисс».

Воспитатель. Вот это анютины глазки — нежные, бархатные цветы. У них пять лепестков — белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветах сложили легенду: будто бы Зевс преврати в анютины глазки любопытных людей.

В Дании рассказывают легенду о том, что когда-то принцесса горных духов- эльфов полюбила земного юношу и за это была Превращена в цветок- примулу. А вот на острове Ява (в Индонезии) растет примула королевская. Она растет на склонах вулканов. Расцветает лишь тогда, когда вот-вот должно начаться извержение вулкана. Цветок словно предупреждает людей об опасности.

Воспитатель. Представьте себе, что каждый из вас стал цветком. Пусть прекрасные «цветки» возьмутся за руки и сойдутся в хоровод.

Дети берутся за руки, встают в круг, поднимают руки.

Пусть планета цвета радуги

Никогда не отцветает! (опускают руки)

Если песня в небе кружится,

Веселей звенит заря! (поднимают руки)

Если все вокруг подружатся,

Улыбнется вся земля.

И, чтобы земля наша благоухала ароматом прекрасных цветов,

Мы с вами посадим цветы и будем ухаживать за ними

Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы»

Мы ямку раскопаем, семечко посадим,

Дождичек польет- оно подрастет.

Сначала стебелек, а затем цветок,

Наши красивые цветки расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Воспитатель. Но, к сожалению, люди рвут цветы, не понимая, что:

На Земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето,

Откровенье цветов молодых

Нам понятно было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало предупреждение: «Стой!»

Нам казалось, все мало и мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели , как из-под ног

молчаливо, дыша еле-еле.

Обреченно смотрел василёк,

Безнадежно гвоздики смотрели.

Сорвавший цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч растений!..

Охрана природы, в том числе цветов, наше общее дело. Это известно всем, но не каждый понимает, что общее - значит и его. Ведь радость оставить жизнь цветку доступна каждому из нас.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Наши младшие друзья»

Программные задачи: Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способствовать снятию психологической инерции, приобщая детей к умению мыслить системно, творчески. Обогащать словарь. Поощрять попытки к чтению, звуко-слоговому анализу слов, Развивать творческое воображение, фантазию.

Материал и оборудование: Изображение электрички (поезда) с четырьмя вагонами. ; предметные картинки: звери (медведь, белка, лиса, ёж), птицы (ласточка, грач, скворец, чайка), насекомые (муравей, муха, бабочка, комар), земноводные (лягушка, уж, черепаха, улитка); части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост); предметные картинки или игрушки, не имеющие общей направленности; лист бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (Электричка). Что у неё есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?
  2. А кто это сидит на перроне и ждёт посадки? (на столе картинки с изображением животных),

Воспитатель распределяет детей на 4 группы (в каждой выбирается проводник) и даётся задание: рассадить животных таким образом, чтобы в первом вагоне ехали звери, во втором - птицы, в третьем - насекомые, в четвёртом - земноводные. Предлагаю проводникам назвать своих пассажиров,

  • Кого мы видим в первом вагоне? Как их можно отличить от других живых существ? (четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком).
  • Назовите главный отличительный признак пассажиров второго вагона (две ноги, клюв, перья)
  • Расскажите о пассажирах третьего вагона (шесть лапок, три ярко выраженные части тела),
  • Кто разместился в четвёртом вагоне? Из называют земноводными. Почему? (Они могут жить и в воде, и на суше).
  • Кто здесь лишний? Почему проводник пропустил щуку? (Она очень просилась и в воде тоже живёт).

3. Спасибо за помощь. Пассажиры уже удобно расселись в вагонах.

Кто же поведёт электричку?

После некоторых рассуждений дети пришли к выводу, что необходим машинист.

Воспитатель: Согласна, только необычный. Пусть сегодня всё будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.

Воспитатель выставляет стенд с заготовками частей тела животных. Затем предлагает поступить следующим образом: в первом вагоне позаимствовать туловище любого зверя, во втором вагоне - хвост, в третьем - хвост, в четвёртом - голову, и объединить все части в одно целое.

  • Что получилось? Как назовём это фантастическое животное?

(Например, МедоМуроЛастоЗмей) - это и будет наш машинист,

4. дан сигнал к отправлению,

  • Чтобы веселее было ехать предлагаю спеть любимую песню о животных (по желанию детей)

5. Остановка «Сплюшкино». Здесь выходят те, кто зимой впадают в спячку, а весной пробуждаются. Кто должен выйти из первого вагона? (медведь, ёж), из второго вагона? (никто), из третьего вагона? (все), из четвёртого вагона - лягушка, уж.

 - Давайте проводим наших друзей (поглядите друг на друга на прощание, дружески потормошите по плечу, подмигните, поднимите руки над головой, помашите, сделайте прощальный жест, крепко пожмите друг другу руки),

6. Путешествие продолжается. Обратите внимание на оставшихся пассажиров. Назовите тех, чьё название состоит из 2-х частей (слогов), из 3-х, из 1 части.

     Что объединяет пассажиров второго вагона (перелётные птицы).

Назовите любой звук и найдите его в названии оставшихся пассажиров? Определите место этого звука в слове.

7. Остановка «Понимайкино»

Наше путешествие закончилось. Я хочу спросить, чему можно научиться человеку у животных, а чему нельзя, что не подходит человеку?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Старичок-лесовичок в гостях у детей»

Программное содержание: закрепление и уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе , закрепление и систематизация детей о природных явлениях с помощью условных обозначений , развитие эмоционального проживания природных явлений; воспитывать любовь к окружающему миру, к родной природе.

Чтение стихотворения о природе (автор В. Орлов) «Живой букварь»

1 ребенок:       Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат Пению. Паучок —Терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде овсе по справедливости.

Отражение в воде Учит нас ПРАВДИВОСТИ,

2 ребенок:        Учит снег нас Чистоте, солнце учит ДОБРОТЕ:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого не попросит ничего!

3 ребенок:       У природы круглый год, обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Появление Старичка-Лесовичка

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, дети и взрослые! Я услышал чудесные слова о природе и не мог к вам не зайти. Природа-это здорово! Мне очень нравится гулять по лесу и слушать шум веселого ветерка, журчание говорливой речки, пение птиц и голоса животных. А ведь в разное время года все это бывает по-разному. Скажите мне, какие времена года вы знаете?

Какой представляете зиму? Что случается весной? Что бывает летом? Какая бывает осень?

Выслушав ответы детей, Старичок-лесовичок хвалит детей.

1 ребенок: А еще у нас в группе есть круговая диаграмма по временам года.

2 ребенок: А у каждого времени года есть свои знаки и все они что-то обозначают.

Старичок-Лесовичок: Очень интересно. Что же это за знаки такие?

Дети: Мы сейчас тебе покажем и расскажем.

Игра со знаками «Найди свое время года»

Старичок-Лесовичок: Какие вы молодцы! Вы мне так понравились ребята, много интересного знаете, что мне захотелось с вами поиграть.

Игра «Живое-неживое»

Старичок-Лесовичок: Пришло время расставаться. Таких детей, которые очень любят природу и много знают о ней, я с удовольствием жду в своем лесу. Там вас ждут много удивительных встреч и приключений. До встречи, ребята!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Почему исчезают животные?»

Цель: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, чёрный аист, морские коровы, редчайшие). Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Материал и оборудование.  Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты), материал для изобразительной деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги форматом „44)

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов).

Вопросы к детям: Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты), Почему они вымерли?

2. Чтение рассказа «Морские коровы».

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть.  И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами, Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода.  Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили.

Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

  1. Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки? Как вы себе представляете морских коров?

  1. Предложить детям нарисовать морских коров так, как они себе их представляют.
  2. Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. вы уже знаете о ней. вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой области.

  1. Рассказ педагога о чёрном аисте.

Это редчайшая птица. Чёрный аист гнездится только на территории Окского заповедника, на высоких деревьях строит гнездо, Прилетает он из Южной Африки в конце апреля. После прилёта аисты чинят свои гнёзда, устилают их мхом, травой и откладывают от двух до шести яиц.

Охота на чёрных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

Ещё на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят жить в глухомани, куда не пройдёт человек, Каким ещё животным угрожает исчезновение? Почему? Как можно не допустить их гибели?

Подведение итогов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгосрочный проект Огород на подоконнике Тема: «Чудо-огород» Руководитель проекта: Павлова Эльвира Альбертовна «У ворот шумит народ Где тут зимний чудо-огород? Говорят , что там растет Огуречная рассада И укропчик и лучок. Смотрят все на огород И уходят , открыв рот!»

Слайд 2

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: февраль - сентябрь. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: -дети старшей группы,воспитатель,родители группы. ТИП ПРОЕКТА: практический ПО ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, экология, труд. ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: долгосрочный ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ. Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата.Огород на подоконнике -- отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Слайд 5

ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. 2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. 3. Развивать познавательные и творческие способности. 4 . Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Слайд 6

ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ: Создать в группе детского сада огород на подоконнике. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. 1.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки ,палочки для рыхления, лейки 2.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Слайд 7

ГИПОТЕЗА.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту и полезность растительного мира. 2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях. 3.Узнают как можно вырастить самим витамины на подоконнике и цветы для своего сада.

Слайд 8

Реализация проекта. 1раздел «Витамины» Однажды в беседе с детьми, я спросила у детей, а где находятся витамины. Они ответили: в овощах и фруктах, в соках, в аптеке. Но никто не сказал о таких огородных растениях как салат, петрушка, укроп, базилик и.т.д. Я спросила «Неужели вы их не ели?». Все: «Ели!». А откуда берутся овощи, зелённая культура, фрукты? Кто-то сказал покупают в магазине, кто ответил что растут в огороде. Но не кто, не смог объяснить как они появляются в огороде и в магазине. Тогда я предложила им узнать у родителей. На следующий день, каждый поделился знаниями, и мы выяснили что огородная зелень вырастает из маленького семени, так же как овощи и цветы которые сажают люди. Я заметила, что многим интересна эта тема и предложила вырастить зелень самим. Ребята заинтересовались идеей вырастить «витамины». I этап - подготовительно – исследовательский . Я попросила родителей принести семена огородной зелени и приобрести землю для посадок. Когда было всё готово. Мы с детьми начали своё исследование. Сначала мы рассматривали семена, и ребята отметили, что у разных растений разные семена. Они заметили, что семена отличаются по цвету, по форме. Затем мы с детьми начали сажать семена в приготовленную землю. Ребята с удовольствием принимали участие в посадке: сеяли, засыпали землёй, поливали из лейки. Я объясняла как правильно сажать, чтобы семена не погибли. Таким образом дети усвоили этапы посадки растений. Все наши посадки мы отметили карточками.

Слайд 9

II этап - творческий. Пока наши семена не проклюнулись, я предложила детям создать кораблики, и рассказала что для это нужно, нам необходимо было сделать паруса для своих контейнеров чтобы они были похожи на кораблики . Когда корабли были готовы мы придумали названье для нашего огорода :«Чудо- огород». III этап - наблюдательный. Ребята каждый день подходили к нашему огородику и через 4 дня заметили, что на некоторых «грядочках» появились росточки. Мы рассмотрели появившиеся растения, отметили что первые проклюнулись салаты. В течение недели вели наблюдения, поливали. А после выходных увидели появление новых ростков. Дети были рады и с удвоенным интересом наблюдали за огородом. IV этап - познавательный. Пока наши растения подрастали, мы закрепляли наши знания в беседах, играх, занятиях. Читали стихи, рассказы, отгадывали загадки о цветах, растениях. С середины февраля мы уже собирали первый урожай -лука. На обед у нас была свежая зелень. Ребята наслаждались результатами своих трудов, и с нетерпением ждут , когда же они смогут высадить свои цветы.

Слайд 10

2 раздел «Цветы – для красоты» Но так как растения нашего огорода ра стут медленно, ребята захотели посадить что-нибудь ещё. Я предложила посадить цветы на рассаду, чтобы весной высадить в клумбы. И вместе с зеленью они плавно растут на своих грядках(корабликах).

Слайд 11

План экспериментальной деятельности. Земля. Название мероприятия: « Узнаем, какая земля» Цель : Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется Материал, оборудование: земля в контейнерах Вода Название мероприятия: Вода и растения Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем) Солнце Название мероприятия: Солнце и растения Цель: Определить роль солнца в жизни растений Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату) Человек Название мероприятия: Человек и растения Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!