Работа с детьми с ОВЗ

Свинцова Инна Николаевна

По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психическом развитии. При этом, согласно уже статистике Министерства образования, каждый год количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом на 5 процентов.

Уважаемые родители!


В нашем детском саду открыт Кабинет раннего вмешательства (КРВ), целью которого является оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с  выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии

График работы Кабинета раннего вмешательства 

                                          Понедельник:                     10.00-14.00

                                             Вторник:                           12.00-16.00

                                            Среда:                              10.00-14.00

                                            Четверг:                            10.00-14.00

                                            Пятница:                           10.00-14.00

                                         Суббота:                           выходной

                                         Воскресенье:                      выходной

                                            На консультацию можно записаться по телефону:  4-01-50

                                           Адрес электронной почты:  d.s.solnichko@mail.ru

 

ПМПК г.Курск

Родители детей, имеющих особенности развития, детей-инвалидов могут получить помощь "Курского областного центра психолого-педагогического,  медицинского и социального сопровождения"

Центр предоставляет психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, обучении, развитии и социальной адаптации. В команду специалистов входят 60 педагогических и 31 медицинский работник. Специфика работы центра:

  •     дети проходят диагностическое обследование на ПМПК;
  •     осуществляется комплексное консультирование междисциплинарной командой специалистов  в отношении детей и родителей;
  •     проводятся индивидуальные приемы специалистов;
  •     обучение на коррекционно-развивающих занятиях детей с различными нарушениями психофизического, речевого развития, проблемами в поведении и социальной адаптации;
  •     в Центре раннего вмешательства получают помощь семьи с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Перейти на сайт ПМПЦ г. Курска

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура и содержание типового дидактического занятия с ребенком с синдромом Дауна

Оборудование : трехсоставная матрешка,  кирпичики (или кубики), посуда (тарелочки), счетный материал «овощи».

Церемония приветствия

Рассматривание матрешки

Ребенку показывается трехсоставная матрешка. И читается стихотворение:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

 Педагог-психолог показывает принцип действия игрушки  матрешки.

Основная часть

Игра с дидактическим материалом «Матрешка»

Затем педагог-психолог предлагает ребенку две матрешки (большую и маленькую).  И поясняет, что матрешки пришли в детский сад, сейчас у них будет занятие. Нужно сделать им стулья. Педагог-психолог строит образец стула из двух кирпичиков (один кирпичик лежит на столе, а другой приставлен к нему вертикально) и предлагает ребенку построить такие же. Теперь, когда матрешки сидят на стульях, можно дать им задание. Педагог-психолог раздает им схемы и предлагает ребенку наложить на них фигуры из геометрической мозаики (2, 3 фигуры). После того как задание выполнено, нужно убрать фигуры. Необходимо, чтобы ребенок давал  по одной фигуре: «Дай квадрат, дай круг» и т. д.

Дидактическая игра «Матрешки кушают»

Педагог психолог. Теперь матрешки будут кушать.

Достает большую и маленькую тарелки. Затем спрашивает: «Где большая тарелка?», «Где маленькая тарелка?» – ребенок показывает. «Где большая матрешка?», «Где маленькая матрешка?» – ребенок показывает. Педагог-психолог. Теперь возьми большую тарелку. Ребенок берет.

Педагог-психолог. Дай большой матрешке. Ребенок выполняет .

Педагог-психолог. Оставшуюся маленькую тарелку даем маленькой матрешке. Ребенок выполняет.

Далее используется счетный материал «овощи». Педагог-психолог кладет перед ребенком три  огурца и просит от имени матрешки: «Дай мне один огурец». Ребенок должен взять один огурец из нескольких и положить его в тарелку матрешке. После этого показывает ребенку тарелку и спрашивает: «Сколько всего (огурцов)?.»Ребенок отвечает.

Педагог-психолог. А вот  другая матрешка просит дать ей два помидора.

Но при этом педагог-психолог кладет перед ребенком три помидора. Он должен взять два из них, перекладывая их в тарелку по одному, считая. Затем педагог-психолог показывает на тарелку и спрашивает: «Сколько всего (помидоров)?». Кормление можно повторить, сказав, что матрешки все еще голодные.

Дидактическая игра «Матрешки идут гулять».

Затем матрешки идут гулять. Для них нужно построить качалку (один кирпичик лежит на столе, другой лежит на нем, но повернут под прямым углом) и корабль (один кирпичик лежит на столе, а другой стоит на нем вертикально – это мачта или парус). Педагог-психолог строит образцы, а ребенок их воспроизводит. Когда прогулка матрешек закончилась, можно убрать кубики и закончить занятие.

Церемония прощания

Педагог-психолог. Ты сегодня хорошо занимался, но пришло время прощаться.

Целый час мы занимались

И немножко баловались

Песенку сейчас споем

И на улицу пойдем.

Мы для (имя ребенка) на прощанье

Сейчас помашем: «До свидания».

После окончания занятия результаты заносятся в таблицу с указанием того объема помощи, который был необходим ребенку в процессе выполнения заданий.

Раздел

Содержание раздела

Предлагаемые задания

Оценка

Внимание и память

Постоянство объекта

Найти 1-2 предмета, спрятанных  на глазах у

ребенка

По размеру

Разложить большие и маленькие круги в две коробки

По форме

Разложить треугольники и квадраты в две коробки

По цвету

Разложить детали двух цветов в две коробки

Конструктивная деятельность

По жесткой схеме

Доска Сегена (3-4 формы)

Конструирование по образцу

Строительство из кирпичных конструкций, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожка. заборы..)

Складывание целого из частей

Складывание картинки из двух частей

Обучение счету

Формирование понятия «один»

Умение взять по просьбе один предмет из группы

Игровая деятельность

Самостоятельное выполнение функциональных действий с игрушкой

Самостоятельно играть с «Развивающим центром», катать машинку и т.д.

Выполнение отдельных сюжетно-игровых действий под руководством взрослого

По просьбе кормить куклу или укладывать ее спать



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»

                                                                                     «Утверждаю»

                        Заведующий  МКДОУ                                                                    «Детский сад «Солнышко»

        ______________  И.В.Кадырова          

        «____»_____________2019 года

Специалист:

педагог-психолог  

Свинцова Инна Николаевна

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ

ФИО  ребенка:  

Дата рождения: 22.02.2017 г. 

Программа составлена на материале:

Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»

Юрченко Н.Ф. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста»

Заключение специалиста: задержка психического развития

Заключение лечащего врача:  резидуальное поражение умственно темповая ЗРР.

Заключение междисциплинарной команды специалистов: задержка психоречевого развития.

Количество занятий по реализации программы: 20

Режим занятий: в 1-ой половине дня

Дата начала занятий:

Дата окончания занятий:

Цель Программы: разработка и проведение системы мероприятий по развитию высших психических функции дошкольника.

Задачи Программы: 

-развитие высших психических функций;

-развитие речи, сенсорных представлений;

-формирование интеллектуальных, художественных навыков, навыков конструирования.

  1. Характеристика основных областей развития ребенка
  1. Диагностическая работа

Цель диагностики: определить и дать характеристику основных областей  развития ребенка.

Форма работы: индивидуальная диагностика развития ребенка по методике Е.А. Стребелевой.

Задания: «Лови шарик» , «Спрячь шарик», «Разборка и складывание 2-составной матрешки», «Разборка и складывание пирамидки», «Парные картинки»,  «Цветные кубики», «Разрезные картинки», «Конструирование из палочек»,  «Достань тележку», «Нарисуй».

Результат диагностики

на начало реализации программы

Бланк фиксации результатов психолого-педагогического обследования детей 2-3 лет

по методике Е.А. Стребелевой

Ф.И.О. 

Дата обследования: 08.08.

Дата рождения Возраст 2,6 года

Задания

Выполнение задания (баллы)

1 

2 

3 

4 

Лови шарик 

-

Пытается катить, ловить шарик, но это не всегда удается практически 

-

- 

Спрячь шарик 

- 

Не понял задание. После обучения стремится к цели, но нет соотносящих действий, к результату безразличен

- 

-

Разборка и складывание 2-составной матрешки

После обучения самостоятельно действует неадекватно 

- 

- 

- 

Разборка и складывание пирамидки 

- 

Принял задание. При сборке не учитывает размеры колец, даже после обучения

-

-

Парные картинки 

После обучения действует неадекватно

-

-

-

Цветные кубики 

- 

- 

Сличает и выделяет цвет по слову, проявляет интерес к результату 

- 

Разрезные картинки 

Действует неадекватно даже после обучения 

-

- 

- 

Конструирование из палочек 

- 

После обучения пытается стоить фигурку, не ориентируясь на образец 

-

- 

Достань тележку 

-

Пытается достать цель рукой, отказывается от задания после неудачной попытки 

-

- 

Нарисуй 

- 

Понимает инструкцию, изображает дорожку прерывистыми линиями, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук 

- 

ИТОГО 

3

10

6

Общая сумма баллов   19                       Группа познавательного развития:    II группа 

          1.2  Характеристика развития ребенка

Анализ результатов

По результатам диагностики имеет Р II группу познавательного развития, которая характеризует дошкольника как ребенка, не способного к самостоятельному выполнения задания. С трудом вступает в контакт со взрослыми, действует без учета свойств предметов. Действия ребенка при выполнении задания хаотичны, а в дальнейшем, из-за отсутствия интереса к результату деятельности, – отказ от выполнения задания. После обучения ребенок самостоятельно все же не может выполнить задание, что свидетельствует о неосознанном принципе действия.

Необходимо отметить, что во время всей деятельности Р молчал, не высказывался, положительные эмоции не проявлял, иногда злился и пытался отказаться от выполнения заданий.

Особенности  психических процессов, эмоционально-волевой сферы и поведения

Физическое развитие: соответствует паспортному возрасту.

Внешний вид: аккуратный.

Особенности контакта ребенка: в контакт вступает не сразу.

Поведение на момент обследования: при выполнении заданий действия хаотичны.

Характер деятельности: познавательный интерес не проявляет. Показывает основные цвета с ошибками. Пирамидку собирает под контролем.

Когнитивные процессы: внимание инертное, истощаемое.

Темп запоминания – медленный. Мышление конкретное

Темп деятельности: темп деятельности низкий. Уровень умственной работоспособности: низкий.

Особенности обучаемости: самостоятельно не умеет планировать свою деятельность, цель и задачи деятельности не всегда  понятны, нуждается в пошаговой помощи. После обучения делает ошибки при выполнении задания. Перенос на подобное задание осуществляется  непродуктивно.

Эмоционально-волевая сфера: эмоции упрощены, часто всего негативные. Не определяет основные эмоции по наглядным материалам.

Речевой статус:

-особенности понимания обращенной речи: речь понимает, инструкцию выполняет только после обучения;

-общее звучание речи: бедный словарный запас, речь смазанная, неразборчивая

Словарь примитивен.

Как видно из результатов диагностики, мальчик испытывает трудности при выполнении заданий как речевых так и заданий, где необходимо найти, показать: не отвечает на вопросы, общение происходит на уровне показа, чаще всего неверного.

Таким образом, возникает необходимость в проведении  индивидуальных занятий по развитию высших психических функций и коммуникативных способностей.

  1. Содержание программы

В соответствии с целью коррекционно-развивающей работы выделены 18 занятий: 

Тематический план занятий

Количество занятий

                Темы занятий

18

Диагностика

  1. К бабушке на дачу
  2. Мои любимые игрушки
  3. У нас в гостях Буратино
  4. В деревне
  5. Вот и осень к нам пришла
  6. Вот и вся моя семья
  7. Модница кукла Марина
  8. Здравствуй, здравствуй, Новый год
  9. В гостях у Снегурочки
  10. Зимние развлечения
  11. В гостях у Антошки
  12. Встреча в зимнем лесу
  13. Самая любимая
  14. Пришла весна, пришла красна
  15. Транспорт
  16. Купили мы Антошки новые сапожки
  17. У нас в гостях матрешки
  18. Здравствуй лето!

Диагностика

  1. Работа с родителями

На всех коррекционно-развивающих занятиях обязательным условием считается присутствие родителя (законного представителя) с целью обучения их приемам и методам работы с особым ребенком.

Кроме того сотрудничество педагога-психолога и родителей осуществляется в ходе тренинга «Родительская поддержка», целью которого является оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие чувства напряжения и тревоги и мастер-класса по арт-терапии «Артерапия в помощь родителям», целью которого является ознакомление родителей (законных представителей) с арттерапевтическими методами и их практическим применением в работе с детьми.

Консультации:

-Развитие эмоционально-личностной сферы у ребенка с ЗПР.

-Формирование произвольности у ребенка с ЗПР.

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

В процессе продуктивной совместной деятельность воспитанника и педагога-психолога у воспитанника формируется следующие умения и навыки:

  • умеет определять социальные связи, систематизировать, сравнивать, обобщать;
  • умеет продуктивно сотрудничать со взрослым;
  • повысились коммуникативные способности;
  • знания о животном и растительном мире соответствует возрасту.

  1. Использованная литература

 

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. -2-е изд.,испр., - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
  2. Карпеева М.В. Наглядно-дидактическое пособие по развитию

речи «Играем -        речь развиваем: упражнения с пуговицами», дидактические игры, направленные на закрепление у детей знаний об окружающем мире и общих речевых навыков. –.М.: Центр педагогического образования, 2015.

  1. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года).- СПб.: Паритет, 2008.
  2. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие для педагогов – 2- е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  3. Юрченко Н.Ф. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.,- Х.: Изд. группа «Основа», 2009.

С программой ознакомлены:

«____»_________________20___г

                                                          ___________/________________/

                                                          ___________/________________/



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»

                                                                                     «Утверждаю»

                        Заведующий  МКДОУ                                                                    «Детский сад «Солнышко»

        ______________  И.В.Кадырова          

        «____»_____________2020 года

Специалист:

педагог-психолог  

Свинцова Инна Николаевна

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ

ФИО  ребенка:  

Дата рождения: 16.12.

Программа составлена на материале:

Карпеева М.В. «Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи

«Играем -        речь развиваем: упражнения с пуговицами»,

дидактические игры, направленные на закрепление у детей знаний об окружающем мире и общих речевых навыков»

Заключение специалиста: замедленное развитие речи

Заключение лечащего врача:  -

Заключение междисциплинарной команды специалистов: низкий уровень развития речи

Количество занятий по реализации программы: 20

Режим занятий: в 1-ой половине дня

Дата начала занятий: 10.2020 г.

Дата окончания занятий: 04.2021 г.

Цель Программы: разработка и проведение системы мероприятий по формированию потребности в общении.

Задачи Программы: 

-стимуляция речевой и психической активности;

-развитие эмоционального общения со взрослыми;

-развитие способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого и речевому подражанию – эхолалии;

-развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

  1. Характеристика основных областей развития ребенка
  1. Диагностическая работа

Цель диагностики: определить и дать характеристику основных областей  развития ребенка.

Форма работы: индивидуальная диагностика развития ребенка по методике Е.А. Стребелевой.

Задания: «Лови шарик» , «Спрячь шарик», «Разборка и складывание 2-составной матрешки», «Разборка и складывание пирамидки», «Парные картинки»,  «Цветные кубики», «Разрезные картинки», «Конструирование из палочек»,  «Достань тележку», «Нарисуй».

Результат диагностики

на начало реализации программы

Бланк фиксации результатов психолого-педагогического обследования детей 2-3 лет

по методике Е.А. Стребелевой

Ф.И.О. 

Дата обследования 

Дата рождения 16.12.2017 г.. Возраст 2 года 10 мес.

Задания

Выполнение задания (баллы)

1

22

3

4

Лови шарик 

-

- 

-

Сразу начал сотрудничать, успешно ловит и катит шарик 

Спрячь шарик 

-

-

- 

Задание принимает, самостоятельно выполняет, используя соотносящиеся действия. Заинтересован в результате

Разборка и складывание 2-составной матрешки

- 

- 

- 

Принял и понял задание, выполняет самостоятельно, использует соотносящие действия 

Разборка и складывание пирамидки 

-

-

Принимает и понимает задание, выполняет задание после обучения. Определена ведущая рука. Согласованность действий рук не выражена

-

Парные картинки 

-

-

Понимает условия задания, но допускает одну ошибку. После обучения выполняет самостоятельно

-

Цветные кубики 

- 

- 

Сличает и выделяет цвет по слову, проявляет интерес к результату 

- 

Разрезные картинки 

- 

-

Понимает задание. Складывает картинку самостоятельно после обучения 

- 

Конструирование из палочек 

- 

-

Понимает задание. Строит по подражанию

- 

Достань тележку 

-

- 

-

Сразу находит правильное решение, заинтересован в результате 

Нарисуй 

- 

- 

Понимает инструкцию, изображает дорожку прерывистыми линиями, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук

- 

ИТОГО 

Общая сумма баллов   34                       Группа познавательного развития:    III группа 

1.2  Характеристика развития ребенка

Анализ результатов

По результатам диагностики Г. имеет III группу познавательного развития, которая характеризует дошкольника как ребенка способного и стремящегося к сотрудничеству со взрослым. Он сразу же принимает задание, понимает его условие и стремится к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях не может найти адекватный способ выполнения и часто обращается за помощью к взрослым. После показа способа выполнения задания  педагогом справляется самостоятельно, проявляя заинтересованность в успешном результате своей деятельности.

Особенности  психических процессов, эмоционально-волевой сферы и поведения

Физическое развитие: соответствует паспортному возрасту.

Внешний вид: аккуратный.

Особенности контакта ребенка: в контакт вступает, доброжелательный.

Поведение на момент обследования: активен при выполнение заданий.

Характер деятельности: проявляет познавательный интерес.

Когнитивные процессы: внимание соответствует возрасту. Запоминание и удержание материала соответствует норме. Мышление наглядно- действенное, наглядно-образное формируется.

Темп деятельности: темп деятельности быстрый. Уровень умственной работоспособности: средний.

Особенности обучаемости: ребенок не нуждается в пошаговой помощи. Перенос на подобное задание осуществляется  продуктивно.

Эмоционально-волевая сфера: эмоции соответствуют возрасту. Определяет основные эмоции по наглядным материалам, понимает когда, какие эмоции возникают.

Речевой статус:

-особенности понимания обращенной речи: речь понимает, инструкцию выполняет;

Словарь примитивен: бедный словарный запас: в разговорной речи часто использует одни слоги, которые обозначают начало названия предмета или явления.

Как видно из результатов диагностики, несмотря на верное понимание словесной инструкции педагога, мальчик испытывает трудности при выполнении речевых заданий: речь при общении не всегда понятна, мальчик использует часто при обозначении явления или предмета одни слоги.

Таким образом, возникает необходимость в проведении индивидуальных занятий по увеличению словаря через организацию познавательной совместной деятельности с педагогом-психологом.

  1. Содержание программы

В соответствии с целью коррекционно-развивающей работы выделены 20 занятий: 

Тематический план занятий

Количество занятий

                Тема занятий

20

  1. «Дружная семья» (Семья)
  2. «Детский сад. Игрушки» (Игрушки)
  3. «Тучка, тучка! Дождь пошел» (Осень)
  4. «Собираем урожай» (Овощи)
  5.  «В сад идем гулять» (Фрукты)
  6.  «Веселый листопад» (Деревья)
  7. «Ох уж эти веселые фигуры!» (Геометрические фигуры)
  8. «Одежда для куклы Маши» (Одежда)
  9. «Как мы туфли обували» (Обувь)
  10. «В гости к нам пришла зима» (Зима)
  11. «Новогодние забавы» (Новый год)
  12.  «Мишу, Машу на прогулку соберем» (Одежда)
  13.  «Наши маленькие помощники» (Домашние животные)
  14. «В лесу» (Дикие животные)
  15. «Мамин сервиз» (Посуда)
  16. «На солнечной поляне» (Весна)
  17.  «Едем, плаваем, летаем» (Транспорт)
  18. «Маленькие ножки идут к дому по дорожке» (Дом)
  19. «На лугу» (Насекомые)
  20.  «Скоро лето» (Лето)

  1. Работа с родителями

Любые занятия будут эффективны только в том случае, если они систематически будут прорабатываться не только в условиях НОД педагога-психолога и ребенка, но и в домашних условиях и при участии ребенка в свободной деятельности (прогулка, игра). Поэтому мной представлены рекомендации (домашние задания для родителей), которые обязательно должны выполняться после прохождения каждой темы.

 Темы занятий

Рекомендации родителям

  1. «Дружная семья» (Семья)
  2. «Детский сад. Игрушки» (Игрушки)
  3. «Тучка, тучка! Дождь пошел» (Осень)
  4. «Собираем урожай» (Овощи)
  5.  «В сад идем гулять» (Фрукты)
  6.  «Веселый листопад» (Деревья)
  7. «Ох уж эти веселые фигуры!» (Геометрические фигуры)
  8. «Одежда для куклы Маши» (Одежда)
  9. «Как мы туфли обували» (Обувь)
  10. «В гости к нам пришла зима» (Зима)
  11. «Новогодние забавы» (Новый год).
  12.  «Мишу, Машу на прогулку соберем» (Зимняя одежда).
  13.  «Наши маленькие помощники» (Домашние животные).
  14. «В лесу» (Дикие животные).

  1. «Мамин сервиз» (Посуда)
  2. «На солнечной поляне» (Весна)
  3.  «Едем, плаваем, летаем» (Транспорт).

  1. «Маленькие ножки идут к дому по дорожке» (Дом)
  2. «На лугу» (Насекомые)
  3.  «Скоро лето» (Лето)

1.Учить называть родственников, родителей, рассматривать фотографии всех членов семьи.

2. Расставлять перед ребенком знакомые игрушки и назвать их. Предложить произносить звуки, которые производят эти игрушки. Читать стихотворение А.Барто «Игрушки».

3. Побеседуйте с ребенком о времени года «Осень», понаблюдайте его приметы. Почитайте ребенку стихи, потешки детских русских поэтов.

4.Сходите с ребенком в магазин и купите разные овощи. Дома малышу дайте попробовать на вкус морковь, репу, огурец, помидор, капусту. Проведите игру «Узнай на вкус».

5.Сходите с ребенком в магазин и купите разные фрукты. Дома малышу дайте попробовать на вкус яблоко, грушу, сливу, виноград и апельсин. Проведите игру «Узнай на вкус».

6.Во время прогулки понаблюдайте с ребенком за изменением природы. Прочитайте и постарайтесь разучить с ребенком стихотворение «Осень, осень, листопад».

7. Учить отбирать фигуры определённой формы (только квадраты, треугольники, круги), называя их.

8.  Знакомить ребенка с названиями предметов одежды. Учить самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощрять самостоятельность ребенка, тренировать его в застегивании пуговиц, читать ребенку стихи  и сказки русских авторов

9.Предложить ребенку показать и назвать ту обувь, которая у него есть. Тренировать ребенка в завязывании и развязывании шнурков.

10. Побеседуйте с ребенком о времени года «Зима», понаблюдайте его приметы. Почитайте ребенку стихи, потешки детских русских поэтов.

11.Сделайте вместе с ребенком открытку, посвященную празднику. Побеседуйте с ребенком о смысле праздника. Поощряйте ребенка в самостоятельном высказывании.

12. Знакомить ребенка с названиями предметов зимней одежды. Учить различать одежду мужскую и женскую.Учить самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощрять самостоятельность ребенка, тренировать его в застегивании пуговиц.

13. Потренируйте ребенка в узнавании домашних животных. Предложите ребенку изобразить домашних животных и как они кричат. Почитайте русские-народные потешки про домашних животных.

14. Побывайте с ребенком в зоопарке или цирке, где он сможет понаблюдать за животными. Введите в словарь ребенка глаголы: бегать прыгать, спать , стоять. Почитайет с ребенком и попробуйте разучить набольшие стихи про диких животных.

15. Рассмотрите с ребенком ту посуду, которая у вас есть. Используя картинки и кукольную посуду поиграйте с ребенком в игру «Найди по картинке».

16. Побеседуйте с ребенком о времени года «Весна», понаблюдайте его приметы. Почитайте ребенку стихи, потешки детских русских поэтов.

17.На прогулках вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом, потренируйте его в назывании транспорта. Дома используйте для этого картинки в книжке. Почитайте ребенку рассказы и стихи о транспорте. Поощряйте ребенка в высказывании и звучании небольших стихов.

18. Рассмотрите с ребенком картинку «Дом». Спросите, какие части есть у дома , для чего они   поиграйте с ребенком в игру «Чего не хватает домику».

19. Загадайте ребенку загадки о пчеле, шмеле, стрекозе, жуке, комаре. Рассмотрите с ребенком картинки насекомых. Расскажите о пользе и вреде, которые приносят эти насекомые.

20. Побеседуйте с ребенком о времени года «Лето», понаблюдайте его приметы. Почитайте ребенку стихи, потешки детских русских поэтов.

Консультации для родителей:

  • Если у вас неговорящий ребенок.
  • Советы психолога родителям неговорящего ребенка.

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

В процессе продуктивной совместной деятельность воспитанника и педагога-психолога у воспитанника формируется следующие умения и навыки:

  • осуществляет речевое высказывание по результатам действия с игрушками, воспроизводит звукоподражания «Ля-ля том-топ», «Машина би-би»)
  • отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?»;
  • понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними в соответствии с изученными темами «Детский сад. Игрушки», «Мамин сервиз» и т.д.;
  • обозначает наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь…)
  • выражает желания с помощью простых просьб.

  1. Использованная литература

 

  1.   Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в

детском саду. 2-я младшая группа. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. -2-е изд.,испр., - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
  2. Карпеева М.В. Наглядно-дидактическое пособие по развитию

речи «Играем -        речь развиваем: упражнения с пуговицами», дидактические игры, направленные на закрепление у детей знаний об окружающем мире и общих речевых навыков. –.М.: Центр педагогического образования, 2015.

  1. Краузе Е.Н. Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – Ппб.: КОРОНА-Век, 2008.
  2. Куражева Н.Ю.,Вараева Н.В.,Тузаева А.С., Козлова И.А.т «Цветик-семицветик». Программа, интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.
  3. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года).- СПб.: Паритет, 2008.
  4. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития общих речевых навыков (3-4года). = СПб.:КАРО, 2007.
  5. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие для педагогов – 2- е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

С программой ознакомлены:

«____»_________________20___г

                                                          ___________/________________/

                                                          ___________/________________/