Полезная шкатулочка

Хуснутдинова Фания Тафкилевна

Методичекие разработки,  материалы к урокам, новые педагогические технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

П «Внешнее и внутренне строение листа» Урок практикум Тема: 8

Слайд 9

Задачи урока: 1. Познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия. 2. Развивать умения проводить сравнения, делать выводы, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев. 9

Слайд 10

Листья разных растений не похожи друг на друга. Одни растения имеют крупные листья, а другие совсем крошечные . Виктория регия - диаметр листа 2,2 м Ряска имеет самые маленькие плавающие листья Пальма Рафия имеет лист длиной 20 м 10

Слайд 11

Задание №1 1. Рассмотрите рисунок «Внешнее строение листа». Изучите, из каких основных частей состоит лист. 2. Найдите на гербарии основные части листа. 3. Все ли листья имеют черешок? Как называются такие листья? 4. Сделайте вывод. 11

Слайд 12

12

Слайд 13

Вывод : Лист состоит из листовой пластинки с жилками. Листья могут быть черешковые и сидячие. 13

Слайд 14

Задание №2 1. Используя знания о внешнем строении листа, сравните листья гербария под № 1 и № 2. Чем они отличаются? 2. Найдите в учебнике определение «простые листья», «сложные листья». 3. Сделайте вывод. 14

Слайд 15

Вывод : Лист, состоящий из одной листовой пластинки и одного черешка, называется простым. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черенком небольшими черешками, называют сложным. 15

Слайд 16

Разнообразие листьев 16

Слайд 17

Задание №3 Познакомьтесь с формами листовой пластинки простых и сложных листьев. 2. Ответьте на вопросы: 1) Какая форма листовой пластинки характерна для простых листьев? 2) Какая форма листовой пластинки характерна для сложных листьев? 3. Определите форму листовой пластинки у листьев гербария №1 и №2. Запишите в тетрадь . Сделайте вывод. 17

Слайд 18

Вывод: Растения отличаются друг от друга разными формами листовых пластинок, что важно для определения растений. 18

Слайд 19

Задание №4 1. Рассмотрите рисунок на стр . 79, рис . 39 2. Какие типы жилкования выделяют? 3. Заполните схему: (в тетради) 4 . Определите тип жилкования листьев гербария № 1 и № 2 . Запишите в тетрадь. 5. Сделайте вывод. 19 Тип жилкования

Слайд 20

20

Слайд 21

В ывод: Выделяют следующие типы жилкования: параллельное, сетчатое (пальчатое, перистое), дуговое. Это важный признак при определении растений. 21

Слайд 22

Задание №5 1. Найдите на листах гербария № 1 и № 2 жилки (главные и второстепенные). 2. на стр. 79-80 изучите внутренне строение листа. Заполните таблицу 3. Зарисуйте строение устьиц. 22 Часть листа Особенности строения Кожица, эпидермис Устьице Столбчатая ткань Губчатая ткань Древесина Луб

Слайд 23

видео 23

Слайд 24

24 С О Б Е Р И С Л О В О

Слайд 25

Функции листа 1) Лист обеспечивает улавливание света. 2) Л ист обеспечивает образование органических веществ. 3) Лист обеспечивает дыхание. 4) Лист испаряет воду, защищая растения от перегрева. 5) Лист может обеспечивать защиту ( эта роль есть у видоизмененных листьев- колючек). 25

Слайд 26

Колючки кактуса и барбариса Видоизменения листа 26

Слайд 27

Хищные листья венериной мухоловки и росянки Видоизменения листа 27

Слайд 28

Сочные чешуи лука Усики гороха Видоизменения листа 28

Слайд 29

На уроке я узнал… Я впервые услышал….. Мне было …… Мне захотелось……….. На уроке я научился…. 29

Слайд 30

30 Оценка за урок Действия на уроке Количество баллов Я успел выполнить все задания, работая в группе. 1 балл Я успел сделать необходимые записи в тетради. 1 балл Я научился работать с гербарием. 1 балл Я использовал на уроке учебник. 1 балл Я сам сделал выводы и записал их в тетрадь. 1 балл Итого 5 баллов

Слайд 31

Домашнее задание Прочитать п. 20 и ответить на вопросы Зарисовать лист удивительного растения Подготовить кроссворд на тему «Лист» Подготовить небольшое сообщение о листьях. Подготовить сообщение о Клименте Аркадьевиче Тимирязеве. 31

Слайд 32

32



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение    «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Мамадыш»

Республики Татарстан

фото учителя

учитель биологии  высшей квалификационной категории

педагогический стаж 23 года

урок биологии в 10 классе

Тема: «Решения задач на моногибридное скрещивание»

2018 год

Цели: Деятельностная: научить структурировать полученные знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий  в рамках изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

    УУД

Личностные УУД:

  • осмысление значения изученного материала;
  • контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • умение сформулировать цель на основе изученного и того, что предстоит узнать;
  • осознание качества и уровня усвоения нового материала.

Коммуникативные УУД:

  • умение полно и точно выражать свои мысли;
  • умение владеть монологической речью;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • формирование систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях и закономерностях;
  • овладение научным подходом к решению задач;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.

Планируемые результаты

Предметные: Знать:

  • сущность и цитологические основы закона моногибридного скрещивания;
  • понимать, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Уметь:

  • использовать специальную систему записи для решения задач,
  • решать генетические задачи.

Личностные:

 -  убежденность в возможности познания природы, в частности закономерностей наследования признаков;

  • уважение к ученому – основоположнику генетики;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
  • умение решать задачи на моногибридное скрещивание поможет понять простейший механизм наследования признаков у человека; выяснить причины наследственных заболеваний.

Метапредметные:  

-  совершенствование навыков самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Оборудование: компьютер, проектор,  раздаточный материал.

Тип урока  - обобщение и систематизация знаний

Форма урока  - урок-тренинг, практическая работа.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний. Учебная ситуация.
  4. Обобщение – подготовка учащихся к деятельности воспроизведения на новом уровне.
  5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  
  7. Рефлексия.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1. Мотивационно-целевой этап. (Орг. момент)

2.

Определение темы и постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Добрый день, ребята. Обратите внимание на слайд (слайд № 1). (Зачитываю слова с экрана). «Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах». Эти слова станут эпиграфом сегодняшнего урока.

О чем пойдет речь на уроке?

Что мы будем делать? (Объявляет тему и цель урока)

Слайд № 2.

- Сегодня на уроке я приглашаю вас в клинику здоровья и репродукции «За Рождение». В течение урока вы поработаете в небольших группах  в качестве лаборантов, научных сотрудников. Старшим научным сотрудником буду я. Мы вместе будем анализировать, прогнозировать и выдвигать гипотезы.

Предполагают, о чем будет урок.

1 мин

3. Активизация познавательного интереса.

«Учебная ситуация»

ЗУМ ИН (приложение 1)

Хочу начать урок с примера из жизни, описанного в книге Николая Павловича Бочкова «Гены и судьбы». Автор посвятил генетике человека 30 лет своей жизни.

5 мин

Кабинет врача генетика.

Действующие лица:

Врач генетик – Валиуллин Азат,

Молодая супружеская пара – Гатина Айзиля, Вафин Ислам.

Врач генетик № 2 – Насибуллин Аяз.

Врач: - Добрый день, молодые люди. Что привело вас ко мне?

Ислам: - Здравствуйте, доктор. Дело в том, что в возрасте 3-х с половиной лет мы потеряли первого ребенка. Родился он в срок, нормального веса, отлично развивался, рост 52 см. И вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Едва научившись улыбаться, он будто «позабыл», как это делается. Ему стало трудно держать голову. И уже через два три месяца детские невропатологи констатировали болезнь Тея – Сакса. В общем, в три с половиной года ребенка не стало.

Айзиля: - Доктор, ожидает ли наших последующих детей такая же участь? Можем ли мы рассчитывать на счастье материнства и отцовства? Подарит ли судьба нам счастливый шанс??

Врач: Очень сожалею, но я не рекомендую вам иметь детей.

Учитель: - Как вы думаете, почему специалист по медицинской генетике дал такой ответ?  Какие объяснения привел в доказательство своих слов?

Вопросы:

 - Ребята, как бы вы объяснили увиденное?

 - Почему у здоровых родителей рождается больной ребенок?

Учащиеся, работая в группах, пытаются дать ответ на поставленные вопросы. (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.) (приложение 1)

 По одному учащемуся от каждого стола предлагают решение.

1 мин+5 мин обсуждение

4.Обобщение – подготовка учащихся к деятельности воспроизведение на новом уровне.

Учитель: - Все та же молодая пара в надежде найти ответ на свой вопрос в кабинете другого врача.

Кабинет второго врача генетика

Врач: Добрый день. Чем могу помочь?

Айзиля: - Здравствуйте, доктор. Наш первый сын умер от болезни Тея – Сакса. Но мы хотим детей, могут ли быть у нас здоровые дети?

Врач: - Да, - болезнь наследственная. Но у вас уже был один больной ребенок. Согласно закону Менделя расщепление признаков как 1 к 3. Значит, следующие три окажутся здоровыми, рожайте.

Айзиля, Ислам: - Спасибо, доктор!   (Уходят).  

Учитель: - Ребята, посмотрите, у вас на столах есть небольшие карточки, возьмите каждый по одной. Я попрошу вас сейчас встать, задвинуть стулья, пройти в центр класса и собраться в группы,  по какому принципу вы будете собираться, я думаю, вы сами поймете. Вам для организации групп всего одна минута. МИКС

Учитель называет детей по именам и рассаживает за столы уже в другом составе.

Учитель: дальше мы будем работать в группах.

Учитель: - Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам воспользоваться пирамидками, которые находятся у вас на столах. На гранях пирамидок буквы, обозначающие гаметы родителей.

1.        сбрасывает пирамидки

2.        заносит данные в таблицу

3.4        определяют генотип и фенотип потомков

Используя пирамидки, выясняют вероятность встречи гамет при оплодотворении.  И отвечают на главный вопрос: могут ли у этой пары родиться здоровые дети? (можно ли однозначно ответить на этот вопрос?)

Учащиеся встают, перемещаются по классу и образуют группы по 4 человека.

Работа в группах.

Учащиеся, используя пирамидки, на гранях которой записаны гаметы, сбрасывают пирамидки как кубики при игре в настольные игры. Выпавшие гаметы записывают для дальнейшего выяснения вероятности встречи гамет.  И отвечают на вопрос: возможно ли с полной уверенностью говорить о том, что второй закон Менделя четко сработает как отношение 3:1.Т. е. нужно оговориться, что закон действителен только при многочисленном потомстве

5 мин

5 мин

Дадим слово специалисту. Выступает Валиуллин Азат

- Конечно, можно было обнадежить молодых родителей, но нет ничего страшнее, чем ложь человека, обязанного говорить правду. Каждое отступление от неё чревато для людей новым горем, новым несчастьем. Только правда, и одна только правда дает возможность вычислить будущее такой семьи. Правда же в данном случае   заключается в том, что риск повторения данной наследственной болезни в семье составляет 25% (Вспомните закон Менделя 3:1). Риск считается очень высоким, и потому в подобных случаях рекомендуется отказаться от деторождения. Поэтому я сказал: риск слишком велик, не советую.

Слушают, задают вопросы.

2-3 мин

Учитель: прошло три года, наши герои вновь появились на пороге медико-генетической консультации. И вновь привела их беда. В страстном желании обойти судьбу они усомнились в словах первого специалиста и послушали второго. Невежественность специалиста обернулась для семьи новой драмой. В момент вторичного консультирования в нашем институте у них снова был полуторогодовалый сын, «разучившийся» улыбаться и держать голову.

 - Неужели нельзя хоть как – то помочь нашей семье? Увы, в тот момент наука была ещё бессильна это сделать.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации        

Учитель: - Множество вопросов, касающихся наследования признаков у человека, скопилось в нашем институте, очень много людей обращаются к нам с вопросами. Ребята, у вас на столах предложены задачи, решением которых мы и займемся. Специалистам каждой лаборатории (стола) необходимо решить задачи и дать верный ответ.  При решении прошу обратить внимание и на правильность оформления задач.

На столах учащихся предложены задачи на моногибридное скрещивание. У каждого учащегося своя задача, выбор которой остается за ними.

10

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  

Учитель: Сейчас я прошу вас встать и объединиться в группы с одинаковыми задачами. Теперь вам нужно проверить правильность решения.

Учащиеся собираются в группы и обсуждают по кругу за неограниченное время (СИНГЛ РАУНД РОБИН) (приложение 1)

Садятся на свои места

5 мин

7. Рефлексия

Учитель: Ребята, посмотрите: в нашем классе на стенах висят высказывания великих философов. Учитель  зачитывает вслух. Какие слова после сегодняшнего урока вам кажутся ближе всего, я прошу вас встать и перейти к этому высказыванию. (КОНЕРС 7 мин). (ТАЙМД ПЭА ШЭА) (приложение 1)

Затем учитель спрашивает у одного двух, учащихся, почему они подошли к этому высказыванию,  и сам тоже встает у какого-нибудь высказывания.

Встают, переходят к какому-нибудь высказыванию.

Как только определились с высказыванием, которое им понравилось, подходят к нему. Находят себе партнера и проговаривают, почему они выбрали это высказывание. В течение 30 сек каждый.

7

Домашнее задание

1. Стр. 268 – 269 читать

2. Вариант № 1785535

Задания № 28,на сайте  «Решу ЕГЭ»

3. Подготовить сообщение о  заболеваниях человека, передающихся по наследству.

Подведение итогов, поощрение учащихся.

Вновь возвращаемся к эпиграфу нашего урока.

«Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах».

Подумайте об этом.

Учащиеся возвращаются на свои места, получают домашнее задание.

1мин

1 мин

На этом наш урок окончен, спасибо за работу.

Приложение 1.

Активные методы сингапурской системы обучения.

ЗУМ ИН – «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – «продолжительный раунд робин» обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса по очереди более одного круга.

КОНЕРС – «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

ТАЙМД ПЭА ШЭА  - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества  времени.

ТАЙМД РАУНД РОБИН – «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного времени.

СИНГЛ РАУНД РОБИН – «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

Приложение 2

Решение задачи Тея Сакса

Запись брака

1.        Мужчина и женщина здоровы, но у них родился больной сын, следовательно, они гетерозиготны, а ген, ответственный за развитие болезни, рецессивен.

2.        Вероятность появления больного ребенка равна ¼ (число событий, при котором появляется генотип аа=1)

Ответ вероятность рождения ребенка, больного болезнью Тея Сакса равна 25%.

Врач: Валиуллин Азат

Конечно, можно было обнадежить молодых родителей, но нет ничего страшнее, чем ложь человека обязанного говорить правду. Каждое отступление от неё чревато для людей новым горем, новым несчастьем. Только правда, и одна только правда дает возможность вычислить будущее такой семьи. Правда же в данном случае   заключается в том, что риск повторения данной наследственной болезни в семье составляет 25% (Вспомните закон Менделя 3:1). Риск считается очень высоким, и потому в подобных рекомендуется отказаться от деторождения. Поэтому я сказал: риск слишком велик, не советую.

Приложение 3.

Болезнь Тея Сакса — наследственное заболевание, характеризующееся быстрым развитием и поражением мозга и центральной нервной системы ребенка.

Впервые это заболевание было описано в 19 веке. Название свое болезнь приобрела от двух ученых, внесших свой вклад в исследование этой болезни — англичанина Уоррена Тея и американца Бернарда Сакса. Это заболевание в большей степени типично для определенных этнических групп. В основном им страдают евреи, родившиеся в Восточной Европе, и французы, проживающие в Канаде, районах Квебек и Луизиана. Частота заболевания в мире 1 на 250 тысяч человек.

Что провоцирует это заболевание?

Болезнь Тея Сакса развивается только в том случае, если родители вместе являются носителями гена — мутанта, а ребенок унаследует два гена с дефектом. Если же носителем гена является один из родителей, то вероятность заболеть у ребенка практически равна нулю. Но, скорее всего, он также будет носителем этого заболевания.

Что происходит при этом заболевании в организме? Причина развития недуга состоит в том, что из-за наличия у человека измененного гена, его организм перестает вырабатываться определенный фермент — гексозаминидазу, а также отвечающего за расщепление сложных природных липидов — ганглиозидов в клетках. У здорового организма происходит неизменный процесс синтеза и распада ганглиозидов, а этот процесс очень точный и любой его сбой ведет к необратимым последствиям. В результате генетического сбоя, ганглиозиды не расщепляются, а накапливаются в организме малыша, вызывая при этом поражение мозга и всей нервной системы. К сожалению, выводить их из организма невозможно, и у человека появляются определенные симптомы болезни.

Какова клиническая картина этого недуга?

При рождении малыш, имеющий диагноз синдром Тея Сакса, выглядит абсолютно здоровым. Первые признаки болезни проявляются к шести месяцам. До этого возраста вполне здоровый на вид малыш, развивается, как положено: держит голову, агукает, ползает. Но, прогрессируя и накапливая в организме ганглиозиды, ребенок постепенно начинает лишаться приобретенных навыков. Малыш перестает реагировать на окружение, его взор устремляется в одну точку, развивается апатия. Через время умственное развитие приостанавливается и развивается слепота. Со временем лицо ребенка становится словно кукольное. Итог заболевания — инвалидность и ранняя смертность.

Рассмотрим симптомы по мере взросления ребенка:

  • К 6 месяцам ребенок начинает терять контакт с внешним миром, перестает узнавать родных, реагирует только на очень громкие звуки, не может сфокусироваться на висящей игрушке, глаза вздрагивают и зрение ухудшается.
  • К 10 месяцам малыш становится менее активным, нарушаются двигательные функции: малышу трудно сидеть, переворачиваться и ползать. Притупляется слух и зрение, малыш становится апатичным.
  • После 1 года жизни болезнь прогрессирует очень быстро. По ребенку заметна его умственная отсталость, он быстро теряет зрение, слух, ухудшается мышечная активность, появляются трудности в дыхании, начинаются приступы.

Это важно! Дети, у которых симптомы болезни Тея Сакса появились в младенчестве, доживают до пятилетнего возраста.

Позднее появление симптомов

Иногда симптомы заболевания проявляются не сразу. Есть еще две формы этого заболевания.

Ювенильный дефицит гексазаминидазы типа А

Эта форма тяжелого недуга появляется у детей от 2 до 5 лет. Развитие болезни замедленное, в отличие от клинической формы. В этом случае симптомы можно заметить не сразу. Перепады настроения и какая-то неуклюжесть в движения несильно привлекают к себе внимание. К тому же, в этом возрасте капризы — нормальное явление.

Но более поздние симптомы привлекают внимание:

  • у ребенка развивается слабость мышц;
  • судорожные подергивания;
  • нарушение мыслительных способностей и нечленораздельная речь.

К сожалению, все эти признаки ведут к инвалидности. Смерть наступает примерно к 15 — 16 годам.

Хроническая форма недостатка гексазаминидазы

Как правило, возникает у людей в возрасте 30 лет. Течение болезни слабое. Развивается постепенно, протекает сравнительно легко: могут быть заметны перепады настроения, неуклюжесть, появляется невнятная речь, психические отклонения, снижается интеллект, возникает мышечная слабость, приступы. По причине того, что именно эта форма болезни была открыта недавно, прогноз на будущее делать невозможно. Ясно только одно, что эта форма болезни неизбежно приведет к инвалидности. Продолжительность жизни зависит от очень многих факторов.

Как проходит диагностика болезни?

Сегодня медицина далеко ушла вперед, и диагностировать болезнь Тея Сакса можно как у младенца, так и еще до его рождения.

Если есть подозрение на развитие у малыша синдрома Тея Сакса, в первую очередь, нужно обратиться к окулисту.

Первый признак заболевания можно диагностировать по глазному дну. Если ребенок болен, то можно увидеть вишнево-красное пятно. Это характерное для заболевания скопление ганглиозидов в клетках сетчатки глаза.

Дальнейшее обследование включает в себя:

  • обширный анализ крови — скрининг — тест;
  • а также микроскопический анализ нейронов.

Скрининг-тест — показывает, вырабатывается в организме ребенка белок — гексазаминидаза А или нет. Этот тест проводят при любой форме заболевания.

Микроскопический анализ нейронов — это выявления ганглиозидов в нейронах. При большом их количестве нейроны становятся вытянутыми.

Если родители относятся к одной из этнических групп или в роду были генетические заболевания, лучше всего пройти скрининг — тест на 10−12 неделе беременности. Тест покажет, унаследовал ли плод мутированные гены от обоих родителей или нет. Анализ берется с помощью образца крови из плаценты.

В чем заключается лечение болезни Тея Сакса?

К несчастью, медицина пока не нашла способов лечения этой болезни. Оно сводится только к поддерживающей терапии и тщательному уходу. Большинство противосудорожных препаратов не дают положительного эффекта. Так как у малышей отсутствует глотательный рефлекс, требуется кормление через зонд. Также в терапию входит лечение текущих заболеваний из-за ослабленного иммунитета ребенка. Обычно причиной смерти является вирусная инфекция.

Профилактика заболевания сводится к обследованию семейной пары на отсутствие мутации в генах на болезнь Тея Сакса. При обнаружении у обоих супругов дефектного гена следует рекомендация не иметь детей.

Приложение  4.

Задачи для решения в группах.

1. У человека нормальный обмен углеводов определяется доминантным геном, а рецессивный  аллель несёт ответственность за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых родителей больна сахарным диабетом. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребёнок, и какова  вероятность этого события. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте  результаты.

2. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?

3.  Способность лучше владеть правой рукой у человека доминирует над леворукостью. Женщина-правша, у которой отец был левша, вышла замуж за мужчину-правшу. Можно ли ожидать, что их дети будут левшами? Родословная мужчины по этому признаку не известна.

4. Галактоземия (наследственное заболевание, в основе которого лежит нарушение обмена веществ на пути преобразования галактозы в глюкозу (мутация структурного гена, ответственного за синтез фермента галактозо-1-фосфатуридилтрансферазы) наследуется как аутосомный рецессивный признак. Это заболевание углеводного обмена, обусловленное неспособностью использовать галактозу. Характеризуется накоплением в крови галактозы и отставанием в физическом и умственном развитии. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов гомозиготен по гену галактоземии, но развитие болезни у него предотвращено диетой, а второй гетерозиготен по галактоземии?

САМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ

В основу проектирования урока заложены особенности класса, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Поэтапный анализ оптимальности выбора содержания урока, методов обучения, форм организации обучения:

Тип и формы урока определены, исходя из целей и задач урока.

При отборе содержания, методов преподавания и организации учащихся на уроке уделялось внимание связи обучения с жизненным опытом учеников, их возрастными и профессиональными интересами.

На уроке чередовались фронтальные, индивидуальные и групповая формы работы.

На уроке осуществлялся компетентностный подход к обучению. Это выражалось в том, что для данного урока характерен  приоритет сведений, формирующих рациональные практические навыки, связанные с сохранением здоровья, рассматриваются те знания, которые являются жизненно важными для каждого ребенка в повседневной жизни.

Информационно насыщенная и важная, с точки зрения компетентностного образования, тема потребовала оптимального сочетания традиционных и инновационных (мультимедийные, проблемные, интерактивные) методов проведения урока. На уроке осуществлялось комплексное применение, систематизация, обобщение закрепление знаний, умений, полученных в ходе обучения.

Избранная форма расширения и углубления знаний по теме с помощью проблемной ситуации и дидактической игры соответствует возрастным особенностям подростков. Проблемная ситуация позволила каждому участнику  продемонстрировать свою эрудицию, и умение применить имеющиеся знания.

Актуализация знаний. На этом этапе была применена структура  ЗУМ ИН – «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме. На этом этапе учащиеся смогли ответить на вопросы, используя ранее полученные знания. Большой  интерес вызвала форма предоставление проблемной ситуации, пример из жизни. Это было сделано с целью показать, значимость генетики в жизни каждого из нас. Это также позволила учащимся правильно определить тему и цели урока, которые они озвучили.

В целях развития коммуникативных навыков организованна работа в группах.

Время, отведенное на все структурные элементы урока, использовалось рационально, основная часть рабочего времени использовалась по назначению – на отработку навыков применения полученных знаний в нестандартных условиях. Темп урока был оптимальным.

Дидактические материалы: схемы, таблицы, слайды для осуществления обратной связи соответствовали задачам решаемым в ходе урока. Применение ТСО – проектора и компьютера – были методически оправданы, т.к. способствовали облегчению закрепления материала, разнообразили эмоциональную окраску урока, позволяли поддерживать оптимальный режим работы.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся не замыкался в рамках отдельного этапа урока, он проходил через все этапы, позволял определять западающие проблемы, целенаправленно решать их. На уроке использовался самоконтроль и взаимоконтроль.

Психологическая атмосфера на уроке, базирующаяся на взаимоуважении, доброжелательности, взаимопомощи, способствовала достижению положительных результатов. Отношения «учитель-ученик» строились на демократической основе, чтобы ученики не испытывали дискомфорта, были раскованы, уверены в себе. Для детей этого возраста очень важно повысить свой престиж в глазах одноклассников, данный урок позволял им продемонстрировать свой кругозор, владение дополнительным материалом.

Итог урока проведен с помощью  структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН – «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз, показал, что большинство учащихся тему усвоили, обсуждая решение задачи в группе, они сумели убедиться в правильности своего решения, или увидеть свои ошибки и недочеты.

На этап рефлексии, в условиях сокращенного времени урока, была использована  структура КОНЕРС – «углы» обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. В четырех «углах» класса были вывешены слова великих мыслителей прошлых столетий

        Как приятно узнать, что ты что – то узнал.                 Мольер

                Я знаю, что я ничего не знаю.                                Сократ

                Познание начинается с удивления                        Аристотель

Учиться и не размышлять —  напрасно терять время,

размышлять и не учиться — губительно.                 Конфуций

Структурирование материала, его поэтапная реализация позволила решить поставленные задачи.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ

В основу проектирования урока заложены особенности класса, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Поэтапный анализ оптимальности выбора содержания урока, методов обучения, форм организации обучения:

Тип и формы урока определены, исходя из целей и задач урока.

При отборе содержания, методов преподавания и организации учащихся на уроке уделялось внимание связи обучения с жизненным опытом учеников, их возрастными и профессиональными интересами.

На уроке чередовались фронтальные, индивидуальные и групповая формы работы.

На уроке осуществлялся компетентностный подход к обучению. Это выражалось в том, что для данного урока характерен  приоритет сведений, формирующих рациональные практические навыки, связанные с сохранением здоровья, рассматриваются те знания, которые являются жизненно важными для каждого ребенка в повседневной жизни.

Информационно насыщенная и важная, с точки зрения компетентностного образования, тема потребовала оптимального сочетания традиционных и инновационных (мультимедийные, проблемные, интерактивные) методов проведения урока. На уроке осуществлялось комплексное применение, систематизация, обобщение закрепление знаний, умений, полученных в ходе обучения.

Избранная форма расширения и углубления знаний по теме с помощью проблемной ситуации и дидактической игры соответствует возрастным особенностям подростков. Проблемная ситуация позволила каждому участнику  продемонстрировать свою эрудицию, и умение применить имеющиеся знания.

Актуализация знаний. На этом этапе была применена структура  ЗУМ ИН – «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме. На этом этапе учащиеся смогли ответить на вопросы, используя ранее полученные знания. Большой  интерес вызвала форма предоставление проблемной ситуации, пример из жизни. Это было сделано с целью показать, значимость генетики в жизни каждого из нас. Это также позволила учащимся правильно определить тему и цели урока, которые они озвучили.

В целях развития коммуникативных навыков организованна работа в группах.

Время, отведенное на все структурные элементы урока, использовалось рационально, основная часть рабочего времени использовалась по назначению – на отработку навыков применения полученных знаний в нестандартных условиях. Темп урока был оптимальным.

Дидактические материалы: схемы, таблицы, слайды для осуществления обратной связи соответствовали задачам решаемым в ходе урока. Применение ТСО – проектора и компьютера – были методически оправданы, т.к. способствовали облегчению закрепления материала, разнообразили эмоциональную окраску урока, позволяли поддерживать оптимальный режим работы.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся не замыкался в рамках отдельного этапа урока, он проходил через все этапы, позволял определять западающие проблемы, целенаправленно решать их. На уроке использовался самоконтроль и взаимоконтроль.

Психологическая атмосфера на уроке, базирующаяся на взаимоуважении, доброжелательности, взаимопомощи, способствовала достижению положительных результатов. Отношения «учитель-ученик» строились на демократической основе, чтобы ученики не испытывали дискомфорта, были раскованы, уверены в себе. Для детей этого возраста очень важно повысить свой престиж в глазах одноклассников, данный урок позволял им продемонстрировать свой кругозор, владение дополнительным материалом.

Итог урока проведен с помощью  структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН – «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз, показал, что большинство учащихся тему усвоили, обсуждая решение задачи в группе, они сумели убедиться в правильности своего решения, или увидеть свои ошибки и недочеты.

На этап рефлексии, в условиях сокращенного времени урока, была использована  структура КОНЕРС – «углы» обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. В четырех «углах» класса были вывешены слова великих мыслителей прошлых столетий

        Как приятно узнать, что ты что – то узнал.                 Мольер

                Я знаю, что я ничего не знаю.                                Сократ

                Познание начинается с удивления                        Аристотель

Учиться и не размышлять —  напрасно терять время,

размышлять и не учиться — губительно.                 Конфуций

Структурирование материала, его поэтапная реализация позволила решить поставленные задачи.



Предварительный просмотр:

Биологические диктанты по биологии 6 класс.

Основные признаки живого

№ п.п

Вопрос

Ответ

1

 Поступление кислорода и выделения углекислого газа есть процесс…

1.Питание

2

Поступление в организм  необходимых веществ и выведение продуктов жизнедеятельности называется….

2. Обмен веществ

3

Увеличение размера всего организма и появление новых свойств и признаков называется…

3. Рост и развитие

4

Появление новых,  молодых организмов это процесс…

4. Размножение

5

Способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды называется ….

5. Раздражимость

6

Поступление в организм питательных веществ это процесс..

6. Дыхание

Органы растений

№ п.п

Вопрос

Ответ

1

Орган семенного размножения растения…

  1. Орган

2

Наземная часть растения…

  1. Корень

3

Орган воздушного питания…

  1. Побег

4

Орган через который поступает вода и минеральные соли…

  1. Лист

5

Часть тела, имеющие определенное строение, местоположение и выполняющая одну или несколько функций…

  1. Цветок

Систематика растений

№ п.п

Вопрос

Ответ

1

Группы объединяющие сходные виды это…

  1. Род

2

Систематическая единица, объединяющая сходные семейства,  называется…

  1. Вид

3

Растения нескольких родов, сходство в строении  одного из главных органов растений – цветка, относятся к группе, имеющей название…

  1. Семейство

4

Классы образуют очень большую группу растений -….

  1. Порядок

5

Это группа растительных организмов, имеющих большое сходство в строении корней побегов, цветков, плодов – называется…

  1. Класс

6

Самая крупная систематическая единица это …

  1. Отдел

7

Крупная  группа в систематике растений, объединяющая несколько семейств со сходным строением семени , является ….

  1. Царство

Жизненные формы растений

№ п.п

вопрос

Ответ

1

Высокие  и долго живущие растения,  имеющие один ствол  с ветками и листьями это..

  1. Деревья

2

Низкорослые растения с несколькими стволами, отрастающими от общего ствола это …

  1. Кустарники

3

 Имеют зеленые стебли, гибкие и упругие это      

  1. Травы

4

Растения в природе произрастающие самостоятельно, без труда человека называются…

  1. Дикорастущие

5

Растения, которые выращивает человек и использует в своих нуждах называются …

  1. Культурные

6

Растения, которые растут, цветут и дают семена в течение одного лета называются …

  1. Однолетние

7

Растения, которым для получения семян нужно два и более лет называются …

  1. Многолетние

 Увеличительные  приборы

№ п.п

Вопрос

Ответ

1

Верхняя часть тубуса это…

  1. Лупа

2

Труба в которую заключены линзы называется …

  1. Зеркало

3

Тубус поднимается или опускается при помощи…

  1. Винт

4

 Линза, обращенная к глазам, находящаяся в верхней части тубуса называется….

  1. Штатив

5

Что бы увидеть микропрепарат он устанавливается на ….

  1. Объектив

6

Расположено под предметным столиком и необходимо для того чтобы настроить свет на столике, это…

  1. Столик

7

Самый простой увеличительный прибор…

  1. Окуляр

Строение растительной клетки

№ п.п

Вопрос

Ответ

1

Под плотной оболочкой  расположена тонкая защитная пленка, которая называется…

  1. Цитоплазма

2

Внутри клетка заполнена  бесцветным, густым, вязким веществом..

  1. Ядро

3

Органоид  клетки расположенный  в центре , содержащий  наследственное вещество это…

  1. Цитоплазматическая мембрана

4

Основной источник энергии в клетке небольшие удлиненные тельца это…

  1. Поры

5

Пластиды зеленого  цвета это…

  1. Митохондрии

6

Это вещество расположено в зеленых пластидах

  1. Хромосомы

7

Бесцветные  пластиды …

  1. Хлорофилл

8

Красно- оранжевые пластиды имеющиеся в кожуре плодов некоторых растений, лепестках цветов это..

  1. Вакуоль

9

В ядре содержится важнейшее наследственное вещество в виде…

  1. Хромопласты

10

Полости заполненные клеточным соком называются…

10 . Лейкопласты

Ткани

№ п.п

Вопрос

Ответ

1

Клетки этой ткани делятся на протяжении  всей жизни растения. Благодаря  этому происходить рост растения в высоту, ширину…

  1. Ткань

2

Основная функция этой ткани образование органических веществ, запасание  веществ летках корнеплодов, луковиц ,плодов, семян.

  1. Образовательная

3

Эта ткань покрывает и защищает внутренние органы растения.

  1. Основная

4

Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняющих определенную функцию называется …

  1. Покровная

5

По клеткам этой ткани происходит передвижение воды с растворенными  в ней минеральными солями.

  1. Проводящая

6

Клетки этой ткани удлиненные с одревесневшими прочными  оболочками, они придают прочность растению.

  1. Механическая