Для родителей

Пестова Елена Вячеславовна

Ребенок - это зеркало, в котором.его родители могут увидеть себя

Памятки, рекомендации родителям имеются на официальном сайте школы в разделе "Страничка психолога"    ( http://kschool.ru/strpsih/)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_roditeley.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический»

Программа работы с родителями

«Навстречу друг к другу»

Составитель:

Пестова Елена Вячеславовна,

педагог - психолог

2016год


Пояснительная записка

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Необходимость системы взаимодействия в работе педагогического коллектива с родителями вызвана тем, что в настоящее время существует ряд проблем:

Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь?

Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?

Как продуктивно сотрудничать с родителями в учебно-воспитательном процессе в классе, школе вместе с учителями?

Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.

Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.

Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Педагог-психолог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Ведущая идея системы работы психологической службы школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Педагогами-психологами        разработана        система        мероприятий,

способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями учащихся, что создает более благоприятные условия для интеллектуального, творческого развития детей, их социализации,  решения актуальных проблем


воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов, повышения психолого- педагогической грамотности. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений.

Целью психологического просвещения родителей является создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания, создания ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребенка.

Психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско- родительского общения.

Задачи:

Организация совместных мероприятий.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.

Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные консультации, беседы с родителями на классных и общешкольных собраниях.

Родительские        собрания        (общешкольные,        классные,        тематические):

«Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности», «Особенности подросткового возраста», «Как ликвидировать конфликт с ребенком», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Профилактика суицида, употребления ПАВ, жестокого обращения с детьми» и т.д.

Занятия с элементами тренинга.


Содержание работы

Цель работы

Формы работы

Срок

Форма учета

Психолого-

педагогическое просвещение родителей: а) система родительских собраний для родителей учащихся 1 - 11 классов.

Создание социально-

психологических условий для привлечения родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения, что необходимо при решении возникающих проблем.

Создание ситуации сотрудничества и

формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Оказание помощи в организации

эффективного детско- родительского общения. Психологическая поддержка родителей в случае серьезных проблем у их ребенка.

Родительские собрания и

лекторий для родителей (по запросам классных

руководителей, родителей)

В течение

учебного года.

Журнал учета групповых

форм работы.

б) Информирование

родителей о психологических и личностных особенностях их детей.

Консультирование родителей.

По мере

обращения

Журнал учета

консультаций.

в) Изучение семейной

ситуации учащихся и необходимая коррекция (совместно с родителями).

Диагностика, анкетирование,

коррекционная работа.

По мере

обращения

Протоколы диагностики,

результаты анкетирования.

г) Активные формы

работы с родителями:

Занятие с элементами тренинга.

Май

Журнал учета групповой

работы.


Успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители – не просто помощники педагога-психолога, а равноправные участники; дифференцированный и индивидуальный подход к семьям; систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого- педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапном анализе процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Ожидаемые результаты:

Реализация основных направлений данной программы позволит

  • Укрепить связь с семьёй.
  • Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
  • Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
  • Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся.
  • Обеспечить        положительную        динамику        мотивации        достижений обучающихся.
  • Достичь        высокой        степени        удовлетворенности        обучающихся        и        их родителей качеством образования.


Содержание программы:

Класс

Тема

Срок

Форма работы

Другое

1 класс

Итоги адаптационного периода.

Февраль

собрания по классам

Мультимедийная презентация. Информирование

об особенностях адаптации (индивидуальные письменные результаты и рекомендации).

2 класс

Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

В течение

года. По запросу.

собрания по классам

Мультимедийная презентация. Рекомендации.

2-3 класс

Развитие        познавательных

процессов        (внимания, мышления, памяти) младших школьников

В течение года. По запросу.

собрания по классам

Мультимедийная презентация. Рекомендации. Упражнения.

3 класс

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

В течение

года. По запросу.

В течение года. По запросу.

Мультимедийная презентация. Рекомендации.

4 класс

Готовность ребёнка к обучению

в 5 классе.

Апрель

собрания по

классам

Мультимедийная презентация. Рекомендации.

4 класс

Возрастные особенности младших подростков.

В течение года (по

запросу)

собрания по классам, лекторий

Мультимедийная презентация. Индивидуальные особенности        младших        подростков.

Рекомендации.

5 класс

Адаптация ребёнка в 5 классе. Меры родительской помощи.

Ноябрь - Декабрь

собрания по классам

Мультимедийная презентация. Информирование

об особенностях адаптации (индивидуальные письменные результаты и рекомендации).

6 класс

Стили семейного воспитания.

В течение года. По

запросу.

собрания по классам, лекторий

Мультимедийная презентация. Информирование об  особенностях        семейных взаимоотношений

(индивидуальные результаты и рекомендации)

7 класс

Подростковый возраст и его особенности.

В течение года. По

запросу.

собрания по классам, лекторий

Мультимедийная презентация. Индивидуальные результаты. Рекомендации.

8 класс

Профориентация.

Май

собрания по

классам, лекторий

Мультимедийная презентация. Индивидуальные

письменные результаты и рекомендации.


9 класс

Подготовка к экзаменам. Меры родительской помощи.

Апрель

собрания по классам, общешкольное

собрание

Мультимедийная презентация. Рекомендации.

10 класс

Адаптация ребёнка в 10 классе.

Ноябрь - Декабрь

собрания по классам

Мультимедийная презентация. Информирование об особенностях адаптации (индивидуальные

письменные результаты и рекомендации).

11 класс

Подготовка к экзаменам. Меры родительской помощи.

Апрель

собрания по классам, общешкольное собрание, совместное собрание родителей

и детей

Мультимедийная презентация. Рекомендации.

В течение года

Школьная мотивация.

В течение

года (по запросу)

собрания по классам, лекторий

Мультимедийная презентация. Рекомендации.

1 – 11 класс

Профилактика суицида,

жестокого обращения с детьми

В течение года (по

запросу)

собрания по классам, лекторий

Мультимедийная презентация. Информирование об особенностях суицидального поведения.

Рекомендации.

1 – 11 класс

Консультации

В течение

года


В        результате        совместной        деятельности        педагога-психолога        и родителей, используя всевозможные формы работы, родители:

  1. учатся думать и говорить о своих детях в терминах конкретных особенностей и фактов их поведения, а не с точки зрения каких-то

«перманентных» свойств личности, которые обычно сопровождаются оценочными суждениями;

  1. осознают важность своего поведения по отношению к поведению своих детей сообразно их чувствам — независимо от того, являются ли эти чувства приемлемыми для них или нет;
  2. достигают уровня компетентности, который позволяет им использовать коммуникативные навыки, помогающие адекватно отреагировать на те

«послания», которые адресуют им дети, когда хотят поделиться своими проблемами: располагать к откровенности и задавать так называемые открытые вопросы, допускающие разные ответы и толкования, активно слушать, использовать «Я-сообщения»;

  1. позволяют себе адекватно реагировать на неприемлемое с их точки зрения поведение детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением их собственных чувств, в противовес обвинениям, нотациям, приказам, предупреждениям и т. п.;
  2. узнают о родительском авторитете - различии между авторитетом, базирующемся на знаниях и опыте, и авторитетом, появляющимся в результате применения поощрений и наказаний (что, по сути, является авторитарностью). Они узнают о различных защитных реакциях, которые дети используют в ответ на применение родителями силы (открытое неповиновение, мстительность, агрессивность, уход в себя, озлобленность, покорность, подхалимство, ложь, некоммуникабельность, избегание и т.д.);
  3. узнают о тех издержках, которые подстерегают их на пути попустительства — при таких способах разрешения конфликтных ситуаций, когда ребенок явно выигрывает, а родитель оказывается проигравшим. Они начинают понимать, что ситуация, при которой потребности детей удовлетворяются за счет потребностей родителей, оказывает разрушительное влияние на их взаимоотношения;
  4. узнают и о тех ловушках, которые подстерегают их на пути авторитарности (применение силы для того, чтобы заставить ребенка подчиниться родительской воле, в результате чего родитель выигрывает, а ребенок проигрывает). Они узнают о цене, которую приходится платить, когда потребности детей разрушаются силой: в этом случае им приходится иметь дело с агрессивными реакциями ребенка, с ухудшающимися взаимоотношениями в семье;
  5. изучают пути усиления влияния на ценности и убеждения детей, применяя методы успешно работающего консультанта: заинтересованно выслушивать его проблемы, предлагать, а не навязывать свои знания и опыт,


оставлять за ребенком право выбора - принимать или отвергать знания и опыт родителя, а также обучать путем моделирования.

К        основным        успехам        внедрения        программы        взаимодействия педагога-психолога и родителя можно отнести следующие:

  1. Непосредственное участие родителей в принятии решений, планировании и реализации программ индивидуального сопровождения.
  2. Занятия родителей с детьми совместно с педагогами.
  3. Участие        родителей        в        программе        закрепляет        достигнутые        успехи        в развитии детей.
  4. Привлечение родителей к обучению детей разного возраста способствует усилению результативности правильно организованной программы дошкольного и школьного обучения.
  5. Многие проблемы решаются посредством:

Проблема

Пути решения

Отсутствие        интереса,        мотивации        к учёбе.

Беседа с родителями о причинах потери интереса к учебе. Рекомендации. Поощрение любых, даже самых

незначительных успехов ученика.

Конфликты с товарищами по учёбе, с

ребятами во дворе и т. д.

Беседа с родителями: обучение приёмам

бесконфликтного общения.

Пробелы в ранее усвоенных знаниях.

Использование        упражнений,

тренажеров, обучающих онлайн-игр.

Неумение        организовать        свою

домашнюю работу.

Памятка для родителей «Как правильно

делать уроки».

Проблемы        с        развитием        внимания        и памяти.

Рекомендации        по        выполнению

упражнений для развития внимания и памяти.

Список литературы

  1. Зажигина М.А. чего не надо делать родителям, но что они все равно делают. –.: Генезис, 2006. –240 с. –(Родительская библиотека).

  2. Психологическая компетентность педагога: тренинговые занятия для

повышения успешности педагогического общения: Учебно-методическое пособие / авт.-сост. И.С. Арон. –Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2012. –132 с.

  1. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2003. –128 с