День бабушек и дедушек

Борисова Ирина Николаевна

Цель: показать значение бабушки и дедушки в жизни человека. Воспитывать

желание доставлять бабушке радость. Учить рисовать портрет бабушки, соблюдая

пропорции, передавая характерные особенности.

Задачи:

Закрепить знания детей о портретной живописи, её особенностях.

Учить детей рисовать портреты пожилых людей, передавать отличительные

особенности их лиц (морщинки, седые волосы, борода и усы у старика, платочек у бабушки). Формировать представление, что выразительность рисунка зависит от удачного выбора штрихов того или иного характера и их расположения.

Воспитывать уважение к пожилым людям.

Материал: коллаж на тему «Связь поколений», семейный портрет, альбомный лист бумаги с нарисованными овалами лиц для показа приёмов изображения, шаблоны, альбомы, цветные карандаши.

Предварительная работа: рассматривания иллюстраций художников Б. Дехтерёва и К. Конашевича к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа «Моя семья».

Ход занятия.

1. Организация детей

Воспитатель:

В круг ребята становитесь,

Дружно за руки беритесь,

Слушайте скорей загадку,

И скажите мне отгадку

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

2. Основная часть

(Рассматривание фотоколлажа на тему «Связь поколений»).

Воспитатель: Кто изображен на фотоколлаже? Как можно одним словом назвать людей? ответы детей: семья)

Воспитатель: Что такое семья? ( ответы детей: люди, которые живут вместе,

заботятся друг о друге).

Воспитатель: К какому жанру живописи относится эта картина? ( ответы детей(портрет)

Воспитатель: Почему? ответы детей: изображены люди, смотрящие на нас).

Воспитатель: Покажите старших членов семьи. Почему вы решили, что это дедушка и бабушка? Чем их лица отличаются от лиц мамы и папы? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, у пожилых людей седые волосы, морщинки на лице, у многих дедушек усы и борода, а у бабушек платочек.

Словесная игра «Назови сказку».

Воспитатель: Многие русские народные сказки начинаются со слов «Жили-были

дед да баба.» или «Жили-были старик со старухой.» Давайте вспомним эти сказки. (Ответы детей).

Воспитатель: Я, сегодня, неспроста говорю именно о ваших бабушках и дедушках. В осеннем календаре есть особая дата, которая переполняется чувством глубокой признательности, когда хочется говорить слова благодарности нашим бабушкам и дедушкам.

1 октября - Международный день пожилых людей – это праздник старшего поколения. Эта дата – еще один повод выразить свою любовь, заботу, поддержку и уважение – в них так нуждается поколение, так много сделавшее для нас.

День пожилого человека для россиян особый праздник. С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.

И я, предлагаю, сделать небольшой подарок-сюрприз для ваших родных.

Сегодня мы поучимся рисовать деда и бабу, но не во весь рост, а только их портрет - голову и плечи.

3. Показ работы воспитателем.

Ребята, а как вы думаете с чего нужно начинать рисовать портрет?

Воспитатель: Правильно овал похожий на яйцо. И делим овал на три части. Что мы будем рисовать на верхней линии?

Дети: брови

Воспитатель: Не забывайте, что правая часть лица должна быть похожа на левую и наоборот. Ниже бровей, что вы будите рисовать?

Дети: глаза

Воспитатель: - Какие глаза у твоей бабушки Кир?

- Коричневые глаза.

- Твоя бабушка кареглазая! А твоя Артем?

Бабушка голубоглазая, сероглазая и т. д.

Воспитатель: На какую форму похож глаз?

Дети: дугообразных линий

Воспитатель: В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Глаза у людей по

цвету бывают разные. Какие?

Дети: дают полные ответы.

Воспитатель: Нос располагается на середине лица. Начало носа – переносица

– идет от бровей. Рисуется плавной дугообразной линией, сбоку пририсовываются крылья носа, а внизу маленькими дугами обозначаются ноздри. Что находиться ниже носа?

Дети: рот

Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме

отличается от нижней. На верхней губе как бы две дуги, а на нижней одна.

Воспитатель: У людей еще есть уши, которые находятся на средней части лица и шея. У ваших бабушек и дедушек разные прически и разные по цвету. Каким цветом у ваших бабушек и дедушек волосы?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на свои столы. Какие материалы есть у вас.

Подумайте и решите, что вы будите использовать, когда начнете рисовать

портреты.

Воспитатель: Ну а теперь пришло время размять наши пальчики! Пальчиковая гимнастика:

Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

У меня есть мама.

У меня есть бабушка.

У меня есть дедушка.

У меня есть брат, сестра

А у них есть – я.

Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

4. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Представьте себе свою бабушку и дедушку, начинайте рисовать.

В процессе рисования педагог обращает внимание на особенности лица, на

пропорции и расположение частей лица, на пропорции между головой и плечами.

После того, как дети нарисовали портрет дедушки, проводится физкультминутка.

Воспитатель: Отдых нам - физкультминутка,

«Бабушка»

Устала наша бабушка(стоят в кругу)

Присела на порог(приседают)

«Куда пропал, куда пропал, (берется за голову, раскачивают из стороны в сторону)

Куда пропал внучок?»

Подумала, поохала,

Потом тихонько встала, (встают)

Пошла вокруг да около (идут по кругу)

Искать внучка сначала.

Дети продолжают рисовать портрет.

(Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь индивидуально.)

5. Выставка работ и подведение итогов

(В конце занятия выставка детских работ на доске.)

Воспитатель: Как вы думаете, узнают ли ваши бабушки и дедушки себя на

портретах? Ответы детей.

(Дети анализируют свои рисунки и рисунки своих товарищей)

Воспитатель: Расскажите, какие портреты вам особенно понравились. Чем? Что было трудно, а что легко? (Ответы детей.) Вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своих бабушек и дедушек. Все на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих бабушек и дедушек