Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО

Евстропова Ксения Евгеньевна
Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_0.docx17.13 КБ
Файл opyt_raduzhnyy.docx613.42 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

  • Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.
  • Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.
  • Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.
  • Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

Функции педагогического опыта

Учитывая сказанное, можно теперь подойти к выявлению функций по отношению к педагогической науке опыта работы учителей, независимо от ее успешности или неуспешности.

Одна из функций педагогического опыта в системе связи науки и практики заключается в том, что он предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектами научного исследования. Именно обращение с позиций науки к практическому опыту дает педагогу-исследователю эмпирический материал.

Другая функция опыта проявляется в том случае, когда опыт удачен. Тогда он …
может служить для многих педагогов-практиков 
образцом хорошей работы. Однако значение таких образцов ограниченно. Они полезны не для копирования, а для осмысления и, возможно, подражания в пределах, которые волен установить каждый, кому этот опыт показался приемлемым в каком-то отношении. Непосредственное перенесение, тем более «внедрение» опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов. Опыт всегда остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил. Передается логический вывод из него, то есть теория, основанная на опыте в широком смысле этого слова. Вполне применимы здесь мудрые слова Л. Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы ни кожура, ни косточки. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 5

ЗАТО г.Радужный Владимирской области

ОПЫТ РАБОТЫ

«Повышение компетентности родителей в вопросах позитивной социализации детей раннего возраста посредством использования игровых форм»

Авторы:

Заведующая МБДОУ ЦРР - д/с №5 -  Бургарт Нина Федоровна

Адрес: г. Радужный. 3 квартал, дом 30,

Тел./факс(849254)3-57-77

Адрес электрон ной почты:

 detskiysadn5@mail.ru

Адрес сайта http://dsad5raduga.ucoz.ru/

Проанализирова: Евстропова К.Е.,

студентка группы ЗД41-В

специальность: дошкольное образование

Радужный, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Условия возникновения и становления опыта……………4
  2. Актуальность и перспективность опыта…………………. 5
  3. Ведущие педагогические идеи……………………………...8
  4. Цели и задачи………………………………………………..9
  5. Теоретическая база опыта…………………………………..10
  6. Новизна опыта. ……………………………………………...13
  7. Технология опыта…………………………………………...13
  8. Результативность опыта…………………………………….15
  9. Список литературы…………………………………………16
  10.   Приложение………………………………………………….17
  • Приложение № 1.  Анкета для родителей по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста / Результаты анкетирования
  • Приложение № 2. Игровые формы сотрудничества с родителями
  • Приложение №  3.  Приоритетные вопросы семейного воспитания детей раннего возраста
  • Приложение № 4. Анкета «Изучение образовательных потребностей и предпочтений родителей»
  • Приложение № 5.  Модель сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста в игр
  • Приложение № 6. Результативность реализации  модели сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста в игре
  • Приложение № 7. Квест «Тест для СУПЕР-РОДИТЕЛЕЙ»
  • Приложение №  8. Игротека
  • Приложение №  9. Рубрика в раздевалке группы «Игра недели»
  • Приложение №  10.  «Ожерелье любимых семейных игр»
  • Приложение №  11. Мастер-класс «На вес золота» - эмоциональное и познавательное развитие ребенка посредством игр с песком
  • Приложение № 12.  Мастер-класс «Изготовим куклу сами – вспомним, как в нее  играть»
  • Приложение № 13. Веселые картотеки для родителей
  • Приложение № 14.  Лэпбук в работе с родителями
  • Приложение № 15. Кейс - технология  «Накал страстей» или «Как стать «подкованным  родителем»
  • Приложение № 16. Квест  «Путешествие по станциям  развития»

Условия возникновения и становления опыта

Ранний возраст - чрезвычайно важный этап в становлении личности, поэтому проблема позитивной социализации ребенка актуальна на данном этапе. В ДО педагоги создают условия для детей, которые способствуют развитию индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха, каждого ребёнка. Формируют положительное отношение к окружающим людям, способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции. Обогащают ППРС, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития и успешной его социализации.

Созданные условия в ДОО для развития позитивной социализации помогают выполнить требования к результатам освоения основной образовательной программы МБДОУ "детский сад № 5" ЗАТО г.Радужный, но основное воспитание ребёнок получает в семье, и приоритетным направлением в воспитании и  развитии в приобретении социального опыта, конечно является семья, как один из институтов социализации.

Выражение «Дети - зеркало семьи», передаёт удивительно точный смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи. Дети раннего возраста часто подражают близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», они овладевают формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Контингент родителей представлен преимущественно молодыми людьми в возрасте до 35 лет, имеющими средне-специальное и высшее образование. Социальный опрос семей воспитанников  показал, что это активные и разносторонние люди, которые легко владеют ИКТ, а значит высокую эффективность сотрудничества по вопросам воспитания будет иметь игровые формы взаимодействия с родителями, такие как квесты, деловые игры, разнообразные кейс-технологии. Данные игровые формы позволят в непринужденной, творческой форме установить партнерские отношения и привлечь внимание родителей к проблемам воспитания и развития дошкольников

Актуальность и перспективность опыта

В основу актуальности данного опыта легли законодательные документы, которые регламентируют сферу партнерских отношений образовательной организации и семьи. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" «говорит» нам о первостепенной роли семьи в развитии детей и о необходимости оказания помощи образовательными организациями родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития[1].

ФГОС ДО нацеливает педагогов на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»[2]. Стандарт является основой для … « оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»[3].

Методологические основы Е.П. Арнаутовой, которая раскрывает эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

В содержательном разделе программы МБДОУ «ЦРР-д/с № 5» ЗАТО г. Радужный, прописаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В основе лежат принципы единого подхода к процессу воспитания ребёнка, открытости дошкольного учреждения для родителей, взаимного доверия, уважения и доброжелательности друг к другу и дифференцированного подхода к каждой семье.

Все эти принципы создают атмосферу открытости, сотрудничества и взаимного интереса.

Результаты анкетирования (Приложение № 1) родителей позволяют говорить о том, что большинство родителей (83%) не владеют достаточными знаниями о позитивной социализации детей раннего возраста и не рассматривают игровую деятельность как средство её обеспечения. На основании полученных данных усилили работу на актуализацию среди родителей вопросов позитивной социализации детей раннего возраста.

Анализ литературы и передового педагогического опыта привёл нас к проблеме: на современном этапе развития образования нет разработанных, готовых игровых форм сотрудничества по вопросу позитивной социализации детей раннего возраста.

Очевиден стал поиск эффективных инновационных игровых форм сотрудничества с родителями по повышению компетенции родителей по вопросам позитивной социализации.

Данную проблему можно решить, через подборку игровых форм (квесты, деловые игры, разнообразные кейс-технологии (кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации) и создание целостной модели сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста.

Ведущая педагогическая идея

Повысить компетенцию родителей через игровые формы сотрудничества по вопросу позитивной социализации детей раннего возраста.

Теоретическая база

Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретённые в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к окружающему миру .

В настоящее время родители включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка. В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным. Педагог - прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью. Компетентность - это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции. Родительская компетентность - это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.

Учитывая тот факт, что основные первичные механизмы социализации закладываются в семье, то вопросы обеспечения позитивной социализации детей должны стать одним из основных моментов взаимодействия дошкольной организации и родителей.

Методологической основой работы послужили исследования известных авторов, как Т.Н. Дороновой, Л.Н. Павловой, Е.П. Арнаутовой о организации эффективного сотрудничества с родителями.

В своих исследованиях авторы описывают организацию общения с родителями, которое актуализирует важность транслирования взрослым игрового опыта для ребёнка и важность партнерства родителя и ребенка в игре. По их мнению, необходимо обеспечить родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов взаимодействия с ребёнком.

Каждую игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности .

Основой для содержания работы стали ФГОС ДО и ОП ДОУ, а также исследования в области воспитания и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста таких авторов, как Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Т.Н. Доронова, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова.

Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 5» ЗАТО г.Радужный предполагает примерный перечень приоритетных вопросов семейного воспитания детей 1—3 лет (Приложение № 3).

Е.П. Арнаутова предлагает темы для общения с родителями на родительских собраниях:

• как подготовить малыша к посещению детского сада;

• о запугивании в семье, приводящем к психической травме;

• как можно избаловать ребенка;

Вывод: Проведенный теоретический анализ педагогической литературы показал, что игровые формы сотрудничества с семьями воспитанников повысят компетентность в вопросах позитивной социализации детей раннего возраста.

Новизна

Построить целостную эффективную модель сотрудничества на основе современных игровых и ИКТ технологий, для повышении компетенции родителей по вопросу позитивной социализации детей раннего возраста.

Технология опыта

Определив для себя актуальность изучаемого нами вопроса, рассмотрев теоретические и методологические его аспекты, мы поставили перед собой цель: повысить компетентность родителей в вопросах позитивной социализации детей раннего возраста посредством использования игровых форм сотрудничества.

Данной цели мы достигали посредством решения следующих задач:

  • изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме повышения компетенции родителей в вопросах позитивной социализации;  
  • подобрать инструментарий по изучению уровня компетенции родителей по вопросу позитивной социализации в игровой деятельности детей раннего возраста;
  • подобрать и апробировать игровые формы сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации в игровой деятельности детей раннего возраста;
  • систематизировать деятельность с родителями (создать модель сотрудничества), по вопросу позитивной социализации в игровой деятельности детей раннего возраста;
  • анализ результативности работы повышения компетенции родителей по вопросам позитивной социализации.

Изучив методическую литературу по теме исследования, пришли к выводу, что в последнее время проблема позитивной социализации детей актуальна. Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития»[4].

Семья является основным институтом воспитания и развития детей. Первично механизмы позитивной социализации закладываются в семье. Роль образовательной организации - оказывать помощь и поддержку семье, а именно создавать условия для повышения компетентности родителей в вопросах позитивной социализации детей в игре.

При подборе инструментария была разработана анкета (Приложение № 1) по изучению уровня компетенции родителей в вопросах позитивной социализации в игровой деятельности детей раннего возраста. Анализ анкет показал (Приложение № 1), что большинство родителей (83%) не владеют достаточными знаниями о позитивной социализации детей раннего возраста и не рассматривают игровую деятельность как средство её обеспечения. На основании полученных данных мы нацелили свои усилия на актуализацию среди родителей вопросов позитивной социализации детей раннего возраста.

На основе анкетирования, анализа контингента семей воспитанников и их предпочтений подобрали игровые формы сотрудничества (Приложение № 4). Такие как: квесты, деловые игры, разнообразные кейс-технологии (кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации)(Приложение № 2).

С целью систематизации взаимодействия с родителями разработали модель сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста (Приложение № 5). Содержательный аспект выстроили на основе пяти образовательных областей развития детей, определенных во ФГОС ДО. Внутри каждой области определили содержание, путем синтезирования рекомендаций современных педагогических исследований и вопросов, актуальных для нашего контингента родителей.

Определившись с содержанием и выбранными формами, мы спланировали мероприятия, обсудили их с родителями и разработали перспективный план.  

В рамках взаимодействия с родителями стремились создать атмосферу общности интересов и непринужденности общения. Основные акценты делали на создание условий для проявления у родителей активной воспитательной позиции и стремились создать атмосферу взаимообмена и взаимообогащения педагогическими знаниями и умениями. С первых встреч отметили высокий уровень посещаемости родителями мероприятий и их положительные отзывы об интересных формах проведения.

На заключительном этапе провели анализ результативности внедрения нашей модели сотрудничества с родителями (Приложение № 6). В качестве критериев результативности были определены следующие параметры: развитие игровой деятельности детей раннего возраста; уровень знаний и представлений родителей об условиях обеспечения позитивной социализации детей раннего возраста; доля участия родителей в совместных мероприятиях и удовлетворенность родителей качеством предоставляемых МБДОУ ЦРР – д/с № 5 услуг. По всем показателям фиксируется положительная динамика, что позволяет нам говорить об эффективности нашей деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно- практической конференции. М., 1995. С. 112–118. 2.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002
  3. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001. 7. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.
  4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
  5. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000
  6. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации", статья 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
  9. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 5» ЗАТО г.Радужный.

Приложение № 1.

Анкета для родителей по вопросам

Уважаемые родители, с целью планирования дальнейшего нашего сотрудничества по вопросам воспитания и развития детей, ответьте пожалуйста на вопросы

  • Что Вы вкладываете в понятие «социализация детей дошкольного возраста»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Что Вы понимаете под понятием «Позитивная социализация»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Насколько актуальна на Ваш взгляд целенаправленная деятельность взрослых (педагогов и родителей) по обеспечению условий для «позитивной социализации воспитанников»?

 (ответ можно выразить в %)___________________________________

  • Что на Ваш взгляд может быть включено в деятельность по обеспечению условий для «позитивной социализации воспитанников»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как часто Вы играете  вместе со своим ребенком?

_____________________________________________________________

  • Какие игры направленные на  социальное и эмоциональное  развитие детей  раннего и дошкольного возраста Вы знаете и используете?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка?

___________________________________________________________

Спасибо за участие!

Анализ результатов  анкетирования:

Анализ результатов позволяет говорить о том, что на начало учебного года   большинство родителей (83%) не владели достаточными знаниями о позитивной социализации детей раннего возраста и не рассматривали игровую деятельность как средство её обеспечения. В конце учебного года, по итогам проделанной работы по повышению компетентности родителей в рамках апробации модели сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста в игре можно констатировать, что системными, достаточно полными знаниями в этом вопросе обладают уже 80% родителей, 20% знакомы с этим вопросом частично.  

Уровень знаний и представлений родителей об условиях обеспечения позитивной социализации детей раннего возраста в игре 2016-2017 учебный год

Квест  как форма активного  взаимодействия педагогического коллектива с родителями

В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать - предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Иногда квест предполагает выполнение какого-нибудь задания. Задача игрока заключается в том, чтобы решить предложенную задачку, а затем двигаться дальше.  Существует несколько разновидностей и даже классификаций  квестов, все они описаны в литературе. Мы в своей педагогической деятельности остановились на так называемых, штурмовых квестах (где с помощью контрольных подсказок участник сам способ решения задачи или ответ на вопрос).

Структура квест - технологии включает в себя:

  • постановка задачи (введение) и распределение ролей;
  • список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
  • порядок выполнения поставленной задачи ;
  • конечная цель (приз).

Кейс-технология в практике дошкольного образования

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс - технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Участники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Главной особенностью метода выступает процесс изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций, имевших место в реальной жизни.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Главное ее предназначение во взаимодействии с родителями - создавать условия для анализа  различные педагогических проблем  и нахождения их решения.

К кейс - технологиям относятся:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс иллюстрации);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при работе с родителями по вопросам развития дошкольников.

При применении данной технологии педагогу важно учитывать, что кейс должен:

  • соответствовать четко сформулированной цели создания;
  • быть актуальным для участников;
  • иметь разные вариации решения;
  • располагать соответствующим уровнем трудности, адекватным для участников;
  • отображать типичные для участников ситуации;
  • приводить к дискуссии.

Кейс содержит:

• проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;

• вспомогательную информацию;

• задание.

Деловая игра

Деловая игра является одной из популярных на данный момент технологий с помощью, которой можно организовать эффективное взаимодействие с родителями.

Деловая игра - метод имитации принятия решений  в различных  ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Один из методов активного обучения. (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

Цели использования деловой игры во взаимодействии с родителями[5]:

  • способствует моделированию проблемы и дает возможность рассмотреть разные варианты решения и найти наиболее эффективные пути решения;
  • создание условий для коллективной мыслительной и практической работы;
  • формирование навыков индивидуального и совместного принятия решений.

Признаки деловой игры

  • Моделирование деятельности, выполнение определенных заданий, ролей, нахождение путей решения проблемы.
  • Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  • Распределение ролей между участниками игры.
  • Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  • Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  • Коллективная выработка решений участниками игры.
  • Многоальтернативность решений.
  • Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Структура деловой игры

  • Имитационная модель
  • Цепочка решений
  • Проблемное содержание среды
  • Команды
  • Роли игроков, игротехники
  • Правила
  • Система оценивания

Этапы деловой игры

  • Подготовительный
  • Основной (несколько стадий, зависящих от решений игроков)
  • Заключительный (оценивание).

Театр педагогических ситуаций

Данная технология подразумевает воспроизведение участниками заданных ситуаций. Реализуется она поэтапно.

Этап распределение ролей.

По желанию (или с помощью жребия) родители  делятся на группы: режиссеры, актёры, театральные критики и сценаристы.

Практический этап.

Постановка спектакля. Сценаристы выбирают заранее подготовленные  педагогом проблемные ситуации (актуальные именно для их группы), предлагают их режиссерам и актерам. Путём совместного обсуждения вырабатываются возможные варианты развития событий и пишется сценарий.

Премьера спектакля. Актеры проигрывают данные варианты. Их может быть несколько.

Итоговый этап.

Рецензия на спектакль. На этом этапе зрители и театральные критики совместно обсуждают увиденное и делают выводы относительно вариантов решения проблемы.

Мастер-класс

Мастер-класс в дошкольном учреждении – это особая форма демонстрации педагогом (или другим участником образовательного процесса) своего мастерства[6].

В процессе проведения мастер-класса идет непосредственное обсуждение основной мысли и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны ведущего Т.е. это более открытая, свободная форма проведения, предполагаемая комментарии, вопросы по ходу деятельности, неформальное общение.

Цель мастер-класса - привлечение внимания педагогов и родителей к актуальным проблемам воспитания и обучения, способам их решения.

Структура мастер-класса:

  1. Постановка проблемы (цели, задачи будущей деятельности), т.е. мотивация на деятельность;
  2. Блок информации (1-2 минуты). Предлагаются пути решения поставленной проблемы (предлагать могут и сами слушатели). Проговариваются основные элементы будущей деятельности
  3. Практикум. Привлечение участников к ходу мастер-класса. Обмен идеями, комментарии по ходу деятельности, общение.
  4. Итог. Проговаривается проблема из п.1. и тот путь, метод, с помощью которого эту проблему получилось устранить. + отношение слушателей к получившемуся продукту

Характерные особенности мастер-класса:

  • Активная деятельность всех участников;
  • Смена деятельности;
  • Наглядность;
  • Соучастие (тесное взаимодействие с учащимися);
  • Получение немедленного результата;
  • Простота;
  • Доступность;
  • Творчество;
  • Исполнение различных ролей (Педагог может исполнять как роль мастера, так и ученика: «как у тебя так интересно получилось? Научи меня!»);
  • Работа под девизом: «Знаешь сам - научи другого»;
  • Использование новых нетрадиционных форм и методов работы;
  • Проявление педагогической индивидуальности.

Приложение № 3

Приоритетные вопросы семейного воспитания детей 1-3 лет:

  • Слагаемые здорового образа жизни ребенка в семье;
  • Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психологических травм;
  • О воспитании опрятности без насилия;
  • Как поддержать ребенка в проявлении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира;
  • Воспитание без чрезмерного контроля и ожидания большего, чем ребенок в состоянии сделать;
  • В обеспечении моторики «ключ» к развитию ребенка;
  • Как поддерживать способность ребенка удовлетворять свои потребности;
  • Игра и музыка — источники эмоционального контакта с ребенком;
  • Игры в песочнице;
  • Как понимать «язык» телесных проявлений ребенка;
  • Когда запугивание приводит к психической травме ребенка;
  • Про баланс в воспитании «Хочу» и «Надо»;
  • О чем сообщает детское выражение «Я сам»;
  • Поддержка малыша в способности быть автономным в своих действиях, чувствах и желаниях;
  • Роль практической деятельности и игры в развитии детей и др.

Приложение № 4

Анкета «Изучение образовательных потребностей и предпочтений родителей»[7]

Уважаемые родители!

Вы - главное для ребенка люди на Земле. Наша задача- помочь Вам в его воспитании. Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искреннее и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами воспитать здорового физически, умственно и нравственно развитого ребенка.

Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению Если такого ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

Ваша ФИО___                                                    Ваш возраст___

Образование___

Фамилия, имя ребенка___                                 Возраст ребенка___

Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

- здоровье и физическое развитие;

- развитие нравственных качеств;

- развитие умственных способностей;

- развитие художественных способностей;

- раннее обучение ребенка чтению, письму;

- другое (что именно)___

2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

- информационную помощь;

- диагностическую;

- консультативную;

- другую помощь (какую именно)___

3. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов детского сада?

- родительские собрания, конференции, лекции;

- групповые дискуссии, тематические консультации, семинары-практикумы;

- индивидуальные беседы и консультации;

- квесты, деловые игры, обыгрывание педагогических ситуаций (кейс-технологии);

- информационные листки, газеты, буклеты, книги;

- тематические выставки, папки;

- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные;

- посещение педагогами семьи;

- другое (что именно) ___

4. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?

- о целях и задачах дошкольного образования;

-  образовательных программах;

- режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях;

- дополнительных услугах;

- о познавательном развитии детей;

- о социальном и коммуникативном развитии детей;

- об эмоциональном развитии детей

- об одежде ребенка;

- о питании детей;

- гигиенических процедурах;

- психофизиологических особенностях ребенка;

- о воспитании сына (дочери)

- об успехах ребенка;

- общение с ним;

- организации жизни ребенка в семье;

- организации его досуга, семейных праздников;

- о том, в чем должно состоять партнёрство детского сада и семьи;

- другое (что именно)___

5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду?

- советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемов);

- гид (участие в организации экскурсий и походов);

- наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое);

- групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми);

- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей;

- другое (что именно)

Приложение № 5

Модель сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста

Модель нацелена на создание условий для эффективного сотрудничества детского сада и родителей по проблемам позитивной социализации детей раннего возраста. В рамках неё осуществляется обеспечение единого воспитательного поля, через объединение усилий ДОУ и семьи, способствующего социализации детей раннего возраста.

В основе технологии  реализации модели сотрудничества лежат следующие принципы

  • Принцип индивидуального подхода к семье  на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности.
  • Принцип комплексности подразумевает взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип системности предполагает, что сотрудничество детского сада и семьи носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы.

Сроки реализации модели:  в течение учебного года

Контингент участников: родители и воспитатели групп раннего возраста, специалисты  МБДОУ ЦРР –д/с № 5

Ответственные за реализацию модели:  воспитатели группы раннего возраста

Содержание взаимодействия с родителями в наших группах выстроено с учетом того, что в первые два месяца посещения детьми нашей группы, первостепенное место в сотрудничестве с семьями мы отводим мероприятиям, нацеленным на знакомство родителей с ДОУ и на совместное создание условий для безболезненного прохождения детьми процесса адаптации.

Другие семь месяцев нашего тесного общения с родителями посвящены вопросам развития и социализации ребенка через игру. На наш взгляд нет ничего более важного, чем донести до родителей важность и нужность игры в жизни ребенка и вместе с семьей создать все условия для обогащения игры наших малышей, превратив ее в главный инструмент развития.

Содержание, формы и календарное планирование мероприятий сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста в игре

№ П/П

СОДЕРДАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

ФОРМА

ВРЕМЯ РЕАЛИЗА

ЦИИ

ОТВЕТСТВЕН

НЫЕ

Знакомство родителей с ДОУ, установка на сотрудничество

Установочное родительское собрание

Май

Администрация МБДОУ ЦРР-д/с № 5

Создание условий для положительного эмоционального контакта детей и взрослых.  Презентация игр активизирующих эмоциональное развитие детей раннего возраста в период привыкания к условиям дошкольного учреждения.

Распространение среди родителей картотеки игр, способствующих профилактике дезадаптации

Совместная игровая деятельность детей родителей и педагогов «Группа двери открывает и всех в гости приглашает»

Сентябрь

Воспитатели

Знакомство родителей с условиями ДОУ и специалистами. Актуализация специалистами ДОУ основных направлений развития детей раннего возраста.

Квест для родителей «Путешествие по станциям  детского развития» (Приложение №16)

Сентябрь

Педагоги МБДОУ ЦРР –д/с № 5

Создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах организации развивающей игровой среды дома

Квест «Тест для супер-родителей» (Приложение № 2)

Октябрь

Воспитатели

Рекламирование среди родителей развивающих игр посредством еженедельного размещения в раздевалке наглядной информации с описанием ценности определенной  игры для развития ребенка[8]

Рубрика в раздевалке группы

«Игра недели» (Приложение № 7)

В теч. года

Воспитатели, родители

Изучение и обобщение опыта семейного воспитания через создание родителями картотеки популярных в их семьях игр

«Ожерелье любимых семейных игр» (Приложение № 10)

Ноябрь

Родители, педагоги

Раскрытие роли практической деятельности и игры в развитии детей раннего возраста

Деловая игра «Игры разные нужны - игры разные важны»

Ноябрь

Воспитатели

Создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального и социального развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

Кейс Кейс- технология  «Накал страстей» или «Как стать «подкованным  родителем»? (Приложение № 15)

Декабрь

Педагог-психолог

Привлечение внимания родителей к  играм  с песком -  как к уникальному средству развития ребенка раннего возраста,  создание условий для приобретения родителями практических навыков для организации деятельности с песком в домашних условиях.

Мастер-класс «На вес золота» - эмоциональное и познавательное развитие ребенка посредством игр с песком (Приложение № 11)

Январь

Воспитатели

Создание условий для активизации творческих способностей родителей в вопросах организации развивающей деятельности с ребенком посредством использования подручного материала – лоскутков ткани (тканевого конструктора)

Деловая игра «Можно ли стать волшебником?» или «Как обычный лоскуток ткани может заменить 10 разных развивающих игр»

Февраль

Воспитатели

Создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального и социального развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, через анализ  различных  педагогических проблем  и нахождения их решения.

Кейс – фото «Золотая середина или как найти баланс между вседозволенностью и чрезмерным контролем?»

Март

Педагог-психолог

Активизация знаний и представлений родителей о способах развития мелкой моторики у детей.

Актуализация развивающего потенциала самодельной русской народной куклы-закрутки

Привлечение родителей к совместному творчеству.

Мастер-класс «Изготовим куклу сами – вспомним, как в нее  играть» (Приложение № 12)

Апрель

Воспитатели

Создание условий для обогащения игрового опыта детей посредством взаимообмена играми между семьями в рамках группы.

Игротека (Приложение № 8)

В игротеке собрано большое количество развивающих игр,  с учетом возрастной адекватности. Каждый родитель может брать данные игры для организации игровой деятельности дома.

В теч. года

Воспитатели, родители

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

  1. Лэпбуки по темам:
  • «Волшебный песок»;
  • «Шифоновая радуга»;
  • «Идеи для увлекательных занятий дома» и т.д.

(Приложение № 14)

  1. Веселые картотеки для родителей

(Приложение № 13)

В теч. года

Воспитатели

  Основополагающими моментами при организации мероприятий являются:

  1. Добровольность участия родителей в мероприятиях.
  2. Непринуждённая атмосфера. Создание атмосферы, способствующей  доверительному общению: использование ритуалов, музыкального и аромо - фонов, чаепитие ( «ЧАшка  ЧАя  всегда  выруЧАет!») и т.д.
  3. Чёткие временные рамки. Необходимо заранее устанавливать время прохождения каждого мероприятия. Это позволит избежать некоторых трудностей. К примеру, многим знакома ситуация, когда родители ёрзают на стуле, посматривая на часы.  Или в самом начале мероприятия родитель задает вопрос, который способен выбить из колеи любого профессионала: « А надолго это все здесь затянется?».  Избежать этого поможет взаимная договоренность о времени общения. Как правило, это 40-60 минут. Родителям, в условиях современного темпа жизни, важно спланировать свое время так, чтоб это не это шло никому  в ущерб.
  4.   Осведомленность участников. Важным моментом сотрудничества является четкое представление участников, ЧТО? КОГДА? И ЗАЧЕМ?  мы будем делать.  Эти представления способствуют осознанности деятельности и повышают готовность человека в ней участвовать. Поэтому важно уведомлять родителей о планируемом мероприятии, его содержании и сроках.

Приложение № 6

Результативность реализации  модели сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста в игре

В качестве критериев результативности реализуемой нами модели нами определены следующие параметры:

  • Развитие игровой деятельности детей раннего возраста
  • Уровень знаний и представлений родителей об условиях обеспечения позитивной социализации детей раннего возраста в игре
  • Доля участия родителей в педагогических мероприятиях
  • Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых МБДОУ ЦРР – д/с № 5 услуг

Уровень знаний и представлений родителей об условиях обеспечения позитивной социализации детей раннего возраста в игре 2016-2017 учебный год

Вывод: Анализ результатов позволяет говорить о том,  что на начало учебного года большинство родителей (83%) не владели достаточными знаниями о позитивной социализации детей раннего возраста и не рассматривали игровую деятельность как средство её обеспечения. В конце учебного года, по итогам проделанной работы по повышению компетентности родителей в рамках апробации модели сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам позитивной социализации детей раннего возраста в игре можно констатировать, что системными, достаточно полными знаниями в этом вопросе обладают уже 80% родителей, 20% знакомы с этим вопросом частично.  

Доля участия родителей в педагогических мероприятиях[9]

(количество родителей (%) , принимающих активное участие в мероприятиях)

Вывод: Анализ результатов позволяет говорить о достаточно высокой доле участия родительского коллектива в групповых мероприятиях, и позволяет констатировать положительную динамику  во включенности родителей в совместную деятельность.

Приложение № 7.

Квест «Тест для СУПЕР-РОДИТЕЛЕЙ»

(авторская разработка)

Цель: Создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах организации развивающей игровой среды дома

Содержание квеста:

  1. Постановка задачи:

Вступительное слово педагога: 

Уважаемые родители! Мы с вами конечно уже знаем, что окружающая предметно-пространственная  среда имеет огромное значение  для развития ребенка. От того на сколько вариативно и привлекательно для малыша она организована зависит  его познавательный интерес, его умение и главное желание взаимодействовать с предметами.  Организация данной среды это целиком и полностью наша задача и от того насколько хорошо мы с ней справимся,  зависит успешность наших детей.

На наш взгляд не всегда для организации эффективной развивающей среды необходимо приобретать  дорогостоящие специализированные игры и игрушки - зачастую достаточно  проявить творчество и фантазию.  А уж если мы приобретаем эти игрушки в магазине, важно точно знать и понимать - всегда ли они полезны.  Одним словом - это задачи для СУПЕР-РОДИТЕЛЕЙ!

Для этого мы предлагаем вам пройти наш квест-тест.

  1. Задание:

Перед вами 4 коробки.  В них  вас ждут задания.  В первой коробке сверху задание для ее содержания, а на ее дне задание ко второй коробке и так далее. После успешного прохождения нашего квеста-теста вас ждет не только подтверждение того факта, что вы СУПЕР-РОДИТЕЛИ, но еще и полезный подарок.

Содержание коробок и задания:

Коробка № 1.

- Пластиковая бутылка

- прищепки

- веревочки, ленточки, лоскутки ткани, нитки

- решётка для  кухонной раковины  

- крупные пуговицы

- пластиковые стаканчики и тарелки и т.д.

Задание для коробки № 1: Постарайтесь создать из всех этих вещей возможные варианты для организации развивающей деятельности ваших малышей.

Коробка № 2.  - Детская книжка

Задание для коробки № 2:

На первый взгляд это просто книжка, но на самом деле это уникальный предмет - величайший инструмент развития детей.  Подтвердите это – придумайте, пожалуйста, не менее 7 способов организации совместной развивающей деятельности ребенка и родителя посредством этой книги.

Коробка № 3.  –  Картинки с изображение разных предметов,  разрезанные на 2-5 частей.

Задание для коробки № 3. Что это и что с этим можно делать?

Коробка № 4.  – Фотографии игрушек и антиигрушек.

Задание  для коробки № 3: Какие игрушки из предложенных, вы бы купили для своего малыша? Обоснуйте свой выбор.

  1. Призы. На дне последней коробки находятся призы - памятки для родителей:
  • «Организация безопасной развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста»;
  • «Как организовать дома развивающую среду своими руками».
  1. Итог. В конце квеста педагог подводит итог, говоря родителям о том, что они успешно справились со всеми заданиями и по праву являются СУПЕР-РОДИТЕЛЯМИ.

Приложение №  8.

Игротека

(авторская разработка)

Цель: Создание условий для обогащения игрового опыта детей посредством взаимообмена играми между семьями в рамках группы.

Содержание деятельности

       Совместными усилиями родителей и педагогов  в нашей группе создалась  игротека, где каждый может выбрать игры для организации игровой деятельности с ребенком дома.

        К моменту открытия игротеки в группе уже была достаточно богатая коллекция игр, которые мы хотели предложить родителям.  Родители активно подключились к этой идее и стали приносить свои интересные игры.           Самыми популярными играми стали: «Логический куб», «Игры из фетра», разнообразные пазлы,  мазаики и конструкторы. Хочется отметить, что  одной из ценностей игротеки стало то, что родители очень активно начали делиться опытом,  общаться между собой. Они обменивались впечатлениями от  игры, делились как правильно и как удобнее в нее играть.

       В игротеку собрано большое количество развивающих игр,  с учетом возрастной адекватности.

Приложение №  9.

Рубрика в раздевалке группы «Игра недели»

(авторская разработка)

    Цель: Рекламирование среди родителей развивающих игр. Взаимообмен воспитательным опытом.

Содержание деятельности

  Посредством еженедельного размещения в раздевалке наглядной информации с описанием развивающей ценности определенной  игры мы пытались привлечь к ней внимание родителей.

    На первом этапе рубрика оформлялась воспитателем,  затем родители подключились к этому процессу и стали активно делиться информацией о тех играх и игрушках, которые нравятся им и детям. Таким образом, эта рубрика перешла в ведомство родителей.  Они  по желанию стали передавать друг другу эстафету и оформлять рубрику самостоятельно.

Приложение №  10.

«Ожерелье любимых семейных игр»

(авторская разработка)

Цель: Изучение и обобщение опыта семейного воспитания через создание родителями картотеки популярных в их семьях игр

Содержание деятельности

В настоящие время нами активно используются интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

Так на одном из родительских собраний, после показа «Мастер класса – авторских игр», было предложено,  вспомнить в какие игры играли мы сами?  Было бурное обсуждение.  Решили описать эти игры создать картотеку. Было выработано оформление:  название игры, правила и по желанию рисунок.   Так и получилось – ожерелье. Каждая игра соединена ленточкой, не простой ленточкой, а той которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет.

Так в нашей группе получилась интересная картотека -  путешествие в прошлое и мостик в настоящее. Ведь вспомнив эти игры, мы взрослые  обязательно будем вовлекать  в них детей, а значит,  сделаем  большой вклад в их развитие.

Приложение №  11.

Мастер-класс «На вес золота» - эмоциональное и познавательное развитие ребенка посредством игр с песком

(авторская разработка)

«Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!»

К.Д.Ушинский

Цель мастер-класса: привлечение внимания родителей к  играм  с песком - как к уникальному средству развития ребенка раннего возраста,  создание условий для приобретения родителями практических навыков для организации деятельности с песком в домашних условиях.

Содержание мастер-класса:

  1. Постановка проблемы  и блок информации (5  минут).

Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности. Но в какие игры нужно играть? К.Д. Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Игры с песком имеют мощный ресурс  Песок обладает почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах. Кроме того игры с этим материалам оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

  1. Практическая часть

Прежде всего,  необходимо создать условия для игр с песком.

Перед вами планшет для рисования песком, с цветной подсветкой, мелкий песок без камушков (для песочной анимации и терапии), разные кисточки, формочки, сито, печатки, камушки, мелкие игрушки и кенетический песок.

А теперь предлагаю вам выполнить очень интересные упражнения

  • Поглаживание песка
  • Погружение рук в песок
  • Игра на «песочном пианино»
  • Рисование на песке лиц с различными эмоциями
  • Игра «Волшебные волны»
  •  «Пуговичный массаж»
  • «Песочное зеркало»
  • «Что спрятано в песке».

На экране, вы видите,  как это делают наши детки

Песок – это дар природы каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы. Ребёнок не боится его, с удовольствием действует с ним, в связи с этим использую такие технические элементы рисования:

  • Ладонью;
  • Кулачком;
  • Ребром большого пальца;
  • Симметрично двумя руками;
  • Насыпание из кулачка;
  • Ситом, формочками, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков;
  • Одновременно использование нескольких пальцев;
  • Щепотью.

Подведение итогов мастер-класса. Совместное обсуждение. Выводы. 

Вопрос педагога: Как вы считаете, какие моменты необходимо учитывать при организации игр с песком?

Подведение родителей к правилам организации игр  с песком.

  • Демонстрировать позитивное отношение к ребёнку. Всегда заинтересованно,  эмоционально отношусь к действиям ребёнка.
  • Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, так как монотонная речь быстро утомляет ребёнка.
  • Больше похвалы , так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».
  • Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо и тактильный ( взять за руку, дотронуться).

Приложение № 12.

 Мастер-класс «Изготовим куклу сами - вспомним, как в нее играть»

Цель мастер-класса: Актуализация среди родителей развивающего потенциала самодельной русской народной куклы-закрутки. Привлечение родителей к совместному творчеству.

Содержание мастер-класса:

1.        Постановка проблемы  и блок информации (5  минут).

Речь педагога: Уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим об игровых куклах. В дальние времена, когда жили наши предки, кукла нужна была не только детям, но и взрослым.  Их делали своими руками. Наши предки отличались мудростью. Конечно, они вкладывали несколько иной смысл в этих кукол. Вот к примеру…

Куклы- обереги украшали интерьер дома;

Кукла - «Домовушка» служила для защиты дома от неприятностей;

Куклу - «Неразлучники» делали на свадьбу;

Куклу - «Пеленашку» сажали на колени;

Куклу - «Кувадка» участвовала в родах;

 Кукла- «Кубышка» для здоровья;

Куклы -«Колокольчики» для радости и хороших новостей.

Сегодня наша с вами цель обратиться к тем куклам, которые кроме наделённого нашими предками смыслами будут отличными помощниками в развитии наших ребят.

Для маленького ребёнка обязательно делали маленький оберег «зайку». Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы оставаясь один, ребёнок не скучал и ему не было страшно. К Зайчику можно было обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться, или просто поиграть, а ещё ему можно доверять свои секреты, можно рассказать всё, что думаешь, и он никому не расскажет!

 Так было принято в старину. А как вы считаете. Чем ещё может быть полезен такой зайчик для наших малышей?

- Правильно, это ещё и отличный способ развития мелкой моторики. Этот зайчик, надетый на пальчик будет напрягать наши пальчики, тем самым будет помогать развиваться скоординированности движений  тонкой моторики руки. Особенно, если одевать его на все пальчики по очереди.

2.        Практическая часть

Сейчас я вам предлагаю самим сделать куколку «Зайчик на пальчик». Пусть, вместе с таким маленьким другом Вашим детям не будет страшно и одиноко. Это и друг вашего ребёнка, и одновременно помощник развития.

Берём носовой платочек, сгибаем его по диагонали, затем сворачиваем его в жгутик. Складываем его пополам. Завязываем в узел, оставляя петельку для пальца, зайка готов.

Игры с зайчиком на пальчике развивают координацию, чувство ритма, дарит радость общения и положительные эмоции от игры.

Обыгрывание куклы.

Ну - ка зайка, поскачи

Лапкой серой постучи.

Ты на травку упади,

Полежи и отдохни

Отдохнул теперь вставай

Прыгать снова начинай.

http://xn----7sbcpj4bau.xn--p1ai/assets/galleries/619/1%20%282%29.jpg

Еще одна помощница в развитии мелкой моторики это кукла - крутилка . Её мы тоже сейчас попробуем изготовить.

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=849437998712&id=849437998712&plc=WEB&tkn=*2_upaQ2S_hyHXx2m9U8kJFOQ168

  1. Подведение итогов мастер-класса. Совместное обсуждение. Выводы. 

Приложение № 13.

Веселые картотеки для родителей

        Одной из самых любимых наших форм  взаимодействия с родителями являются картотеки. Они содержат игры и материалы по разнообразной педагогической тематике. Картотеки это, как правило, традиционная форма, но мы в наших группах подходим к ним не традиционно.

        Во первых, наши картотеки веселые. Они всегда красочные, оформлены не стандартно, привлекают внимание своей необычностью.

C:\Users\Оля\Desktop\ПЧЕЛА 17 от 11.01\фотоприложение\P1030838.JPG

C:\Users\Оля\Desktop\ПЧЕЛА 17 от 11.01\фотоприложение\P1030834.JPG

C:\Users\Оля\Desktop\ПЧЕЛА 17 от 11.01\фотоприложение\P1030799.JPG

А во вторых, наши картотеки это совместная работа родителей и педагогов.  Они изготовлены так, что родители могут добавлять свою информацию к той, что уже подобрана, и с большим удовольствием подключаются к  процессу.

Приложение № 14.

Кейс- технология «Накал страстей» или «Как стать «подкованным  родителем» (авторская разработка)

Цель: Создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах эмоционального и социального развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, через анализ  различных  педагогических проблем  и нахождения их решения.

Содержание кейс-фото.

  1. Предъявление задания: Родителям предлагается для рассмотрения 3 фотографии, с изображёнными на них ситуациями из повседневной жизни.

Рисунки на обоях.

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=850475042822&id=850474995974&plc=WEB&tkn=*9hR7-qljaULkDTFvnhGDahSlfU0

Истерика в магазине: «КУПИ!!!»

https://i.mycdn.me/image?t=0&bid=850475085062&id=850475085062&plc=WEB&tkn=*n780mBLUZfT4AgkVs9yl2h5Kjpg

Слезы при расставании с мамой утром.

Инструкция для родителей: «Уважаемые родители. Я думаю,  вы со мной согласитесь, что эти ситуации типичны для наших с вами будней. Было бы замечательно, если сейчас мы с вами постарались коллективно найти выход из этих ситуаций.  Одна голова хорошо, а много лучше»

  1. Дискуссия. Выработка стратегий.

Задача педагога - создавать условия для  высказывания родителями своих мнений;  поддерживать дискуссию; резюмировать сказанное.

  1. Подведение итогов.

Педагог предлагает выбрать спикера по каждой ситуации и подвести итоги - обобщить предложенные варианты, отвечая на вопросы:

  • «Как постараться избежать этих ситуаций
  • «Как действовать, если они произошли?»

Важно! Роль педагога на последнем этапе заключается в грамотной корректировке и дополнении спикеров. Важно не отрицать мнение родителей, а в случаях  их неправоты, стараться предложить альтернативный вариант. Здесь применимы фразы:

  • « К примеру, можно поступить еще и так…
  • «Мы выработали отличные решения, в дополнение можно еще привести еще мнения отечественных педагогов и психологов. Они считают, что…

Приложение № 15.

Лэпбук в работе с родителями

Лэпбук (lapbook)- интерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Традиционно лэпбуки используют в педагогическом процессе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что данную идею можно адаптировать и в работе с родителями, с целью активизации и обогащения воспитательных умений родителей.

Это очень интересная форма подачи материала - похожа на наши традиционные папки передвижки, только в ней есть возможность манипулировать, выбирать информацию. Такая форма подачи материала позволяет компактно и системно разместить большой объем материала.

Таким образом, в наших раздевалках появились тематические лэпбуки:

  • «Волшебный песок»;
  • «Шифоновая радуга»;
  • «Идеи для увлекательных занятий дома» и т.д.

Приложение № 16.  

Квест  для родителей «Путешествие по станциям  детского развития»

(авторская разработка)

Цель: Знакомство родителей с условиями ДОУ и специалистами. Актуализация специалистами ДОУ основных направлений развития детей раннего возраста.

Содержание квеста:

На один вечер логопедический, методический и психологический кабинеты, физкультурный  и музыкальный зал, а также бассейн, превращаются в «Станции детского развития». Родителей группы воспитатели вооружают картой, по которой они должны двигаться. На каждой станции их ждет «смотритель», т.е. специалист дошкольного учреждения (психолог, логопед, инструктор по физической культуре и т.д.).

После короткого самопредставления специалист дает родителям задание, в соответствии со своим профилем. Родители, коллективно обсуждая, решают эти задания. В ходе обсуждения происходит активизация уже имеющихся у родителей знаний  и опыта в данном вопросе, а так же осуществляется взаимообогащение новой информацией. В конце каждого этапа участники получали памятку с рекомендациями специалиста.

Такая форма работы способствует проявлению активности у родителей и сплочению коллектива.


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации", статья 44. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

[4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

[5] Использованы материалы Е.В. Васильевой http://festival.1september.ru/articles/654320/

[6] Использованы материалы Н.Л. Комаловойhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/22/chto-takoe-master-klass

[7] На основе анкеты С. Тюляковой http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-roditelei-2604.html

[8] На первом этапе рубрика оформляется воспитателем,  с октября родители включаются в эстафету и по желанию оформляют рубрику самостоятельно.

[9]На основе наблюдения педагогов (фиксации посещаемости родителей мероприятий)