4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности.


Предварительный просмотр:

Использование современных  образовательных технологий

Название технологии

(указать УМК)

На уровне методических приемов и педагогических технологий

На уровне отдельных компонентов системы

На уровне целостной системы

1.Здоровьесберегающие технологии.

Л.А. Гаврючина  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», методическое пособие.

+

2.Технологии проектно-исследовательской деятельности.

 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

  1. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова для работы с детьми 4 -7 лет.

Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

+

3. ИКТ

Комарова И. И.,

Ту л и к о в А. В. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ.

+

4. Игровые технологии

Гу б а н о в а Н. Ф. Развитие игровой деятельности.

+



Предварительный просмотр:

https://slovopedagoga.ru/pdf_v_jpg/290520.jpeg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование современных  образовательных технологий

Название технологии

(указать УМК)

На уровне методических приемов и педагогических технологий

На уровне отдельных компонентов системы

На уровне целостной системы

1.Здоровьесберегающие технологии.

Л.А. Гаврючина  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», методическое пособие.

+

2.Технологии проектно-исследовательской деятельности.

 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

  1. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова для работы с детьми 4 -7 лет.

Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).

+

3. ИКТ

Комарова И. И.,

Ту л и к о в А. В. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ.

+

4. Игровые технологии

Гу б а н о в а Н. Ф. Развитие игровой деятельности.

+


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение школа – интернат г. Поронайска

Рассмотрено на заседании МО:                                                                                                                                                                     Утверждено:

Протокол №__1__  от_30.08____ 2022г.                                                                                                                             Директор ГКОУШИ

Руководитель МО___________ Е. А. Гуслякова                                                                                                         ______________М.А. Леоненко

Согласовано:                                                                                                                                                             Приказ № _______ от _______2022г.

и.о. директора по ВР

___________А.П. Шашкова

_____         2022г.

 

Рабочая программа  по воспитательной работе

 2 группы  (10-12лет)

2022-2023 учебный год

Воспитатель: Сидорова А.П.

 ФИО составившего программу

Поронайск 2022 г.

Пояснительная  записка

Рабочая программа воспитательной работы 2 группы разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС  для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Программы развития ГКОУШИ, программы воспитания школы – интерната с учётом необходимых и эффективных педагогических подходов в воспитании детей с умственной отсталостью.

Программа воспитательной работы разработана для обучающихся  8-10 лет с учетом психофизических особенностей умственно отсталых учащихся  данного возраста.

Цель: Всестороннее развитие личности обучающихся.

Задачи:

  1. Содействовать развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
  2. Способствовать развитию познавательных интересов обучающихся.
  3. Формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну.
  4. Воспитывать навыки здорового образа жизни.

 Формы работы:

Групповые: беседы, выставки, оформление тематических стендов и стенгазет, трудовой десант, изготовление поделок из различных материалов, сюжетно – ролевая игра, игра-путешествие и т.д..

Фронтальные: диспуты, экскурсии, конкурсы, праздники, викторины, смотры, анкетирование и т.д..

 Индивидуальные:  консультации, беседы, выполнение заданий и поручений и т.д.

Основные направления  воспитательной деятельности.

Содержание программы в младшем  звене носит преимущественно развивающий характер, имеет практическую направленность.

Программа реализуется через систему организационных форм воспитательных мероприятий во внеурочное время, с учетом режима дня по  направлениям:

Направление

Количество занятий

в год

Гражданско-патриотическое.

Цель: Формирование умений оценивать свои поступки в соответствии с общепринятыми правами и обязанностями.

33

Духовно-нравственное.

Цель: Формирование  – нравственных ориентиров  на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

33

Спортивно-оздоровительное.

Цель: Воспитание личности с установкой на здоровый образ жизни.

34

 Художественно – эстетическое.

Цель: Развитие  творческих способностей. 

34

Познавательная информация

Цель: Осмысленное чтение доступного  пониманию текста вслух и про себя. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

34

Всего:168

Дни недели

Вид деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

               

Мероприятия по направлениям

Пятница

Познавательная информация

1 раз в месяц в среду – спортивный час (соревнования)

Организация воспитательного процесса на 2022- 2023 учебный год

Учебное время

Каникулы

1

1 четверть

01.09.2022г. – 02.11.2022г.

03.11.2022г. – 09.11.2022г.

2

2 четверть

10.11.2022 – 28.12.2022г.

29.12.2022г. – 10.01.2023г.

3

3 четверть

11.01.2023г.– 21.03.2023г.

22.03.2023г. – 28.03.2023г.

4

4 четверть

29.03.2023г.– 30.05.2023г.

31.05.2023г. – 31.08.2023г.

Календарно – тематическое планирование

неделя

Тема занятия

Дата проведения

Направление

Форма проведения

Примечание

I четверть- 9 недель

СЕНТЯБРЬ

1

1

Торжественная линейка

01.09.22г.

2

02.09.22г.

2

3

05.09.22г.

4

«ПДД на улице»

06.09.22г.

Духовно-нравственное

Викторина

5

«Азбука пешехода»

07.09.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

Общешкольное

6

«Осенние композиции»

(рисунки)

08.09.22г.

Художественно-эстетическое

Творческая мастерская

7

Р. Н. С.«Волк и семеро козлят»

09.09.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

3

8

«Растительный мир Сахалина»

12.09.22г.

Гражданско-патриотическое

Викторина, видеосалон

9

«Вредные привычки»

13.09.22г.

Духовно-нравственное

Диагностическое.

Анкетирование

10

«Формула здоровья»

14.09.22г.

Спортивно-оздоровительное

Викторина

11

 «Российский день леса»

15.09.22г.

Художественно-эстетическое

Творческая мастерская

12

Азбука пешехода

16.09.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

13

«День рождения смайлика»

19.09.22г.

Художественно-эстетическое

Творческая мастерская

4

14

 «Я знаю правила дорожного движения»

20.09.22г.

Духовно-нравственное

Викторина

15

«Международный день мира»

21.09.22г.

Гражданско-патриотическое

Презентация, обсуждение

16

«Профилактика гриппа, ОРЗ» 

22.09.22г.

Спортивно-оздоровительное

Видеосалон с обсуждением

17

Р.Н.С. Т. Кажебаев «В автобусе»

23.09.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

5

18

«Правила поведения в школе, на уроке…»

26.09.22г.

Гражданско-патриотическое

Познавательная игра

19

«Как вести себя в экстремальных ситуациях» (при пожаре)

27.09.22г.

Духовно-нравственное

Презентация с обсуждением

20

«Веселые старты»

28.09.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивное развлечение

Общешкольное

21

«Всероссийский день сердец» (аппликация)

29.09.22г.

Художественно-эстетическое

Творческая мастерская

22

«День интернета в России»

30.09.22г.

Познавательная информация

Презентация с обсуждением

ОКТЯБРЬ

6

23

«Что я знаю о войне»

03.10.22г.

Гражданско-патриотическое

Викторина, презентация

24

«Будь в форме!»

04.10.22г.

Спортивно-оздоровительное

Развлечение

25

«За здоровый образ жизни»

05.10.22г.

Духовно-нравственное

Анкетирование, обсуждение

День учителя. Общешкольное.

26

«Письмо солдату»

06.10.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

27

«Что такое хорошо, что такое плохо»

07.10.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

28

«И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»

10.10.22г.

Гражданско-патриотическое

Презентация, беседа

29

«Дети и родители»

11.10.22г.

Духовно-нравственное

Ролевая игра

7

30

«Будь ловким»

12.10.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

31

«Подарок папе»

13.10.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

32

«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»

14.10.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

«Синичкин день»

33

 «Красная книга»

17.10.22г

Гражданско-патриотическое

Час общения

8

34

«Как не стать жертвой преступления»

18.10.22г.

Духовно-нравственное

Видео-урок с обсуждением

35

«День написания письма в будущее»

19.10.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

36

«Спортивный калейдоскоп»

20.10.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

37

В мире сказок «Петух и павлин»

21.10.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

9

38

«Я, природа и мой родной край»

24.10.22г.

Гражданско-патриотическое

Презентация с обсуждением

39

«Как я отношусь к другим детям?»

25.10.22г.

Духовно-нравственное

Час общения

40

«Подарок бабушке и дедушке»

26.10.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

41

«Осенний марафон»

27.10.22г.

Спортивно-оздоровительное

общешкольное

42

«Выбор профессии»

28.10.22г.

Познавательная информация

Презентация с обсуждением

10

43

«Чем богат наш край»

31.10.22г.

Гражданско-патриотическое

Час общения

44

«Добрым быть полезно»

01.11.22г.

Духовно-нравственное

Беседа

45

«Игра с мячом»

02.11.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

2 четверть 7 недель

НОЯБРЬ

1

46

«Спорт в жизни человека»

10.11.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные эстафеты

47

«Портрет мамы»

11.11.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

48

 «Я и связь поколений».

14.11.22г.

Гражданско-патриотическое

Час общения

49

«День толерантности в России»

15.11.22г.

Духовно-нравственное

Видео-урок, обсуждение

2

50

«Мы разные, мы вместе»

16.11.22г.

Спортивно-оздоровительное

Развлечение

51

«Подарок маме»

17.11.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

52

Рассказы о природе.

18.11.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

53

«Водные богатства Сахалинского края».

21.11.22г.

Гражданско-патриотическое

Видеосалон

54

«Я тебя прощаю»

22.11.22г.

Духовно-нравственное

Тренинг-игра

3

4

55

«Зимние игры»

23.11.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

56

«Поздняя осень»

24.11.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

57

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

25.11.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

Концерт ко дню матери

58

«Птицы Сахалина»

28.11.22г.

Гражданско-патриотическое

Викторина

59

«О бабушках и дедушках»

29.11.22г.

Духовно-нравственное

Час общения

«День домашних животных»

Общешкольное

ДЕКАБРЬ

60

«Волейбол»

30.11.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

61

«Зима»

01.12.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

Шашечный турнир

Общешкольное

62

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». 

02.12.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

63

«День неизвестного солдата»

05.12.22г.

Гражданско-патриотическое

Презентация

5

64

«Почему ты обиделся?»

06.12.22г.

Духовно-нравственное

Познавательная игра, общение

65

«Метко в цель»

07.12.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

66

«Зимняя ночь»

08.12.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

67

В. Медведев «Фосфорический мальчик». 

09.12.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

68

«День Конституции Российской Федерации»

12.12.22г.

Гражданско-патриотическое

Познавательная беседа

6

69

«Человек – часть природы»

13.12.22г.

Духовно-нравственное

Час общения

70

«Народные зимние игры»

14.12.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

71

«Новый год»

15.12.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

72

Г. Скребицкий «Декабрь».

16.12.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

73

«Я гражданин - Я человек»

19.12.22г.

Гражданско-патриотическое

Обсуждение, чтение

7

74

«Учусь мечтать»

20.12.22г.

Духовно-нравственное

Познавательная игра

75

«Зимние забавы»

21.12.22г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные развлечения

76

«Зимнее настроение»

22.12.22г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

77

А. Пушкин «Зимняя дорога».

23.12.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

78

«Животные Сахалина» (дикие животные)

26.12.22г.

Гражданско-патриотическое

Презентация, викторина

79

«Правда, лож, фантазия» «Новогодний утренник»

27.12.22г.

Духовно-нравственное

Ролевая игра

 «Новогодний утренник»

Общешкольное

3 четверть-10 недель

ЯНВАРЬ

1

80

28.12.22г.

81

«Веселые эстафеты»

11.01.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

82

«Зимние развлечения»

12.01.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

Общешкольная акция

«Покорми птиц зимой»

83

О. Бондарчук «Слепой домик».

13.01.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

2

84

«Центр цунами 40 лет»

16.01.23г.

Гражданско-патриотическое

Видеосалон

85

«Легко ли быть справедливым?»

17.01.23г.

Духовно-нравственное

Круглый стол

86

«Зимние развлечения»

18.01.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

87

«Слава армии родной»

19.01.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

88

Р. Рождественский «Огромное небо».

20.01.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

3

89

«День снятия блокады Ленинграда»

23.01.23г.

Гражданско-патриотическое

Час общения

90

«Мы идём помогать растениям»

24.01.23г.

Духовно-нравственное

Познавательная игра

91

«Зимние эстафеты»

25.01.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивное развлечение

92

«Зимний лес»

26.01.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

93

Г. Скребицкий «Всяк по – своему». 

27.01.22г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

94

«Слава армии родной»

30.01.23г.

Гражданско-патриотическое

Видео-круиз

ФЕВРАЛЬ

4

95

«Зачем нужен друг?»

31.01.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

96

«Зимние забавы»

01.02.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

97

«Память в наших сердцах жива»

02.02.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

Рисунки к 23.02

98

В. Брюсов «Труд».

03.02.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

99

«Герои Отечества»

06.02.23г.

Гражданско-патриотическое

Видео - салон

5

100

«Если хочешь быть здоровым»

07.02.23г.

Духовно-нравственное

Викторина

101

Зимние игры

08.02.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

102

«Военная техника»

09.02.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

103

Е. Серова «Подснежник».

10.02.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

104

«Их имена навеки в нашей памяти»

13.02.23г.

Гражданско-патриотическое

Видео - урок

6

105

«Легко ли человеку, если он один?»

14.02.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

106

Подарок маме

15.02.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

107

«Будущие защитники»

16.02.23г.

Спортивно-оздоровительное

Военно-спортивный праздник

Общешкольное

108

А.Платонов «Сухой хлеб». 

17.02.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

109

«Героями не рождаются»

20.02.23г.

Гражданско-патриотическое

Видео-урок

7

110

«Природа добрая и злая»

21.02.23г.

Духовно-нравственное

Презентация, беседа

111

«Цветы маме»

22.02.23г

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

112

«Жить - Родине служить»

27.02.23г.

Гражданско-патриотическое

Видео - салон, обсуждение

МАРТ

8

113

«Учусь думать и поступать по своему»

28.02.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

114

«Масленичные забавы»

01.03.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

Общешкольное

115

«Цветы маме»

02.03.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

116

Г. Скребицкий «Март»..

03.03.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

Линейка 8 марта

117

«Моя Родина Сахалин»

06.03.23г.

Гражданско-патриотическое

Видео-круиз, викторина

118

«А ну-ка девушки»

07.03.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивное развлечение

Общешкольное

9

119

«Весна»

09.03.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

120

С. Михалков «Будь человеком».

10.03.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

121

«Кукольный театр Южно-Сахалинска»

13.03.23г.

Гражданско-патриотическое

Видео - салон

122

«Мой родной язык»

14.03.23г.

Духовно-нравственное

Видео-круиз, обсуждение

10

123

«Теннис»

15.03.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

124

«Космос»

16.03.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

125

И. Соколов-Микитов «Весна».

17.03.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

126

«Морские обитатели Сахалина»

20.03.23г.

Гражданско-патриотическое

Видеосалон, викторина

127

«Достаточно ли мы воспитаны?»

21.03.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

4 четверть-8 недель

АПРЕЛЬ

1

128

«День здоровья»

29.03.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

132

«Космос»

30.03.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

133

Я. Аким «Весна, весною, о весне».

31.03.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

134

«Мир без войны»

03.04.23г.

Гражданско-патриотическое

Презентация с обсуждением

135

«День космонавтики»

04.04.23г.

Духовно-нравственное

Викторина

Итог рисунков «Дню космонавтики»

2

136

«Веселые старты»

05.04.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивный праздник

Общешкольный

137

«Мы за здоровый образ жизни»

06.04.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

Защита проектов

138

Г. Скребицкий. «Заветный кораблик».

07.04.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

139

«Общенародные и семейные праздники»

10.04.23г.

Гражданско-патриотическое

Круглый стол

140

«Привычки хорошие и плохие»

11.04.23г.

Духовно-нравственное

Познавательная игра

3

141

«День здоровья»

12.04.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

142

«Украшение пасхального яйца»

13.04.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

Занятие

143

К. Паустовский «Кот Ворюга»

14.04.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

144

«Зеленое ожерелье Сахалина»

17.04.23г.

Гражданско-патриотическое

Презентация, викторина

145

«Такие разные и такие похожие»

18.04.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

4

5

6

146

«Третий лишний»

19.04.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

147

«Мир без войны»

20.04.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

148

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

21.04.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

149

«Вену встречаем – семью величаем!»

24.04.23г.

Гражданско-патриотическое

Беседа

150

«Ребенок и школа»

25.04.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

151

«Богатырская сила»

26.04.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивное развлечение

152

«Весенние цветы»

27.04.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

153

Х. Андерсен «Русалочка».  (Отрывок.) 

28.04.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

МАЙ

154

«Веселые эстафеты»

04.05.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

155

«День победы»

05.05.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

156

«Мы помним-гордимся»

06.05.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

Линейка «9 мая»

157

«Бадминтон»

10.05.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

158

«Весенние цветы»

11.05.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

159

Ф. Абрамов «Из рассказов Алёны Даниловны.

12.05.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

160

«Дети и герои ВОВ»

15.05.23г.

Гражданско-патриотическое

Презентация, обсуждение

7

161

«Почему бывают драки»

16.05.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

162

«Вредные привычки»

17.05.23г.

Спортивно-оздоровительное

Анкетирование, диагностическое

163

«Семья»

18.05.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

164

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

19.05.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

165

«День защиты детей»

22.05.23г.

Гражданско-патриотическое

Круглый стол

8

166

«ПДД, на летних каникулах»

23.05.23г.

Духовно-нравственное

Викторина, инструктаж

167

«Мы вместе»

24.05.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

Последний звонок

168

«Пусть всегда будет солнце»

25.05.23г.

Художественно- эстетическое

Творческая мастерская

169

А. Куприн «Белый пудель».

26.05.23г.

Познавательная информация

Коллективное чтение

170

«Нормы жизни в обществе»

29.05.23г.

Гражданско-патриотическое

Час общения

171

«Ребенок и его отношение к труду»

30.05.23г.

Духовно-нравственное

Час общения

172

«Питание и здоровье»

31.05.23г.

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 « Огонёк» г. Поронайска

Тема: «Сенсорное развитие старших дошкольников как одно из условий успешности поисковой активности».

Воспитатель: Сидорова А. П.

2022 г.

Содержание:

Введение.

Раздел 1. Теоретические основы сенсорного развития и применения умений и навыков  исследовательского поиска.

1.1.Понятие сенсорного  развития в дошкольной педагогике.

1.2.Формы, методы и средства сенсорного воспитания.

1.3.Исследовательская, поисковая активность дошкольников.

1.4.Обуение дошкольников умениям и навыкам исследовательского поиска.

Выводы к Разделу 1.

Раздел 2.

Опытная проверка влияния  сенсорного развития  на успешность  поисковой активности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1.Анализ первого этапа работы.

2.2.Система форм работы по развитию поисковой активности старших дошкольников.

2.3.Итоги заключительного этапа работы.

Выводы к Разделу 2.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Актуальность. Неутолимая любознательность детей своим бесконечно разнообразным проявлением радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Родителей, задумывающихся  над проблемами воспитания, диапазон этой любознательности ставит в тупик. Ребенок задает вопросы, потрясающие своей бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем. Он боится дотронуться до новой привлекательной игрушки и бесстрашно, с изобретательностью, достойной лучшего применения, находит способы добраться и обследовать недоступные и опасные предметы. На наш взгляд, было бы упрощением объяснить все это тем, что ребенок не понимает, что делает, и действует наобум, или же тем, что для детей вообще характерна некоторая нестабильность достижений в любой области. Одна из принципиальных особенностей любознательности состоит в стремлении ребенка, сломав или обойдя все рамки, выйти в новые неизвестные области, используя новые и разнообразные способы.

Новизна  и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а, следовательно - условием познавательного развития. С другой стороны, новизна объектов, к которым стремиться ребенок, и нестандартность, «неопробованность» изобретаемых им способов действий таят в себе неизбежную опасность ошибок. Так что же делать с любознательностью ребенка и как к ней относиться? Ответ на этот практический вопрос требует изучение феномена любознательности и исследовательского поведения. Необходимо понять, какая мотивация движет детьми, что именно (какие объекты, ситуации)  они хотят и способы исследовать, каковы особенности познавательной деятельности и, наконец, какие результаты достигаются детьми. Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающие уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания  феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенном мире и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

Первые проявления взаимной зависимости жизненной успешности поисковой активности у человека можно наблюдать уже с детских лет. Даже в ходе обыденных наблюдений  несложно заметить, что от уровня развития исследовательских способностей ребенка напрямую зависят его успехи в когнитивном и аффективном развитии. Наличием развитых исследовательских способностей в значительной мере  определяется вероятность трансформации процесса развития в процесс саморазвития.

В фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива – двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения.  Люди живут в мире предметов, предметных и человеческих отношений, которые им необходимо понять и раскрыть. Достичь это в первую очередь с помощью чувственных образов.

Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном возрасте. А.П.Усова  указывала на то, что 9/10  накопительного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств,  накопления представлений об окружающем мире.

В процессе практической деятельности происходит формирование у человека ощущений, восприятий, представлений. Однако одного чувственного опыта недостаточно. Преобразуя внешний мир, человек проникает в глубь объекта. Чтобы его деятельность была эффективной, ему нужно изучить не только внешние особенности объекта, но  и осознать его внутренние отношения, свойства, закономерности. Таким образом, на основе чувственного опыта, обобщения и анализа его данных  формируются абстрактные понятия, научные представления.

Чувственное и рациональное связаны не только исторически,  но и логически как первая и вторая ступени познания. Они взаимопроникают друг в друга. Чувственные образы человека носят определенный характер, они внутренне связанны с языком, в этом выражается их специфически че6ловеческий характер, наличие  в них социальных оценок. В свою очередь, логические понятия,  абстракции используются в познании в неразрывном единстве с данными чувственного опыта.

Исходя из вышесказанного, мы выбрали следующую тему: « Сенсорное развитие старших дошкольников как одно из условий успешности поисковой активности».

Вначале исследования был определен объект исследования– сенсорное развитие детей в ДОУ.

Цель работы - определить роль сенсорного развития в успешности поисковой активности дошкольников.

Задачи:        

  1. На основе анализа научно-педагогической литературы установить условия сенсорного развития в целях успешности  поисковой активности.
  2. Разработать уровни развития поисковой активности у детей.
  3. Провести диагностику, направленную на оценку уровня сенсорного развития дошкольников.

4.        Дать методические рекомендации педагогам ДОУ  и родителям по теме исследования.

Психолого-педагогическое обоснование выбранной темы: уровень развития поисковой активности  у старших дошкольников будет достаточно высоким, если, наряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание  сенсорному развитию детей. При этом необходимо учитывать следующее:

  • Возрастные психологические особенности детей;
  • Общий уровень сенсорного развития;
  • Систему форм работы с детьми в целях развития у них поисковой активности.

По выбранной теме была проанализирована психолого-педагогическая литература : возрастная психология, дошкольная педагогика, литература по сенсорному развитию, умственному воспитанию детей, по познавательной деятельности старших дошкольников, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», содержащие статьи по данной теме.

Раздел I. Теоретические основы сенсорного развития и применение умений и навыков исследовательского поиска.

1.1 . Понятие сенсорного развития в дошкольной педагогике

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения  и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие  окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность,  отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, Т.е. от развитости ощущения и восприятий. Особое значение  чувственное познание имеет в дошкольном возрасте.   Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие     различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т.д. играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача, механика и др. особую роль играет точное восприятие  и различение звуков по деятельности, высоте, тембру, силе и т.д. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных  произведений или их исполнения, в основе диагностики ряда заболеваний, в определении характера неисправности у работающего механизма.

Автоматизация современного производства потребовала от человека большой скорости и точности в распознании целого ряда сигналов, их оценке и регулировании на этой основе своей деятельности и работы механизмов. Это предъявляет повышенные требования к быстроте и точности двигательных реакций и ориентировании  в пространстве.

Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека-это одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармонического сенсомоторного   и мыслительного развития человека, а не их противопоставления.  Именно эту мысль подчеркивал известный психолог Б.Г.Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

 Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемых из окружающей действительности, являются  необходимым условием  и его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга. Известно, что недостаток впечатлений, бедность их понижают тонус, появление отрицательного эмоционального состояния человека, а их однообразие вызывает утомление. Важно формировать у человека  умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

1.2Формы, методы и средства сенсорного воспитания

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает  перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения,  дидактические упражнения.

Ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и  образцах словесного, наглядного и действенного характера.  Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме и величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию и др.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями, определенное место отводиться занятиям иного характера,  которые проводятся в форме организованных дидактических игр.  На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а входе интересных игровых действий (прятанья и поиска,  отгадывания и загадывания, изображения различных  жизненных ситуаций, соревнованиях в достижении результата).

        Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

        В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений,  восприятий и представлений  в наиболее подходящей для данного момента форме - учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.

        Успешное выполнение практических действий         зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов должно быть в основном осуществлено до начала практических действий.

        

1.3. Исследовательская, поисковая активность дошкольников

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутренне стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Факт существования исследовательской поисковой активности и ее вклад в дело развития психики ребенка давно ни кем не оспариваются. При этом степень значимости этого вклада с точки зрения образования представителями разных научных школ  оценивается по-разному. Эта проблематика обычно обсуждается в связи с обучением и изучением действия механизмов  познания внешнего мира ребенком. В традиционной психологии при всем многообразии мнений, решений и подходов можно выделить две основные концепции развития, принципиально важные, с рассматриваемой точки зрения. Представители  первой исходят из того, что ребенок – ведомый в процессе научения, он пассивно воспринимает опыт. Сторонники другой считают иначе – ребенок активен в плане приобретения и структурирования опыта, более того – ему доступно конструирование собственного мира.

Существует и принципиально иной подход, сторонники его исходят из того, что ребенок непрерывно самостоятельно изучает и активно интерпретирует происходящие вокруг него. Эти специалисты акцентируют внимание на активности  детей. Они считают, что дети от природы любопытны, склонны исследовать окружающий мир,  а так же  самостоятельно упорядочивать полученный опыт, создавая таким образом, собственные когнитивные схемы. Поэтому то, чему научаются дети,  в большей мере зависит от их собственных интересов и  их отражает  их индивидуальный уровень понимания.

Так, преподаватель изобразительного искусства, работающий по этим принципам, предложит детям исследовать возможности разных материалов и выразительных средств в отражении своих  настроений и чувств. Он предложит больше заданий, ориентирующих детей на взаимодействие с культурой, на самостоятельное изучение пропорций и  живое созерцание  (изучение в ходе наблюдения) мира. Важно понимать, что  в современном мире умения и навыки  исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связанна с научной работой,  это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуется в наше время в самых разных сферах жизни. Общая тенденция  развития современного и материального, и духовного производства такова, что исследовательский поиск становиться неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представления о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Главным инструментом  развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Он входит в арсенал методов обучения, применяемых педагогом, но современная ситуация требует  непростого фрагментарного использования исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами. Подчеркнем то, что доминирование исследовательского метода в обучении  не означает полное исключение иных методов, оно предполагает лишь его преобладание.

 Репродуктивные методы.  К группе репродуктивных можно отнести два метода: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный  метод:

 Предполагает, что  педагог разными средствами сообщает детям готовую информацию. Этот  метод экономичен, но он  не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.

Репродуктивный метод допускает, что ребенок не только усваивает информацию, но и  учится действовать по образцу. Таким образом,  создаются условия для формирования  умений  и навыков  путем упражнений. Действуя по предложенному образцу дети приобретают умения и навыки использования знаний.

Продуктивные методы.   Их выделяют два - частично-поисковый и исследовательский.

Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя. Исследовательский метод – что путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.

Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания,  наиболее полно соответствующий природе познания ребенка и современным задачам обучения.   Его основные составляющие - выявление проблем, выработка   и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также  сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемым традиционным,  вызывает множество протестов со стороны специалистов.  Эта критика во многом справедлива, но,  отмечая важность внедрения продуктивных методов  обучения в практику образования, не  следует забывать,  что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это  наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости  периоткрывать  заново  все законы развития природы и общества.

Во-вторых, исследовательский метод дает больший  образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может  быть существенно расширен, их глубина станет значительно больше при  условии умелого использования на  начальных этапах  детских исследований  репродуктивных методов и приемов обучения.

Третьим и не последним обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты.

1.4. Обучение дошкольников умениям и навыкам исследовательского поиска

Кроме общих представлений о месте исследовательского метода в обучении, рассматриваются инструментальные навыки, необходимые в исследовательском поиске, а также умения логического и творческого мышления, требующиеся при решении исследовательских задач. К ним мы относим:

- умение видеть проблемы;

- умение задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определение понятиям;

- умение классифицировать;

- умение наблюдать;

- умение и навыки проведения экспериментов;

- умение структурировать полученный в ходе исследования материал;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение доказывать и защищать свои идеи.

Учить этому дошкольников в наших детских садах не принято, поэтому для большинства специалистов это – новая задача. Но нельзя не замечать того, что в последние годы ряд практических психологов и воспитателей проводят специальную работу по развитию мышления ребенка, коррекции его психосоциальной сферы, где пытаются решать психолого-педагогические задачи.

Какими понятиями должны овладевать дети.

С точки зрения исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как:

- явление;

- причина;

- следствие;

- событие;

- обусловленность;

- зависимость;

- различие;

- сходство;

- общность;

- совместимость;

- несовместимость;

- возможность;

- невозможность и др.

Без умения владеть этими понятиями  нет и не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что видишь своими глазами. Определение - прекрасный способ борьбы с неясностью.

Краткие выводы к 1 разделу.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Важно понимать, что в современном мире умение и навыки исследовательского поиска требуются каждому человеку.

Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как стиль жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска стала важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития поисковой активности выступает исследовательский  метод  обучения.

Исследовательский метод обучения  следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе познания ребёнка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдение, опыты, эксперименты, а так же сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Кроме общих представлений о месте исследовательского метода обучения, рассматриваются инструментальные навыки, необходимые в исследовательском поиске, а так же умение логического и творческого мышления, требующиеся при решении исследовательских задач. К ним мы относим (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы,  давать определения понятиям,  классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, структурировать, полученный в ходе исследования материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. От нашего понимания поисковой активности и отношения к ней, стимулирования её у ребёнка зависит успех детей в  познавательной и практической деятельности.

Раздел 2. Опытная проверка влияния сенсорного развития на успешность поисковой активности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. анализ первого этапа работы.

В начале нашего исследования нами была проведена диагностика, направленная на оценку уровня сенсорного развития дошкольников (автор Г.А. Урунтаева). Данная диагностика рассчитана на индивидуальную работу с каждым ребенком.

Восприятие цвета.

Эксперт заранее подготавливает материал: кружки диаметром 3см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки; коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты, разделенные на 10 квадратов. Практическое задание состоит из 3 серий.

1.Ставит перед ребенком коробочки, дает набор кружков (по 5 штук каждого цвета) и просит разложить по коробочкам в соответствии с их цветом, при этом цвет не называем.

2. Дает 5 кружков разного цвета. Называет цвет и просит ребенка найти кружки такого же цвета.

3. Ребенку дает 5 кружков разного цвета и просит назвать цвет каждого.

Соотношение зрительного и осязательного восприятия формы.

Эксперт подготавливает набор из 12 плоскостных фигур 4х геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной.

Практическое задание.

1.Зрительное узнавание формы и осязательный выбор.

Фигуру ребенку предъявляет зрительно, а находит ее он в наборе путем осязательного восприятия.

2.Осязательное узнавание и зрительный выбор.

Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а находит его путем зрительного восприятия.

Ориентировка в величине предметов.

Эксперт подготавливает 10 палочек разной длины от 2х до 20см. Каждая палочка отличается от предыдущей, на 2см.

Практическое задание.

Перед ребенком хаотично раскладывает палочки и предлагает выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине».

Пространственные представления.

Эксперт подготавливает 5 игрушек; картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаши.

Практическое задание.

1. Просит показать правую, левую руку, ногу, ухо.

2.Перед ребенком располагает игрушки: в центре, справа, слева и т.д. Просит ответить на вопросы о расположении игрушек.

3.Показывает ребенку картинку и спрашивает о расположении предметов.

4.Просит на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже прямоугольник, над треугольником два маленьких кружка, под прямоугольником маленький кружок, задание выполняется последовательно.

Три уровня оценки результатов выполнения заданий.

1 уровень - высокий. Ребенок без затруднений справляется с заданием.

2 уровень – средний. Справляется при незначительной помощи, подсказки взрослого.

3 уровень – низкий. При выполнении заданий возникают значительные затруднения.

Результаты диагностики  (Приложение1).

Высокий уровень имеют – 30% детей

Средний уровень – 53,75% детей

Низкий уровень – 16,25% детей.

Следующий метод нашего исследования – наблюдение.

План:

Цель: Выявить как дети ведут наблюдение за изменениями растений по внешнему виду.                                                                                                                            Предполагаемый результат: должен показать, насколько у детей развита поисковая активность, проявляют интерес, активность, самостоятельность.

Программа: Наблюдение за самостоятельной деятельностью в уголке природы.

1 уровень – высокий. Ребенок проявляет выраженный интерес к выполнению заданий. Хорошо владеет умениями и навыками поисковой активности. Без затруднения справляется с заданиями. Самостоятельно, при возникновении трудностей, прилагает усилия и не требует посторонней помощи.

2 уровень – средний. Ребенок не проявляет собственной инициативы при выполнении заданий. Владеет большинством умений и навыков поисковой активности. Требуется незначительная посторонняя помощь, если возникают трудности.

3 уровень – низкий. При выполнении заданий возникают значительные трудности. Практически не владеет поисковыми навыками. Требуется посторонняя помощь.

  1. Для оценки уровня развития поисковой активности на данном этапе, была проведена экспертная оценка.

На основе критериев исследовательской деятельности младших школьников профессора А.И.Савенкова, нами были разработаны и адаптированы к старшему дошкольному возрасту критерии уровня развития поисковой активности.

Высокий уровень – часто задает вопросы по интересующей его проблеме; при рассматривании раздаточного материала, пытается выяснить его предназначение, свойства и качества; без труда выполняет задания на нахождение отличий между несколькими предметами; старается самостоятельно выполнить задания педагога; не повторяет ответы других детей ; доводит начатое задание до конца; умеет преодолевать трудности при выполнении задания; способен концентрировать внимание на нескольких разных объектах.

Средний уровень – иногда задает вопросы по интересующей его проблеме; при небольшой помощи воспитателя пытается выяснить предназначение, свойства и качества раздаточного материала; имеет небольшие трудности в выполнении заданий на нахождение отличий между несколькими предметами; задания выполняет при незначительной помощи воспитателя; иногда повторяет ответы других детей; не всегда доводит начатое задание до конца и преодолевает трудности при его выполнении; с трудом концентрирует внимание на нескольких разных объектах.

Низкий уровень – очень редко задает вопросы по интересующей его проблеме; предназначение, свойства и качества раздаточного материала выясняет только при помощи воспитателя; имеет трудности в выполнении заданий на нахождение отличий между несколькими предметами; задания выполняет при помощи воспитателя; часто повторяет ответы других детей; редко доводит начатое задание до конца и преодолевает трудности при его выполнении; не может концентрировать внимание на нескольких разных объектах.

Экспертная оценка показала, что высокий  уровень развития поисковой активности имеют – 20% детей.

Средний – 55% детей

Низкий – 25% детей.

 

Таким образом, делая вывод о проделанной работе на первом этапе, следует отметить, что для эффективного решения поставленных задач использовались разнообразные практические методы педагогического исследования. Они позволили выявить уровень сенсорного развития группы, а также определить уровень поисковой активности детей.

2.2 Система форм работы по развитию поисковой активности  старших дошкольников.

По итогам констатирующего этапа нами  была разработана система форм работы для развития поисковой активности у детей в экспериментальной группе.

Мы включили в учебный план  экспериментальной группы занятия по сенсорному развитию. За основу была взята программа «Сенсорное развитие» (автор к.п.н.Фомина Л.В.). Программа предлагала систему игровых занятий, они проводились 25-30 минут 2 раза в неделю. В программу вошли следующие разделы:

  1. Развитие восприятия;
  2. Развитие речи и мышления;
  3. Развитие внимания;
  4. Развитие памяти;
  5. Развитие воображения и творческого мышления.

На занятиях по сенсорному развитию дети учились выделять величину предметов, устанавливали различия в высоте, длине, ширине. Учились воспринимать, обследовать формы предметов и геометрические фигуры. Узнавать основные свойства цветов и закономерности цветовых сочетаний. Учились не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности и т.д.

Дети проявляли выдумку и инициативу, были активными и любознательными; проявляли самостоятельность и усидчивость. Так на занятии, способствующем развитию слухового восприятия дети должны были повторять слова, запоминать их, петь песенку.

Также в ходе работы мы создали познавательную игротеку – территорию, на которой происходит разностороннее развитие ребенка.

Цель игротеки – активизировать на разнообразном содержании самостоятельную поисковую активность детей; закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире; организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Игротека объединяет в себе экологическую комнату, библиотеку, мини-музей и т.п. Подобное объединение больше соответствует дошкольной действительности. Ведь дошкольник не делит мир на отдельные содержания и направления.

Главный принцип работы познавательной игротеки заключался в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать (трогать, брать в руки, рассматривать и т.п.). Придя в игротеку, дети сами определяли, кто, чем займется. Взрослый выступал в роли наблюдателя и «научного консультанта» Так же игротеку дети посещали со своими родителями. Такие посещения имели особую значимость для развития детей, для положительных взаимоотношений между ребенком и его близкими. Здесь происходило содержательное  общение родителей с ребенком (вместе обсуждали, рассматривали, играли). Дети поясняли, комментировали, демонстрировали свои знания близким людям. А родители имели возможность оценить своего ребенка; увидеть его познавательные интересы и предпочтения и на этой основе спланировать семейные мероприятия, способствующие познавательному развитию их ребенка. В группе вывешивался график работы познавательной игротеки, перечислялись постоянное содержание  и тематика временных мероприятий. Так  с успехом прошла выставка «Овощной калейдоскоп». В ходе работы выставки организовали дидактические игры с овощами. Старшие дошкольники упражнялись в умении группировать растения по  месту произрастания и по использованию их в обыденной жизни. Многие родители творчески подошли к участию в выставке и представили вниманию ее посетителей не только сами  плоды, но и  поделки из овощей,  сделанные вместе со своими детьми.   Материал познавательной игротеки был представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности; иллюстрированным материалом разной тематики; игровыми панно (магнитными, бумажными и т.п.); разнообразными коллекциями;  оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений и многим другим.

Развивающая среда игротеки динамична. Она отражала сезонные изменения в природе, доступные пониманию детей общественные события (праздники, даты и т.п.), региональные и национальные особенности (природу, традиции, обычаи), коллекции минералов, гербарии; отдельные интересные экспонаты, плакаты, репродукции и пр.); для познавательных игр (дидактические игры разной тематики,  работа с магнитными и бумажными панно и т.п). Для практической деятельности с целью закрепления и уточнения определенной информации, развития мелкой моторики рук (материалы для изобразительной деятельности,  плетение, мозаика и прочие). Особое место занимают занимательные опыты и эксперименты. Нами был разработан комплекс занимательных опытов и экспериментов для старшей возрастной группы. Работа проводилась по двум направлениям:

 1. Живая природа (растения и животные как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности).

 2. Неживая природа (вода, воздух, песок, глина, камни, свет, цвет, магниты, электричество, вес, притяжение).

При проведении экспериментов и опытов дети познавали свойства, качества, возможности предметов и материалов. Они стремились узнать больше, учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

После проведенного цикла опытов и экспериментов с водой, для обобщения знаний детей о ней (свойствах, предназначении и т.п.), а также для стимулирования детей к дальнейшей экспериментальной деятельности, поддержания у них интереса, активности, был проведен праздник «Волшебница вода». Всем детям очень понравился праздник, они были и действующими лицами и зрителями. Отгадывали загадки, в конце праздника дети вспомнили и повторили, во что может превращаться вода. Работа в игротеке планируется таким образом,  чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности.

Все материалы игротеки обязательно снабжены пояснительными записками,  которые направляют деятельность детей. Они предназначены для чтения детям взрослыми. Записки крепятся рядом с экспонатами или вкладываются в игры.  Особенно важны пояснительные записки для родителей. В пояснительных записках даются: описание правил игр, лаконичная познавательная информация задания и упражнения, вопросы. Также на записках указывается возраст, на которые рассчитаны сведения и задания.

Познавательная информация в пояснительных записках дается в адаптированном виде, так как рассчитана на то, что взрослый зачитывает ее ребенку. При этом (очень часто) открытие делает не только ребенок, но и взрослый, находящийся рядом.

Познавательная игротека охватывает самое разнообразное содержание. Здесь  представлен и мир природы и мир человека. (Приложение 4).

Такая работа требует от педагога понимания и положительного отношения к поисковой активности, ее стимулирования у ребенка, от этого зависит успех познавательной и практической деятельности дошкольника.

2.3. Итоги заключительного этапа работы.

Нами был проведен повторный срез влияния сенсорного развития на успешность поисковой активности старших дошкольников.

Повторно была проведена диагностика, направленная на оценку уровня сенсорного развития дошкольника. По итогам методики изучения сенсорного развития дошкольника (автор Г.А. Урунтаева) получили следующие результаты:

Высокий уровень - 47%;

Средний уровень – 49%;

Низкий уровень – 4%        

Так же было проведено наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

При помощи метода экспертных оценок были получены результаты уровня развития поисковой активности детей. Также было выделено три уровня. Эксперты наблюдали за детьми и отмечали результаты. Результаты оказались следующими:

Высокий уровень – 40%;

Средний уровень – 49%;

Низкий уровень – 11%.

Данные позволяют увидеть  влияние сенсорного развития на успешность поисковой активности детей.

Выводы.

1.В  рамках работы создан комплексный подход в применении разнообразных форм работы для развития  поисковой активности старших дошкольников.

2. в процессе исследования мы получили подтверждение  гипотезы, имеющей  прежде всего, значительный практический смысл:

- взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в вопросах развития  у детей  поисковой активности.

-стимулирование активности познания детей в процессе  познания  окружающего мира.

-развитие и совершенствование сенсорных процессов,  влияющих на развитие поисковой активности.

Заключение.

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом,  который при благоприятных условиях  эффективно развивается и даёт возможность ребёнку  достигать больших высот в своём развитии. Для ребёнка   этого возраста характерна усиленная познавательная активность,  повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита  интуиция, яркость,  конкретность представляемых образов  и лёгкость    манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста  являются  фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления.

     Кроме того, дошкольник обладает особой чувствительность, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование  потенциальных возможностей дошкольника в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.

Данный этап развития ребенка характеризуется ярким проявлением  его природного потенциала. У большинства  наблюдается  четкое   чётко избирательное отношение к определённым видом деятельности; причём ребёнок не просто  проявляет интерес  и желание заниматься любимым делом -  он достаточно серьёзно и заинтересованно относится к его результату. Ребёнок  стремиться к достижению  результата,  прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.

Также мы стимулировали у детей стремление  наблюдать  и экспериментировать,  самостоятельно искать сведения о мире,  расширили кругозор,  создали такую атмосферу,  которая позволила ребёнку  реализовать свою поисковую активность.

Результаты показали,  что успешность поисковой активности детей  напрямую   зависит от развития  у них сенсорных процессов.

По сравнению с первым этапом уровень сенсорного развития  и уровень поисковой активности  на итоговом этапе повысился.

По итогам работы в помощь педагогам и родителям  мы разработали ряд рекомендаций:

1.Включить в работу с детьми занятия по сенсорному развитию.

2.Проводить с детьми опыты и эксперименты  в детском саду и дома.

3.Стимулировать поисковую активность в разных   видах деятельности.

        

Список использованной литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М;1960.-289с.
  2. Барабанщикова Е.Р. Как рождается дождь.//Обруч.2007 №3.- С.18
  3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академический проект; Гаудеамус,2005.-256с.
  4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект , 2005.-249с.
  5. Ван Клив Дж. 200 эксперементов/ Пер. с англ. – Джон Уайли энд Санз, 1995.-365с.
  6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. под ред. Венгера Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.-174с.
  7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Изд. 2-е перераб. М.: Просвещение, 1978.-185с.
  8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: 1993.-139с.
  9. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. М.: 1984.- 292с.
  10.  Грешневиков А. Экологический букварь. М.- 1995.-175с.
  11.  Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта и психология мышления под.ред. Матюшкина А.М. М.: 1965.-233с.
  12.  Глушкова Т.В. Овощной калейдоскоп.// Обруч.2007 №3.- С.31
  13.  Гэнери А. Что внутри растений? М.: 1994.- 138с.
  14.  Дитрих А., Юрман Г., Кашурникова Р. Почемучка. М.: 1994.- 177с.
  15.  Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. М.: 1995.- 311с.
  16.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192с.
  17.  Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: «Академия» 2001.- 176с
  18.  Козлова С.А. Я человек. М.: 1997.-163с.
  19.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: 2000.-276с.
  20.  Колвин Л., Спиер Э. Живой мир: Энциклопедия. М.: 1994.-161с.
  21.  Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста//Ребенок в детском саду. 2002. №1.- С.19
  22.  Костюченко М.А. Экспериментируем! //Дошкольное воспитание. 2006.№8.- С.27
  23.  Кулагина Н.Ю., Калюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: ТЦ. Сфера, 2004 – 464с.
  24.  Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста. М.: 2003.-215с.
  25.  Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М.: 1984.-275
  26.  Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. М.: 1991.-269с.
  27.  Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: ТЦ. Сфера, 2004. - 414с.
  28.  Машкова Т.Д. Мы геологи.// Обруч. 2007№3.-С.16
  29.  МедведеваТ.К. Познавательная деятельность старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. 2006.№8.- С.22
  30.  Моррис Р. Тайны живой природы. М.: 1999.-118с.
  31.  Мышковская М. Азбука животного мира. М.: 1999.-85с.
  32.  Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте.  М.: 1995.-147с.
  33.  Павлова Я. Работа с дошкольниками в уголке природы//Ребенок в детском саду. 2005. №5. – С. 71.
  34.  Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург: 1995.-85с.
  35.  Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004.- 256с.
  36.  Плешаков А.А. Что меня окружает?: Альбом – задачник. М.: 1996.-78с.
  37.  Поддьяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд. Исправленное и дополненное. М.: Просвещение 1981.-241с.
  38.  Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.  М.: 1996.-197с.
  39.  Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: 2000.-312с.
  40.  Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.-298с.
  41.  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: 2002.-234с.
  42.  Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.-256с.
  43.  Сикорун Л.Я. Физика для малышей. М., 1983.-97с.
  44.  Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.-124с.
  45.  Смирнов Ю.И. Земля: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.-156с.
  46.  Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.-112с.
  47.  Соловьева Л. Как организовать познавательную деятельность детей.//Ребенок в детском саду. 2005. №1 – С.19.
  48.  Сорокина Е. Коллекционирование «Волшебная пуговица»//Ребенок в детском саду. 2005. №6 – С.17.
  49.  Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. 2-е изд., - М.: «Академия», 2000.-198с.

                                                                                                   


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: