Семинар-практикум "Играя, развиваем речь"

Гайнетдинова Ирина Распаевна

Семинар - практикум "Играя, развиваем речь"  был проведен с родителями на районном методическом объединение  педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский район по теме «Повышение качества логопедической и психологической коррекции через систему работы с родителями детей, имеющих речевые недостатки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад  «Ромашка» с. Михайловка

Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

 ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ В ФОРМЕ

СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА «ИГРАЯ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НЕДОСТАТКИ»

                                             Подготовили:

                                                           педагог – психолог Киреева Б.Р.

                                                                     учитель – логопед Гайнетдинова И.Р.

17.02.2014г

  Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рады видеть Мы сегодня пригласили Вас на семинар – практикум и очень рады видеть всех. Тема нашей встречи «Играя, развиваем речь».

     И нашу встречу хотим  начать со слов В. Сухомлинского «Годы детства – это  прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».  

      Выступление психолога об актуальности темы семинара: «Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребёнка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребёнок спал или что ел. С каждым годом всё больше времени тратит ребёнок на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, всё меньше времени отводится игре.

    Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает всё меньше места в жизни детей.

    Особое внимание уделяется творческому характеру игры, её содействию развитию воображения, мышления, речи ребёнка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребёнка в целом. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.

     В игре ребёнок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придётся включаться в роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удаётся. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные по статусу и содержанию роли.

        Однако,  это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребёнок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, т.к. считают, что они сами знают, как  играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребёнку, как с ними играть. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

     Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.

       Особенности игровой деятельности детей 5 – 6 лет – коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

      Данный семинар – практикум полезен  родителям. Ваше участие в нем позволит повысить свою психологическую культуру, логопедические знания и  надеемся, Вы будете применять используемый опыт в общении со своим ребенком».

 ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ:  Сегодня мы вас приглашаем в волшебную страну «Играландию».

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас, и дополните фразу: «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант продолжения фразы, повторяет все, что было сказано до него. Например: «Я Буляк, я отправляюсь в путешествие и беру с собой блокнот». Следующая за ней говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь в путешествие и беру с собой одежду. Буляк взяла блокнот»

Игра-задание: Ну, а сейчас  я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

  • Рассказываю о своих играх в детстве
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  • Купив ребёнку игрушку,  объясняю, как с ней играть, показываю разные       варианты игры
  • Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  • Изготавливаем игрушки своими руками
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки, если он провинился.
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку

- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка. Попробуем в этом убедиться и отправиться в страну «Играландию». (Звучит музыка, включаем проектор ночного неба на телеэкране появляется волшебная страна) У АЙСЫЛУ

Посмотрите здесь столько много игрушек Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребёнок?»

Мамы должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочёл бы их ребёнок.  Далее показываем родителям  слайды с фотографиями детей, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребёнка.

Игрушки нас не отпустят, пока мы с ними не поиграем  

Игра «Что изменилось»  Предлагаем рассмотреть игрушки, которые лежат на столе и запомните их, в течение 10-15 секунд. Затем просим отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда открывают глаза  по нашему сигналу, спрашиваем, что же изменилось.

   УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: В стране Играландия живет Доктор Айболит, любимый герой наших детей. Он рекомендует играть с детьми и приглашает Вас поиграть в следующие игры…

    Рекомендация №1 делать с детьми артикуляционную гимнастику ежедневно. А как правильно выполнять упражнения нам покажут, специалисты, приехавшие на наше мероприятие со всего района. А вы, уважаемые родители повторяйте за нами.

Вышла погулять Лягушка…..

1. «Лягушка»

 Растяни в улыбке губы              Описание: Растянуть губы в улыбке, чтобы         

 И пропой тихонько: «И-и-и» ты.          были видны  верхние и нижние зубы

Зубки все у нас видны

Сверху, снизу, посмотри!

               Услышал её песенку Слоненок и поспешил к ней….

2. «Слоненок»

  Губы вытяни вперед                         Описание: Губы вперед трубочкой, зубы 

  Покажи-ка хоботок                             почти сомкнуты

И спокойно спой слону:

«Ууууууу!»

                 И стали они петь вместе…

3. «Улыбочка» -  «Хоботок»

«И-у, и-у»,-                                           Описание:   Чередовать упражнения 

Тихо песенку пою,                           «Улыбочка» - «Хоботок» в одном ритме                                                                                                     Тихо песенку пою:                                                                                                                                                              

 «И-у, и-у» .

          Вместе они пошли в гости к своему другу Бегемотику….

 4. «Бегемотик»

Открываем рот пошире,            Описание: Спокойно открыть рот.

Держим: раз, два, три, четыре                       Язык лежит за нижними резцами.

Если прыгает язык,

«Ааа» поем, и он лежит!

Во дворе у Бегемотика стояли качели и друзья стали на них кататься…

5. «Качели»  

Сели дружно на качели                   Описание: Улыбнуться, открыть рот.         И качели полетели:                        Широкий  язык поднимать за верхние      Вверх- вниз, вверх-вниз                 зубы, затем опускают за нижние

Только крепче ты держись!                                                                        

         Тут мама Бегемотика позвала друзей пить чай с блинами….  

 6. «Блинчик»                         

    Утром рано мы встаем                Описание: Улыбнуться, открыть рот   

    Вкусные блины печем                           Широкий расслабленный, язык

    Ручейком по сковородке                            лежит на  нижней губе                                                   

    Тесто растекается…..

    Посмотри, какой красивый

     Блинчик получается                                  

Друзья помогли маме разлить чай в чашечки….

7. «Чашечка»                                   

Блинчик на губе лежал,                           Описание: Из положения «Блинчик»

Вдруг поднялся, не дрожал.                                    поднять язык загибая

Поднимал наверх края -                                            боковые края                

Это «чашечка» моя!                                                      

      После чая друзья побежали играть дальше на улицу.

Рекомендация №2 Играть в игры на развитие фонематического слуха

Доктор Айболит предлагает поиграть в игру «Определи место звука в слове».

Я буду называть слова со звуком  «ш»

-если услышите его в начале слова – топайте

-если услышите его в середине слова – хлопайте

- если услышите его в конце слова – кивните головой.

Подробнее об играх на развитие фонематического слуха можно будет узнать в очередном выпуске журнала «Речевая полянка».

Рекомендация №3

Делать дыхательную гимнастику. Развивайте силу, направленность воздушной струи.

Нам помогут следующие игры давайте поиграем в них:

Научим игрушку «летать» (игрушки на поддувание).

«Футбол с коктельными трубочками», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Поющий пузырёк».

Ну а теперь мы поблагодарим Доктора Айболита и отправимся дальше по стране «Играландия».  И следующая остановка  «Послушные пальчики»

 Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

На этой остановке мы с вами познакомимся с играми для развития мелкой моторики:

  1. Игры с прищепками
  2. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
  3. Золушка - перебрать крупу.
  4. Карандаши
  5. Каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко
  6. "Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика
  7. Шарики Су-Джок – рефлексотерапия восточный метод.

Су Джок – это системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела, которые находятся на кистях и стопах. Их стимуляция оказывает заметное и профилактическое, лечебное действие. Расположены эти точки на кистях и стопах в строгом порядке, словно отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Как лечебное средство массаж был известен ещё в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и с сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на цнс? В результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Ну а теперь нас ждет новая остановка  «Волшебные мячики».

Предлагаю поиграть в игры на развитие речи с мячиками. Лучше, если мячики будут с резиновыми шипами. (Родители берут по мячику и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую)

ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;

ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;

ШУ-ШУ- ШУ- помогите малышу;

ШО-ШО-ШО - говорим мы хорошо.

А теперь эти же чистоговорки проговорим с помощью пальцев одной руки, двух рук.

 ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: «Играландия» волшебная страна, посмотрите, здесь даже обычный мешочек становится волшебным.

 Игра «Я положил в мешок…» 

            Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы. Каждый по очереди берет один предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок…». Следующий игрок говорит: «В мешке лежит… (называет предмет), а я кладу…». С каждым участником игры цепочка слов удлиняется.

     В нашем таинственном мешочки,  разные интересные вещи. Сейчас каждый из вас, не глядя – можно закрыть глаза, сможет достать из мешочка одну, любую, вещицу. И, так же, не глядя, только на ощупь нужно определить, что за предмет у вас в руках. И потом рассказать нам об этом предмете, все еще не глядя на него, как можно подробнее: не только назвать его, но и описать как можно больше его качеств и свойств – из чего он сделан, какая у него форма, поверхность, холодный он или теплый и т.д. Посмотреть на предмет можно будет только после моего разрешения, всем все понятно?

   УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: Следующая остановка «Угадайка»

Нетрадиционные игры в развитии речи детей:

Игры с прищепками

Игры с бахильницами

Игры с коробочками из под киндер-сюрпризов

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: В страну «Играландию» заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется по лбу, щекам, носу, губам, подбородку. Погладьте лучик: на лбу, на носу, на щеках, на губах, на  подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову), затем шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.

Всем участникам раздаем «лучи солнца» и предлагаем написать, что нового и интересного он узнал на семинаре об игре.

Обратная связь: Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, что нового они узнали, сказать какие то пожелания, замечания, напутствующие слова

Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!»