Звуки Ш, Ж, Щ,Ч

Гайнетдинова Ирина Распаевна

Характеристика звуков, артикуляционные упражнения, материал для автоматизации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:

- губы округлены и выдвинуты вперед

- зубы сближены, но не закрыты (заборчик с щелью)

- язык «чашечкой», кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол),

но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка

- звук «Ш» произносится без голоса - глухой

- звук «Ж» произносится с голосом – звонкий

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге,

как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

Чередование «Заборчик» - «Трубочка»

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка

упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10. Затем завести «Чашечку»

в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

« Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Остудим чаек» или «Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки. 

Автоматизация звука Ш

ша - шо - шу
ши - ше - ша
шо - шу - ша
шу - ши - ша
шу - шо - ша
ше - ши - шо

1. С ударными слогами. Произносить (читать) слова.

Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Шиширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

2. С безударными слогами.

Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

3. Со стечением согласных в слоге.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

Произносить предложения.

Наташа пишет. 
Вот Маша. У Маши шляпа. 
У Леши ландыши. Ландыши хороши. 
Миша и Паша едут на лошадке. 
У реки камыши. Река широкая. 
Малыши шагают в школу. Школа большая. 
Миша нашел камешек. 
На дороге шумит машина. 
У шиповника шипы. Шипы колючие. 
В шалаше пять ребятишек. 
Паша и Наташа, прошу не шуметь. 
Хороша уха из ершей. 
Гриша и Миша гоняют шайбу. 
Леша ел пшенную кашу. 
Ум хорошо, а два лучше.
В гостях хорошо, а дома лучше. 
Дальше в лес - больше дров.

Произносить тексты.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Шалун Миша.

Миша - шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

Автоматизация звука Ж

 жа - жо - жу - жи - же 
жи - жа - жо - жу - же 
жо - жа - жу - жи - же 
же - жа - жо - жи - жу 
жу - жа - жо - жи - же

Произносить (читать) слова.

Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.

Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.

Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.

Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

Слова со стечением согласных.

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

Произносить предложения.

Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. 
Летом жарко. 
У Жени ножик. 
На Жоре пижама. 
У ежа ежата. 
Моржи лежат на льду. 
У вожатого рожок. 
Покажи ножик, Женя. 
Жора выбежал на лужок. 
Мой дружок бежит на бережок. 
В саду крыжовник и ежевика. 
Под дубом лежат желтокожие желуди. 
Рядом с ежом бежали ежата. 
Летят журавли, а впереди вожак. 
Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок. 
Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. 
Жора живет на пятом этаже. 
Тяжело тому жить, кто от работы бежит. 
Моржи живут на севере, а жирафы - на юге. 
Дети не обижают животных, и животные любят их. 
Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.

Загадки

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)

Потешки

Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.

Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.

Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, еж? - Ой, свежа! 
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.

Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

Ужа ужалила оса. 
Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса, 
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот! 
А доктор еж сказал ужу: «Я ничего не нахожу. 
Но все же думается мне, лежать вам лучше на спине, 
Пока живот не заживет, вот».

Учимся произносить «Щ»

Артикуляция звука Щ

Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языкаприподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято (Щ — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Щ – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, максимально поднята средняя часть спинки языка. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Нижний Щ отличается от нижнего Ш тем, что язык занимает более переднее положение, а средняя часть спинки языка поднята выше.

Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».

Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?

Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.

Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки? 

              Автоматизация звук Щ

1.Ащ, ущ, ищ, ещ, ощ, ёщ, ющ, эщ, ыщ, ящ.

Ащ-ощ-ущ-ыщ, ящ-ющ-ищ-ещ, ащ-ящ-ащ, ощ-ёщ-ощ, ыщ-ущ-ощ-ащ, ещ-ищ-ющ-ящ, ущ-ющ-ущ, ыщ-ищ-ыщ.

2.Ща, щи. Щу, ще, щё.

Ща-щу-щё, ща-щи-ще, щу-щи-ще, щё-ще-щи, ща-щу-щи, ща-щё-щу.

3.Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

4.Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

5.Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.

6.Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащат, блещут, плещут, на ощупь.

Вещи, ящик, овощи, клещи, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.

7.Изменить слова: искать клещи, тащить щётку, чистить вещи.

Я ищу клещи. Я тащу щётку. Я чищу вещи.

Ты…Он..Мы..Вы…Они …

8.Образовать новые слова: нос – носище, сила – силища.

Глаз, зубы, сапог, нога, голова, усы, дом, губы, волк, рука, медведь, кулак, ухо.

9.Ищу щётку. Кипящие щи. Изящные вещи. Овощи на щи. Щавель на щи. Помощь товарищу. В ящике овощи. Щипать щавель. Угощение для гонщика. Хищная щука. Ищу клещи. Тащу ящик.

10.Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. В роще аист крыльями полощет. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут.

При артикуляции звука [ ч ]

При артикуляции звука ч

  1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. Зубы не смыкаются;
  3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
  4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
  5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

Автоматизация звук Ч

1.Ач, оч, уч, эч, ич, ыч, яч, еч. ёч, юч.

Ач-оч-уч, юч-ич-еч, оч-уч-юч, ыч-еч-ач, ич-уч-ёч, ыч-яч-ёч, ач-еч-яч, уч-ёч-ич,

еч-юч-уч.

2.Ча, чо, чу, че, чё, чи.

Ча-чо-чу, чо-чу-ча, чу-чи-че, чи-чо-чу, чи-чё-чу, чё-чи-чу, ча-чё-чи, чо-чу-чё.

3.Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.

Дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.

4.Луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычка.

Мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки.

5.Дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.

6.Чай, чан, чайник, чайка, чашка, кочан, причал, кричал, качал, бахча, начал, мочалка, каланча.

Чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, кричи, личинка, овчинка, волчица, горчица.

7.Чей, ручей, мячей, грачей, горячей, зачем, качели, печенье, вечерний, черви.

Чуб, чудо, хочу, кричу, уплачу, драчун, каучук, кольчуга, чурка, молчу, кричу.

8. Бачок, бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, прочёл, пчёлка, копчёный.

9.Дача, куча, удача, добыча, задача, передача, чудак, чулок, чугун, чулан, мальчуган, плачу, кончу, жемчуг.

10.Зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, горючий, пахучий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вылечил, лётчик, кончик, пончик, волчий, заячий, огурчик, голубчик.

11.Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жучки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.

Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич, ячмень.

12.Чёрный грач. Удачная передача. Металлический обруч. В чайнике чай. Отличная задача. Коричневый мяч. Печёное печенье. Учить учеников. Хочу учиться. Отвечать учителю. Честный врач. Печальный почтальон. Заячья добыча.

13.Олечку вылечил врач. Леночка играет с мячом. Девочка выучила урок. Мальчики бегут на речку. У мальчика коричневые башмачки. Жучка зарычала в будочке. Грач нашёл червяка. Мальчик купил в булочной калач и печенье.

14.Ванечка на речке. Верочка ловит бабочку. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. Снесла курочка яичко. Ниночка – опрятная девочка. В окошечко залетела бабочка. Ела Таня булочку, запивала молочком. Испугалась Олечка и сидит тихонечко.

15.Ученики учили уроки. Нину лечили врачи. У девочек мячи. У мальчугана черепаха. Во дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Мальчики у печи жуют калачи. Ёжик очень колючий. Грачи таскают личинки и червей. Мальчики качались на качелях. В траве замолчал кузнечик.



Предварительный просмотр:

Видео занятия логопеда с ребенком по постановке звука Ч

https://yandex.ru/video/preview?filmId=8494466581283940507&text=%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%A1%2C%20%D0%97%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202.wmv&tld=ru&page=search&related_src=serp&no_cnt=1&relatedVideo=yes&related_vfp=1&related=%7B%22porno%22%3Anull%2C%22vfp%22%3A1%2C%22orig_text%22%3A%22%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%22%2C%22url%22%3A%22http%3A%5C%2F%5C%2Fok.ru%5C%2Fvideo%5C%2F274194827887%22%2C%22src%22%3A%22serp%22%2C%22rvb%22%3A%22CqkCCIa8pQIQABgAIA4oBDAKOA5ABEgHUAlYBWAHaAFwAHjw-73GBYABrQGIAYKyo8cKygEKCOGGUy55ttRiydIBFA0pHGsfbdasjuPC7CnsyegD3yKk2gEPwHMdQEWk88lTLMK9GWvv4AEh6AEA8AEojQIXbDE_kAIAmAIAqgIUa-tnvgBhLE44W4wY50MxfONizHeyAhRr62e-AGEsTjhbjBjnQzF842LMd8ACAPICPIJALIw-WyIu2oIyb1Z7z1CmtKUSCZ7nnHfpUXFfD7jVjKi-DhxrDbF1MHtQ-QvpQld_zRXKXCIs3Wite_oCFH38Zx187Uf6qXk1Etow4fI77HgcggMeveeiTgkMsBeexh5_-uT6h4sDcwLuBx-EEOgWKuqQiAMAkAMAElwKEDQzMjAyODA1OTcwNzg5NTQKEDQzMjAyODA5MzI0OTYyNTUKEDQzMjAyODA1ODQ0Mzc2ODIKETEwMzI1NTI4Mjc1OTg1OTQxChExMDMyNTUyOTQxNTE3ODQ5OBoZChExMDMyNTUyOTQxNTE3ODQ5OBD_ARj_AVoTNTAxNjg2OTAwNTM1MTg1NDM1Ng%2C%2C%22%7D&related_url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F274194827887&related_orig_text=%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&parent-reqid=1585922232611651-902504172899604561200177-sas1-6851-V&numdoc=20