Доклад на тему: "Подготовка детей к школе на основе игрового материала"

Фетисова Елена Давыдовна

Занятия по подготовке к школе для детей 4-5 лет провожу  в свободной форме с использованием  игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические физкультминутки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются  на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

 Поэтому,  в  своей работе надо стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их наибольшее число было использовано наилучшим образом. 

К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.

Готовность детей к школе и жизни и есть главный результат работы педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад100 КБ

Предварительный просмотр:

                     

         «Подготовка детей к школе

                          на основе

                 игрового материала».

                   

Педагог

дополнительного образования                                                                                  

                                                                                                             Фетисова Е.Д.

                                                    «Ребенок не готовиться стать школьником.

                                                      Он просто растёт, играет, развивается».

                                                                         

Целью моей работы является:

- формирование у детей мотивов учения и положительного отношения к школе, всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе.

Работу по данной теме я направила на решение следующих задач:

- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие фантазии и творческих способностей;

- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

- развитие памяти и внимания;

- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

Занятия по подготовке к школе для детей 4-5 лет провожу  в свободной форме с использованием  игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические физкультминутки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются  на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

 Поэтому,  в  своей работе надо стремиться не к расширению списка разных по содержанию и форме занятий, а к тому, чтобы их наибольшее число было использовано наилучшим образом.  

К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется учебный мотив, а это позволяет им легко включиться в школьную жизнь.

Готовность детей к школе и жизни и есть главный результат работы педагога.

Роль занятий в работе с детьми

по подготовке детей к школе.

Основной целью работы по подготовке детей к школе является формирование у детей знаний и умений предусмотренных общеразвивающими общеобразовательными программами такие как: "В стране волшебных знаний" (букварь Н.Жукова, «Раз- словечко два – словечко Е.В.Колесникова "Игралочка" (математика  малышам 2 части «Солнечные ступеньки», тетрадь с заданиями для развития детей «Развиваем графические навыки малыша» 2 части. Очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы. Ребенок,  у которого не достаточно сформирован интерес к знаниям, не сможет активно работать на занятии, мобилизовать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в обучении. Таким образом, задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата.  

    Основной формой работы по подготовке детей к школе являются занятия – форма, наиболее целесообразная и руководимая педагогом,  на занятии определяются задачи, подбираются методы и приёмы, идёт усвоение детьми определённого объёма знаний, умений и навыков.  

Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается  от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Её следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Поэтому, перед началом занятия, я собираю детей около себя, чтобы дать им возможность сосредоточиться на предстоящей деятельности.

Особенностью моей работы является использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребёнком. Эта форма работы представляет собой такой подбор «развивающих игр», упражнений и других видов продуктивной деятельности, который способствует обучению ребёнка на высоко позитивном эмоциональном уровне. Очень важным для меня является подготовка к каждому занятию. Необходимо заранее подбирать наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Моя задача  - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

На занятиях я учитываю, как дети усваивают программный материал, выполняют задания;

На каждом занятии стараюсь поддерживать необходимую познавательную активность детей, чтобы активность детей не носила репродуктивный, воспроизводящий характер (педагог показал, объяснил - ребенок повторил). Добиваюсь того, чтобы дети  задавали встречные вопросы. В результате такого  подхода познавательные интересы и активность детей постепенно возрастают. После занятий дети пытаются продолжить разговор на данную тему,  используют полученные знания и умения в практической деятельности.

Формирование познавательного интереса у детей,

желание узнавать новое.

 Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача  – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.  Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.); такие явления природы, как  снегопад, метель, гроза, град, иней, туман,  вызывают у детей этого возраста особый интерес.  Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.  

Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи я использую разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.

 Организуя интеллектуально-практическую деятельность, педагог должен помнить, что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.

Значение этих игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно- ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

     

Развитие логического мышления

у дошкольников.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями.

Развитие мышления происходит в три этапа:

1. Наглядно-действенное – ребенок  мыслит через действие.

2. Наглядно-образное  - ребенок  мыслит при помощи образов.

3. Словесно-логическое -  ребенок  мыслит в уме.

В своей работе с дошкольниками я  использую простые логические упражнения и задачи. Логические игры математического содержания. Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют задания на поиск недостающих в ряду фигур, задания на поиск признака отличия одной группы предметов от другой, задания на продолжение логического ряда:

- различные дидактические игры,

- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки;

- модели дней недели, частей суток.

Среди дидактических игр, прежде всего, подобрала игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу. Игры со счетными палочками помогают развивать не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.

В ходе занятий используются следующие игровые приемы:

1.  Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2.  Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; уровень мышления каждого очень специфичен.

Развитие речи детей.

Для подготовки детей к обучению грамоте необходимо развить фонематическое восприятие. Для этого я работаю над развитием таких навыков, как :  

  • различение на слух звуков речи,
  • овладение навыками звукового анализа слова,
  • определение порядка звуков в словах,
  • деление слов на слоги,
  • деление предложений на слова.

Для закрепления данных умений я разучиваю с детьми различные чистоговорки, скороговори, считалки; провожу различные дидактические игры. На занятиях по развитию речи знакомимся с детьми с гласными и согласными звуками; твердыми и мягкими, глухими и звонкими согласными звуками на основе игрового материал.

       

Развитие памяти и внимания.

Будущему школьнику очень важно обладать достаточно развитым вниманием.

В своей работе я использую различные  упражнения, которые помогают мне развивать у детей внимание и память. Все упражнения и занятия проводятся  в игровой форме.

Упражнения на развитие внимания.

Упражнение на нахождение отличий.

Упражнения на описание предметов.

Упражнение на развитие памяти и.т.д.

Вывод: Следует помнить, что систематические занятия не только дают ребенку новые знания, приобщают к разным видам деятельности, совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых, что в дальнейшем поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким образом, занятия несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение.