Методическая работа

Садикова Наталья Петровна

Методическая работа - важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность последипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы. Целью методической работы является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете - повышение эффективности и качества коррекционно-педагогического процесса.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г.Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида   № 28 «Ромашка»

        

Выступление  на  методическом  объединении  воспитателей

«Поговорим  о  толерантности»

:

Садикова Н.П.

учитель-дефектолог

Юрга

Цель: способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.

Задачи:

1. Формирование навыков ведения позитивного диалога;

2. Развитие способности к самоанализу, самопознанию;

3. Развитие эмоциональной устойчивости и гибкости.

4. Развитие способности к рефлексии.

Оборудование: проектор, карточки «согласен», «не согласен», 2  доски,  музыкальное сопровождение, листочки и ручки для каждого участника.

 

Ход занятия

Вводная часть.

- В настоящее время, важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный  и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в  педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности.

 - 16 ноября 1995 года утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО, декларация принципов толерантности.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

    Упражнение «Спорные утверждения»  

- Чудесный  мешочек.  Я называю утверждение. Если вы с ним полностью согласны, то подойдите к надписи «согласен». Если не согласны, то к надписи «не согласен».

Каждый человек – эгоист.

Педагог всегда прав.

Деньги – залог успеха.

Я всегда говорю правду.

Женщина вправе поступиться семьей ради карьеры.

Учитель не имеет права на ошибку.

Задача женщины быть матерью и хранительницей очага.

- Вы услышали, как разнообразны могут быть мнения. И каждый человек имеет право на свою точку зрения.

Игра «Как чихает слон»  на  сплочение  коллектива

Цель
Музыкальная разминка, укрепляющая сплоченность коллектива.
Размер группы
6-12 человек
Время
5 минут
Инструкция
Знаете ли вы, как чихает слон? Послушаем. Для этого разделимся на три группы. Правая говорит: «Хрящики!»; вторая - «Ящики!»; третья - «Потащили!».
Ведущий поочередно взмахивает руками, указывая на ту или иную группу, а участники произносят слова. Когда ведущий поднимает обе руки вверх, каждая группа кричит свое слово, и получается такой звук, словно чихает слон.

- Г. Оллпорт выделил несколько критериев толерантной личности. Я предлагаю сейчас дать вам раскрыть каждый критерий:

 

Критерии толерантной личности 

Ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше на – принадлежность внешним институтам и авторитетам),

Потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности),

Меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

Способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

Предпочтение свободы, демократии (для него не имеет большого значения иерархия в обществе);

Знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

Ответственность (развито чувство ответственности, и не перекладывает ответственность на других;

Защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

- Помимо выше перечисленных критериев имеют место и психологические критерии толерантной личности:

Социальная активность – готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;

Дивергентность поведения – способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

Мобильность поведения – способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

Устойчивость личности – сформированность социально – нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей.

- Сейчас я предлагаю вам ответить на небольшой тест и узнать, терпимы ли вы.

 

Тест на терпимость

Но одно условие: отвечайте, быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?

а) да;

б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у вас, профессией, положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

А теперь подсчитайте очки.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Вы способны иногда, и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать за горло тогда, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

- Как вы считаете, что является основой толерантной личности? Исходя из того, что основа толерантной личности – признание права на отличие:

• принятие другого человека таким, каков он есть, уважение другой точки зрения;

• сдержанность к тому, что не разделяешь;

• понимание и принятие традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

- Помимо обсуждаемого нами понятия ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет место и противоположное понятие - Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с самим собой, но и с другими людьми.

Проявление интолерантности:

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки – составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, на основе отрицательных характеристик;

• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

• преследования, запугивания, угрозы;

• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

• ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

 

Заключительная часть.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: создать благоприятную групповую атмосферу.

- Предлагаю закончить  свое  небольшое  выступление  с упражнения «Аплодисменты»,  которое содержит в себе заряд положительной энергии. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. 

- Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.  Таким образом, толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

 

   



Предварительный просмотр:

 СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

В норме сенсорная интеграция развивается в ходе обычных детских игр, забав, шалостей, различных исследований, игр с предметами, копания в песочнице, игр с водой, исследования глубины лужи, купания в речке, разных занятий (бег, прыжки, качели, ползание, игры на батутах) и т. д.

Чем больше активностей в жизни маленького ребенка, тем выше вероятность развития сенсорного восприятия в рамках норм. Ведь для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать.

   Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. 

Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств   (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников. 

Создателем теории и метода сенсорной интеграции является  Джин Айрес, логопед, психолог, трудотерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В результате исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери она выяснила, что уже в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти системы она назвала базовыми ощущениями, образующими основу для сложного взаимодействия с другими органами чувств и с центральной нервной системой.

вестибулярная система - система поддержания равновесия;

  • тактильная система - система кожной чувствительности;
  • проприоцептивная система - система кинестетического восприятия.

Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.

- Я  терпеть   не  могу, когда  меня  моют,  расчесывают  или  постирают  волосы.

- Яркое  солнце и  другие  объекты  яркого  света  заставляют меня   плакать и  закрывать  глаза.

- Я  не  совсем   понимаю, что  такое  нормальное   прикосновение, боль, поэтому  я   дотрагиваюсь  до  окружающих  слишком  слабо  или   наоборот  слишком  сильно.

- Я не  ем  всё  подряд и  настороженно   отношусь к  новым  продуктам.

- Мне  трут  ярлычки  на  моей  одежде.

- Я не  переношу  когда  меня  тискают.

- Я  всегда  хожу  на  носочках.

- Я жую  все, что  попадается  мне  под  руку.

- Я  всегда  нюхаю  людей, еду и  разные  предметы.

- Мне  трудно  одеваться  самому.

       Для  общего  обозрения я  познакомлю  вас с  оборудованием, которое   способствует  улучшению  обработки  сенсорной  информации, поступающей  в  мозг, тем  самым  улучшая связь  тела  с  мозгом.

Чулок  совы

Чулок Совы оказывает глубокое давление на руки и ноги, заставляет сопротивляться, тем самым стимулируя проприоцептивную систему. Это помогает ребенку прочувствовать свое тело, осознать его границы и положение в пространстве.

 Яйцо Совы - это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в тепле, комфорте и безопасности. Как у мамы в животике. Благодаря надежным ручкам Яйцо легко превращается гамак, качели или центрифугу для подготовки космонавтов. Яйцо Совы - очень мощный инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребенку осознать себя по отношению к миру, прочувствовать границы своего тела, научиться им владеть, снять напряжение и стресс. Стимуляция вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы, получаемая в Яйце, дает нервной системе необходимую “пищу” для строительства базовых представлений о мире и себе в нем.

Соволет – это специальный сенсорный гамак из очень эластичного материала – лайкры. Забираясь в него, ребенок чувствует себя примерно так, как когда-то чувствовал себя в животике у мамы, плавая в околоплодных водах. Ощущение невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности в мягких, но надежных «объятиях» гамака.

Гамак  предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом мыслимом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка.

Но это еще не все. Соволет замечателен тем, что весь вес ребенка преобразуется в нем в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Это давление дает богатую «пищу» проприоцептивной системе ребенка, способствует формированию так называемой «схемы тела». – Картинки в нашей голове, которая показывает, где в данный момент находятся наши руки-ноги, и чем они сейчас заняты. А точная схема тела – это ведь не только моторная ловкость, это еще и залог будущих успехов в учебе!

     Утяжеленный жилет – продукт для профессионального использования. Гиперактивность и дефицит внимания, сенсорные расстройства и расстройства аутистического спектра – далеко не полный список показаний. Утяжеленный жилет имеет фиксированный вес, рассчитанный на определенный возраст. Утяжеленные жилеты широко используются в качестве средства, помогающего ребенку прочувствовать свое тело. Рекомендуются врачами при гиперактивности и дефиците внимания, при аутизме, ДЦП, ряде других заболеваний.

      Накидка Совы – инструмент, используемый  специалистами, работающими с особыми детьми. Это, фактически, полноценное утяжеленное одеяло, адаптированное для использования днем. Ребенка можно не только укрыть им, но и накинуть на плечи, укутать, как пледом.

      Классическое утяжеленное одеяло фиксированного веса. В качестве наполнителя используется специальный гипоаллергенный полимер — Шарики Совы. Под таким одеялом не жарко, спать под ним можно даже летом. Утяжеленное одеяло помогает успокоиться, расслабиться, снять стресс. Глубокое давление, оказываемое на тело утяжеленным одеялом, вызывает усиление выработки серотонина, допамина и эндорфинов — внутренней «химии» нашего мозга, отвечающей за переживание счастья и гармонии с окружающим миром. Сон под тяжелым одеялом — более здоровый и крепкий.

     Дом Совы - это сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов для развития сенсомоторной интеграции. Дом Совы

Сенсорно-динамический  комплекс    за 1,5-2 часа может быть собран в любом помещении. Не нужно сверлить стены и полы, продумывать конструкцию подвесов, искать оборудование и подбирать упражнения.

Занятия в Доме Совы рекомендованы при:

- Проблемах двигательной системы

 - Неуклюжести, моторной неловкости

- ДЦП легкой формы

- Задержках развития

- Нарушениях навыков общения и обучения

- Аутистических расстройствах

- Гиперактивности

- Тревожности, агрессии

Сенсорно-динамический комплекс  – это специальный комплекс с набором оборудования, созданный для восполнения сенсомоторного опыта у детей. Он используется для реабилитации и абилитации детей с особенностями развития. Сенсорно-динамические комплексы активно используются в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, центрах раннего развития, коррекционных  детских садах.

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

 Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.  

Таким образом, используемые в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Список использованных источников

  1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
  2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
  3. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
  4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
  5. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
  6. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
  7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.