Работа классного руководителя

Тарасова Светлана Владимировна

«Классный руководитель- это не работа, а образ жизни» Главное - сохранить молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять этих юных, прекрасных, искренних детей. К классным детям надо относиться так,как к своим собственным. Их просто надо любить. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя,а помогать тактично и ненавязчиво. Чем больше доверяешь детям,бываешь с ними искренна,тем более проще решать возникающие проблемы. Стаж моей работы в образовании равен стажу классного руководителя. И я считаю, что это сыграло огромную роль в моей жизни, как учителя,так и просто человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий торжественного вечера, посвященного вручению аттестатов выпускникам 9-х класса.(2016г.)

(звучит музыка, выходят ведущие)

Вед 1: Добрый день, уважаемые педагоги и родители! Здравствуйте, дорогие гости! 

Вед 2: Сегодня необыкновенный день, не правда ли? 
Вед 1– Да, даже птицы как-то особенно пели свои песни. 
Вед 2:: – Как будто чувствовали, что приближается что-то очень важное. 
Вед 1– Что же это? 
Вед 2: – Как что? Торжественный вечер в честь наших выпускников. 
Вед 1 Торжество – это лучшее время в году. 
           Все нарядны, добры и внимательны 
           Всем желаем, чтоб небо большую звезду, 
             Вам сегодня зажгло обязательно.   

Вед 2:

Уж все готовы, всё готово:
Цветы, улыбки и слова.
Встречайте в этом светлом зале
Виновников большого торжества!

Вед 1А сейчас, уважаемые гости, внимание! Наступает торжественный момент! Для приветствия выпускников прошу всех встать. Встречайте, приветствуйте обаятельных, блистательных, замечательных выпускников 9 класса.

В зал приглашаются:

1.

2.

3.

4.

Вед 2: Торжественная часть прощального вечера объявляется открытой.

(звучит гимн РФ)

Вед 2:

 «Июнь» и «юность»- два заветных слова,

Храним мы вечно в памяти своей

И в нежном ритме вальса выпускного

Мы вспомним ритм чудесных школьных дней.

(Танцуют вальс)

Выпускник 1: Казалось бы, одно и тоже 
Который день, который год. 
Но вновь, как в юности тревожит 
Очередного дня приход.

 
Выпускник 2: И не сдержать с утра волненья, 
Как будто в этих буднях ты 
Открытья ждешь и откровенья, 
И исполнения мечты. 


Выпускник 3: Любой урок, любая встреча 
Всех кадров на земле ценней. 
Ведь каждый школьный миг отмечен 
Неповторимостью своей. 


Выпускник 4: И как всегда на пороге чего-то нового, неизведанного хочется оглянуться назад, еще раз мысленно пробежаться по заветным уголкам школьной жизни. 

Ведущий 1: Дорогие выпускники, уважаемые гости и родители! Мы рады сообщить вам, что все выпускники успешно сдали экзамены. 
Ведущий 2: А сейчас, внимание! Подошел торжественный момент получения аттестатов. (Звучат фанфары.) 
Ведущий 1: Для доведения приказа и торжественной церемонии вручения аттестатов об окончании выпускниками основной школы предоставляется _______________________________________________________________

Ведущий 2: Слово для поздравления ________________________________

Ведущий 1: Школа – это маленькая жизнь! Она была полна трудностей на протяжении всех учебных лет, а особенно при подготовке к экзаменам.

Выпускники разыгрывают миниатюру “Спецкурс по русскому языку”. На сцене трое: Учитель, Девушка и Юноша.

Учитель. Та-а-ак. Придумайте предложение с прилагательным “черный”.

Девушка и юноша долго совещаются и потом со счастливыми лицами отвечают.

Ученики. Готово: “По улице шел негр!”

Учитель сокрушается.

Учитель. Ладно… Тогда придумайте предложение с предлогом “на”.

Юноша (недолго думая). “Корова залезла на дерево”.

Учитель (поправляя очки). Зачем?

Девушка. Чтобы был предлог “на” – сами же просили?!

Учитель. Мда… Поговорим о временах. Какое это время: “Я убираю, ты убираешь, мы убираем”?

Девушка (вздыхая). Предпраздничное?

Учитель (огорченно). А это: “Я бегаю, ты бегаешь, они бегают”?

Юноша (вздохнув облегченно). Пе-ре-ме-на!

Учитель. Проверим, что у нас с числами. Слово “брюки” какого числа?

Юноша (удивленно). Ну, это как посмотреть. Сверху – единственного.

Девушка (в тон ему). А снизу – множественного.

Учитель (потирая виски). Хорошо, перейдем к падежам. Может, хоть это вы знаете?

Девушка и юноша довольно перемигиваются.

Учитель (к юноше). Просклоняй по падежам слово “книга”.

Юноша. Именительный: “что?” – “книга”, родительный: “из чего?” – “из бумаги”. (Задумывается.)Тьфу, слово-то какое сложное выбрали. Давайте что-нибудь попроще!

Учитель (злясь). Хорошо! Просклоняй слово “когда”.

Юноша (облегченно вздохнув):

Именительный: “когдА”.Родительный: “когдЫ”.Дательный: “когдЕ”.Винительный: “когдУ”.Творительный: “когдОй”.

Предложный (они вместе с девушкой, громко и торжественно): “о когдЕ”.

Учитель (в шоке). Так! Я буду писать докладную на имя директора школы о том, что вы ничего не хотите учить!

Девушка. Да не трогайте вы его – у него и так хлопот хоть отбавляй! Я вот домашнее сочинение принесла. Хотите, почитаю?

Девушка читает короткий текст “Как надо учиться”.

Как надо учиться

Чем больше человек учится, тем больше он знает. Чем больше знает, тем больше забывает. Чем больше забывает, тем меньше он знает. Чем меньше знает, тем меньше он забывает. Чем меньше он забывает, тем больше знает. Спрашивается: зачем хорошо учиться?

Выпускник За время учебы в школе мы пришли к выводам, которые хотим озвучить, потому что они смогут в дальнейшем облегчить работу любого учителя.

На сцену выходят  выпускники и зачитывают советы учителям.

Советы

1. Не рекомендуется на первом уроке в понедельник задавать ученику вопрос, на какой предмет он пришел. Он же не спрашивает, какой предмет вы ведете.

2. Помните! Вы у ученика не одна.

3. Не смотрите на ученика пристально во время контрольной работы. Он подумает, что вы подозреваете его в списывании, и может на вас обидеться.

4. Будьте тактичны. Не повторяйте вопрос, если ученик его не расслышал, – постарайтесь незаметно перевести разговор на другую тему.

5. Если вы все же задали вопрос, а ученик отвечает неправильно, то вполне возможно, что он просто вас проверяет.

6. Если вы будете четко следовать нашим советам, то работать в школе вам будет легко и приятно!

Ведущий 2: Дорогие ребята,к вам на вечер выпускной пришли ваши учителя,те,которые на протяжении 9 лет делил с вами радости и невзгоды,кто вел вас крутыми и извилистыми дорогами знаний.

(поздравление учителей)

1 Вы всех нас одинаково любили, 
Любовь свою всем поровну деля. 
За то, что вы людей из нас лепили, 
За всё спасибо Вам, учителя! 

2
И не было добрее Вас и строже, 
Когда нам открывали мир с нуля. 
За то, что мы на Вас чуть-чуть похожи, 
За всё спасибо Вам, учителя! 



3
Тревожили мы все Вас понемногу, 
Порою зля, порою веселя. 
За то, что проводили нас в дорогу 
За всё спасибо Вам, учителя ! 

4
За вечную таблицу умноженья, 
За то, что нам подарена Земля. 
За то что мы – все Ваше продолженье, 
За всё спасибо Вам, учителя! 

(Вручение благодарностей)

(поздравление первой учительницы)

Ведущий 1: В мир знаний Вас вела за руку первая учительница. Забудете ли Вы когда-нибудь, её мудрую улыбку и добрые руки!

Выпускник 1:  
Вы нас узнали? Посмотрите… 
Стоят здесь ваши первоклассники!   

Выпускник 2:   Носили ранцы мы большие, 
Линейки, ручки, и тетрадки.

Выпускник 3:  Мы Вас с любовью вспоминаем, 
Такой родной, такой знакомой.
Как мама, вы к нам относились
И с Вами были мы, как дома.

Выпускник 4:  

Спасибо Вам, земной поклон 
От всех выпускников примите
И также бережно, любя,
Учеников своих учите.

Ведущий 2:   Слово для поздравления предоставляется первой учительнице .__________________________________________________________________

(поздравление классного руководителя)

Ведущий 1: Верно , что каждый учитель дорог своим ученикам по-своему. Но пусть не обижаются другие учителя, для ученика роднее классного руководителя никого нет в школе.

1. Но кто же главный наш наставник?

Кто нашей жизнью в школе правил?

2. Жалел, ругал, беседовал, просил,

Журнал вдруг на уроки приносил,

3. Советовал, к родителям взывал,

Таких, как есть, любил и понимал.

4. Мастер детских душ-Учитель!

Все: Классный наш руководитель!

Вед.2 Слово для поздравления предоставляется классному руководителю наших выпускников _______________________________________________.

(поздравление родителей)

Ведущий 1: Время пришло, - выросли дети, 
Бал выпускной сегодня у нас. 
Милые папы, милые мамы, 
Как хорошо, что вы рядом сейчас. 
За то, что вы самые лучшие на свете, 
Вам аплодисменты дарят ваши дети. 

(Аплодисменты выпускников.) 
1. Мамы, папы, наши родные!

Мы сегодня, быть может, впервые

2.Выражаем всем вам благодарность

За то, что именно вы нам достались!

3.Ученик. Ну, куда мы без ваших нотаций

И без взглядов до боли тревожных?!

4.И достойны вы бурных оваций!

Вам — спасибо! Вы наша надежда.

(вручение благодарностей)

Вед.2 Слово для поздравления от родителей предоставляется __________________________________________________________

(цветы родителям)

Работникам школы 
1. Профессии есть разные, для школы очень важные, 
2.И все они оставили неизгладимый след. 
3.Спасибо Вам надежные, спасибо вам отважные, 
4.Без Вас бы нам не выдержать учебы 9 лет. 
5. Благодарим тех, кто помогал нам эти годы: кормил, обогревал зимой.
Спасибо тем, кто отмывал нашу школу в будни и праздники, охранял её и доставлял нас по необходимости в любое время.

Ведущий 1: Хоть сегодня вы со школой расстаетесь,
Места нет для грусти и тоски.
Все равно вы сердцем остаетесь
Возле школьной парты и доски.

Ведущий 2: Дорогой выпускник!

Раскроются настежь широкие двери,

И ты переступишь порог

Ты юн и взволнован,

Ты даже не веришь,

Что это – начало дорог.

В добрый путь, выпускник!

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

 

Ведущий 1:Торжественная часть выпускного вечера объявляется закрытой.

(Гимн)

         

                                                                           



Предварительный просмотр:

                               Последний звонок-2016

        ,

         (Звучат мелодии школьных песен)

Ведущий 1:   

Опять весна на белом свете,

На школьной радостной планете

Природа снова ожила,

Сиренью белой зацвела

И это чудо! В нашем зале

Каких людей мы здесь собрали.

Талантливых здесь много, умных,

Смешливых, строгих, скромных, шумных.

Ведущий 2:   Добрый день, уважаемые педагоги, родители и ученики! Сегодняшняя торжественная линейка посвящена знаменательному событию в жизни выпускников нашей школы.

Ведущий 1:   

 Сегодня для учеников 9ого класса прозвучит последний звонок!

Три с половиной тысячи звонков вместили в себя 9 школьных лет.

Ведущий 2:        Девятиклассник, замри на мгновенье!
                    Вот и настал этот день, этот час!
                      Школа тебя провожает с волненьем —
            Школьное детство уходит от вас!


                           
Ведущий 1:   

            Сегодня — день прощанья с детством.

        Что может трогательней быть?
 Позвольте мне, на это место,
Вас наконец-то пригласить.

Ведущий 2:   Давайте аплодисментами встретим тех , кто сегодня уходит из школы в большой мир.

           

1.

2.

3.

4.

(Муз. «Когда уйдем со школьного двора»)

     

Ведущий1:

Уважаемые выпускники и гости нашего праздника! Торжественная линейка, посвященная Празднику «Последнего звонка», объявляется открытой.

Звучит Гимн России

Ведущий 2: Повесть о детстве подходит к развязке

                     Дописаны главы, досмотрены сны

                     Уже не надеясь на чьи-то подсказки

                     Вы сами решать все задачи должны

                     Не каждая тропка окажется гладкой

                      Не все испытания будут легки

                      И жизнь перед вами лежит как тетрадка,

                      В которой  пока еще нет ни строки!

Ведущий 1: 

Сегодня особый праздник.

Первый школьный звонок пригласил вас на самый первый урок.

 А последний возвестит о том, что вы вступаете в новую взрослую жизнь.

Сегодня для вас прозвенит последний школьный звонок и начнется очень ответственная пора: подготовка и сдача выпускных государственных экзаменов.

Дорогие выпускники, родители, гости! Позвольте предоставить слово директору школы

__________________________________________________

(Выступление директора, зачитывается приказ о допуске к выпускным экзаменам.)

Слово предоставляется_______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Выпускник:   Первый раз с букварем и букетом

                      Поднялись ны на этот порог,

                      И встречал нас веселым приветом

                      Первый радостный школьный звонок.

                      Первый урок, радость первых открытий,

                      Первый успех, голубую мечту –

                      Все это дарит нам первый учитель.

Ведущий 2:  С напутственным словом к нашим выпускникам обращается их первый учитель 

______________________________________________________________________________ 

                              .

Ведущий1:   Пусть стороной пройдет ненастье

                   И станет мир для всех светлей

                   Примите пожеланье счастья

                   От ваших маленьких друзей.

                      (музыка , входит 1 класс)

        

  1. Сегодня в майский жаркий день                            

            Окончен ваш урок.                                                    

            Последний раз, друзья, для вас                                

            Прозвенит звонок!  

   

2.Девять лет уж пролетело,

   И не верится сейчас,

   Что когда- то шумной стайкой

  Вы пришли в свой первый класс.

              3. Незаметно время длилось                                          

   Год, как день, а день, как час.

              «Оптом» вас переводили

              Каждый год из класса в класс.

     4. Сколько было ран и шишек!

          Молодцы вы все, как есть:

          Победителями вышли,

         Сохранив лицо и честь.

     5. Не ушли, не разбежались,  

         А дружили до конца.

          Девять лет вы отучились

          От звонка и до звонка

                                                                                             

 6. Мы сейчас уйдем из зала

 И кричим вам всем: «Ура!»

 И желаем на прощанье

  Всем ни пуха, ни пера!

                                                     (Музыка. Дарят подарки)

(Музыка, выходит 8 класс)

Ведущий2:  А сейчас мы хотим предоставить слово учащимся 8 класса, которым вы передаете эстафету.

  1. В жизнь девятый класс          

              Провожаем мы сейчас,

              И даем вам на прощанье

              восьмиклассный наш наказ.

  1. Будет вас манить прохладой

              Зелень леса, гладь реки.

              Не поддайся на соблазны -

              Вы теперь выпускники.

  1.  Мы прекрасно понимаем

              Ваши трудности сейчас:

              За окном весна в разгаре,

              Но экзамены у вас.

  1. У меня для вас, друзья,

             Слов совсем немного:

             Лучше знанья, а не деньги

             Брать с собой в дорогу.

  1. Вы заботились о школе,

               Много сделали для нас,

               Но хозяевами школы

               Будем мы не хуже вас!.

8.   Вы уже закончили ученье,

               У вас экзаменов пора.

               Пожелайте нам на лето  хороших развлечений,

               А мы желаем вам: "Ни пуха, ни пера!"

Выпускник (символ знаний)__________________________________________________

Выпускник Трудно порой нам было

                    В вихре трудов и наук.

                    Но с нами всегда был рядом

                    Старший товарищ и друг.

Выпускник Добрый, сердечный, мудрый,

                           Смелый, как мушкетер.

                          Но иногда и грозный,

                          Строгий, как прокурор.

                          Нянечка иль укротитель,

                          Иль многодетная мать?

                          Классный руководитель,

                          Как вас теперь называть?

Ведущий 1  Слово предоставляется классному руководителю _________________________

                       

.

(напутственное слово классного  руководителя)

Выпускник Школа окончена, плачут родители,

                     Сегодня они не просто зрители.

                     Бабушки, дедушки, папы и мамы

                     С нами учились по школьной программе.

Выпускник  

                     С нами прошли они все испытания,

                     С нами сражались в битвах за знания.

                     Последний звонок - и вы победители!

                     В этом заслуга и наших родителей!        

Ведущий 2.   От имени всех родителей выпускников напутственное слово  скажет 

 

              ……… ……………………………………

 Ведущий 1  Последний звонок - это грусть расставанья,

                       Слезинка украдкой, пожатье руки,

                         И адрес в альбоме, и шепот признания,

                       И странно притихшие выпускники.        

  Слово предоставляется героям нашего праздника - выпускникам!

Выпускник 1

Как повезло нам с учителями –

Всех наградили б мы орденами!

 

   

Выпускник 2

                             

                               Мы любим Вас за чуткость

                              За  вашу доброту,

                    За знания, за юмор, за терпенье,

                    За человеческую простоту,

                    За ваше бескорыстное горенье.

 Выпускник 3

                 

Желаем вам здоровья

И долгих – долгих лет,

Чтоб жили вы счастливо,

Не знали горя, бед.

Выпускник 4

           

            Первый учитель, первые слова -

            По слогам читали: «Мама, мир, Москва

            Первые успехи, двойка в первый раз,

            В школе мы попали в самый лучший класс!

       

Выпускник 5

            Потом подъем становился все круче,

            Предметы клубились, как темные тучи!

            Но с каждым уроком и с каждым предметом

            Все меньше тьмы и все больше света.

Выпускник 6

         

           Всегда для каждого из нас

            Вы время находили,

            И каждый день, и каждый час

            Вы терпеливы были!

Выпускник 7

Дорогие, любимые наши учителя!

  Простите нас за грубость, нераденье,

За лень и за ошибок миллион.

Благодарим Вас за любовь и за терпение.

Все. Спасибо вам и низкий наш поклон. (Кланяются.)

(Музыка.Цветы)

Ведущий 2

               

                  Уж близок финал вашей пьесы веселой,

              И мы на урок на последний сошлись.

              Из солнечной сказки по имени «Школа»

              Уйдетк в сериал под названием «Жизнь»!

(Песня)

Ведущий 1 

Вот и настал самый волнующий момент нашего праздника, который вы будете помнить всю свою жизнь – последний школьный звонок

                 

Ведущий 2 Право дать последний звонок предоставляется ученику 9- а  класса 

__________________________________ и ученице 1 класса ______________________________

Ведущий.1 Вот и прозвенел последний звонок, и хотя еще впереди у вас, дорогие выпускники, экзамены, школа говорит вам «До свидания!»

Удачи тебе во всем, выпускник-2016 года!

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. В день Последнего Звонка, мы выпускаем в небо воздушные шары. Шар - символ детства, с которым Вы сегодня расстаетесьЗагадайте желание, и пусть оно обязательно сбудется... Так выпускаем мы свои мечты, так выпускаем мы свои надежды...

Пусть их полет будет легким и свободным, а вы тоже, подобно птицам, стремитесь ввысь, и не бойтесь бурь и ненастий!

 (Звучит музыка. Выпускники отпускают шарики с мечтами)

Ведущий2  На этом торжественная линейка, посвященная последнему звонку, считать закрытой.

Ведущий1  Под гимн Российской Федерации стоять смирно.

Ведущий2   право первым покинуть линейку предоставляется выпускникам вместе с первоклассниками.



Предварительный просмотр:

                                                         Пояснительная записка.

Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, сами собой разрешаются. Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и  депрессии.

Причиной неудач могут быть:

1) плохое материальное положение;

2) холодные отношения с семьей ;

3) беспорядочные половые связи, употребление алкоголя и наркотиков.

К основным проблемам  можно отнести:

1) заниженную самооценку;

2) вспыльчивость;

3) необщительность;

4) конформизм;

Заниженная самооценка. Чаще всего самооценка определяется тем, что другие люди думают о человеке, или тем, что, как кажется человеку, о нем думают. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя. В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку.

Самооценка формируется не за один урок. Этот процесс занимает годы. Соответственно, исправление неадекватной самооценки потребует много времени и терпения от классного руководителя.

Вспыльчивость. Причиной повышенной вспыльчивости у юношей и девушек является переходный период. Они находятся как бы между двух стульев: уже не дети, но и взрослые их еще не принимают.

Подросток воспринимается обществом скорее как ребенок, а не как взрослый. Ему нельзя водить машину, жениться, служить в армии, курить и пить спиртное наравне со взрослыми, уезжать из дома, устраиваться на службу. Все, что взрослые позволяют — это ходить в школу, учиться и читать. Таково мнение самих старшеклассников. Оно, конечно же, ошибочно. Но, тем не менее, подростки чувствуют себя несправедливо обиженными обществом. Это чувство несправедливости делает их скорыми на гнев, постоянно готовыми вспылить.

Необщительность. Эта проблема связана с отчуждением. Когда общество друзей отталкивает подростка, он стремится уединиться. Таким образом, старшеклассник справляется с возникшим чувством неполноценности.

Подростки в этот период оценивают себя по мнению своего окружения. Между тем подростки могут быть очень жестокими. Они не считаются с чувствами других людей, даже если это их друзья. Плохое отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником.

Неосознанно подросток начинает искать убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных стрессов. Он избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило.

Классный руководитель должен уделять особое внимание тихим, «забитым» ученикам в классе. Хотя поведение таких школьников не вызывает проблем, оно все же таит в себе опасность для самого подростка. Низкая самооценка, которая у него сформировалась под давлением со стороны одноклассников, может закрепиться, и впоследствии ее очень трудно будет изменить. Таким ученикам необходимо уделять больше внимания.

Конформизм. Конформизмом называется стремление быть «как все». Подростки, в частности, стремятся одеваться «как все», говорить «как все» и даже думать «как все». Они принимают определенный образ жизни только потому, что так принято в их окружении, группе, обществе.

Конформизм является «приметой» нашего времени. Мода — одно из проявлений конформизма.

Подростковый конформизм — особенное явление. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании. Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести отвержение друзей.

Фактически поведение подростка диктуется его окружением, что может привести к трагическим результатам. Опасность конформизма для подростков заключается в том, что он заставляет их делать то, чего они не хотят, а также то, что, как они прекрасно знают, является неправильным, незаконным, вредным. Одно дело — следовать моде в одежде и совсем другое — курить, пить пиво, как это делают некоторые знакомые. Существуют моменты, когда подросток должен суметь сказать «нет», не побоявшись быть не таким «как все». Для этого нужны смелость и психологическая подготовка. Классный руководитель должен помочь в этом своим подопечным.

Противостоять давлению общества очень нелегко. Для этого надо быть уверенным в себе. Кроме того, потребуется мужество. Преподаватель должен объяснить старшеклассникам, что отстаивание своей позиции, когда друзья хотят увлечь в неверном направлении, достойно уважения. Компания не отвергает таких ребят, а, напротив, высоко ценит. Именно тот, кто умеет быть твердым и оставаться самим собой, даже когда другие насмехаются над ним, очень часто становится лидером группы. На классных часах полезно проводить дебаты, дискуссии и т. п. Такие формы работы очень важны, они дадут ученикам необходимые навыки не только для будущей взрослой жизни, но и для их подростковой реальности.

Можно обыгрывать ситуации в ролевых играх.

Классный руководитель должен учитывать все эти подростковые проблемы в своей воспитательной работе. Потому что они приводят часто к таким результатам, как подростковая озлобленность, недоброжелательность, агрессия, которые развиваются так стремительно,что  из частно-семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему.  Сегодня от нее нельзя уже отмахнуться как от несущественной и малозначительной.

Поэтому сегодня в современной педагогике активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности, согласия, уважения прав и свобод других людей.

      В разработанной мной воспитательной системе класса, целью которой является формирование и раскрытие творческой личности детей, умеющих дорожить ценностями и традициями коллектива и способных к  духовному и физическому саморазвитию,  большое внимание уделяется созданию  нравственной и эмоционально-благоприятной среды для  самовыражения и самореализации личности учащихся, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувства собственного достоинства и способности к социальной адаптации.

     И все же конфликты в классе случаются, поэтому считаю данную тему актуальной. Тема подростковой конфликтности  раскрывается через исследование, используя различные методы и технологии.

Выделим два пути выхода из конфликта: работа с подростком и семьей и работа с классом, которые в свою очередь делятся на этапы.

I.        Работа с подростком и семьей.

1.        Беседа с подростком.

2.        Посещение семьи и беседа с мамой.

   II.   Работа с классом.

Кроме классных часов, общешкольных мероприятий , различных тестирований.

Применяемые методики и технологии:

  • «Корзина  орехов»  (Н.Е. Щуркова), см.ниже
  • метод «взрыва» (А. С. Макаренко), Этот метод нельзя отнести ни к поощрению, ни к наказанию. Его своеобразие в том, что он способствует стимулированию позитивной деятельности личности воспитанника, и может использоваться для торможения негативных действий воспитанников.

Метод "взрыва" предполагает воздействие педагога на воспитание средствами, которые являются противоположными тем. ведущий их обычно ожидает от воспитателя. Это довольно специфический способ воздействия, который требует от воспитателя проявления особого мастерства. Этот метод можно применять с учетом следующих факторов: в случае глубокого знания индивидуальных особенностей воспитанника; совершенного владения техникой применения такого метода; наличии здорового психологического климата в коллективе, в котором находится питомец.

  • методика незаконченного предложения (тест Джозефа Сакса).Методика включает 60 незаконченных предложений, условно разделенных на 15 групп, которые характеризуют  отношение к семье; друзьям;представителям своего и противоположного пола; прошлому и будущему.
  • «Почта доверия» , В специально подготовленный самими учащимися почтовый ящик, в течение недели ребята опускают записки с описанием своих проблем, ситуаций в классе, спорных  вопросов, просьб и предложений, адресованные конкретным лицам. Раз в неделю почта вскрывается и раздается адресатам. В случае обращения детей к  учителю,  педагогом  тщательно  изучается   ситуация, проводится  беседа с учащимся, вместе с ним ищутся пути выхода из проблемы
  • «мозговой штурм».Тренинг "Мозговой штурм" для подростков 12–15 лет, направлен на развитие творческого мышления подростков. Метод "мозгового штурма" ещё называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны.
  1. Научить подростков смело высказывать свои идеи в группе;
  1. Научить говорить по одному, слушать других людей не перебивая, уважать чужое мнение;
  2. Научить ребят преодолевать застенчивость, строить отношения в коллективе и противостоять давлению;

Мыслить творчески и уметь отстоять свою позицию. Спустите фантазию с поводка! Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Создатель метода мозгового штурма Алекс Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно».
Прогнозируемые результаты:

- конструктивный выход из конфликтной ситуации;

- развитие у учащихся способности к объективной самооценке и саморегуляции  в  

  поведении;

-  получение детьми знаний о способах решения жизненных проблем;

-  улучшение  благоприятного психологического климата для дальнейшего развития  

   классного коллектива и самосовершенствования личности.

Таким образом, профилактическая работа с детьми с целью предотвращения и разрешения конфликтов,   а также работа по  созданию  позитивного эмоционального настроя и обеспечению условий защищенности каждого ученика в коллективе должна носить системный) характер и базироваться на принципах гуманистической педагогики и личностно-ориентированного подхода.

*********

Методика «Корзина  орехов»

Цель: подвести учащихся к осознанию и анализу собственных проблем в межличностном общении и пути их решения.

Задачи:

  - обучение решению жизненных проблем;

  - обучение способам решения;

  - умению обозначать, отстаивать и аргументировать свою позицию.

Методы: дискуссия, анализ, доказательство, беседа, игра, рефлексия.

Ход проведения.

I.        Учитель раздает детям по одному ореху- символу пока нерешенной проблемы и предлагает ученикам обсудить предложенную тему, высказать и обосновать свои позиции.

II.        Беседа о проблемах общения и конфликтных ситуациях, умении анализировать свое поведение и отношение к проблеме, о путях ее решения.

                                                                                                                                                                   III.        Учащимся предлагается обсудить проблемы коммуникативного характера, возникающие в классе, проанализировать их и предложить выходы из этих проблем.

IV.        Учитель подводит итог разговора и обращает внимание на пустую корзину, предлагая положить в нее свой орех при условии, что ученик согласен с теми вариантами решения проблем, которые прозвучали в ходе разговора, или если ему удалось  решить  какую-либо  проблему   для  себя.  Если  нет,  то   орех  остается

у  ребенка,  он  может  пытаться  решить  вопрос  самостоятельно  или  обратиться

к кому-нибудь (учитель, родители, друзья) за помощью.  

Педагогический анализ. При анализе обращается внимание на то, как участники разговора восприняли предложенную для обсуждения тему, какие проблемы поднимались, какова их актуальность и обоснованность, насколько конструктивными были предложения по выходу из озвученных ситуаций. По количеству орехов в  корзине анализируется степень удовлетворенности учащихся разговором и обозначает круг учащихся, с которыми необходимо продолжить работу в данном направлении.      

 И помните:              

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

    Спасибо всем за участие!

Филиал МБОУ СОШ с.Ульяновка- ООШ с.Обвал

«Проблемы подростков и пути их разрешения»

(мастер –класс

«Корзина орехов» Н.Е.Щуркова)

Подготовила и провела Тарасова С.В.



Предварительный просмотр:

Час общения «Ценить настоящее» 

Цель - помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

 Ход занятия. 

Каждому из нас природа подарила бесценный дар — жизнь. Мы редко над этим задумываемся. Проходят день за днем, за часом час. А радость и ощущение полноты жизни мы обычно связываем с внешними проявлениями и обстоятельствами. Например, что-то нам подарили или чего-то нас лишили. Заложило нос при насморке - почувствовали, как здорово вдохнуть воздух всей грудью. Заболела нога — оценили чудесную возможность двигаться. Часто оказываясь в какой-то нежелательной ситуации, мы даем волю своим эмоциям, и иногда нам, кажется, и жить не хочется. Сейчас я попрошу вас посредине листа бумаги нарисовать круг и написать в нем: «Жить не хочется». (Ведущий пишет эти же слова на доске.) а теперь назовите слова, которые могут ассоциироваться с этой фразой. (Учащиеся называют слова: горе, обида, злость, смерть и т. д.) А сейчас попробуйте представить разные причины, когда человеку не хочется жить. Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо и вы испытывали обиду и горечь. Опишите эти ситуации и обведите написанное, придав линиям форму, ну например, Кто из вас хочет прочитать то, что он написал? (Ведущий может записывать на доске то, что услышал. Одновременно идет обсуждение тех или иных обстоятельств, воспоминания о которых отложились в памяти детей.) В перечисленных ситуациях оказываются и дети, и взрослые. Попробуем отойти от своих личных переживаний и проанализировать историю человека, который находится в состоянии безысходности. (Зачитывается 1 часть.) «''Тик-так. Тик-так. Тик-так''... Это часы? Ах нет, это стучит мое сердце. Как странно и как-то необычайно тихо. Так тихо бывает рано утром, когда даже солнышко еще не проснулось, не осветило будущий день. Вот тогда бывает так же тихо. Когда она ушла, хлопнув дверью, тоже было тихо. И лишь это проклятое тиканье сердца нарушает эту замечательную безмолвную идиллию. Раньше мое сердце будило меня по утрам веселыми песнями, а сейчас? Сейчас...тик-так, тик- так. Я устал жить. Моя душа состарилась и истерлась до дыр. Я стал никому не нужным. Даже она обвинила меня в моей никчемности и бесполезности. Скорее всего, она права. Даже от дворового пса, по ее словам, пользы больше. Это надо же - сравнить меня с дворнягой! Эх, скучно жить на свете, господа. Плохо быть ненужной вещью, даже как-то и неудобно. Я всего лишь болван-художник. Мои картины настолько бездарны, что в них уже даже не заворачивают рыбу. Решено! Я больше не буду мучить себя жизнью. Я умру... Но сначала хотелось бы нарисовать свою последнюю картину, да так, чтобы краски не зря пропали. Ведущий: Вы сейчас прослушали текст, выпишите фразу, которая вас поразила, объясните, как вы ее понимаете письменно (затем понравившиеся фразы зачитываются). Итак, художник решил нарисовать свою последнюю картину. Как вы думаете, что он нарисует, какие краски будет использовать? (Дети высказывают свои предположения. Затем зачитывается 2-я часть текста.) Пусть это будет автопортрет Я рисую его кистью из дождя. Шаг за шагом, выводя кривые размытые линии моего профиля, я рисую красками из вина свой портрет и думаю, что если бы не она, я бы никогда не нашел своего места в жизни. Точнее, за ее бортом. Я рисую свой портрет грустью глаз. А улыбку нарисую краской потока горьких слез. Губы раскрашу болью и жгучим морозом. А глаза? Глаза я нарисую своей любимой краской. Правда, ее очень мало осталось, - этой краски любви. Но почему-то мои глаза вдруг стали слепыми на портрете. Жаль, это моя любимая краска. Ха, какой я, однако, чудной, когда слепой! Как тот вчерашний нищий, который клянчил у меня рубль А вот брови я изогну разлукой. Теперь аккуратно очерчу их грязью, чтобы красивее смотреться. Свою светлую копну волос я нарисую счастьем. А когда не хватит счастья, у меня останется душа. Пожалуй, ею я раскрашу фон. Ну вот, автопортрет готов. Господи, неужели это я? Нет, она тысячу раз права. Мне просто запрещено жить вот с такими данными. Кому нужен этот жалкий портрет такого людишки, как я? Кому?» Он сорвал холст, сделал из него самолетик, как когда-то в детстве, и отправил его в небо. Потом взял пистолет... Тик-так, тик-так, тик-... Тишина. Ведущий: Как вы думаем, что произошло дальше? Почему? Я предлагаю вам дописать конец текста, используя слова «голубь», «музыка». (По желанию учащиеся читают свои рассказы. Затем читается 3 часть.) Вдруг самолетик раскрылся, взлетел высоко-высоко в пушистые весенние облака и превратился в прекрасного голубя. Такого прекрасного, такого нежного, такого белого, что рука художника дрогнула. Он положил пистолет обратно. Открыл окно. В лицо пахнуло весной, солнцем, небом, радостью и еще чем-то... Что же это было? Это было желание жить. Белый голубь сел на подоконник и весело заворковал. Художник улыбнулся. И услышал песню. «Откуда льется этот до боли знакомый мне мотив? Это... это же сердце поет! Мое сердце вместо привычного ''тик-так'' вдруг запело. Значит, я все-таки живу. Значит, я все-таки нужен. Кому? Сам себе!» Художник вышел из дома и побрел куда-то далеко-далеко, чудаковато улыбаясь Человек нашел себя Солнышко согревало его. А музыка звучала и звучала... Ведущий: Как бы вы озаглавили этот текст? Автор озаглавил «Автопортрет», а почему? Вернемся к началу нашего занятия. Итак, «Жить не хочется»... Зачеркнем частицу «не» (на доске можно «не» стереть) и найдем те причины, из-за которых хочется жить. Поверьте, их намного больше. От нашего круга нарисуем много-много линий-лучей, на которых запишем аргументы в пользу человеческой жизни. Пусть каждому человеку в жизни светит солнце! Жизнь безгранично щедра. Мы теряем кого-то или что-то, но как много еще остается. Лучший день - сегодняшний. Будем же счастливы сегодня! Здесь и сейчас!

ЧАС ОБЩЕНИЯ «Ценить настоящее»

(8-9 класс)

Кл.руководитель:

 Тарасова С.В.



Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с.Ульяновка Тамалинского района Пензенской области - ООШ с.Обвал

Акция «Изменим мир вместе»

                                                                                           Кл. руководитель: Тарасова С.В.

2015 год.

Цель:

Акция «Изменим мир вместе» проводится с целью организации целенаправленных мероприятий по повышению информированности о проблемах в области семейного воспитания, жестокого обращения с детьми.

Задачи:

* развитие эффективных механизмов защиты прав и законных интересов детей.

* проведение масштабного информирования населения о правах и обязанностей детей.

Ведущий 1: Здравствуете, дорогие друзья! Нам очень приятно, что вы все собрались в этом зале. Сегодня вы стали участниками акции «Изменим мир вместе», которая направлена против насилия в отношении детей. Белый цвет является символом справедливости и несогласия с насилием любой формы. Вам вручили  символ защиты прав детей – белую ленточку.

Очень много стран на свете, Это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих Самый-самый важный?Не спешите, не пытайтесь Дать ответ в один момент. Главных много – выбирайте, Там – король, здесь – президент!!!

Про царей и про вождейЗнаем мы с пеленок.

Но главней, нужней, важней для страны – ребенок! (все участники должны сказать хором)

 Ведущий 2: Друзья, что дороже всего на свете?

  Ведущий 1: Задайте этот вопрос любому взрослому, и Вы непременно получите ответ - наши дети!

Ведущий 2: Многие праздники появились в нашем календаре по инициативе Организации Объединённых Наций. Один из них — Всемирный День Ребенка, который ещё называют Всемирным днём детей. Он был учрежден 20 ноября в 1954 году с целью сплотить мировое братство, проводить политику государства, направленную на обеспечение материального и морального благополучия детей во всем мире, создать условия для детства и полноценного его развития. В этот же день, но в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка. Поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира.

 Ведущий 1: Проблемы социального сиротства, детского и семейного насилия, проблемы правовой неграмотности подрастающего поколения все чаще поднимаются в средствах массовой информации, являются объектом внимания властных структур и общественных организаций. Это неслучайно, поскольку будущее России – ее молодежь и дети. «В каждом ребенке заложено большинство качеств взрослого человека. И если внимательно присмотреться к ребенку, то можно предсказать, каким он станет человеком», — пишет известный детский писатель Ю. Яковлев. Именно то, каким станет этот маленький человек в будущем, зависит от того какое у него детство, соблюдаются ли его права.

(показ слайдов права ребенка)

Ребята задают вопросы после просмотра презентации.

Ведущий 2: Чужая боль проходит быстро,Чужие раны не болят,И путь не кажется тернистым. Когда о нём лишь говорят.Чужие где-то плачут дети  -Не всем слышны их голоса.Кто за чужих сирот в ответе?В чьи души смотрят их глаза ?

Ведущая 1:

Весна тревожит птичьей трелью,Слагаем песни о любви, А за чужой, закрытой дверью, Ребёнок шепчет: «Помоги…» Не проходите мимо, люди! Чужих не может быть детей! Не проходите мимо судеб, Заботясь только о своей. Планета — наша! Наши — дети! Грядущий день — один на всех! И мы сегодня все в ответе. За беззаботный детский смех.

Ведущая 2: Дорогие друзья! Наше мероприятие на этом не заканчивается. Вам в начале мероприятия были розданы  буклеты . Мы хотим, чтобы сегодня, идя по улицам нашего села, вы вручали все это прохожим и рассказывали о сегодняшней акции.

Звучит музыка. Участники акции  выходят на улицу для раздачи буклетов прохожим о значении акции «Изменим мир вместе».