Выступления и доклады

Тарасова Светлана Владимировна

Выступления и доклады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР УСПЕХА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Плохой учитель преподает истину, хороший — учит ее находить.

А. Дистервег

Президент В.В. Путин сказал: «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».

Социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям. В качестве партнеров образовательного учреждения могут выступать семьи воспитанников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, общественные организации, техникумы, вузы.

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. 

Ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации. Самое главное – это развитие ребенка. Задача не в том, чтобы дать ему сумму знаний, важно -  научить его, где можно взять ту или иную информацию, как ей пользоваться, чтобы восполнить пробелы. Эти проблемы помогает решать в настоящее время социальное партнёрство школы.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественнозначимого результата. Социальное партнерство нашей школы направлено на эффективное использование ресурсов, способствующих становлению и развитию ключевых и содержательных компетенций обучающихся, а также личности, способной к осознанному профессиональному и личностному самоопределению. 


На протяжении многих лет из спектра социальных партнёров нашей школы можно выделить: семью, БДЦ(библиотечно-досуговый центр), ФАП, Юго-восточную агрогруппу ,фермерские хозяйства, индивидуальных предпринимателей. Эти социальные партнёры имеют достаточный потенциал для того, чтобы помочь школе в формировании личностных и метапредметных компетенций в рамках ФГОС .

В новом федеральном государственном образовательном стандарте большое значение придаётся раскрытию творческого потенциала личности, становлению характера учеников. Психологи и педагоги утверждают, что развитие личности – это развитие деятельности. Поэтому стандарт основан, прежде всего, на системно- деятельностном подходе, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи

 Педагоги школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Для качественной реализации программы ФГОС у нас в школе ведется внеурочная деятельность по следующим направлениям: спортивно - оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное , патриотическое.

Большая работа ведется по профориентации. В течение года проведены экскурсии  на предприятия «Невский кондитер»(город Белинский), «Кувака»(Каменский район), агрогруппа «ЮВАГ»(с.Обвал).

По проблеме возрождения сел проведено заседание районного круглого стола «Живи, мое село».  На встречу были приглашены учащиеся 8-9 классов, фермеры нашего села Шибанков Р.А., Лапаев А.А., представители общественности  -депутаты  Волдырева С.Н., Алферова Л.Н, специалист Ульяновской администрации  Конакова Г.Н., начальник отдела образования Сорокина И.С.,   директор МБОУ СОШ с.Ульяновка Цыбяков А.А. , супруги фермеров  Молина В.Д., Копачева Л.М.

Участники круглого стола говорили о прошлом, настоящем и будущем села Обвал. Ни в одном селе нашего района нет такого количества фермерских хозяйств. Село живет, демографическая ситуация улучшается, в  селе 8 многодетных семей.

В ходе мероприятия состоялся позитивный диалог. Учащиеся задавали интересующие их вопросы  фермерам, гостям.  Ребята говорили о своей  любви к малой Родине и  желании продолжить  возрождение своего села.  

Одной из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному селу и родной стране является воспитание патриотических чувств учащихся. Наш задача -  создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам. В рамках месячника военно- патриотического воспитания было проведено ряд мероприятий, одним из которых является встреча ,посвященная  памяти, погибшего в Первой чеченской   войне, бывшего ученика школы Иванова Н.Ю. На встрече присутствовали одноклассники, однополчане, кл. руководитель и руководитель и поискового отряда «Краевед» Железнякова М.В. со своими воспитанниками, учителя и учащиеся школы. Результатом этой встречи стало открытие мемориальной доски в честь Иванова Н.Ю. На открытие присутствовали заместитель главы районной администрации Лазарева Е.Ю., начальник ОВКО по Тамалинскому и Бековскому районам Шамиль Хамзин, начальник отдела образования Сорокина И.С., глава ульяновской администрации Егоров В.Ю., а также сослуживцы, односельчане. Совет школы и пед.коллектив приняли решение о ежегодном проведение Дня памяти Иванова Н.Ю. в день его гибели.

С учащимися старших классов была проведена встреча с бывшим выпускником нашей школы, ныне командиром воинской части радио –технического обеспечения в Карелии капитаном Ястребовым Владимиром Александровичем.

На протяжении многих лет мы имеем партнёрские отношения с работниками БДЦ. Наши ученики имеют возможность развивать свои таланты, способности, личностные качества через работу кружков, секций.

Копачева Л.М. ведет кружок сольного и хорового пения  и руководит вокальной студией «Консонанс». Молина С.А. приглашает детей на работу  клубов «Затейник» и  «Знатоки». Вокльно-хоровые занятия способствуют развитию общей музыкальной культуры человека. В вокальной студии дети учатся мастерству сольного пения. Занятия  проходят в системе мастерской, то есть ребята могут прийти в удобное для них время во второй половине дня.

В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Село живет и духовно, благодаря восстановленному  храму Богоявления. Дети принимают активное участие в благоустройстве территории, учащиеся 4 класса проводят уроки православия в храме.

Родители, являются  участниками образовательного процесса – родительский комитет, совет отцов,совет по профилактике правонарушений, они являются непосредственными участниками в оказание конкретной помощи в повышении уровня педагогической грамотности родителей. Они оказывают помощь в проведении субботников, в ремонте школы, в организации экскурсий, участвуют во внеклассных мероприятиях.

Результаты взаимодействия с социальными партнёрами, достижения наших детей в учебной и внеурочной деятельности мы доводим до сведения родителей через работу сайта школы.

Мы убедились, что социальное партнерство — это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам всех участников образовательной деятельности.




Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с.Ульяновка- ООШ с.Обвал

 Тамалинского района Пензенской области

Доклад к педагогическому совету по теме

«Преемственность обучения.

5 класс. ФГОС ООО.»

                                                                                            Подготовила: учитель Тарасова С.В.

Доклад к Педсовету по теме «Преемственность обучения. 5 класс».

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

 •        анализировать свои действия;

 •    самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 •        отличаться мобильностью;

 •        быть способными к сотрудничеству;

 •  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  

В программу 5 класса вводится обществознание. Раньше изучение этого предмета начиналось в 6 классе. Далее – из программы пятиклассников удален предмет «природоведение» и вводится биология и география (раньше их начинали изучать в 6 классе). Произошло некоторое перераспределение часов между русским языком и литературой: раньше русский язык изучали 6 часов в неделю, а литературу – 2 часа (всего 8 часов). По новому стандарту: русский язык – 5 часов, литература – 3 часа, т.е. те же 8 часов в неделю. В остальном программа в этом году 5 класса не претерпела изменений.

Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала». 

Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

К условиям соблюдения принципа преемственности относят:

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса между начальной и средней школой;

 - пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся на разных этапах обучения.

Однако, отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Всё это говорит об актуальности выбранной темы.

Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 11 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: 

состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, а с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

 - сменой социальной обстановки;

 -изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

 -различием требований со стороны учителей-предметников.

В школьных программах  как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием  грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников .

Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающегося во всем цивилизованном мире. Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание.

Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку знающему и умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли и вести за собой учеников.

Итак, уважаемые коллеги, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником.

Я считаю, чтобы учащийся овладел всеми необходимыми коммуникативными навыками, что очень важно по программе ФГОС, прежде всего ребенку нужно привить любовь к чтению. К.Д.Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой культуры». Свойством коммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения.

Поэтому педагог должен быть образцом речи, должен подавать своим ученикам пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей.

Новые стандарты предъявляют новые требования к преподаванию. Прежде всего это - усиление мотивации ребенка к познанию предмета. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.

Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Итак  учителям, работающим в 4- 5 - ых классах усилить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.

Учителям 4-5 классов активно использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, регулярно проводить физкультминутки.

 Активно использовать в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждая учащихся к активной творческой деятельности.

Общие рекомендации учителям начальных классов:

 1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

 3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

 4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и основная школа в самом тесном сотрудничестве. 



Предварительный просмотр:

«Вся школа, вся педагогика – это в конечном итоге учитель… Любая педагогическая деятельность может быть повернута учителем во благо или зло. Любой ребенок может стать в его руках или свободной достойной личностью, или невольником, рабом». Эти слова принадлежат К.Д. Ушинскому, основоположнику научной педагогики в России и известному реформатору школы XIX века.

Нельзя не согласиться со словами известного ученого в области управления педагогическими системами Т.И. Шамовой: «Учитель, как и раньше, работает, исходя из старой нормативно-исполнительной парадигмы, тогда как его новые функции (исследовательская, диагностическая, коррекционно-развивающая и др.) требуют овладения основами инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности». Это об учителе XXI века.

       Речь прежде всего идет о развитии учителя как творческой личности. Слагаемые творческой деятельности учителя, составляющие содержание его научно-методической работы, заключаются в следующем:

1)  уметь выбрать направление исследования и самостоятельно сформулировать тему, которая была бы актуальна, а ее разработка несла бы в себе теоретическую новизну и представляла бы практический интерес;

2) ознакомиться с теоретическими основами и научно-терминологическим аппаратом методики преподавания конкретного предмета , уяснить для себя основные методические категории и уметь правильно пользоваться методической терминологией;

  • 3)овладеть навыками научно-исследовательской работы, то есть уметь:          обосновать   актуальность   темы    исследования, сформулировать основную цель, задачи, объект, предмет, гипотезу и предполагаемый практический выход исследования, отобрать необходимые методы исследования и уметь ими пользоваться в ходе намеченных изысканий;
  •       вести самостоятельный библиографический поиск, работать с теоретической литературой в русле избранной теми, анализировать, обобщать, оценивать практическую значимость;
  • разработать на основе полученных теоретических данных практические учебные материалы ;
  • пользоваться  различными  методиками  экспериментально-педагогических   исследований;
  • показать пути внедрения полученных теоретических выводов в практику обучения в  школе;

 4) овладеть умениями и навыками научного стиля литературно-письменной речи;

5) уметь в устной форме публично доложить и защитить основные теоретические положения и практическую значимость своего исследования.

Из сказанного ясно, что решение поставленных задач явится залогом достижения главной цели совершенствования и повышения уровня научно-методической подготовки учителя, четкого осознания им самого процесса преподавания и перспектив его развития в соответствии с требованиями современной школы.

Главная цель научно-методической работы учителя имеет двойственный характер, а именно: 1) повышение профессиональной квалификации и научно-методического уровня; 2) обеспечение учебно-воспитательного процесса научно обоснованными средствами обучения (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, средствами наглядности, компьютерными программами и т.д.). Обе стороны основной цели тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Компьютеризация и внедрение информационных технологий радикально меняют школьную информационную среду и превращают ребят в активных участников образовательного процесса. Компьютер, конечно, не решает всех проблем, но для учителя он является новым эффективным инструментом, который необходимо использовать в работе с детьми.

Для оказания действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического и практического уровня и педагогической квалификации можно осуществить в двух направлениях:

  • обучение учителя: консультации, теоретические семинары, семинары-практикумы, участие в работе творческих групп;

      распространение опыта работы учителя: районные, республиканские семинары, конкурсы, открытые уроки, научно-методический совет, педсовет, издание методических разработок, выпуск методических бюллетеней, разработка личных Интернет-сайтов учителей.

   Для учителей информатики сельских совершенствования своего педагогичнского мастерства можно определить по следующим направлениям:

  1. внедрение в практику своей работы новых образовательных технологий   ( проектный метод, мультимедийные и ИКТ технологии); 
  2. активное участие в экспериментальной работе по внедрению предпрофильного и профильного обучения , разработка и апробация программ инновационных и элективных курсов; 
  3. работа со способными и одаренными детьми (участие в подготовке и организации  интеллектуальных марафонов школьников, творческих конкурсов учителей и учащихся,   результативное участие на всероссийских дистанционных Интернет-олимпиадах и конкурсах , районных и республиканских олимпиадах и конкурсах); 
  4.  организация и совершенствование инновационной ( экспериментальной, научно-исследовательской, и др. ) работы  учителей и учащихся) .   

Доклад

«Совершенствование педагогического мастерства

учителя информатики.»

МО учителей информатики

Учитель информатики

ООШ с.Обвал Тамалинского района

 Пензенской области

Тарасова С.В.