Экспериментальная стажировочная площадка «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС»

Шашина Людмила Юрьевна

Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.

Создана стажировочная  площадка для учителей изобразительного искусства и начальных классов по теме: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС» на базе МБОУ «Гимназия № 4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы».

Объект проектной деятельности: процесс формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Предмет проектной деятельности:  процесс формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС.

Гипотеза проектной деятельности: деятельность стажировочной площадки по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС будет успешно реализована, если:

  • будут созданы необходимые и достаточные кадровые, нормативные, материально-технические и методические условия реализации проекта;
  • на базе МБОУ «Гимназия № 4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»  будет создана информационно-развивающая среда, способствующая формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства;
  • будет осуществляться анализ и оценка профессиональных дефицитов и профессиональных потребностей учителей изобразительного искусства и начальных классов в области формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства;
  • будет осуществляться интеграция основного и дополнительного образования в сфере формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.

Основная идея проекта состоит в организации совместной деятельности с ГБУ ДПО «Марийский институт образования» в области оценки профессиональных дефицитов учителей изобразительного искусства и начальных классов и в создании условий для повышения профессиональной компетенции в сфере формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства посредством стажировки.

Назначение стажировки заключается в распространении передового педагогического опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.

В рамках курсов повышения квалификации в ГБУ ДПО «Марийский институт образования»  учителя изобразительного искусства и начальных классов могут пройти стажировку на базе МБОУ «Гимназия № 4 им А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы», которые будут проводиться в форме мастер-классов, открытых уроков, семинаров, организации интерактивной работы со слушателями.

В ходе реализации проекта предполагается овладение стажерами новыми технологиями, формами и методами организации деятельности по формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства.

МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина» имеет опыт работы стажировочных площадок муниципального уровня: муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства» (с 2008 по 2012 гг.), муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Формирование универсальных учебных действий у учеников начальных классов на уроках изобразительного искусства» (с 2013 по 2014 гг.). В рамках творческо-педагогической мастерской проводились следующие мероприятия:

  1. Открытые уроки для студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
  2. Педагогическая практика студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
  3. Методические консультации для учителей города.
  4. Республиканские семинары на базе гимназии.

Значимость проекта для развития системы образования Республики Марий Эл заключается в формировании и совершенствовании профессиональных компетенций педагогов республики по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства посредством включения их в практику организации деятельности лицея. На основе изученного инновационного опыта педагогами могут быть созданы собственные модели профессиональной деятельности, адаптированные к условиям своей организации.

Цель - организация и сопровождение стажировки учителей начальных классов и изобразительного искусства по развитию их профессиональных компетенций  в плане формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

  • распространение инновационного опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства;
  • повышение профессиональной компетенции учителей начальных классов и изобразительного искусства через деятельностное освоение опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства;
  • организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров;
  • разработка и апробация контрольно-измерительных материалов по изобразительному искусству (КИМ) для учеников и учителей;
  • разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов и изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Прогнозируемые результаты:

  • реализованы соглашения о сотрудничестве с партнерами стажировочной площадки;
  • разработана нормативно-правовая база деятельности площадки (приказ МБОУ «Гимназии № 4 им. А.С.Пушкина города Йошкар-Олы», «О составе рабочей группы»;
  • организованы стажировки в области формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства не менее 80 педагогов.

Будут разработаны:

- программы семинаров для учителей начальных классов и изобразительного искусства "Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства";

 - методические пособия для слушателей семинаров по теме "Использование методов и приёмов художественной педагогики для формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства";

-  комплекты КИМ для учителей и учеников.

В настоящее время в Республике Марий Эл Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 18 мая 2015 г. № 775 утвержден порядок создания и организации работы стажировочной площадки в системе образования в Республике Марий Эл. Создание стажировочной площадки при МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы» будет способствовать реализации положений вышеназванного приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл. 

Проект соответствует приоритетным направлениям инновационной деятельности в региональной системе образования по теме: «Эффективные модели и механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования».

6.2. Этапы и сроки реализации инновационного проекта

I этап – подготовительно-организационный (апрель 2017 – сентябрь 2017 г). Цель: создание организационных и методических условий для повышения профессиональной компетентности для учителей изобразительного искусства и начальных классов по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства».

II этап – практический (сентябрь 2017 – июнь 2020 г).

Цель: организация и сопровождение стажировки учителей начальных классов и изобразительного искусства по развитию их профессиональных компетенций  в плане формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства, оценка результатов и корректировка деятельности стажировочной площадки.

III этап – обобщающий (сентябрь 2020 - май 2021 г).

Цель: оценка результатов деятельности стажировочной площадки «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС», обобщение и представление материалов, полученных в результате проведения стажировок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stazhirovochnaya_ploshchadka_kak_.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональная стажировочная площадка как одна из форм развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства Л.Ю. Шашина, к.п.н. доцент , кафедры начальной и общей педагогики Мар ГУ , учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы» .

Слайд 2

Актуальность Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.

Слайд 3

МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина» имеет опыт работы создания инновационных площадок муниципального уровня: муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Организационно-педагогические условия внедрения методики проживания и сопереживания в преподавании изобразительного искусства»(с 2008 по 2012 гг .), муниципальная инновационная площадка «Творческо-педагогическая мастерская «Формирование универсальных учебных действий у учеников начальных классов на уроках изобразительного искусства»(с 2013 по 2014 гг .).

Слайд 4

В рамках творческо-педагогической мастерской проводились следующие мероприятия: Открытые уроки для студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Организация и проведение педагогической практики студентов факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Методические консультации для учителей города. Республиканские семинары на базе гимназии:

Слайд 5

27 марта 2009г Тема: «Интеграция предметов художественно – эстетического цикла как фактор гуманизации процесса обучения и воспитания младших школьников».

Слайд 6

25 ноября 2009г Тема: «Интеграция предметов художественно – эстетического цикла как фактор гуманизации процесса обучения и воспитания младших школьников». 25 мая 2010г. Республиканский семинар Тема: Вариативность творческого развития школьников по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского

Слайд 7

Стремление к педагогическим инновациям, поиску новых подходов к организации УВП по изобразительному искусству «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»Всероссийской научно – практической конференции 18 апреля 2013 г.Йошкар-Ола, ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет» Институт педагогики и психологии «Психолого-педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как условий социализации личности» IV Межрегиональная научно-практическая конференция » 29 марта 2013г. г. Козьмодемьянск

Слайд 8

«Роль инновационных форм взаимодействия музея и школы в становлении ценностных ориентаций обучающихся» Международная научно-практическая конференция в рамках XX - й Мастерской Б.Неменского 5-6 ноября 2013г. г. Москва Департамент образования города Москвы , Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Центр непрерывного художественного образовани я

Слайд 9

Стажировочная площадка «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС » Приказ от 19 апреля 2017 г. № 505 Автор :Л.Ю . Шашина, к.п.н ., доцент, кафедры начальной и общей педагогики Мар ГУ , учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы» Научный руководитель: Л.А. Неменская, к.ф.н., профессор, зам . директора Центра НХО по научной работе, лауреат премии Президента РФ

Слайд 10

Цель: организация и сопровождение стажировки учителей начальных классов и изобразительного искусства по развитию их профессиональных компетенций в плане формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства

Слайд 11

Задачи: распространение инновационного опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства; повышение профессиональной компетенции учителей начальных классов и изобразительного искусства через деятельностное освоение опыта образовательной организации по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства; организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров; разработка и апробация контрольно-измерительных материалов по изобразительному искусству (КИМ) для учеников и учителей; разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов и изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Слайд 12

23 ноября 2016г. Республиканский семинар «Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства»

Слайд 13

12 октября 2017г . Республиканский семинар «Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства»

Слайд 14

Значимость проекта для развития системы образования Республики Марий Эл заключается в формировании и совершенствование профессиональных компетенций педагогов республики по формированию универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства посредством включения их в практику организации деятельности гимназии. На основе изученного инновационного опыта педагогами могут быть созданы собственные модели профессиональной деятельности, адаптированные к условиям своей организации.