Моя педагогическая деятельность

Бадеева Людмила Алексеевна

Аналитические отчеты, эссе, разработки и конспекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Моя философия дошкольного образования»

воспитателя МАДОУ № 445 г. Екатеринбурга

Бадеевой Людмилы Алексеевны

Не тот учитель, кто получает воспитание

и образование учителя, а тот, у кого есть

внутренняя уверенность в том, что он

есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко

и может быть доказана только жертвами,

которые человек приносит своему призванию.

Л. Н. Толстой

Детский сад – это маленькая часть общества. Успешная социализация в нём предполагает постепенное усвоение детьми норм и правил общества, а также развитие способности ребенка в определенной мере противостоять обществу и тем жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. «Всё начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского.

Детство пролетает стремительно, и поэтому нам необходимо дорожить каждым мгновением, проведенным рядом с детьми, радоваться их успехам, преодолевать трудности с улыбкой и одобрять их начинания.

В. А. Сухомлинский утверждал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада.

Воспитатель должен многое знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными, например: быть отличным актером или хорошим певцом. Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Для меня быть воспитателем – это призвание. Это значит снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть.

Для меня быть воспитателем – это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, понимать, что в твоих руках его душа и его жизнь, беречь их и стараться сделать всё, чтобы его детство было радостным, весёлым, интересным, ведь от того, как пройдёт детство ребёнка, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь.

Для меня быть воспитателем – это счастье. Это значит видеть, как растёт малыш, как с каждым годом он взрослеет, приобретает опыт общения и новые знания, ощущать его привязанность и доверие и бескорыстно отдавать ему свою любовь. Моя любовь к детям – это любовь к каждому: покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.

В работе воспитателя на первый план выходит простое человеческое: помочь увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам, потому что самая большая ценность на земле – дети, во имя которых мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого мы строим этот дом и дерево? Давно принято считать, что профессия педагога призывает «сеять разумное, доброе, вечное». Но что и как из посеянного прорастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А это очень важно, как вырастить посеянное. Конечно, плоды работы воспитателя взойдут не сразу, проявятся лишь спустя годы. Но это должны быть самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человеке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке, как главном, составляющем этого мира.

Профессией воспитателя невозможно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Есть такая пословица «Великое рождается из малых семян» значит я, как воспитатель обязана совершенствовать свое мастерство, пополняя свое образование хотя бы небольшим кусочком знания, чтобы в меру своих сил и возможностей передать эти знания детям. Я умею многое: играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее, ведь чем больше я знаю и умею, тем проще, легче и интереснее детям общаться со мной. Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети настоящим.

Работая в детском саду я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это не легко – воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошое, доброе, светлое, что есть во мне, я отдаю им, своим дошколятам. А в замен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.

Мир детства сладостен и тонок,

Как флейты плавающей звук.

Пока смеется мне ребенок,

Я знаю, что не зря живу!

Твердят друзья: «Есть нивы тише»,

Но ни за что не отступлю.

Я этих милых ребятишек,

Как собственных детей люблю!

И каждый день, как на премьеру,

Вхожу в притихший детский сад:

Иду сюда не для карьеры –

Здесь каждый мне ребенок рад.

Быть в гуще детских восприятий,

И так на протяженьи лет –

Судьба моя – я воспитатель!



Предварительный просмотр:


Аналитическая записка

участника районного конкурса «Воспитатель года – 2018»

 воспитателя МАДОУ №445 Бадеевой Людмилы Алексеевны

Образование – высшее педагогическое.

Педагогический стаж –7 лет.

Стаж работы в МАДОУ –3 года.

Квалификационная  категория – первая.

Списочный состав группы –27 человека, в возрасте 4-5 лет, из них 10 девочек и 17 мальчиков.

Целью  работы ДОУ было создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического  и  физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Итогом деятельности в условиях реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения стало: в  группе разрабатывается и реализуется улучшение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей комфортный режим  развития воспитанников, их социализации, способствующей созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Развивающая среда построена в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.  Разработана рабочая программа, которая обеспечила устойчивые результаты освоения воспитанниками  содержания образовательной программы ДОУ.

Физическому развити реализуется  в процессе непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности воспитанников.  В группе создан центр здоровья и физического развития, оснащенный необходимым спортивным традиционным и нетрадиционным оборудованием для осуществления  индивидуальной работы по развитию двигательных навыков воспитанников, самостоятельной организации двигательной деятельности детей в течение дня. Широко использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию,  пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику, корригирующую гимнастику, профилактика плоскостопия (хождение босиком), соблюдение режима прогулок в теплый и холодный период года, физкультурных занятий всех типов, проведение дней здоровья, физкультурно-спортивных праздников в зале и на улице.

  Разработана система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Подобраны дидактические игры: «Собери лицо», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде». Проводится цикл бесед и работа с наглядными пособиями «Мои органы чувств», «Вкусно и полезно». Проводится элементарное экспериментирование: «Если бы у человека не было ушей…», «Для чего человеку нос?».  Подобраны сюжетно-ролевые игры: «Скорая помощь», «Служба спасения».

Активно взаимодействую с родителями по вопросам оздоровления и физического развития детей. Работа выстраивается как в индивидуальной форме, (индивидуальные консультации, беседы) так и фронтально (родительское собрание по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»). Использование во взаимодействии   с родителями воспитанников различных активных форм работы  (круглый стол, викторина, участие в реализации проектов и др.) способствовало повышению их заинтересованности и участию в жизнедеятельности группы с 35% до 87%.

В результате применения в работе различных форм и методов оздоровления воспитанников за последний год в группе заболеваемость детей снизилась.

 По социально-коммуникативному направлению для воспитанников созданы условия, способствующие формированию интереса к труду взрослых, а также развитию навыков эффективного взаимодействия и самореализации. С учетом возраста, гендерной принадлежности оборудованы сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская» и другие игры с учетом интересов воспитанников.

Для развития социального и эмоционального интеллекта, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, творчества в  группе создан театральный центр, где собраны разные виды театров: настольные деревянные и бумажные театры, театры на магните, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, плоскостной театр, маски, атрибуты для разных видов театра, костюмы.

Так же создан центр «Игротека», где находятся разнообразные настольные игры.

С родителями проводятся консультации «Домашняя игротека», «Семья и семейные ценности», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Воспитание ответственности у детей», «Нравственный климат в семье».

В рамках нравственно-патриотического  воспитания была организован уголок патриотического воспитания, где собраны экспонаты для ознакомления детей со своей страной, краем, городом. Формируется мини-музей П.П. Бажова.

В работе используются разные методы и приёмы: беседы, рассказы, объяснения с показом, наблюдения, целевые прогулки, создание проблемных ситуаций, прослушивание музыкальных произведений, выставки, уроки доброты, инсценировки, театрализации, показ иллюстраций, чтение детских произведений, привлечение к посильному общественно – полезному труду, поощрения.

 В результате проведенной работы  изменилось отношение детей к порученной работе. Они стали более внимательны к просьбам воспитателя и других взрослых, охотно помогают, аккуратны при выполнении поручений и в обращении с инструментами. Умеют организовывать и убирать свое рабочее место, бережно относиться к оборудованию и игрушкам. Дети вежливо стали обращаться друг к другу с просьбой о помощи, откликаются на просьбу друга и благодарят за помощь.

Для познавательного развития детей в группе созданы центры науки и природы  оборудованные экологическими  макетами  экосистем ближайшего окружения (лес, луг), собраны и оформлены гербарии растений Уральского региона, что  обеспечивает реализацию регионального компонента части формируемой участниками образовательных отношений. Осуществлена подборка дидактических и развивающих игр по возрасту. Сформирована библиотека наглядного и методического материала используемого не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и при совместной деятельности с детьми.

Для организации исследовательской деятельности разработана картотека опытов с водой, воздухом, почвой, светом. Подобрано оборудование для  организации исследовательской деятельности: лупы, весы, микроскоп и др.

Совместно с родителями проведены экологические акции: «Кормушка», «Зеленная усадьба», организуются субботники.

Для речевого развития детей сформирован центр «Речесветик» представляющий собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также для совместной деятельности. В основу центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; связной речи; мелкой моторики пальцев рук; звукового анализа и синтеза слогов и слов.  Подбор игрового и дидактического материала осуществляется совместно с учителем-логопедом, что делает наше взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Дидактический материал достаточно разнообразен. На закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи направлены дидактические пособия: «Рыбки», «Насекомые», «Листочки», «Волшебный пушок», разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки. 

На развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; схемы артикуляционных укладов; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах. На развитие мелкой моторики:  массажные мячики; прищепки; трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др. На развитие связной речи: серии сюжетных картинок, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, библиотека детских книг и др. 

Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в связи с чем, в группе создан центр музыки, оборудованный инструментами, дидактическими играми музыкальной направленности, нетрадиционными шумовыми музыкальными инструментами.  Осуществлена подборка музыкальных произведений: классических, детских, релаксационных.

Центр «В гостях у сказки», в условиях которого воспитанники знакомятся с произведениями различных авторов и поэтов, составлены  альбомы с иллюстрациями из  знакомых и ранее изученных книг, что позволяет детям составлять творческие  рассказы, сочинять новые сказки.

Оборудован центр «Творческая мастерская», наполненный различными материалами для изобразительной  деятельности, способствующий самореализации ребенка в самостоятельной деятельности.  В нем представлен разнообразный наглядный и практический  материал для самостоятельной деятельности детей. Такой центр позволяет создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей.

Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда центра требует глубокого осмысления, оформления и пополнения с учётом новых требований. Материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.  Центр творчества  обладает  такими качествами, как  доступность, эстетичность оформления, универсальность, подвижность.

      Также в центре есть репродукции, картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и другие). Различные дидактические игры по ознакомлению: с жанрами (натюрморт, портрет, пейзаж); с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками. Альбом с детскими образцами по аппликации и рисованию; альбомы «Знакомство с декоративно-прикладной росписью» и др.

В ходе педагогической работы использую современные технологии, методы и приемы:  здоровьесберегающие, «азбука общения», сказкотерапия, проблемно-игровые, проектные технологии, практические ситуации, ТРИЗ-технологию, исследовательский метод. Что позволяет в работе с детьми добиваться: повышения эффективности процесса обучения; активизации познавательной деятельности детей; участия родителей в воспитательно-образовательном процессе; активизации педагогического и культурного потенциала родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды; создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно-коммуникационных технологий; повышения педагогической культуры родителей.

С целью повышения эффективности образовательной  деятельности  я использую информационно – коммуникационные технологии.   Свободно владею программами Microsoft Word,  Microsoft Excel, Microsoft Pour Point, Интернет – ресурсами, электронными энциклопедиями.

Основные формы использования ИКТ в моей работе.

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии).

• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.

• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker).

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

• Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности.

• Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.

Анализ мониторинга качества освоения детьми основной образовательной программы показал позитивную динамику развития  по всем направлениям. Я считаю, что результативность в работе была достигнута благодаря использованию многих педагогических технологий. С детьми, у которых не сформирован  уровень освоения образовательной программы или находится в стадии становления, проводиться индивидуальная работаю совместно со специалистами ДОУ через использование дидактических игр, развивающих игровых ситуаций, используя помощь родителей.