Программа по «Развитию творческих способностей детей, через разные виды деятельности в условиях реализации ФГОС" ». (старшая группа)

Григорян Маргарита Владимировна

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения-это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_atestatsii12.doc88 КБ
Microsoft Office document icon programma_dlya_atestatsii12.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  РАЗВИТИЮ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ,

ЧЕРЕЗ  РАЗНЫЕ ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                                                          ( старшая группа)                                

                                                      Пояснительная записка

 В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

           В программе 32 занятий. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Количество занятий отводится на изучение каждой новой темы, определяется ее содержанием и степенью трудности. На каждом занятии идет изучение нового материала и повторение пройденного.

Цели и задачи программы:

  1. Прививать детям основы художественной культуры, развивать эстетическое       отношение к окружающему через личностную позицию, формирование образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам, явлениями действительности, искусству как основе развития творческой личности; формирование эстетического вкусов и потребностей.
  2. Дать детям представление о нетрадиционных способов ИЗО деятельности, развивать творческие способности и изобразительных навыков; обучать основам художественной грамотности.

В качестве исходных были определены следующие принципы построения программ:

- учет личностной ориентации;

- соответствие возрасту, интересам, желанию (это определяет отбор содержания, позволяет использовать методы и приемы дифференцированного подхода в игровой, учебной деятельности);

- научное построение (дает теоретическое обоснование проблемы, определяет цели и содержание программы);

- преемственность между традиционным и новым (новизна проявляется во внутренних условиях дифференциации педагогического  процесса, учете биологических, физиологических и психологических особенностей детей в разных видах деятельности, создание педагогической среды реализует специфические интересы детей в игровой деятельности).

Следует подчеркнуть, что все занятия в программе интегрированные:

Ознакомление с окружающим и рисование,

Ознакомление с окружающим и лепка,

Ознакомление с окружающим и аппликация.

Чтобы привить любовь к изобразительной деятельности использовала нетрадиционные способы, рисование пальцами, ладошкой,  кулачком, мыльными пузырями, ватными палочками, штампиками, лепка цветного саленного теста, аппликация из ткани, обрывание бумаги и составления узора из них и т.д.использую в своей работе ИКТ. Такие нетрадиционные способы доставляют детям множество положительных эмоции, раскрывает возможность использованию хорошо знакомых им предметов и качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования, лепки и аппликации увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских работ.

В каждое занятие включена физкультурная минутка,  которая тематически связана с учебными заданиями.

 В  программе предусмотрено:  

 Рисование -16 часов,

Аппликация -11 часов,

Лепка -5 часов

        тема

Кол.зан.

Цели занятия

Основные знания и умения.

1

Как у нашего крыльца посадили деревца.

Береза

Ива

дуб

1

Воспитывать у детей любовь к природе, уважение к труду, желание принимать в нем участие, переделать образ деревца с тонким стволом, ветками, листьями.

Продолжать учить правильно держать карандаш, уметь передавать в рисунке образ предмета.

2

Животных рисовать люблю

3

Развивать у детей замысел, учить рисовать животных (мышка, кошка, собака)

Уметь изображать природные объекты, используя разнообразную технику рисования. Знать каким приемам можно, изобразить заданные объекты

3

Цыпленок и утенок гуляют на поляне

1

Продолжать учить детей создавать изображения предметов, состоящих из округлых и овальных частей; передавать в сюжетном рисунке взаимосвязь между персонажами через их расположение относительно друг друга.

Уметь передавать в рисунке цветущий луг. Использую нетрадиционный способ. Знать и называть объекты природы

4

Рубашка для медведя

1

Учить детей передавать в рисунке различия между кругом  и овальной и прямоугольной формой; продолжать учить закрашивать рисунок карандашами, непрерывным движением «туда-сюда

Уметь рисовать предметы круглой, овальной и прямоугольной формы. Выделять и передавать в рисунке основные детали предмета

5

Зайчик под елочкой

1

Продолжать учить детей передавать в рисунке не сложный сюжет, соблюдать элементарные пропорции между предметами.

Уметь изображать елку с постепенно удлиняющимися к низу ветками, через разное положение ушей зайца передавать разное состояние зверька.

6

Кошечка  на окошечке

1

Учить детей изображать на основе овала (туловище, голова) передавая в рисунке его характерные особенности:

Уметь изображать природные объекты, используя разнообразную технику рисования. Знать каким приемам можно, изобразить заданные объекты

7

Здравствуй дедушка Мороз

1

Вызывать у детей интерес к сказочному образу, стремление передать настроение красками

Уметь аккуратно выполнять работу разными способами, красиво располагать силуэт на рисунке.

8

Сказочные цветы

1

Развивать у детей воображение, учить замечать особенности сказочного образа.

Уметь отличать от реального, использовать знакомые приемы рисования красками.

9

Как зверюшки пришли к домику снегурочки

1

Учить объединять предметы разной величины и формы (дом и животные), через их расположение относительно друг друга и соблюдение пропорции между ними.

Уметь сочетать цвета для домика снегурочки, уметь самостоятельно выбирать холодные цвета при его изображении.

10

Первый снег на дворе

1

Учить детей самостоятельно передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы, замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками.

Уметь выполнять рисунок в указанной последовательности, упражнять  в ритмичном нанесении точек ватной палочкой.

11

Кисть рябины

1

Учить рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиком. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Закрепить представление о соплодиях(кисть, гроздь) и их строении, и уметь изображать дерево рябины.

12

Веселый клоун

1

Вызвать у детей интерес к клоунам, желание передать в рисунке, характерные особенности наряда клоуна

Умение хорошо располагать изображение на листе, использовать разные методы рисования.

13

Храбрый петушок

1

Учить рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая форму и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу. Повторяя общие очертания силуэта.

Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

14

Кто-кто в рукавичке живет

1

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев, передавая как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. литературного

Развивать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами, композиционные умения. Знакомить с приемами передачи сюжета; выделять главное, изображения более крупно на переднем плане

ЛЕПКА

1

Паучок на паутине

1

Учить лепить выразительные образы насекомых. . Развивать чувство формы и цвета развивать творческую инициативу

Совершенствовать технику лепки. Формировать умение дополнять свою работу не сложными деталями.

2

Мы сегодня в цирк пришли

1

Учить детей передавать в лепке несложные сценки. Объединить фигуры общим содержанием.

Уметь передавать несложные движения фигур. Упражнять в пользовании разных приемов лепки.

3

Робот Робин

1

Учить детей лепить робота, объяснить, что это такое. Рассмотреть из каких геометрических фигур состоит робот

Уметь лепить робота и передавать простые движения фигуры. Упражнять в применении разнообразные приемы лепки

4

Дед Мороз принес подарок

1

Учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе) самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза

Показать возможность лепки мешка из плоской формы путем преобразованию в объемную. Развивать чувство композиции, формы, пропорции.

5

Нарядные лошадки

1

Учить детей лепить лошадку конструктивным способом из четырех и пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов. Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешения двух исходных цветов.

Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепкой фигурки.

АППЛИКАЦИЯ

1

Разноцветные матрешки

1

Вызвать у детей интерес к матрешкам, желание передать в аппликации, характерные особенности наряда Матрешки

Умение хорошо располагать изображение на листе, вырезать на глаз  мелкие детали, аккуратно наклеивать изображение

2

Полосатый коврик

1

Учить вырезать полоски одинаковой величины

Формировать умение дополнять свою работу несложными деталями

3

Грузовичок

1

учить детей создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата

Закрепить знание о геометрических фигур (находить и называть их). Развивать воображение и творчество детей.

4

Строим дом

1

Продолжать учить детей вырезать предметы геометрической формы. Составляя из них изображения конкретного предмета (дома)

Развивать воображение, эстетическое восприятие. Закреплять умение вырезывать и аккуратно наклеивать изображения.

5

Идет бычок качается

1

Продолжать учить детей различным приемам вырезывания, сгибая. Усложнять композицию-изображение предметов сменяется изображением животных.

Закреплять вырезывание по косой,  по кругу., упражнять в красивом расположении изображения на листе бумаги.

6

На птичьем дворе

1

Учить детей задумывать содержание своей работы , подбирать для изображения кусочки бумаги подходящей формы и цвета.

Развивать умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур. Развивать творческие способности , воображение.

7

Украсим рукавички

1

Учить составлять узор из знакомых элементов, учить самостоятельно создавать  узор.

Развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу, а не по образцу.

8

Цыпленок

1

Учить детей выполнять аппликацию способом обрывания   кусочками бумаги неправильной формы

Умение хорошо располагать изображение на листе, обрывать  на глаз  мелкие детали, аккуратно наклеивать изображение

9

Нарядное платье

1

Учить детей передавать форму одежды, расположение частей и величину. Самостоятельно подбирать бумагу для элемента украшения, чтобы они гармонично сочетались по цвету

Развивать умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур. Развивать творческие способности , воображение.

10

Пароход

1

Продолжать учить детей вырезать предметы геометрической формы. Составляя из них изображения конкретного предмета (дома)

Развивать воображение, эстетическое восприятие. Закреплять умение вырезывать и аккуратно наклеивать изображения.

11

Белая лилия

1

Учить детей самим изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Москва 2007г.
  2. Малышева А.Н. «Аппликация в детском саду» Ярославль Академия развития 2010г.
  3. Румянцева Е.А. «Простые поделки». Айрис –пресс 2008г.
  4. Швайко Г.С.      «Занятие по изобразительной деятельности»  Гуманитарный издательский центр Владос  2002
  5.  Павлова О.В. «Изобразительная деятельность, Художественный труд»

            .Образовательное пространство ДОО ФГОС ДО

       6. Т.С.Камарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Соответствует  

               ФГОС 2016г    .



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  РАЗВИТИЮ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ,

ЧЕРЕЗ  РАЗНЫЕ ВИДЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

                                                          ( старшая группа)                                

                                                      Пояснительная записка

 В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

           В программе 32 занятий. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Количество занятий отводится на изучение каждой новой темы, определяется ее содержанием и степенью трудности. На каждом занятии идет изучение нового материала и повторение пройденного.

Цели и задачи программы:

  1. Прививать детям основы художественной культуры, развивать эстетическое       отношение к окружающему через личностную позицию, формирование образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам, явлениями действительности, искусству как основе развития творческой личности; формирование эстетического вкусов и потребностей.
  2. Дать детям представление о нетрадиционных способов ИЗО деятельности, развивать творческие способности и изобразительных навыков; обучать основам художественной грамотности.

В качестве исходных были определены следующие принципы построения программ:

- учет личностной ориентации;

- соответствие возрасту, интересам, желанию (это определяет отбор содержания, позволяет использовать методы и приемы дифференцированного подхода в игровой, учебной деятельности);

- научное построение (дает теоретическое обоснование проблемы, определяет цели и содержание программы);

- преемственность между традиционным и новым (новизна проявляется во внутренних условиях дифференциации педагогического  процесса, учете биологических, физиологических и психологических особенностей детей в разных видах деятельности, создание педагогической среды реализует специфические интересы детей в игровой деятельности).

Следует подчеркнуть, что все занятия в программе интегрированные:

Ознакомление с окружающим и рисование,

Ознакомление с окружающим и лепка,

Ознакомление с окружающим и аппликация.

Чтобы привить любовь к изобразительной деятельности использовала нетрадиционные способы, рисование пальцами, ладошкой,  кулачком, мыльными пузырями, ватными палочками, штампиками, лепка цветного саленного теста, аппликация из ткани, обрывание бумаги и составления узора из них и т.д.использую в своей работе ИКТ. Такие нетрадиционные способы доставляют детям множество положительных эмоции, раскрывает возможность использованию хорошо знакомых им предметов и качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования, лепки и аппликации увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских работ.

В каждое занятие включена физкультурная минутка,  которая тематически связана с учебными заданиями.

 В  программе предусмотрено:  

 Рисование -16 часов,

Аппликация -11 часов,

Лепка -5 часов

        тема

Кол.зан.

Цели занятия

Основные знания и умения.

1

Как у нашего крыльца посадили деревца.

Береза

Ива

дуб

1

Воспитывать у детей любовь к природе, уважение к труду, желание принимать в нем участие, переделать образ деревца с тонким стволом, ветками, листьями.

Продолжать учить правильно держать карандаш, уметь передавать в рисунке образ предмета.

2

Животных рисовать люблю

3

Развивать у детей замысел, учить рисовать животных (мышка, кошка, собака)

Уметь изображать природные объекты, используя разнообразную технику рисования. Знать каким приемам можно, изобразить заданные объекты

3

Цыпленок и утенок гуляют на поляне

1

Продолжать учить детей создавать изображения предметов, состоящих из округлых и овальных частей; передавать в сюжетном рисунке взаимосвязь между персонажами через их расположение относительно друг друга.

Уметь передавать в рисунке цветущий луг. Использую нетрадиционный способ. Знать и называть объекты природы

4

Рубашка для медведя

1

Учить детей передавать в рисунке различия между кругом  и овальной и прямоугольной формой; продолжать учить закрашивать рисунок карандашами, непрерывным движением «туда-сюда

Уметь рисовать предметы круглой, овальной и прямоугольной формы. Выделять и передавать в рисунке основные детали предмета

5

Зайчик под елочкой

1

Продолжать учить детей передавать в рисунке не сложный сюжет, соблюдать элементарные пропорции между предметами.

Уметь изображать елку с постепенно удлиняющимися к низу ветками, через разное положение ушей зайца передавать разное состояние зверька.

6

Кошечка  на окошечке

1

Учить детей изображать на основе овала (туловище, голова) передавая в рисунке его характерные особенности:

Уметь изображать природные объекты, используя разнообразную технику рисования. Знать каким приемам можно, изобразить заданные объекты

7

Здравствуй дедушка Мороз

1

Вызывать у детей интерес к сказочному образу, стремление передать настроение красками

Уметь аккуратно выполнять работу разными способами, красиво располагать силуэт на рисунке.

8

Сказочные цветы

1

Развивать у детей воображение, учить замечать особенности сказочного образа.

Уметь отличать от реального, использовать знакомые приемы рисования красками.

9

Как зверюшки пришли к домику снегурочки

1

Учить объединять предметы разной величины и формы (дом и животные), через их расположение относительно друг друга и соблюдение пропорции между ними.

Уметь сочетать цвета для домика снегурочки, уметь самостоятельно выбирать холодные цвета при его изображении.

10

Первый снег на дворе

1

Учить детей самостоятельно передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы, замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками.

Уметь выполнять рисунок в указанной последовательности, упражнять  в ритмичном нанесении точек ватной палочкой.

11

Кисть рябины

1

Учить рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиком. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Закрепить представление о соплодиях(кисть, гроздь) и их строении, и уметь изображать дерево рябины.

12

Веселый клоун

1

Вызвать у детей интерес к клоунам, желание передать в рисунке, характерные особенности наряда клоуна

Умение хорошо располагать изображение на листе, использовать разные методы рисования.

13

Храбрый петушок

1

Учить рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая форму и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу. Повторяя общие очертания силуэта.

Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

14

Кто-кто в рукавичке живет

1

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев, передавая как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. литературного

Развивать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами, композиционные умения. Знакомить с приемами передачи сюжета; выделять главное, изображения более крупно на переднем плане

ЛЕПКА

1

Паучок на паутине

1

Учить лепить выразительные образы насекомых. . Развивать чувство формы и цвета развивать творческую инициативу

Совершенствовать технику лепки. Формировать умение дополнять свою работу не сложными деталями.

2

Мы сегодня в цирк пришли

1

Учить детей передавать в лепке несложные сценки. Объединить фигуры общим содержанием.

Уметь передавать несложные движения фигур. Упражнять в пользовании разных приемов лепки.

3

Робот Робин

1

Учить детей лепить робота, объяснить, что это такое. Рассмотреть из каких геометрических фигур состоит робот

Уметь лепить робота и передавать простые движения фигуры. Упражнять в применении разнообразные приемы лепки

4

Дед Мороз принес подарок

1

Учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе) самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза

Показать возможность лепки мешка из плоской формы путем преобразованию в объемную. Развивать чувство композиции, формы, пропорции.

5

Нарядные лошадки

1

Учить детей лепить лошадку конструктивным способом из четырех и пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов. Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешения двух исходных цветов.

Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепкой фигурки.

АППЛИКАЦИЯ

1

Разноцветные матрешки

1

Вызвать у детей интерес к матрешкам, желание передать в аппликации, характерные особенности наряда Матрешки

Умение хорошо располагать изображение на листе, вырезать на глаз  мелкие детали, аккуратно наклеивать изображение

2

Полосатый коврик

1

Учить вырезать полоски одинаковой величины

Формировать умение дополнять свою работу несложными деталями

3

Грузовичок

1

учить детей создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата

Закрепить знание о геометрических фигур (находить и называть их). Развивать воображение и творчество детей.

4

Строим дом

1

Продолжать учить детей вырезать предметы геометрической формы. Составляя из них изображения конкретного предмета (дома)

Развивать воображение, эстетическое восприятие. Закреплять умение вырезывать и аккуратно наклеивать изображения.

5

Идет бычок качается

1

Продолжать учить детей различным приемам вырезывания, сгибая. Усложнять композицию-изображение предметов сменяется изображением животных.

Закреплять вырезывание по косой,  по кругу., упражнять в красивом расположении изображения на листе бумаги.

6

На птичьем дворе

1

Учить детей задумывать содержание своей работы , подбирать для изображения кусочки бумаги подходящей формы и цвета.

Развивать умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур. Развивать творческие способности , воображение.

7

Украсим рукавички

1

Учить составлять узор из знакомых элементов, учить самостоятельно создавать  узор.

Развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу, а не по образцу.

8

Цыпленок

1

Учить детей выполнять аппликацию способом обрывания   кусочками бумаги неправильной формы

Умение хорошо располагать изображение на листе, обрывать  на глаз  мелкие детали, аккуратно наклеивать изображение

9

Нарядное платье

1

Учить детей передавать форму одежды, расположение частей и величину. Самостоятельно подбирать бумагу для элемента украшения, чтобы они гармонично сочетались по цвету

Развивать умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур. Развивать творческие способности , воображение.

10

Пароход

1

Продолжать учить детей вырезать предметы геометрической формы. Составляя из них изображения конкретного предмета (дома)

Развивать воображение, эстетическое восприятие. Закреплять умение вырезывать и аккуратно наклеивать изображения.

11

Белая лилия

1

Учить детей самим изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию

Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Москва 2007г.
  2. Малышева А.Н. «Аппликация в детском саду» Ярославль Академия развития 2010г.
  3. Румянцева Е.А. «Простые поделки». Айрис –пресс 2008г.
  4. Швайко Г.С.      «Занятие по изобразительной деятельности»  Гуманитарный издательский центр Владос  2002
  5.  Павлова О.В. «Изобразительная деятельность, Художественный труд»

            .Образовательное пространство ДОО ФГОС ДО

       6. Т.С.Камарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Соответствует  

               ФГОС 2016г    .