Отчет по теме самообразования: «Гендерное воспитание детей в средней группе в условиях ДОУ.»

Фокша Ольга Сергеевна

 

 

 

 

Отчет по теме  самообразования:

«Гендерное воспитание детей в средней группе в условиях ДОУ.»

 

 

Составила:

 Фокша О.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: повысить свой уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании ДОУ.

Задачи:

1.      Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей;

2.      Формирование у родителей гендерной компетентности.

План работы по теме:

1.      Изучить литературу по теме;

2.      Ознакомиться с требованиями ФГОС по гендерному подходу и воспитанию детей;

3.      Подготовить консультации для родителей: «Мальчики и девочки два разных   мира», «Особенности развития мальчиков и девочек».

4.      Внедрить в работу с детьми новые игры и пособия.

Отчет:

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала  очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:

·         Женственность мужчин и мужественность женщин;

·         Притупление чувств гендерной принадлежности;

·         Рост неадекватных форм поведения среди молодежи;

·         Рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируется, прежде всего, на психологические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психофизиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способов восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована , да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное  влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольном возрасте происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3года дети начинают осознавать свой пол и идентифицировать себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость.

Гендерное воспитание – комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности.  В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально - биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе.

Итоги работы с детьми: были проведены беседы: « Смотрите, какой я!», « Кто есть кто», «Я среди других», «Я и моя семья», «Кто я», «Из чего сделаны мальчишки?», «Мир девчонок».  Дидактические игры: женская и мужская работа, одень куклу в театр, в магазин, опиши того, кто справа…,кто кем был.  Сюжетно - ролевые игры: ждем гостей, больница, дочки - матери, кафе. Рисование, аппликация: мой портрет, моя семья, подарок для мамы, для папы. А также, работа с зеркалом, чтение художественной литературы ( Л. Толстой « Шли по лесу два товарища…», Я. Сегель «Как я был мамой», Э. Успенский « Если был бы я девчонкой» и т.д.), экскурсии.

В процессе обучения важно учитывать, что мальчики и девочки воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии. Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии  других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата.

Игры у мальчиков и девочек отличаются друг от друга.  Для мальчиков свойственны, более шумные, подвижные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы.

Таким образом, дети научились идентифицировать себя с представителями своего пола. Умеют соотносить свое полоролевое поведение с поведениями других.  У детей развиты представления о других людях на основе сопоставления.

Работа с родителями: папки передвижки, консультации, памятки, культурно – досуговые мероприятия. Привлечение родителей к играм и беседам с детьми в группе (игры в шашки, футбол, конструирование – папы; беседы с девочками о гигиене, о манерах поведения – мамы).

Моя работа по созданию условий в группе, способствующих  гендерной социализации детей, приносит положительные результаты. Родители детей приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, они стали более внимательны и доброжелательны друг к другу. Я думаю полученный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться. Мальчики и девочки – два разных мира.  Если мы воспитатели и родители будем заинтересованы в воспитании детей с учетом гендерных особенностей, то сможем с успехом решить эти задачи. По опыту работы, в этом году я увидела , что не все родители в этом заинтересованы и хотят принимать участие в мероприятиях группы. Это является основной проблемой в моей работе, поэтому в дальнейшем буду использовать новые более эффективные формы работы с родителями.