Учитель года -2018

Фроленко Юлия Юрьевна

Конкурс "Учитель года" не зря сравнивают с олимпиадой.

Стать победителем - может ли быть достижение выше?

Конкурс с жёстким отбором и высочайшей конкуренцией.

Пожелайте мне удачи!

Я - на старте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я - учитель"27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов № 13 имени академика М.К. Янгеля»

города  Усть-Илимска Иркутской области

Фроленко Юлия Юрьевна

учитель изобразительного искусства

Эссе «Я - учитель»

г. Усть-Илимск

2018 г.

У каждого человека свой путь в жизни… Гадаю, был ли мой выбор случайным. В детстве я никогда не хотела стать учителем, мечтала стать милиционером. Всё моё детство прошло в посёлке Новая Игирма. Помню, будучи под впечатлением прочитанной повести Геннадия Михасенко «Неугомонные бездельники», я во дворе организовала команду «Союз чести». Члены этого «сообщества» «курировали» наш двор: следили, чтобы не было драк, убирали мусор, подвязывали раненые деревья.

В школе всё всегда было ровно - я была примерной ученицей. Мне очень нравилось учиться,  и это у меня хорошо получалось. Рисовала, писала стихи. Меня окружали прекрасные учителя- мастера своего дела, профессионалы. Уроки же изобразительного искусства и черчения как-то прошли мимо меня, не отложились в памяти.

После школы - вуз. Ближайший. Братский индустриальный институт. И вдруг – начертательная  геометрия. Я влюбилась в этот предмет сразу! Прекрасный педагог помог раскрыться моим способностям к черчению. Позднее, оказавшись в педагогическом училище на художественно- графическом отделении, я уже смело и уверенно демонстрировала такой багаж графических навыков, что позволил стать  «любимицей» преподавателя. Галина Ивановна Шестакова, «педагог от бога», так интересно преподносила самый, казалось бы, скучный материал, показывала такие замысловатые пособия, детали, что я окончательно убедилась: черчение – это моё.

Совсем другое дело - живопись и рисунок. Здесь я столкнулась с большой проблемой, ведь я не заканчивала художественной школы, мир изобразительного искусства оставался непознанным, художественного опыта не было никакого. Первый урок живописи в собственной ученической жизни до сих пор перед глазами… Перед нами - муляжи овощей, фруктов. И задача -  воссоздать предметы акварельными красками. Я и нарисовала… жёлтый лимон, зелёное яблоко и красный томат. Ни бликов, ни теней. Мои первые живописные работы... Я бы не стала сейчас их показывать своим ученикам. А тогда меня выручил «комплекс отличницы». Я с удивлением наблюдала, как мои сокурсники «живописали» без особых усилий, легко, свободно. Неужели я не смогу? Я должна научиться! Изучила литературу, много рисовала с натуры. И дело пошло. Трудно, с усилиями. Но к третьему курсу я научилась рисовать, даже во вкус вошла. Окончила я училище с отличием.

Начался путь школьной учительницы. Сначала это была Новоигирменская школа № 2. Маленькая, уютная. Учителя, ученики – действительно близкие люди. Такого взаимо-участия, со-бытия всех участников учебного процесса я больше нигде не встречала. Дружили семьями, домами.

С первых дней педагогической деятельности я выполняла и функции классного руководителя. Вместе с учениками погружалась в мир изобразительного искусства и черчения, классных и общешкольных мероприятий. Обучала и воспитывала собственным примером: чтобы воспитать самостоятельного, инициативного и творческого ученика, необходимо самой быть такой.

        Мой кумир в педагогической деятельности - Игорь Павлович Волков, учитель рисования и черчения из Подмосковья, организовавший в обычной средней школе специальные  творческие мастерские - вместо уроков труда и изобразительного искусства он проводил синтезированные уроки творчества. Ученики выполняли работы по различным разделам науки и искусства, вели «Творческие книжки учащегося», в них велся учёт самостоятельных творческих работ, выполненных сверх учебной программы. Игорь Павлович осуществлял на практике наиважнейшую задачу - развитие творческих способностей детей. По мнению Волкова И.П., дети одарены преимущественно в какой-либо одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

         Вдохновившись передовым опытом, я стала активно внедрять технологии обучения творчеству, развивая в учениках самостоятельность, активность и инициативу, то есть качества, сопутствующие творческим способностям. Меня назначили руководителем школьного методического объединения учителей изобразительного искусства, черчения, музыки, обслуживающего и технического труда. В меня поверили! Мысли одна смелее другой побежали «по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облака». В общем, размечталась, захотелось чего-то нового, оригинального. Как-то быстро методическое объединение переросло в команду единомышленников, мы организовали творческие мастерские, подобные «волковским». И началась интересная, несколько предметов охватывающая совместная детско-взрослая проектная деятельность. Какая бурная детская фантазия! Какие материалы только не использовались?! Сколько макетов, моделей сконструировано?! Сколько чертежей построено?! Здесь налицо были и межпредметные связи, и связь теории с практикой. Наши усилия не прошли даром: неоднократно мы становились победителями творческих конкурсов и выставок. Выиграли главный приз (100 тысяч рублей) во всероссийском конкурсе «Сто классных проектов» и на полученные деньги организовали школьный театр, еще более нас вдохновивший.

Тогда я и поняла: раз школа захватывает меня целиком, значит, школа – это и есть моя жизнь. Мне нравилась ежедневная карусель школьных дел! Она не замедляла своего кружения и вечером - вечерами по совместительству работала в Школе искусств, заочно училась в Иркутском педагогическом институте, воспитывала двух собственных детей. Я всё успевала! Помню, директор школы Маскаленко Марина Александровна сказала мне: «Юличка, ты работаешь на износ. Я не хочу, чтобы ты рано исчерпала весь свой жизненный потенциал. Побереги себя!». Я понимала, что «горю» на работе, но остановиться или немного затормозить в своих педагогических поисках и творческих порывах не могла. Всем известна эта древняя мудрость: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». А кто способен зажечь этот факел? Лишь тот, кто сам горит. Признаюсь, я  и до сей поры не научилась работать "с умом", без повышенной самоотдачи и чувства ответственности.

Затем в моей жизни появилась Новоигирменская школа №3, бывший лицей. Школа большая (около тысячи учащихся), известная в районе высоким интеллектуальным потенциалом своих выпускников. Здесь я раскрылась как управленец, работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, получила второе высшее образование по программе «Управление человеческими ресурсами в образовательном учреждении» по направлению «Менеджмент». Однако не забыла и о своих предметах и учениках: параллельно с административной должностью исполняла  роль классного руководителя и вела уроки. Всё также задавалась вопросами: «Как помочь ребятам раскрыть свои таланты? Смогу ли я стать своим воспитанникам тем наставником, который раздвинет перед ними горизонты, поможет поверить в себя? Как сделать свой предмет любимым, увлекательным и современным?». Такие возможности открылись мне с появлением информационных технологий, новой техники – видео-, фото-, компьютерной.

Активно внедрить современные информационные технологии мне помогло сотрудничество с Открытым Молодёжным Университетом города Томска. Используя комплексную образовательную программу «Школьный университет», я получила возможность реализовать дизайнерские проекты с помощью различных компьютерных программ,  использовать виртуальную среду. Сначала это было 2 элективных курса для 10-11 классов: «Основы компьютерного дизайна» и «AutoCAD: черчение и моделирование». Опыт оказался интересным, решила продолжить сотрудничество. Затем курировала программы «Юный дизайнер», «Азбука офиса», «Основы векторной графики».Так, изучаякомпьютерную графику, осваивая графические редакторы, сначала я, а затем и мои ученики овладевали современные информационно-коммуникационные компетенции.

И вот теперь - средняя общеобразовательная школа № 13 имени академика Михаила Кузьмича Янгеля г.Усть-Илимска со звучным названием Школа Мира Миров. С порога школы я сразу почувствовала её индивидуальный стиль, который (как узнала позже) определяетсяее концепцией, ведущей идеей –формирование личности учащегося средствами искусства. Покорили самобытные традиционные дела: «Янгелевские дни», День толерантности, День открытых зонтов, персональные выставки и сольные концерты учащихся, «Усть-Илимский Арбат», общешкольный дизайн-проект «В школе Мира Миров», культурологический проект «Школа в городе».

По моему мнению, школа с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла - идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены, танцоры и театралы. Наконец-то за много лет я почувствовала по-настоящему всю важность и значимость моего предмета. Сегодня я - учитель изобразительного искусства в 1-9 классах, в моём арсенале интересные  уроки: живопись, рисунок, основы дизайна, скульптура. В 10-м классе я – мастер производственного обучения, помогаю старшеклассникам освоить профессию «Исполнитель художественно-оформительских работ».

Мечта! Да, я влюблена в изобразительное искусство и хочу, чтобы эта любовь передалась моим ученикам. Создание творческой, открытой, интересной, развивающей среды на уроке – одна из моих задач. Я всегда помню, что каждый мой ученик - это личность уникальная. Открыть в ребёнке своё, особенное, помочь поверить в себя – в этом и есть моя миссия.

У каждого человека свой путь в жизни. Я, педагог с 19-летним стажем, точно знаю, что выбрала правильный путь - путь к детскому сердцу через прекрасное, духовное, эмоциональное.