МОИ ПУБЛИКАЦИИ, СТАТЬИ

Ефимина Оксана Евгеньевна

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В САТКИНСКОМ ГОРНО-КЕРАМИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ИМЕНИ А.К. САВИНА

С.А. Бабенко, О.Е. Ефимина, Челябинская обл., г. Сатка

Основная задача российской образовательной политики – обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и удовлетворения текущих и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Качество образования – это совокупность образовательных качеств, отвечающих современным требованиям педагогической теории и практики и способных удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства [1].

В теории социального управления понятие «качество» обычно рассматривается в широком и узком смысле этого слова. Качество в узком смысле – это качество результатов. Качество в широком смысле – это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он происходит: качество образования, качество технологии, качество экономических и материальных условий, качество и материально-финансовых условий, качество менеджмента [2].

Качество продукции воспринимается в двух планах:

1. Мера его конструкционного совершенствования –  соответствие нормам, которые могут быть определены его фирмой -изготовителем, либо произвольно на основе региональных, национальных, международных требований к конкретному изделию, услуге.

2. Мера его функционального совершенствования - удовлетворение реальных потребностей в соответствии с назначением продукта.

Качество продукции – это гармонизация ее конструктивного и функционального качества.

Система качества – совокупность взаимосвязанных элементов управленческой системы, обеспечивающая качество результатов.

Рассмотрим это понятие применительно к образованию[7].

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства [3].

Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания [5].

Качество образования - совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающей молодежи [6].

Качество образования - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих обучающих, общества, заказчиков на образование [5].

Технологии управления качеством образования уделяли внимание в своих работах П.Ф. Анисимов, В.П. Беспалько, М.М.Поташник, Д.В. Татьянченко, Т.Н. Шамова и др.

Управление качеством образования - это обеспечение проектирования, достижения и поддержания качества условий образовательного процесса, его реализации и результатов [5].

Разрабатывая систему управления качеством образования в нашем колледже, мы сформулировали политику и общие принципы системы управления качеством.

Политика в области качества в Саткинском горно-керамическом колледже:

  1. Обеспечить уровень профессиональной подготовки выпускников, соответствующий по качеству требованиям и запросам современного работодателя на основе тесного сотрудничества при построении образовательной программы, при организации учебной и производственной практики обучающихся, при оценке результатов обучения.
  2. Расширять перечень образовательных услуг, удовлетворяя потребности обучающихся и современного рынка труда.

Принципы системы управления качеством представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Принципы системы управления качеством

Первым этапом управления качеством образования является обеспечение проектирования качества образования, вторым этапом должен являться мониторинг (педагогический, методический, материально - технический) третий этап управления качеством образования - анализ собранной информации, четвертый этап - подготовка и принятие управленческого решения. Этапы управления качеством представлены на рисунке 2.

Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования всегда специфичны, они должны соответствовать модели выпускника, которая отвечает современным требованиям и включает ключевые и профессиональные компетенции.

     Создавая образовательную систему в колледже, мы учитывали многопрофильность образовательного учреждения, особенности образовательных и социальных запросов, требований к специалистам конкретной области профессиональной деятельности, в частности к деятельности в области образования. Так в колледже ведётся подготовка как технического, так и гуманитарного профиля - учителей начальных классов и воспитателей детей дошкольного возраста. Отправной точкой работы системы управления качеством в рамках того или иного отделения является модель выпускника, соответствующая современным требованиям, для получения наглядного и адекватного представления о будущей профессиональной деятельности специалиста и проектирования эффективной технологии соответствующей подготовки к ней.

Рисунок 2. Модель системы управления качеством в Саткинском горно-керамическом колледже

Ближайшей задачей для нашего учебного заведения является разработка действующей системы мониторинга, который предполагает наличие определенного качества показателей, отражающих состояние педагогической системы [4].

Первым объектом педагогической системы являются обучающиеся.  Система педагогического мониторинга продиктована необходимостью отслеживать не только общие, профессиональные компетенции, но и те задатки, способности, которые есть у них, уровень их нравственности, здоровья, направленности на профессиональную деятельность, уровень психических процессов учащихся.  

Другим объектом педагогической системы являются преподаватели. От их знаний, профессиональной подготовки, способности к саморазвитию, уровня здоровья, удовлетворенности различными сторонами жизни зависит качество подготовки будущего специалиста.

Третьим объектом педагогической системы является ее руководство. Руководство должно видеть, какие его черты характера, профессиональные умения помогают управлять или тормозят развитие.  Без такой работы все наши потуги выстроить развивающую систему обучения будут бесполезны.  Педагогический мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможности прогноза развития педагогической системы.

   Педагогический мониторинг предполагает наличие определенного качества показателей, отражающих состояние педагогической системы:

а) по выбранным показателям проводятся срезы качества знаний, уровня сформированности умений, которые позволяют получить и анализировать информацию в динамике.

б) педагогический мониторинг позволяет получить объективную информацию для принятия управленческих решений, адекватную реальному положению дел в педагогической системе.

Рассмотрим содержание педагогического мониторинга. Если мы хотим действительно добиться высоких результатов в работе, необходимо отслеживать многие показатели, чтобы выбрать наиболее оптимальные методы обучения, формы работы с учащимися, определить курсы по выбору, построить расписание занятий и др. Кто же должен заниматься мониторингом?

Проще всего, если этим занимается психолого - медицинская служба. Но не всегда штатное расписание позволяет сделать это. Но, если встает необходимость, можно посмотреть и распределить составные части педагогического мониторинга между участниками педагогического процесса.

  1. Отслеживанием знаний занимаются все преподаватели.
  2. Становление и развитие общих и профессиональных компетенций отслеживается как преподавателями колледжа, так и потенциальными работодателями, наставниками обучающихся на практике, как учебной, так производственной.
  3. Изучение сформированности общеучебных умений, уровня умственного развития, умственной самостоятельности, отслеживанием социальной направленности, сформированности познавательных интересов организует учебная часть.  

4. Изучением состояния здоровья - фельдшер.

5. Изучением физической подготовленности - преподаватели физического воспитания.

6. Изучением отношения учащихся к учебе, удовлетворенности учебно-воспитательным процессом – классные руководители, кураторы учебных групп.

7.  Изучением психического состояния учащихся –психолог.

8. Предметом изучения получения дополнительного профессионального образования в период обучения является -количество студентов, получивших дополнительную подготовку от общего числа студентов. Данный критерий отслеживает учебная часть колледжа.

9. Уровень внеучебных достижений студентов, выраженный в количестве участников олимпиад, конференций, семинаров, чемпионатов и олимпиад профессионального мастерства различного уровня (муниципальные, областные, региональные, всероссийские, международные) - критерий, который отслеживает учебная часть и руководитель структурного отделения

10. Трудоустройство выпускников, выраженное в доле выпускников, работающих по специальности- руководители производственной практики, учебная часть колледжа.

Все собранные материалы лишь тогда будут работать, если они доступны каждому преподавателю. Информация должна распространяться. Для этого необходимы определенные формы работы.

Мы используем следующие формы работы:

  • выпуск сборников по образовательному мониторингу,
  • проведение педагогических советов, совещаний,
  • хранение, обработка информации с использованием компьютера,
  • создание индивидуальных карт учащихся,
  • создание и ведение методических паспортов преподавателей.

Отдельные элементы мониторинга используются всеми преподавателями, нам необходимо превратить эти разрозненные элементы в единую систему, включить в качестве объектов мониторинга показатели не только обученности, а образованности студентов, разработать методики и критерии оценки ключевых компетенций учащихся.

Для удобства сбора, обработки и хранения информации нами были разработаны индивидуальные карты на каждого учащегося и методические паспорта на каждого преподавателя.

По возможности, для оптимизации сбора информации и своевременной её обработки, мы стараемся автоматизировать этот процесс, посредством введения автоматизированных систем обработки информации.

Система мониторинга включает методический мониторинг - обязательное изучение профессионально - педагогической подготовки преподавателей, творческой деятельности коллектива, здоровья преподавателей, отслеживанием результатов управленческой деятельности, на наш взгляд, находится в ведении учебной части, руководителя структурного отделения, методической службы. Наш опыт показывает, что методические паспорта также являются одним из средств диагностики профессионального роста преподавателя, средством выявления критических точек реализации конкретных профессиональных задач и средством оптимизации труда, т.к. позволяют регулярно собирать необходимую информацию на системной основе системе (2 раза в год), они удобны для обработки и анализа. Особенно автоматизированный формат, представленный электронными формами. Доступные как педагогу, как методисту, руководителю структурного подразделения. Методический паспорт позволяет выстроить систему взаимообучения и наставничества, которая существенно позволяет повысить профессионализм педагогического коллектива.

Материально - технический мониторинг качества образования в колледже, на наш взгляд, должен включать оценку соответствия рабочего места преподавателя и студента современным требованиям производства. В нашем случае, на примере деятельности педагогического отделения, в учебных аудиториях и в учебных мастерских должно применяться как преподавателями, так и обучающимся современное оборудование, используемое в школах о детских садах; дидактические пособия, развивающие профессиональные навыки студентов и обеспечивающие их конкурентоспособность на рынке труда. Учитывая современные тенденции цифровизации образования и его направленность на всестороннее развитие личности, такой мониторинг необходимо проводить не реже чем один раз в год и изыскивать пути модернизации базы профессиональной подготовки.

Таким образом, разрабатываемая система управления качеством образования в Саткинском горно-керамическом колледже отвечает основным целям и задачам модернизации образования в России.

Список литературы:

  1. Анисимов, П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования [Текст] / П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко; Министерство образования и науки РФ, Управление среднего проф. обр., Институт среднего проф. обр. Рос. академии обр. - Казань: Ин-т сред. проф. образования РАО, 2001. - 256 с.
  2. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник для среднего профессионального образования / С. Г. Васин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с. — (Профессиональное образование). —Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/531713 (дата обращения: 16.11.2023).
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.
  4. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: (Метод. пособие для учителя) / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. - Москва:  Пед. о-во России, 1999. - 75 с.: ил.; 20 см. - (Дидактика 2000).; ISBN 5-93134-015-7
  5. Сергеев, А. Г.  Управление качеством образования / А. Г. Сергеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 158 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/518626 (дата обращения: 16.11.2023).
  6. Управление качеством образования: [Практикоориентир. моногр. и метод. пособие] / [М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др.]; Под ред. М.М. Поташника. - Москва: Пед. о-во России, 2004 (ГП Владимир. книж. тип.). - 441 с.
  7. Управление качеством: учебник для вузов / А. Г. Зекунов [и др.]; под редакцией А. Г. Зекунова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/531534 (дата обращения: 16.11.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

БАБЕНКО СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, преподаватель ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж имени А.К. Савина», Челябинская обл., г. Сатка, sbabenko75@mail.ru

ЕФИМИНА ОКСАНА ЕВГЕНЬЕВНА, преподаватель ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж имени А.К. Савина», Челябинская обл., г. Сатка. oks-efimina@yandex.ru



Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ С МЕТОДИКОЙ  ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Нефёдова Л.А., ЕфиминаО.Е.

г. Сатка ГОУ СПО (ССУЗ)

«Саткинский педагогический колледж»

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.

   Все более актуальным последнее время становится вопрос об использовании ИКТ  технологий в обучении будущих специалистов в области  образования : учителей начальных классов и  воспитателей, а в частности, применение обучающих компьютерных программ и Интернет в качестве источника информации и средства общения. Такие факторы, как индивидуализация обучения и организация самостоятельного работы приобретают в связи с этим особую роль в обучении.

   Несмотря на возросшее значение Интернета в изучении предметов, компьютерные программы : MS Word, MS Excel, MS Power Point не теряют своей актуальности и предоставляют широкие возможности для самостоятельной работы. Это обусловлено не только мультимедийным характером обучения: интерактивные средства обучения поддерживают интерес к обучению, что является необходимым условием для успешного преподавания .

Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат   и др.).

Мы считаем, что современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций студента. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании предметных дисциплин, так как способствуют активизации мышления студентов, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь студента и преподавателя. Их внедрение в учебный процесс обеспечивает:

•поддержку и развитие системности мышления обучаемого;

•поддержку всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

•реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

В данной статье остановимся на использовании ИКТ  технологии в преподавании методики развития речи .  Применение ИКТ технологии в преподавании методики развития речи  привносят качественные улучшения в образовательный процесс, в том числе: повышение успешности в обучении, вовлеченности в учебный процесс, улучшение понимания изучаемого материала, формирование функциональной грамотности, проектной грамотности, теоретического мышления, коммуникативности, активности.

Посредством использования ИКТ в преподавании методики  развития  речи становится возможным формирование общекультурных и профессиональных компетенций, увеличивается продуктивность исследовательской работы на разных этапах изучения и усвоения учебного материала, ИКТ позволяет сделать  обучение наглядным, запоминающимся.

В условиях создания проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в эвристической беседе использование ИКТ в преподавании методики развития речи способствует активизации мыслительной деятельности студентов, облегчает и ускоряет поиск решения в процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки.

Разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы ( мультимедийные презентации-тесты, кроссворды основанные на технологии триггеров-«горячих зон слайда», интерактивные тесты,  разработанные на базе MS Excel ), расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения методикой развития речи.    Для обучения  студентов  создан  электронный учебно-методический  комплекс  по методике развития речи, обеспечивающий изучение заданной дисциплины от определенного начального уровня подготовки студента до конечного уровня, диагностично определяемого через способность учащегося отвечать на вопросы, решать задачи и вести проектирование в заданной предметной области.

ЭУМК включает  в себя лекционный материал, практическую работу, семинарские занятия контрольную работу по теме и всему предмету, деловую игру , методические рекомендации по организации  исследовательской работы и  другое. Методическое пособие не только направляет деятельность обучающегося по изучению предмета, но и координирует ее с работой других обучающихся и с преподавателем, учебным планом и формой организации учебного процесса.

Мы  обнаружили возможности интеграции  в преподавании методики развития речи и  технических средств обучения и методики их применения в  и выстроили эти пути отталкиваясь от общепринятого толкования термина «интеграция», представленного в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова (лат. integratio восстановление, - объединение в целое каких-л. частей). В рамках практических занятий по техническим средствам обучения  и при выполнении исследовательских работ по методике развития речи студентами созданы  игровые  ситуационные тренажеры   для детей дошкольного  возраста, направленные  на  формирование  словаря, связной речи, грамматического строя  речи, звукопроизношения  со  знакомыми  любимыми героями, сказочными персонажами. В них материал представлен в занимательной , интерактивной  форме  на цифровых носителях. Создавая данные игры, студенты уточняли, обобщали  свои  знания  не только  по методике развития  речи , но и по с другим  дисциплинам, используя  межпредметные связи. Создание игровых ситуационных тренажеров требует от  студентов  владения  компьютером, различными программами и программными приложениями : MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Paint,Nero WaveEditor, умение  обрабатывать графические изображения выполненные самостоятельно на цифровом фотоаппарате или сканированное изображение ит.д. Подобного рода занятия представили студенту роль сценариста ,создателя и методиста тем самым  предоставив ему  возможность проявления собственного творчества и демонстрации знаний методических требований к занятиям с детьми с использованием ТСО , а также к организации учебно- игровой деятельности с точки зрения педагогики, дидактики и частных методик, закрепить опыт работы с интерактивной доской.

В преподавании методики развития  речи традиционно используются  деловые игры, дидактические игры  (коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш). Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.

Пример дидактической игры «Что, как, почему» по теме «Формирование грамматического строя  речи у  детей дошкольного  возраста» ,направленной  на   систематизацию знаний студентов по теме и умение  применять знания  при решении практических задач. При подготовке к игре студентам  дано задание сделать аудио-или видеозапись речи детей дошкольного возраста разных возрастных этапов  , продумать  по собранному  материалу  вопросы - задания для  студентов  по теме, представить их  с  помощью  цифровых ресурсов .

   Анализ проведенных с применением ИКТ занятий свидетельствует о том, что интегративный подход в изложении учебного материала курсов методики развития речи технических средств  позволяют развивать самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы и возможность практического применения трансформированных ЗУНов в профессиональной деятельности будущего специалиста- воспитателя детей дошкольного возраста или учителя начальных классов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

X Всероссийская заочная

научно-практическая конференция

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ РЕГУЛИРУЕМОГО ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЯ

16 ноября 2011 г.

МОСКВА – ЧЕЛЯБИНСК

Первое информационное письмо

23.08.2011



Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности во внеурочной деятельности

у студентов педагогического колледжа

Ефимина Оксана Евгеньевна,

Преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский педагогический колледж»

Обухова Елена Анатольевна

Преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский педагогический колледж»

  «Сведений науки не следует сообщать

учащемуся готовыми, но его надо привести к  

тому, чтобы он сам их находил, сам ими

овладевал. Такой  метод обучения  

наилучший, самый трудный, самый редкий…»  

                             А. Дистервег

В настоящее время наблюдается повышенный интерес  формам и методам организации внеурочной деятельности младших школьников.

Проблема организации внеурочной деятельности, как части программы социализации и воспитания детей  представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития личностных и профессиональных компетенций будущих педагогов старшими наставниками, способных на уровне авторитета помощи организовывать общую и профессиональную помощь будущему специалисту.

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса колледжа, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами учебной деятельности студентов.

Внеучебная деятельность позволяет педагогу изучить и установить степень проявление тех или иных профессиональных качеств.  

 Научно-педагогической основой организации  внеурочной работы со студентами являются личностно-ориентированные технологии обучения, среди которых прочное место занимает метод проектов (проектная деятельность, педагогическое проектирование).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в процессе обучения, способствует развитию у студентов и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности будущих педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать их личностному развитию, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, метод проектов в учебном процессе — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования.

          Технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества студентов и  педагогов, способом реализации личностно-ориентированных подходов к образованию.

 Совершенствуя свою профессиональную деятельность и направляя её на реализацию современных идей образования, личностно-ориентированный подход мы апробировали метод проектов.

Прежняя система планирования и организация занятий в форме   лекций с включением упражнений развивающего характера не предоставляла  студентам равных возможностей проявить себя, достичь более высоких результатов в научно-исследовательской, творческой, педагогической деятельности. Поэтому, возникшие в нашей практике противоречия между прежней системой обучения и современными требованиями в подготовке  специалистов дошкольного образования и общая тематическая площадка в профессиональной подготовке наших студентов, стали поводом для освоения метода проектов, предоставляющего  студентам педагогического колледжа уникальную возможность проявить своё творчество и оригинальность подхода при решении профессионально важных задач.

В тематическом плане дисциплин по специальности 050704 «Дошкольное образование» Квалификация: воспитатель с дополнительной квалификацией: «Руководитель малокомплектным дошкольным образовательным учреждением» и дополнительной областью знаний «Семейное воспитание» чётко просматривается  общая тема организации жизнедеятельности детей, их родителей и  сотрудников в ДОУ. Это стало определяющим тематики учебного проекта «Детский сад будущего»

     Задачи проекта «Детский сад будущего»:

  1. Обучить планированию (студент умеет определить цель, описать основные шаги по её достижению, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы).
  2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (студент умеет выбрать подходящую информацию и правильно её использовать).
  3. Развивать умение анализировать и критически мыслить.
  4. Развивать умение составлять письменный отчёт о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, чётко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии).
  5. Формировать позитивное отношение к деятельности (студент проявляет инициативу, старается выполнить работу в срок в соответствии с установленным графиком и планом работы).

     Проект предполагал работу в микрогруппах (созданных по симпатиям студентов) по следующим направлениям (Рисунок 1):

Рисунок 1. Направления самостоятельной проектной работы студентов

Работая над проектом в группе, индивидуально и в микрогруппах на протяжении трёх месяцев студенты самостоятельно на третьем этапе работы выстроили и защитили модель «Детский сад будущего», что отражено на рисунке 2.

     Рисунок 2. Этапы работы над проектом «Детский сад будущего»

Как показал наш опыт, проектная деятельность предоставляет каждому студенту возможность свободного выбора направления работы, наиболее интересного привлекательного с его точки зрения, включения разнообразных видов деятельности с учетом индивидуальных способностей.

Индивидуально-личностная основа проектной деятельности позволяет удовлетворить запросы конкретных студентов педагогического колледжа, используя потенциал их свободного времени и достичь высоких самостоятельных результатов.

Проектная форма самостоятельной работы внеучебной деятельности  пробуждает желание студентов познавать сложные азы педагогических дисциплин. Лейтмотивом данной формы работы можно считать лозунг «Всё- всё узнаю, всё-всё смогу».



Предварительный просмотр:

Ефимина Оксана Евгеньевна,

Россия, Челябинская область, г. Сатка,

преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина»

Обухова Елена Анатольевна

Россия, Челябинская область, г. Сатка,

преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина»

Опыт совместной реализации проектной деятельности федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. 

В настоящее время «работодателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, в которой сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность».

Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо использование современных образовательных технологии, являющиеся объективной потребностью в подготовке специалистов. Неотъемлемым элементом этого подхода может стать интеграция усилий преподавателей и работодателей в применении проектных технологий на практике в роли кураторов проекта.

 Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – использование метода проектов в работе с детьми.

В связи с введением федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности дошкольников. Проектная технология позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с заявленными принципами ФГТ и ФГОС.

В ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника.

Вышесказанное стало основанием для работы преподавателей ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинского политехнического техникума им. А. К. Савина» со студентами по методу проектов  и также явилось отправной точкой постановке годовой задачи о создании системы работы по внедрению технологии – «метод проектов» в МАДОУ ЦРР-д/с № 32 «Рябинка», г. Сатка, работающего по образовательной программе «Детство».

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности будущих педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать их личностному развитию, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

В содержании профессиональных модулей по специальности 050704 «Дошкольное образование» чётко просматривается  общая тема организации жизнедеятельности детей, их родителей и  сотрудников  в ДОУ. Это стало определяющим тематики совместного проекта «Реализация федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Опираясь на опыт работы по методу проектов, были спланированы и реализованы следующие этапы работы:

  1. Вводная консультация для студентов педагогического отделения и воспитателей ДОУ, главной задачей которой была погружение в метод проектов. Параллельно в дошкольном образовательном учреждении был проведён семинар – практикум «Проектная деятельность в детском саду» с целью ознакомления воспитателей с понятиями «проект», «проектная деятельность», «детский проект» и началом создания системы работы по внедрению технологии – «метод проектов».
  2. Обучающий семинар для студентов педагогического отделения и воспитателей ДОУ на тему «Работаем по методу проектов», также рассмотрены особенности технологии проектной  деятельности  по образовательной программе «Детство».
  3. На третьем этапе по разработке проектов работа продолжилась одновременно в едином ключе темы «Реализация федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в условиях ДОУ и техникума. Студенты в колледже в рамках дисциплин «Управление ДОУ» и «Практикум по работе ДОУ с семьёй» под руководством преподавателей разрабатывали свои проекты согласно выбранным методом жеребьёвки тематических недель. В теоретической части студентам было предложено обосновать актуальность темы недели, раскрыть содержание, опираясь на образовательную программу «Детство». В практической части необходимо было представить результаты в творческой форме, ориентируясь на тематику недели. В свою очередь, воспитатели также создавали с детьми проекты на тему «Золотая осень», «В гостях у сказки», «Здоровейка» и другие.
  4. На четвёртом этапе была организована презентация результатов работы студентов и воспитателей над проектом на базе МАДОУ ЦРР – д/с № 32, целью которой было обогащение опыта реализации на практике современного подхода по календарно-тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Результатом реализации данного проекта стало представление студентами учебного проекта «Планирование», в форме творческих отчётов по тематическим неделям, которые рекомендованы образовательной программой «Детство». И в свою очередь воспитателями ДОУ представление опыта работы по реализации детских проектов «Тематическая неделя».

Работая над проектом в группе, индивидуально и в микрогруппах на протяжении трёх месяцев студенты испытали потребность в поиске информации и способах её представления в ракурсе своей тематической недели. Как отмечали студенты по окончании работы, данный вид деятельности явился для них трудным и интересным одновременно.

Воспитатели МАДОУ ЦРР-д/с № 32 достаточно высоко оценили практическую значимость данной работы: студентами были предложены подробные планы реализации проектов тематических недель учебного года в детском саду для всех возрастных групп.

Как показал наш опыт, проектная деятельность предоставляет каждому участнику возможность свободного выбора направления работы, наиболее интересного привлекательного с его точки зрения, включения разнообразных видов деятельности с учетом индивидуальных способностей и потребностей.

        Таким образом, метод проектов помогает вовлечь и студента и ребенка дошкольного возраста в процесс активной познавательной деятельности, позволяющей осознать, где, каким образом и для каких целей могут быть применены полученные знания. Эта технология – технология 21 века, предусматривающая умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Метод проектов как современная образовательная технология позволяет студентам ещё на стадии обучения погрузиться в непосредственную профессиональную педагогическую среду, что способствует более качественной подготовке будущих специалистов, что вполне отвечает запросам работодателей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

О. Е. Ефимина

преподаватель ГБПОУ

«Саткинский политехнический колледж

им. А. К. Савина»

WEB –КВЕСТЫ  КАК   СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА  РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.

В «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года», подчеркивается необходимость развития неформального и инфернального медийного образования.

Это относительно новые модели профессионального развития, которые описывают множество разных форм обучения, протекающие независимо от программ под руководством преподавателей, в том числе чтение литературы, самообучение, участие в сетевых образовательных сообществах.

Неформальное (НФО) и инфернальное (ИФО) обладает следующими характеристиками:

  • проходят вне образовательных учреждений,
  • обычно не следуют установленному расписанию, часто завязываются внезапно и происходят от случая к случаю, по необходимости или в связи с какими-то событиями;
  • напрямую связаны с содержанием и течением повседневной жизни и работы.

Интернет и социальные сети сегодня на пике популярности у современной молодёжи, особенно в организации общения по интересам и поиска различной информации, в том числе и обучающего характера.

 Профессиональный стандарт и современные реалии требуют становления компетентного специалиста в области образования, способного осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. А также, специалиста, способного к эффективной коммуникации при решении профессиональных задач.

Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций с помощью социальных сетей является технология образовательных web - квестов.

Образовательный web - квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета.

При работе над квест -проектом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде;
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений.

Особенностью образовательных web - квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы, учащихся с ним находится на различных web -сайтах. Кроме того, результатом работы с квестом может являться публикация работ.

Web -квест включает в себя в качестве обязательных следующие части:

  • введение (тема и обоснование ценности проекта),
  • задание (цель, условия, проблема и пути ее решения),
  • процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет- ресурсы, конечный продукт),
  • оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя),
  •  заключение (обобщение результатов, подведение итогов).

Тематика web - квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения web - квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, web -страницы и т.п.

Этапы работы над квестом:

 1. Начальный этап (командный)

Студенты знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

 2. Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания.

 3. Заключительный этап

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.

Одним из условием организации работы является одновременная возможность участия в проекте преподавателя и студентов. В нашем случае, мы использовали популярную среди студентов социальную сеть «В контакте». Где по инициативе учителя была создана «беседа по квесту», выложены необходимые для студентов материалы: карта квеста, с прописанным заданием для группы в целом и выполнения ролевого задания, представлен перечень интернет- ресурсов, обязательных к изучению, требования к оформлению материалов и критерии оценки результатов работы, сроки выполнения задания. Важным условием являлось создание каждой микро группой «закрытой ролевой группы» в сети. При выполнении этого условия на стадии сбора и обработки учебной информации ролевого этапа участники других микро групп не имеют представления о результатах работы по другой роли.

На стадии решения профессионально ориентированных задач (через имитацию ситуации или профессиональной проблемы, задания) происходит смена рабочих групп, объединяющая представителей всех ролей в одну команду. Так, например, в Web – квесте «Секреты писателей –природоведов», изначально преподавателем определено три роли:

  • воспитатель (задача- подобрать или разработать конспекты по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями писателей- природоведов для каждой возрастной группы. Перечень писателей дан.);
  • библиограф (задача – разработать материалы для детей дошкольного возраста по ознакомлению с биографией и творчеством писателей природоведов. Перечень писателей дан.);
  • библиотекарь (задача – подобрать произведения писателей природоведов для детей с 3 до7 лет. Перечень писателей дан).

По истечении определённого времени, на сбор и обработку информации, выполнении ролевого задания в учебной аудитории, оснащённой компьютерами с доступом в сеть локальную и глобальную, мультимедийным оборудованием и необходимой орг. техникой учителем организуется имитационная и презентационная стадии ролевого этапа. То есть, студентам предлагается объединиться в группы по 3 человека по 1 представителю от каждой роли с помощью жеребьёвки (в данном случае цвет жребия определял фамилию писателя). Вновь образованная группа получает групповое задание- из найденной на предыдущем этапе информации: 1) произвести подборку конспектов, биографии и произведений, рекомендованных для работы с детьми дошкольного возраста, оформив её в электронную папку-комплект, в состав которой входит: презентация и «вордовские» документы с конспектами и произведениями выпавшего по жребию писателя; 2) презентовать результаты своей работы аудитории 3) сделать вывод о секрете писателя –природоведа. Таким образом, студенты имеют возможность продемонстрировать личные результаты и результаты работы в команде, произвести обмен информацией, необходимой для решения профессиональных задач. И что не мене важно, такая работа учит студентов выстраивать конструктивный диалог, способствует становлению эффективного   и профессионального общения будущих специалистов.

Заключительный этап направлен на подведение итогов работы над квестом и оформление выводов, предложений.

Нами организовывались аналогичные Web – квесты:

  • «Поэты для детей дошкольного возраста» (содержание ролей аналогичное);
  • «Технологии формирования у детей дошкольного возраста представлений    о времени» (содержание ролей: старший воспитатель (методист) изучает традиционные и современные подходы, технологии формирования временных представлений у детей ; воспитатель подбирает или разрабатывает конспекты занятий по формированию временных представлений в ДОУ, готовит необходимую наглядность в «уголок времени»; родитель подбирает художественное слово по теме «время», готовит выступление о семейном опыте формирования временных представлений и чувства времени у детей).

Веб-квест является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Берни Додж (автор квест технологии) рекомендует использовать 4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микро группе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п.

Таким образом, самостоятельная   работа, организованная через социальные сети в форме Web – квеста ориентирована на поиск, фиксацию, осмысление информации и порождение и изучение нового контента, что делает квест –технологии мощным образовательным инструментом.

Список использованной литературы

1.      Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы / Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/2690/file/1170/ Госпрограмма_Развитие_образования_ (Проект). pdf (дата обращения 20.04.2016)

2.       Кудаева, Н.Б., Учебный курс: Образовательная технология веб-квест/ Н.Б. Кудаева. –Режим доступа:http://nsportal.ru/vu/fakultet-inostrannykh-yazykov/obrazovatelnaya-ehnologiya-veb-kvest/chto-takoe-obrazovatelnyy-veb (дата обращения 10.09.2015)

3.   Романцова, Ю. В Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся/ Ю.В. Романцева. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/ (дата обращения 10.09.2015)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). 
ПР.: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". После освоения модели, "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений.

Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не". 
Составление загадки с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить". 
Составление загадки с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

По окончании работы проводиться выразительное чтение загадки .

ПАМЯТКА –КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей и студентов по обучению детей загадывать загадки по технологии А.А.Нестеренко

http://player.myshared.ru/10/983554/slides/slide_32.jpg

Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.
      В своих исследованиях учёные классифицировали загадки по разным признакам. Ю.Г.Илларионова  выделила различные виды загадок по 
способу построения в них логических задач:

  • Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.
  • Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон..
  • Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
  • Метафорические загадки. 

          Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений . Ну и, конечно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Обучение должно идти следующим образом.

Подготовку к процессу обучения загадывания загадок можно организовать через составление образных характеристик объектов  в играх: «Сравни по цвету», «Сравни по предметы», «Сравни по форме», «Сравни по материалу».

Следующим этапом воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. 
- Какой объект по цвету? Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. 

- Какой объект по действиям? (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 
- Какой он по форме? (заполняется третья строчка левой части таблицы). 
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

По цвету

По действиям

По форме

Виды загадок.

Загадка – рифма. Это загадка, похожая на стихотворение.

Загадка – описание – это загадка, в которой дается описание предмета или явления, путем перечисления различных его признаков.

Загадка – сравнение – это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом или явлением.

Загадка – складка – это загадка, ответ которой является продолжением самой загадки и напрашивается сам собой.

Загадка – обманка – это загадка, в которой подразумевается один ответ, а на самом деле за игрой слов кроется совсем другой.

Загадка – отрицание -  это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом по какому-то одному признаку, отрицая остальные.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОВЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ.

Ефимина Оксана Евгеньевна

Преподаватель ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж имени А.К Савина», РФ, г. Сатка, Челябинская область

E-mail: oks-efimina@yandex.ru

Аннотация

Цель данной статьи раскрыть возможности современных ИКТ в дистанционном образовании лиц с особыми образовательными потребностями, нарушениями здоровья педагогической профессии воспитателя детей дошкольного возраста и учителя начальных классов. В качестве ведущих технологий раскрывается дистанционный урок в формате вебинара или телемоста.

Ключевые слова: обучение; образование лиц с ОВЗ; дистанционный урок; вебинар; телемост.

Современная концепция системы образования согласована с нормативной базой РФ (Конституция РФ 1993 г. Статья 43; Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.03.2014г. № 06-281 « требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащённости образовательного процесса») и предоставляет общий доступ к полноценному профессиональному образованию. Профессиональные образовательные организации идут в ногу со временем и перестраиваются на «правильный формат» дистанционного образования, предусматривающий общение обучающегося с преподавателем и другими студентами группы в режиме «онлайн», в том числе с эффектом присутствия на занятии теоретической или практической подготовки.

Информационные технологии в дистанционном обучении играют роль инструментов, которые:

- обеспечивают обучающимся удаленный доступ к учебному контенту;

- предоставляют обучающимся средства общения с педагогом, а также между собой;

- осуществляют управление и контроль за процессом обучения;

- предоставляют возможность создания эффективных тренажеров, симуляций и так далее.

Так и педагоги педагогического отделения ГБПОУ «Саткинский горно –керамический колледж им. А.К. Савина» ощущая потребность современного общества в таком подходе обучения и свой опыт работы в рамках инновационной площадки по теме «Формирование готовности студентов, обучающихся по специальности44.02.01 Дошкольное образование, к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» , а также реальное взаимодействие с родителями «особых» обучающихся, пришли к пониманию, что львиную долю в открытии равных возможностей  вкладывают родители. А точнее их тип, поведения, который сильно зависит от сложности диагноза у детей и, который либо стимулирует студента на успех в освоении профессии, либо угнетает в них уверенность стать полноценным педагогом. Но современные информационно- коммуникационные технологии в руках педагога могут стать эффективным инструментом, помогающим преодолеть страх родителей и неуверенность «особенного» студента, возникающий на пути освоения секретов педагогической профессии.

Обучение – это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, компетенций[1] .

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимого в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью обучающихся по созданию собственного образовательного продукта с целью освоения обучающимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

Так подключение в режиме телемоста (с помощью приложения от Яндекс и интерактивной панели, или интерактивной доски со стороны образовательной организации и компьютера или планшета со стороны обучающегося) студент, находящийся на реабилитации после длительного лечения принимает активное участие в теоретическом, семинарском или практико-ориентированном занятии. При   этом студенты, находящиеся в классе или специально оборудованной аудитории (в соответствии с осваиваемым профессиональном модуле) выполняют роль детей заданного возраста и указания «педагога» с экрана. Это помогает студенту, не имеющему возможность очного присутствия на таких занятиях, в том числе и на производственной практике, овладеть необходимыми профессиональными компетенциями будущего воспитателя или учителя начальных классах. Поэтому такая форма обучающего взаимодействия с «особыми» студентами принята нашими педагогами и активно применяется при необходимости.

Обучение- это лишь составная часть профессионального образования, которое подразумевает и воспитательный компонент, в том числе профессионально-ориентированное воспитание. Которое успешно реализуется в так называемой внеурочной деятельности. И здесь ИКТ, применяемые в воспитательном компоненте образования лиц с ОВЗ, в силу своих возможностей реализует целый ряд функций. К ним относятся:

• Образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

• Воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя образовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;

• Креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

• Компенсационная – освоение студентом новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих эмоционально значимый для обучающегося фон освоения содержания образования, предоставление ему определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

• Рекреационная – организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психофизических сил студента;

•  Функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

• Функция самореализации – самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

• Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени [2].

Так проект «Презентация и анимация», реализуемый мною на протяжении нескольких лет изначально реализовывал функцию дополнительного образования студентов с нормой развития в области создания мультимедийных презентаций к занятиям в ДОУ или урокам в начальной школе. Но технология Яндекс Телемост и онлайн трансляций в VK позволили «не выпадать» из системы занятий студентам, находящимся на длительном лечении, но при этом желающих участвовать в проекте. И проделанная работа даёт мне достаточную уверенность в реальной возможности применения ИКТ технологий и вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в другие доступные им проекты. Например, связанные с психологическим саморазвитием, художественным творчеством, в том числе и музыкального плана. Что является неотъемлемым компонентом подготовки будущих воспитателей детей дошкольного возраста и учителей начальных классов. Конечно немаловажен воспитательный компонент и для любой другой профессиональной сферы. И особенно это важно в профессиональном становлении обучающихся с ОВЗ.

Итак, применение педагогами современных информационно-коммуникационных технологий - мощный и современный инструмент профессионального образования.

Список литературы:

1.Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технологии//Компьютерра. – 2002. -№ 36. - С. 26-30.

2.Сайт Videouroki.net  «Организация дистанционного обучения для лиц с ОВЗ и инвалидов» https://videouroki.net/course/1606765/orghanizatsiia-distantsionnogho-obuchieniia-dlia-lits-s-ovz-i-invalidov.html



Предварительный просмотр:

Ефимина Оксана Евгеньевна,

Преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский педагогический колледж»

Обухова Елена Анатольевна

Преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский педагогический колледж»

Метод проектов как средство формирования познавательной                                                 самостоятельности  студентов педагогического колледжа

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к продуктивной организации самостоятельной внеурочной деятельности.

Проблема представляет собой комплекс причин, в котором пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития личностных и профессиональных компетенций будущих педагогов.

Проявление тех или иных профессиональных качеств  также может быть установлена и изучена в процессе организации внеучебной деятельности.  

 Научно-педагогической основой организации  внеурочной работы со студентами являются личностно-ориентированные технологии обучения, среди которых прочное место занимает метод проектов (проектная деятельность, педагогическое проектирование).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в процессе обучения, способствует развитию у студентов и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности будущих педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать их личностному развитию, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, метод проектов в учебном процессе — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования.

           Технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества студентов и  педагогов, способом реализации личностно-ориентированных подходов к образованию.

 Совершенствуя свою профессиональную деятельность и направляя её на реализацию современных идей образования, личностно-ориентированный подход мы апробировали метод проектов.

Прежняя система планирования и организация занятий в форме   лекций с включением упражнений развивающего характера не предоставляла  студентам равных возможностей проявить себя, достичь более высоких результатов в научно-исследовательской, творческой, педагогической деятельности. Поэтому, возникшие в нашей практике противоречия между прежней системой обучения и современными требованиями в подготовке  специалистов дошкольного образования и общая тематическая площадка в профессиональной подготовке наших студентов, стали поводом для освоения метода проектов, предоставляющего  студентам педагогического колледжа уникальную возможность проявить своё творчество и оригинальность подхода при решении профессионально важных задач.

В тематическом плане дисциплин по специальности 050704 «Дошкольное образование» Квалификация:воспитатель с дополнительной квалификацией: «Руководитель малокомплектным дошкольным образовательным учреждением» и дополнительной областью знаний «Семейное воспитание» чётко просматривается  общая тема организации жизнедеятельности детей, их родителей и  сотрудников в ДОУ. Это стало определяющим тематики учебного проекта «Детский сад будущего»

Задачи проекта «Детский сад будущего»:

  1. Обучить планированию (студент умеет определить цель, описать основные шаги по её достижению, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы).
  2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (студент умеет выбрать подходящую информацию и правильно её использовать).
  3. Развивать умение анализировать и критически мыслить.
  4. Развивать умение составлять письменный отчёт о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, чётко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии).
  5. Формировать позитивное отношение к деятельности (студент проявляет инициативу, старается выполнить работу в срок в соответствии с установленным графиком и планом работы).

Проект предполагал работу в микрогруппах (созданных по симпатиям студентов) по следующим направлениям:

  • Здоровьесберегающее пространство;
  • Лего-центры в ДОУ;
  • Речевая предметно-развивающая среда;
  • Эстетическая предметно-развивающая среда;
  • Компьютерная среда;
  • Коррекционно-развивающая среда ДОУ;
  • Включение родителей в воспитательно-бразовательный процесс.

Работая над проектом в группе, индивидуально и в микрогруппах на протяжении трёх месяцев студенты самостоятельно на третьем этапе работы выстроили и защитили модель «Детский сад будущего».

Как показал наш опыт, проектная деятельность предоставляет каждому студенту возможность свободного выбора направления работы, наиболее интересного привлекательного с его точки зрения, включения разнообразных видов деятельности с учетом индивидуальных способностей.

Индивидуально-личностная основа проектной деятельности позволяет удовлетворить запросы конкретных студентов педагогического колледжа, используя потенциал их свободного времени и достичь высоких самостоятельных результатов.

Актуальны и сейчас слова Я.А.Коменского, основателя педагогической науки «…поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей».


Предварительный просмотр: