Конспекты уроков

Шаманова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Тема. Обучающее сочинение на морально – этическую тему по тексту

Цель:

  • сформировать умение учащихся составлять связные высказывания на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку; сформировать умение правильно понимать основную мысль текста, выражать свою точку зрения на основе прочитанного;
  • обобщать и расширять представление о типе речи – рассуждение; продолжать работу над формированием навыков построения рассуждения;
  • воспитывать милосердие, сострадание к другим людям.

1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

 Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

Повествование     Описание      Рассуждение

- Мы сегодня будем с вами  рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на морально – нравственную тему»

- Как понимаете слова мораль?

- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)

- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?

- вот какое толкование дает словарь Ожегова:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.


- Какие задачи мы поставим перед собой? (
Мы должны в конце урока написать сочинение на тему)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь?

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

Чтение текста Д. Гранина

1)В прошлом году со мной приключилась беда. 2)Шёл по улице, поскользнулся и упал… 3)Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. 4)Было это примерно в семь часов вечера. 5)В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

6)С большим трудом поднялся, забрёл в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. 7)Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. 8)И говорить-то не могу – рот разбит. 9)Решил повернуть назад, домой.

10)Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь. 11)Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. 12)Народу на улице было много. 13)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. 14)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. 15)Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи…

16)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. 17)Так никто мне и не помог.

18)Позже я раздумывал над этой историей. 19)Могли ли люди принять за пьяного? 20)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. 21)Но даже если и принимали за пьяного – они же видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? 22)Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

23)С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. 24)Нечто подобное – желание отойти, уклониться, не ввязываться – и со мной было. 25)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

26)Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. 27)Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. 28)Персонально виноватых нет. 29)Кого винить? 30)Оглянулся – и причин видимых не нашёл.

31)Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. 32)Из твоей части, из другой – было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. 33)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… 34)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. 35)Но не о них речь, мы сейчас – о главных жизненных правилах той поры.

36)Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. 37)Один человек – я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. 

(По Д.А.Гранину)

4. Частичный анализ текста.

- Какую проблему поднимает Д. Гранин? (Об отсутствии у нынешнего поколения, нынешнего общества такого чувства, как милосердие. Предложения № 23, 25, 26)

- По какому поводу собирается он «бить тревогу»? (Предложение № 37)

- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (О милосердии)

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Найдите в тексте пример милосердия

 5.  Словарная работа в группах 

Ребята, какие нравственные критерии включает в себя понятие милосердие? Составьте ромашку милосердия.

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу

- Что же такое милосердие?

(подготовленный ученик читает определение из словаря Ожегова)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Подберите антоним к слову милосердие

- Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)
итог: все люди нуждаются в милосердии.

6.  Творческая работа. 
Пришло время начать работу над сочинением - рассуждением.  

Вспомним теоретический материал  и ответим на вопросы:
-  Что из себя представляет текст- рассуждение?
- Как строится текст - рассуждение?

план сочинения-рассуждения:

тезис. В качестве тезиса в данном виде сочинения-рассуждения выступает сформулированное определение понятия. Следующий шаг - прокомментировать данное определение (1-2 предложения). Комментарий должен быть связан с последующими аргументами. Нужно ли милосердие в наше время? Что лежит в основе милосердия?

Милосердие — это доброта, это умение сердцем почувствовать чужую боль и делами облегчить её. В основе милосердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоящая любовь к человеку.

  • первый аргумент (по тексту);
  • второй аргумент (из жизни);
  • вывод. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением. Заключение по объёму, как и вступление, должно быть больше, чем основная часть, состоящая из двух аргументов.

Итог урока

Домашнее задание


Предварительный просмотр: