Поисковая работа

Шаманова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

с. Саблинское Александровский район

XIV районная

научно – практическая конференция школьников

«Юность. Наука. Культура»

Секция «Краеведение»

Коса в поверьях и обрядах наших предков

Исследователь:

ученица 10 класса

Неклюдова Валерия

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Шаманова И.А.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Взгляд на волосы в различных литературных источниках….......................4

2. Старославянские обычаи и обряды, связанные с косой……………………5 

2.1 Заплетение косы……………………………………………………6

2.2 Обрезание косы…………………………………………………….6

3. Роль девичьей косы в традиционной русской культуре…….......................7

3.1 Девичья коса………………………………………………………..7

3.2 Насильственное обрезание косы………………………………….7

3.3 Коса как символ готовности девушки к браку…………………..8

3.4 Выкуп косы невесты стороной жениха………………………….8

3.5 Расплетение косы в свадебных обрядах………………………….8

3.6 Расплетение косы в похоронных обрядах………………………..9

3.7 Расплетение косы в обрядовых ситуациях……………………….9

4. Головной убор и его значение в обрядовой культуре наших предков…...10

4.1 Обрядовое значение головных уборов у древних славян………10

  1. Ношение головных уборов на Руси………………………………12

5. Обряды по уходу за волосами………………………………………………..14

6. Современные приметы, связанные с волосами…………………………….15

Заключение……………………………………………........................................18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Введение

 «Расти, коса, до пояса,
 Не вырони ни волоса.
 Расти, косынька, до пят,
 Все волосыньки в ряд»

Сейчас всё чаще, особенно в больших городах, одной из форм самовыражения является изменение своего внешнего вида. Самый простой способ - это изменение прически: новая модная стрижка или изменение цвета волос. Бытует мнение, что «волосы не зубы – отрастут» и многие девушки регулярно подстригаются, изменяя свой имидж. На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. Заплела и пошла. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.

Тема нашего исследования: коса в поверьях и обрядах наших предков.

Цель работы:  узнать как обычаи и обряды наших предков, связанные с косой,  трансформировались в современные приметы.

Задачи работы:

  1. Познакомиться со старославянскими обычаями и обрядами, связанными с косой.
  2.  Выяснить роль девичьей косы в традиционной русской культуре.
  3. Выявить обрядовое значение головных уборов.
  4. Изучить литературу по данной теме, поискать необходимую информацию в сети Интернет
  5. На примере нашей школы исследовать отношение к традиции растить и заплетать косу.

Объект исследования: культурные традиции наших предков, современные приметы.

Предмет исследования: коса.

Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу: обычаи и обряды наших предков, связанные с волосами, находят отражение в современной жизни.

Методы исследования:

  • анализ литературы;
  • сравнение;
  • опрос;
  • анкетирование.

1. Взгляд на волосы в различных литературных источниках

Обратимся к различным литературным источникам.

Вспомним  апокрифическую «Книгу бытия небеси и земли». Самсон – ветхозаветный герой, который прославился подвигами в борьбе с врагами, носил длинные косы, дающие ему богатырскую силу. Когда Самсон нарушил данный им богам обет безбрачия и полюбил Далилу, он открыл ей тайну: «Если остричь меня, то отступит от меня моя сила». Коварная возлюбленная дождалась, когда мужчина заснул, и состригла с его головы семь кос. Самсон тотчас ослабел, чем и воспользовались недруги, – ослепили его и заставили работать на мельнице. Но когда у Самсона отросли волосы, то сила возвратилась к нему, и он разрушил здание, где находились враги.   

Известно, что насильственное отрезание косы  являлось тягчайшим преступлением против всего рода, а подпалённая борода посла считалась объявлением начала войны. Почему? Оказывается, наши предки самым главным источником жизненных сил считали собственные волосы. Древняя заповедь Сварога гласит: «Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете». Считалось, что заплетённые волосы служат для накопления жизненной и божественной силы, необходимой для здоровья и духовного развития, а распущенные – для сбора тонких энергий и информации из внешнего мира. А женщины, носящие короткие волосы, становились как бы невидимыми для мужчин и лишались жизненной силы.

В серии книг «Сокровища Валькирии» Сергей Алексеев пишет, что страшное наказание для женщины - лишение её косм. Если её обкарнали (помните, стрижка «карэ», когда ровненько  обрезается коса), она не может держать обережный круг над своим любимым, когда они в разлуке, поэтому он может погибнуть. Такую женщину называли Карной.

Обратимся к тексту «Слова о полку Игореве»:  «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя проскакала по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить, а золота и серебра и в руках не подержать!»

Кто же эта женщина с остриженными волосами?

Итак, Карна у древних славян - богиня печали, скорби и горя, покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений.

Почему же раньше на Руси так ценили косы? Давайте попробуем заглянуть в историю и посмотреть, какую роль играла девичья  коса в древней традиционной русской культуре.

2. Старославянские обычаи и обряды, связанные с косой

На протяжении развития русской культуры символика и символизм играли особую роль. Жизнь человека состояла из множества обрядов, в которых был выверен каждый шаг, любая мелочь имела символическое значение, на что-то указывала, могла предсказать будущее. Люди издревле вкладывали смысл в особые атрибуты, веря, что они помогут прожить долгую и счастливую жизнь, сделать ее полноценной, яркой, эмоциональной и плодовитой. Поэтому визуальная культура является неотъемлемой составляющей всего облика русского девичества.

2.1 Заплетение косы

Заповедь Лады гласит: «Берегите, дщери Божии, сызмальства власы русые – честь Родов своих, заплетайте свои власы русые в кocы дивные, покрывайте их берегинями!» 

Образ славянской женщины – статная красавица с длинными волосами. В старинных сказках чаще можно встретить, что аккуратные волосы, собранные в косу, носили положительные герои, благородные и статные девицы. Что касается колдуний, ведьм и прочей чёрной силы, волосы у них всегда отображались лохматыми, всколоченными и небрежными.

В древней Руси славяне считали, что волосы символизируют множество светлых Природных и Божественных сил, которые помогают человеку в жизни. Они также означают достаток в роду, изобилие и счастье в семье. Девушкам с малолетства волосы заплетали в одну трёхлучевую косу, ибо это символизирует объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника, и считалось, что все светлые вселенские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют Тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая её к будущей Священной миссии Материнства. Когда девушка выходила замуж, её  косу расплетали и заплетали две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Волосы, заплетенные в косу, собирали энергию Вселенной для нее, для лучшего познания предназначения и познания Мудрости, чтобы стать Вестой, т.е. весть небесную ведать.

2.2  Обрезание косы

А у некоторых славянских племен косу на свадьбе обрезали, это был целый ритуал. Сначала волосы невесты расплетал старший брат. Эта древняя традиция тянется, как считают этнографы, с дохристианских времен, когда браки заключались между представителями одного рода. Времена те давно прошли. Но элемент, когда именно брат расплетает косу, то есть символически лишает девичества, надолго остался в свадебном обряде.

Косу на свадьбе отрубали, как говорили, до порога. В символике порог означает границу между прошлым и будущим, между миром родительской семьи и миром семьи, куда шла невеста после замужества. Отрубание косы означало отказ от всех капризов, которые себе позволяла девушка у отца, и полное подчинение своему мужу.

3. Роль девичьей косы в традиционной русской культуре

Позже, когда Русь приняла христианство, обычаи, связанные с плетением косы изменились.

3.1 Девичья коса

Девичья коса – стала символом девичества, молодости, красоты, чистоты. Девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.

Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «девкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет.

3.2 Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и
поругания. Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности  Женщине косы обрезали за прелюбодеяние.

3.3 Коса как символ готовности девушки к браку 

Лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья длинная широкая лента.

3.4 Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою».

3.5 Расплетение косы в свадебных обрядах

Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. Говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина». После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи»; их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор. Считалось, что с этого момента девушка должна получать жизненные силы уже не только для себя, но и для будущего малыша, так как замужество автоматически предполагало появление деток.

Во многих местностях косу под венец просто расплетали, и женщина уже никогда не имела права ее заплетать. Волосы прятали под чепец, и так надо было ходить всю жизнь. Эта христианская традиция идет от послания апостола Павла, где написано, что до замужества у девушки нет другой власти над собой, кроме Бога. После замужества эта власть переходит к ее мужу. И ее, то есть власть мужа, символизирует платок. Существует такая традиция: во время свадьбы девушка трижды снимает с себя платок и топчет его ногами. Потом в последний раз и навсегда платок невесте одевает или муж, или свекровь. Для замужней женщины считалось большим грехом выйти на улицу без платка. В народе говорили, что грех светит косой против солнышка.

3.6 Расплетение косы в похоронных обрядах

В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Женщины провожали  покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами. Вернувшись домой с похорон, заплетали косы.

3.7 Расплетение косы в обрядовых ситуациях

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время (трудных) родов расплетала косы не только роженица, но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме; в обряде опахивания; при появлении градоносных туч. Расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист. Распускали косы при проводах «русалки»; некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле, делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для
ворожбы.

Девушка, гадая на святках, распускала косу, а перед сном  продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить».

Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове. Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У русских считается плохой приметой встретить женщину с распущенной косой.

4. Головной убор и его значение в обрядовой культуре наших предков

4.1 Обрядовое значение головных уборов у древних славян

Волосы у славянок почитались длинные. Ношение обруча или ленты было "обязательным", потому что плохая примета - оставлять волосы распущенными без обруча - беда случится. В несобранных волосах нечистая сила живет. Женщин с распущенными волосами называли ведьмами - они приносили беду. Было еще и такое верование: недаром волосы у женщины длинные – значит Велес ее хозяин. Велес - змей, "нечистый". Потому нельзя было волосы распускать, "чтоб Хозяина не накликать". "Если беда, какая, или горе пришло - значит, бес помешал - волосы надо сбрить наголо".

До прихода христианства на Русь славяне жили в единении с природой, используя её живительные силы для собственной жизнедеятельности. Из головных уборов они использовали очелья, перевязки, венчики и лобные ленты, не закрывающие макушки. Зимой волосы сами предохраняли голову от переохлаждения. Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка. Часто на голову девушки надевали венец - обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы - треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть назывался очельем. Но как только девица выходила замуж, ей надевали особый головной убор, который она не имела права снимать даже в собственном доме.

Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом - об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник, кичка и украшения на уборе в виде солнца и птиц, а также рясны (ленты), символизирующие дождь. Самым распространенным головным убором была сорока - ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в.

Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил.

До сих пор на купальские праздники женщины приходят простоволосыми, с берестяными очельями-берегинями или тканными лобными повязками, девушки – лентами, т.к. среди своих друзей и родичей им нет надобности от кого-то защищаться.

С наступлением цивилизации изменялись и головные уборы наших Предков. Девичьи повязки стали шире, опускаясь на брови и возвышаясь «на палец» надо лбом. Появились платки и шапки. Теряя истинный смысл узорочья, женский головной убор иногда превращался в простое украшение: такой праздничный убор женщины с золотым шитьем и каменьями мог весить до 12 килограммов.

В северных областях Руси дольше сохранялись в чистоте обычаи Предков. Женщины ещё долго не принимали христианских правил покрытия головы, не желая экранировать себя от Ярилы-Трисветлого. В послании митрополита Симона от 22 августа 1501 г. князю Матвею Пермскому и всем пермичам говорится: «…а жены все ваши ходят простоволосы, непокрытыми головами ино то чините не по закону христианскому. А которым у вас женитися и они бы женились с благословением от священника… по закону христианскому, а ни в Роду, ни в Племени, а жены бы ваши имели покрыты головы». Уже позднее XVIв. вошло в обычай (т.е. стало обыденным, каждодневным, привычным) обязательно покрывать головы замужним женщинам. Тогда же официальная церковь стала бороться с рогатыми кичками Староверов, уничтожая разноцветные кики-обереги (символы плодородия и единения двух начал – Ян и Инь) и преследуя их носительниц. Христиане объясняли, что плат («покрывало») на голове женщины был знаком власти, мужа над женой. На самом же деле русская женщина никогда не была в рабстве у своего мужа, а была ему «милой подругой» и «Ладой-супругой». Прикосновение мужчины к волосам своей супруги было знаком обоюдного доверия, лаской и обменом энергиями. Дома все женщины продолжали ходить простоволосыми. На людях, на выход замужние женщины стали убирать волосы на повойник, кичку, шамшуру, платок, чтобы уберечь свою энергетику и волосы от отрицательного воздействия из вне.

4.2 Ношение головных уборов на Руси

В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение "опростоволосить", что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит..

С течением времени вышеперечисленные головные уборы становятся праздничными. В будни же волосы от «дурного глаза» и от позора прятали в маленькую шапочку повойник. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками. А сверху еще накидывался нарядный платок.

Особой разновидностью головного убора является свадебный венок - один из основных атрибутов свадебного обряда, наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем. Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе.

Главное значение свадебного венка как символа девичества связано также с косой невесты. Эта символика отражена в фольклорном мотиве потерянного венка, доставшегося жениху, в выражении «загубить венок», означающем потерю невинности. Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Замужние женщины венка, как правило, не носят, не надевает его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У такой девушки в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала»,  «перетерла».

Венок известен и как девичий головной убор до свадьбы. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т. п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). В православной традиции во время церковного венчания на голову новобрачным возлагают специальные венцы.

Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. У некоторых славян невеста имеет до трех свадебных венков на голове. Часто свадебный венок невесты специально сохраняют для счастья в супружестве, вешают возле образов, зашивают невесте в подушку, оставляют матери, подруге или в церкви.

Все эти внешние особенности имели не только сакральное значение, но и социальное, то есть определяли положение женщины в обществе. Так, женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица: из какой она местности, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. Изменение характера плетения косы, либо перемена костюма также означало переход в новую фазу жизни женщины. Девичий костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, символикой и эстетическими взглядами создателей.

  1. Обряды по уходу за волосами

С уходом за волосами связано множество обрядов.  

Чтобы вырастить красивые косы, девушки издревле придерживались строгих правил по уходу за своими волосами, игнорирование которыми могло повлечь массу неприятностей.

Славяне первый раз стригли своих детей только по достижении семи лет, а состриженные волосы прятали под коньком крыши или матицей (основной потолочной балкой избы). Считалось, если волосы ребенку состригать до одного года – приостанавливается развитие его речи, если до семи лет – замедляется развитие умственных способностей.

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг — под яблоню;  смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике.

Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.

В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После  угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, чтобы у нее косички были длинными».

6. Современные приметы, связанные с волосами

Мы провели опрос среди жителей нашего села и выяснили, что и в век нанотехнологий, существует огромное количество примет, связанных с волосами.

100% наших бабушек и прабабушек придерживаются традиции: ребенка до года стричь нельзя. В год постриженные волосы нужно сжечь, чтобы на них злые ведьмы не колдовали,  или закопать под плодовитым деревом. Детей нужно стричь только на молодой месяц, потому что тогда волосы отрастут так быстро, как и новолуние.

75% опрошенных считают, что остриженные пряди нельзя бросать под ноги, чтоб не болела голова, или бросать на ветер, поскольку говорят: "Ума не будет".

35% считают, что волосы обладают собственной памятью. Именно поэтому, например, существует студенческая примета, которая запрещает стричься перед экзаменом: это к неудаче, ведь все знания "отстригут" вместе с волосами и тогда придется учить все заново или дожидаться пока не отрастет прежняя шевелюра.

100% опрошенных считают, что нельзя стричься беременным женщинам –волосы хранят информацию, которая необходима будущему ребенку.

15% полагают, что если подстригать волосы самому - отсекать удачу. Если при стрижке парикмахер по рассеянности оставил длинную прядь, то вас ждет дорога.

По тому, как растут волосы на голове, можно предсказать судьбу. Общеизвестно, что тот, у кого две макушки, будет удачлив. Также волосы на затылке могут расти навстречу друг другу, образуя как бы косицу - "родничок". Обладателей "родничка" всегда ведет по жизни судьба, в которой они вряд ли могут что-то изменить.

До сих пор в нашем селе существует обычай выкупа косы. Если у девушки длинные волосы, то жених должен заплатить за них выкуп. Такая же традиция была и в Древней Руси.

Мы провели анкетирование. Выяснили, что

Вопросы

% согласных

Мальчики, юноши, мужчины

- нравятся девушки с длинными волосами

67%

- нравятся девушки с короткими волосами

33 %

- хотелось бы, чтобы у будущей (нынешней спутницы жизни) были длинные волосы

83%

Девочки

- хотели бы иметь длинные волосы

74%

- короткие

26%

Мамы

имели длинные волосы в детстве и заплетали косы

89%

имели в детстве короткие волосы

11%

Бабушки

имели длинные волосы в детстве и заплетали косы

100%

имели в детстве короткие волосы

-

Большинство опрошенных считают, что у девушек должны быть длинные волосы. Мы полагаем, что это отголоски верований наших предков в удивительную силу длинных волос.

Заключение

Подводя итоги работы, можно отметить, что еще с давних времен люди придавали большое значение своим волосам, видя в них, в зависимости от их состояния, либо источник красоты, либо причину жизненных неудач. С волосами ассоциировались такие ценности, как индивидуальность, сила, самосознание и независимость. Во все времена коса являлась символом женской красоты и не утратила своей популярности, а, напротив, в последнее время идёт возрождение древних традиций и обычаев.

Проведя социологический опрос, мы выяснили, что девочки хотели бы иметь длинные красивые волосы.

Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу, что в современной обрядовой культуре с. Саблинского сохранилась древняя традиция выкупа косы у невесты. В той или иной мере сохранились обычаи бережного отношения к своим волосам, некоторые из них трансформировались в современные приметы.

Учебно-исследовательская работа имеет практическое применение. Её можно использовать как дополнительную литературу  на кружковых занятиях дополнительно образования краеведческой направленности.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия школьника OXFORD» Москва 2001 год ООО «Росмэн-Издат».
  2. Гура А.В. Брачная ночь//Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995. - Т.1
  3. Давыдов Н.В. «Евангелие и древнерусская литература. М.: МИРОС, 1992
  4. Закон Божий/под ред. И.Добужинского. Издательский центр «Терра», 1991
  5. Каминская Н. М. История костюма.  - М.:  «Легкая индустрия», 1977.  – 65 с.
  6. Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы. М.: Худож. лит., 1984
  7. Мещерякова О. Современная энциклопедия для девочек  Н.М. Волчек Минск
  8. Могилевская С. Энциклопедия для девочек. М.ВЗОИ.1998 г
  9. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. Очерки культуры и быта. Пятигорск,1994
  10. Обрядовая символика косы [Электронный ресурс]. //Левобережный навигатор: [сайт]. - URL: http://www.l-navigator.ru/index.php 
  11.  Рабинович, М.Б. Древнерусская одежда IX—XIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М.: 1986.  – 178 с.
  12. Романюк П. Ф. Коса - женская гордость. [Электронный ресурс]. //Lilacday:[сайт]. - URL: http://www.lilacday.ru/elem/1/0_108_526/2511.htm
  13. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. -  М.: «Международные отношения» - 2009. – 348 с.
  14. Слово о полку Игореве. М.:Худож. лит.,1985
  15.  Что в каком возрасте носили русские люди [Электронный ресурс]. //Традиционный русский костюм: [сайт]. – URL: http://traditionalrussiancostume.com/costumeinfo/xru.php?nametxt=8 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

 Листая страницы истории с. Саблинского

Сабля-древнее село

Лет, наверно, двести.

Как с России привело

Вольных в это место.

И тянулись обозы

Из Полтавы и Твери

Чтобы балки и нагорья

На Кавказе заселить.

Поначалу был редут,

Камнем огороженный

А потом стал хуторок

Бабами ухоженный

Поселение росло на солнечном склоне

И богатое село встало на заслоне.

Голубятня разделяла наше вольное село

На востоке больше русских,

а на западе – хохлов.

У каждого человека, есть своя родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным. Может быть, чужому покажется все обыкновенным, а человек, любящий свою родину, видит в ней каждую мелочь драгоценной.

Вот мы въезжаем в село Саблинское – наше родное село. Привольно раскинулось оно в самой глубине степного Ставрополья. Не на всякой карте его можно найти. Но для тех, кто живет здесь и работает, оно самое любимое.

По инициативе генерал-майора И.В. Якоби для защиты от турок и горцев была основана Азово-Моздокская оборонительная линия, проект которой Екатерина II утвердила 24 апреля 1777 года. Первые пять крепостей – это линии: Марьевская, Георгиевская, Екатерининская, Павловская и Андреевская (ныне Саблинское) были заложены в этом же 1777 году. В них были размещены по сотне казаков Волжского полка. Одновременно в станице Андреевской сосредоточили по три роты кабардинского и ладожского полков. Для содержания форпостов сюда были назначены три Донских казачьих полка.

Село Саблинское основано еще до создания Кавказской губернии в 1872 году. В 1832 году оно было переименовано в станицу, а жителей его причислили к Хоперскому казачьему полку. В1880 году по высочайшему повелению саблинские казаки снова обращены в гражданство. Жители села тогда были выходцами из Харьковской, Воронежской, Екатеринославской губерний, а в начале XIX века сюда было причислено несколько партий малороссийских казаков и крестьян Полтавской и Черниговской губерний. Этим и объясняется большое количество украинских фамилий: Москаленко, Киктенко, Галенко, Литвиненко и другие. А уж как нам  нравится сочная и яркая речь наших бабушек, в которой сочетаются и мирно уживаются слова русского и украинского языков.

Давайте проедем по улицам села, послушаем, о чём шумят листья деревьев, о чем шепчут стены старых хат. А въезжаем мы в село со стороны районного центра, с. Александровского. Слева, на высоком холме, поставлен большой православный крест, который,  защищает наших земляков от зла, мечущегося по свету. Справа от дороги стоят красавцы тополя. Они напоминают былинных витязей в остроконечных шлемах, стоящих на охране благополучия и покоя родного села. Простой русский человек Иван Михайлович Скелин в безводной Сабле, где пресная вода ценилась на вес золота, посадил и вырастил их. Давно нет в живых Ивана Михайловича, но зеленые тополя помнят о нем, заставляя и нас не забывать этого хорошего человека. Добрым делам  Ивана Михайловича наша местная поэтесса Евдокия Чехова посвятила стихотворение, названное «Тринадцать тополей», которое заканчивается словами:

…Не видят тополя Ивана,

давно он спит в земле сырой.

Любил он травы, небо, солнце,

Он нежно Родину любил

И тополиное семейство

На память людям подарил!

Как приятно слышать пение птиц, наслаждаться запахом цветущих растений. Справа от нас через наше село протекает речка, где можно отдыхать летом, а слева, за селом – проложено рукотворное русло одной из веток Большого Ставропольского канала. За селом – большой лес, где водятся лисы, зайцы, волки. В Саблинском есть все для занятия сельским хозяйством: прекрасные пашни, пастбища, сенокосы.

Вот подслеповатыми окнами смотрит на мир старенькая хатка, на стене которой висит памятная доска. О чем же поведает нам она? Оказывается, что люди, жившие в ней, принимали участие в исторических событиях Октября 1917 года и  в гражданской войне. Ей, хатке, уже больше ста лет! Сколько интересного она могла бы поведать нам, если бы могла говорить! Но стены её молчат, а ведь они так много знают, поскольку были свидетелями нашей истории. Давайте вспомним, что в 1905 – 1907 годах в Ставропольской губернии происходили  волнения крестьян. В июле 1907 году в селе Саблинском были обнаружены революционные прокламации, призывавшие к борьбе с самодержавием. В конце октября 1917 года в Ставрополе было получено известие о победе Октябрьской социалистической революции в Петрограде. 1 января 1918 года была провозглашена Советская власть в Ставропольской губернии, избран губернский совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Важнейшим документом Александровского исполкома явился декрет о земле. В уезде начался передел земли. Однако, начало гражданской войны помешало проведению этих мер. В июне 1918 года в село ворвалась банда Шкуро, а в конце 1919 года Ставропольская губерния была полностью занята армией Деникина. В Саблинском белыми было расстреляно 5 человек, 1 повешен, 23 подверглись избиению. Именно в этом домике и жил Николай Николаевич Лещенко, именно он был расстрелян за то, что пытался изменить жизнь простых крестьян. За его могилой мы ухаживаем до сих пор.

Террор населения и мобилизация стариков вызвали восстание в селе. В декабре 1919 года возрожденная Красная армия двинула свои силы на Кавказ и вытеснила белых.

1 марта 1920 года председателем Саблинского волисполкома был избран Голокозов П., заместителем председателя Волохов Волохов Н. зав. Продотряда Просяников Е., зав. земотделом Волков С., зав. народным образованием Мамаев М. В 1920 году в селе образовалась сельхоз артель «Борец правды» председателю артели Трофиму Хлякину было всего 24 года.  В январе 1920 года в селе была открыта кузница и шорная мастерская. Артели было отмежевано 200 десятин земли.

По сельхоз переписи на 1921 год в селе проживало 4325 человек. В этот же год было принято решение о сплошной коллективизации в селе Саблинском.

Колхоз имел кирпичный завод, гараж, кузнецы и другие здания.

Война, развязанная против СССР Германией, явилась тяжким испытанием для всего народа. Сотни жителей села ушли на фронт. На войне погибли 502 саблинца. Сотни воинов удостоены боевых наград, в их числе Н. Орлов, К. Орлов, К. Овчинников, М. Дубовиков и другие. Н.В. Овчинников стал полным кавалером ордена Славы. Г.Е. Дубовиков был участником парада Победы в Москве. Немецко-фашистские оккупанты причинили селу большой ущерб. Они полностью разграбили колхоз, угнали скот, разрушили постройки. Убытки по колхозу составляли 20337 рублей. В январе 1943 года части Красной армии освободили село, началось восстановление. На территории с. Саблинского функционировали колхозы им. Ворошилова (пред. Мишин Г.К.), «Красный восток» (Бандуров П.Ф.), «Правда» (Ромащенко Ф.С.), «Молот» (Симковский И.И.)

Красиво село не только природой. Если пройти по любой улице, можно увидеть аккуратные красивые дома, где живут наши односельчане. Самые высокие здания – это сбербанк, вот он находится справа от нас, школа, где мы учимся, слева в проулке, в центре села - Дом культуры, правление бывшего колхоза, детский сад.

Наконец-то мы доехали до центра, где сосредоточена общественная и культурная жизнь села.

Сначала мы пойдем к мемориальному комплексу и поклонимся памяти тех, кто ушел и не вернулся с той страшной Великой Отечественной войны, кто остался лежать на полях сражений. Память об односельчанах, не вернувшихся с фронта, о тех, кто погиб, освобождая наше село от фашистов, свято хранят люди, живущие на этой земле.

В конце шестидесятых годов Кондратова Мария Тимофеевна из числа учащихся школы организовала поисковую группу, чтобы узнать как можно больше о воинах, погибших при освобождении села Саблинского 11 и 12 января 1943 года.

Ребята начали  переписку с военкоматами,  посылали запросы в архивы.

Откликнулся на просьбу ребят Александровский райвоенкомат, прислав список убитых: лейтенант М.К. Маркеев, гвардии капитан Аксенов, гвардии сержант М.В. Шевелев, разведчики бойцы А.И. Васин, И.В. Ищенко, лейтенант В.Ф. Китаев, старший лейтенант И.К. Маршев, старшина И.И. Никитин, старший лейтенант В.И. Ульянцев.

Написанные детскими руками письма отправились к родственникам погибших.

И вот их ответы:

«...Вы пишете, дети, будто мой сын убит, но ведь он пропал без вести! Мы все эти годы надеялись, ждали...»

«...Значит, я вдова уже тридцать три года...».

А вот  строки из писем воинов, освобождавших село:

«...Здравствуйте, дорогие юные друзья! Спасибо, что разыскали меня. В могиле на площади у сельсовета мы похоронили троих: помощника начальника штаба 43-го Донского гвардейского кавалерийского полка старшего лейтенанта Михаила Кузьмича Маркеева, санинструктора Матвея Кривоносова (отчества его не знаю). Когда он в 1942 году пришел в наш полк, ему было 18 или 19 лет. И лейтенанта, командира саперного взвода. Фамилии не знаю. Буду писать старшему делопроизводителю штаба полка Александру Кононовичу Музыченко. Он должен помнить. В отношении других. Фамилии, которые сообщаете, мне неизвестны. Наверное, это люди из 223-го кавполка 63-й кавдивизии, которая сражалась слева от дороги, в направлении мельницы.

Что касается санитара, то, видимо, это Кривоносов. Он умер в доме, который стоял возле моста, а похоронен вместе с Маркеевым на площади. Его все называли «Сашкой», хотя на самом деле он Матвей.

В то время я был заместителем командира полка по строевой части. Гвардии капитан в отставке Грабарь Н. А.»

«...В своем письме, дорогие ребята, вы подтверждаете: в могиле против сельсовета было похоронено трое. Двоих я вам уже назвал. Вы пишете, что на первом памятнике стояла фамилия гвардии лейтенанта Караева. Не Караев, ребята. Фамилия командира взвода саперов — Китаев!

Вы просите прислать адрес командира 5-го гвардейского кавалерийского Донского корпуса генерала Селиванова. Генерал Селиванов умер, похоронен в Крыму...»

В результате долгих и упорных поисков были установлены и увековечены имена всех 46 воинов, погибших при освобождении села. И стали приезжать со всех концов необъятной страны в с. Саблинское родственники, чтобы поклониться могилам своих близких.  Волнующие это были встречи. Матери и отцы, сыновья и дочери, жены вспоминали о дорогих людях, передавали на хранение школе письма, фотографии.

В центре же стоит двухэтажный Дом культуры, построенный колхозом в 1974 году. Мне хочется назвать его Дворцом культуры, потому что это единственное место где проходит вся культурная жизнь . Вы бы слышали, как поет наш фольклорный коллектив. Да, не оскудела и не оскудеет  талантами наша земля.

А мы продолжаем наше путешествие по улицам родного села, которое славится еще и тем, что здесь жили известные всему миру люди. Вот старинный кирпичный дом. В Сабле, где хаты строились только из самана, вдруг кирпичный дом. Вид у него сейчас  жалкий, неухоженный, хотя известен он всему миру, так как является родовым гнездом семьи Солженицыных. Той семьи, что подарила миру великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Все наши односельчане мечтают о том, чтобы этот дом отреставрировали и открыли в нем музей истории нашего села. Делать это надо как можно скорее, пока живы еще люди, помнящие наши традиции, обряды, песни, знающие родственников Александра Исаевича.

Давайте пройдем к родовым могилам семьи Солженицыных

Отец Александра Исаевича, Солженицын Исаакий Семенович, уроженец станицы Саблинской Александровского уезда Ставропольской губернии, именно он послужил прототипом одного из героев эпопеи «Красное колесо» Сани Лаженицына, происходил из крестьян, затем стал студентом, добровольцем ушел на первую мировую войну, участвовал в трагическом походе армии генерала Самсонова  в Восточную Пруссию в 1914 году. Этот трагический эпизод 1914 года  становится предметом изображения в первом «Узле» «Красного колеса».  В 1918 году вернулся офицером с Георгиевским крестом и молодой женой.  Он погиб от несчастного случая на охоте  - смертельно ранил сам себя - за шесть месяцев до рождения своего единственного ребенка. Но сколько духовно  - нравственных нитей протянулось между сыном,  отцом. В детстве над письменным столом Сани Солженицына всегда висела сбереженная матерью фотография отца в форме царского офицера. Почти икона …. Попав в 1945 году,  как офицер Советской Армии в Восточную Пруссию, писатель с какой – то скорбно щемящей радостью ощутил, что словно повторяет путь отца в августе 1914 года:

Меж тобой и мной – Самсонов,

Меж тобой и мной  - кресты…

Как удалось выяснить самому Александру Исаевичу: «Деды мои были не казаки, и тот и другой  - мужики. Совершенно случайно мужицкий род Солженицыных зафиксирован даже документами 1698 года, когда предок мой Филипп пострадал от гнева Петра I….  А прапрадеда за бунт сослали из Воронежской губернии на землю Кавказского войска.  Здесь, видимо, как бунтаря, в казаки не поверстали, а дали жить на пустующих землях. Были Солженицыны обыкновенные ставропольские крестьяне: на  Ставрополье до революции несколько пар быков и лошадей, десяток коров да двести овец никак не считались богатством. Большая семья,  и работали все своими руками».

Дед его – Солженицын Семен Ефимович -  имел около двух тысяч десятин земли, держал овец, число которых порою доходило до двадцати тысяч. Нанимал батраков – в зависимости от урожая от тридцати до пятидесяти.  И сам трудился в поте лица, и сыновей  - Исая, Василия, Константина, Илью – побуждал к тому же. Дочь Мария помогала матери по дому. Семью Солженицыных уважали за то, что жили они без распрей, скандалов, в постоянных заботах о земле и сочувствии к станичникам. Всегда Семен Ефимович мог дать добрый совет своим станичникам, да и в беде никого не оставлял.

Мать, Таисия,  дочь Захара Щербака, пришедшего пастушить на Кубань из Таврии  и ставшего здесь зажиточным хуторянином. Таисию Захаровну Щербак  Исай Семенович повстречал на дорогах войны. В пятой главке «Август Четырнадцатого» описывается семейство дикого и свирепого деда под именем Захара Томчака и его дочери Ксении Захаровны, только окончившей гимназию и горюющей над тем, что лицо у нее было «круглым, румяно – смуглым, слишком простоватое». Со слов Ксении Васильевны, двоюродной сестры Александра Солженицына,  Таисия Захаровна действительно была хороша собой.  Осенью 1918 года Таисия Захаровна Солженицына уехала из Сабли в Кисловодск. Будущий Нобелевский лауреат появился на свет 11 декабря 1918 года  в доме богатого купца и дачевладельца Захара Щербака, хорошо описанного в третьей главке эпопеи как дом Захара Томчака, которого  после революции бывшие рабочие безвозмездно кормили еще двенадцать лет, пока он не был арестован и не погиб в годы коллективизации. Все свою жизнь Таисия Захаровна была верна Исаю Семеновичу. В 1924 году Таисия Захаровна с сыном переехала в Ростов. Навсегда отложились в памяти Солженицына посещения с матерью церковных служб. Заполнились и длинные очереди чужих женщин к тюрьмам НКВД в Ростове – на – Дону. И только шестнадцатилетним пареньком из Ростова  как экскурсант  посетил Кисловодск, где родился и жил ребенком. Чудесный городок восхитил юношу.  В письме от 7 декабря 1967 года он писал: « … я действительно родился в Кисловодске и невольно люблю его поэтому. Но провел я там только раннее детство, и воспоминания мои не «о людях и встречах», а лишь о городе самом».  После казахстанской ссылки и переезда в Рязань Солженицын приезжал в 1957 году  в Пятигорск к Марии Васильевне  Крамер  - Скороглядовой, близкой подруге своей матери. У Крамер  Солженицын прожил несколько дней, сдружился с ней, но был неразговорчив, задумчив, сосредоточен и, уединяясь в садике, что – то писал. В один из этих дней он навестил могилу матери, которая   умерла в 1944 году от туберкулеза в Георгиевске и похоронена рядом с мужем, и жившую в этом городе жену ее брата, тетю Ирину Щербак.

Мы отправляемся с вами дальше по улицам села и останавливаемся у места, где когда-то был постоялый двор. Именно здесь в 1820 году вместе с семьей Раевского останавливался А.С.Пушкин. Из Ставрополя на Кавказские Минеральные Воды дорога проходила через станцию Саблинскую. В нашем селе его застал ливень, поэтому он остался здесь ночевать. Саманной хатенки, крытой соломой, давно нет, но мы твердо верим, что сама земля хранит в памяти легкие шаги и звонкий голос кудрявого молодого человека, который охотно читал свои стихи не только спутникам, но и людям, окружавшим на станциях коляску знаменитого генерала и великого поэта.

А еще нам хочется верить, что не раз через наше село на своем скакуне  проносился поручик Тенгинского полка, Михаил Юрьевич Лермонтов, который в своих стихах воспел великий Кавказ. Но об этом мы никогда не узнаем, так как нет документов, подтверждающих этих фантазии. Есть ещё один возможный свидетель - сама земля. Но мы, увы, ещё не научились говорить с ней, как следует уважать её и любить, поэтому земля хранит свои тайны.

Наконец мы подъезжаем к школе. Вот уже  более сорока лет для каждого юного саблянина она становится вторым родным домом. Это самое высокое здание в селе  нельзя обойти стороной. Ведь здесь учились наши папы и мамы. Здесь учимся мы!  А учат нас замечательные учителя, которых мы искренне уважаем, которым начинаем подражать, потому что их жизнь – бескорыстное служение людям. Именно в школе мы находим лучших друзей, настоящих друзей на всю жизнь.

Свою историю наша школа ведет с 1891 года, когда в с. Саблинском была открыта церковно – приходское училище.

В 1921 году на территории села действовали 2 школы и пункт по ликвидации неграмотности.

В начале  30 – ых годов была открыта  школа – семилетка, а в 50 –е годы – десятилетка, а 1954 году  состоялся первый ее выпуск.  Занятия проходили в 9 приспособленных для этого зданиях (7 – жилых  домов и 2 - здания бывшего церковно – приходского училища).

5 ноября 1971 года вступило в строй новое здание школы, рассчитанное на 640 мест. Учащиеся получили возможность заниматься в спортзале,  библиотеке, столовой, мастерских, кабинете обслуживающего труда, медицинском  кабинете.

Первым директором  был назначен Шкловский С.И. Школой руководили с 1977 по 1986 Кокорева В.С,  с 1986 – 1987 – Кузнецова Л.А., с 1987 – 1988 – Васильков Л.Н. , а с июня 1988 года – Смородин Г.Н.

В 1973 году для учащихся школы был построен лагерь труда и отдыха «Солнышко». УПБ нашей школы получила возможность работать на своем опытном участке, использовать лаборатории для проведения опытнической работы.

9 Мая 1981 года в школе  был торжественно открыт зал Боевой Славы.

В экспонатах зала - фотографии, письма, архивные материалы, газетные публикации, альбомы. В 2002 году наш зал получил статус «школьный музей» и теперь называется музей Боевой Славы с. Саблинского имени Кондратовой М.Т. и Улановой А.Т.

В 60 –е годы прошлого века Мария Тимофеевна, Анна Тимофеевна и Красные следопыты решили собрать воспоминания односельчан – защитников Родины. В зимнее время и в непогоду, когда сельчане были дома, ходили от дома к дому, стучались в каждую дверь и просили рассказать то, что сохранилось в памяти, записывали рассказы. 314 саблинцев ушло на фронт, 111 остались лежать на поле боя. Ребята собирали фотографии погибших, рассказы об их жизни.

«Хорошо, что мы, именно тогда начали собирать материал не только о погибших,- рассказывала Мария Тимофеевна, -  но и обо всех участниках войны. Многие поначалу не хотели передавать нам фотографии, но когда мы оформили первые стенды и выставили на общее обозрение, настроение у ветеранов изменилось. Люди сами приносили в письма, личные вещи погибших.

Так родилась идея основать при школе зал Боевой Славы. Председатель колхоза имени Кирова Тенищев И.И. откликнулся на просьбу директора школы Кокаревой В.С., учителей Кондратовой М.Т., Улановой А.Т., красных следопытов. Были выделены деньги, приглашены фотографы, оформители и работа закипела. Силами педагогов и учащихся школы был систематизирован весь материал, подготовлены подлинные экспонаты для оформления витрин.

Здесь подлинные воспоминания о боевом пути 151-й Жерминско - Будапештской Краснознамённой стрелковой дивизии, освобождавшей наше село,  составленные ветеранами дивизии Зубаревым Н.Е., Полищуком И.И., Богдановым А.В. Учащиеся установили с ними переписку и гвардии полковник Хомяков Иван Иванович, будучи в гостях в нашей школе, подарил книгу «5-ый Донской» с дарственной надписью, а подполковник в отставке Аносов Иван Васильевич - историю боевого пути 223 кавполка ордена  Богдана Хмельницкого, 63-й Корсуньской кавалерийской дивизии, 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознамённого Будапештского корпуса. В зале Боевой Славы - фотографии многих солдат и офицеров, освобождавших наше село, среди них фотография знаменитого актёра, ныне ректора высшего театрального училища имени Б.Щукина Этуша Владимировича Абрамовича, который служил помощником начальника штаба по разведке 581-го стрелкового полка.

На стендах музея фотографии всех саблинцев, тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной и тех, кто вернулся домой. Всего, с учётом фотографий, в нашем музее 720 экспонатов, из них 678 - подлинные.

Мы гордимся  подвигами  нашего односельчанина Овчинникова Николая Власовича – кавалера трех орденов Славы. Николай Власович родился в с. Саблинском Александровского района Ставропольского края в 1910 году.

Свой первый орден «Славы» III степени Николай Власович получил в ходе наступательной операции Первого Белорусского фронта 29 июня 1944 г., где он служил в отдельной гвардейской разведроте командиром отделения. В бою Н.В.Овчинников незаметно приблизился к огневой точке противника и бросил в окно дома гранату. Проявив мужество и решительность, лично уничтожил 11 гитлеровских солдат.

28 августа 1944 года пренебрегая опасностью Николай Власович ворвался во вражескую траншею и принял бой с многочисленными врагами. В этом бою Овчинников Николай Власович лично уничтожил 9 вражеских солдат и одного унтер офицера, а на груди его засиял орден «Славы» II степени.

Наш отважный земляк с боями продвигался к Берлину, для успешной наступательной операции командованию нужно было знать обстановку и расположение противника. Разведгруппа во главе с сержантом Овчинниковым Н.В. получила задание достать «языка». И вот в ночь с 9 на 10 января 1945 года Николай Власович во главе разведгруппы ушел на выполнение важного задания. Действия разведгруппы и лично гвардии сержанта Овчинникова способствовали успеху в выполнении боевой задачи, поставленной перед частью.

За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1945 года Николай Власович был награжден орденом «Славы» I степени, но свой орден Николай Власович не успел получить, надеть на свою грудь.

Он погиб в Восточной Пруссии 6 мая 1945 года в боях при подходе к

г. Калининграду. В Александровском районе каждый год проводятся соревнования по футболу на приз кубка им. Овчинникова Н.В., а соревнования на первенство района по тяжелой атлетике также носят его имя.

Так жители нашего села и Александровского района решили увековечить имя нашего земляка полного кавалера орденов «Славы» Овчинникова Николая Власовича.

В прошлом учебном году в результате поисковой операции была создана экспозиция «Наши земляки, награжденные высшими наградами Родины», рассказывающая о 5 Героях Советского Союза Александровского района Нелюбове В.Г.,  Зацепине А.В., Лихобабине И.Д., Тенищеве И.И., Ротенко А.И. и кавалере трех орденов Славы Овчинникове Н.В.

Собран материал для экспозиций «Великие полководцы Великой Отечественной», «Комсомольцы – герои Ставрополья», «Города – герои»

В Государственном Волгоградском музее обороны находится акт встречи воинов 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала А.И. Родимцева и 51-й гвардейской дивизии полковника Н.Т. Тварткеладзе 26 января 1943 года, который подписан нашим земляком гвардии майором Юрченко Иваном Демьяновичем, бывшим в то время заместителем командира 154-го Гвардейского Краснознамённого Лорийского полка по политчасти 51-й Гвардейской стрелковой дивизии (бывшей 76-й СД). Копия акта хранится в музее.

Воинам – односельчанам, освобождавшим родное село в ночь с 11 на 12 января 1943 года посвящена экспозиция «Ими гордится с. Саблинское»

Не часто так бывает, чтобы один орудийный расчёт состоял из земляков-уроженцев одного села. Артиллерист, командир орудия Николай Иванович Золоторгов, заряжающий Иван Семёнович Овчинников и наводчик Иван Фёдорович Галенко. Друзья участвовали в обороне и освобождении родного Северного Кавказа, их гаубица громила врага на подступах к родному селу Саблинскому. Николай Иванович на встрече со школьниками рассказывал: «Упросили мы командира, чтобы после окончания боя отпустил на часок повидаться с родными. Сколько же радости было в семьях, когда мы совсем неожиданно появились дома! Забегаю в хату, мама в слезах: «Какое счастье, что ты жив! Перебросились несколькими словами, отдал гостинцы – и снова на фронт».

Все трое выжили. Золоторгов Н.И. после войны работал учителем физкультуры, а позднее заведующим хозяйством нашей школы, водителем. Умер в 1990 году. Галенко И.Ф. стал знатным хлеборобом, первым в нашем Александровском районе Героем Социалистического Труда. К боевому ордену Красной Звезды, медалям «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Иван Фёдорович в 1952 году добавил медаль «За трудовую доблесть», в 1953 году – Орден Трудового Красного Знамени, а в 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Ушёл из жизни в 1998 году.

Овчинников Иван Семёнович, возвратившийся с войны с наградами, долго работал в родном колхозе, сейчас на заслуженном отдыхе. Он частый гость в нашей школе, живое слово ветерана доходчиво и обладает большим воспитательным воздействием.

1418 дней и ночей длилась  Великой Отечественной война, самая жестокая и кровопролитная в хх веке. В том военном лихолетье, в битвах с немецко-фашистскими захватчиками рядом со взрослыми оказались десятки тысяч юных партизан и подпольщиков, сынов полков и юнг. Каждый вносил свой посильный вклад в победу над врагом. А многие из них воевали наравне с взрослыми. Всеобщая беда заставила повзрослеть преждевременно целое поколение. Сегодня многие спрашивают, что же побудило их взять в руки оружие и идти с ним на врага, ежеминутно рискуя жизнью. Ведь жизнь только начиналась. Но эти мальчишки и девчонки жаждали быть в солдатском строю вместе с отцами и дедами. Думали о мести за родителей, погибших на фронте, за сожженных в хатах родных и близких, повешенных и расстрелянных, замученных на допросах и в душегубках. А еще думали о поруганной чести, уничтоженном детстве, безжалостно расстрелянной мечте.

Тогда невыносимо трудно было всем: и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети, дети, нуждающиеся в заботе и внимании, любви и опеки со стороны взрослых. А они страдали от голода и холода, кромешного ада бомбежек,  сиротства, ставшего такой страшной и жесткой действительностью. Все это сделало невозможным вернуться детям войны в детство.

Естественно нам, поколению, вошедшему в XXI век, и тем не менее являющемуся ровесниками тех «ДЕТЕЙ ВОЙНЫ», хочется как можно больше знать о ней, хранить свято в памяти эти страницы из истории нашего государства. Ведь  именно память должна из нас сделать людей, достойных  наших предков. И я, как рефрен, повторяю слова из «Реквиема» Роберта Рожденского:

Помните!

Через века, через года –

Помните!

Именно память должна сделать нас достойными преемниками наших бабушек и дедушек. Сегодня, к счастью, живут рядом с нами те, кто пережил эти «сороковые, роковые», кто вместе со взрослыми ковал победу в тылу, своими детскими руками выполняя взрослую работу. Осознавая важность этой проблемы, проблемы сбора ценнейшего для нас, потомков, материала из уст первоисточников, мы в с. Саблинском проводим активную поисковую работу, работу по сбору и накоплению материала о детях войны. Эта та правда, которая, если вспомнить героиню повести Валентина Распутина Настену, « сквозь камни прорастет, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте подымется из воды говорящим деревом. Никакой силой её скрыть» Память! В ней никогда не должно стереться то, что принес с собою кровавый фашизм. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной, страшной ценой. Краеведы нашей школы собрали богатейший материал о наших односельчанах, чье детство совпало с Великой Отечественной  войной. Как они жили, что делали, какую лепту внесли в долгожданную победу?

Вспоминает Беседина Екатерина Максимовна, которая трудилась во время войны в с. Саблинском, ей было в то время  15 лет: « Я трудилась наравне с взрослыми. Круглые сутки разгружали зерно. Все делали  вручную. Трудно было еще и тогда, когда немцы пришли в село. Шесть месяцев пришлось смотреть на своих врагов. Почти в каждом дворе расположились немцы.

Но вскоре наступил радостный час. Освободили село и  прогнали немцев. Еще после освобождения хотелось сделать больше, лучше. В те горячие дни массово-политическая работа среди колхозников и рабочих приняла исключительный размах. Агитатор стал главной фигурой развертывавшийся борьбы за всемирную помощь фронту. Женщины, старики, подростки, дети пришли на фермы, в полевые бригады, заменив ушедших на фронт. Люди в тылу трудились, не покладая рук.»

Марфа Васильевна Васина после окончания в 1941г. седьмого класса была послана на курсы трактористов в село Александровское. Вместе с другими женщинами и другими детьми она убирала хлеб, косила, сеяла, пахала. А в 1945году за труд, за великую помощь фронту многим труженикам тыла, в том числе и Васиной Марфе была вручена денежная премия.

На тракторе работала и Евдокия Владимировна Воспитанная. Она родилась в 1928г. в селе Саблинском. Когда фашисты ворвались в село, люди прятались в окопах. Враги часто наведывались в укрытие, отбирали хлеб, молоко, овощи, а иногда и одежду. После освобождения села в 1943году вновь закипела работа на полях, фронту нужен был хлеб, и в этой роботе принимала активное участие тринадцатилетняя Дуся Воспитанная.

А вот что рассказала Голокозова Вера Алексеевна: «Родилась я в 1927году. В 1941 году мне было тринадцать лет. В школе я училась всего три года, а потом пошла работать. Работала я на тракторе «Коммунар».

Моя мать была коммунистом, работала в детском саду. Однажды я отдыхала дома. Вдруг домой прибежала моя мама и взволнованно сказала: - Немцы! Быстрее в подвал!

Мы успели взять с собой одеяло. Но нужна была помощь фронту, и мы помогали, как могли. Трудно было работать мне по ночам. А мама не могла выходить, так как немцы оставались в селе.

Но вот наступила долгожданная победа. Не все вернулись к родному очагу. Мой отец не вернулся с фронта тоже». Сейчас Вера Алексеевна пенсионер.

Вспоминает Галенко Елена Степановна:« Я родилась в 1927году.Мне было четырнадцать лет, когда началась война. В августе 1942 года над нашим селом появился самолет с крестами на крыльях. Я в это время работала на тракторе. Самолет сбрасывал бомбы на окраину села.

Везде запылали пожары, кричали женщины и дети. Все это видела я.

Затем чудовище с крестами скрылось, а по дорогам уже ехали на мотоциклах фашисты. Все прятались в подвалы.

Немцы отбирали все у жителей. Хлеб, продукты, словом все, что можно было взять. Но каждому, отставшему в селе надо что-то было есть. И тогда вышли работать. Сельскохозяйственных машин было очень мало. Хлеб, выращенный руками колхозников, забирали и сжигали враги.

Но вот наши воины освободили село. Вновь закипела работа, еще лучше, с новой силой.»

Деменко Дарья Семеновна1923 года рождения всю жизнь работала в колхозе. В начале Великой Отечественной войны трудилась на тракторах «Универсал» и «СТЗ». Когда немцы оккупировали Северный Кавказ, все трактора вывезли дальше от линии фронта. Вскоре враг отступил. Дарья Семеновна снова стала работать на комбайне «Сталинец».

Интересными воспоминаниями с нами поделилась Юрова Мария Игнатьева: «Еще в начале войны все мужчины ушли на фронт, а в селе остались старики, дети и женщины. Нам тогда было 12-16 лет. Осенью1941 года я и мои подружки рыли окопы. Зимой этого года я закончила двухмесячные курсы трактористов, Стала работать на тракторе «Универсал». Тогда на этот трактор возлагались большие надежды. Нам говорили, что наша лучшая работа- помощь фронту. В августе 1942 года вошли в наше село фашисты. Они здесь были недолго: до двенадцатого января 1943 года. В это время мы тоже работали: на ремонте дорог, в основном. Когда наши войска освободили Саблинское, мы вновь принялись за прежнюю работу. Пахали, сеяли, убирали хлеб. Своим упорным трудом мы ковали победу над врагом. Под лозунгом «Бить врага на фронте, в тылу трудом». Мы, не зная усталости , выполняли по 1,5 ;2 нормы за смену. Вера в победу над врагом не покидала нас ни на минуту. И вот пришла долгожданная Победа!9 мая 1945 года! Это день был великим праздником в нашем селе. В центре села состоялся митинг. После митинга разошлись по своим колхозам. А у нас, их было тогда три: колхоз « имени Ворошилова», « Красный Восток», «Правда». Я работала в колхозе имени Ворошилова. Во дворе колхоза готовили для всех праздничный обед. Веселились, передовикам давали премию, а память о погибших почтили минутой молчания.»

Омельченко Анна Михайловна, родившаяся, в 1928году, работала на тракторе. Когда в село пришли немцы, тракторную бригаду отправили в Курсавку рассоединить трубы. По этим трубам из Баку шла нефть. Это делали для того, чтобы немцам не досталось ничего.

Потом рыли окопы для обороны против врага. Когда рыли окопы, землю выбрасывали руками, так как лопат не хватало.

Трудное детство выпало на долю двух других моих земляков: Воспитанной Веры Яковлевны и Демченко Галины Андреевны. Вскоре после начала войны они вынуждены были уйти из школы. Работали со своими товарищами наравне с взрослыми, работали днем и ночью. Сеяли, молотили вручную. Когда зерно созревало, они молотили и в мешках относили в амбары. Работать было очень трудно. Но они знали: то, что делалось с таким трудом, шло на фронт, помогало, способствовало приближению Победы над врагом. Это давало силы, заряжало энергией, помогало выстоять на трудовом фронте.

Но  не только  в поле работали ребята, они работали на ферме, помогали выращивать телят, поросят, птицу.

В первые месяцы войны было принято решение использовать в колхозе в качестве живого тягла крупный рогатый скот, низкоудойных коров и бычков. Обучить ходить в упряжке  было главной задачей для мальчиков 12-13 лет. Именно эти животные должны были заменить забранных в армию лошадей. Хватало работы и девочкам среднего возраста: они вязали из шерсти носки, варежки, шарфы, шили кассеты для махорки, собирали на фронт посылки.

Все было подчинено войне: учеба и труд. В школе изучали военное дело, сельскохозяйственную технику, чтобы могли заменить ушедших на фронт трактористов и комбайнеров.

Школьникам доверялись важные участки работы. А ребята относились к порученному делу очень ответственно, серьезно. Они помогали семьям погибших фронтовиков, вели переписку с солдатами, работали вместе с взрослыми. Одним словом,

              Война измяла годы детства,

              Но так и не смогла она

              Одно лишь черствым сделать сердце

               И злыми - детские глаза.

               Война ушла во вспышке гнева,

               Война от гнева родилась.

               Но снова синим  стало небо,

               И верят люди: навсегда!

 

Моим землякам повезло: фашисты недолго задержались в селе Саблинском и сегодня «дети войны», дожив до Победы, стали нашими бабушками и дедушками, а их память цепко хранит события тех лет и щедро делится с нами, их внуками.

Ушли из жизни Мария Тимофеевна и Анна Тимофеевна, но начатое ими дело продолжили их ученики – педагоги школы Скелина М.И, Юрова Г.И, Нарыжная Г.А., Москаленко Н.А . и многие другие.

В зале Боевой Славы проводятся экскурсии, воспитательные мероприятия, встречи с ветеранами.

Со временем экспонаты стали портиться, так как зал находился в рекреации школы, и было принято решение о переносе его в отдельное помещение. И вновь закипела работа. Силами учащихся и  работников школы  зал был реконструирован, открыта новая экспозиция «Выпускники школы – защитники Родины», пополнились фонды зала поисковыми материалами учащихся.

В 2001 году   подали заявку в Москву о присвоении залу статуса «школьный музей». При оформлении документов  решили увековечить память основательниц  музея Кондратовой М.Т. и Улановой А.Т., присвоив музею их имя.

В 2002 году наш зал получил статус «школьный музей» и теперь называется музей Боевой Славы имени Кондратовой М.Т. и Улановой А.Т. с. Саблинского

На торжественное открытие музея съехались гости со всего края: депутат Государственной Думы Ставропольского края Бобров А.В., председатель краевого совета ветеранов войны и труда генерал-майор в отставке Голодников Н.Г., первый секретарю крайкома КПРФ Писаренко В.И., ветеран Великой Отечественной войны Поротов И.Т., генерал в отставке Левицкий Б.В., председатель районного Совета ветеранов войны и труда Мужецкий Ю.М., военный комиссар Александровского района Гусоев В.И., почётный гражданин с. Александровского Князева М.И., известный ставропольский поэт и прозаик Фатеев Г.С., краевед, журналист районной газеты «Александровская жизнь» Захаров П.Г. ветераны войны и труженики тыла.

За добросовестную работу по формированию у обучающихся патриотических и гражданских качеств музей награжден: премией в размере 2.500 руб. от Совета ветеранов, грамотой за I место в районном конкурсе школьных музеев. Ребята приняли участие в социальной акции «65 добрых дел – к 65 – летию Победы», заняли  I место в районном этапе Всероссийского конкурса «Я – гражданин России». Смородин Д. занял I место в районном этапе краевого конкурса сочинений и творческих работ среди учащейся и студенческой молодежи «Поклонимся великим тем годам», в секции «Краеведение» конкурса «Отечество», Антипова Е. заняла I место в районном литературном конкурсе «Мы – достойные внуки Великой Победы».

В заключении мне хочется напомнить слова А.Плотникова, сельского учителя, малоизвестного поэта, который о любви к родному дому, селу сказал так:

Может, есть прекраснее места,

Эти я не разлюблю навеки.

К ним любовь священна и чиста,

И неистребима в человеке.

Да будет так!