Организация дополнительного образования
Организация дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchus_chitat.docx | 66.81 КБ |
programma_teatralnaya_studiya.docx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование | Страница |
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка. | 5 |
3. | Учебно-тематический план. | 6 |
4. | Содержание программы. | 20 |
5. | Методическое обеспечение. | 26 |
6. | Список литературы. | 27 |
1. Паспорт программы
«Учусь читать»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска - детский сад № 52 «Самолётик»
Наименование программы | Программа дополнительной платной услуги по обучению детей чтению ( для детей от 5 до 7 лет ) «Учусь читать» |
Основание для разработки программы | Перечень нормативных документов:
|
Исполнитель Программы | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» |
Цель Программы | формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе. |
Задачи Программы |
|
Срок реализации программы | 1 год |
Ожидаемые результаты реализации Программы | К концу года дети должны:
|
- Пояснительная записка.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения.
Нарушения в речи и несформированность фонематических процессов влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
- обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;
- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации
Планируемые результаты
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- буквы русского алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;
- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими
способами словообразования;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во детей | Длительность занятий | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в месяц | Форма проведения |
1. | «Проведение занятий по обучению детей послоговому чтению «Учусь читать»» | 10 | 30 минут | 2 | 8 | групповая |
3.Учебно-тематический план
Занятие № 1.
Тема: Неречевые и речевые звуки
Цель:
- учить определять источник и направление звука;
- узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;
- отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
Занятие № 2.
Тема: Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.
Цель:
- учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;
- учить передавать ритмический рисунок слова;
- упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;
- дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
Занятие № 3.
Тема: Гласные звуки. Звук А.
Цель:
- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
- четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;
- учить выделять звук А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;
- формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.
Занятие № 4.
Тема: Звук А. Буква А.
Цель:
- четко произносить звук А;
- продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3 гласных звуков;
- определять наличие звука А в словах;
- дать представление о букве, ее отличии от звука;
- познакомить с буквой А.
Занятие № 5.
Тема: Гласные звуки. Звук У.
Цель:
- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук У, сочетания гласных звуков;
- учить выделять звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов;
- продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук.
Занятие № 6.
Тема: Звук У. Буква У.
Цель:
- учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;
- учить определять наличие звук У в словах;
- подбирать слова, в которых есть звук У;
- закрепить знания об отличии звука и буквы;
- познакомить с буквой У;
- учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.
Занятие № 7.
Тема: Гласные звуки. Звук И.
Цель:
- четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;
- учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком И;
- продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.
Занятие № 8.
Тема: Звук И. Буква И.
Цель:
- четко произносить звук И изолированно и в сочетаниях с другими гласными звуками;
- учить выделять начальный гласный звук под ударением и безударный;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков;
- угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции;
- учить отбирать картинки на звук И;
- познакомить с буквой И.
Занятие № 9.
Тема: Звук О.
Цель:
- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
- четко произносить звук О кратко - длительно, тихо - громко;
- воспроизводить слоговые ряды;
- учить выделять звук О в ряду других гласных звуков, слога со звуком О в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком О.
Занятие № 10.
Тема: Звук О. Буква О.
Цель:
- четко произносить звук О;
- продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
- определять наличие звука О в словах;
- познакомить с буквой О;
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 11.
Тема: Звук Ы.
Цель:
- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
- четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;
- воспроизводить слоговые ряды;
- учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ы.
Занятие № 12.
Тема: Гласные звуки.
Цель:
- четко произносить гласные звуки;
- продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
- определять наличие гласных звуков в словах;
- закрепление букв;
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 13.
Тема: Гласные звуки.
Цель:
- четко произносить гласные звуки;
- продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
- анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
- определять наличие гласных звуков в словах;
- закрепление букв;
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 14.
Тема: Закрепление букв А, О, У, Ы.
Цель:
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 15.
Тема: Звук М.
Цель:
- определять первый и последний звук в данных словах;
- четко произносить звук М изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;
- выделять звук М в ряду звуков, в слогах, словах;
- отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком М.
Занятие № 16.
Тема: Звук М. Буква М.
Цель:
- подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;
- выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;
- познакомить с буквой М;
- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 17.
Тема: Закрепление - звук М, буква М.
Цель:
- подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;
- выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;
- познакомить с буквой М;
- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 18.
Тема: Звук Н.
Цель:
- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук Н, Нь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Н.
Занятие № 19.
Тема: Звук Н. Буква Н.
Цель:
- продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;
- определять место звука Н в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Н;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 20.
Тема: Закрепление - звук Н, буква Н.
Цель:
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 21.
Тема: Звук Х.
Цель:
- определять первый и последний звук в данных словах;
- четко произносить звук Х изолированно, а также в словах различной звукослоговой структуры;
- выделять звук Х в ряду звуков, в слогах, словах;
- отбирать картинки, в названии которых есть звук Х, определять место звука Х в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Х.
Занятие № 22
Тема: Звук Х. Буква Х.
Цель:
- подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;
- выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;
- познакомить с буквой Х;
- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 23
Тема: Закрепление - звук Х, буква Х.
Цель:
- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие №24
Тема: Звук К.
Цель:
- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук К, Кь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук К в ряду звуков, слогов, слов;
- учить выделять первый и последний глухой согласный звук;
- учить анализировать прямые и обратные слоги;
- самостоятельно подбирать слова со звуком К.
Занятие № 25.
Тема: Звук К. Буква К.
Цель:
- продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать прямые и обратные слоги обратные слоги;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;
- определять место звука К в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой К;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик;
- читать слоги по таблице слогов.
Занятие № 26.
Тема: Закрепление - звук К, буква К.
Цель:
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик;
- читать слоги по таблице слогов.
Занятие № 27.
Тема: Звук Т.
Цель: - четко произносить звук Т;
- учить выделять звук Т в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Т;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов.
Занятие № 28.
Тема: Звук Т. Буква Т.
Цель: - четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком Т;
- определять место звука Т в словах;
- познакомить с буквой Т;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.
- читать по таблице слогов.
Занятие № 29.
Тема: закрепление - звук Т, буква Т.
Цель:
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.
- читать по таблице слогов.
Занятие № 30.
Тема: Звук П.
Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
- четко произносить звук П, Пь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;
- учить выделять последний глухой согласный звук;
- учить анализировать обратные слоги.
Занятие № 31.
Тема: Звук П. Буква П.
Цель: - продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;
- познакомить с буквой П;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;
Занятие № 32.
Тема: закрепление звук П, буква П.
Цель:
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;
Занятие № 33.
Тема: Звук В.
Цель: - четко произносить звук В;
- учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком В;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 34.
Тема: Звук В. Буква В.
Цель: - четко произносить звук В изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
- учить отбирать картинки со звуком В;
- определять место звука В в словах;
- познакомить с буквой В;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать по таблице слогов и слов.
Занятие № 35.
Тема: закрепление звук В, буква В.
Цель: - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать по таблице слогов и слов.
Занятие № 36
Тема: Звук Г.
Цель: - четко произносить звуки Г, Гь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Г.
Занятие № 37.
Тема: Звук Г. Буква Г.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Г;
- определять место звука Г в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Г;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и
слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 37.
Тема: закрепление - звук Г, буква Г.
Цель: - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и
слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 38.
Тема: Звук Б.
Цель: - четко произносить звук Б, Бь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Б в ряду звуков, в слогах, словах;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Б.
Занятие № 39.
Тема: Звук Б. Буква Б.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;
- определять место звука Б в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Б;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 39.
Тема: закрепление - звук Б, буква Б.
Цель:
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в начале предложения;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие № 40.
Тема: Звук Д.
Цель: - четко произносить звук Д, Дь, различать их на слух и в произношении;
- учить выделять звук Д в ряду звуков, в слогах, словах;
- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком Д.
Занятие № 41.
Тема: Звук Д. Буква Д.
Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Д;
- определять место звука Д в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Д;
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам;
- большая буква в начале предложения и в именах собственных.
Занятие № 42.
Тема: закрепление - звук Д, буква Д.
Цель:
. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам;
- большая буква в начале предложения и в именах собственных.
Занятие № 43.
Тема: Буква Е.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Е;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие № 44.
Тема: Звук Ф.
Цель: - четко произносить звук Ф;
- учить выделять звук Ф в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ф;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 45.
Тема: Звук Ф. Буква Ф.
Цель: - продолжать анализировать слоги и слова;
- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;
- определять место звука Ф в словах ( по картинкам);
- познакомить с буквой Ф;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам;
- большая буква в начале предложения и в именах собственных.
Занятие № 46.
Тема: Звук С.
Цель: - четко произносить звук С;
- учить выделять звук С в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком С;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, двухсложных слов.
Занятие № 47.
Тема: Звук С. Буква С.
Цель: - четко произносить звук С изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком С;
- определять место звука С в словах;
- познакомить с буквой С;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 48.
Тема: Звук Й. Буква Й.
Цель: - четко произносить звук Й изолированно и в сочетаниях звуков;
- дифференцировать звуки Й – Ль;
- учить отбирать картинки со звуком Й;
- определять место звука Й в словах;
- познакомить с буквой Й;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 49.
Тема: Звук З.
Цель: - четко произносить звук З;
- учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком З;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 50.
Тема: Звук З. Буква З.
Цель: - четко произносить звук З изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
- учить отбирать картинки со звуком З;
- определять место звука З в словах;
- познакомить с буквой З;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 51.
Тема: Звук Л.
Цель: - четко произносить звук Л;
- учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Л;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 52.
Тема: Звук Л. Буква Л.
Цель: - четко произносить звук Л изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
- учить отбирать картинки со звуком Л;
- определять место звука Л в словах;
- познакомить с буквой Л;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- большая буква в именах собственных;
- читать по таблице слоги и слова.
Занятие № 53.
Тема: Звук Ш.
Цель: - четко произносить звук Ш;
- учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ш;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 54.
Тема: Звук Ш. Буква Ш.
Цель: - четко произносить звук Ш изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить отбирать картинки со звуком Ш;
- определять место звука Ш в словах;
- познакомить с буквой Ш;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- дать понятие о правилах написания слога – ши -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 55.
Тема: Звук Р.
Цель: - четко произносить звук Р;
- учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Р;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 56.
Тема: Звук Р. Буква Р.
Цель: - четко произносить звуки Р, Рь изолированно и в сочетаниях звуков;
- учить отбирать картинки со звуком Р;
- определять место звука Р в словах;
- познакомить с буквой Р;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 57.
Тема: Звуки Л - Р.
Цель: - дифференцировать звуки Л - Р в слогах, словах, по картинкам;
- упражнять в замене звука Л на звук Р в обратных и прямых слогах, словах;
- составлять по следам анализа слоги и слова из букв разрезной азбуки, читать их.
Занятие № 58.
Тема: Звук Ж.
Цель: - четко произносить звук Ж;
- учить выделять звук Ж в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ж;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 59.
Тема: Звук Ж. Буква Ж.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ж;
- определять место звука Ж в словах;
- познакомить с буквой Ж;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- правописание слога – жи -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 60.
Тема: Буква Ё.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ё;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
.
Занятие № 61.
Тема: Звук Ц.
Цель: - четко произносить звук Ц;
- учить выделять звук Ц в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ц;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 62.
Тема: Звук Ц. Буква Ц.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ц;
- определять место звука Ц в словах;
- познакомить с буквой Ц;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 63.
Тема: Буква Я.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Я;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие № 64.
Тема: Звук Ч.
Цель: - четко произносить звук Ч;
- учить выделять звук Ч в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Ч;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 65.
Тема: Звук Ч. Буква Ч.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ч;
- определять место звука Ч в словах;
- познакомить с буквой Ч;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- дать понятие о правописании слогов – ча -, -чу -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 66.
Тема: Звук Э. Буква Э.
Цель: - закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;
- четко произносить звук Э;
- учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Э;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
- познакомить с буквой Э;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.
Занятие № 67.
Тема: Звук Щ.
Цель: - четко произносить звук Щ;
- учить выделять звук Щ в ряду звуков, слогов, слов;
- формировать навык подбора слов со звуком Щ;
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 68.
Тема: Звук Щ. Буква Щ.
Цель: - учить отбирать картинки со звуком Щ;
- определять место звука Щ в словах;
- познакомить с буквой Щ;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- дать понятие о правописании слогов – ща -, -щу -;
- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие № 69.
Тема: Буква Ю.
Цель: - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ю;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
.
Занятие № 70.
Тема: Буква Ь.
Цель: -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
- познакомить с буквой Ь;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие № 71.
Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.
Цель: - дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в словах;
- составлять схемы слов;
- повторить понятие о сомнительном согласном в конце слова;
- читать предложения и короткие тексты.
Занятие № 72.
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.
Цель : - дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах;
- определять место звука в слове;
- закрепить навык обозначения мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь;
- составлять схемы слов;
- читать предложения и короткие тексты.
4. Содержание программы
Занятие № 1. Различение неречевых и звуков и звуков человеческой речи. Направление звука. Тембр, сила, интонация голоса.
Занятие № 2. Ритмический рисунок слова. Различение на слух длинных и коротких слов. Понятие «гласные и согласные звуки».
Занятие № 3. Звук А. Выделение звука А в ряду гласных звуков, слогов со звуком А. Подбор слов, начинающихся со звука А.
Занятие № 4. Анализ звукового ряда из 2, 3 гласных звуков. Представление о букве, ее отличии от звука. Знакомство с буквой А.
Занятие № 5. Звук У. Звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов. Начальный ударный гласный звук.
Занятие № 6. Звук У. Буква У. Анализ ряда из 2, 3 гласных звуков. Подбор слов со звуком У. Знакомство с буквой У. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов уа, ау.
Занятие № 7. Звук И. Выделение звука И в ряду гласных звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком И. Анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.
Занятие № 8. Звук И. Буква И. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции. Знакомство с буквой И.
Занятие № 9. Звук О. Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов со звуком О.
Занятие № 10. Звук О. Буква О. Выделение начального и последнего звука в словах. Упражнения в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 11. Звук Ы. Звук Ы в ряду гласных звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком Ы.
Занятие № 12. Закрепление гласных звуков Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 13. Закрепление гласных звуков Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 14. Закрепление букв А, О, У, Ы. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 15. Звук М. Произношение звука М в словах различной звуко - слоговой структуры. Отбор картинок со звуком М. Место звука М в словах.
Занятие № 16. Звук М. Буква М. Первый и последний звук в словах. Гласные звуки в словах. Знакомство с буквой М. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 17 Закрепление - звук М, буква М. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 18. Звук Н. Звук Нь. Дифференциация их на слух и в произношении. Выделение звука Н в ряду звуков, слогов, слов. Самостоятельный подбор слов со звуком Н.
Занятие № 19. Звук Н. Буква Н. Картинки, названия которых начинаются со звука Н. Определение места звука Н в словах. Знакомство с буквой Н. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 20. Закрепление - звук Н. Буква Н. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 21. Звук Х. Произношение звука Х в словах различной звуко - слоговой структуры. Подбор слов со звуком Х.
Занятие № 22. Звук Х. Буква Х. Место звука Х в словах. Знакомство с буквой Х. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 23. Закрепление - звук Х, буква Х. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие №24. Звук К. Звук Кь. Различение их на слух и в произношении. Выделение первого и последнего глухого согласного звука в словах. Анализ прямых и обратных слогов.
Занятие № 25. Звук К. Буква К. Определение места звука К в словах ( по картинкам). Знакомство с буквой К. Чтение обратных и прямых слогов по таблицам.
Занятие № 26. Закрепление - звук К, буква К. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 27. Звук Т. Выделение звука Т в ряду звуков, слогов,
слов. Подбор слов со звуком Т.
Занятие № 28. Звук Т. Буква Т. Определение места звука Т в словах. Чтение по таблице слогов и слов.
Занятие № 29. Закрепление - звук Т, буква Т. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 30. Звук П. Звуки П, Пь, различение их на слух и в произношении. Анализ обратных слогов.
Занятие № 31. Звук П. Буква П. Упражнения с разрезной азбукой: составление и чтение слогов и слов.
Занятие № 32. Закрепление - звук П буква П. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 32. Звук В. Выделение звука В в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком В. Анализ прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 33. Звук В. Буква В. Место звука В в словах. Знакомство с буквой В. Большая буква в начале предложения. Чтение по таблице слогов и слов.
Занятие № 34. . Закрепление - звук В, буква В. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 35. Звук Г. Звук Гь, различение их на слух и в произношении. Выделение звука Г в ряду звуков, в слогах, словах. Самостоятельный подбор слов со звуком Г.
Занятие № 36. Звук Г. Буква Г. Картинки, названия которых начинаются со звука Г. Место звука Г в словах. Знакомство с буквой Г. Большая буква в начале предложения.
Занятие № 37. . Закрепление - звук В, буква В. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 38. Звук Б. Звук Бь, различение их на слух и в произношении. Выделение звука Б в ряду звуков, в слогах, словах.
Занятие № 39. Звук Б. Буква Б. Анализ слогов и слова. Знакомство с буквой Б. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 40. Закрепление - звук Б, буква Б. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 41. Звук Д. Звук Дь, различение их на слух и в произношении. Выделение звука Д в ряду звуков, в слогах, словах, по картинкам. Выделение первого и последнего согласного звука в словах, гласных звуков в этих словах.
Занятие № 42. Звук Д. Буква Д. Определение места звука Д в словах. Знакомство с буквой Д. Большая буква в именах собственных.
Занятие № 43. Закрепление - звук Д, буква Д. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 44. Буква Е. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Е. Чтение обратных и прямых слогов, слов.
Занятие № 45. Звук Ф. Выделение звука Ф в ряду звуков, слогов, слов. Анализ слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 46. Звук Ф. Буква Ф. Упражнения с разрезной азбукой.
Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 47. Звук С. Выделение звука С в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, двухсложных слов.
Занятие № 48. Звук С. Буква С. Определение первого и последнего звука в словах. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 49. Звук Й. Буква Й. Произношение звука Й изолированно и в сочетаниях звуков. Дифференциация звуков Й – Ль. Знакомство с буквой Й.
Занятие № 50. Звук З. Звук З в ряду звуков, слогов, слов.
Подбор слов со звуком З. Анализ прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.
Занятие № 51. Звук З. Буква З. Место звука З в словах. Знакомство с буквой З. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.
Занятие № 52. Звук Л. Звук Л в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком Л. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 53. Звук Л. Буква Л. Место звука Л в словах. Знакомство с буквой Л. Большая буква в именах собственных.
Занятие № 54. Звук Ш. Произношение звука Ш. Подбор слов со звуком Ш. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 55. Звук Ш. Буква Ш. Произношение звука Ш изолированно и в сочетаниях звуков. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.
Занятие № 56. Звук Р. Произношение звука Р. Подбор слов со звуком Р. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 57. Звук Р. Буква Р. Место звука Р в словах.
Знакомство с буквой Р. Упражнения с разрезной азбукой.
Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.
Занятие № 58. Звуки Л, Р. Дифференциация звуков Л - Р в слогах, словах, по картинкам. Составление из букв разрезной азбуки по следам анализа обратных и прямых слогов, слов. Чтение их.
Занятие № 59. Звук Ж. Произношение звука Ж. Подбор слов со звуком Ж. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 60. Звук Ж. Буква Ж. Место звука Ж в словах. Правописание слога – жи -. Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.
Занятие № 61. Буква Ё. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ё. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 62. Звук Ц. Подбор слов со звуком Ц. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 63. Звук Ц. Буква Ц. Место звука Ц в словах. Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.
Занятие № 64. Буква Я. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Я. Чтение обратных и прямых слогов, слов.
Занятие № 65. Звук Ч. Произношение звука Ч. Выделение звука Ч в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 66. Звук Ч. Буква Ч. Место звука Ч в словах.
знакомство с буквой Ч. Правописании слогов – ча -, -чу -.
Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.
Занятие № 67. Звук Э. Буква Э. Выделение звука Э в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры. Чтение слогов и слов.
Занятие № 68. Звук Щ. Произношение звука Щ. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие № 69. Звук Щ. Буква Щ. Место звука Щ в словах.
Знакомство с буквой Щ. Правописание слогов – ща -, -щу -. Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.
Занятие № 70. Буква Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ю. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 71. Буква Ь. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ь. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Занятие № 72. Звонкие и глухие согласные звуки. Схемы слов. Сомнительный согласный в конце слова. Чтение предложений и коротких текстов.
5. Методическое обеспечение
Для реализации программы, предусмотрен оборудованный кабинет, в котором размещен материал, с учетом уровня развития детей:
- демонстрационный материал;
- раздаточный материал (буквенный веер);
- раскраски;
- фишки;
- комплект букв;
- видео материалы;
- дидактические игры;
- кубики с изображением букв.
Литература
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
Колесникова Е. В. От звука к букве. М., 2003
Колесникова Е. В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь. М., 2002
Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М., 2003
Косинова Е. М. Логопедический букварь. М., 2010
Кошелева Г. А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях. Дошкольная педагогика, №4, 2006
Пожеленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.,2000
Федина О., Федин С. Самая веселая азбука. М., 2004
Харченко Е. П. Диссинтаксия как незавершеннность развития языковой системы. Дошкольное педагогика, №2, 2009
Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. М., 2007