Организация дополнительного образования

Андреева Ольга Евгеньевна

Организация дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchus_chitat.docx66.81 КБ
Файл programma_teatralnaya_studiya.docx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование

Страница

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная  записка.

5

3.

Учебно-тематический план.

6

4.

Содержание программы.

20

5.

Методическое обеспечение.

26

6.

Список литературы.

27

1. Паспорт программы

«Учусь читать»

Муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения  города Нижневартовска  - детский сад  № 52 «Самолётик»

Наименование программы

Программа дополнительной платной услуги по обучению детей чтению ( для детей от 5 до 7 лет ) «Учусь читать»

Основание для разработки программы

Перечень нормативных документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1998);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014- 2020 года»;
  • Постановление администрации города Нижневартовска от 17.09.2014г. №185 «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
  • Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» на 2015- 2020г.»
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №52 «Самолётик»;
  • Положения о порядке оказания дополнительных  платных образовательных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик», на основании заявления, договора между МАДОУ и родителями (законными представителями).

Исполнитель Программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»

Цель Программы

формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Задачи Программы

  • обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;
  • формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации

Срок реализации программы

1 год

Ожидаемые результаты реализации Программы

К концу года дети должны:

  • различать понятия «звук», «буква»;
  • буквы русского алфавита;  
  • определять наличие и место заданного звука в слове;
  • анализировать звуковой состав слова;
  • определять количество слогов  в слове, ударный слог;
  • плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;          
  • замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими  способами словообразования
  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.


  1. Пояснительная записка.

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

   К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.  В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.

                  Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения.

                   Нарушения в речи  и несформированность фонематических процессов влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании  у детей фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

           Цель программы –  формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Задачи программы:

- обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;

- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации

Планируемые результаты

                 Воспитанники должны знать и уметь:

                - различать понятия «звук», «буква»;

                - буквы русского алфавита;  

                - определять наличие и место заданного звука в слове;

                - анализировать звуковой состав слова;

                - определять количество слогов  в слове, ударный слог;

                - плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;          

               - замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими  

                 способами словообразования;

               - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

п/п

Наименование услуги

Кол-во

детей

Длительность занятий

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в месяц

Форма проведения

1.

«Проведение занятий по обучению детей послоговому чтению «Учусь читать»»

10

30 минут

2

8

групповая

3.Учебно-тематический план

Занятие № 1. 

Тема: Неречевые и речевые звуки

Цель:

  • учить определять источник и направление звука;
  • узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;
  • отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;
  • формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Занятие № 2.

    Тема:  Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.

    Цель:     

  • учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;
  • учить передавать ритмический рисунок слова;
  • упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;
  • дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;
  • развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.

 

Занятие № 3.

    Тема:   Гласные звуки. Звук А.

Цель:   

  •  различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
  • четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;
  • учить выделять звук А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;
  • формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.

Занятие № 4. 

Тема:     Звук А. Буква А.

Цель:

  • четко произносить звук А;
  • продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук;
  • анализировать звуковой ряд из 2, 3 гласных звуков;
  • определять наличие звука А в словах;
  • дать представление о букве, ее отличии от звука;
  • познакомить с буквой А.

Занятие № 5.

    Тема:      Гласные звуки. Звук У.

    Цель:   

  • продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
  • четко произносить звук У, сочетания гласных звуков;
  • учить выделять звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов;
  • продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук.

Занятие № 6.

    Тема:  Звук У. Буква У.

    Цель:   

  • учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;
  • учить определять наличие звук У в словах;
  • подбирать слова, в которых есть звук У;
  • закрепить знания об отличии звука и буквы;
  • познакомить с буквой У;
  • учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.

Занятие № 7.

    Тема:   Гласные звуки. Звук И.

    Цель:

  • четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;
  • учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком И;
  • продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.

Занятие № 8. 

Тема:   Звук И. Буква И.

Цель:

  • четко произносить звук И изолированно и в сочетаниях с другими гласными звуками;
  • учить выделять начальный гласный звук под ударением и безударный;
  • анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков;
  • угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции;
  • учить отбирать картинки на звук И;
  • познакомить с буквой И.

Занятие № 9.

 Тема:    Звук О.

     Цель: 

  • различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
  • четко произносить звук О кратко - длительно, тихо - громко;
  • воспроизводить слоговые ряды;
  • учить выделять звук О в ряду других гласных звуков, слога со звуком О в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком О.

 Занятие № 10. 

 Тема:  Звук О. Буква О.

 Цель: 

  • четко произносить звук  О;
  • продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
  • анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
  • определять наличие звука О в словах;
  • познакомить с буквой О;
  • упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
  • читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 11. 

Тема:     Звук Ы.

    Цель: 

  • различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
  • четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;
  • воспроизводить слоговые ряды;
  • учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Ы.

Занятие № 12. 

Тема:    Гласные звуки.

Цель:

  • четко произносить гласные звуки;
  • продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
  • анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
  • определять наличие гласных звуков в словах;
  • закрепление букв;
  • упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
  • читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 13. 

Тема:    Гласные звуки.

Цель:

  • четко произносить гласные звуки;
  • продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;
  • анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
  • определять наличие гласных звуков в словах;
  • закрепление букв;
  • упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
  • читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 14. 

Тема:    Закрепление букв А, О, У, Ы.

Цель:

  • упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
  • читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 15.

    Тема:      Звук М.

    Цель:   

  • определять первый и последний звук в данных словах;
  • четко произносить звук М изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;
  • выделять звук М в ряду звуков, в слогах, словах;
  • отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;
  • самостоятельно подбирать слова со звуком М.

 Занятие № 16.

     Тема:    Звук М. Буква М.

     Цель: 

  • подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;    
  • выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;    
  • познакомить с буквой М;
  • из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;
  • читать слоги и слова по таблицам.  

Занятие № 17.

     Тема:   Закрепление - звук М, буква М.

     Цель: 

  • подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;    
  • выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;    
  • познакомить с буквой М;
  • из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;
  • читать слоги и слова по таблицам.  

Занятие № 18.

    Тема:      Звук Н.

    Цель: 

  • продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
  • четко произносить звук Н, Нь, различать их  на слух и в произношении;
  • учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;  
  • учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  • самостоятельно подбирать слова со звуком Н.

Занятие № 19.

    Тема:     Звук Н. Буква Н.

    Цель: 

  • продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;
  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;
  • определять место звука Н в словах ( по картинкам);
  • познакомить с буквой Н;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  
  • читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 20.

    Тема:     Закрепление - звук Н, буква Н.

    Цель: 

  • упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  
  • читать слоги и слова по таблицам.

       Занятие № 21.

      Тема:       Звук Х.

      Цель: 

  • определять первый и последний звук в данных словах;
  • четко произносить звук Х изолированно, а также в словах различной звукослоговой структуры;
  • выделять звук Х в ряду звуков, в слогах, словах;
  • отбирать картинки, в названии которых есть звук Х, определять место звука Х в этих словах;
  • самостоятельно подбирать слова со звуком Х.

Занятие № 22

Тема:    Звук Х. Буква Х.

Цель: 

  • подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;  
  • выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;    
  • познакомить с буквой Х;
  • из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;
  • читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 23

Тема:    Закрепление - звук Х, буква Х.

Цель: 

  • из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;
  • читать слоги и слова по таблицам.

Занятие №24

Тема:      Звук К.

Цель: 

  • продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
  • четко произносить звук К, Кь, различать их  на слух и в произношении;
  • учить выделять звук К в ряду звуков, слогов, слов;  
  • учить выделять первый и последний глухой согласный звук;
  • учить анализировать прямые и обратные слоги;
  • самостоятельно подбирать слова со звуком К.

Занятие № 25.

Тема:  Звук К. Буква К.

Цель: 

  • продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать прямые и обратные слоги обратные слоги;
  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;
  • определять место звука К в словах ( по картинкам);
  • познакомить с буквой К;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги  ка, ку, ки, ак, ук, ик;
  • читать слоги по таблице слогов.

Занятие № 26.

Тема:  Закрепление - звук К, буква К.

Цель: 

  • упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги  ка, ку, ки, ак, ук, ик;
  • читать слоги по таблице слогов.

    Занятие № 27.

   Тема:    Звук Т.

   Цель: -  четко произносить звук Т;

  • учить выделять звук Т в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Т;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов.

Занятие № 28. 

Тема:    Звук Т. Буква Т.

Цель: -  четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях  звуков;

  •  учить определять первый и последний звук в словах;
  •  учить отбирать картинки со звуком Т;
  • определять место звука Т в словах;
  • познакомить с буквой Т;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.
  • читать по таблице слогов.

Занятие № 29. 

Тема:    закрепление - звук Т, буква Т.

Цель:

 - упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.

  •  читать по таблице слогов.

Занятие № 30.

Тема:      Звук П.

Цель:   -   продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

           -    четко произносить звук П, Пь, различать их  на слух и в произношении;

  • учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;  
  • учить выделять последний глухой согласный звук;
  • учить анализировать обратные слоги.

         Занятие № 31.

Тема:   Звук П. Буква П.

Цель:  -  продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;

          - подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;

             - познакомить с буквой П;

    .        - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;

Занятие № 32.

Тема:   закрепление звук П, буква П.

Цель: 

   - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;

   Занятие № 33.

   Тема:    Звук В.

   Цель: -  четко произносить звук В;

  • учить выделять звук В в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком В;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

   

Занятие № 34. 

Тема:  Звук В. Буква В.

Цель: -  четко произносить звук В изолированно и в сочетаниях  звуков;

  •  учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
  •  учить отбирать картинки со звуком В;
  • определять место звука В в словах;
  • познакомить с буквой В;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  • большая буква в начале предложения;
  • читать по таблице слогов и слов.

Занятие № 35. 

Тема:  закрепление звук В, буква В.

Цель: -  упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;

  • большая буква в начале предложения;
  • читать по таблице слогов и слов.

 Занятие № 36

Тема:   Звук Г.

Цель:   -    четко произносить звуки Г, Гь, различать их  на слух и в произношении;

  • учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;  
  • учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  • самостоятельно подбирать слова со звуком Г.

 Занятие № 37.

Тема:  Звук Г. Буква Г.

Цель:  -  продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Г;
  • определять место звука Г в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Г;

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и  

                    слова;

              -    большая буква в начале предложения;

              -    читать слоги и слова по таблицам. 

  Занятие № 37.

Тема:  закрепление  - звук Г, буква Г.

Цель:    -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и  

                    слова;

              -    большая буква в начале предложения;

              -    читать слоги и слова по таблицам. 

 Занятие № 38.

Тема:       Звук Б.

Цель:   -    четко произносить звук Б, Бь, различать их  на слух и в произношении;

  • учить выделять звук Б в ряду звуков, в слогах, словах;  
  • учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  • самостоятельно подбирать слова со звуком Б.

 Занятие № 39.

Тема:    Звук Б. Буква Б.

Цель:  -  продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;
  • определять место звука Б в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Б;

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

              -    большая буква в начале предложения;

              -    читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 39.

Тема:    закрепление  - звук Б, буква Б.

Цель: 

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

              -    большая буква в начале предложения;

              -    читать слоги и слова по таблицам.

 Занятие № 40.

Тема:       Звук Д.

Цель:   -    четко произносить звук Д, Дь, различать их  на слух и в произношении;

  • учить выделять звук Д в ряду звуков, в слогах, словах;  
  • учить выделять первый и последний  согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  • самостоятельно подбирать слова со звуком Д.

  Занятие № 41.

Тема:    Звук Д. Буква Д.

Цель:  -  продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать  слоги и слова;

  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Д;
  • определять место звука Д в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Д;

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

  • читать слоги и слова по таблицам;
  • большая буква в начале предложения и в именах собственных.

Занятие № 42.

Тема:    закрепление  - звук Д, буква Д.

Цель: 

    .         -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

  • читать слоги и слова по таблицам;
  • большая буква в начале предложения и в именах собственных.

       Занятие № 43.

     Тема:  Буква Е.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Е;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 

      Занятие № 44.

   Тема:    Звук Ф.

   Цель: -  четко произносить звук Ф;

  • учить выделять звук Ф в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Ф;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

           Занятие № 45.

Тема:     Звук Ф. Буква Ф.

Цель:  -   продолжать  анализировать  слоги и слова;

  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;
  • определять место звука  Ф в словах ( по картинкам);

              -    познакомить с буквой Ф;

               -    упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;  

  • читать слоги и слова по таблицам;
  • большая буква в начале предложения и в именах собственных.

   

           Занятие № 46.

   Тема:    Звук С.

   Цель: -  четко произносить звук С;

  • учить выделять звук С в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком С;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, двухсложных слов.

 

        Занятие № 47. 

Тема:   Звук С. Буква С.

Цель: -   четко произносить звук С изолированно и в сочетаниях  звуков;

  •  учить определять первый и последний звук в словах;
  •  учить отбирать картинки со звуком С;
  • определять место звука С в словах;
  • познакомить с буквой С;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  
  • читать по таблице слоги и слова.

          Занятие № 48. 

Тема:  Звук Й. Буква Й.

Цель: -  четко произносить звук Й изолированно и в сочетаниях  звуков;

           -   дифференцировать звуки Й – Ль;

  •  учить отбирать картинки со звуком Й;
  • определять место звука Й в словах;
  • познакомить с буквой Й;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  
  • читать по таблице слоги и слова.

           Занятие № 49.

   Тема:    Звук З.

   Цель: -  четко произносить звук З;

  • учить выделять звук З в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком З;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

         Занятие № 50. 

Тема:   Звук З. Буква З.

Цель: -  четко произносить звук З изолированно и в сочетаниях  звуков;

  •  учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
  •  учить отбирать картинки со звуком З;
  • определять место звука З в словах;
  • познакомить с буквой З;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;  
  • читать по таблице слоги и слова.

 

      Занятие № 51.

   Тема:    Звук Л.

   Цель: -  четко произносить звук Л;

  • учить выделять звук Л в ряду звуков,  в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Л;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

    Занятие № 52. 

Тема:  Звук Л. Буква Л.

Цель: -  четко произносить звук Л изолированно и в сочетаниях  звуков;

  •  учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;
  •  учить отбирать картинки со звуком Л;
  • определять место звука Л в словах;
  • познакомить с буквой Л;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  • большая буква в именах собственных;
  • читать по таблице слоги и слова.

         

       Занятие № 53.

   Тема:    Звук Ш.

   Цель: -  четко произносить звук Ш;

  • учить выделять звук Ш в ряду звуков,   слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Ш;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 54. 

Тема:  Звук Ш. Буква Ш.

Цель: -  четко произносить звук Ш изолированно и в сочетаниях  звуков;

  •  учить отбирать картинки со звуком Ш;
  • определять место звука Ш в словах;
  • познакомить с буквой Ш;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  • дать понятие о правилах написания слога – ши -;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

         

      Занятие № 55.

   Тема:    Звук Р.

   Цель: -  четко произносить звук Р;

  • учить выделять звук Р в ряду звуков,   слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Р;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 56. 

Тема:   Звук Р. Буква Р.

Цель: -  четко произносить звуки Р, Рь изолированно и в сочетаниях  звуков;

  •  учить отбирать картинки со звуком Р;
  • определять место звука Р в словах;
  • познакомить с буквой Р;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

           

      Занятие № 57.

  Тема:  Звуки Л - Р.  

  Цель:  -  дифференцировать звуки Л - Р в слогах, словах, по картинкам;

            -  упражнять в замене звука Л на звук Р в обратных и прямых слогах, словах;

           - составлять по следам анализа слоги и слова из букв разрезной азбуки, читать их.

           

               Занятие № 58.

   Тема:    Звук Ж.

   Цель: -  четко произносить звук Ж;

  • учить выделять звук Ж в ряду звуков,   слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Ж;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

    Занятие № 59. 

Тема:  Звук Ж. Буква Ж.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Ж;

  • определять место звука Ж в словах;
  • познакомить с буквой Ж;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  • правописание слога – жи -;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

        Занятие № 60.

     Тема:  Буква Ё.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Ё;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 .

     Занятие № 61.

   Тема:    Звук Ц.

   Цель: -  четко произносить звук Ц;

  • учить выделять звук Ц в ряду звуков,   слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Ц;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

    Занятие № 62. 

Тема:  Звук Ц.  Буква Ц.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Ц;

  • определять место звука Ц в словах;
  • познакомить с буквой Ц;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги, слова;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

         Занятие № 63.

     Тема:   Буква Я.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Я;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 

      Занятие № 64.

   Тема:    Звук Ч.

   Цель: -  четко произносить звук Ч;

  • учить выделять звук Ч в ряду звуков,   слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Ч;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 65. 

Тема:  Звук Ч.  Буква Ч.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Ч;

  • определять место звука Ч в словах;
  • познакомить с буквой Ч;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  • дать понятие о правописании слогов – ча -, -чу -;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

      Занятие № 66.

   Тема:    Звук Э. Буква Э.

   Цель: -  закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;

            -  четко произносить звук Э;

  • учить выделять звук Э в ряду звуков,   слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Э;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
  • познакомить с буквой Э;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова.

      Занятие № 67.

   Тема:    Звук Щ.

   Цель: -  четко произносить звук Щ;

  • учить выделять звук Щ в ряду звуков,   слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком Щ;
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

    Занятие № 68. 

Тема:  Звук Щ.  Буква Щ.

Цель: -  учить отбирать картинки со звуком Щ;

  • определять место звука Щ в словах;
  • познакомить с буквой Щ;
  • упражнять с разрезной азбукой: составлять  и  читать слоги и слова;
  •  дать понятие о правописании слогов – ща -, -щу -;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

     Занятие № 69.

     Тема:  Буква Ю.  

  Цель:  - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Ю;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

 . 

                  Занятие № 70.

     Тема:   Буква Ь.  

  Цель:  -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в   слогах и словах, по картинкам;

               - познакомить с буквой Ь;

              - читать обратные и прямые слоги, слова;

              - составлять из букв разрезной азбуки слова.

         

          Занятие № 71.     

  Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.

  Цель: - дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в словах;

              - составлять схемы слов;

              - повторить понятие о  сомнительном согласном в конце слова;

              - читать предложения и короткие тексты.    

 

           

          Занятие № 72.

     Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.  

 Цель : - дифференцировать  твердые и мягкие согласные в   словах;

               - определять место звука в слове;

               - закрепить навык обозначения мягкости согласных   буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь;

               - составлять схемы слов;  

               - читать  предложения и короткие тексты.    

 

4. Содержание программы

Занятие № 1.  Различение неречевых и звуков и звуков человеческой речи. Направление звука. Тембр, сила, интонация голоса.

Занятие № 2.  Ритмический рисунок слова. Различение на слух длинных и коротких слов. Понятие  «гласные и согласные звуки».

 Занятие № 3. Звук А. Выделение звука А в ряду гласных звуков, слогов со звуком А. Подбор слов, начинающихся со звука А.

Занятие № 4. Анализ звукового ряда из 2, 3 гласных звуков. Представление о букве, ее отличии от звука. Знакомство с буквой А.

 Занятие № 5. Звук У. Звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов. Начальный ударный гласный звук.

 Занятие № 6. Звук У. Буква У. Анализ  ряда из 2, 3 гласных звуков. Подбор слов со звуком У. Знакомство с буквой У. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов уа, ау.  

  Занятие № 7. Звук И. Выделение звука И в ряду гласных звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком И. Анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.  

 Занятие № 8. Звук И. Буква И. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции. Знакомство с буквой И.  

 Занятие № 9. Звук О. Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов со  звуком О.

Занятие № 10. Звук О. Буква О. Выделение начального и последнего звука в словах. Упражнения в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 11. Звук Ы. Звук Ы в ряду  гласных звуков,  слогов, слов. Подбор слов со звуком Ы.

Занятие № 12. Закрепление гласных звуков Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 13. Закрепление гласных звуков Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 14. Закрепление букв А, О, У, Ы. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 15. Звук М. Произношение звука М в словах различной звуко - слоговой структуры. Отбор  картинок со звуком М. Место звука М в словах.

Занятие № 16. Звук М. Буква М. Первый и последний звук в словах.    Гласные звуки в  словах. Знакомство с буквой М. Чтение слогов и слов по таблицам.    

 Занятие № 17 Закрепление - звук М, буква М. Чтение слогов и слов по таблицам.    

Занятие № 18. Звук Н. Звук Нь. Дифференциация их на слух и в произношении.  Выделение звука Н в ряду звуков, слогов, слов. Самостоятельный подбор слов со звуком Н.

 Занятие № 19. Звук Н. Буква Н.  Картинки, названия которых начинаются со звука Н. Определение места звука Н в словах. Знакомство с буквой Н. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

  Занятие № 20. Закрепление - звук Н. Буква Н.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 21. Звук Х. Произношение звука Х в словах различной звуко - слоговой структуры. Подбор слов со звуком Х.

 Занятие № 22. Звук Х. Буква Х. Место звука Х в словах. Знакомство с буквой Х. Чтение слогов и слов по таблицам.

 Занятие № 23. Закрепление - звук Х, буква Х.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие №24. Звук К. Звук Кь. Различение их  на слух и в произношении. Выделение первого и последнего глухого согласного звука в словах. Анализ прямых и обратных слогов.

   Занятие № 25. Звук К. Буква К. Определение места звука К в словах ( по картинкам). Знакомство с буквой К. Чтение обратных и прямых слогов по таблицам.

  Занятие № 26. Закрепление - звук К, буква К.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 27. Звук Т. Выделение звука Т в ряду звуков,    слогов,

 слов. Подбор слов со звуком Т.

 Занятие № 28. Звук Т. Буква Т. Определение места звука Т в словах. Чтение по таблице слогов и слов.

    Занятие № 29. Закрепление - звук Т, буква Т.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 30. Звук П. Звуки П, Пь, различение их  на слух и в произношении. Анализ обратных слогов.

  Занятие № 31. Звук П. Буква П. Упражнения с разрезной азбукой:  составление и чтение слогов и слов.

 Занятие № 32. Закрепление - звук П буква П.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 32. Звук В. Выделение звука В в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком В. Анализ прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

Занятие № 33. Звук В. Буква В. Место звука В в словах. Знакомство с буквой В. Большая буква в начале предложения. Чтение по таблице слогов и слов. 

Занятие № 34. . Закрепление - звук В, буква В.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 35. Звук Г. Звук Гь, различение их  на слух и в произношении. Выделение звука Г в ряду звуков, в слогах, словах. Самостоятельный подбор слов со звуком Г.  

 Занятие № 36. Звук Г. Буква Г. Картинки, названия которых начинаются со звука Г. Место звука Г в словах. Знакомство с буквой Г. Большая буква в начале предложения.

 Занятие № 37. . Закрепление - звук В, буква В.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 38. Звук Б. Звук Бь, различение их  на слух и в  произношении. Выделение звука Б в ряду звуков, в слогах, словах.

 Занятие № 39. Звук Б. Буква Б. Анализ слогов и слова. Знакомство с буквой Б. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 40.  Закрепление - звук Б, буква Б.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 41. Звук Д. Звук Дь, различение их  на слух и в  произношении. Выделение звука Д в ряду звуков, в слогах, словах, по картинкам. Выделение первого и последнего  согласного звука в словах, гласных звуков в этих словах.

 Занятие № 42. Звук Д. Буква Д. Определение места звука Д в словах. Знакомство с буквой Д. Большая буква в именах собственных. 

 Занятие № 43. Закрепление - звук Д, буква Д.  Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие № 44. Буква Е. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Е. Чтение обратных и прямых слогов, слов.

  Занятие № 45. Звук Ф. Выделение звука Ф в ряду звуков,  слогов, слов.  Анализ слов несложной звуковой структуры.

 Занятие № 46. Звук Ф. Буква Ф. Упражнения с разрезной азбукой.

      Чтение слогов и слов по таблицам.

 Занятие № 47. Звук С. Выделение звука С в ряду звуков, слогов, слов.   Анализ прямых и обратных слогов, двухсложных слов.

Занятие № 48. Звук С. Буква С. Определение первого и последнего звука в словах. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

 Занятие № 49. Звук Й. Буква Й. Произношение звука Й изолированно и в сочетаниях  звуков. Дифференциация звуков Й – Ль. Знакомство с буквой Й.

 Занятие № 50. Звук З. Звук З в ряду звуков, слогов, слов.

     Подбор слов со звуком З. Анализ прямых и обратных слогов, слов     несложной звуковой структуры.

    Занятие № 51. Звук З. Буква З. Место звука З в словах. Знакомство с буквой З.  Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 52. Звук Л. Звук Л в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком Л. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 53. Звук Л. Буква Л. Место звука Л в словах. Знакомство с буквой Л. Большая буква в именах собственных.

 Занятие № 54. Звук Ш. Произношение звука Ш.  Подбор слов со звуком Ш. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

    Занятие № 55. Звук Ш. Буква Ш. Произношение звука Ш изолированно и в сочетаниях  звуков. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.

 Занятие № 56. Звук Р. Произношение звука Р.  Подбор слов со звуком Р. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

   Занятие № 57. Звук Р. Буква Р. Место звука Р в словах.

Знакомство с буквой Р. Упражнения с разрезной азбукой.

Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.

 Занятие № 58.  Звуки Л, Р. Дифференциация звуков Л - Р в слогах, словах, по картинкам. Составление из букв разрезной азбуки по следам анализа обратных и прямых слогов, слов. Чтение их.

 Занятие № 59. Звук Ж. Произношение звука Ж.  Подбор слов со звуком Ж. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Занятие № 60. Звук Ж. Буква Ж. Место звука Ж в словах. Правописание слога – жи -. Чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.

  Занятие № 61. Буква Ё.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ё. Составление слов из букв разрезной азбуки.  

 Занятие № 62. Звук Ц. Подбор слов со звуком Ц. Анализ прямых и  обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Занятие № 63. Звук Ц.  Буква Ц. Место звука Ц в словах. Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.

 Занятие № 64. Буква Я.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Я. Чтение обратных и прямых слогов, слов.

 Занятие № 65. Звук Ч. Произношение звука Ч. Выделение звука Ч в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 Занятие № 66. Звук Ч.  Буква Ч. Место звука Ч в словах.

знакомство с буквой Ч. Правописании слогов – ча -, -чу -.

Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.

Занятие № 67. Звук Э. Буква Э. Выделение звука Э в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры. Чтение слогов и слов.

  Занятие № 68. Звук Щ. Произношение звука Щ. Анализ прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 Занятие № 69. Звук Щ.  Буква Щ. Место звука Щ в словах.

Знакомство с буквой Щ. Правописание слогов – ща -, -щу -. Чтение слогов и слов по таблице, индивидуальным карточкам.

 Занятие № 70. Буква Ю.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ю. Составление слов из букв разрезной азбуки.

 Занятие № 71. Буква Ь. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Ь. Составление слов из букв разрезной азбуки.

 Занятие № 72. Звонкие и глухие согласные звуки. Схемы слов. Сомнительный согласный в конце слова. Чтение предложений и коротких текстов.    

 

                                                   

5. Методическое обеспечение

Для реализации программы, предусмотрен оборудованный кабинет, в котором размещен материал, с учетом уровня развития детей:

  • демонстрационный материал;
  • раздаточный материал (буквенный веер);
  • раскраски;
  • фишки;
  • комплект букв;
  • видео материалы;
  • дидактические игры;
  • кубики с изображением букв.

                             

Литература

             

            Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985

Колесникова Е. В. От звука к букве. М., 2003

Колесникова Е. В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь. М., 2002

Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М., 2003

Косинова Е. М. Логопедический букварь. М., 2010

Кошелева Г. А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях. Дошкольная педагогика, №4, 2006

Пожеленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.,2000

Федина О., Федин С. Самая веселая азбука. М., 2004

Харченко Е. П. Диссинтаксия как незавершеннность развития языковой системы. Дошкольное педагогика, №2, 2009

Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. М., 2007


Предварительный просмотр: