Научно-методическая работа

Жабина Галина Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

учителя МБОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы Жабиной Галины Николаевны

Тема: "Повторение изученного в 5 классе. Части речи»

с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Цель:

Развитие  умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изученной теме.

Задачи:

- активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

- обобщить и систематизировать знания по морфологии;

- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение;

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; работа в парах, прием “корзинка”;  составление синквейна.

Ход урока:

1.Стадия вызова.

Используется прием «корзина идей», с помощью которого актуализируются знания и представления о морфологии, формируется личный интерес, протекает бесконфликтная коммуникация, определяются цели рассмотрения темы.

План урока:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (работа длится 1-2 минуты)

2. Обмен информацией в парах

3. Каждая пара называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного

4. Сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они неверные. Все  исправляется по мере систематизации информации

- Какой вопрос возникает у вас после этой работы?

Учащиеся формулируют проблемный вопрос: как упорядочить эту информацию?

2. Смысловая стадия. Систематизация полученной информации, сохранение интереса к изучаемой теме.

1. Обращаемся к домашнему заданию. Ребята дают определения  частям речи.

2.Что является главным в определении части речи? А какой раздел науки о языке изучает части речи? (морфология)

Прием «составление кластера» Ученики записывают в центре тетради ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Ребята совместно с учителем составляют кластер «Части речи».

3. Что является для вас самым сложным в изучении морфологии? (морфологический разбор слова)

А)  Работа в парах. Повторение порядка морфологического разбора слова на стр.313 учебника.  

Б) произвести морфологический разбор выделенных слов из упр248, помогая друг другу.

В) защитить работу перед классом.

3.Стадия рефлексии. Побуждение к дальнейшему расширению информационных знани, проявление творческого самовыражения.

1.Вернемся к «корзине идей», записывает все идеи в виде тезиса без комментариев). Давайте проверим, все ли правильно вы сказали. 2.Используем прием «синквейн» - стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Домашнее задание: упр.387



Предварительный просмотр:

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо  на уроках русского языка

   Понятие «критическое мышление»

   В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. 

Учитывая новые требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

   Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления.

     Существует множество определений критического мышления. Так, «Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн).

 Авторы данной технологии дают следующее определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами»

Под критическим мышлением И.О.Загашева и С.И.Заира - понимают «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который содержит высокий уровень восприятия, понимания, объективного подхода к окружающей его информации. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы.

 Особенность технологии критического мышления звучат следующим образом:
Дети  хотят познавать мир, рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть  помощником, умело стимулируя учащихся к  познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, есть необходимость в их изменении.  Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) деятельность для учеников привычная, как и письменные работы.Так  же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему. Работа направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с разным потоком информации;
  • пользоваться различными способами информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • развивать собственное мнение
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты технологии РКМЧП:

  • надпредметный характер;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом.



Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе по теме: «Предложение».

Технология: критическое мышление через чтение и письмо

Цель: создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы..

1. Познавательные

  сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2.Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение и письмо;

- Развивать монологическую речь.

 3) развивать умение работать в группе(компетентности: интеллектуальная, социальная).

3.Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к самоанализу

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: критическое мышление.

Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

А) Работа с кластером.

Учащиеся устно заполняют ячейки кластера, восстанавливая в памяти представления о синтаксисе и пунктуации как разделах науки о языке.

Б) Орфографическая разминка.

Учитель предлагает сделать орфографическую разминку – т.е. выполнить орфографический разбор слов. Один ученик работает у доски.

В) Выполнение викторины “Верные – неверные утверждения”. (Слайд)

Учащиеся читают помещённые на Слайде утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”. Затем работа проверяется и анализируется.

 II. Стадия осмысления

А).1 Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).

Б) Составление кластера по новому материалу. Запись основных понятий.

III. Работа с учебником (теория)

Выполнение упражнения  199 (учебник практика).

Давайте поменяемся тетрадями с соседом и обсудим вопросы, вызывающие трудности.

Две-три пары учеников (соседей) озвучивают выполнение задания.

IV. Стадия рефлексии (размышления)  

 А) Создание “синквейна”. (Слайд)

1 строка Кто? Что? (Тема.) 1 существительное

 2 строка Какой? (Определение темы.) 2 прилагательных

 3 строка Что делает? (Характерные действия .) 3 глагола

 4 строка Что автор думает? Фраза из 4 слов

5 строка Кто? Что? (Новое звучание темы.) 1 существительное

Б) Подведение итогов. Запись домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кластер на уроках русского языка

Слайд 2

Кластер (“гроздь”) – графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Слайд 3

Технология составления кластера

Слайд 5

Данный прием позволяет : -Охватить избыточный объем информации; -Учить перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; -Учить осуществлять речевой контроль; -Учить извлекать основную информацию из различных источников; -Развивать диалогическую и монологическую речь; -Обогащать словарный запас; -Экономить время.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

Д  О  К  Л  А  Д

на тему:

«Использование возможностей музейной педагогики на уроках русского языка и литературы».

                                                                                                                     

    Подготовила: учитель

русского языка и литературы Г.Н Жабина

Чувство Родины нужно заботливо взращивать,

 прививать духовную оседлость.

 Если не будет корней в родной местности,

в родной стороне - будет много людей,

похожих на иссушенное растение перекати-поле.

 (Лихачев Д.С)

Использование возможностей музейной педагогики на уроках русского          языка и литературы.

XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру.

Культура – это не только массив доставшегося нам наследия: музеи, библиотеки,  памятники, - но и все  события, участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений культуры являются музеи. Введение музея в образовательный процесс способствует  готовности человека не только жить в  меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем культурных преобразований. Подход к музею,  вызывает необходимость существования музейной педагогики .

 Это ставит перед образованием новые задачи:

- Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,  -  Развитие творческой личности,

-  Сохранение традиций, возвращение к  духовным ценностям;   Патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

- Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

      В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко- краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.  

     Понятие «музейная педагогика» было  введено в научный оборот в начале XXв в Германии. В нашей стране это понятие  стало  употребляться в начале 70-х годов прошлого столетия.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе  непрерывного школьного образования учащихся и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике.

Нашей  задачей, как педагога является: создание культурно- образовательной, эмоциональной среды вокруг ребенка, среды, которая способствовала бы решению задач, стоящих перед учителем. Прежде всего, -- развитие речи учащихся,

- повышение общей культуры.

   Этого можно достичь только тогда, когда ребенок стал участником процесса познания. Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее или с использованием музейного экспоната. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца.

Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так происходит приобщение к вечным ценностям жизни.

В этом суть музейной педагогики. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса. Они способствуют формированию языковой и духовной культуры школьников, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить

Главное в музейной технологии - уроки доброты. Цель учителя - увлечь, зажечь, направить в нужное русло. Музейная технология дает огромные  возможности учителю для проведения нестандартных уроков. Это урок в музее, урок-описание экспоната музея, урок-защита проекта, презентация поискового материала, интегрированные уроки с использованием музейных материалов.

 Немного из личного опыты. Так, при проведении урока по развитию речи на тему «Письмо» в 5 классе.

Начинаю урок с сообщения, какие бывают письма: дружеские, поздравительные, официальные, в газету. Далее говорю, что они отличаются не только по содержанию, но и формой обращения: адресатом может быть один человек или группа людей, а иногда – целое поколение

    Затем, знакомлю учеников с письмом солдата с фронта. (Текст  письма) Ребята с интересом слушали письмо, интересовались, остался ли солдат живым после той страшной войны. В итоге  рассказы о своих родственниках  «Письма с фронта»,  «Расскажи мне о войне»  

   Так же в 5 классе на уроке по развитию речи на тему «Описание игрушки – матрешки» я принесла на урок настоящую матрешку, и когда мы начали разбирать игрушку, то многие ребята с интересом рассматривали каждую куколку, и было видно, что настоящую матрешку многие из них видят впервые.

Музейная педагогика помогает прожить ребенку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, о которых расскажет каждый экспонат музея. В сфере музейной педагогики нет места вандализму, она помогает не разрушать, а создавать. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков. Музейная педагогика - это интеграция музея в систему образования.



Предварительный просмотр:

Семинар районного методического объединения

учителей русского языка и литературы

25.08.2017г.

Тема выступления

«Проблемы мотивации на уроках русского языка и литературы и пути их решения».

                                                                                                                     

    Подготовила: учитель

русского языка и литературы Г.Н Жабина

Вопрос о мотивации учения

есть вопрос о процессе самого учения

П.Я. Гальперин

       Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».
Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Если нет внутреннего мотива –  всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Существует  много форм и методов мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации .
                                       Методы мотивации
I.Эмоциональные.
II.Познавательные
III.Волевые
IV.Социальные
Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной, эмоциональной, волевой и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.
Для того чтобы понять, в чем кроются причины неуспеваемости ученика, можно обратиться к вопросу его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из-за интереса к новым знаниям или из желания выглядеть  перед сверстниками, учителями, родителями.

Существуют некоторые пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка:
1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает учеников и учителя. 
2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе  развивает логическое мышление и речь, помогает с помощью наглядности прийти к обобщению. Одним из средств наглядности, на мой взгляд, является схема. Работая со схемой на уроке русского языка, учитываю и этапы обучения, и степень подготовленности учеников к  восприятию и анализу схемы, и их способность самостоятельно составить и записать подробную информацию, проговорить ее и умение пользоваться ею.

3. Использование на уроках современных информационных технологий. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации,  средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо поставленной темы,  цели  и задач, планирования этапов. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь  есть  возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах  можно, например, разместить иллюстрации, которые заменят  старые таблицы.
Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий.

4. Мыслительные задачи - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко поставить вопрос, на который дети должны получить ответ. Особенно актуальным стал этот вопрос в связи с переходом на новые ФГОСы.
Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем выполняют сложную работу, у него возникает интерес к учебным занятиям.
5. Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителя к  проведению нетрадиционных уроков.  Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован на уроках русского языка. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей.

В  старших классах дают  эффективные результаты обучения уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, уроки-исследования.    
Игровые технологии использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. 
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

В старшей школе перед учащимися стоит проблема выбора дальнейшей профессиональной деятельности.

 Направленность и организованность непосредственно ведут к формированию положительной мотивации у учащихся.

 Тем не менее, даже в профильных школах далеко не все учащиеся определились со своим будущим и недостаточно заинтересованы в обучении и получении знаний и хорошего аттестата. Мотивацию можно и нужно повышать, что можно сделать с помощью тех же способов обучения, что и в среднем звене: таких как игры, использование видео и аудио материалов и компьютерных средств обучения. Данные средства обучения значительно повышают интерес к предметам и школе в общем. 

           Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации.



Предварительный просмотр:

Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому

5 - 6 класс

Задание 1.  Запишите слова, которые  получатся, если произнести звуки в словах шёл, лей, люк в обратном порядке.

Задание 2.  Даны слова: ворота, столяр, звонит, тортов, щавель, углубить, позвонишь, цемент, фарфор, форзац, простыня, арест, верба, крапива, свекла, кашлянуть.

Распределите  их по группам (в зависимости от места ударения):  

а) с ударением на первом слоге:

б) с ударением на втором слоге:

в) с ударением на третьем слоге.

- Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?  

Задание 3. Найдите соответствия:

языковое явление

пример

1. грамматическая основа

А. пустынный и однообразный

2. словосочетание

B. большой -  огромный

3. синонимы

C. Москва – столица.

4. антонимы

D. осенний день

5. однородные члены предложения

E. широкий - узкий

Задание 4. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей.

Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Прудников, Решетников, Рукавишников, Рыбников, Селянинов, Толмачев.

Задание 5. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде: спустя манжеты, он в математике кошку съел, делать из букашки слона, ходить уткой, бежал сломя нос, сапоги супа просят.

Задание 6. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

 На то и печь, чтобы в ней печь.

Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мастер.

Поддувало внизу, пока не закрыл поддувало.

Задание 7. В словах выдели приставку, если она есть

Доброта, докрасна, забег, зал, завить, загадка, зайчик, посмотрел, полевой, подарок.   

Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Родственники

– Вы кто такие?

– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята.

– А ты кто?

– Я ваша тётя – гусеница. (С. Иванов)

Вопросы:

1) На самом ли деле встретились родственники?

2) Составьте список родственников.

Задание 9 Прочитайте предложения. Найдите ошибки. Запишите предложения верно.

1) Повар посолил суп солью.

2) У Юры жил молодой котёнок.

3) На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

Задание 10. 

Перечисли известных учёных-языковедов, внёсших большой вклад в лингвистику.

Критерии оценивания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку  

5 – 6 класс

Максимальное количество – 48  баллов

Задание 1.

Ответ: ложь, ель, куль.

Максимальное количество - 3 балла

Задание 2.  Распределите данные слова по группам (в зависимости от места ударения):  

а) с ударением на первом слоге:  тортов, форзац, верба, свёкла, кашлянуть

б) с ударением на втором слоге: ворота, столяр, звонит, щавель, цемент, фарфор, арест, крапива

в) с ударением на третьем слоге: углубить, позвонишь, простыня

-  Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?  

- Орфоэпический словарь (Словарь ударений):

Оценивание. По 0,5 балла за правильный выбор и 2 балла за название словаря

Итого: 10 баллов – максимальное количество

Задание 3. Найдите соответствия: 

языковое явление

пример

1. грамматическая основа

C. Москва – столица.

2. словосочетание

D. осенний день

3. синонимы

B. большой -  огромный

4. антонимы

E. широкий - узкий

5. однородные члены предложения

А. пустынный и однообразный

1-С; 2 – Д; 3- В; 4 – Е; 5 – А

Максимальное количество – 5 баллов

Задание 4.

Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий

(«профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

Прудников - от прудник  (мельник на водяной мельнице),

Решетников - от решетник  (мастер, изготовляющий решёта),

Рукавишников - от рукавишник  (мастер, изготовляющий рукавицы),

Рыбников - от рыбник  (торговец рыбой),

Селянинов – от селянин  (крестьянин, пахарь, деревенский житель),

Толмачев – от  толмач (переводчик, толкователь).

 Оценка:

1 балл за указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека;

по 1 баллу за каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия.

Итого: 7 баллов

Задание 5. Ответ:

Оценка: 1балл за каждый правильный ответ

Итого: 6 баллов

Задание 6. 

Ответ:

На то и печь (сущ.), чтобы в ней печь (глаг.).

Часовой (сущ.) стоял на углу, против дома, где жил старый часовой (прилаг.) мастер.

Поддувало (глаг.) внизу, пока не закрыл поддувало (сущ.).

Оценка:

По 0,5 балла за правильно  указанную часть речи

Итого: 3 балла

Задание 7. 

Ответ:  докрасна, забег, завить, загадка, посмотрел, подарок.   

Оценка:

По 0,5 балла за каждое правильное слово

Итого: 3 балла

Задание 8.

 Ответ:

  1. Нет. Слова «гусь» и «гусеница» имеют разное лексическое значение.
  2. «Родственники»: гусь, гусыня, гусята.

Оценка:

2 балла за верное объяснение,

3 балла за верно подобранные однокоренные слова.

Итого: 5 баллов

Задание 9

Ответ: Повар посолил суп. У Юры жил котёнок. На хрустальной люстре было много висюлек.

Оценка:

По 1 баллу за правильный ответ.

Итого: 3 балла

Задание 10

Ответ: Рубен Иванович Аванесов, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Владимир Иванович Даль, Лев Владимирович Щерба, Михаил Васильевич Ломоносов и др.

Оценка: 

По 0,5 балла за каждое имя

Итого: 3 балла


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок для 6 класса: « Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном» Учитель русского языка и литературы: Жабина Г.Н.

Слайд 2

Цели урока: - Обобщение и расширить сведения об имени прилагательном как части речи; - Повторить морфологические признаки имени прилагательного; - Отработать умение правильно определять разряды прилагательных; - Умение правильно решать орфографические задачи на правописание окончаний, суффиксов, сложных прилагательных; - Воспитывать интерес к русскому языку.

Слайд 3

1. Дайте определение имени прилагательного. 2. Каким членом предложения является имя прилагательное? 3. Как изменяется имя прилагательное? 4. На какие разряды делятся прилагательные? 5. В каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких – раздельно? 6. Расскажите о написании суффиксов -к- , - ск -. 7. Расскажите о написании двух букв - нн - в суффиксах имён прилагательных. 8. У прилагательных какого разряда есть степень сравнения? «Экспресс – опрос»

Слайд 4

Распределительный диктант Д ушистый цветок, лёгкий рюкзак, местный говор, лесной массив, причудливый рисунок, раскидистый дуб, зелёный стол, папин нос, ужасный вид, деревянный дом, мамино пальто, зимний день, волчий след, олений рог, верблюжий горб, отцов дом, умный мальчик Качественные Относительные Притяжательные

Слайд 5

Проверь себя Качественные Относительные Притяжательные душистый цветок ужасный вид причудливый рисунок умный мальчик лёгкий рюкзак зелёный стол раскидистый дуб местный говор лесной массив деревянный дом глиняный горшок зимний день папин нос олений рог верблюжий горб отцов дом мамино пальто волчий след

Слайд 6

Вставьте пропущенные окончания Утренн …м ветерком На свеж…м сене При малейш …м движении Субботн …м вечером В полнейш … й тишине О заячь …м испуге К лись … й хитрости В утренн …м ветерке Под свеж…м сеном В малейш …м движении В субботн …м вечере Полнейш … й тишиной С заячь …м испугом О лись … й хитрости

Слайд 7

Морфологическая путаница Привести в порядок морфологический разбор имени прилагательного: 1.Постоянные признаки: -полная или краткая форма -степень сравнения (сравнительная, превосходная) -число - род(в единственном числе) - падеж (в полной форме) 2.Непостоянные признаки: - качественное, относительное или притяжательное 3. Синтаксическая роль. 4. Часть речи. Вопрос. 5 . Начальная форма

Слайд 8

Проверь себя 1. Часть речи. Вопрос. 2. Начальная форма. 3 . Постоянные признаки: - качественное, относительное или притяжательное 4 . Непостоянные признаки: -полная или краткая форма -степень сравнения (сравнительная, превосходная) - число - род(в единственном числе) - падеж (в полной форме) 5 . Синтаксическая роль.

Слайд 10

Выборочный диктант Найдите и выпишите степень сравнения прилагательного, образуя начальную форму. В величайшей панораме развёртываются удивительнейшие картины гор и равнин. Вершина Народная является самой высокой горой Урала. За миллионы лет вода и ветер стесали горы, обнажили их огромнейшие богатства.

Слайд 11

Проверь себя Величайшей (великий), у дивительнейшие (удивительный), самой высокой (высокий), огромнейшие (огромный )

Слайд 12

- Имя прилагательное-ж.р ., ед.ч.,В.п . - Имя прилагательное-ср.р ., ед.ч.,П.п . Имя прилагательное-м.р ., мн.ч.,Им.п . Синий жакет—синие жакеты Синяя краска—синие краски Синее море—синие моря Исправь ошибку!

Слайд 13

Проверь себя Во мн.ч. прилагательные не имеют рода

Слайд 14

Творческий диктант с комментированием Вставьте суффиксы, подбери к прилагательным существительные. Глин… ый Близ… иный Мерз… ая Киргиз… ий Туман… ый Журавл … ый Немец … ий Кавказ… ая Француз… ий Скольз … ие Свинц … ый Ткац … ий Искусств… ый Дерз … ий Кож… ый Сирен… ый

Слайд 15

Тест Выпишите номера тех прилагательных, которые пишутся слитно. 1.( Татаро ) моногольска орда. 2.( Сельско )хозяйственная литература. 3.( Шахматно )шашечный турнир. 4.(Девяти)летний ребёнок. 5.(Рыбо)ловные снасти. 6.(Бледно)розовое лицо. 7.( Северо )западный ветер. 8.(Разно) цветный ковёр. Сложите все цифры, в результате должно получиться число 19

Слайд 16

Ответ: 2,4,5,8 .

Слайд 17

Домашнее задание: Составить словосочетание « прилаг + сущ » для словарного диктанта, используя прилагательное на изученные орфограммы