Инновационная деятельность

Манасипова Наталья Германовна
с 2010 г. в наша школа является инновационной площадкой по апробации учебного пособия В.В.Высокова "Малый бизнес:предпринимательский всеобуч для школьников". Здесь представлен опыт работы по его реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка

        Рабочая программа профильного элективного курса  «Основы бизнеса и предпринимательства» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089), учащихся на основе курсов «Бизнес и экономика» (Автор программы — И. В. Липсиц) , «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» (Автор В.В.Высоков) и соответствует учебному плану МБОУ ЕСОШ №1 на 2012-2013 уч. год.

Профильный элективный курс рассчитан на 35 часов по одному часу в неделю в 10 классе. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ и защита творческих работ учащихся .

Цель преподавания. Целью преподавания курса является формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.

Задачи преподавания курса:

• формирование у учащихся систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса;

• осознание ими требований, предъявляемых этим типом деятельности к тем выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы своего будущего трудоустройства;

• ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса, и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этой сфере;

• воспитание навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности в России.

                   Актуальность курса:                                                                                                                Темы, входящие в разделы курса согласованы с темами, проходящими в 10-11 классах в курсах «Экономика», «Экономическая география», «История». Курс расширяет знания учащихся, углубляет эти знания и подготавливает их не только к успешной сдачи ЭГЭ, но и успешной реализации себя в жизни.

Преимущественно практическая направленность курса диктует необходимость использования различных методических приемов в деятельности. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт преподавания позволяет  применение следующих способов преподнесения и активизации знаний учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого мышления:

1. Проведение установочных занятий (уроков) по темам курса.

2. Домашний разбор публикаций в деловой прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения.

3. Решение задач на закрепление конкретных прикладных навыков, необходимых предпринимателю.

4. Проведение конкурсов на лучшую идею создания школьной фирмы (лучший бизнес-план).                                                                                                                                                 5. Создание школьных фирм с заранее заданным сроком деятельности и четко опреде-ленными целями функционирования.

6. Организация встреч с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб местной администрации, представителями налоговой службы.

Преподавание всех тем строиться на сочетании исторического и современного материала из отечественной действительности, привлекая в качестве примера информацию о деятельности предпринимателей и фирм зарубежных стран. Курс состоит из двух частей «Основы бизнеса и предпринимательства»,  «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников».Курс  позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни.

   Расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.

Формы организации познавательной деятельности

  1. Фронтальная;
  2. Групповая;
  3. Парная;
  4. Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  2. Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
  3. Поисковый метод;
  4. Метод проблемного обучения;
  5. Метод эвристической беседы;
  6. Анализ;
  7. Дискуссия;
  8. Диалогический метод;
  9. Практическая деятельность;
  10. Проектирование.

   

Требования к подготовке обучающихся в области экономике

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

• основные теоретические положения менеджмента;

• основные принципы функционирования предприятия/фирмы во взаимодействии с внутренней и внешней средой;

уметь

описывать: менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации;

объяснять: мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов;

сравнивать/различать: власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет;

применять: формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели;

раскрывать на примерах изученные понятия и теоретические положения маркетинга;

осуществлять поиск маркетинговой информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публици-стических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обоб-
щать неупорядоченную маркетинговую информацию; различать в ней факты и мнения
, аргументы и выводы;

оценивать действия рыночных субъектов с точки зрения маркетинга;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам маркетинга;

подготовить выступление, презентацию, творческую работу по маркетинговой проблематике;

применять знания в процессе решения практических заданий по
актуальным проблемам маркетинга, участия в деловых играх, тренингах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• критического восприятия маркетинговой информации;

• оценки собственных экономических действий, поведения других людей, происходящих событий с точки зрения маркетинга;

• успешного выполнения типичных экономических и управленческих ролей;

• решения практических маркетинговых проблем, возникающих в повседневной жизни;

• реализации и защиты прав потребителей и производителей товаров,
осознанного выполнения гражданских обязанностей.

• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• оценки происходящих событий и поведения людей в хозяйственной
жизни;

• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
управленческой информации.

                   

                                                     Практические задания

Практическое задание 1

1. Предположим, вы продаете:

— лакокрасочные изделия:

— авиабилеты;

— косметику;

— верхнюю одежду;

— услуги тренажерного зала;

— видеокассеты

— билеты на спортивные  матчи.

Какие скидки могли бы предложить? Предложите стратегию продаж.

Практические задания 2

1. Приведите примеры использования четырех основных средств продвижения (рекламы, стимулирования сбыта, личной продажи, формирования общественного мнения) предприятиями, работающими в вашем городе (по 3—4 примера для каждого средства).

2. Составьте план участия вашей школы в региональной выставке образовательных учреждений (разработайте экспозицию выставки; продумайте, как можно было бы ис-
пользовать специальное оборудование: компьютеры, аудио-видео- и фототехнику, кодоскопы и видеопроекторы; проведите, если есть возможность, электронную презентацию и снимите рекламный видеофильм о вашей школе; напишите сценарий мероприятий на время работы выставки, разработайте инструкции для тех людей, которые будут представлять вашу школу па выставке, подготовьте макеты стендов, буклеты календарей, транспарантов, флагов и т. д.).

3. Используя различные наглядные средства, сделайте устный доклад, в ходе которого подробно опишите участие школы в выставке.

4. Подготовьте письменный отчет о проделанной работе.

Практическое задание 3

Придумайте  новый потребительский товар, которого именно вам не хватает на рынке. Разработайте для него товарную марку,  которая включает и марочное название  и
марочный знак. Какие условия будете предпринимать, чтобы ваша товарная марка стала брэндом? Придумайте упаковку, маркировку для этого товара (определите форму упаковки, материал, из которого она будет выполнена; цвет; функциональные приспособления для удобства пользования т:заром; содержание маркировки товара и расположения  средств маркировки на товаре или упаковке.

Практическое задание 4

На этапе разработки нового товара проводятся испытания
его образца. Предложите различные испытания для следующих новинок:

а) легковой автомобиль среднего класса;

б) туристический рюкзак;

в) шампунь;

г) жевательная резинка;

д) стул.

Практическое задание  5

 Проделайте маленький домашний эксперимент на себе, своих знакомых, друзьях. Для этого отметьте знаком  (+) те качества в «паспорте» темперамента, которые, как вы считаете, у вас есть. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составит 16—19, это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же положительных ответов насчитывается 11-15, значит, качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам в небольшой степени.

«Паспорт» темперамента
...Итак, если вы:

1) неусидчивы, суетливы;  2) невыдержанны, вспыльчивы; 3) нетерпеливы; 4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; 5) решительны и инициативны; 6) упрямы; 7) находчивы в споре; 8) работаете рывками; 9) склонны к риску; 10) незлопамятны и необидчивы; 11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; 12) неуравновешенны и склонны к горячности; 13) агрессивный забияка; 14) нетерпимы к недостаткам; 15) обладаете выразительной мимикой; 16) способны быстро действовать и решать; 17) неустанно стремитесь к новому; 18) обладаете резкими, порывистыми
движениями; 19) настойчивы в достижении поставленно
й цели; 20) склонны к резким сменам настроения,  то вы — чистый холерик.

Если вы: 1) веселы и жизнерадостны; 2) энергичны и деловиты; 3) часто не доводите начатое дело до конца; 4) склонны переоценивать себя; 5) способны быстро схватывать новое;  6) неустойчивы в интересах и склонностях; 7) легко переживаете неудачи и неприятности; 8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; 9) с увлечением беретесь за любое новое дело; 10) быстро остываете, роли дело перестает вас интересо-вать; 11) быстро включаетесь  в  новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую; 12) тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой; 13) общи-тельны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми; 14) выносливы и работоспособны; 15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью  сопровождаю-щейся живыми жестами, выразительной мимикой; 16) сохраняете самообладание
в неожиданной сложной обстановке; 17) обладаете всегда бодрым настроением; 18) быстро засыпаете и пробуждаетесь; 19) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;  20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, то
вы, конечно,
сангвиник.

Если вы: 1) спокойны и хладнокровны; 2) последовательны  и обстоятельны в делах; 3) осторожны я рассудительны; 4) умеете ждать; 5) молчаливы и не любите попусту болтать; 6) обладаете спокойной, равномерной речью. с остановками, без резко вы-
раженных эмо
ций и  мимики; 7) сдержанны и терпеливы; 8) доводите начатое дело до конца; 9) не растрачиваете попусту слова,  10) придерживаетесь выработанного распорядка и системы в работе; 11) легко сдерживаете порывы; 12) мало восприимчивы к одобрению и порицанию; 13) незлобивы, предподчете снисходительное отношение к кол-
костям в свой а
дрес: 14) постоянны в своих отношениях и интересах; 15) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела  на другое; 16) ровны в отношениях со всеми; 17) любите порядок во всем; 18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; 19) обладаете выдержкой, то вы без сомнения, флегматик.

Если вы: 1) стеснительны и застенчивы; 2) теряетесь в новой обстановке; 3) .затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми; 4) не верите в свои силы; 5) легко переносите одиночество; 6) чувствуете подавленность и растерянность при
неудачах; 7) склонны уходить в себя; 8) быстро утомляетесь; 9) обладаете слабой
, тихой речью, иногда снижающейся до шепота; 10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника; 11) впечатлительны до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; 13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим; 14) склонны к подозрительности, мнительности; 15) болезненно чувствительны и легкора-нимы; 16) чрезмерно обидчивы;  17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями; 18) малоактивны и робки; 19) безропотно покорны; 20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, то вы — чистой воды меланхолик.

Практическое задание 6
(деловая игра).

Умеете ли вы слушать и слышать? Простая игра-тест поможет вам узнать, насколько вы искусны в этом деле. Если вы ведете разговор <<на повышенных тонах» с другом, знакомым или партнером, договоритесь с ним соблюдать правило: каждый может продолжать дискуссию только после того, как своими словами передаст предыдущее высказывание своего оппонента. Только после того как тот подтвердит: «Да, именно это я и имел в виду», загорается зеленый свет для ответа. К этой игре можно привлекать и третью сторону — наблюдателя, который будет следить за соблюдением правил.

Кажется, что игра простая. Но если попробовать, то поймешь, с каким трудом удается услышать собеседника. Этот тест, или так называемый контролируемый диалог, требует
полной концентрации на том, что говорит партнер, улавливания его настроения и невысказанных мыслей. Вы придете к выводу, что партнер реагирует тем дружелюбнее и позитивнее, чем более понятым он себя ощущает.

Тест позволяет выявить типичные ошибки, слабости и затруднения. Они проявляются в следующем:

• мы говорим спонтанно, надеясь, а точнее, требуя, чтобы другие «поспевали» за нами; употребляем формулировки, сокращения, специальные термины, которые должны представить нас в качестве знатока и эксперта, но могут быть совершенно непонятны для собеседника;

• выражаем свои мысли неточно из-за небрежности или из-за того, что хотели бы таким образом замаскировать свою неуверенность.

Материально-техническое обеспечение курса

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.   М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и  Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма, 1996.

3. Закон РСФСР от 07.12.1991 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).

4. Закон РСФСР от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».

Литература для учащихся

  1. Ахапкин С.Ю. Лоция бизнеса: Учебн. пособие. — М.: Вита-Пресс, 2009.

          2.Л и псиц И. В. Бизнес и экономика: Учебн. пособие по элективному курсу. — М.:       Вита-Пресс, 2

          3. .Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. — М.: Вита-Пресс, 2008.

          4. Зигаева С.А. Основы предпринимательства. Учебное пособие для учащихся социально-экономического профиля (электронная версия).

          5.Симоненко В. Д. и др. Основы предпринимательства: Учебн. пособие. — М.: Вита-Пресс, 2008

     6.Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика,  2003.

     7. Федин С. В. и др. Менеджмент: Учебн. Пособие — М.:Вита-Пресс, 2005-2006.

  1. Черняк В. 3. Введение в предпринимательство. — М.: Вита-Пресс, 2008.

Литература для учителя:

1. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от А до Я. М.: Дело и Сервис, 1998.

2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.

3. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 2007.

4. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.

5. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

 6. Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 2008                                            7. Л и псиц И. В. Бизнес и экономика: Учебн. пособие по элективному курсу. — М.:                             Вита-Пресс, 2005

            7.   Л и псиц И. В. Бизнес и экономика: Учебн. пособие по элективному курсу -М.:    

    8. В.В.Высоков «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»-Ростов-на-Дону, 2010