Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами

Семенова Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Изучение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации на констатирующем этапе

Для определения исходного уровня профессиональной компетентности

  • самообразования педагогов дошкольной организации был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы.

Цель данного этапа: оценка исходного уровня профессиональной компетентности и особенностей самообразования педагогов ДОО.

Задачи констатирующего этапа:

  1. Определить критерии и параметры для оценки исходного уровня профессиональной компетентности и самообразования педагогов ДОО.
  2. Подобрать диагностические методики и определить методы сбора данных.
  3. Разработать уровневую характеристику профессиональной компетентности и самообразования педагогов ДОО.
  4. Провести диагностическое изучение характеристик профессиональной компетентности и самообразования педагогов ДОО, обработать полученные результаты и проанализировать их.

Опытно-поисковая        работа        по        изучению        характеристик

профессиональной компетентности и самообразования педагогов проводилась на базе структурного подразделения детский сад «Лесовичок». В исследовании приняли участие 12  воспитателей дошкольных групп.

Исследования позволили выделить в структуре профессиональной компетентности педагогов, включенных самообразование, компоненты и определить критерии их сформированности.

Структура профессиональной компетентности педагогов ДОО, включенных в процесс самообразования

Компоненты

Критерии

Мотивационно- ценностный

- направленность мотивации педагогов;

-  наличие  мотивационной  готовности  к  использованию современных педагогических технологий;

- стремление к саморазвитию, самосовершенствованию в педагогической деятельности.

Образовательный

-  владения  знаниями  о  развивающейся  педагогической системе самообразования;

-   владение   знаниями   законов   и   закономерностей самоопределения  личности,  ее  роли  в  формировании педагогического продукта в условиях самообразования;

- владение умениями использовать механизм самообразовательной деятельности как способ

формирования профессиональной компетентности

педагога.

Методический

-  владение  умениями  реализовывать  свой  творческий потенциал  в  профессиональной  деятельности  с  учетом необходимости реализации творческого потенциала детей в системе исследовательской деятельности;

- владение умениями взаимодействовать  с социокультурной  и  образовательной  средой  в  рамках непрерывной профессиональной деятельности;

-  владение  умениями  анализировать  и  проектировать профессиональную деятельность, в том числе и в рамках системного самообразования.

Технологический

- владение умениями использовать результаты диагностики профессиональных  навыков практической  деятельности, проведенной    в    рамках    направленного   системного самообразования;

- владение умениями определять перспективы,

корректировать и диагностировать траектории субъектной и суммарно-субъектной самообразовательной деятельности;

- владеть умениями определять цели, перспективы и задачи профессиональной деятельности

Рефлексивный

- использование механизмов самопознания и самооценки посредством включения в самообразовательную деятельность   в   соотнесении   с   гуманистическими   и профессиональными ценностями;

- активное включение в направленное самоуправление и в процесс   активного   взаимодействии организационно-педагогических   форм   системы   учебно-методического сопровождения  в  перспективе  реализации  потребностей образовательной среды.

Данные компоненты профессиональной компетентности отражают динамику развития профессионального пространства каждого педагога, включенного в педагогическую деятельность, составной частью которой является его самообразование.

В исследовании использовались следующие методики:

  • «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОО» Т.А. Сваталовой.

          Цель: установить уровень сформированности профессиональной      компетентности педагогов дошкольной организации.

  • Тестовая методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой.

Цель: определить уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности.

  • «Оценка эффективности работы по самообразованию».

Н.Н. Гладышевой, А.А. Бойко.

Цель: определить уровни эффективности работы по самообразованию.

  • «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации» (с 2 до 7 лет). Верещагина Н. В.

Цель: оценка педагогического процесса и уровня овладения каждым ребенком необходимых навыков и умений по образовательным областям.

Анализ профессиональной компетентности воспитателей детского сада

проводился с помощью методики Т.А. Сваталовой (приложение 1).

 Воспитателям детского сада предлагалось заполнить диагностическую карту по трехбалльной системе. Ранговая шкала: 3 балла - показатель присутствует в полной мере; 2 балла - показатель присутствует не в полной мере; 1 балл - присутствует в деятельности в меньшей мере; 0 баллов - показатель отсутствует. Обработка результатов предусматривает подсчет проставленных педагогами баллов. Для определения уровня профессиональной компетентности полученное количество баллов соотносится с баллами таблицы.

Характеристика профессиональной компетентности педагогов ДОО по

уровням

Уровень

Характеристика

Низкий

Менее 48 баллов

Распознает педагогические явления, однако затрудняется в их

характеристике. Не всегда осознано применяет теоретические

знания  для  решения  стандартных  задач  профессиональной

деятельности,  затрудняется  в  определении  педагогических

целей  в  конкретных  условиях,  в  оценке  результата  и

собственных действий по его достижению

Средний

49-96 балла

Выделяет  педагогические  факты  и  раскрывает  их  смысл.

Может  воспроизвести последовательность действий  при

Осуществлении определенного способа деятельности,

Применяет   теоретические   знания   для   решения   задач

профессиональной  деятельности,  выбирает  и  обосновывает

средства   и   способы   достижения   поставленной   задачи,

оценивает   полученный   результат   с   точки   зрения   его

соответствия  педагогической  цели.  Оценивает  собственные

действия по его достижению

Высокий

97-144 балла

Сформированные  теоретические представления позволяют

воспитателю  идентифицировать педагогические факты  и

явления, рассматривать их развитие, объяснять и раскрывать

их смысл, воспроизводить вовнутреннем плане последовательность действий при осуществлении

определенного   способа   деятельности;   сформированность

наиболее    результативных    способов    профессиональной

деятельности в условиях самостоятельно выдвигаемых целей

Результаты диагностирования воспитателей дошкольной организации представлены графически на рисунке 1

Уровень профессиональной компетентности педагогов на.

По данным рисунка видим, что в 2016 году преобладающее количество воспитателей - 55% имеют низкий уровень профессиональной компетентности, 33%  средний уровень и 12% высокий уровень.

В 2017 году преобладает средний уровень 53%, 34% высокий уровень профессиональной  компетентности и 13% низкий уровень.

В 2018 году преобладающее количество воспитателей – 65% имеют высокий уровень профессиональной компетентности, 31% средний уровень и 4% низкий уровень.

 В течении трёх лет была проделана методическая работа (проведены консультации, семинары, мастер классы, круглые стола, обмен опытом и др.). результаты работы видны на графики.


Тестовая        методика        «Диагностика        уровня        саморазвития        и

профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой позволила определить уровень стремления педагогов к самосовершенствованию. Воспитателям было предложено ответить на восемнадцать вопросов, выбирая только один из предложенных вариантов ответа (a.b.c). Обработка результатов проходит суммированием баллов. Уровень стремления к саморазвитию соответствует: высокий: 45-54 балла, средний: 30-44 балла; низкий: 18-29 баллов.

Результаты теста представлены графически на рисунке 2.

По данным рисунка видим, что преобладающее количество воспитателей детского сада имеют средний уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности, высокий уровень в течении трёх лет колеблется от 17% до 36% , а с низким уровнем от 17% до 15%. Полученные результаты указывают о превалировании у половины обследованных показателей среднего уровня, что выказывается показателем положительной, но неустойчивой тенденцией воспитателей к реализации себя в профессиональной деятельности, но все-таки имеющиеся показатели низкого уровня говорят об отсутствии актуального желания повышать уровень своего профессионального и личностного развития. Наблюдения обнаруживают, что у воспитателей, чей педагогический стаж превышает двадцатилетний рубеж, наблюдается нежелание и отрицательное отношение к восприятию и введению нового, они отдают предпочтение реализовывать свою профессиональную деятельность старыми проверенными методами.

Для определения эффективности процесса самообразования педагогов ДОО использовался метод опроса Н.Н. Гладышевой, А.А. Бойко «Оценка эффективности работы по самообразованию»

Результаты опроса представлены графически на рисунке 3.

По данным рисунка видим, что на 2016 год 50% воспитателей детского сада имеют низкий уровень эффективности работы по самообразованию, 17%  - средний уровень. 33% - высокий уровень эффективности работы по самообразованию. Анализ опроса показал, что у воспитателей нет видимых затруднений при выборе темы работы по самообразованию, целеполагания. Темы самообразования воспитателей сочетаются с годовыми задачами дошкольной организации, личными затруднениями воспитателей. Лишь 50% воспитателей осваивают учебную и научно-методическую литературу, знакомятся с последними достижениями в педагогической науке. Сложности возникают при разработке плана действий, продуманности содержания, форм работы по этапам. Низкий показатель у воспитателей отмечается на практическом этапе работы по самообразованию. У педагогических работников не налажено сотрудничество с другими педагогами, отсутствует обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса. Результаты самообразования воспитателей не представлены, не внедрены в практику. Показатели диагностики и наблюдения дают основание утверждать, что процесс организации самообразовании в дошкольной организации осуществляется на низком уровне, а значит, возникла необходимость планирования работы методической службы по данному направлению работы с педагогами. Поле обширной работы с педагогами из графика мы видим, что уровень самообразования педагогов вырос.



Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса

дошкольной образовательной организации (с 2 до 7 лет)

Верещагина Н. В.

Мониторинг педагогического процесса ДОО на три года.

По результатам полученных данных мониторинга образовательного процесса и формированию интегративных качеств у воспитанников можно сделать вывод о стабильной положительной динамике в развитии воспитанников на протяжении всего периода освоения детьми «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Стабильные положительные результаты развития обучающихся по итогам мониторингов показали

Образовательные области

2016 год

2017 год

2018 год

Социально – коммуникативное развитее

78%

82%

85%

Познавательное развитие

77%

84%

84%

Речевое развитие

73%

86%

91%

Художественно – эстетическое развитие

69%

71%

71%

Физическое развитие

76%

85%

87%



Предварительный просмотр:

Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса  (в т.ч. условий реализации основной образовательной программы)  и кадрового обеспечения по итогам внешней экспертизы.

Работа над стабильным ростом качества знаний является одним из приоритетных направлений моей деятельности. Анализ уровня успеваемости подготовки учащихся соответствует требованиям Федеральных стандартов. В работе за последние три года наблюдается позитивная динамика по образовательным областям развитию достижений обучающихся: при 100 % успеваемости детей качество образования по всем образовательным областям в 2016 г. – 84%, 2017г. – 85%, 21018г. 87%.