Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов

Стародубцева Алёна Александровна

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МКОУ «Краснояровская

                     школа № 30 им. Героя России

А. Галле»

                                                                         _________И. Э. Бессарабова

                                                                         

                                                                                       

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Краснояровская средняя школа № 30 имени Героя России Александра Галле»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников»

 

 Консультацию подготовила:

                                                                                            воспитатель

Стародубцева Алёна Александровна

Первая квалификационная категория

П. Красный Яр

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Слайд 1

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми родного языка, так как:

во-первых, в связной речи реализуется коммуникативная функция;

во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

в-третьих, в связной речи прослеживаются все задачи речевого развития. Это формирование грамматического строя речи, словаря, фонематической стороны речи.

Связная речь должна быть содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно о чем-то рассказать, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку.

Слайд 2,3,4,5

Слайд 6

Художественная литература используется не только в НОД, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

Слайд 7

Художественная система русского фольклора своеобразна, язык которого прост, точен, выразителен.

Для развития художественно - речевой деятельности в группе организованна предметно - развивающая среда.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляли с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следили за развитием действия в сказке, и сочувствовали положительным героям.

Слайд 8

С самого раннего возраста дети знакомятся с потешками, песенками, закличками русского фольклора.

Слайд 9

Рассматривали иллюстрации с последовательностью сюжета.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Слайд10

 При обучении детей рассказыванию в НОД использовали мнемокарты и мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию текста.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Слайд 11

Этапы работы (младший средний возраст)

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка - мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Слайд 12

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Слайд 13,14,15

А так же очень хорошо детьми запоминаются мнемомодули.

Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая

Слайд 16

Для наиболее лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: разрезные картинки по сказкам, кубики «Собери сказку», игры на развитие логического мышления.

Слайд 17

Выложи на фланелеграфе последовательность сюжета сказки, настольный театр.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой, фиксируем внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок учим детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Слайд 18

В совместной и свободной деятельности дети собирают с удовольствием пазлы со сказками,

Слайд 19

 играют в настольный театр, любят драматизировать сказки.

Слайд 20

 В старшей и подготовительной группе детей учат при восприятии содержания  литературных произведений замечать выразительные средства.

Этапы работы в старшей и подготовительной группе по мнемотаблице:

1. Зачитывается текст сказки и выделяются её основные части.

2. Каждая часть кодируется

3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы самостоятельно

4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Слайд 21

 А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Слайд  22

В НОД используем мнемотаблицы при заучивании стихов и рассказывании сказок.

Ребята легко запоминают стихи, лучше понимают загадки и их отгадывают.

Слайд 23

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Таким образом, художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа. Также художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания, в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.

Константин Дмитриевич Ушинский

«Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников Подготовила: Стародубцева Алёна Александровна воспитатель первой квалификационной категории детский сад « Лесовичок »

Слайд 3

Задачи

Слайд 4

Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой Метод Приёмы Словесный Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи Практический Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки

Слайд 7

Для развития художественно - речевой деятельности организованна предметно- развивающая среда

Слайд 8

Первые книжки для детей раннего возраста- потешки , песенки, заклички

Слайд 9

Рассматривание иллюстраций

Слайд 10

Обучение рассказыванию

Слайд 11

Пересказ художественной литературы этапы работы в младшей и средней группе

Слайд 12

Заучивание стихов по цветным мнемотаблицам

Слайд 13

Сказка «Теремок» ( мнемомодель )

Слайд 15

Дидактические игры Разрезные картинки, «Сложи сказку из кубиков»

Слайд 16

Выкладывание сюжета на фланелеграфе

Слайд 17

Собирают пазлы

Слайд 18

В средней группе дети сами организуют настольный театр

Слайд 19

Этапы работы в старшей и подготовительной группах

Слайд 20

Мнемодорожки к рассказу К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Слайд 21

Заучивание стихов

Слайд 22

Художественная литература способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, восприятия, памяти, внимания, что очень важно для развития детей и подготовке их к школьному обучению.

Слайд 23

Спасибо за внимание! Использованная литература Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Творческая речевая активность детей через театрализованные игры» В оспитатель: Стародубцева Алёна Александровна первая квалификационная категория

Слайд 2

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать , а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» Джанни Родари

Слайд 3

Задачи: - развитие словаря; - воспитание звуковой культуры речи; - формирование грамматического строя языка; - развитие связной речи.

Слайд 5

Условия благоприятные для развития речи через театрализованные игры: уделять серьезное внимание подбору литературных произведений; с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово; ознакомление детей с сюжетными игрушками; воспитывать у детей интерес к театральной игре.

Слайд 6

Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: - вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис; - невербальные средства – мимика, жесты, поза.

Слайд 7

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: - игры – драматизации; - режиссерские игры. Видами драматизации являются: - игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - ролевые диалоги на основе текста; - инсценировки произведений; - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; - игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Слайд 8

- игры – драматизации - режиссерские игры

Слайд 9

Театрализованные игры включаются в непосредственно образовательную деятельность: физкультминутки; п альчиковая гимнастика.

Слайд 10

Связь театрализованной игры с областями: 1. Конструированием (изготовление элементов декорации); ручным трудом (дети могут сами изготавливать театр (пробки, спичечные коробки, папье-маше), изготовление элементарных декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо и пр.); 2. Художественно-речевой (знакомство с литературными произведениями, инсценированние художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью). З. Изобразительной деятельностью (изготовление афиш, изготовление элементов костюмов, декораций, изготовление театра игрушек (театр картинки на руке, для фланелеграфа ).

Слайд 11

Викторина 1. Какие виды речи формируются через театрализованную игру? 2. Какие невербальные формы общения усваиваются через театрализованную игру? (выберите правильный ответ) - мимика; - лексика; - жесты; - поза; - интонация; - синтаксис.

Слайд 12

3. Какие виды руководства театрализованной игрой вы знаете? 4. На какие две основные группы делятся театрализованные игры? 5. Какие условия благоприятны для развития речи детей через театрализованные игры?

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Утверждаюhttps://lh6.googleusercontent.com/LOAnhu3yhfZGhklFbHRTKg651ej9f3rr8YN1QmB2fAM7ZTLgSeAbqiMAREUoZJbWBHVwZzjWayH0uVjEE-lI6zUnRBaiLceQAUUTIBuXRURzDwQGky80ziz6e27jxSFJOIN33spJUZ_GCICfEQ

Директор МКОУ «Краснояровская

                     школа № 30 им. Героя России

А. Галле»

                                                                         _________И. Э. Бессарабова

                                                                         

                                                                                       

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Краснояровская средняя школа № 30 имени Героя России Александра Галле»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Творческая речевая активность детей через театрализованные игры»

 

 Консультацию подготовила:

                                                                                            воспитатель

Стародубцева Алёна Александровна

Первая квалификационная категория

П. Красный Яр

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Известный всем писатель Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку.

   Реализуя цель развития творческой речевой активности детей через театрализованную игру, необходимо поставить следующие задачи:

 - развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

- формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

- развитие связной речи;

- ознакомление с художественной литературой;

 - подготовка детей к обучению грамоте.

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

 Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную  с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

  Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи.

Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана педагогами и родителями.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

   - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

     - с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, полевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);

    -ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ -  топ - топ».)

     - воспитывать у детей интерес к театральной игре. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений.

        Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства  – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

    В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

-  игры – драматизации;

- режиссерские игры.

   В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

  В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.

Театрализованные игры необходимо включать в  непосредственно образовательную деятельность:

физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Так же театрализованные игры связанны с областями:

1. Конструированием (изготовление элементов декорации); ручным трудом (дети могут сами изготавливать театр (пробки, спичечные коробки, папье-маше), изготовление элементарных декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо и пр.);

2. Художественно-речевой (знакомство с литературными произведениями,  инсценированные художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью).

З. Изобразительной деятельностью (изготовление афиш, изготовление элементов костюмов, декораций, изготовление театра игрушек (театр картинки на руке, для фланелеграфа).

Влияние театрализованной игры на развитие речи детей неоспоримо. С её помощью можно решать практически все задачи области «коммуникации» и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал.

Вопрос – ответ!!!

  1. Какие виды речи формируются через театрализованную игру?

Ответ: связная, звуковая, диалогическая, монологическая.

2. Какие невербальные формы общения усваиваются через театрализованную игру? (выберите правильный ответ)

- мимика;

- лексика;

- жесты;

- поза;

- интонация;

- синтаксис.

Ответ: мимика, жесты, поза.

  1. Какие приёмы руководства театрализованной игрой вы знаете?

Ответ: чтение произведений, беседа по содержанию произведений, рассматривание иллюстраций, поделки атрибутов и пособий, работа над текстом, игры имитации мимики и жестов.

  1. На какие две основные группы делятся театрализованные игры?

Ответ: игры – драматизации, режиссёрские игры.

  1. Какие условия благоприятны для развития речи детей через театрализованные игры?

Ответ: уделять серьезное внимание подбору литературных произведений;

с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово;

ознакомление детей с сюжетными игрушками;

воспитывать у детей интерес к театральной игре.



Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МКОУ «Краснояровская

                     школа № 30 им. Героя России

А. Галле»

                                                                         _________И. Э. Бессарабова

                                                                         

                                                                                       

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области «Краснояровская средняя школа № 30 имени Героя России Александра Галле»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Формирование здорового образа жизни через обогащение здоровьесберегающей среды»

 

 Консультацию подготовила:

                                                                                            воспитатель

Стародубцева Алёна Александровна

Первая квалификационная категория

П. Красный Яр

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивовпонятийубеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.

Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.

Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.

Здоровье наше не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на положительные результаты.

Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия:

- Ежедневно в своей работе с детьми нужно использовать такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, на занятиях в утренний отрезок времени, в играх использовать упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.

- Для укрепления зрения нужно проводить зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

Тренировочные упражнения для глаз можно проводить несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

Синий, голубой, зелёный – действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

- Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Мы их называем «минутки шалости».

- Чаще использовать противоположные упражнения - «минутки покоя»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы, помечтаем под прекрасную музыку.

Релаксация для педагогов

- В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.

- Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.

- Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в изголовье на кровати ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав:

запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус;

* запах берёзы – улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

* запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.

- Вместе с родителями можно создать в группе «Уголок здоровья».

В уголке здоровья  собрать книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Оформить дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», и т.д. все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.

Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления; обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д.

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Задача воспитателя:

Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Требования к спортивному уголку

1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.

2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.

5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

6. Наличие символик физкультуры и спорта.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.

Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.

Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.

В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Комплектация уголков:

1. Теоретический материал:

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок (со II младшая группа во II половине года) ;

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (со средняя группа во II половине года) ;

- иллюстрированный материал по летним видам спорта (со средняя группа во II половине года) ;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения (со средняя группа во II половине года) .

2. Игры (средние и старшие группы) :- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.) .

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп.)

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ;

- бросовый материал (шишки, яйца откиндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук.

5. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцеброс;

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы) ;

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

- корзины для игр с бросанием;

мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст) ;

- кегли;

- нестандартное оборудование.

8. Выносной материал (по возрасту детей) :

- мячи резиновые;

- мяч футбольный (средний и старший возраст) ;

- бадминтон (старший возраст) ;

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

Зарядка для глаз

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты.

У неё большие ветки,

Вот такой ширины.

Есть на ёлке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

Вверх.

Влево.

Вправо.

Вниз.

Закрыть глаза



Предварительный просмотр:

Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».

Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

1.        Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2.     Уточнять использование грамматических форм речи.

3.        Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. (Фланелеграф, картинки, пластилинография и т.д.)

В активном сторителлинге  дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Ещё один вид - цифровой - это такой формат, в котором рассказывание истории сочетается с визуальными или аудиальными компонентами (картинки, презентации, видео).

Я бы хотела вам рассказать об активном сторителлинге с использованием «Кубиков историй».

На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий – педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Практическая часть. Итак

Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».

В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

  • Однажды, много лет назад…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Когда-то давным-давно…
  • Жили-были…
  • Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

  • Появляется решение поставленной проблемы.
  • Короткий вывод (итог рассказа).

ПОИГРАЕМ

«Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи.

Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.

У техники сторителлинга широкое применение в речевой коррекции. «Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков.  Для этого используется набор кубиков с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля.  Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи-  фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.


 «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
  • Расширение запаса знаний об окружающем мире;
  • Развитие всех речевых компонентов;
  • Развитие высших психических функций;
  • Развитие коммуникативных навыков детей.

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

 фантазировать, сочинять, придумывать —

вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари



Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса:

«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича

(предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов при организации детско-взрослого взаимодействия посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича.

Задачи:

  • Систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения  В.В. Воскобовича.
  • Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности при руководстве    развивающими играми.

Ход мастер-класса:

«Великая цель образования –

это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Сегодня мы поговорим о развивающей игре В.В. Воскобовича, которая способствует реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии со Стандартом.

  Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.

Пособия  Воскобовича довольно гибкие, они дают возможность проявить фантазию или выбрать подходящий вам способ обучения.

Особенности развивающих игр В.Воскобовича:

  • сказочность, каждая игра имеет своего героя;
  • игры способствуют развитию познавательных процессов у детей.
  • развивают речь детей:
  • имеют широкий возрастной диапазон.
  • игры обладают многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач

Мы рассмотрим использование  развивающего пространства «Фиолетовый лес».

Как вы думаете, почему В.В. Воскобович использует именно фиолетовый лес? Почему не зеленый?

Педагоги размышляют, отвечают.

Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему и повышает творческий потенциал.

Фиолетовый лес – большая страна, поэтому и моделирующая ее ковролиновая основа поделена на 4 соответствующие игровые зоны:

  • «Небо»
  • «Лужайка»
  • «Дорожка»
  • «Полянка»

Ребенок, используя  элементы Фиолетового леса, самостоятельно играет, конструирует и закрепляет полученные знания. Он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, стимулирует свою фантазию и воображение, запоминает цвета и информацию об окружающем мире.

Игры в «Фиолетовом лесу» можно разделить на 4 категории:

- игры, направленные на творческое конструирование;

- игры на развитие логики и воображения;

- игры, обучающие чтению;

- игры на развитие математических способностей;

Предлагаю совершить путешествие по Фиолетовому лесу с его сказочными жителями.

Чтобы попасть в страну фиолетового леса надо произнести заклинание радуги: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи.

 Посмотрите, это Ворон Метр. Он нас приглашает  в увлекательное путешествие по Фиолетовому лесу, где можно многому научиться.  Но в Фиолетовом  лесу был очень сильный ураган и у Девочки Дольки, которая живет на поляне Чудесных цветов, сильный ураган унес ее сестренок по всему Фиолетовому лесу и нам их нужно найти. Мы  поможем ворону Метру?

- Давайте поможем Ворону Метро и Девочке Дольке. Нам нужно отправиться в Фиолетовый лес на поляну Чудесных цветов, где живет девочка Долька.  А как мы с вами попадем в Фиолетовый лес, на чем мы туда доберемся?  (ответы родителей). Конечно же на самом быстром самолете.  А в этом нам поможет Волшебный квадрат. (Делаем самолет из  «Квадрат Воскобовича».) (На экране появляется самолет и звук взлета самолета)

Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели

(Вращение руками, согнутыми в локтях)
Руки в стороны – в полёт

(Стойка ноги врозь, руки в стороны)
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд
,

(Поворот вправо)
Левое крыло вперёд.

(Поворот влево)
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.

(Лёгкий бег в разных направлениях).

      - Прилетели, приземлились, посмотрите, мы оказались с вами в Фиолетовом лесу. Посмотрите как тут красиво, интересно. (на слайде картина Фиолетового леса).

          Здравствуй лес  тайный лес

Полон сказок и чудес!

        Мы не просто в лес вошли

            Мы открыли в сказку двери

                                                В Фиолетовой стране ждут нас сказочные звери.

     -Посмотрите что же это перед нами, это Чудесная поляна  золотых плодов! Здесь живет умудренный опытом паук Юк. (слайд Чудесная поляна  золотых плодов)

   

    Через мостик перейдем

       К паучку мы попадем!

(слайд с изображением Паука Юка).

На чудесной поляне

                                                         Ученый Паук

                                                         Сплел свои сети

    И видим мы вдруг…..

      Точки все соединились

            И во что-то превратились.

    - Паук Юк  плел паутину «Бабочку» для девочки Дольки и ее сестренок, что бы бабочка летала по Чудесной поляне цветов, но его  озорные внуки все запутали, поможем  ему  распутать паутину.

    - Давайте мы с вами попробуем  распутать паутину, вот перед вами игра «Геоконт» и с помощью ее нам предстоит сделать красивую бабочку. Приступайте.  (игра в «Геоконт» ).  

     - Посмотри какие у нас красивые , разные получились бабочки, вам нравится.

Теперь Паук Юк много бабочек может подарить  девочке Дольке и ее сестренкам. Спасибо вам за помощь, Паук Юк нам дарит первый лепесток., его принес сильный ураган с поляны Чудесных цветов. (появляется на экране и Паук отдает один лепесток)

     - Спасибо тебе Паук Юк. Ребята посмотрите, а  что это перед нами? (на слайде появляется озеро Айс, ответы родителей). Это волшебное озеро Айс, нам нужно перебраться через озеро, давайте мы на корабле его переплывем, в этом нам поможет кораблик «Плюх-Плюх».  (игра в Кораблик «Плюх-Плюх). Посмотрите какой красивый, разноцветный кораблик.

         Отважный кораблик

Плывет в океан

          Лягушки – Матросы,

    А Гусь – Капитан,

 Лягушки, забыв,

             Про усталость и скуку,

В пути изучают

    Морскую науку…

(на слайде появляется корабль на нем капитан Гусь и матросы лягушки.)

     - Сколько мачт у корабля? Одинаковые   ли мачты по высоте на каждом корабле? Сравните и назовите их. (Пять мачт. Все мачты разные по высоте: самая высокая, высокая, средняя, низкая, самая низкая.) Сосчитайте все красные (жёлтые, синие и т.д.) флажки. Покажите самую

низкую мачту. Сколько на ней флажков? (Один.)

Сколько флажков на самой высокой мачте? (Пять.)

Какого они цвета? (Ответы родителей.) 

Плывёт кораблик с разноцветными мачтами. Но вдруг подул сильный ветер и повернул флажок самой низкой мачты вправо, самой высокой — влево, а третий флажок на средней мачте — влево. Чтобы ветер не сорвал наши  флажки с матч, что мы можем сделать? (Закрепить верхние флажки верёвочкой-канатиком.) (Родители выполняют соответствующие действия на своих  корабликах.)

       -Вот мы с вами и переплыли озеро Айс. (на слайде появляется капитан Гусь). За то, что вы такие смелые,  справились с заданием на корабле, капитан Гусь дарит вам,   в помощь в  путешествие «Нетающие льдинки озера Айс» и лепесток. Спасибо капитан Гусь.

     - Посмотрите какая красивая цветная поляна это  Ковровая поляне,  здесь живет гусеница Фифа. (на экране появляется гусеница Фифа.)

     - Какая же гусеница Фифа красивая! Сколько у неё ножек! Ах, а у нашей Фифачки горе! Дорожки, по которым она так любила ходить, сломались! Они потеряли цветные камушки. Поможем ей? (на экране появляются изломанные дорожки).  (игра с блоками Дьенеша). Первый камешек был круглый красного цвета, второй камешек маленький и синего цвета,  дольше квадрат желтого цвета, четвертый треугольник красного цвета и последний камешек синего цвета прямоугольный. Сколько всего камешек в разноцветной дорожке? Сколько кругов? Сколько красных камешков? Молодца все справились с заданием.  Как нашей Фифе нравятся новые дорожки! Она улыбается нам и говорит спасибо! И за нашу помощь гусеница нам дарит лепесток. А нам пора идти дальше!

      -Посмотрите, где же мы теперь оказались. Пока мы  с вами шли  по цветным дорожкам не заметили, как оказались на  Чудо-острове, на котором живет пчелка Жужа. (на экране появляется пчелка Жужа.) Ребята у пчелки Жужи есть много друзей, но в сильный ураган все друзья пчелки разлетелись, давайте мы их найдем. Каждый придумает своего сказочного жучка.(игра в «Чудо крестики»). Как много у нас получилось жучков, пчелке Жужи очень нравятся новые друзья, она нам говорит спасибо и дарит нам лепесток.

     -Спасибо пчелка Жужа.

             В стране Муравии у пня

Суетня и беготня

            Ты Мурашек – муравей

            Дай заданье поскорей…

(на слайде страна Муравия).

      -А это страна Муравии.  В стране Муравия живет королева Мурана и  очень много муравьев, всем не хватает домиков, давайте построим им домики.  (Игра палочками Кюизинера).

     -Молодцы, у всех получились домики, какие они у вас цветные, сказочные, муравишки очень довольны и королева Муравия дарит нам еще лепесток. Спасибо королева Мурана.

    -Нам пора отправляться дальше.

                По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

         И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

             На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

     -Ребята пока мы с вами шли по дорожке мы попали в город Говорящих попугаев. (на слайде город Говорящих попугаев). А как вы думаете, кто здесь живет?  Правильно попугаи и зовут их  Эник и Беник. Какие интересные имена у попугаев, давайте мы с вами с помощью игры «Конструктор букв» то же придумаем интересные  имена попугаям. (игра «Конструктор букв»).

     -Молодцы, у всех получились интересные имена  попугаев, им очень понравились. Вот нам еще один лепесток. Спасибо вам попугаи. Давайте посчитаем, сколько у нас с вами лепестков.(6)   Посмотрите, вот мы и оказались на Поляне чудесных цветов. А вот и девочка Долька. (на экране появляется девочка). Ребята оказывается лепестки, которые нам  дарили жители Фиолетового леса, это и есть сестренки девочки Дольки и их сильный ураган разбросал по всему Фиолетовому лесу. И нам нужно из них составить цветок. (игра «Лепестки»).

    -Молодцы, какой красивый у нас получился цветок, но вот мы и помогли девочке Дольки, нашли ее сестренок и теперь наше  путешествие заканчивается нам пора опять возвращаться  в детский сад. Полетим мы на самолете, а в этом нам помогут «Нетающие льдинки озера Айс», которые нам подарил капитан Гусь.  Давайте смастерим самолет. (игра «Прозрачный квадрат»).

                  Самолет летит, самолет гудит.

Левое крыло вперед,

   Правое крыло вперед,

    Прилетел нас самолет.

    -Вот мы и оказались опять в нашем садике.

Но пришла опять пора,

         Взрослых возвращать сюда.

          А теперь начнём вращаться,

             И во взрослых превращаться.

     - Вам понравилось наше путешествие?

    - Мы хотим еще рассказать вам, что развивающие игры Воскобовича можно сделать своими руками из разных материалов.

        Подведение итогов.

-Нам  хотелось бы узнать ваше мнение о мероприятии.

        Обратная связь:

 -Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
-Какая вам игра понравилась?